Интеллектуального и творческого развития ребенка

Сообщение на тему: «Интеллектуально – творческое развитие детей дошкольного возраста» на педагогическом совете воспитателей  МБДОУ №6 «Улыбка» по проблеме «Интеллектуально – творческое развитие детей дошкольного возраста» воспитателя Мягковой Н. В.  март 2016 г.

«Для того,чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать»

Декарт Рене

Детство – самоценный период в жизни человека, определяющий перспективы его дальнейшего развития.

  Заложенный в этот, сравнительно короткий период жизни, фундамент имеет огромное значение для всего последующего развития ребёнка.

Вопрос  полноценного  развития  интеллектуальных,  познавательных, творческих  способностей детей дошкольного возраста  остается одним из самых  актуальных на  сегодняшний  день.

Окружающий мир, в который входит ребёнок, подбрасывает с каждым годом всё более сложные задачи, для решения которых недостаточно просто видеть, слышать, чувствовать, а важно выделять связи, отношения между явлениями.

За время дошкольного детства  сознание ребёнка  не просто заполняется отдельными образами, представлениями, но характеризуется целостным восприятием и осмыслением окружающей его действительности.

Любопытствующие вопросы становятся естественным сопровождением взросления ребенка. Чтобы самостоятельно ответить на них, ребёнок должен обратиться к процессу мышления.

Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учёба: решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребёнка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.

Хороший интеллект – решающие условие успешного обучения в школе, поэтому развитие у дошкольников интеллектуальных умений  это существенная задача  воспитателей.

Проблема интеллектуально – творческого  развития  является актуальной для современного детского сада не только сегодня, но и в будущем, поскольку обществу нужны творческие, самостоятельно мыслящие личности.

 Наиболее конструктивным решением проблемы является идея о том, что системное развитие форм и операций логического мышления и интеллектуальных способностей на доступном детям материале в игровой форме, способствует развитию познавательной активности детей, творческого и логического мышления, самостоятельности и системности мышления.

Навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и чётко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Знание логики будет способствовать культурному и интеллектуальному развитию личности.

       Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на создание условий развития детей дошкольного возраста, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы, творческого потенциала, творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности.

Современный этап педагогической практики это переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребенка. Важными становятся не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала ребенка.

Главным фактором, определяющим  развитие интеллекта и мышления выступает не столько то, чему мы учим, сколько то, как мы это делаем.

Технологии, используемые в работе с детьми для интеллектуально – творческого развития:

  • игровые методы (ролевые и имитационные игры)
  • релаксационные методы
  • интеллектуальные игры  (на развитие познавательной  активности (ТРИЗ), на развитие логического мышления, социального интеллекта, креативности)
  • разнообразные психогимнастические упражнения
  • арт – терапевтические техники, приёмы и методы, методы сказкотерапии,  песочной терапии, музыкотерапии направленные на творческое самовыражение личности
  • игры, направленные на формирование механизмов самоорганизации, самоконтроля и самореализации
  • рефлексия

Приоритеты в работе с детьми:    

  • развивающий характер обучения
  • создание ситуации успеха для каждого ребенка
  • доверие (откровенность)
  • безоценочное восприятие личности ребенка
  • расширение форм  взаимодействия взрослых с детьми
  • создание условий для активизации форм партнерского сотрудничества между детьми
  • включение родителей в педагогический процесс

Уровень развития интеллектуально-творческих способностей детей и темп их развития могут существенно различаться у разных детей. Это требует предельно индивидуализированного    подхода.

«…Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть»

                                    Эрик Берн  

Образовательная деятельность с детьми

Организованная образовательная деятельность с детьми проводится в виде развивающих проблемно-игровых и практических образовательных ситуаций. Образовательные ситуации строятся как увлекательная проблемно-познавательная деятельность, носят преимущественно интегративный, проблемный, творческий  характер и предполагают активную самостоятельную деятельность детей. Активно используются:

  • игровые приемы,
  • сказочные сюжеты;
  • разнообразные виды наглядности,
  • схемы, и условно-графические модели.

Особенностями технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей  являются:

Связь образного восприятия (через образ и сказочный сюжет) с логическим (через символ и алгоритм решения). Многие игры сопровождаются сказочным сюжетом, в который органично вплетены логические задания на сравнение, анализ, классификацию, обобщение, понимание математического содержания. Использование сказки немаловажно и для нравственного воспитания дошкольника, формирование у него волевых усилий, эмпатии. Ребенок становится действующим лицом событий, «проживает» сложные, таинственные и веселые сказочные приключения, преодолевает вместе с главным героем препятствия и приводит его к успеху.

Система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий к каждой игре. Это дает возможность использовать одну игру для решения разных задач образовательной деятельности в течение длительного времени.

Широкий возрастной диапазон участников.

Одна и та же игра привлекает детей и трех, и семи лет, а иногда даже учеников средней школы. Это возможно потому, что в ней есть как упражнения в одно-два действия для малышей, так и сложные многоступенчатые задачи для старших детей.

Многофункциональность

 С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.

Универсальность по отношению к образовательным программам.

Творческий потенциал

 Наблюдения за детьми показали, что больше дети играют с теми играми, которые дают ему возможность воплощать “задумки” в действительность. Сколько интересного можно придумать и сделать из деталей “Чудо-головоломок”, разноцветных “паутинок” “Геоконта”, “вечного оригами” “Квадрата Воскобовича”: машины, самолеты, корабли, бабочки и птицы, рыцари и принцессы – целый сказочный мир! Игры дают возможность проявлять творчество и взрослым.

 Новое, необычное и нестандартное всегда привлекает внимание малышей и лучше запоминается, что помогает развитию логического мышления.

Необходимо помнить, что мысль невозможна без вопроса. Путь от вопроса до ответа и есть работа мысли. Главное здесь не только самому задавать вопросы, но научить этому детей. Каждый вопрос ребёнка – это возможность научить его рассуждать, сомневаться, задумываться, постараться самому найти выход – ответ.

Наиболее эффективными средствами для интеллектуально – творческого развития  являются дидактические игры, интеллектуальные  игры и разминки, логико-поисковые задания, игровые упражнения занимательного характера, разнообразная подача которого эмоционально воздействует на детей. Они активизируют детей, так как в них заложена смена деятельности: дети слушают, думают, отвечают на вопросы, считают, находят их значения и выявляют результаты, узнают интересные факты, что не только способствует взаимосвязи различных аспектов окружающего мира, но и расширяет кругозор и побуждает к самостоятельному познанию нового.

В развитии, образовании ребёнка дошкольного возраста важной составляющей является создание предметно-развивающей среды, способной активизировать ребёнка и при необходимости отдохнуть. Среда группы должна быть  сформирована с учётом принципов гибкого зонирования, доступности, новизны. Создавая условия для развития детей, учитываются  возрастные и индивидуальные возможности детей.

 Мы создаем все условия для развития активного познания окружающего мира, логического мышления, интеллектуальных качеств детей дошкольного возраста посредством использования в образовательном процессе занимательного дидактического материала.

Можно выделить несколько блоков, в которые входят игры, упражнения, задания направленные на развитие интеллектуально-творческого потенциала  личности ребенка.

       Задания каждого блока подобраны таким образом, что позволяют одновременно решать как психодиагностические задачи, так и задачи развития интеллектуально-творческих характеристик ребенка.

1 блок – игры, способствующие  развитию конвергентного мышления.

 Данный вид мышления активизируется в задачах, имеющих единственный верный ответ, причем этот ответ, как правило, может быть логически выведен из самих условий. Их решение достигается путем использования определенных правил, алгоритмов и схем.

Конвергентному мышлению уделяют серьёзное внимание традиционные образовательные программы и методические рекомендации к ним.  Выполнение заданий данного блока должно привести к овладению детьми такими умениями,  как  умение анализировать, синтезировать, делать обобщения, классифицировать , давать определения понятиям и т.п.

2 блок – игры, способствующие дивергентному мышлению (альтернативное,  отступающее от логики).  

Дивергентная задача предполагает, что на один, поставленный в ней вопрос может быть несколько или даже множество верных ответов. Данный вид мышления наиболее тесного связан с воображением и служит источником порождения большого количества оригинальных  и разнообразных идей. Естественно, что именно этот вид мышления   квалифицируется как творческий. Дивергентное мышление наиболее свойственно одарённым детям, они с большим интересом относятся к заданиям подобного рода  и  довольно быстро добиваются значительных успехов в их решении. В ходе выполнения задач дивергентного типа у детей развиваются такие качества, как оригинальность, гибкость, продуктивность мышления, лёгкость ассоциирования, сверхчувствительность к обнаружению и решению проблем.

Примеры дивергентных задач  на развитие пространственного мышления – преобразование фигур (Н/р: Уберите четыре спички так, чтобы осталось три квадрата; Переложите 4 спички так, чтобы получилось 3 квадрата и т. д. ), «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», « Монгольская игра»,  «Вьетнамская игра»,  «Волшебный круг». Задания на объёмно – пространственное мышление:   создание архитектурных моделей  (дома, дворцы, мосты), транспортных моделей (корабли, автомобили, самолеты), скульптур (животные)  из различных видов конструктора.

 Перечисленные игры помогают развить творческие способности, логическое и пространственное  мышление.  В эти игры можно играть одному, вдвоём, группой, всей семьёй.

Комплекс занятий по использованию игр: «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», « Монгольская игра»,  «Вьетнамская игра»,  «Волшебный круг» и т. д. ,  начиная со второй младшей группы,  представлен в книге Е. А. Юзбековой «Ступеньки творчества. Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника». В этой книге Юзбекова показала как поэтапно (с усложнением)  обучать играм детей, подобрала стихи и физминутки к заданиям.

Дивергентные задания бывают также вербальные (т.е. словесные). Н/р: Кто Колобок – брюнет или блондин?

– Заяц пригласил на день рождения – 3 января гостей: двух медведей, трех ежей и черепаху. Сколько гостей собралось у него?  

3 блок: Дивергентные задачи на базе приемов творческого воображения.

      Воображение – психический процесс создания образов, предметов, ситуаций путем комбинирования элементов прошлого опыта.

     В ходе выполнения заданий по развитию воображения формируются:

  • легкость генерирования идей;
  • способность к эмпатии;
  • умение ассимилировать информацию;
  • способность к свертыванию мысленных операций;
  • способность предвидения;
  • умение менять точку зрения (преодоление эгоцентризма) и др.

Примеры заданий: «Аналогии»,  «Дорисуй картинку» и т.д.

 Огромную роль не только в развитии речи, развитии чувств, в воспитании, но также в развитии творческого мышления играет работа со сказкой. Однако, наблюдения последних лет свидетельствуют о том, что у детей стал пропадать интерес к книге. Не все дети хотят слушать художественные произведения, не помнят названия  прочитанных книг, не могут назвать автора. Затрудняются понять суть отношений героев, дать оценку поступкам. Причины кроятся в том, что место их занял компьютер, а также в режиме дня сократилось занятие, отведённое на чтение художественной литературы. Тем не менее,   воспитатель должен использовать разнообразные формы, методы и приёмы работы с художественным произведением.

Приведу некоторые примеры приёмов  работы со сказкой:

  • Сочинение сказок, рассказов, историй, используя заданный набор слов, например: светофор, мальчик, санки.
  • Перевирание сказок.

Шла по лесу Красная Шапочка, а навстречу ей идет Винни – Пух..

Вплетая одного героя за другим в действие сказки,  и намеренно нарушая его порядок, педагог достигает активизации внимания детей. Там, где всеобщий смех, там и повышенный интерес.

  • Сказка наоборот.

Золушка – лентяйка и злюка. Волк – няня для козлят и т.д.

  • Коллаж из сказок (переплетение героев и сюжетов разных сказок)
  • Сказка от считалки
  • Сказка от загадки Сказка от фразеологизмов и т.д.

Более углубленно познакомиться с приёмами работы по сказке можно в книге Фесюковой «Воспитание сказкой».

 А в книгах  Р.К. Шаеховой  «Ступеньки к творчеству» и «Играя – размышляем»  представлен комплекс специально разработанных игровых заданий, упражнений, тренингов, логических задач  на развитие логики и творчества детей 6-7 лет. Выполняя эти задания,
позволит комплексно решить образовательные задачи:

  • сформировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов;
  • сформировать приёмы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
  • развить образное мышление;
  • развить речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения;
  • развивать творческие способности;
  • увеличить концентрацию внимания и объём памяти; воспитывать интерес к предмету и процессу познания в целом.

Широко применяются такие  приёмы:

 Мозговой штурм

•        Придумайте дом будущего?

•        Как не ссориться с мамой?

•        Как можно поприветствовать человека?

•        Как украсить группу к Новому году?

•        Что можно положить в торт, чтобы он был вкусным?

•        Семья уезжает на месяц в отпуск. Надо поливать комнатные растения. Как быть?

Что может произойти, если …

“… дождь будет идти, не переставая”

“… люди научатся летать, как птицы”

“… собаки начнут разговаривать человеческим голосом”

“… оживут все сказочные герои”

“… из водопроводного крана польется апельсиновый сок  и т.д.

Приступая к реализации комплекса интеллектуально развивающих игр, педагог должен помнить о двойственности своей позиции в любой детской игре. Являясь её инициатором и организатором, он одновременно выступает в роли равноправного партнёра детей по игре. Поэтому от доброжелательного тон, который он задаёт, во многом зависит детский интерес, эмоциональный настрой, характер взаимоотношений детей друг с другом, а также успешность игровых действий и достижение игрового результата.

 Отбирая содержание  заданий,  педагогу следует осуществлять индивидуальный подход, соблюдать дозировку сложности заданий, позволяющих создать ситуацию успеха для каждого ребёнка. Каждый ребёнок должен продвигаться вперёд своим темпом с постоянным успехом!

Необходим строго выверенный баланс в использовании заданий, направленных на развитие конвергентного и дивергентного  видов мышления у детей.  

Только такой подход обеспечивает полноценное развитие творческого мышления.

Наилучший эффект дают игры, которые являются обязательными и проводятся систематически на занятиях математикой, развитием речи и в свободное время. Продолжительность игровой части занятий от 4 до 10 минут зависит от возрастной группы. Оптимальное количество участников – половина стандартной группы. В итоге можно выявить одарённых и отстающих, а также предсказать  их интеллектуальное взросление.

Источник

Сюзанна Павлова
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Павлова С. К. ,

воспитатель ГБОУ Школа №1494 д/с № 2146, г. Москва

Интеллектуальное развитие дошкольников – многогранный процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребёнка, оно является важнейшей составной частью общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию.

Интеллектуальное воспитание дошкольников — это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с целью развития ума. Оно протекает как планомерный процесс овладения подрастающим поколением общественно-историческим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, навыках и умениях, в нормах, правилах, оценках [1].

Это воздействие осуществляется взрослыми и включает систему разнообразных средств, методов, создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей. Интеллектуальное развитие, в зависимости от возраста имеет несколько стадий. В конце первого – начале второго года жизни, пока ребенок не овладел активной речью, ему присуще наглядно – действенное мышление. В этом возрасте он наглядно и активно знакомится с окружающей действительностью с помощью тактильного изучения предметов. Главными людьми, которые помогут ребенку ознакомиться с предметами и способами их использования, становятся родители. Именно эти навыки становятся первыми знаниями ребенка на пути последующего познания окружающего мира.

У дошкольников в возрасте 4-6 лет просыпается наглядно-образное мышление. То есть, дошкольники мыслят наглядными образами и при этом еще не знакомы с конкретными понятиями. Мышление детей на этом этапе подчинено их восприятию. Таким образом, интеллектуальное развитие ребенка делится на несколько периодов, и каждый предыдущий создает фундамент для последующего [2].

Главное условие интеллектуального развития ребенка – хорошая атмосфера в семье. Любящие родители, которые всегда адекватно отреагируют на просьбу, помогут дружеским советом и делом, создают благоприятную почву для развития. Спокойный, уверенный в своей значимости в этом мире ребенок будет с большим интересом изучать все, что его окружает, а значит и гармонично развиваться.

Интеллект ребенка – специфическая форма организации индивидуального познавательного опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия и понимания окружающего мира. Но познание окружающего мира у дошкольников, в отличие от школьников, не концентрируется на учебных занятиях – оно осуществляется в повседневной жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в игре, труде, различных видах продуктивной деятельности.

Для ребенка игра – это жизнь. Игра – один из сложнейших, а в жизни ребенка и важнейших, видов деятельности. С помощью игры можно привлечь интерес к учебе, познавательной и творческой деятельности, раскрыть артистические способности дошкольников. Можно организовать обучение и развитие ребенка в виде самой привлекательной, и главное, основной для него деятельности – игры. Обычно игра способствует умению действовать и все дольше концентрировать внимание. Тематические игры предполагают создание окружающих и вымышленных ситуаций, еду несуществующих блюд, кормление кукол придуманными кушаньями, они требуют наблюдательности, запоминания и воображения. Лепка, рисование развивают движения рук и чувство прекрасного.

В возрасте 5-7 лет, дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития: появляется расчлененное восприятие, интенсивно развивается воображение, вырабатываются обобщенные нормы мышления.

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна, повышаются требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем на сегодняшний день. Современные дети живут и развиваются в эпоху компьютерных и информационных технологий, и их интеллектуальное развитиене может сводиться только к обучению конкретным умениям: чтению, вычислениям, письму, для успешной учебы им необходимо иметь развитое логическое мышление, устойчивое произвольное внимание, хорошо тренированную смысловую память. Основы этих сложных психических функций можно начинать формировать в старшем дошкольном возрасте. Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он «учится», хотя при этом сталкивается с учебными трудностями и преодолевает их. Педагогу лишь остается использовать эту естественную потребность для вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности [3].

Между тремя и шестью годами жизни дидактическое значение имеют головоломки, мозаика. Использование развивающих игр и головоломок в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной вначале совместно с педагогом, а потом и самостоятельно. Таким образом,можно сделать следующий вывод: сегодня существует необходимость искать новые пути, открывающие дополнительные резервы интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.

Основными задачами умственного воспитания дошкольников являются:

• формирование правильных представлений об окружающем, о простейших явлениях природы и общественной жизни;

развитие познавательных психических процессов – ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, речи;

развитие любознательности и умственных способностей;

развитие интеллектуальных умений и навыков;

• формирование простейших способов умственной деятельности.

Важнейшими задачами умственного воспитания в дошкольном возрасте являются:

• сенсорное воспитание (развитие);

развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями);

• становление речи.

• воспитание любознательности, познавательных интересов.

• формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как условие умственного роста.

Однако можно отметить общие для всех детей стадии развития определенных знаний и умений. В связи с этим, различают три модели умственного развития дошкольников.

1. Эмоциональная. С рождения и на протяжении полутора лет жизни ребенка наиболее активно происходит эмоциональное развитие. Это основа полноценного развития интеллекта малыша, его «путевка» в успешную жизнь. Поэтому ребенок с самого рождения должен находиться в спокойной домашней атмосфере, чувствуя любовь одобрение близких людей.

2. Логическая. В возрасте до 5 лет у детей активно развиваются органы слуха и зрения. Это идеальное время для «закладки» у ребят способностей к логическому мышлению, а также восприимчивости к музыкальным произведениям. Для того, чтобы этого достичь, необходимо играть с ребенком в развивающие игры, собирать конструкторы и решать логические задачки.

3. Речевая. Речевая модель умственного воспитания детей предполагает для развития природной способности запоминать информацию на слух. Например, ребенок дошкольного возраста намного легче и быстрее может выучить иностранный язык, чем любой взрослый. Поэтому такое дарование нужно развивать и поощрять в процессе воспитания. Это может быть чтение книжек, беседы на заданные темы, разучивание стихов и песенок [4].

Итак, интеллектуальное развитие является одним из важнейших направлений развития детей в возрасте 5-7 лет. Эффективным средством такого развития являются логические игры и головоломки. Обучение дошкольников развивающим играм и головоломкам стало хорошим примером того, как стремление к получению радости от игры постепенно переходит в радость учения.

Таким образом, используя всестороннее воздействие на сознание ребенка, можно вырастить гармонично развитую личность. Процесс интеллектуального развития дошкольников должны контролировать также и родители ребенка. Ведь только в семье ребенок получает родительское одобрение, поддержку и заботу.

Литература

1. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Л. Г. Нисканен, О. А. Шаграева, Е. В. Родина и др., /под. ред. Л. Г. Нисканен. – М.: «Академия», 2002.-208 с.

2. Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес. – М.: 1977. – 240 с.

3. Немов, Р. С.Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб.заведений: в 3 кн. – 4-е изд. / Р. С. Немов. – М.: Владос, 2001. – 608 с.

4. Умственное развитие в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] /Режим доступа: https://www.vseodetishkax.ru/doshkolnik-rebenok-ot-3-do-7-let/70-intellektualnoe-razvitie-doshkolnika/256-umstvennoe-razvitie-v-doshkolnom-vozraste (дата обращения 16.04.2016).

Источник