Интерактивная программа речевого развития ребенка
Татьяна Катасонова
Речевое развитие детей дошкольного возраста с использованием интерактивной образовательной программы «Дошколка»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет 5 образовательных областей, одна из которых «Речевое развитие».
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевогообщения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа через решение следующих задач:
Речевое развитие включает:
Обогащение активного словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение)
Развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи
Развитие речевого творчества
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха (развитие восприятия звуков родной речи и произношения)
Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Методы используемые в развитии речи:
Наглядные:
– Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);
– Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).
Словесные:
-Чтение и рассказывание художественных произведений;
-Заучивание наизусть;
-Пересказ;
-Обобщающая беседа;
-Рассказывание без опоры на наглядный материал.
Практические:
-Дидактические игры;
-Игры-драматизации;
-Инсценировки;
-Дидактические упражнения.
Эти методы определяет общения детей со взрослыми, сверстниками, развивающая предметно – пространственная среда, использование дополнительных образовательных программ и технологий.
В нашем ДОУ определена система работы по речевому развитию детей дошкольного возраста с использованием развивающих обучающих технологий и современных методик.
Эта система включает следующие компоненты:
комплексно – тематическое планирование развития речи;
использование развивающих обучающих программ, технологий, направленных на развитие фонетической, лексической, грамматической сторон речи, а в итоге — развитие связной речи в целом.
Создание системы последовательного обучения развитию речи.
В настоящее время для развития речи детей дошкольного возраста наряду с основной образовательной программой дошкольного образования, парциальной программой О. С. Ушаковой «Развитие речи детей дошкольного возраста» мы используем:
технологию М. Монтессори,
интерактивную развивающую программу «Дошколка»
Интерактивная развивающая программа «Дошколка»
Интерактивные развивающие пособия, входящие в состав программы «Дошколка», предназначены для организации разносторонней работы с детьми дошкольного возраста по основным направлениям развития детей, определённым ФГОС ДО и способствуют развитию наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, абстрактно-логического и пространственного мышления, стимулируют физическое развитие.
Комплекты интерактивных развивающих программ нацелены на организацию разносторонней работы с детьми дошкольного возраста по основным направлениям развития детей, определённым Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:
• части программы «Дошколка: «Смотри и говори», «Игры со Словами», «Шаг за Шагом»)
Остановлюсь на содержании каждой части программы и вы убедитесь, что программа «Дошколка» удачно решает задачи ФГОС ДО по речевому развитию, усвоению речевого материала образовательной программы дошкольного образования и удачно вписывается комплексно – тематическое планирование.
«Смотри и говори» направлена на расширение словарного запаса, использование в речи слов и выражений. Её разделы так и называются
слова и выражения
упражнения
Темы этой программы
погода игрушки
семья музыкальные инструменты
фрукты части тела
овощи цвета
транспорт дикие животные
календарь экзотические животные
эмоции домашние животные и питомцы
сладости дом
еда и напитки посуда и предметы гигиены
профессии мебель
спорт школьные принадлежности
прилагательные обувь
наречия одежда
глаголы бытовые приборы
разные темы. Расположения предметов
«Игры со словами»
Включает набор упражнений, направленных на развитие речевых способностей детей дошкольного возраста
Темы
названия предметов
эмоции
существительные
прилагательные
глаголы
сложные конструкции заданий
антонимы
цветные предметы
предложения
последовательность событий
мини – диалоги
«Шаг за шагом»
Направлена на развитие связной речи, зрительного восприятия, слухового восприятия.
С помощью выше перечисленных программ и технологий развития речи, мы добиваемся, чтобы дети называли предметы, их признаки, действия, состояния, соотношения, чтобы они умели описать то, что видят, умели сравнивать, обобщать, делать выводы.
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 22 «Журавушка» общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по художественно – эстетическому
направлению развития детей»
Мастер – класс
по речевому развитию на тему
«Интерактивные технологии в речевом развитии детей
дошкольного возраста»
Воспитатель: Любовь Ивановна Киселева,
МБДОУ №22 «Журавушка»
г. Шарыпово 2016 г
- Организационный момент (мотивация к деятельности) (Слайд №1)
– Добрый день уважаемые коллеги! В своем мастер – классе я хочу познакомить вас с интерактивными методами, которые я использую в своей работе.
Мой мастер – класс посвящен речевому развитию дошкольников, потому, что это – одна из актуальных задач на этапе формирования личности ребенка.
Благодаря развитию речи у дошкольников формируются коммуникативные навыки и умения. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности в познании, тем активнее он развивается всесторонне.
Каждый из нас имеет опыт публичных выступлений и не секрет, что часто мы испытываем перед ними волнение и трепет. Я уверена, что эти же чувства испытывают и наши воспитанники и то, какими коммуникативными навыками будут они обладать, во многом зависит от нас, поэтому огромное значение в своей деятельности, я уделяю речевому развитию. (Слайд №2)
Цель: повышение уровня педагогической компетентности по использованию интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.
Задачи:
- Раскрыть значимость используемых методов.
- Познакомить педагогов с основными интерактивными методами и приемами речевого развития дошкольников и их практическим применением.
- Активизировать познавательную деятельность участников мастер – класса.
(Слайд №3)
– Сегодня я приглашаю Вас отправиться в необычное морское путешествие по неизведанным островам, для этого я предлагаю надеть эмблемы с названием корабля.
– Ну, вот теперь мы с вами настоящая команда.
- Установление эмоционального контакта
Ввиду того, что команда нашего корабля только что сформирована, я предлагаю, поприветствовать друг друга и вместе с тем преодолеть застенчивость и нерешительность.
Сейчас я попрошу вас встать и походить по палубе нашего корабля, здороваться со всеми кто встречается на пути, но здороваться надо определенным образом
– на хлопок – здороваемся за руки и произносим любое приветствие;
– на звук колокольчика – здороваемся плечиками и произносим «добрый день».
-Замечательно, а теперь предлагаю занять свои места на корабле, но прежде чем мы отправимся в наше путешествие, хочу предложить вам ненадолго остановиться в бухте «Ожидания» (Появляется карта с островами без надписей) и задать вам вопрос «Чего вы ждете от сегодняшнего мастер класса?». И сделаем мы это с помощью интерактивного технологии «Хоровод». Выполнять задание по очереди, передавать друг другу ракушку. Отвечает тот, у кого в руке окажется ракушка.
- Теоретическая часть
(Слайд №4) А теперь наш путь лежит на остров под названием «ФГОС ДО» (На карте появляется остров с надписью ФГОС)
– Вот мы с вами и причалили к этому загадочному острову, я уверена, что все изучали ФГОС ДО, поэтому предлагаю вспомнить: «Что согласно стандарту, включает «речевое развитие», (педагоги думают, обсуждают).
– Хорошо, на правах капитана корабля я позволю себе обобщить все сказанное вами: (Слайд №5)
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
– Замечательно, все вспомнили основные аспекты ФГОС ДО по речевому развитию, а теперь наш курс лежит на необитаемый остров. (Слайд №6) (На экране остров Интерактивный)
Посмотрите, это на самом деле очень загадочный остров, мы мало что знаем о нем, но его название нам известно «Интерактивный», (Слайд №7) я предлагаю вам изучить этот остров, путем взаимодействия друг с другом, что и предполагает термин «интерактивность». Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).
Интерактивная технология «Кластер»
Кластер – это технология, помогающая свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры очень проста.
1. Написать ключевое слово или предложение в центре листа.
2. Начинать записывать слова и предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой.
3. По мере того, как приходят идеи, начинать устанавливать связи.
4. Выписать столько идей, сколько придет на ум, в отведенное для этого время.
Называю словосочетание «Интерактивные технологии». Вы в течение 1 минуты записываете слова, которые приходят на ум, относящиеся к этому словосочетанию.
(Щелчок) В свою очередь интерактивное обучение – специальная форма организации познавательной деятельности. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания или общения, в результате применения методов и приёмов интерактивного обучения в речевом развитии позволяет решать задачи:
умения принимать нравственные нормы и правила при работе в команде.
(Слайд №8)Применение интерактивных технологий начинается в младшем дошкольном возрасте. Вам представлены различные интерактивные технологии, которые рекомендованы с учетом возраста воспитанников.
- младшая группа – работа в парах, хоровод;
- средняя группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель;
- старшая группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум;
- подготовительная к школе группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум, большой круг, дерево знаний.
Хочу представить вам некоторые интерактивные методы и приемы, которые я использую в своей практике в речевом развитии дошкольников.
(Слайд №9)Для организации диалогового общения и установления взаимодействия между воспитанниками я использую такой прием как «Свеча», суть его состоит в том, что передается зажженная свеча – светильник по кругу, участники имели возможность высказывать свое мнение по какому-либо вопросу.
Так же широко применяла прием «Броуновское движение», в ходе которого дети передвигались по всему пространству групповой комнаты с целью сбора информации по предложенной теме, могут задавать вопросы сверстникам и взрослым.
(Слайд №10)К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Взяв в основу мнение великих педагогов, пользуясь готовыми схемами, но изменяя и совершенствуя их по-своему, я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы «дидактического синквейна» и мнемотехники.
(Слайд №11)На этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов работы используется интерактивный метод «Интервью». Благодаря применению этого метода у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый – ребёнок», «ребенок – ребёнок».
(Слайд №12)Большое значение в жизни ребенка имеет сказка. В.А. Сухомлинский писал: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами…», поэтому большое место в своей работе я отвожу именно сказке.
Во время работы над ролевыми диалогами мной применялась такая интерактивная технология как «Карусель», суть ее такова: образуется два круга: внутренний и внешний. Внутреннее кольцо – сидящие неподвижно дети, а внешнее – подвижное, дети поочередно передвигаются по кругу и осуществляют ролевой диалог в зависимости от персонажа, который определен масками или шапочками.
Отдельные места из сказок мы проигрывали с использованием интерактивной технологии «Аквариум» ее суть заключается в том, что несколько человек разыгрывают сцену в круге, а остальные наблюдают и анализируют, вносят предложения.
(Слайд №13)Достаточно широко в своей практике я применяю метод «Интерактивная сказка», потому как считаю его наиболее эффективным для развития речевого диалога и интонационной выразительности.
Показ сказочного фрагмента помогает ненавязчиво организовать ролевой диалог. А прием «Озвучивание сказки» способствует развитию интонационной выразительности дошкольников.
(Слайд №14) Зная возрастные особенности детей дошкольного возраста можно отметить, что наибольшие затруднения вызывает организация взаимодействия детей со сверстниками. Как показывает опыт, поможет в этом игра. В режиме интерактивного обучения отдается предпочтение группам дошкольников из трёх человек. Применение технологии групповой работы «в тройках» дает возможность трудиться на занятии всем детям. Ребята учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения становится ведущим. Для развития этих качеств я использую игру «Оживи героя», в ходе которой дети самостоятельно договариваются какие части тела они будут оживлять, по ходу чтения стихотворений дети выполняют соответствующие движения.
Такое игровое задание предполагает координацию и слаженность движений детей и способствует развитию умения договариваться о совместных действиях.
IV. Практическая часть
(Слайд №15) – Уважаемые участники мы с вами сейчас изучили остров «Интерактивный» и наш путь лежит на остров «Практический» (на экране остров Практический)
– В этой части мастер – класса я предлагаю некоторые варианты практического применения интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников.
(Слайд №16) 1. Интерактивная технология «Работа в тройках», очень эффективны игры со сказкой, такие как «Создай новую сказку» – суть этой игры состоит в том, что по иллюстрации знакомой сказки с включением случайных героев из других сказок. (Например, иллюстрация к сказке «Теремок» и случайный герой красная шапочка).
(Слайд №17)2. Интерактивная технология «Дидактический синквейн», сейчас предлагаю вам составить синквейн к слову остров, с опорой на предложенную схему (На экране схема синквейна, с расшифровкой понятий, участники мастер – класса составляют и озвучивают его)
(Слайд №18) 3. Интерактивная технология «Мнемотехника», – Уважаемые коллеги, посмотрите на нас полюбопытствовать вышла (Лиса), давайте мы вместе с вами попробуем составить рассказ об этом животном с помощью мнемотехники. В мнемотехнике существует два вида дидактического материала – схемы – модели и мнемотаблицы и они немного отличаются друг от друга.
(Слайд №19) Если Т. В. Большева предлагает готовые мнемотаблицы для составления рассказов (на слайде готовая схема рассказа) и тут достаточно все понятно, (Слайд №20) то JI. Е. Белоусова предлагает детям самим зарисовать символы в предложенную ею схему-модель. Схему-модель JI. Е. Белоусовой используется со старшей группы. Она учить фиксировать полученный результат в доступной для детей схематичной форме. Рисунки (значки-символы) и их количество в схеме-модели могут изменяться в зависимости от содержания рассказа.
– Уважаемые коллеги перед вами лежат схемы, которые мы сейчас попытаемся заполнить.
– В центральном кружочке пишем букву «Л» — почему?
(Участники отвечают и пишут в центральном кружке букву «Л»)
– Лиса — это домашнее или дикое животное? Где она живет?
(Участники отвечают и рисуют в кружочке № 1 в лесу в норе).
– Как называются детеныши лисы? Мама-лиса большая, а лисята?
(Участники отвечают и рисуют в кружочке № 2 маму-лису и лисенка).
-Чему учит мама-лиса своих лисят? Придумаем добрые слова про лису, какая лиса?
(Участники описывают лису— без схемы, пишут в кружочке № 3 слово «мама»).
– А кто знает врагов лисы?
(Участники отвечают и рисуют в кружочке № 4 зубы и ружье).
– Чем питаются лисы?
(Участники в кружочке № 5 зайчики, мышки и.т.д.)
– Какую пользу приносят лисы людям?
(Участники отвечают и рисуют в кружочке шубу, шапку, хвост-мех (воротник).
– А как вы относитесь к лисе?
(Участники отвечают и рисуют в кружочке № 7 букву «Я»).
– А сейчас кто хочет рассказать про лису? (Участники рассказывают)
V. Рефлексия
Замечательно, а нам пора дальше в путь и наш корабль плывет на остров «Оправданных надежд» (Слайд №21)
– Уважаемые коллеги наше путешествие подошло к концу, а сейчас мне бы хотелось взять у вас интервью и выяснить «Оправдались ли ваши ожидания?» (Участники с помощью микрофона, высказывают свои ощущения).
(Слайд №22) – Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление педагогики. Оно помогает реализовать все возможности детей дошкольного возраста с учетом их психологических возможностей. Использование интерактивной технологии дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений.
Итак применение интерактивных технологий является значимым методом и приемом в речевом развитии детей дошкольного возраста и позволяет развить коммуникативные умения и навыки воспитанников.
(Слайд №23) – Спасибо вам огромное за приятные минуты нашего путешествия!
Источник