Иследование ребенка по развитие речи

Иследование ребенка по развитие речи thumbnail

Исследование речевой активности детей мы осуществили через метод наблюдения.

Чтобы достичь эту цель, мы поставили перед собой такие задачи:

  • найти методики диагностики, чтобы реализовать план экспериментальной работы;
  • создать группы для осуществления эксперимента;
  • провести работу в группах с применением фольклорных произведений;
  • сделать анализ результатов и обобщить их.

Мы организовали исследование речевой активности следующим образом. Эксперимент включал в себя три этапа.

  1. Констатирующий этап подразумевал выбор методики для диагностики. Также мы изучили, на каком уровне развития находится речь детей. Провели беседу с родителями и воспитателями, чтобы определить, какие уже фольклорные формы используются на данный момент.
  2. Формирующий этап был посвящен осуществлению работы по развитию познавательной и речевой активности. Были проведены занятия, во время которых мы старались приобщать детей к фольклору для развития их речевых способностей.
  3. Контрольный этап был посвящен повторному обследованию дошкольников из обеих групп, что позволило проанализировать эффективность проведенной работы.

Исследование речевой активности – методики

Чтобы определить степень сформированности речи детей раннего возраста, мы применяли систему методик, разработанную Н.В. Серебряковой при сотрудничестве с Г.А. Урунтаевой.

Эти методики дают возможность понять, в каком состоянии находится сенсомоторный уровень речи, насколько правильно дети пользуются грамматическим строем, хорошо ли они владеют словарем и навыками образования слов, а также понять, на насколько хорошо развита связная речь. Чтобы оценить эффективность выполнения этих заданий, мы использовали систему баллов.

Для проведения исследования было организовано соблюдения нескольких условий, включающих в себя определенной количество заданий.

  1. Сенсомоторный уровень исследовался путем анализа звукоподражаний, нужно было исследовать фонематические речевые аспекты, изучать развитие звуко-слоговой словесной структуры.
  2. Изучение грамматического речевого строя могло включить в себя исследование понимания падежных предложных систем, восприятие множественного и единственного чисел.
  3. Изучался лексический словарь и способности к словообразованию, что потребовало сделать анализ уменьшительно-ласкательных суффиксов.
  4. Изучение связности речи осуществлялось в форме составления детьми рассказов с применением сюжетных иллюстраций, на которые они опирались. Во время исследования мы задавали детям вопросы, которые должны были помочь нам увидеть, насколько дети понимают обращенную речь и видят ли ее вне контекста, могут ли они переходить от одних ситуаций к другим. Когда дети испытывают затруднения, мы им помогали, задавая дополнительные вопросы. Старались фиксировать, насколько часто ребенок употребляет в своей речи те или иные грамматические формы.

В результате исследования все дети могут набирать некоторое число баллов, что и помогает определить степень развития речи.

Исследование проводилось как внутри групп, так и индивидуально. Нужно было обязательно использовать игровые фрагменты и разные варианты дидактических материалов.

По структурным элементам системы языка можно было ввести обозначения речевого уровня развития.

Высокому уровню соответствовало количество набранных баллов от 24 до 30:

  • дети использовали развернутую речь, применяли в ней сложные или распространенные предложения, правильно оформляли их и работали со всеми частями речи;
  • они грамотно высказывались, не допускали ошибок, когда совмещали прилагательные с существительными по числу, падежу и роду;
  • грамотно работали с числительными совместно с существительными;
  • каждый звук произносился четко, слоговая структура не упрощалась и не сокращалась, не было замещений;
  • дети использовали выразительную интонацию, достаточно активны в общении, проявляли инструкции и интерес с первого раза.

Среднему уровню соответствовало количество набранных баллов от 16 до 24:

  • речь детей достаточно развернутая, в ней присутствуют определенные признаки грамматического, лексического и фонетического недоразвития; в речи используют в основном простые предложения, им сложно строить сложные или распространенные предложения; в речи используются все части речи, но больше всего применяются существительные и глаголы; глаголы употребляются в неточной форме, названия частей предметов заменяются обозначением целых предметов; практически не участвуют в словотворчестве;
  • грамотно строят фразы, не ошибаются при совмещении прилагательных или числительных с существительными, но при этом допускают ошибки в предлогах и ударениях, часто путают падежные окончания;
  • иногда заменяют звук, если он по-разному звучит в разных словах, звуковые группы заменяются на более простые в артикуляционном плане;
  • нарушается структура слогов и наполнение звуками;
  • нуждается в помощи со стороны взрослого, инициативу в общении не начинает, про принимает участие, нечасто использует невербальные приемы коммуникаций.

Низкому уровню соответствует количество баллов от 6 до 16:

  • речь детей простая и состоит из фраз, не превышающих трех слов; предложения в основном используются простые, высказываются дети на уровне восприятия действий и предметов;
  • можно заметить определенные морфологические и грамматические формы;
  • не владеют названиями цвета, формами, размерами, низкий запас слов, обозначающих признаки и действия, дети не участвуют в словотворчестве;
  • речь грамматически неверна, формирования фраз обычно заканчиваются неудачей, часто смешиваются падежные формы, существительнуе употребляются в основном в именительном падеже, а глаголы в инфинитиве; нет согласований, пропускаются предлоги, заменяются сложные предлоги более простыми; ребенок допускает ошибки в роде и числе глаголов, не может изменять по числам существительные;
  • низкий уровень качества звукопроизношения, множество раз допускаются искажения звуков, звуки могут смешиваться и замещаться, неправильно произносятся звонкие или глухие звуки, мягкие или твердые; заметны диссоциации между тем, как произносятся изолированные звуки и как они используются в спонтанном высказывании;
  • грубо нарушается структура слогов, наполняемость слов звуками, слогов становится меньше, часто переставляются местами, заменяются одни слоги на другие, сокращаются звуки, если совмещаются гласные;
  • невозможно определить, какую позицию звук занимает в слове, ребенок не может выбирать изображения с заданными словами, не может выделять звуки в ряде других, не может анализировать звуковой состав и синтезировать его;
  • дети не активны, не проявляют инициативы в диалогах, у них нет интереса к выполнению заданий, страдает внимательность, речь невыразительна.

Также можно выделить уровень, который можно обозначить как «ниже низкого». Для него набирается от 0 до 6 баллов:

  • дети не используют фраз, часто применяют жесты и мимику;
  • речь воспринимается в зависимости от текущей ситуации, полностью не воспринимаются грамматические изменения слов;
  • лексический запас очень небольшой, словарь носит обиходный предметный характер, глаголы практически не используются, часто осуществляются лексические замены;
  • резко искажено звуковое оформления лепета; артикуляция носит неустойчивый характер, ребенок не способен распознавать звуки на слух;
  • структура слова очень нарушена, слова сокращаются до одно-двухсложных; ребенок не может воспринимать и воспроизводить слоговой состав слов;
  • зачаточное состояние фонематического развития, дети могут произносить лишь гласные звуки, плохо развит фонематический слух, ребенок не способен понять задания, связанные со звуковым анализом;
  • дети не могут реализовывать поставленные перед ними задачи, отказываются от работы с заданиями, не могут реализовывать задания или просто отказываются от их выполнения.
Читайте также:  Методы изучения и диагностики психического развития ребенка н и непомнящей

Критерии и показатели

Понимание речи

Дети должны уметь понимать короткие рассказы взрослых без демонстрации картинок, основываясь на детском опыте.

Материал: был подготовлен небольшой рассказ о событии, которое хорошо знакомо детям.

Для выявления развития речи мы рассадили полукругом детей. Я села напротив них и рассказал сначала первую часть сказки. Затем задавала им два вопроса. После чего продолжала сказку и задавала следующие вопросы.

«Жил был мальчик Витя. Однажды он решил погулять. Надел шапку, куртку, ботинки. Спустился вниз по лестнице, осторожно открыл дверь и вышел во двор» (первая часть).

Вопросы: «Кто решил прогуляться? Что надел Витя?». После того, как ребенок ответил, звучит вторая часть: «Во дворе гуляют ребята. Неожиданно выскочил пес и начал лаять на Витю – гав – гав! Витя испугался и заплакал. А дядя сказал: «Не плачь, Витенька, собака не кусает», – и пес убежал. Витя перестал плакать и пошел играть с ребятами».

Вопросы: «Чего испугался Витя? А что дядя ему сказал?».

Ребята должны ответить на вопросы. И если у них получилось, они получают высокий уровень. Если же они ответили только на два – получают средний. Если же не отвечают ни на один – получают низкий уровень.

Результаты этой диагностики заносятся в табличку.

Речевая активность

Общаясь со взрослыми, ребенок использует предложения, состоящие из трех слов, называет местоимения и прилагательные.

Метод определения уровня – естественная ситуация. Результаты диагностики вносятся в таблицу.

Определив результаты диагностики дошкольников, я ставлю перед собой задачу: найти новые способы решения проблемы формирования речи, познакомив детей с малыми фольклорными формами.

Я изучала свою тему с помощью подходящих источников, также был составлен план работы, основанный на программе воспитания М.А. Васильевой.

Разрабатывая план, я старалась учесть то, что для того, чтобы обеспечить нужный уровень развития речи, необходимо расширить круг явлений и предметов, создать развивающую речевую среду и использовать средства для наглядности.

Чтобы достичь позитивных результатов по формированию речи у дошкольников ранней группы и познакомить их с малыми фольклорными формами, я создавала в группе доброжелательную спокойную обстановку.

Таким образом, исследование речевой активности и завершение работы помогло убедиться, что вовлечение в работу по формированию речи малых фольклорных форм дает возможность повысить степень познавательной и речевой активности.

Уровни речевой активности дошкольников представлен в таблице 1.

Таблица 1 Уровень речевой активности дошкольников

Констатирующий этап – исследование речевой активности

Высокий уровеньСредний уровеньНизкий уровень
Экспериментальная группаКонтрольная группаЭкспериментальная группаКонтрольная группаЭкспериментальная группаКонтрольная группа
3%2,5%34%36%63%61,5%

Результаты исследования речевой активности

В процессе исследования мы заметили, что уровень познавательной и речевой активности в обеих группах был примерно похож.

0% процентов детей в экспериментальной и 10% процентов в контрольной группах продемонстрировали высокий результат. Лишь 30 процентов первой и 20 процентов во второй показали средний уровень. Низким же уровне обладали 40 процентов в первой и 30 процентов во второй группах.

Мы увидели, что дети в целом предпочитают строить свою речь фразами, состоящими из двух-трех слов. Дошкольники работали с простыми конструкциями. И высказывались они лишь о том, что воспринимали в текущий момент, шла ли речь о действиях или о предметах.

Также нужно отметить ограниченность признаком и действий, которые они могли описать. У речи не был сформирован грамматический строй. Смешивались падежные формы, часто пропускались предлоги.

Произношение звуков было значительно хуже нормального. Дети часто искажали звуки, заменяли их на другие или смешивали. Все виды звуков по их классификациям произносились с нарушениями.

Также было заметно, что лексический словарь по признакам и действиям детей был ограничен. Слоговая структура слова часто оказывалась нарушенной. Дошкольники пропускали некоторые слоги. Они могли переставлять их местами наравне со звуками, сокращали звуки в местах, где стекаются гласные.

Дошкольники в целом не были активны и не проявляли инициативы во время общения. Им было не интересно выполнять задания, их речь теряла интонационную выразительность.

Ниже среднего – это был уровень, свойственный для 30 процентов дошкольников в экспериментальной и для 40 процентов в контрольной группах. Ребята полностью не были способны использовать фразовую речь. Они прибегали к мимике и жестам, употребляли отдельные лепетные слова.

Речь взрослого они были способны понимать лишь в конкретной ситуации. Они не понимали, что значат грамматические изменения слов, предлоги. Их лексический запас был значительно ниже нормы. Практически отсутствовали обиходный, предметный и глагольные словари. Часто звучали лексические замещения.

Лепетные слова были резко искажены по звучанию. Артикуляция была неустойчивой, на слух детям было сложно распознавать отдельные звуки.

Структура слогов внутри слова также была очень резко нарушена. Слова сокращались до одного-двух слогов. Дети имели сниженную способность воспринимать слоговую словесную структуру.

Они могли произносить лишь гласные звуки, а также те, которым свойственен ранний онтогенез. Их фонематический слух был нарушен не очень грубо, но звуковой анализ выполнять дети не были способны.

Читайте также:  Понятие нормы в соматическом развитии ребенка

Они отказывались выполнять задания, не были способны на практике реализовывать поставленные перед ними задачи или полностью отказывались от их выполнения.

Получается, что в экспериментальной группе в целом дети отставали от контрольной по речевому развитию. Во время констатирующего этапа исследования стало понятно, что для дошкольников в экспериментальной группе нужно было разработать программу коррекционного типа, чтобы всесторонне формировать их речь.

Учитывая исследование речевой активности и его результаты, мы решили провести формирующий эксперимент, о котором расскажем в следующей статье.

Чтобы понять, насколько эффективна проведенная работа, был проведен контрольный эксперимент, основанных на тех же показателях и параметрах.

Следовательно, результаты констатирующего этапа исследования требуют проведение формирующего этапа эксперимента в соответствии с предложенной гипотезой.

Источник

Алла Козлова
Аналитическая справка «Речевое развитие детей через разнообразные виды деятельности»

На основании годового плана работы Дошкольного отделения ГБОУ Школа № и распоряжения по Дошкольному отделению от. г. с. г. г. была проведена тематическая проверка для определения оптимальности и эффективности воспитательно-образовательной работы в разных видах деятельности.

Тематическая проверка осуществлялась по следующим направлениям:

• обследование уровня развития речи детей;

• оценка профессиональных компетентностей воспитателей;

• создание условий (ПРС) в группе;

• планирование работы;

• взаимодействие с родителями.

Использовались следующие методы контроля:

• Схемы обследования уровня развития речи детей младшего и старшего дошкольного возраста;

• Карта анализа профессионального мастерства воспитателя;

• Карта анализа занятия (с точки зрения деятельности воспитателя на занятии);

• Оценочный лист «Создание условий для развития речи детей» (с точки зрения компетентности педагогов при ее создании);

• Оценочный лист «Создание условий для развития речи детей»;

• Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы;

• Карта анализа наглядной информации для родителей по данному вопрос.

Обследование уровня речевого развития детей.

Обследование уровня речевого развития детей проводилось по методике диагностирования О. С. Ушаковой. Речь детейобследовалась по 3-х бальной системе:

3 балла – высокий уровень, ребенок отвечает на поставленные вопросы и задания без ошибок;

2 балла – допустимый, средний уровень, ребенок делает 1, 2 ошибки, но в конечном итоге отвечает на вопрос и выполняет задание, ему требуется дополнительное разъяснение;

1 балл – низкий уровень, ребенок не отвечает на вопрос и не справляется с заданием.

ДО «1»

Словарный запас Грамматический строй Фонетика Связная речь

45% 44% 44% 46%

ДО «2»

Словарный запас Грамматический строй Фонетика Связная речь

65% 50% 39% 57%

ДО «3»

Словарный запас Грамматический строй Фонетика Связная речь

70% 58% 50% 64%

ДО «4»

Словарный запас Грамматический строй Фонетика Связная речь

58% 55 % 52 % 58%

ДО «5»

Словарный запас Грамматический строй Фонетика Связная речь

55% 52 % 35 % 52%

ДО «6»

Словарный запас Грамматический строй Фонетика Связная речь

30% 41% 49% 36%

ДО «7»

Словарный запас Грамматический строй Фонетика Связная речь

47 % 44% 46% 41%

Дети 3-4 лет испытывают затруднения при обозначении признака и качества предмета, выраженного именем прилагательным, названии действия связанного с движением,отвечающие на вопросы: «Что делает?», «Что можно с ним делать?», в употреблении обобщающих слов, понимании противоположных значений. Трудности возникают при соотнесении названия животных и их детенышей, согласовании существительного и прилагательного в роде и числе. Большинство детей только с помощью взрослого умеют ответить на вопрос по содержанию картины, и пересказать текст хорошо знакомой сказки.

Дети 4-5 лет испытывают трудности при различении слов противоположных по смыслу, в соотнесении названия животных и их детенышей в единственном и множественном числе, нахождению слов сходных по звучанию, описанию предмета с называнием признаков, качеств, действий и высказыванием собственной оценки.

Дети 5-6 лет испытывают затруднения при подборе синонимов и антонимов, понимании многозначных слов, подборе однокоренных слов, образовании форм глаголов повелительного наклонения. Также возникают трудности при изменении силы голоса, темпа речи, интонации в зависимости от содержания высказывания, подборе слов сходных по звучанию, передаче интонационно характеристики персонажей при пересказе литературных произведений. Следует продолжать активную работу по обучению детей составлению описательных, и особенно повествовательных рассказов, использовать сюжетные серии картинок.

Дети 6-7 лет испытывают затруднения при подборе синонимов и антонимов к разным частям речи, в понимании и употреблении многозначных слов, подборе однокоренных слов. Вызывает затруднение образование форм глаголов повелительного наклонения, составление сложных предложений разных типов, составление повествовательных рассказов и рассказов-рассуждений.

Анализ профессиональных компетентностей воспитателей показал, что педагоги знают содержание программы по развитию речи, большинство владеют приемами интеграции задач речевого развития в различные образовательные области. Умеют выбирать эффективные методы и приемы в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей своей группы. Речь педагогов точна, эмоционально выразительна, доступна пониманию детей. Умеют создать условия для качественной организации работы по развитию речи: правильно подобранный и размещенный демонстрационный и раздаточный материал, рациональное размещение детей, соблюдение санитарно-гигиенических условий. Но хочется обратить внимание на низкую речевую плотность занятий, преобладающей является речевая активность педагога. Познавательная и речевая активность самих детей во время образовательных ситуаций недостаточна, высказываются лишь некоторые дети. Большинство отвечает односложно, хотя педагоги побуждают детей к ответам словосочетаниями (младшие) или предложениями (старшие).

Однако малоопытные педагоги не всегда могут скорректировать цель занятия в соответствии с индивидуальными особенностями детей, не используют разнообразные формы организации детей на занятиях, не владеют в достаточной мере разнообразными приемами для сохранения интереса на протяжении занятия (сюрпризные моменты, эмоциональность). Не всегда умеют точно и доступно сформулировать вопросы к детям. При организации разных видов деятельности (игровая, трудовая, бытовая) воспитатели не всегда уделяют внимание речевому развитию.

Читайте также:  Педагогическая диагностика художественного развития ребенка

Создание условий (ПРС) в группе

Во всех группах организованы книжные уголки, содержание которых определяется программой детского сада. В уголках имеются несколько книг одного и того же произведения, разных издательств. Воспитатели обращают внимание на привлекательность и эстетичность выставленного материала. Редко бывают тематические выставки в книжных уголках. В группах старшего дошкольного возраста детей знакомят с детскими писателями, в уголках выставлены их портреты, оформлены выставки книг данного автора. Но педагоги не всегда обращают внимание на знакомство детей с художниками-иллюстраторами. Хочется отметить, что в книжных уголках всех групп не достаточно для рассматривания детских энциклопедий и альбомов, типа «Игрушки», «Моя семья», «Профессии моих родителей», «Животные и птицы родного края», «Москва», «Цветы» и т. п.

В группах имеются дидактические и настольно-печатные игры для развития связной речи – лото, пазлы, ассоциации, парные картинки, игры на сравнение предметов и т. д. Также имеются картотеки предметных картинок для автоматизации и дифференциации звуков, материал для звукового, слогового анализа слов и предложений, схемы и пиктограммы; картотеки артикуляционных и пальчиковых игр; мнемотаблицы. Есть пособия для развития мелкой моторики рук: шнуровки, трафареты, пальчиковые игры.

В группах оборудованы уголки для театрализованной деятельности, в которых присутствуют разные виды театров: пальчиковый, настольный, наручный, театр масок, би-ба-бо, оригами, топотушки. Подобраны атрибуты для постановок сказок. У всех есть ширмы для обыгрывания и показа театральных постановок, фланелеграфы есть не у всех.

Во всех группах имеется методическая литература и пособия по речевому развитию воспитанников.

В зоне сюжетно – ролевых игр созданы соответствующие условия для возникновения и развертывания сюжета игр. Все игры педагогически целесообразны и соответствуют возрасту детей.

Однако, педагоги не достаточно использует развивающий потенциал детских коллекций, выставок творчества, детских моделей, планов, схем. Забывают про тематические выставки в книжных уголках, и о сменяемости материала.

Анализ планирования воспитательно-образовательной работы

Организация и планирование работы по развитию речи осуществляется по «Программе развития речи дошкольников» (О. С. Ушакова). Анализ календарного планирования работы по развитию речи свидетельствует о соблюдении требований программы, учете возрастных особенностей, системности изучаемого материала. Для закрепления полученных знаний на занятиях, в свободной деятельности воспитатели планируют беседы, наблюдения в уголке природы, на прогулке, деятельность в книжном уголке

отражая в целях работу по речевому развитию дошкольников (установление причинно-следственных связей, формирование умений делать элементарные выводы). Также планируются игры по развитию связной речи, по формированию грамматического строя речи, лексические упражнения. В планах по работе с семьями воспитанников запланированы индивидуальные и групповые консультации, беседы, оформление наглядной информации в родительском уголке. Но хочется отметить, что не все педагоги указывают задачи речевого развития.

Мало планируется работы по загадыванию загадок, в группах старшего дошкольного возраста недостаточно уделяется внимания сюжетно-ролевым играм, в основном планируются традиционные виды сюжетно-ролевых игр, которые отмечаются не развитым сюжетом. В основном это игры на один день. Мало планируется игр нового поколения. Бессистемно планируются развлечения по развитию речевых способностей, организации выставок. Не все педагоги планируют артикуляционную, пальчиковую, дыхательную гимнастики, театрализованные игры. Не достаточно внимания уделяется индивидуальной работе с детьми.

Взаимодействие с родителями. Работа с родителями по данной проблеме ведется через родительские уголки, информационные стенды, родительские собрания, праздничные мероприятия, индивидуальные консультации и беседы.

На информационных стендах размещены памятки и рекомендации для родителей с конкретной, педагогически целесообразной, доступной и эстетически оформленной информацией. Например, «Простые игры для развития связной речи», «Творческие задания для родителей», «Особенности речевого развития детей 3-4 лет», «Книга для развития связной речи дошкольников». Однако, педагогам следует проявлять большую творческую инициативу в работе с родителями по речевому развитию воспитанников.

Таким образом,на основании проведенного контроля можно сделать следующие выводы:

1. Речевое развитие детей соответствует среднему уровню программных требований.

2. Планирование занятий осуществляется целенаправленно, систематически, с усложнением программного материала и в соответствии с возрастом детей.

3. Недостаточно уделяется внимание планированию индивидуальной, предшествующей работы с детьми. Не всегда прослеживается взаимосвязь занятий с планированием совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельностью детей.

4. В группах созданы условия для речевой деятельности детей: организуются дидактические и сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность, групповые и индивидуальные беседы, работа в книжных уголках, но не всегда учитываются современные требования к организации предметно-развивающей среды.

5. Взаимодействие с родителями по вопросам речевого развития детей не носит целенаправленного характера.

Рекомендации:

1. Воспитателям всех возрастных групп необходимо организовывать индивидуальную работу не только с детьми, имеющими низкий уровень развития связной речи, но и с детьми, показывающими высокие результаты.

2. Необходимо все занятия строить на игровой основе, стремиться к развивающему обучению.

3. Активнее использовать наглядные методы и методы, активизирующие мышление дошкольников.

4. При планировании воспитательно-образовательной работы использовать словесные игры и упражнения для речевого развития дошкольников, в повседневном общении с детьми использовать больше пословиц и поговорок, образных выражений и сравнений.

5. Планировать и проводить мероприятия (праздники, литературные вечера, викторины, пьесы-сказки в старшем дошкольном возрасте для показа малышам).

6. Всем педагогам обращать внимание на развитие связной речи детейво время режимных моментов и во время отдыха: на прогулке, в раздевальной комнате, в трудовой деятельности.

7. Требуется наполнение и обновление игрового и демонстрационного материала (книжный уголок, уголок театрализованной деятельности, атрибуты к сюжетно-ролевым играм).

8. Воспитателям разработать цикл консультаций для родителей по основным направлениям речевого развития детейдошкольного возраста: развитие словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи, воспитание интереса и любви к художественному слову. Систематически и конкретно планировать работу с родителями.

Ответственные: воспитатели групп

Срок: постоянно

Источник