Интересная игра для развития речи для ребенка 3 лет
Каждый родитель хочет дать своему ребенку только все самое лучшее. Это касается и одежды, и продуктов, и воспитания, а также полноценного развития чада. Проще всего что-то объяснить малышу в игровой форме. Такая подача не вызовет протеста, и ребенок с удовольствием усвоит нужный материал. Речь пойдет об играх на развитие речи у детей 3-4 лет. Возраст сложный, ребенка тяжело заставить заниматься, практически невозможно удерживать его внимание дольше 15-20 минут. Но, как ни крути, заниматься с малышом просто необходимо. Кроме этого, игры на развитие речи интересуют и педагогов детских садов, которые как раз и организовывают занятия для малышей, с целью обучения воспитанников и развития у них речевых навыков.
Описание проблемы
Занятия развитием речи очень важны для дальнейшего обучения ребенка. Иногда можно встретить ученика начальной школы, который не умеет, к примеру, пересказать прочитанный фрагмент, не может внятно выразить свои мысли, имеет сложности в общении со сверстниками. Это происходит по многим факторам, но одним из главных является то, что в свое время развитию его речи не уделялось должного внимания.
Если ваш ребенок испытывает те же трудности в начальной школе, можете ознакомиться с играми на развитие речи у детей более старшего возраста в нашей статье по ссылке.
Учить маленьких детей сложно, и как показывает практика, лучше это делать в форме игры. В таком случае ребенок с удовольствием играет с родными и в то же время получает колоссальный опыт в развитии речи.
Игры на развитие речи для детей 3-4 лет
В этом разделе мы расскажем о наиболее популярных и эффективных играх на развитие речи, поговорим о правилах различных игр и выясним, чем они хороши для детей раннего возраста.
Игра «Кто быстрее всех?»
Цели: для развития внимания, логического мышления.
Описание: находясь в одной комнате с ребенком, выбрать объект. Пояснить малышу, что тот, кто быстрее всех найдет этот предмет и правильно скажет его название, тот станет победителем. Например, найти квадратные поверхности, игрушки: кукол и животных, столовые приборы и т.д.
Игра «Незнайка»
Цели: развитие речи, мышления, памяти.
Описание: выбрать из группы малышей одного «Незнайку». Он будет задавать остальным ребятам разные вопросы, на которые они должны правильно ответить. Например:
«Что такое вишня?» (Дерево.)
«Где растут помидоры?» (На грядке.)
«Когда встает солнце?» (На рассвете.)
«Где плавают лягушки?» (В пруду.)
Игра «Шкатулка сокровищ»
Цели: научить правильному произношению существительных и дать им характеристику.
Описание: в ящик сложить несколько игрушек, найти его в помещении вместе с детьми. Воспитатель должен предложить посмотреть, что там находится. Поочередно ребята берут игрушки, и рассказывают, что это и как выглядит. Например:
«Это пирамида. Она состоит из 4-х колец и головы. Самое больше кольцо зеленого цвета в самом низу. Чуть меньше синего цвета. Еще меньше зеленого. И самое маленькое желтое». «А у меня трактор. Он оранжевый и у него есть ковш. Ковш нужен, чтобы копать землю». « А у меня кубики. Они мягкие и разноцветные. На кубиках нарисованы цифры и животные».
Все игрушки положить в тот же ящик. Воспитатель будет описывать их, а малыши будут угадывать, о чем идет речь.
Игра «Сорока-ворона»
Цели: освоение существительных и глаголов.
Описание: рассказать детям потешку.
«Сорока-ворона
Кашу варила, (мнимо размешивать кашу в кастрюле вправо)
Деток кормила: («размешивать» кашу влево)
Этому дам, (загнуть мизинец первому ребенку)
Этому дам, (загнуть безымянный палец второму ребенку)
Этому дам, (загнуть средний палец третьему ребенку)
И этому дам, (загнуть указательный палец четвертому ребенку)
А этому не дам! (подойти к пятому ребенку и полминутки потереть большой пальчик)
Он воды не носил!
Дров не рубил!
Проспал весь день на печи».
Задать детям вопрос, что же нужно для того, чтобы сварить кашу? Делать подсказки отдельными словами. Например: молоко, крупа, сахар и т.д.
Игра «Ну-ка! Отыщи»
Цели: работа с предлогами в, на, под. Концентрация внимания.
Описание: «к бабушке приехал внучек в гости. И решили они поиграть в прятки. Запрятался мальчик (имя малыша) в бельевую корзину и сидит тихонько. А бабушка ищет! Где же (имя малыша)? Может он за креслом? Нет за креслом. Может он под кроватью? Нет под кроватью. А может на шкафу? И тут его нет! А может в корзине? Ага, вот ты где!».
Затем надо озвучить, как именно ребенок запрятался в то место, где его нашли.
Игра «Сказка с сюрпризом»
Цели: для развития фантазии, на внимательность
Описание: надо рассказывать детям сказку, которую они уже знают. Например, «Гуси-лебеди». И там, где Машенька прячется с братцем под яблоню изменить ход событий.
«Яблонька-яблонька, запрячь от гусей, помоги нам!» Яблонька не захотела помогать, и не пустила Машу с братом. Гуси-лебеди догнали ребят, и отдали бабе Яге».
Дети должны сказать, где сказку начали рассказывать не так, как надо. Малыши могут попробовать сами рассказать сказку так, как они хотят. Проявить фантазию. Узнать у ребенка, почему он сказал, так или иначе.
Игра «Особый состав»
Цели: для развития слуха.
Материал для изготовления макетов состава и составляющие части: коробки из картонок.
Описание: надо сделать из коробок голову состава и вагоны. Рассказать малышам, что этот поезд возит только те вещи, которые начинаются на букву б, или п, или ц и т.д. Дети должны выбрать только те предметы, которые начинаются на нужную букву. Правильно ее озвучить.
Игра « Много или один?»
Цели: научить, как правильно использовать единственное и множественное число.
Материалы для игры: кубики с картинками.
Описание: кубики положить перед детьми. На кубиках должны быть изображены картинки с одним рисунком, и с несколькими рисунками одного и того же вида. Затем показать его малышам и спросить: «Сколько ежиков на полянке?». И ответить: « На моей полянке три ежика, а на твоей – один!». Подбирать картинки таких объектов, у которых во множественном числе меняется окончание: лапа – лапки, хвост – хвосты, рука – руки и т.д.
Игра «Гости у порога»
Цели: для развития речи, мышления.
Описание: ягненок забыл, что он ягненок. Надо помочь животному вспомнить кто он, если его папа – баран, а мама – овца. Рассмотреть несколько таких ситуаций с волчонком, утенком и т.д.
Игра «Где моя машина?»
Цели: развить речь, для ориентации.
Описание: поставить машину. Рядом с ней положить уже знакомые предметы. Спросить: «Где твоя машинка?» — «На полу». Начать варьировать вопросы: «Что лежит рядом с машинкой?», «Напротив чего стоит машина?», «Что сзади машины?», «Что справа машинки?», «Что слева машинки?» и т.д.
Игра «Покупатель – продавец»
Цели: для слухового развития, для внимательности.
Описание: положить на столах «товары». Предложить малышу «купить» понравившиеся из них. Приобрести их можно, только если правильно назвать первую букву предполагаемого товара. Например, «вилка» — «в», «кукла» — «к» и т.д.
Игра «Красивое словечко»
Цели: для запоминания букв, задействована мелкая моторика.
Понадобится: листы А5 или А4, пуговицы.
Описание: написать на листе недлинное слово – еж, кот, баба, дед – вырезать его. Ребенок сам должен слово прочесть. Далее воспитатель попросит малыша украсить слово, по его краю приклеить пуговички по своему вкусу. Если малыш начинает украшать слово неправильно – с середины или справа налево – то рассказать ему, что слова читаются слева направо. Прочесть вслух.
Игра «Кто тут у нас?»
Цели: на внимательность, для слуха.
Описание: надо детально описать одного из малышей. Рассказать в чем он одет, обут, какая у него на голове прическа. Ребенок должен понять, что речь идет о нем. Например: «Это мальчик. Он стоит у окна в синих джинсах и жирафом в руке».
Игра «Что у меня в коробке?»
Цели: для речи, для мышления.
Вещи для игры: коробок, игрушки или фрукты.
Описание: ребенок подходит к коробку, и берет предмет. Далее самостоятельно или с помощью воспитателя описывает его. Например: «Это огурец. Он зеленый. Длинный. Его можно кушать». Или: «Это кукла Маша. Она небольшая. Белые волосы с красными бантами. Маша одета в майку желтого цвета и черные шорты. На ногах красные туфли».
Игра «Путаница»
Цели: для развития мышления, речи, внимательности.
Описание: Буратино решил зайти в гости к малышу. Взял с собой свою приятельницу – уточку. Буратино начал описывать свою уточку. Например: «У моей утки зеленый клюв, красные перья и очень большие фиолетовые лапы». Или пример с другим животным: «У коровы маленький нос, короткий хвост и она мычит Ква-Ква». Ребенок должен заметить ошибки. Его задача их исправить.
Игра «Кто так «разговаривает»?»
Цели: научить ребенка различать разные голоса и определять, кому они принадлежат.
Материалы: музыкальные игрушки, либо могут быть обычные игрушки (воспитатель имитирует звуки животных самостоятельно).
Описание: малыш ждет гостей. Вот стучатся в двери звери. Собачка постучалась и залаяла: «Гав-гав!». Педагог спрашивает у ребенка: «Кто там лает за порогом? Что за зверь?». Малыш должен ответить до того, как собачка появится перед ним (Собака).
— Кар-кар! – кто это там? (Ворона).
— Мее-мее, — мекает козочка.
Таким же образом поупражняться с разными животными. Сказать малышу, чтобы он пригласил «гостей» в дом. Ребенку придется к ним обращаться. Например, «Собачка, заходи!» или «Козочка, не стой на пороге. Входи в дом». Если в обращении будет что-то неправильно – исправить и объяснить, как правильно.
Можно в такой же форме обыгрывать взрослых и маленьких животных. Например, озвучивать маленьких более нежным, писклявым голосом. Взрослых – обычным голосом.
Игра «Убеди друга»
Цели: для речи, для отстаивания своей точки зрения, тренировка памяти.
Описание: игра начинается с того, что воспитатель «случайно» путает кто чей детеныш, кто чей родитель. Например: «Я считаю, что папа козленка – зебра. Зебра в шерсти и козленок в шерсти. Зебра с рогами и козленок с рожками. У зебры копыта и у детеныша копытца». Ребенок должен доказать своему другу/воспитателю, что тот ошибается. Что зебра – это маленькая лошадка. Козленок мекает, а зебра – ржет. Козленок одного цвета или разноцветный, а зебра в черно-белую полоску и т.д. Смешать разные предметы и объекты. Например: «конфеты растут на дереве», «ослик живет в дупле» и т.д. Игра должна иметь логическое завершение для лучшего усвоения, пройденного за день.
Игра «Путешествия»
Цели: для развития фантазии, памяти, речи.
Описание: поставить по два стула друг за другом. Сделать воображаемый состав. Рассадить малышей в нем. И поехали! «Чу-чу!!!» — поезд поехал. Начать рассказывать, что «видно» впереди, справа, слева и сзади. «Я вижу пруд. А в ней во-о-от такая черепаха! А вот сидит дядя рыбак. Хочет поймать рыбку». В случае небольшой активности ребенка в этой игре, помогать ему – задавать вопросы. « Мы проезжаем мимо поселка? Ты видишь людей в поле? Я вижу мальчиков и девочек. Где же их родители?».
Игра « Самый вредный ребенок»
Цели: для развития мышления, речи, для знакомства со словами антонимами.
Воспитатель/друг что-то говорит, а ребенок дожжен сказать противоположное по смыслу. Например:
Педагог:
— Тетрадка чистая.
Ребенок:
— Тетрадка исписанная.
Педагог:
— Игрушка сухая.
Ребенок:
— Нет, она мокрая.
Педагог:
— На улице холодно.
Возражение:
— Нет. На улице тепло. И далее также.
Игра «Самый вредный ребенок 2»
Цели: ознакомление с глаголами-антонимами.
Описание: суть игры такая же, как и предыдущая. Меняется только то, что теперь употребляются глаголы.
Например:
Воспитатель:
— Я построю дом из конструктора.
Малыш:
— Я сломаю этот дом.
Воспитатель:
— Я наберу воды в стакан.
Ребенок:
— А я вылью воду!
Воспитатель:
— Я посажу цветок.
Ребенок:
— Я вырву этот цветок.
Игра «Позвони мне, позвони»
Цели: для развития речевого аппарата, для изучения правил этикета.
Предметы для игры: музыкальный телефон.
Описание: задача малыша позвонить своему другу или родственнику. И о чем-то побеседовать. Беседовать ребенок будет с воспитателем. Обязательно надо учить его говорить основам этикета в процессе разговора: слова «здравствуйте», «спасибо», «до свидания», «спасибо», «извините». Спросить, что малыш хотел от родственника/друга. Попросить рассказать что-нибудь о себе.
Игра «Расскажи кто ты»
Цели: для логического мышления, для речи.
Описание: дети поочередно рассказывают воспитателю о себе: кто он мальчик или девочка, как его зовут (имя, фамилия, отчество), где он живет (город, адрес), как зовут его маму и папу, чем нравится заниматься ( играть, что-то мастерить), есть ли у него братья или сестрички и т.д.
Игра «Пони»
Цели: для развития речевого аппарата, правильного произношения букв.
Описание: малыш должен клацать язычком. Как пони скачет и стучит копытами. Это нужно, чтобы ребенок правильно говорил буквы Р, Ш, Л, Ж. Занятие проводится ежедневно.
Вместо заключения
Малыши 3-4- лет очень любопытны. Они уже достаточно знают о окружающем мире, о предметах. Чаще всего уже могут выразить свое мнение словами. Предоставленные игры очень просты в применении. Все они заинтересуют малыша. Он будет выполнять все условия и быстро осваивать уведенное и услышанное. Тем самым тренировать свою речь, свои навыки. А игры, в которых задействованы еще и предметы, помогут развитию моторики ребенка. Не стоит забывать, что речь напрямую зависит от мелкой моторики в том числе.
Источник
Развивающие игры для детей 2-3 лет
Игры для развития речи ребёнка 2, 3 лет
Поскольку именно в возрасте от двух до трех лет происходит значительный скачок в развитии речи, то целесообразно уделить этому особое внимание. Чтобы ребенок мог свободно выражать свои мысли и желания, у него должен быть богатый словарный запас. Поэтому приучите себя проговаривать все действия, которые вы совершаете с ребенком.
Необходимо научить малыша правильному дыханию и развивать его артикуляционный аппарат для того, чтобы ребенок мог легко говорить длинными сложными предложениями. Артикуляцию очень хорошо развивают скороговорки.
Учите малыша считалкам. Повторение этих забавных стишков способствует развитию речи малыша. Несколько считалок приведено в разделе «Как выбрать ведущего». В этом же разделе собраны загадки; задавайте их ребенку, разбирайте ответ вместе с ним. Когда ребенок запомнит несколько загадок или научится сам их придумывать — загадывайте загадки друг другу. Они развивают воображение, наблюдательность и творческое мышление. Кроме того, что это интересное времяпрепровождение, с помощью загадок можно выбирать ведущего для игр в компании: кто отгадал загадку первым, тот и водит.
В период между двумя и тремя годами у ребенка только формируются навыки членораздельной речи. Часто это происходит уже после трех лет. Если вас что-то беспокоит, проконсультируйтесь у логопеда.
Кроме упражнений для дыхания и скороговорок нужно, проговаривая с ребенком все действия, следить за правильным произношением и ударением в словах.
Чтобы развить речь ребенка многосторонне, нужен комплексный подход. Занимаясь с малышом, обращайте его внимание на качества, свойства того или иного предмета, используя при этом в своей речи как можно больше прилагательных для описаний. Обогащайте речь ребенка синонимами, омонимами и т. д.
Постарайтесь сделать ваши занятия интересными и веселыми!
Поскольку при грамотном дыхании мы произносим все слова на выдохе, существует множество игр на тренировку именно этой фазы дыхания.
Дудочка и свистулька. Для ребенка мир полон разнообразных звуков: одни можно получить, если постучать вон той штучкой, другие — только если в эту штучку дунуть. Извлекая звуки, ребенок тренирует выдох, познает причинно-следственные связи (дунул — получился звук).
Начать можно со свистульки, поскольку для извлечения звука достаточно в нее просто дунуть. Выбирайте свистульки, которые нравятся ребенку внешне, удобны для его рук и с негромким свистом. В противном случае головная боль вам гарантирована.
Дудочка предназначена для детей более старшего возраста. Она усложняет задачу для ребенка и одновременно с этим делает ее более интересной и занимательной. Ведь дудочка, обладая мелодичным звучанием, позволяет получать разные звуки.
Пузыри мыльные и не только. Наверно, не найдется ни одного взрослого, который в детстве не любил бы мыльные пузыри. Сколько удовольствия и радости доставляют эти забавные шарики, переливающиеся всеми цветами радуги! Вашему ребенку они наверняка тоже очень понравятся. Ведь их можно не только выдувать, но еще ловить, бегая за ними и хлопая в ладоши.
Кстати, если вы устраиваете детский праздник с конкурсами, то бутылочка мыльных пузырей будет отличным призом.
Сделайте раствор вместе с ребенком или купите готовый в магазине.
Рецепт раствора мыльных пузырей. Чтобы легко и быстро получить мыльные пузыри, смешайте небольшое количество средства для мытья посуды или пену для ванн и воду.
Можно построить из мыльных пузырей замок или гору. Налейте в стакан или кружку немного воды и средства для мытья посуды. Возьмите с малышом по соломинке, дуйте в них и смотрите, как пена растет прямо у вас на глазах.
Обычная коктейльная соломинка может доставить много радости во время купания в ванной. Там воды много, и можно брызгаться и пускать пузыри. Соломинку нужно будет укоротить до длины, подходящей вашему ребенку. Стандартный размер может оказаться для малыша слишком большим и неудобным. Это, кстати, один из действенных способов приучить боязливого ребенка к воде. В процессе обучения плаванью малышу дают пускать в воде пузыри, и с каждым днем соломинку постепенно укорачивают. Через соломинку можно просто дуть на воду, создавая эффект волн. Чем больше они получаются, тем лучше.
Свечи. Огонь обладает магическим свойством притягивать внимание. Сделайте свечи неотъемлемой частью детских праздников. Это прекрасная возможность поиграть с ребенком. Задуть свечку — для двухлетнего ребенка на самом деле не такая уж простая задача, как может показаться взрослому. Для этого ведь нужно сосредоточиться, набрать побольше воздуха, сложить губы трубочкой, да еще и дунуть не куда-нибудь, а именно на пламя свечки.
Хвалите ребенка за каждую попытку, ведь научиться задувать свечку еще не самое сложное. Гораздо труднее малышу дуть на пламя так, чтобы оно не погасло. Для этого выдох должен быть плавным и долгим.
Почему именно свечка? Просто ее огонек подскажет ребенку, что он все правильно делает. А еще можно дуть на свечу, потихоньку отходя от нее, увеличивая тем самым расстояние.
Обязательно соблюдайте технику безопасности при обращении с огнем. Не оставляйте ребенка наедине с горящей свечой.
Вата или пенопласт. Возьмите небольшой кусочек ваты или пенопласта (он тоже достаточно легкий), положите на стол и просите малыша сдуть его. В эту игру интересно играть в компании. Задача — дунуть так, чтобы твой кусочек переместился как можно дальше.
А с пенопластом можно затеять еще более интересную игру: возьмите кусочек пенопласта, воткнув в него зубочистку, сделайте из бумаги парус. Теперь осталось набрать воды в раковину, таз или ванну и дать старт морской регате.
Вообще дуть нужно на всё, что попадается под руку, — это насколько хватит вашей фантазии.
Кто дольше
◈ В этой игре очень простые правила. Например, кто дольше протянет звук «а», «у» или любой другой гласный.
◈ Тянуть можно и некоторые согласные звуки. Все дети любят играть в эту игру вместе с родителями. Осталось только набрать воздуха.
Повторяй за мной
Формирует навыки правильного произношения, разбивает артикуляционный аппарат
◈ Читайте ребенку короткие рифмовки и просите повторять за вами последний слог:
Прибежала детвора — ра-ра-ра, ра-ра-ра.
Ногу выше, шаг смелей — лей-лей-лей, лей-лей-лей.
Мы увидим листопад — пад-пад-пад, пад-пад-пад.
Милый зайчик не скучай — чай-чай-чай, чай-чай-чай.
Проводи мишку
Игра способствует развитию речи, умения ориентироваться в пространстве
Необходимый инвентарь: мягкая игрушка (например, мишка).
◈ Возьмите в руки мишку и голосом игрушки скажите ребенку, что очень хотите познакомиться с домом, в котором живет ваша семья. Попросите ребенка проводить мишку и показать ему все самое интересное.
◈ Пойдите на кухню, пусть ребенок проводит мишку туда. На кухне голосом игрушки спрашивайте, как называются те или иные предметы, указывая на них (например, холодильник, плита, стол и т. д.) Интересуйтесь, для чего они нужны.
◈ Затем сходите с мишкой в другие комнаты.
Голоса животных
Игра способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром
Необходимый инвентарь: карточки с изображениями животных или игрушки-животные.
◈ Покажите ребенку карточки с животными, рассмотрите их внимательно.
◈ Расскажите малышу, где обитает то или иное существо, чем оно питается. Одновременно знакомьте ребенка с голосами и звуками животных. Очень полезно ходить в зоопарк или слушать голоса в записи. После этого можно проводить обобщающее занятие.
◈ Показывайте ребенку карточки и попросите назвать изображенных животных и вспомнить, кто какие звуки издает.
♦ воробей — чирикает (чирик-чирик)
♦ ворона — каркает (кар-кар)
♦ гусь — гогочет (га-га-га)
♦ индюк — кулдыкает (кулды-кулды)
♦ кабаны, свиньи — хрюкают (хрю-хрю)
♦ коза — блеет (ме-е-е)
♦ корова — мычит (му-у-у)
♦ кошка — мяукает (мяу-мяу)
♦ лошадь — ржет (и-го-го)
♦ лягушка — квакает (ква-ква)
♦ мышка — пищит (пи-пи-пи)
♦ осел — ревет (иа-иа)
♦ петух — поет, кукарекает (кукареку)
♦ пчела — жужжит (ж-ж-ж)
♦ слон — трубит (ту-у-у)
♦ собака — лает (гав-гав)
♦ тигр, лев — рычит (р-р-р)
♦ утка — крякает (кря-кря)
♦ филин — ухает (уху-уху)
◈ Не спрашивайте ребенка сразу обо всех животных.
Угадай животное
Игра способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром
Необходимый инвентарь: карточки с изображениями животных.
◈ Это игра для дружной компании. Карточки переверните и, перемешав, сложите в кучку.
◈ Каждый участник по очереди достает карточку и озвучивает животное, которое там изображено, а остальные должны угадать, что это за животное.
Кукла спит
Игра способствует развитию речи, слуха
Необходимый инвентарь: кукла или мягкая игрушка.
◈ Уложите куклу спать. Пускай ваш малыш покачает ее на руках, споет колыбельную, уложит в кроватку и укроет одеялом.
◈ Объясните ребенку, что пока кукла спит, вы будете говорить шепотом, чтобы не разбудить ее.
◈ Поговорите о чем-нибудь с крохой, задавайте вопросы, попросите что-нибудь рассказать (все это нужно делать шепотом).
◈ Ребенку может быстро надоесть, так что не затягивайте игру. Объявите, что кукле пора вставать и теперь вы можете разговаривать громко.
Закончи слово
Игра способствует развитию речи, памяти, внимания
◈ Попросите малыша закончить слово, которое вы произносите. Например: доро-га, мага-зин, коло-бок.
◈ Если ребенку трудно сориентироваться, показывайте на предмет, который называете.
Повтори за мной
◈ Предложите ребенку повторять за вами рифмованные строчки:
Птичка прилетела, песенку мне спела.
Девочка проснулась, сладко потянулась.
Солнышко садится, Маша спать ложится.
Яблоко или тарелка?
Игра способствует развитию речи, внимания
◈ Задавайте малышу вопросы, предупредите его, что вы можете ошибаться.
♦ Яблоко и груши — это овощи? (Нет, это фрукты.)
♦ Ложка и тарелка — это посуда?
♦ Шорты и майка — это мебель?
♦ Ромашка и одуванчик — это деревья?
◈ Усложняйте задания, называя предметы из разных тематических групп:
♦ Помидор и апельсин — это овощи?
У меня зазвонил телефон
Игра способствует развитию речи, пополнению словарного запаса
◈ Поиграйте с малышом в «Разговор по телефону». В качестве телефона можно использовать любые предметы: кубики, палочки, детали от конструктора.
◈ По очереди изображайте звонок телефона.
◈ Поговорите с ребенком от своего имени, задавая простые вопросы.
◈ Меняйтесь ролями.
◈ Разговаривайте от имени игрушек, животных.
Чем заняться
◈ Поговорите с ребенком о том, что можно делать в лесу (гулять, отдыхать, слушать птиц…), на реке (купаться, нырять…).
◈ Пусть он придумает, что можно делать с цветами (нюхать, поливать…); что делает дворник (убирает, подметает…).
◈ Каждый раз задавайте вопросы так, чтобы при ответе ребенок использовал разные времена, числа, лица.
Загадалки
Игра способствует развитию речи, воображения
◈ Выберите ведущего. Он загадывает предмет и, не называя самого объекта, описывает его свойства, рассказывает, как он используется.
◈ Остальные игроки должны отгадать задуманный предмет.
◈ Например: высокий, стеклянный, из него можно пить сок или воду (стакан).
◈ Потом меняйтесь ролями.
Большеслов
Игра способствует развитию речи, учит образовывать длинные слова
◈ Попробуйте с ребенком одним словом назвать какой- нибудь признак или свойство предмета. Например, у зайчика длинные уши, значит, он — длинноухий, у папы глаза серые, значит, он — сероглазый.
Кто есть кто?
Игра способствует развитию речи, знакомит с основами формообразования имен существительных
◈ Рассуждайте с ребенком о том, как называются животные-папы, животные-мамы и их детки. Например, если папа — слон, то мама — слониха, а их ребенок — слоненок и т. д.
Скороговорки
◈ Скороговорок существует великое множество. Выбирайте те, которые соответствуют знаниям ребенка, смысл слов в которых он в состоянии понять.
◈ Проговаривайте скороговорку сначала сами, а потом вместе с ребенком. Обязательно обыгрывайте ее интонацией.
◈ Главное — не заставлять ребенка выговаривать, а сделать так, чтобы ему было интересно и хотелось произнести те же самые слова, что и вы. Для этого начните фразу скороговорки, а ребенок пускай закончит ее.
◈ Постепенно, когда ребенок выучит слова, увеличивайте скорость произношения. ◈ Вот несколько скороговорок — коротких и более длинные.
♦ Течет речка, печет печка.
♦ У ежа ежата, у ужа ужата.
♦ Ткет ткач ткани на платки Тане.
♦ У редьки и репки корни крепки.
♦ Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
♦ От топота копыт пыль по полю летит.
♦ У перепела с перепелкой пять перепелят.
♦ У четырех черепашек по четыре черепашонка.
♦ Щиплет девочкам мороз ножки, ручки, ушки, щечки, нос.
♦ На дворе трава, на траве дрова. Раз дрова, два дрова, три дрова.
♦ «Расскажите про покупки!» — «Про какие про покупки?» — «Про покупки, про покупки, про покупочки свои».
♦ Ехал грека через реку. Видит грека — в реке рак. Сунул грека руку в реку. Рак за руку греку цап!
◈ Ваш малыш очень скоро полюбит это веселое и увлекательное занятие.
◈ Обязательно радуйтесь вместе с ребенком, хвалите его. Произнесите скороговорку сами и попросите его постараться сделать это лучше. Результат приятно удивит вас.
Рекомендуем посмотреть:
Математические игры для детей 2, 3 лет
Примеры развивающих игр для детей
Игры на развитие внимания дошкольников
Игры на развитие творческого воображения детей 3, 4 лет
Занятия с детьми 2-3-4 лет
Источник