Использование дидактической игры как средство сенсорного развития ребенка
Роо Галина Сергеевна
Использование дидактических игр как средство сенсорного развития младших дошкольников
Использование дидактических игр как средство сенсорного развития младших дошкольников
В младшем дошкольном возрасте ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. У детей младшего возраста происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей. Помогает использование дидактической игры для развития внимания. К примеру,игра на внимание: “Найди такой же предмет”, в ходе, которой предлагается ребенку выбрать из 4-6 шариков, кубиков, фигурок (по цвету, величине, игрушек «такой же», как у него.
Дидактические игры помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогут игры “Что изменилось?”, “Запомни картинку” и “Чего не стало?” и другие.
При ознакомлении детей с сенсорными эталонами, используется игровой персонаж. Сказочный герой помогает ребятам освоить азы сенсорики, тактильных ощущений, способствует лучшему запоминанию и усвоению программы при помощи игровых приемов. Все мероприятия побуждают детей к активному взаимодействию друг с другом, с окружающим миром. Дети узнают о создании и предназначении предмета, играют с экспонатами и в процессе игры обогащают свой чувственный опыт.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия. С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитиютактильно-двигательных ощущений:
– игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным);
– собирание крупных пазлов;
– сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки, разных по величине, форме, материалу.
Подобранный комплекс интересных, доступных и познавательных игр для сенсорного развития и разработанная система педагогической работы, будет реализовывать, поставленные задачи в сенсорном развитии у детей младшей возрастной группы посредством дидактических игр.
Все дидактическиеигры можно разделить на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.
В играх с предметами можно использовать игрушки и реальные предметы. Играя с предметами, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том,что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети познают окружающий мир, углубляют приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах, также на развитие речи и правильной ориентировки в пространстве.
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей.Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, мозаика, разрезные картинки, крупные пазлы и кубики. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет, устанавливать сходства и различия предметов, учатся сравнивать и выделять признаки предметов.
Соблюдение правил в игре требует от детей определённых усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции. Используя дидактическую игру в воспитательно – образовательном процессе, через её правила и действия у детей формируются корректность, доброжелательность, выдержка.
В работе по сенсорному развитию для детей младшей возрастной группы, используются следующие виды дидактических игр:
1.Игры на различение основных цветов:
«Бантики для котят» (предложить подобрать необходимый цвет для предмета, «Грибочки», «Весёлые бусы» (предложить по памяти собрать бусы из разноцветных кружков в соответствии с образцом, «Красивый петушок»,«Разложи в бутылочки по цвету» (учить различать и называть цвета)«Закончи картинку» («Яблонька», «Цыплята», «Самосвал», «Ёжик», «Ракета», «Машина и светофор», «Разноцветные бусы», «Разноцветные трубочки»,«Бабочки и цветочки», «Половинки», «Собери автобус»,«Волшебные коврики». Дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету, развивать координацию движений рук.
2.Игры на различение величины предметов:
«Цыплята на лужайке»,«Собери пирамидку», «Большой-маленький», «Посади ёлочки», «Яблочки». «Большие и маленькие бусы”, “Большая и маленькая куклы”, «Соберём башенку”, «Сбор фруктов”, «Какой мяч больше», «Угости зайчика». Дети учатся различать, чередовать, группировать предметы по величине; собирать башню, ориентируясь на образец, располагая кольца по убывающей величине; развивать глазомер детей при выборе по образцу предметов определённой величины.
3.Игры на закрепление знаний о форме:
«Закрой окошки», «Разложи бусинки», «Закончи картинку», «Светофор», «Волшебная книжка-малышка», «Собери автобус», «Чудесный мешочек», «Нанизывание бус разной формы”, «Геометрическое лото”, «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебная коробочка», «На что похоже?». Дети учатся различать, группировать предметы по форме, вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия; упражняются правильно соотносить несколько предметов с одним и тем же геометрическим образцом.
4. Игры на закрепление понятий большой-маленький,много-мало и основных цветов:
«Ёлочки и грибочки»“, «Пирамидки», «Подкати большой, маленький мяч», «Собери матрёшку».
5. Игры, активизирующие движения, сочетающие с решением умственных задач,которые закрепляют знания детей: «Найди свою пару», «Найди свой домик», «Найди домик для фигуры». В таких играх дети бегают, разыскивая тот домик, к которому прикреплен флажок или ленточка такого же цвета, какая привязана у них к руке.
Для ориентации в пространстве включают игры и упражнения: «Где лежит, стоит?», «Поставь на место», «Далеко-близко», «Высоко-низко», «Справа-слева», «Вниз-вверх».
В свободной деятельности используются игры: «Овощной магазин», где дети разглядывают имеющиеся в магазине овощи и ощупывают их,производят с ними различные действия: складывают в кучки овощи круглой формы, расставляют на одной полке овощи большей и меньшей величины, упаковывают в пакеты овощи только красного, синего или желтого цвета. «Накроем стол для гостей», где дети раскладывают посуду разной величины и цвета. «Нарядим куклу», где дети наряжают куклы в разноцветные платья, учатся завязывать бантики.А также предлагается детям выполнять следующие упражнения: «Кто где живет» (провести дорожку от животных к месту, где они живут); «Назови картинки» (назвать и раскрасить, «Зернышки цыплятам» (имитация и звукоподражание); «Обведи правильно»; «Отгадай и раскрась» и т. д.
В режимных моментах используются игры: «Оденем куклу Катю на прогулку», «Как нужно одеваться», «В гостях у Мойдодыра», в которых у детей воспитывается самостоятельность в самообслуживании.
Знакомясь с явлениями природы, используются игры:
– Игры: «Солнышко и дождик», «Соберем листочки», «Что за дерево?».
– Упражнения: «Холодно – жарко», «Сухой – сырой», «Много-мало», «Далеко-близко», «Тихо-громко».
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного развития являются дидактические игры. Посредством игровой деятельности у детей развивается познавательная активность, пробуждается интерес к обучению.
Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться у детей сенсорного развития. Посредством дидактических игр младшие дошкольники учатся анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по их свойствам и признакам.
Важно отметить, что каждая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей 3-4 лет и их воспитания. Роль дидактических игр в сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширять кругозор.
Игры выполняют функцию — контроль над состоянием сенсорного развития детей. Дидактический материал подбирается с учётом следующих принципов: принцип наглядности, принцип доступности и прочности, систематичности и последовательности. Особый акцент делается на умелый подбор игрушек, организацию развивающей среды, сферу общения. Опираясь на возрастные познавательные способности детей, приобщать к миру вещей. Обучать новому и интересному, используя при этом увлекательную игровую форму [16,с. 98].
Таким образом, применение дидактических игр в педагогической работе помогает влиять на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов,так как обладает двойной направленностью: на повышение эффективности воспитания и обучения детей и на снятие отрицательных последствий образования. Игра – это важный вид деятельности в дошкольном возрасте, и стараясь организовать ее так, чтобы каждый ребёнок, проживая дошкольное детство, мог получить знания, умения и навыки, которые он пронесёт через всю жизнь. И от того, как его научат передавать взаимоотношения между людьми, так он и будет строить реальные отношения.
Источник
Н.И.Кузьмина
МБДОУ “ДС №366 города Челябинска”
г.Челябинск
Использования дидактических игр для сенсорного развития детей
В статье рассматривается использование дидактических игр для сенсорного развития детей. На сегодняшнее время существует необходимость постоянного использования сенсорного развития детей раннего возраста через дидактическую игру.
Воспитывать… самая трудная вещь. Думаешь: ну, все теперь кончилось! Не тут-то было: только начинается!
Лермонтов М. Ю.
С внедрением ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности
педагога становятся здоровьесберегающие образовательные технологии,
которые являются неотъемлемой частью и отличительной особенностью всей
образовательной системы. В условиях современного общества воспитанник, несомненно, должен быть активным и обладать высоким уровнем развития интеллекта, который раскроет свои потенциальные возможности во взрослой жизни. Ребенок – мобильный, творческий и коммуникативный всегда добьется в жизни большего, чем все остальные.
Значение сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве нельзя недооценить. Благодаря сенсорному развитию ребенок раннего возраста познает жизнь. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования всей деятельности, накопления представлений об окружающем мире. Чем меньше возраст ребенка, тем большее значение в его жизни имеет опыт, который оставит отпечаток на всю его жизнь.
Психологами нашего времени доказано, что для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности ребенка. Для ребёнка раннего возраста такой ведущей деятельностью является дидактическая игра. В каждой группе образовательного учреждение существует многообразие дидактических игр. В дошкольной педагогике дидактические игры всегда считались основным средством сенсорного воспитания.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогом в целях обучения и воспитания детей.
Основная особенность дидактических игр – обучающая. Все родители хотят, чтоб их дети были самыми успешными и образованными. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность педагогу более планомерно и своевременно использовать эти игры для развития познавательной сферы младших дошкольников [8.c.1]. Их используют в разном возрасте ребенка. Они создаются педагогами в целях воспитания и обучения младших дошкольников, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, развития эмоционально-волевой сферы.
Дидактическую игру нужно использовать не только в непосредственной образовательной деятельности, но и во всей жизни ребенка. Основными методами деятельности педагога с детьми являются: показ способа действий, игровые приемы, использование элементов поощрения. Когда детям предлагаются дидактические игры, они достаточно активно и с интересом принимают участие, все новое всегда интересно. Для поддержания интереса вводится соревновательный и поощрительный элемент. У нас в группах созданы доски успеха с фотографией, где каждый ребенок может стать звездой сегодняшнего дня.
Дидактическая игра отличается от игровых упражнений, выполнением в ней игровых правил и контролируется действиями ребенка или взрослого. Воспитание игровых действий зависит от выдумки и творческого подхода педагога к своей работе [6.c.1]. В непосредственно образовательную деятельность необходимо внедрять дидактические игры, упражнения для развития восприятия, мышления, воображения ребенка, что помогает обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов и окружающем мире в целом.
Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями.
Определяя дидактическую задачу, прежде всего надо иметь в виду, какие знания, представления детей о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности в связи с этим можно формировать средствами данной игры (честность, скромность, наблюдательность, настойчивость и др.) [7.c.1].
В своей работе с детьми младшего дошкольного возраста нужно опираться на следующие задачи:
- развивать восприятие и воображение детей в различных видах деятельности.
- закрепить умение выделять форму, цвет, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету;
- обогащать чувственный опыт детей через дидактические игры;
- развивать и закреплять образные представления о мире в целом.
В дидактических играх происходит не только усвоение знаний о сенсорных эталонах, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения.
Дидактические игры и занятия дадут хороший результат, если педагог ясно представляет, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности организации этих занятий на ступени раннего развития ребенка. Занятия должны создавать у детей хорошее настроение и установку на позитив. Большое внимание нужно уделять детям с низким уровнем развития личности. Для них использовать игры с более упрощенным вариантом или имеющих одно действие. Иногда нужно играть в определенную игру несколько раз подряд, прежде чем ребенок сможет самостоятельно это делать. При этом педагог должен постоянно обновлять или менять дидактические игры, чтоб дети не потеряли интереса к игре. Для удобства в работе педагогам можно создать картотеку дидактических игр по темам недели.
Игра «Геометрическая мозаика».
Создание игры: вырезаем геометрические фигуры из картона и находим различные картинки предметов.
Цель игры: формировать умение сопоставлять геометрическую фигуру и похожий предмет.
Ход игры: Показываем детям геометрическую фигуру и просим их найти предмет (можно в группе), похожий на фигуру.
Игра «Кактус».
Создание игры: рисуем кактус. Так же можно взять готовые картинки. Подбираем бельевые прищепки синего, красного, зеленого и желтого цвета. Каждый цвет определяет иголки кактуса.
Цель игры: Закреплять знания о разном цвете. Развивать мелкую моторику рук. Упражнять в умении различать и правильно называть цвета.
Ход игры: На кактус прищипываются прищепки разного цвета в разном порядке. Детям дается задание посмотреть и найти неправильные иголки. Предложить убрать лишние иголки, при этом называя цвет иголки, который убирают.
Игра «Пуговицы».
Создание игры: рисуем фрукты и овощи, с прорезями для пуговиц. Подбираем пуговицы разных цветов.
Цель игры: Развивать мелкую моторику рук. Упражнять в умении различать и правильно называть цвета. Закреплять знания о разном цвете.
Ход игры: Каждый фрукт или овощ имеет свой цвет. Детям нужно подобрать к цвету фрукта или овоща цвет пуговиц.
Игра «Найди пару».
Создание игры: вяжем шапочки и шарфики разного цвета.
Ход игры: детям демонстрируются красная шапочка к красному шарфику и т.д. Педагог говорит: «Ребята, помогите куклам одеться! У них все перемешалось. Посмотрите внимательно и выберите для каждой куколки нужные шапочку и шарфик». Дети сортируют по цвету. Так каждая кукла будет у нас одета и ей не будет холодно.
Работа с родителями.
Консультация для родителей «Умственное развитие ребенка по сенсорному воспитанию», стенд для родителей «Игры дома», папка-передвижка «Работа с родителями при решении задач по сенсорному воспитанию», выставка «Сенсорные игры своими руками». На неделе открытых дверей был проведен мастер-класс «сенсорные игры своими руками».
С помощью использования дидактических игр в непосредственно образовательной деятельности, осуществляется сенсорное воспитание детей, развиваются познавательные процессы: мышление, речь, воображение, память, формируются и закрепляются представления об окружающей жизни. Дети, играя, получают новые знания, закрепляют свои действия, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми.
«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать»
Коменский Я.
Литература:
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателей детского сада. – 2-е изд., дораб. / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 2009. – 169с.
- Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. -378с.
- Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 2008. -315с.
- Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников / Запорожец А.В., Усова А.П. -М.: Академия педагогических наук, 2003.- 267с.
- ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ [электронный ресурс]. – Электронные дан.- Режим доступа: https://infourok.ru/didakticheskaya-igra-kak-sredstvo-obucheniya-i-vospitaniya-detey-952218.html, свободный.- Загл. с экрана ( дата обращения: 24.01.2019 г.)
- Семинар для педагогов на тему “Дидактическая игра как средство развития художественно-творческих способностей детей [электронный ресурс]. – Электронные дан.- Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/09/25/seminar-dlya-pedagogov-na-temu-didakticheskaya-igra-kak-sredstvo, свободный.- Загл. с экрана ( дата обращения: 24.01.2019 г.)
- Использование дидактической игры в сенсорном развитии [электронный ресурс]. – Электронные дан.- Режим доступа: https://vuzlit.ru/559959/ispolzovanie_didakticheskoy_igry_sensornom_razvitii , свободный.- Загл. с экрана ( дата обращения: 24.01.2019 г.)
- Ян Амос Коменский цитаты [электронный ресурс]. – Электронные дан.- Режим доступа: https://ru.citaty.net/avtory/ian-amos-komenskii , свободный.- Загл. с экрана ( дата обращения: 26.01.2019 г.)
Источник