Инвалидность ребенка отставание в развитии

Некоторые дети, к сожалению, практически с рождения страдают сложными заболеваниями, мешающими им интегрироваться в общество, вести полноценный образ жизни. В таком случае они получают право на статус инвалида.

ЗПР у детей – это не всегда приговор, инвалидность дают при наличии грубой задержки речевого развития или тяжелой форме патологии, в других случаях – нет.

Так как заболевание поддается коррекции с раннего возраста, то даже установленный ранее статус при переосвидетельствовании могут снять. Разумеется, если больной показал достаточно уверенную динамику выздоровления.

Существует перечень заболеваний и их тяжести, при которых положена инвалидность.

При ЗПР у ребенка, ее могут назначить в случае серьезных отклонений в речевом развитии.

Пенсия, субсидии, льготы и правила назначения регламентируются единой законодательной базой на территории страны:

  • Постановление правительства РФ №95. В нем прописаны условия и прядок оформления групп инвалидности.
  • Постановление Министерства Труда и Социального развития № 75 определяет условия для назначения медицинской экспертизы, выявляющей необходимость в особом статусе.
  • Приказ Министерства Здравоохранения №317. По нему определяются правила, по которым проводится медицинская экспертиза.
  • Разъяснение Министерства Труда №1, в котором указан перечень медицинских учреждений, имеющих право на необходимое освидетельствование.
  • Федеральные законы и местные постановления правительства, регламентирующие порядок получения социальных выплат, права детей-инвалидов. В подобных актах указывают дополнительные моменты, необходимые для защиты положения ребенка-инвалида в обществе.

Получить инвалидность может любой ребенок, имеющий гражданство РФ, с врожденным или приобретённым заболеванием, мешающим ему жить полноценной жизнью наравне со сверстниками.

В зависимости от тяжести состояния, выделяют 3 группы:

  • 1 группа – самая тяжелая. В этом случае человек не может обойтись без помощи посторонних.
  • 2 группа – люди, способные к самообслуживанию, иногда с помощью специальных средств.
  • 3 группа, которую чаще всего и получают дети с диагнозом ЗПР – наиболее легкая. Ее присваивают детям, имеющим проблемы со здоровьем из-за перенесенных ранее травм или болезней.

Алгоритм получения инвалидности для детей с ЗПР

Оформить инвалидность ребенку с ЗПР – задача сложная. Для этого вам придется собрать множество документов и пройти обследования, доказывающие, что заболевание проявилось в степени, не позволяющей пациенту интегрироваться в общество. Поэтому будьте готовы к сложной, длительной процедуре, состоящей из множества этапов.

Алгоритм оформления инвалидности ребенку с ЗПР:

  • Посещение невролога или педиатра для получения направления в психоневрологический диспансер.
  • Встаньте на учет в ПНД. Для этого необходимо пройти обследование у нескольких докторов: психиатра, психолога, логопеда.
  • На протяжении полугода посещайте занятия в ПНД, встаньте на очередь в специализированное учебное заведение.
  • Проходите дополнительное обследование по направлению от психиатра ПНД. При подтверждении ранее установленного диагноза, назначается более полное исследование здоровья пациента. Цель которого – установление причин возникновения, степени тяжести заболевания.
  • Психиатр выдает направление на обследование на инвалидность со списком необходимых к посещению врачей. Параллельно сдаются анализы для выявления ранее незамеченных отклонений.
  • Характеристика на ребенка берется в посещаемом образовательном учреждении (детский сад, школа). Если малыш не был нигде зарегистрирован, то в характеристике нужды нет.
  • Проходится ПМПК (часто прохождение этой комиссии автоматическое перед поступлением в детский сад или школу). Вам нужна будет заверенная копия заключения с печатью.
  • Собирается папка документов для подачи в ПНД. Вам понадобятся заключения медицинских обследований, копии паспортов родителей, свидетельство о рождении ребенка, его СНИЛС, полис.
  • После предоставления справок и заключений врачу ПНД, время ожидания вызова на комиссию составляет в среднем 2 недели. Если по истечении этого срока вам не позвонили, поинтересуйтесь вызовом самостоятельно.
  • При прохождении комиссии вам понадобятся, кроме уже озвученных документов, СНИЛС родителей и сведения о прописке ребенка. Врачи изучают собранные ранее медицинские формуляры и справки, осматривают ребенка и выносят решение о назначении инвалидности. Кроме того, родителям выдается «План реабилитации» в соответствии с которым предоставляется возможность воспользоваться услугами необходимых докторов.
  • Делаете специальную карту в банке, берете выписку с уточнением, что счет необходим для получения пенсии и льгот, так как если при ЗПР положена 1 группа инвалидности, то кроме пенсионных выплат, вы так же сможете оформиться по уходу за ребенком и получать дополнительное пособие. Для этого необходимо дополнительно посетить Центр занятости населения.
  • Затем посещаете со всем пакетом бумаг пенсионный фонд. Там проходите процедуру назначения пенсии и специальных пособий, дающих выгоду. Это право льготного проезда, поездки в санатории, получение лекарств. Получаете пенсионное удостоверение.
  • Посещаете МФЦ для того, чтобы заказать Детскую карту.
  • Еще раз посещаете ПФ, чтобы забрать справку, дающую право на получение льгот.

Начисление пенсии начнется примерно через 2 месяца, после того, как все бумаги будут поданы.

При диагнозе ЗПР у ребенка инвалидность положена, но дают ли ее, зависит от тяжести проявления заболевания. Кроме того, периодически необходимо подтверждать право на получение пенсии. При этом диагнозе инвалидность могут снять, если коррекционная работа даст ощутимые результаты.

Особенности оформления в разных регионах

В любом регионе Российской федерации порядок подачи документов на установление инвалидности для детей с задержкой речевого развития одинаковый. Однако, если ребенок уже пошел учиться в детский сад или школу, то для прохождения МСЭК ему потребуется характеристика из места обучения.

Сложности возникают при переезде. Если по каким-то причинам вы проходите МСЭК не в одном городе с образовательным учреждением, придется съездить за характеристикой лично или сделать запрос.

При первом варианте родители могут получить необходимый документ самостоятельно, при втором – запрос отправляет лечащий врач (быстрее – первый).

Без подобной характеристики с места обучения комиссия не примет ребенка. Обследование и установление возможной инвалидности перенесется как минимум на год.

Список использованной литературы

  1. Speech Sound Disorders in Children: An Articulatory Phonology Perspective. Namasivayam AK, Coleman D, O’Dwyer A, van Lieshout P. Front Psychol. 2020 Jan 28;10:1998. doi: 10.3389/fpsyg.2019.02998.
  2. Сабуров В. В. Технологическая модель подготовки родителей для повышения коррекционной направленности воспитания в семье детей с нарушениями интеллекта и пути ее реализации: ав-тореф. дис. … канд. пед. наук. — Екатеринбург, 1999. — 23 с.
  3. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / под ред. В. И. Селиверстова. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 408 с.
  4. Демчева Н.К., Макушкин Е.В. Проблемы инвалидности детей с психическими расстройствами // Материалы Всероссийской конференции по детской психиатрии и наркологии «Психическое здоровье детей страны — будущее здоровье нации». Ярославль, 2016. С. 128-130.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Гимранов Ринат Фазылжанович

Записаться к специалисту

×

Источник

Когда я предлагаю родителям сделать инвалидность неговорящему ребенку в возрасте четырех лет, их первая реакция чаще всего негативная. И родителей можно понять. Как же так! Разве мой ребенок инвалид? Дело в том, что в наших поликлиниках педиатры и неврологи не стремятся заниматься просветительской работой. И это тоже можно понять-у них и своих дел хватает. Поэтому в этой статье я хочу разъяснить, что такое инвалидность для неговорящего или плохо говорящего ребенка.

Фото найдено на просторах Яндекс.Картинки

В первую очередь, это должно быть интересно тем, кто совершенно искренне хочет заниматься реабилитацией малыша, но им не хватает средств. Реабилитация дело недешевое. Если уж ребенок попал в коррекционный сад в логопедическую группу или группу детей с задержкой развития , помимо этого хочется дать и бассейн, и физкультуру, и дополнительные занятия специалистов. Не всегда бюджет семьи может выдержать подобную финансовую нагрузку. Тем более, например, если мама в декрете, а работает только папа. Другой пример – неполные семьи. Как это ни странно звучит для большинства, но наше государство позаботилось о финансовой поддержке таких деток в виде ежемесячного пособия-пенсии, которая действительно помогает поддержать семейный бюджет.

Теперь, что касается непосредственно инвалидности. Необходимо понять ключевой момент. Есть инвалидность по неврологии, а есть по психиатрии. Если по психиатрии-это уже многолетний учет у психиатра и инвалидность может выдаваться на многие годы (до 18 или пожизненно), то по неврологии главным врачом является невролог. Неговорящему ребенку или плохо говорящему инвалидность выдается чаще всего сроком на 1 год с последующим переосвидетельствованием. В этом случае к психиатру ребенок и его судьба никакого отношения не имеют. Если ребенок через какое-то время разговорился и перешел в «нормики», то инвалидность снимается и вы навсегда забываете, что она у вас когда-либо была. Категория ребенок-инвалид дает именно финансовую поддержку и социальную защищенность в некоторых случаях. Вы получаете ежемесячную пенсию в размере около 15000 рублей, компенсацию 50% от коммунальных платежей, и если мама или папа не работает, то еще плюсом 10000 рублей, отмена оплаты детского сада или школы, возможность проходить реабилитацию в санаториях и различных реабилитационных центрах бесплатно.

Фото найдено на просторах Яндекс.Картинки

Так как же понять, какой у вас главный доктор-психиатр или невролог? У детей, слабо контактирующие с окружающими, избегающими прямого взгляда, зацикленных на каких определенных предметах и повторяющихся действиях -ведущий доктор психиатр. Этим деткам чаще всего ставят аутоподобное поведение. Это касается также детей с умственной отсталостью. Дети, которые не разговоривают/плохо говорящие с кашей во рту, но адекватно реагирующие на просьбы и инструкции, которые любят играть с игрушками и сверстниками, взаимодействуют с ними, интеллект которых не пострадал- невролог.

С чего начать оформлять инвалидность? В первую очередь сходите в вашу поликлинику и задайте этот вопрос неврологу. Самое главное-помните, что у вас есть на это право. По-хорошему, желательно, чтобы у вас на руках были выписки и заключения от других сторонних неврологов и логопедов. Медицинскую выписку дает логопед, который практикует только в медицинском учреждении. Если у вас есть в городе большой детский диагностический центр или специализированный реабилитационный центр-сходите на прием к неврологу и логопеду прежде всего туда. Скорее всего, вам в заключении поставят дизартрию или синдром моторной алалии. И если с дизартрией можно поспорить, то алалия-это уже инвалидный диагноз. Очень важно иметь дополнительные бумажки и заключения на руках. Чем больше, тем лучше. Это делается для того, что бы вы не с пустыми руками пришли к своему доктору. Запомните-оформление инвалидности производится только через вашу детскую поликлинику. К сожалению, не во всех регионах оформить все просто. Многие мамы жалуются, что в их поликлинике не идут навстречу и всячески отговаривают. Поэтому я и советую приносить с собой ворох бумажек и заключений. У нас в Краснодарском крае в этом отношении все хорошо и достаточно быстро.

Фото найдено на просторах Яндекс.Картинки

Еще один момент. Вспомните, как у вас проходили роды. Возможно, в тот момент вы не обратили внимание на что-то: было обвитие пуповиной, асфиксия или низкая шкала Апгара. Очень даже вероятно, что речевая дисфункция была последствием именно таких моментов. Вспомните все до мелочей: так вы сможете грамотно общаться с неврологом.

Хочу так же обратить внимание, что после того как вам дали в поликлинике пакет документов для прохождения врачей, если у вас есть сопутствующие недуги, такие как, например, плоскостопие-не забудьте сказать об этом ортопеду. В этом случае он пропишет диагноз в документах и на комиссии вам укажут, что необходима реабилитация и по этому пункту. Это значит, что за ортопедическую обувь и т.д. вам будут возвращать деньги. Это касается и других сопутствующих диагнозов. Список врачей, который нужно проходить, небольшой. В общей сложности весь процесс до комиссии (медико-социальной экспертизы – МСЭ) занимает не больше месяца, а то и меньше.

Сама МСЭ проходит в другом месте и на нее вас вызовут отдельно. У нас в городе все проходит довольно быстро. Замечу, что на комиссии сидят профессионалы и они легко понимают что и к чему. Ключевой момент-они смотрят на родителей: насколько они хотят тратить деньги именно на ребенка. Поэтому будьте готовы к таким вопросам: что вы уже сделали для реабилитации малыша, в каких центрах обследовались и лечились, какие процедуры проводили.

Фото найдено на просторах Яндекс.Картинки

Подводя итоги, еще раз отмечу, что инвалидность для плохо говорящего ребенка оформляется МСЭ сроком на 1 год (возможно дальнейшее продление). Этого ни в коем случае не нужно боятся, т.к. при необходимости статус ребенок –инвалид снимается. Выдается розовая бумажка, которая дает вам право на финансовую поддержку со стороны государства. Это является хорошим подспорьем в реабилитации вашего чада. Поэтому прежде, чем сказать нет, подумайте, сможете ли вы в должной мере самостоятельно финансово обеспечить квалифицированную помощь своему малышу.

Если у вас возникли вопросы, вы можете оставить в комментариях ниже. Постараюсь ответить на все и проконсультировать, если есть необходимость.

Если вам понравилась статья, поставьте, пожалуйста “палец вверх”. Спасибо! И подписывайтесь на мой блог-буду рада всем!

Источник

ЗПРР. РОП ЦНС. ОНР.
Год назад этот вопрос для меня был животрепещущий и наверняка есть мамы и папы, которых интересуют ответы на вопросы, которые гложили и меня. Вокруг было много “говорят” “вроде бы” “наверное”. Поэтому сейчас хочу поделиться своим опытом, своими чувствами. Возможно, кому-то будет полезно, интересно, развеет мифы и сомнения, даст ответы на вопросы.
История о том, как оформили ребёнку инвалидность по причине задержки речи.
Мое мнение о том, нужен ли моему сыну статус “ребёнок-инвалид” менялось – было чувство обреченности (неужели мой ребёнок не такой как все), было отрицание (и без этого справимся, зачем ему это “клеймо”), были сомнения (может, это нам поможет). И спустя некоторое время, как нам рекомендовали оформить инвалидность, мы это сделали. Последним решающим фактором явилось то, что сына не взял на занятия логопед в детском саду. Мол, загруженность большая, всех желающих взять не могу, но детей с инвалидностью беру. Тогда я почувствовала, что у меня нет ключика, который открыл бы дверь возможностей к выздоровлению ребёнка. Этот ключик – “розовая справочка”.
Перечислю другие моменты, которые дают возможность снять диагноз ЗПРР:
1. Есть возможность пройти реабилитацию в суваг Нерюнгри, и в Якутске должен открыться реабилитационный центр для детей-инвалидов.
2. Денежное обеспечение (пенсия, едв, выплата ухаживающему) и льготы (скидка на ЖКУ, на оплату за детсад, на авиабилеты, льготы родителям, предусмотренные ТК и др.)
Честно скажу, больше из за реабилитационных центров оформили, так как все специалисты, у которых мы были сказали, что возможность помочь ребёнку есть и ей надо пользоваться. И финансовая составляющая очень важна, так как занятия с логопедом не разовые, а постоянные, и обходится это минимум в 10 т. ежемесячно.
А так же хочу развеять миф о том, что ребёнка ставят на учёт психиатра и неизвестно чем это ему аукнется в будущем (при поступлении на учебу, работу, при получении водительского удостоверения и пр.) Нет, если у ребёнка нет диагноза по этой части (G) В нашем случае неврологический диагноз (F) РОП ЦНС, ОНР 2 уровня.
Миф о бессрочности этого статуса. 1 год – вот срок для всех. Ежегодно нужно проходить комиссию и инвалидность либо снимается либо продлевается ещё на один год.
Боязнь того, что все будут тыкать пальцем и говорить “инвалид”. Да просто не говорите об этом и всё. Мы даже близким родственникам не сказали, ни друзьям, ни соседкам во дворе, а зачем? Это касается исключительно нашего ребёнка, нашей семьи и госорганов.
Вообще, получение инвалидности носит заявительный характер. То есть исходит от желания человека (в случае с детьми – от родителей), никто не может силой заставить оформить инвалидность. Даже если у человека нет ног, рук, инвалидность он получает только по своему желанию. Это волевое решение, а не действия из под палки. Поэтому постыдного, унизительного, неудобного в этом нет. Но эти мысли у нас были, может даже и остались, но мы учимся мыслить иначе✌????И когда вливаешься в процесс, изучаешь какие возможности даёт инвалидность, начинаешь относится к этому абсолютно по-другому, нежели когда слышишь впервые слово “инвалидность” по отношению к своему ребёнку.
Если кому интересно, то могу рассказать о том, какова процедура оформления инвалидности и ответить на вопросы.

Источник

Всем привет????. Давно не писала на канал и наконец то решила рассказать вам про инвалидность.

Нам уже 3,2 года. Темка так и не разговаривает, хотя появляются новые слоги. Было принято решение оформлять инвалидность. Давно не решилась этого сделать, боялась этого статуса. Но разум берет верх и даже финансовая помощь мне сейчас нужна.

Наши диагнозы: эпилепсия, зпр, зрр, сдвг, резидуально-органическое поражение цнс. Проходили комиссию МСЭ через психиатра. Почему не невролог? Тут все логично: по эпилепсии приступов нет давно, а диагноз зпр это психиатрия.

Собрали документы, назначили комиссию, просидели 3 часа, после розовая бумажка, ипра, статус “ребенок инвалид”. И что дальше? Оформила пособие, получила льготы. Мне нужно было сразу идти к психиатру, ведь она нас направляла на мсэ. Но т.к. мы болели я занялась пенсией по инвалидности.

Кто не в курсе рассказываю: мой сын сейчас ходит в обычный детский сад, что совсем для него не подходит. С ним должны заниматься в специальных центрах или нужен коррекционный. Таких у нас в городе два, но статусы заведений разные. Первый- центр для инвалидов “Надежда”, второй коррекционный детсад. Проблема в том, что туда берут с 3х лет, поэтому пошли в обычный садик- другого выбора не было.

Теперь о главном! Я овца сказала воспитателю, что мы получили инвалидность. Зачем? Просто когда мы получили льготу от сада по пмпк (дети с зпр ходят бесплатно), то подписывала доп соглашение и меняется статус группы если есть такой ребенок. Тут я думала будет тоже самое. Воспитатель отправила меня к заведующей, где я предоставила копию “розовой бумажки” ????‍♀️. Не делайте так)

На следующий день я поехала к психиатру. Предоставила документы, она увидела копию и спросила для кого она- я сказала, что в детсаду попросили. Теперь со слов психиатра:

Вы понимаете, что информация о инвалидности конфиденциальная?! Т.е. это нужно только врачам, но никак не в детсад. Знаете что дальше они могут сделать? Нет. Так рассказываю: при поступлении в любой дошкольное учреждение принимают только по пмпк! Они прописывают, что нужно ребенку, какие условия, специалисты. Всё! Теперь на основании этой бумажки, которую вы им дали, они могут от вас отказаться или не заниматься с вашим сыном. Почему? Тут просто: ребенок инвалид, а мы не центр для инвалидов и не коррекционный сад, так что ничем помочь не можем. Идите в другое место… Вы понимаете, что фактически рассказали всему городу, что у вас?! Если эту информацию скрывать, то к вашему ребенку будут относиться нормально, ему только нужно заниматься со специалистами и всё, а статус “инвалид” звучит по другому и восприятие разное! Они же все связаны и вас могут посылать с одного заведения в другое (я через это прошла уже). А город у нас маленький и выбора нет куда отдать ребёнка. Вам нужно добиваться места в коррекционный сад и как можно быстрее. Проблема в том, что туда могут не взять с эпилепсией и там заведующая решает принять вас или нет. Вот как то так. А центр для инвалидов я вам не советую, т.к. там детки с диагнозами намного хуже ваших и Темка будет смотреть каждый день на таких детей, что может плохо сказаться.

После слов психиатра я “поджала хвост”. Страшно? Да. Теперь я понимаю, что нужно было сначала к ней идти, чтобы мне мозги вправили, а потом все остальное. Мы же первый раз получаем инвалидность и из-за моей пустой головы я натворила какую-то ерунду. Что будет дальше не знаю.

Девочки, у кого похожая ситуация или кто в теме поделитесь, пожалуйста, мнением.

Источник