Искусствоведческие основы художественного развития ребенка
Понятие «Художественное развитие»
Изучение вопросов художественного развития требует рассмотрения понятия «эстетика», обозначающего науку о прекрасном. Само слово эстетика в переводе на русский язык означает ощущение, чувства. Поэтому в общем плане художественное развитие обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Но в художественном развитии это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его. В этом смысле сущность художественного развития состоит в формировании у учащихся способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, в выработке эстетических понятий, вкусов и идеалов, в развитии творческих задатков и дарований в области искусства.
Поскольку художественное развитие осуществляется с помощью искусства, его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся к различным видам и жанрам искусства – к литературе, музыке, изобразительному искусству. Именно этой цели служит включение в программу дошкольного обучения изобразительного искусства. Существенной стороной эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека.
Не менее важной стороной содержания эстетического воспитания является его направленность на личностное развитие учащихся. Оно должно охватывать следующие стороны этого развития:
1. Прежде всего необходимо формировать у учащихся эстетические потребности в области искусства, в постижении художественных ценностей общества.
Основное направление этой работы состоит в практическом ознакомлении детей с различными видами искусства, приучение их к художественному восприятию и простейшим эстетическим суждениям. В решении указанной задачи большую роль играет пример и художественная подготовка самого учителя. Подготовка учителя и его компетентность в различных видах искусства не только создают условия для переживания детьми внутренних противоречий между имеющимся и необходимым уровнем их эстетического развития, но и возбуждает потребность в приобщении к искусству.
2 Важнейшим элементом содержания художественного развития является развитие у детей эстетического воспитания.
Эти восприятия должны охватывать широкую сферу эстетических явлений. Для воспитания художественного восприятия у детей существенное значение имеет использование приема сравнения при изучении предметов искусства. Постановка простейших вопросов, направленных на выяснение того, что детям нравится, обостряет их восприятие и побуждает к оценочным суждениям.
3 Существенным компонентом эстетического воспитания является овладение знаниями, связанными с пониманием искусства и умением выражать свои суждения, взгляды по вопросам художественного отражения действительности.
С этим связано формирование у учащихся представлений и понятий о специфике отражения этой действительности в различных видах и жанрах искусства, выработка умения анализировать содержание и нравственно-эстетическую направленность искусства.
4 Существенным содержательным компонентом художественного развития является формирование у детей художественного вкуса, связанного с восприятием и переживанием прекрасного.
Нужно научить школьников чувствовать красоту и гармонию подлинного произведения искусства, проявлять художественную взыскательность, а также стремление к повышению культуры поведения.
5 Большое место в содержании художественного развития занимает приобщение детей к художественному творчеству, развитие их склонностей и способностей к музыке, изобразительному искусству и литературе.
Л.Н. Толстой высказывал убеждение в том, что у каждого ребенка есть разнообразные потребности в художественном творчестве, которые необходимо развивать и использовать в целях воспитания. Действительно, будучи по своей природе существом творческим, человек обладает склонностью к художественно-творческой деятельности. С раннего возраста дети пробуют свои силы в области пения, рисования, искусства слова. Развивать и совершенствовать эти склонности и способности – одна из задач эстетического воспитания. В детском саду она решается прежде всего на занятиях по изобразительному искусству, трудовому обучению. На этих занятиях иногда имеет значение первое побуждение, которое дает толчок к серьезным занятиям искусством.
Как писалось у одной статье для родителей, «… стоит пробудить в ребенке художника – и его не удержишь от творчества: он обязательно будет рисовать, писать стихи или сочинять музыку».
Известный композитор Д.Д. Кабалевский выдвинул идею о том, чтобы уроки музыки посвящались практическому изучению музыкальных произведений, глубокому ознакомлению учащихся с отражением в музыкальных произведениях явлений жизни, нравственности людей. Художник Б.М. Неменский разработал программу по рисованию, которая вместо традиционного обучения учащихся рисованию отдельных предметов предусматривает побуждения их к творческому отражению окружающей жизни средствами изобразительного искусства. Это существенно улучшает эстетическое развитие детей, понимание ими тесной связи искусства с человеческой жизненной практикой.
6. И, наконец, эстетическое воспитание должно направляться на раскрытие и осмысление гражданской основы искусства и способствовать формированию у учащихся общественных взглядов и убеждений, а также нравственности.
Для этого необходимо вырабатывать у учащихся понимание того, что подлинное произведение искусства утверждает правду жизни, пафос творческого созидания прекрасного, стимулирует стремление людей к прогрессу, к осуществлению идеалов добра, свободы и справедливости.
Для раскрытия нравственного содержания искусства широко используется различные формы работы, оказывающие большое влияние на интеллектуальную и эмоционально-нравственную жизнь детей, развивающие и укрепляющие чувства, воспитывающие моральную чистоту мыслей и поведение. Дело в том, что здесь проявляет себя так называемая эмпатия, то есть перенесение себя в состояние другого человека, побуждение к сопереживанию его (положительного героя художественного произведения) чувств и эмоционального состояния, стремление следовать его действиям и поступкам.
В широком смысле под художественного развития понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (обществом и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность человека к художественному восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках, в поведении, в искусстве.
Художественное развитие гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется к доброму. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания.
Художественное развитие детей осуществляется с помощью системы эстетического воспитания. В ее основе лежит ряд принципов:
Всеобщность эстетического воспитания и художественного образования обусловлена тем, что взрослые и дети постоянно взаимодействуют с эстетическими явлениями в духовной жизни, повседневном труде, общении с искусством и природой, в быту и межличностном общении.
Везде и всегда сопровождает их красивое и безобразное, трагическое и комическое. Из этого следует, что не может быть всесторонне, гармонично развитого человека без эстетической грамоты, идеалов, эстетического развития и художественной образованности, без умения в работе доводить качество продукции до эстетического совершенства. Поэтому всеобщность и обязательность эстетического воспитания и развития буквально всех детей является важнейшим условием формирования социально активной личности в детском возрасте, ее подготовки к духовной жизни и труду.
Организация системы эстетического воспитания основывается также на принципе комплексного подхода ко всему делу воспитания.
В эстетическом воспитании школьников различные виды искусства взаимодействуют между собой, комплексно воздействуя на ребенка. Это взаимодействие осуществляется в результате тесных меж предметных связей в преподавании литературы, изобразительного искусства, трудового обучения, музыки. Эстетическое воспитание осуществляется комплексно также за счет раскрытия красоты науки, труда, физической культуры, эстетики отношения и быта.
Система эстетического воспитания опирается на принцип органической связи всей художественно-эстетической деятельности детей с жизнью, практикой обновления общества с процессом формирования мировоззрения и нравственности детей.
Эстетические явления подлинно человеческой жизни и высокого искусства, органично связанные с преобразуемой жизнью, формируют эстетическое отношение к действительности.
Принципом системы эстетического воспитания является идея сочетания различных занятий, различных форм воздействия искусства через средства массовой информации.
На уроках по предметам эстетического цикла учащиеся усваивают лишь самые общие основы искусствоведческих знаний и приобретают первоначальные навыки художественно-творческой деятельности. Урок искусства в школе дает направление, определяет основные линии идейно-художественного воспитания и творческого развития ребенка. Параллельно с классными занятиями дети получают художественную информацию из средств массовой коммуникации; имеют широкие возможности творческой самодеятельности и самовыражения. Эффективное использование всех источников и спонтанных интересов школьников в целях эстетического воспитания возможно тогда, когда программы внеклассной работы, формы и методы их свободно избранной художественной деятельности тесно смыкаются по целям и содержанию с программами урочных занятий.
Органическая взаимосвязь эстетического и общего становления личности ребенка обуславливает необходимость принципа единства художественного и общего психического развития детей.
Художественно-эстетическая деятельность детей обеспечивает интенсивное развитие их воображения, эмоциональной сферы, образной и логической памяти, речи, мышления. В процессе занятий искусством ребята приводят в движение все умственные силы и применяют образующиеся и крепнущие способности в учебной, трудовой, игровой и любой другой деятельности. В сою очередь способности, приобретаемые учащимися в общественно полезной, умственной, физической работе, широко используются в области художественно-эстетической.
Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей.
Хоровое пение, народные танцы, игра на инструментах, сочинение песен, стихов, рассказов знакомит детей с произведениями искусства, шлифует исполнительские навыки, становится содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей. Это достигается, когда художественная самодеятельность является не репродуктивной, а тесно связанной с активным художественным творчеством на народной основе.
Принцип эстетики всей детской жизни требует организации отношений, деятельности, общения школьников по законам красоты, приносящей им радость.
Важно вовлечь всех детей в активную деятельность по созданию и сохранению красоты собственной жизни. Красота, в создании которой ребенок принимает участие, кажется ему особенно привлекательной, становится чувственно осязаемой. Поддержание красоты во всем, ставшее в коллективе прочной традицией, является условием не только эстетического, но и воспитания в целом.
Система эстетического воспитания детей в детском саду строится на основе принципа учета возрастных психолого-педагогических особенностей детей.
В этом плане эстетическое воспитание школьников изучалось такими учеными, как Л.С. Выготским, Б.М. Тепловым, В.А. Левиным, И.П. Волковым, Б.П. Юсовым и многими др.
Сердцевиной системы эстетического воспитания является воздействие средствами искусства, и на его основе осуществляется художественное воспитание, образование и развитие учащихся.
Художественное воспитание – целенаправленный процесс формирования у детей способностей воспринимать, чувствовать, переживать, любить, оценивать искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности. Художественное воспитание осуществляется посредством ознакомления с общими сведениями из теории и истории искусства, непосредственно с произведениями искусства.
Художественное образование – процесс освоения школьниками совокупности искусствоведческих знаний, умений, навыков, формирования у них мировоззренческих установок отношения к искусству и художественному творчеству.
Художественно-творческое развитие есть целенаправленное формирование способностей и дарований детей в различных областях искусства.
В теории художественного развития утверждается положение о ведущей роли организованного педагогического воздействия по отношению к спонтанному развитию детей в их эстетическом становлении. Только целенаправленное вовлечение детей в разнообразную творческую художественную деятельность способно оптимально развить их природные силы, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства и красоты действительности.
Таким образом, современная педагогика выдвигает художественно-эстетическое воспитание личности ребенка, воспитание его творческого восприятия искусства, эмоциональное развитие ребенка.
Источник
Искусствоведческая и педагогическая литература о формировании графических навыков и умений у детей дошкольного возраста
Детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей: искусствоведов, психологов, физиологов, педагогов. Представители различных наук подходят к изучению детского рисования с разных сторон: искусствоведы – стремятся подтвердить правильность тех или иных эстетических концепций; психологи – ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка; педагоги – обсуждают проблемы руководства детским рисованием и ищут оптимальные пути обучения, способствующие художественному развитию детей.
Значительный интерес к особенностям рисования детей возник в конце XIX – начале XX столетия, изменились взгляды в области педагогики, что оказало влияние на мировоззренческую установку методики обучения детей рисованию. Именно этот период был выделен основной круг вопросов, которые на протяжении всего ХХ века являлись дискуссионными для педагогов. Центральным среди них был вопрос о соотношении творчества детей в ходе изобразительной деятельности и возможностей их обучения изобразительной технике.
Дошкольный возраст имеет огромное значение в жизни человека, в формировании и развитии способностей к изобразительной деятельности. Вопросы возникновения и развития детского рисунка издавна привлекали внимание многих специалистов.
Педагоги А.Коменский, И.Песталоцци, Ф.Фребель, придавали большое значение детскому рисованию. Они считали, что «оно доставляет детям удовольствие, и нельзя лишать их этой полезной забавы». Обучение детей рисованию рассматривалось как подготовка руки и глаза к письму, а также первая ступень общей системы обучения изобразительному искусству. Дети проходили подготовительный курс тренировки руки и глаза для передачи в дальнейшем объемной формы предметов на плоскости [7, 138].
Труд Г. Кершенштейнера «Развитие художественного творчества ребенка» имеет ярко выраженную педагогическую направленность. В своей работе исследователь делает вывод, что «замкнувшееся в заколдованном круге геометрического и античного орнамента преподавание рисования оставляет совершенно незатронутыми графические способности ребенка» [6, 12].
Американский педагог Л. Тедд считал развитие ловкости руки, ее подвижности важным условием выражения содержания изображения В его работе «Новый путь художественного воспитания юношества и детей» говорится: обучение рисованию маленьких детей целесообразно начинать, используя для этого всевозможные упражнения, заключающиеся в нанесении различных линий, изображении геометрических форм. При этом необходимо учить рисовать двумя руками одновременно с целью развития обоих полушарий головного мозга и тактильной памяти. После того как дети овладеют широкими формообразующими движениями, они начинают осваивать более мелкие движения [7, 142].
Д.Л. Иванов — писатель, художник, ученый-этнограф, в своей книге «Дошкольное рисование» (1912) предлагает методику обучения детей дошкольного возраста рисованию, аппликации в виде советов родителям, считает, что детей обязательно нужно учить рисованию с самого раннего возраста, воспитывая при этом чувство прекрасного, глубокое знание природы, сохраняя свободу творчества. Говорит о значении рисования для эстетического воспитания маленького ребенка. Умение рисовать облегчает школьное обучение, оно полезно и в практической деятельности взрослого человека [2, 22].
Русский ученый В.М. Бехтерев в книге «Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении» основное внимание уделяет характеру наносимых детьми штрихов и форм, вместе с тем указывает и на раннее стремление детей к изображению. Условием правильного развития детского рисования считает обучение маленьких детей технике рисования: держанию карандаша, пользованию им. Разумно организованное подражание взрослому, по его мнению, не лишает детское рисование возрастного и индивидуального своеобразия [8, 27].
К.М. Лепилов, подчеркивая важность обучения технике рисования, отмечал, что руководитель должен оказать детям помощь в овладении различными материалами, в приобретении навыка обращения с ними. Писал: «Предоставленные же самим себе, дети-рисовальщики останутся на известной ступени, на определенных излюбленных темах и схемах и дальше не двинутся. С другой стороны, они не получат графической грамотности…» [3, 13].
В работах известного педагога Е.А.Флериной хорошо прослеживается переход от свободного воспитания детей к обучению технике рисования, но не определяется содержание обучения и не выделяются методы выработки технических навыков рисования.
М.Монтессори утверждала необходимость систематического обучения маленьких детей тем видам деятельности, которые основываются на навыках движения и на упражнении сенсорных процессов. Она разработала стройную систему сенсорно-действенной тренировки. Рисование рассматривала как упражнение руки в начертании линий и геометрических фигур [8, 17].
Известный художник-иллюстратор Е.И.Чарушин на основе анализа рисунков из детских садов пришел к выводу о недостатках в обучении детей рисованию и предложил свой метод, опубликовав в 1943 г. в журнале «Дошкольное воспитание» статью «Мой метод обучения малышей рисованию». Занимаясь рисованием с дошкольниками, проявлял заботу о том, чтобы техника работы карандашами и красками не затрудняла, а облегчала создание изображения. Он указывал на то, что если ребенок неправильно держит карандаш и кисть (в кулаке, скрюченными пальцами), то рука быстро утомляется, изображение затрудняется и ребенок лишается радости творчества. Художник считал необходимым показывать детям правильные способы пользования карандашом и кистью, отдельные приемы изображения [3, 16].
Крупнейший ученый в области эстетического воспитания и формирования детского художественного творчества Н.П.Сакулина заложила теоретические основы и разработала методику обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Отстаивала принцип обучения в руководстве детским изобразительным творчеством. В начале сороковых годов, когда господствовала позиция невмешательства в детское творчество, предоставления детям свободы в выборе материалов, тем, техники изображения, Нина Павловна твёрдо придерживалась мнения о важности передачи детям опыта изобразительной деятельности, накопленного в историческом развитии человечества, подчёркивала роль обучения в развитии изобразительного творчества, начиная с младшей группы детского сада. Эти взгляды нашли отражение в статье «Руководство изобразительными занятиями в младшей группе детского сада», опубликованной в сборнике «Художественное воспитание малышей» и в публикациях журнала «Дошкольное воспитание» (1941). Ею был поставлен вопрос о необходимости отбора объектов для наблюдения, доступных и понятных детям, о руководстве процессом наблюдения со стороны педагога. Под ее руководством и при ее непосредственном участии был создан первый учебник для педагогических училищ [4, 76-86].
Анализируя способности к рисованию, Н.П.Сакулина указывала на то, что должны быть развиты способности к изображению и художественному выражению, представляющие два этапа развития способности к рисованию, высшим из которых является способность к выражению. (Но было бы неправильным думать, что эта способность проявляется на определенном возрастном уровне, когда у ребенка в совершенстве сформирована способность к изображению.) Обе эти способности развиваются постепенно, взаимосвязанно. Художественное выражение возможно на разных возрастных ступенях по мере овладения средствами графического изображения и техники рисунка. Далее Н.П.Сакулина выделила следующие компоненты способностей к изображению: 1) восприятие и связанные с ним представления; 2) овладение средствами графического изображения; 3) овладение техникой рисунка. По ее мнению, эти компоненты тесно взаимосвязаны и не могут порознь обеспечить развитие способности к изображению. Основным определяющим компонентом способности к изображению следует считать овладение средствами графического изображения. Развитие этой способности обусловливается приобретением известного объема умений или навыков. Овладение комплексом умений и навыков на той или иной ступени развития личности может уже рассматриваться как достигшая известного уровня способность. Из сказанного исследователем становится ясно, что важное значение она придавала такому компоненту, как овладение средствами графического изображения. Это следует подчеркнуть, так как мы имеем дело с малышом, который впервые сталкивается с изобразительной деятельностью, только начинает овладевать ее действиями и операциями, без чего осуществление этой деятельности невозможно. Говоря о значении названного компонента, автор писала о том, что рисование невозможно без овладения средствами графического изображения, без приобретения известного объема умений, позволяющих перенести зрительно воспринимаемый облик предмета в графический образ. Способность к изображению формируется лишь при условии овладения графическими навыками [8].
Ученица Н.П.Сакулиной, Т.С.Комарова, изучая формирование техники рисования у дошкольников, раскрыла специфику развития умений и навыков, их значение для становления изобразительной деятельности детей.
Т.С.Комарова считала, что дети, не освоив способы рисования, чувствуют себя беспомощными. Они не умеют правильно держать инструмент, которым рисуют (карандаш, кисть), не владеют рациональными способами движения руки при рисовании, отчего эти движения часто бывают неуверенными, неточными, скованными, что, в свою очередь, вызывает чрезмерное мышечное напряжение руки, приводит к быстрому ее утомлению. Плохое владение инструментом, своей рукой, незнание материалов, способов рисования ими, их выразительных возможностей – все это вызывает затруднения при решении изобразительных задач, мешает ребенку передать в рисунке задуманное. Это, в конце концов, приводит к потере интереса к этой деятельности. Поэтому, овладение графической стороной рисования является важным условием, обеспечивающим творческое решение изобразительной задачи, развитие способности к рисованию [5, 5].
Правильные графические навыки нужно формировать с самого начала обучения детей рисованию, не ожидая закрепления неправильных. В младшем дошкольном возрасте эффективным является путь «механического руководства», к которому относится способ пассивных движений (когда взрослый движет рукой ребенка) [3, 94].
Обучаясь рисунку, ребенок преодолевает трудности, связанные с развитием зрительно-двигательной координации и приобретает навык в управлении движениями своей руки. Развитие движений руки в дошкольном возрасте надо считать очень важной задачей. Развитая рука позволяет более точно передавать контуры изображаемого предмета. Для формирования двигательных навыков руки, необходимых для рисования, могут быть полезны специальные упражнения, обучение с помощью подражания взрослому, т.е. с помощью последовательного показа способов и приемов изображения [1, 25-29].
Вместе с тем, Г.А.Урунтаева указывает на то, что всякая деятельность требует определенных технических умений и навыков, только тогда можно достичь оригинального результата, если освоил их. Дети, не владея соответствующими навыками и умениями, видят низкое качество своей продукции и теряют интерес к деятельности.
Анализ искусствоведческой и педагогической литературы позволил нам определить, что формирование графических навыков и умений у детей дошкольного возраста требует длительного времени и постоянного внимания. С самого начала приобщения ребенка к рисованию надо научить его правильно держать инструмент, пользоваться разнообразными материалами. Мы видим, что многие исследователи придавали большое значение овладению маленькими детьми техникой рисунка, подчеркивая важность этого для создания изображения. В монографии Т.С.Комаровой, посвященной формированию у детей графических навыков, это направление в работе с детьми по изобразительной деятельности получило научное обоснование.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Игнатьев, Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. – М.: АПН РСФСР, 1959. – 190 с.
- Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошк. образования» / Т.Г. Казакова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 255 с.
- Комарова, Т.С. Обучение детей технике рисования. – 3-е изд. М.: Педагогическое общество России, 2005. – 176 с.
- Комарова, Т.С. Школа эстетического воспитания. – М.: Издательский дом «Зимородок», 2006. – 418 с.
- Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности: младшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 120 с.
- Комарова, Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 144 с.
- Лабунская, Г.В. Изобразительное творчество детей. – М.: Просвещение, 1965. – 208 с.
- Погодина, С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С.В. Погодина. – 5-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 352 с.
- Сакулина, Н.П. Рисование в дошкольном детстве. – М.: Просвещение, 1965. – 215 с.
Источник