Интеллектуального и чувственного опыта в развитие ребенка

Сюзанна Павлова
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Павлова С. К. ,

воспитатель ГБОУ Школа №1494 д/с № 2146, г. Москва

Интеллектуальное развитие дошкольников – многогранный процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребёнка, оно является важнейшей составной частью общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию.

Интеллектуальное воспитание дошкольников — это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с целью развития ума. Оно протекает как планомерный процесс овладения подрастающим поколением общественно-историческим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, навыках и умениях, в нормах, правилах, оценках [1].

Это воздействие осуществляется взрослыми и включает систему разнообразных средств, методов, создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей. Интеллектуальное развитие, в зависимости от возраста имеет несколько стадий. В конце первого – начале второго года жизни, пока ребенок не овладел активной речью, ему присуще наглядно – действенное мышление. В этом возрасте он наглядно и активно знакомится с окружающей действительностью с помощью тактильного изучения предметов. Главными людьми, которые помогут ребенку ознакомиться с предметами и способами их использования, становятся родители. Именно эти навыки становятся первыми знаниями ребенка на пути последующего познания окружающего мира.

У дошкольников в возрасте 4-6 лет просыпается наглядно-образное мышление. То есть, дошкольники мыслят наглядными образами и при этом еще не знакомы с конкретными понятиями. Мышление детей на этом этапе подчинено их восприятию. Таким образом, интеллектуальное развитие ребенка делится на несколько периодов, и каждый предыдущий создает фундамент для последующего [2].

Главное условие интеллектуального развития ребенка – хорошая атмосфера в семье. Любящие родители, которые всегда адекватно отреагируют на просьбу, помогут дружеским советом и делом, создают благоприятную почву для развития. Спокойный, уверенный в своей значимости в этом мире ребенок будет с большим интересом изучать все, что его окружает, а значит и гармонично развиваться.

Интеллект ребенка – специфическая форма организации индивидуального познавательного опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия и понимания окружающего мира. Но познание окружающего мира у дошкольников, в отличие от школьников, не концентрируется на учебных занятиях – оно осуществляется в повседневной жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в игре, труде, различных видах продуктивной деятельности.

Для ребенка игра – это жизнь. Игра – один из сложнейших, а в жизни ребенка и важнейших, видов деятельности. С помощью игры можно привлечь интерес к учебе, познавательной и творческой деятельности, раскрыть артистические способности дошкольников. Можно организовать обучение и развитие ребенка в виде самой привлекательной, и главное, основной для него деятельности – игры. Обычно игра способствует умению действовать и все дольше концентрировать внимание. Тематические игры предполагают создание окружающих и вымышленных ситуаций, еду несуществующих блюд, кормление кукол придуманными кушаньями, они требуют наблюдательности, запоминания и воображения. Лепка, рисование развивают движения рук и чувство прекрасного.

В возрасте 5-7 лет, дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития: появляется расчлененное восприятие, интенсивно развивается воображение, вырабатываются обобщенные нормы мышления.

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна, повышаются требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем на сегодняшний день. Современные дети живут и развиваются в эпоху компьютерных и информационных технологий, и их интеллектуальное развитиене может сводиться только к обучению конкретным умениям: чтению, вычислениям, письму, для успешной учебы им необходимо иметь развитое логическое мышление, устойчивое произвольное внимание, хорошо тренированную смысловую память. Основы этих сложных психических функций можно начинать формировать в старшем дошкольном возрасте. Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он «учится», хотя при этом сталкивается с учебными трудностями и преодолевает их. Педагогу лишь остается использовать эту естественную потребность для вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности [3].

Между тремя и шестью годами жизни дидактическое значение имеют головоломки, мозаика. Использование развивающих игр и головоломок в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной вначале совместно с педагогом, а потом и самостоятельно. Таким образом,можно сделать следующий вывод: сегодня существует необходимость искать новые пути, открывающие дополнительные резервы интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.

Основными задачами умственного воспитания дошкольников являются:

• формирование правильных представлений об окружающем, о простейших явлениях природы и общественной жизни;

развитие познавательных психических процессов – ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, речи;

развитие любознательности и умственных способностей;

развитие интеллектуальных умений и навыков;

• формирование простейших способов умственной деятельности.

Важнейшими задачами умственного воспитания в дошкольном возрасте являются:

• сенсорное воспитание (развитие);

развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями);

• становление речи.

• воспитание любознательности, познавательных интересов.

• формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как условие умственного роста.

Однако можно отметить общие для всех детей стадии развития определенных знаний и умений. В связи с этим, различают три модели умственного развития дошкольников.

1. Эмоциональная. С рождения и на протяжении полутора лет жизни ребенка наиболее активно происходит эмоциональное развитие. Это основа полноценного развития интеллекта малыша, его «путевка» в успешную жизнь. Поэтому ребенок с самого рождения должен находиться в спокойной домашней атмосфере, чувствуя любовь одобрение близких людей.

2. Логическая. В возрасте до 5 лет у детей активно развиваются органы слуха и зрения. Это идеальное время для «закладки» у ребят способностей к логическому мышлению, а также восприимчивости к музыкальным произведениям. Для того, чтобы этого достичь, необходимо играть с ребенком в развивающие игры, собирать конструкторы и решать логические задачки.

3. Речевая. Речевая модель умственного воспитания детей предполагает для развития природной способности запоминать информацию на слух. Например, ребенок дошкольного возраста намного легче и быстрее может выучить иностранный язык, чем любой взрослый. Поэтому такое дарование нужно развивать и поощрять в процессе воспитания. Это может быть чтение книжек, беседы на заданные темы, разучивание стихов и песенок [4].

Итак, интеллектуальное развитие является одним из важнейших направлений развития детей в возрасте 5-7 лет. Эффективным средством такого развития являются логические игры и головоломки. Обучение дошкольников развивающим играм и головоломкам стало хорошим примером того, как стремление к получению радости от игры постепенно переходит в радость учения.

Таким образом, используя всестороннее воздействие на сознание ребенка, можно вырастить гармонично развитую личность. Процесс интеллектуального развития дошкольников должны контролировать также и родители ребенка. Ведь только в семье ребенок получает родительское одобрение, поддержку и заботу.

Литература

1. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Л. Г. Нисканен, О. А. Шаграева, Е. В. Родина и др., /под. ред. Л. Г. Нисканен. – М.: «Академия», 2002.-208 с.

2. Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес. – М.: 1977. – 240 с.

3. Немов, Р. С.Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб.заведений: в 3 кн. – 4-е изд. / Р. С. Немов. – М.: Владос, 2001. – 608 с.

4. Умственное развитие в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] /Режим доступа: https://www.vseodetishkax.ru/doshkolnik-rebenok-ot-3-do-7-let/70-intellektualnoe-razvitie-doshkolnika/256-umstvennoe-razvitie-v-doshkolnom-vozraste (дата обращения 16.04.2016).

Источник

Елена Дурнова
Развитие эмоционально — чувственного опыта у детей через театрализованную деятельность

Чем театр так хорош?

Здесь ты в сказку попадёшь!

Здесь верят в волшебство,

Здесь дружат с чудесами!

Все сказки наяву

Приходят в гости сами!

Воспитатель МДОУ детский сад № 19 «Золушка» Дурнова Елена Юрьевна

Образование:

среднее специальное – Тамбовское педагогическое училище № 2 (1998 год)

Педагогический стаж:

15 лет

Квалификация:

II категория, 12 разряд

«Все дети, решительно все, рождаются талантливыми в той или иной области искусства. Бездарность ребёнка всегда результат воспитания, точнее же результат отсутствия воспитания, отсутствия заботы о нём».

/П. Антокольский/

Развитие эмоционально-чувственного опыта детей – это неотъемлемая составная часть развития психического здоровья и общего развития детей. Гармоничное формирование и развитие детей дошкольного возраста является важнейшей социальной задачей нашего общества.В последнее время происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растёт сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы. На фоне этих изменений развитию эмоциональной сферы не всегда уделяется достаточное внимание.

Начиная работать в детском саду, я заметила, что у детей часто преобладает агрессивное, тревожное, гиперактивное, ни к чему хорошему не приводящее, состояние. Детям на занятиях не всегда интересно, не всегда они активно выполняют определённые задания, скорее всего, чисто механически, быстро, не задумываясь о результате.

Существует несколько противоречий в эмоционально-личностном развитии детей:

– между пониманием педагогами, родителями, психологами важности развития эмоционально-чувственного опыта у детей и недостаточным уровнем знаний у взрослых законов возрастной психофизиологии, психологических и эмоциональных проблем ребёнка, неумением оказать помощь детям в проблемных ситуациях, нехваткой времени у родителей на внимание к детям, на сочувствие, дети становятся замкнутыми, равнодушными, даже жестокими;

– между необходимостью раскрытия творческого, нравственного, интеллектуального потенциала детей, развития у них навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развития у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения и загруженностью современного мира техникой (телевизоры, компьютеры и т. д., которые своими ненормированными играми, передачами, фильмами ужесточают поведение ребёнка, искажают его мировоззрение).

Из всего этого вытекает психологическая напряжённость в отношениях взрослых с детьми, детей со сверстниками и малышами.

Большинство детей дошкольного возраста проводят основную часть своей жизни в детском саду. Именно здесь для ребёнка расширяется сфера его деятельности, растёт круг интересов, осваиваются новые социальные отношения. Наблюдая за деятельностью детей, я постоянно думала как можно ненавязчиво и просто объяснить детям о том, как нужно вести себя в той или иной ситуации, как правильно показать детям выход из сложных ситуаций. Я часто возвращалась в своё детство и думала, а как же воспитывали меня, моего брата, где та ниточка, за которую нужно потянуть. И тут я заметила, что дети с интересом слушают сказки, решают как поступил герой. И я поняла, что не зря наши предки посвящали вечерние часы сказкам. Слушая сказки, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций». Каждое литературное произведение для детей всегда имеет нравственную направленность. Ни один ребёнок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, даёт возможность за 15-20 минут примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Это уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни. Именно поэтому многие педагоги утверждают о педагогических, психологических и медитативных возможностях сказки, ставя её в ряд с самыми эффективными способами воспитательной работы с детьми.

В науке существует целая концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными и российскими учёными. На сказках апробируются психологические приёмы, позволяющие смягчить поведенческий негативизм у ребёнка. Через сказку ребёнок может понять законы мира, в котором он родился и живёт. Он становится мудрее, добрее, проникаясь народной мыслью и словом.

Актуальность этой проблемы и обусловила выбор темы для моей аттестации, для обобщения опыта работы по данной проблеме.

Начиная эту сложную работу, я поставила перед собой цель – развить у детей эмоционально-чувственный опыт детей.Для этого были определены следующие методические задачи:

– изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;

– изучить особенности эмоционального развития дошкольников;

– провести диагностическую работу по выявлению уровня эмоциональной активности детей в речевом развитии, при выполнении образно-выразительных движений, в различных видах театрализованной деятельности;

– подобрать материал по коррекционно-развивающей работе по проблеме;

– выявить наиболее оптимальные методы работы с детьми, родителями по развитию эмоционально-чувственного опыта у детей.

Методологической основой опыта работы являются разработки таких авторов,как: Алябьева Е. А., Маханёва М. Д., Антипина А. Е., Кряжева Н. Л. и другие методические разработки занятий, досугов и т. д.

Для решения поставленных задач использовались разнообразные методы:

– теоретическое исследование и анализ педагогической, методической литературы;

– наблюдение за детьми в различных видах деятельности;

– беседы и консультации с родителями;

– анкетирование родителей для выявления их знаний о развитии ребёнка;

– использование игр и упражнений для развития эмоциональной сферы детей, развития чувства эмпатии и т. д. ;

– тематическое перспективное планирование и интеграция различных видов деятельности.

В работе с детьми были определены следующие задачи:

развитие у детей эмоционального познания социального мира;

развитие умения свободно и раскрепощено держаться при выступлении, развитие коммуникативных способностей;

развитие умения использовать вербальные и невербальные средства выражения эмоций, эмоциональных состояний;

развитие художественного вкуса;

развитие индивидуальных творческих способностей;

развитие фантазии, воображения, памяти;

развитие умения поставить себя на место другого, пережив эмоциональное состояние этого человека или героя, т. е. развитие чувства эмпатии;

– активизация словаря детей, развитие интонационного строя речи, диалогической речи, выразительности речи.

Гипотеза моей работы, исходя из выше сказанного, стало такое предположение, что если в работе с детьми постоянно использовать игры, упражнения, задания по различным сюжетам сказок и литературных произведений, использовать такие виды театрализованной деятельности как: просмотры кукольных спектаклей, игры-драматизации, инсценировки; различные виды театра (театр теней, пальчиковый театр, картонажный театр, театр ростовых кукол, просто кукольный театр для рук, настольный театр и т. д.) в определённой системе, то это будет способствовать развитию у детей положительного эмоционально-чувственного опыта.

Практическая значимость работы состоит в разработке определённой системы по развитию эмоционально-чувственного опыта у детей через театрализованную деятельность и применение этой системы в работе с детьми и родителями. Изучив определённые материалы по данной проблеме, мы вместе с напарницей приступили к плодотворной работе.

Вся работа проводилась в несколько этапов.

I этап работы – Диагностический (сентябрь 2005-2006 учебного года). На данном этапе содержание работы заключалось в анализе состояния воспитательно-образовательного процесса по проблеме «Развитие эмоционально-чувственного опыта у детей через театрализованную деятельность»; выявление и формулировка противоречий по теме; анкетирование родителей; наблюдение за деятельностью детей, за их взаимоотношениями со взрослыми, со сверстниками; диагностика уровня эмоциональной активности детей в различных видах деятельности.Для этого было проведено несколько мероприятий: разработаны анкеты для родителей, диагностические карты, проанализирована работа с родителями по данной проблеме.

II этап работы – Прогностический (1 половина октября 2005-2006 учебного года). На данном этапе содержание работы заключалось в разработке перспективных планов работы с детьми в режимных моментах, на занятиях, плана работы кружка «Сказка в гости к нам пришла»; в постановке цели, задач; формулировании гипотезы; предусматривались возможные потери, ущерб, продумывались негативные последствия.

III этап работы – Организационный (2 половина октября 2005-2006 учебного года). На данном этапе проходила в определённой системе. Сначала была организована определённая предметно-развивающая среда:

– оформление группы;

– подбор и изготовление дидактических игр по развитию эмоциональной сферы, через театрализацию;

– приобретение игрушек, оборудования, готовых игр для дальнейшей работы по проблеме;

– оформление уголка ряженых, книжного уголка, уголка уединения и т. д.

Далее была подобрана специальная методическая литература, яркие и красочные книги для детей. Подобран материал для работы с родителями в определённой системе.

IV этап работы – Практический (с ноября 2005-2006 учебного года по март 2007-2008 учебного года). На данном этапе проходила апробация программ по развитию эмоциональной сферы детей через театрализацию, т. е. интеграция различных видов деятельности с элементами театрализации. В начале и в конце каждого учебного года проводился мониторинг по отслеживанию результатов работы и корректировке планов в связи с возникающими проблемами. Проводились педагогические советы в виде дискуссии, в виде деловой игры, родительские собрания по данной проблеме. С детьми проводились занятия с использованием элементов театрализации, а также специальные тематические дни и недели.

V этап – Обобщающий (март 2008 года). Здесь проходила обработка данных, соотнесение результатов работы с поставленными целями; анализ и интерпретация всех результатов; оформление и описание хода, результатов работы; обобщение и теоретическое осмысление данных; подготовка и формулировка выводов на основе результатов.

Проанализировав все этапы работы по проблеме формирования у детей эмоционально-чувственного опыта через театрализованную деятельность,был сделан следующий вывод:

прослеживая уровень развития эмоциональной активности детей в различных видах театрализованной деятельности на примере детей одной группы на протяжении 3 лет (2007-2008 у. г., 2008-2009 у. г., 2009-2010 у. г.) было выявлено, что

высокий уровень в конце учебного года составил:в 2007-2008 у. г. – 47%, в 2008-2009 у. г. – 49,6%, в 2009-2010 у. г. – 68,3%

низкий уровень в конце уч. г.составил:

в 2007-2008 у. г. – 11%, в 2008-2009 у. г. – 4,7%, в 2009-2010 у. г. – 0%

Прослеживается чёткая тенденция повышения показателей высокого уровня развития эмоциональной активности детей в различных видах театрализованной деятельности за 3 года с 47% до 68,3% на 21,3% и снижение показателей низкого уровня с 11% до 0%.

Анализируя результаты работы по данной проблеме, мы видим, что развитие положительного эмоционально-чувственного опыта у детей всё-таки зависит от нас взрослых, от того, какими методами мы будем формировать этот опыт, как мы будем относиться к детям, так и они будут относиться к нам и окружающему миру. Главное чтобы это формирование не было искажённым и соответствовало моральным и этическим правилам нашего общества, опыту, накопленного нашими предками и которое очень хорошо зафиксировано в простых казалось бы истинах народного творчества – сказках, литературных произведениях более современных авторов позапрошлого, прошлого и нынешнего веков. «Рукописи не горят» говорится вот уже на протяжении многих веков. Необходимо передавать опыт предков через доступные для детей формы.

Источник