Искусство как средство воспитания и развития ребенка
Наталья Поднекс
Искусство как мощное средство воспитания чувств ребёнка-дошкольника
Аннотация: эстетическое воспитание детей надо начинать с раннего возраста. Очень важно приобщение ребёнка ко всем видам искусства: музыке, театру, живописи, декоративно- прикладному искусству и т. д., А также к красоте во всех её проявлениях.
Как пробудить творческие возможности детей, сформировать у них восприятие прекрасного советует автор этой статьи, которая адресуется родителям и воспитателям детских садов.
Ключевые слова: эстетическое воспитание, красота природы, произведения искусства, духовное развитие.
Что такое искусство? Зачем оно человеку? На первый вопрос, кажется, ответить более- менее просто. Например, если открыть энциклопедический словарь, то там искусство определяется как художественное творчество в целом. Это литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно- прикладное искусство, а также музыка, кино, театр и другие разновидности человеческой деятельности, которые отражают окружающую действительность в художественных образах.
Искусство – это определённый способ передачи информации, оно является летописцем и бытописателем своей эпохи. По художественным произведениям мы узнаём о значимых событиях прошлого, а также о том, как люди жили раньше, какую носили одежду, какими предметами пользовались, чем увлекались, о чём думали. “Искусство можно назвать и способом общения людей. Ведь в подлинном произведении всегда заключены мысли и чувства его творца“(2, стр. 5)
Но самое главная роль искусства – это воспитание в человеке чувства прекрасного, его культуры.
Взрослым надо понимать, что сила воздействия литературы, музыки, живописи и других видов искусства зависит от раннего воспитания. Если будет заложен прочный фундамент, то он обеспечит духовность человека в дальнейшей жизни.
Эстетическое воспитание во многом определяет поведение детей, их переживания, суждения и эстетический вкус, способствует созданию определённого мировоззрения, позволяющего дать правильную оценку жизни, совершаемых поступков.
Детей необходимо приобщать к красоте в любом еёпроявлении: обращать их внимание на красоту природы, красивые предметы быта, произведения народного декоративно – прикладного искусства, живописи и т. д. В результате этого восприятие детей обогатится художественными впечатлениями и повлияет на чувственное постижение ребёнка окружающей его действительности.
Природа является первоосновой красоты в искусстве, поэтому необходимо использовать любую возможность, чтобы показать её совершенство детям. На прогулках надо обращать их внимание на красоту природы в разные времена года. Чем она отличается? Наблюдательность повысит силу и яркость восприятия детей, они глубже будут чувствовать, воспринимать эту живую красоту: наряд деревьев (зимний, осенний, летний, весенний, оперение птиц, цветы.
В системе культурных ценностей значительная роль принадлежит музеям изобразительного искусства. Посещение музея формирует у детей художественно- историческое мышление, восприятие культуры других времён и народов, приобщение дошкольников к искусству художественных коллекций. Дети, рассматривая изделия прикладного искусства, картины и скульптуры, восторгаясь великолепием и тишиной музейных залов, попадают как бы в иной мир, который они запомнят надолго.
Образ художественного музея для ребёнка – это его первоначальные представления о творчестве художников. Дети мыслят конкретно. Зрительные образы, создаваемые мастерами живописи, легко запоминаются (это может быть пейзаж, натюрморт, портрет) и остаются в памяти ребёнка.Картины русской природы: замечательные пейзажи Левитана, Шишкина, Саврасова, Пластова и других художников вызывают у детей чувство прекрасного, вырабатывают умение видеть, понимать и любить родную природу, обогащают их творческое воображение.
Помимо живописи ребёнка можно и нужно знакомить с произведениями народного и декоративно- прикладного искусства. Совершите с детьми путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. Изделия народного творчества многообразны. Это деревянные (богородская игрушка, матрёшка, глиняные (дымковская игрушка, хохломская роспись, расписная посуда (гжель, яркиеподносы, красочные ковры, кружево. Каждое такое изделие несёт в себе фантазию, увлекающую детей и взрослых в мир сказок.
“Знакомство дошкольников с народным промыслом помогает им войти в мир прекрасного, учит видеть и чувствовать неповторимое сочетание красок, пробуждает потребность любить и радоваться жизни”(1, стр. 21)
Трудно переоценить влияние на развитие личности ребёнка такого вида искусства как музыка. Если вы просто напеваете малышу колыбельную, он уже приобщается к музыкальному искусству, пусть не совсем совершенному, но тем самым вы передаёте ему частицу своего вдохновения. А если у ребёнка есть брат или сестра, эстетические формы совместного досуга (чтение сказок, слушание музыки) могут стать одной из действенных форм укрепления семьи.
Слушание детьми музыкальных произведений – основной вид их музыкальной деятельности. Крайне важно умение ребёнка вслушиваться в звучание песни или танцевальной мелодии, различать её характер, узнавать знакомую музыку по особому ритму и тембру. В результате общения с музыкой детям передаются её настроения и чувства (радость, тревога, грусть, нежность). В этом сила психологического воздействия музыки на ребёнка.
Театр- один из самых доступных и понятных детям видов искусства. Он способствует повышению общей культуры детей и формированию правильного поведения в современном мире, ибо каждое литературное произведение будь то сказка или спектакль имеют нравственную направленность, раскрывают значение таких понятий как дружба, доброта, честность, смелость и т. д. И взрослые, и дети, приходя на спектакль, ощущают ту неповторимую театральную атмосферу, которая сама по себе приобщает их к искусству, культуре. Ведь не зря же говорил великий Станиславский, что театр начинается с вешалки.
Книжная иллюстрация – это тоже произведение искусства. При чтении книг надо обращать внимание детей на иллюстрации, называть авторов не только текста, но и художников – иллюстраторов. Важно, чтобы ребята были знакомы с творчеством таких известных мастеров книжной иллюстрации как В. Сутеев, Е Чарушин, В. Васнецов, И. Билибина и др. Детям интересно будет узнать, что Е. Чарушин и В. Сутеев были нетолько оформителями детской книги, но и авторами текста.
При рассматривании книжных иллюстраций предложите ребёнку сравнить рисунки разных авторов, поинтересуйтесь какие больше ему понравились и почему.
Важно знать, что иллюстрации к детским книгам являются либо произведением искусства – результатом творческих усилий художника, либо базарной коммерческой поделкой, поэтому при выборе книг для детей обращайте внимание на авторов оформления.
Основы эстетического воспитания закладываются в семье, поэтому надо как можно лучше и многообразнее использовать возможности семьи в этом направлении. Эту статью мне хочется закончить словами высококлассного педагога Л.Стрельцовой: “Произведения искусства не только обогащают знания ребёнка о действительности, они вводят его в особый мир чувств, переживаний и эмоциональных открытий. Ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу”.
Используемая литература:
1. Елизарова Е. и др. Декоративно – прикладное искусство детям /Е. Елизарова, Т. Кузьмина, Н. Федорченко// Дошкольное воспитание, 1997.-№3 с. 21
2. Амфилохиева Е. В. Изоьразительное искусство. – М.:ЭКСМО, 2013 – с. 6
3. Пантелеева Л. Художественные музеи Москвы – детям /Дошкольное воспитание, 1997. – №10 с. 41
4. Чичерина Н. Музыкальное воспитание ребёнка //Дошкольное воспитание, 1992 – №1 с. 72-73
Источник
«Искусство как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста»
Современные дети, дети будущего, дети прошлого не отличаются друг от друга своей наивностью, доверчивостью, чистосердечностью – они также зависимы от нас, взрослых. В сфере воспитания, развития, обучения процессы взаимодействия с ребёнком построены по определённой схеме, согласно правилам, утвержденным системой образования нашей страны. Мы, взрослые, ответственны за формирование наших детей – какими они должны быть и какими они будут через несколько лет. Мы решаем, что дети будут любить и к чему будут безразличны, чем будут восхищаться, а что избегать. Иными словами, воспитатель и педагог плотно связан с формированием мировоззрения членов будущего общества России. Нельзя не согласиться с тем, что любое мировоззрение не может получить развитие без становления эстетических взглядов, без любования и познания окружающего мира, действительности через призму искусства.
Невозможно представить социализацию и человеческое общество в целом без его истории, культурного наследия, Ситуация переходного периода развития общества, обостряющая процессы поиска человеком смысла существования и своего места в мире приводит к необходимости гуманизации процесса воспитания и предпочтения ценностей художественно-эстетического развития личности.
Необходимыми условиями формирования современного гармонически развитого человека являются богатство его внутренней духовной культуры интеллектуальная свобода высокий нравственный потенциал хороший В художественных произведениях различных видов искусства люди выражают свое эстетическое отношение к бесконечно развивающемуся миру общественной жизни и природы. Искусство дает огромный материал для познания жизни, мира, общества.
Искусство оказывает широкое и многостороннее воздействие на человека. Художник, создавая свое произведение, глубоко изучает жизнь, вместе с героями любит, ненавидит, борется, побеждает, гибнет, радуется, страдает. Любое произведение вызывает наше ответное чувство.
Б.М. Неменский так описал это явление: «И хотя сам по себе творческий процесс создания художественного произведения как будто уже совершился,
каждый человек вслед за художником творцом погружается в него всякий раз, когда воспринимает произведение искусства. Он вновь и вновь в меру
своих личных способностей становится творцом, «художником», переживая жизнь как бы «душой автора» того или иного произведения, радуясь или
восхищаясь, удивляясь или испытывая гнев, досаду, отвращение»
В последние годы, когда наша страна со стороны Запада и США подвергается такими элементами правовой нормы, предусматривающие неблагоприятные последствия для развития нашей экономики, культуры, когда к нам применяются такие меры воздействия, как к правонарушителям, влекущие различные трудности в разных областях и сферах, мешающие развитию государства, роль искусства, как исторической мощи, корням нашего народа, как образного осмысления действительности, как процесса выражения внутреннего и внешнего мира в художественном образе, всё это богатейшая почва для преодоления многих трудностей развития общества.
Учить видеть прекрасное вокруг себя невозможно без искусства, а формировать, воспитывать и развивать личность особенно важно средствами искусства и особенно благоприятно делать это в дошкольном возрасте, когда чувство красоты окружающей природы, людей, вещей зарождает в ребенке
дошкольного возраста удивительные эмоционально психические состояния, вызывает особый интерес и любознательность к жизни, развивает
созерцание, мышление, память, волю, терпение, усидчивость, аккуратность, умения видеть частное в общем, выделять главное и выявлять
второстепенное.
Для того чтобы процессы воспитания и развития гармонично и эффективно шли с помощью такого средства, как искусство, необходимо систематизировать в единую концепцию все предметы, интересы, занятия, всю общественную жизнь дошкольника так, где каждое занятие имело
определённую задачу в деле формирования культуры, личности, эстетического восприятия мира через искусство. Поскольку именно искусство является основой основ такой системы, стержнем потенциала для воспитания и развития ребёнка дошкольного возраста, основным содержанием и пониманием того, что красота это и есть самое главное эстетическое явление.
Таким образом, мы предполагаем, что приобщая ребёнка дошкольного возраста к огромному и богатому опыту человечества, накопленному в музыке, литературе, театре, архитектуре, скульптуре, живописи, танце, кино, и других видах искусства, можно воспитать высокодуховную разносторонне развитую духовно-богатую образованную современную личность.
Источник
Воспитывая малыша, каждая мама старается вложить в его голову как можно больше «полезностей» – английский, математическое развитие, музыкальная школа, танцы, ну и еще много чего, на что хватает ее фантазии (см. денег). Литературы полезной написано не мало, интернет полон статей о воспитании, а каждая частная школа заявляет о том, что именно она осуществляет самое культурное из всех культурных воспитаний. Об эстетическом воспитании (воспитании искусством) сказано уже, казалось бы, все. Нам остается лишь подытожить – постараемся сделать это как можно лучше.
Воспитание искусством – одни из простых и эффективных способов невербального воздействия на ребенка. Воздействие искусства на детскую психику подобно позитивному гипнозу, который, минуя вербальные сообщения, проникают в подсознание, создавая в нем благоприятную почву для дальнейшего воспитания и обучения. Принцип такого воспитания – создание интеллектуального, эмоционального фона, организация полноценной культурной среды, используя основные виды искусства (живопись, театр, музыка, танец, архитектура, литература).
Арт-воспитание тогда и сейчас
О том, что культурное наследие позитивно влияет на подрастающее поколение, знали еще в прошлых веках. Только в те незабвенные времена воспитание искусством не было чем-то особенным – просто часть повседневной жизни. Дети прошлого (особенно дети благородных сословий) уже с рождения попадали в культурную среду. Живая музыка, ласкающая (не раздражающая) слух, театральные спектакли, как развлечение. Да, о чем говорить, даже игрушки, мебель, одежда, предметы интерьера – все было сделано руками человека, окутывая его жизнь, проникая в сердце.
Сегодня ситуация изменилась. Все живое, человеческое, становится роскошью, уступая место шаблонному и фабричному. Арт среду приходится создавать вручную, обеспечивая постоянный контакт детей с миром прекрасного – миром искусства.
Художественное воспитание и его влияние
Чтоб понять, почему так важно художественное воспитание, вспомним, как устроен наш мозг. Левое полушарие (умное) отвечает за логику, аналитические процессы, усвоение школьной программы. Правое же активно участвует во всем творческом, что творится у нас в голове – эмоции, чувства, интуиция, восприятие прекрасного. Именно это полушарие включается в работу, когда ребенок слушает музыку, любуется картиной или тянет ножку в хореографической композиции. Занятия в школе стимулируют и развивают именно левое полушарие, оставляя правое праздно расслабляться. Для полноценного развития и функционирования мозга работать должны оба полушария в равной степени. Потому так важно воздействие, стимулирующее чувства, эмоциональный отклик. Теперь-то понимаете?
Искусство и технологии воспитания
Когда мы говорим о создании художественной воспитательной среды, мы имеем в виду все те виды искусства, которые являются частью нашей жизни: музыка, живопись, декоративно-прикладное, танец и театр. Исключить что-то одно нельзя, но, при желании, можно сделать акцент, определив малыша в кружок или специализированную школу.
Музыкальное воспитание
У музыки – первое место в воспитании. Обучение игре на музыкальном инструменте решает несколько задач одновременно:
- Эстетическая. В процессе обучения музыке формируется и корректируется вкус, развивается музыкальный слух. Участие в концертах воспитывает внутреннюю культуру, как внешнего вида, так и поведения.
- Эмоциональная. Периодическое прослушивание и исполнение произведений композиторов-классиков стимулирует эмоциональную отзывчивость.
- Воспитательная. Регулярные занятия на музыкальном инструменте вырабатывает усидчивость, волю и целеустремленность.
- Физиологическая. Занятия музыкой стимулируют мелкую моторику рук, координацию движений, что напрямую влияет на умственную деятельность ребенка.
- Психологическая. Участие в концертах и конкурсах помогает избавиться от страха публичного выступления
Театральное искусство, как средство воспитания
«Весь мир – театр, а люди в нем – актеры» – сказал великий классик Шекспир, и в чем-то был прав. Стремление воссоздать события истории или литературы стремились еще самые древние люди. Есть в этом и психологический смысл – играя роль, мы проживаем жизнь героев, что позволяет нам не только понять их характер, но и самих себя.
Для детей театр – самое любимое искусство. Магия перевоплощения увлекает и помогает детям справиться с довольно сложными психологическими проблемами, такими как: непринятие себя, стеснение, боязнь публики. Детские постановки сопровождаются музыкальным фоном, цветными декорациями и, часто, хореографическими композициями. Это позволит сказать, что театр включает другие жанры, и несет максимум пользы для маленького актера.
Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно прикладное искусство
В отличие от музыки, танца и театра, финальный продукт декоративно-прикладной деятельности можно потрогать, увидеть, показать другим и сохранить на память. Есть и еще одно преимущество перед музыкой и танцем – здесь дети выступают в роли творца, создают, пропуская идею через сердце и руки. Творить – большая ответственность, дети это понимают. Воплощение мысли в материю – в этом есть большой смысл, в том числе и воспитательный. Средствами изобразительного искусства решаются множественные задачи, в числе которых художественное развитие, развитие мелкой моторики, эстетического вкуса. Что создают дети? В программе воспитания детских садов тематикой прикладного искусства чаще всего выступает фольклор, поэтому идет нога в ногу с патриотическим воспитанием. В художественных школах дети не только учатся творить, но и знакомятся с шедеврами художников, скульпторов и архитекторов всех времен.
Эстетическое воспитание средствами искусства
Эстетическое воспитание детей – основа культурного развития. Под словом «эстетическое» мы имеем в виду не только музыкальный слух, художественные способности, восприятие, эмоциональную отзывчивость. Это еще основы нравственности, эстетика быта, отношения между людьми, культура внешнего вида и внутреннего мира.
Эстетическое воспитание осуществляется всеми художественными средствами (музыка, театр, живопись и т.д), поэтому роль искусства в эстетическом воспитании играет первоначальную роль. Цель его – гармонично развитый, культурный, грамотный, а также прогрессивный человек. Используя художественные и музыкальные средства, эстетическое воспитание формирует личность не для самого искусства, а для его полноценного развития и жизни.
Патриотическое воспитание через искусство
Патриотическое воспитание – основа духовно-нравственного развития личности. Будучи составляющими одной образовательной системы, патриотическое воспитание тесно связано с эстетическим. И не просто связано, а сплетено в единое целое. Воспитание любви к родной культуре начинается со знакомства с песнями, сказками, танцами и произведениями народного прикладного искусства. Только пропустив через сердце можно понять глубину народных песен. Только пропустив через собственные руки, можно представить, как работали наши предки. Искусство не просто средство для патриотического воспитания, это оно и есть.
Источник