Интеллектуальное развитие ребенка задания упражнения
Как развить интеллект ребёнка-дошкольника?
Идеальная ситуация, когда вы решили целенаправленно развивать интеллектуальные способности дошкольника, скажем, в 4-6 лет. И не просто делегировали это занятие воспитателям или репетиторам, а нашли время, чтобы заниматься вместе с ребёнком.
Прежде чем хвататься за все возможности для дошкольного развития, давайте определимся с базовыми способностями, которые нужно развивать.
Базовые интеллектуальные способности, которые нужно развивать у детей
Развивайте практический и эмоциональный интеллект дошкольника, его творческое и логическое мышление осознанно, с пониманием, над чем предстоит поработать. Детям в возрасте пяти-семи лет крайне необходим тренинг:
- восприятия – познавательного процесса (бывает простым, сложным и специальным в отношении абстрактных понятий – времени, движения, событий);
- памяти – основы основ, без чего невозможно дальнейшее эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста;
- внимания: увлекательные умственные активности помогают в формировании произвольного внимания; задача родителей – «переключить» ребенка с непроизвольного внимания в процессе игры на произвольное для лучшего восприятия и усвоения новой информации.
Какой именно интеллект дошкольника будем развивать?
Вопросы развития эмоционального и социального интеллекта являются предметом отдельной статьи.
Мы же поговорим преимущественно о том, как развивать умственный интеллект (логико-математический и пространственный) и житейский интеллект (здравомыслие и сообразительность).
Интеллект, сила ума реализуются через ряд способностей, которые желательно развивать с раннего детства:
- познавать и обучаться;
- анализировать информацию для ее систематизации и качественного усвоения;
- способность мыслить логически;
- находить закономерности и отличия в получаемой информации, выстраивать ассоциации с усвоенными ранее фактами.
Засомневались, сможете ли справиться со всем этим самостоятельно? Но вы ведь не из тех, кто станет пасовать перед трудностями. Иначе не стали бы читать наш материал. ????
Направьте первые усилия на развитие образного мышления, логико-математических, аналитических способностей на базовом уровне.
С помощью ЛогикЛайк вы без труда сделаете занятия увлекательным совместным времяпровождением. Превратите развитие интеллектуально-творческих способностей в веселую игру, и ваш ребенок научится осваивать и усваивать тонны информации.
Задания и упражнения для развития интеллекта дошкольника
- Загадки на логику и смекалку. Отгадывание загадок развивает логическое мышление, концентрацию внимания и память. Основная польза ребусов, шарад и прочих загадок – это эффективный тренинг для мозга. Такие упражнения на развитие интеллектуальных способностей станут чем-то наподобие разминки перед занятиями спортом (только качаться будут не мышцы, а мозг).
- Логические задачи (5-6 лет, 6-7 лет). Если загадки – это тренировка в первую очередь, скорости мысли, то задачи – это уже занятия на выработку навыка глубоко и разносторонне анализировать ситуацию, на развитие гибкости мышления и сообразительности. Задачи на логику хорошо тренируют способность удерживать в уме сразу несколько условий и формируют навык выработки собственного подхода к поиску правильного или лучшего ответа.
Выбери предмет, который не подходит к остальным по материалу.
- Развивающие интеллект игры на логику – отличный вариант для старта. Они яркие, «заточены» на тренировку произвольного внимания и стимулируют активное логическое мышление (плюс могут развивать память, способность строить прогнозы, выстраивать стратегии). Многие игры такого рода основаны на скорости выполнения поставленных задач.
За год до школы или с первого класса полезно привить детям любовь к чтению и спорту, музыке и танцам. В танцах, в боевых искусствах, командных игровых видах спорта всегда нужно двигаться и думать одновременно и за себя, и за других участников процесса.
Все это отлично работает на развитие интеллектуальных способностей не только дошкольников, но и в любом возрасте. И древние римляне, и современные ученые едины во мнении: возможности ума и степень физического развития взаимосвязаны.
Какие интеллектуальные способности необходимы школьнику?
С младших классов мальчикам и девочкам крайне необходимо развивать критическое и логическое мышление (подробная информация с конкретным решением – в этой статье).
В возрасте 6-10 лет формируется склад ума человека – аналитический, наглядно-образный или смешанный.
Уже в начальной школе детям следует активно развивать:
- оперативную память (способность удерживать в голове несколько промежуточных фактов, решений, выводов);
- навыки упорядоченности мыслей в суждениях, стремиться к выстраиванию правильной архитектуры мышления;
- способность делать выводы из полученных массивов информации;
- постепенно наращивать скорость выполнения аналитических и других операций.
Чтобы лучше понимать, как развить интеллект у ребенка, как суметь помочь ему в улучшении умственных способностей, необходимо помнить:
- только всесторонняя работа над повышением интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте (логика, творчество, эрудиция, эмоциональный, социальный и практический интеллект) формирует успешную личность;
- выраженная склонность к аналитическому мышлению не отменяет творческих импульсов, они лишь «прячутся» за логикой, но их можно и нужно развивать, чтобы воспитать гармоничную личность;
- повышать интеллектуальные способности необходимо не только за компьютером, но и благодаря занятиям спортом: безусловные лидеры – шахматы, карате; полезны также любые командные игровые виды спортивных состязаний, общая физическая подготовка и легкая атлетика.
Упражнения для развития способностей младших школьников
В первых классах детки еще не учат математику, у них только начинается введение в курс арифметики. Однако решать несложные математические ребусы, задачи на поиск закономерностей и другие задания на логику с ними уже можно.
Такие упражнения – и для ребенка отличная тренировка навыка размышлять и рассуждать, и для родителей приятная подготовка к совместному выполнению домашних заданий.
Эффективными методами и способами развития интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте будут те же упражнения, которые рекомендованы ребятам помладше (смотрите материал «Задания и упражнения для подготовки к школе»).
Период с семи до десяти лет – самый интенсивный в плане развития интеллекта. В это время сама природа помогает: у ребенка обостряется чувство соперничества и формируется произвольное внимание и осознанный интерес к аналитической деятельности. К математическим и логическим задачам можно смело добавлять:
- задачи на пространственное мышление (фигуры и их развёртки, отражения и другое);
- шахматы – отлично развивают интеллект и мотивируют возможностью превзойти соперника в гибкости и изобретательности ума; шахматные задачи для начинающих – способны обучить игре в шахматы на достойном уровне даже новичка и значительно повышают интерес к этой игре;
- различные головоломки на словесно-логическое, наглядно-образное и абстрактно-логическое мышление, креативность, смекалку и сообразительность, в том числе, задачи на правду и ложь, алгоритмы, головоломки со спичками и многое другое.
Комплексная программа обучения выстраивается таким образом, чтобы уровень сложности в каждой категории заданий постепенно увеличивался. С чего начать подскажет обучающая система LogicLike.
Занятия и упражнения для средней школы и подросткового возраста
С 10-12 лет в занятиях по развитию интеллекта можно делать упор на соперничество или на развлекательно-игровую форму времяпровождения с пользой для ума и для настроения.
Пожалуй, лучшие варианты ответа любому родителю на вопрос о том, как развить интеллект у школьника:
- олимпиады и конкурсы (настоящие и «игровые», в школе и дома между друзьями);
- развлекательные состязания по решению логических задач;
- семейные, дружеские и официальные шахматные турниры;
- совместное решение судоку, разгадывание кроссвордов;
- отгадывание ребусов, логических загадок, задач и головоломок на логику и смекалку и многое другое.
По итогу прохождения курса развития логического мышления и интеллекта и 10-12-летний ребенок будет не только способен решить столь сложные задачи, которые могут оказаться не под силу и многим взрослым, но и по многим аспектам интеллектуального развития будет на две головы выше своих менее целеустремленных сверстников.
Можно ли развить интеллект у взрослого после 40 лет?
Да, ответ на этот вопрос однозначный и положительный. Повысить свой уровень можно и в 20, и в 35, и в 55 лет. Меняется только время, требуемое для получения результатов, и объем необходимых усилий.
Что делать, чтобы улучшить работу собственного мозга взрослому?
- Устранить барьеры, которые могут мешать вам двигаться вперед:
— отключите страх потерпеть неудачу в новых для вас видах активностей;
— осознайте, что только лишь знание узкой тематики пусть даже на самом высоком уровне не делает человека умнее по всем фронтам, и зачастую наоборот сильно мешает разностороннему гармоничному развитию интеллекта и личности;
— даже если вы уже состоявшийся супер-профи в своем деле, у вас не должна страдать мотивация, особенно если у вас уже есть дети: занимайтесь вместе с ними и для них, и для себя. - Вы понимаете важность регулярных занятий спортом? Человеческий мозг – это та же мышца. Если ей не заниматься годами, она станет дряблой, но привести ее в форму можно за цикл занятий на повышение интеллектуального уровня через развитие творческих способностей и логического мышления. Решайте с детьми логические задачи, разгадывайте загадки и математические головоломки, играйте в шахматы.
- Читайте больше книг. Но даже если вы владеете навыками скорочтения, не забывайте, что иногда нужно просто читать в удовольствие: глубоко вникать в сюжеты, наслаждаться произведениями, «проживая приключения главного героя». Хорошая книга (вспомните, какие произведения вдохновляли вас в детстве и в юности) может сработать как полноценный «витаминный комплекс для ума». Это плодородная почва, но чтобы мозг постоянно пребывал в тонусе, его надо регулярно тренировать.
Как повышать уровень интеллекта у взрослого и ребенка одновременно?
Занимайтесь спортом, чтением и комплексным развитием логического мышления и интеллектуальных способностей вместе, всей семьей.
Окей, со спортивными активностями и чтением все понятно. Хорошо бы еще найти такое место, где собраны самые интересные и разноплановые задачи, загадки, головоломки и другие задания для полноценного развития интеллекта…
Мы создали и постоянно совершенствуем платформу для развития маленьких и взрослых умников. Вы уже занимаетесь на ЛогикЛайк? Если нет, самое время попробовать!
У большинства родителей не хватает времени, чтобы попробовать все, что может быть полезно их ребёнку. Но все мы знаем, что это лишь вопрос приоритетов.
Быть может, пришло то самое время, чтобы взять на себя ответственность не только за регулярные семейные оффлайн-активности, но и за совместные занятия в онлайн-режиме?
Почему 250 000 детей и родителей выбрали для себя ЛогикЛайк?
- Мы создали полноценный курс для формирования логического фундамента мышления;
- заниматься можно на планшете, смартфоне, компьютере или ноутбуке;
- начать можно с 20-30 минут в сутки, важно выполнять разминку для ума «без простоев» – регулярно, каждый день;
- назначайте удобное для всех время, и приучайте ребенка к дисциплине: сделайте ваши совместные тренировки интеллектуальных способностей семейным ритуалом, например, после ужина;
- во время летних каникул некоторым детям стоит увеличивать нагрузку, чтобы мозг был в тонусе.
Развивайте логику и интеллект играючи, легко и с удовольствием. Сформируйте полезную привычку заниматься по 20 минут каждый вечер.
Источник
Задания и упражнения на развитие интеллектуальных и позновательных сособностей младших школьников
Задание1
Задание 2
Вставь пропущенные буквы. С какой буквы пишется первое слово предложения?
…етом Аня жила на даче. …днажды она нашла котёнка. …оттенок был маленький и худой. …ня кормила котёнка молоком.
Задание 3
Найди картинку, в названии которой столько же звуков, сколько в названии картинки, изображённой на карточке.
Задание 4
Впиши в кружки третью букву в названии каждой картинки. Кликни кнопкой мыши по выбранным буквам. Прочитай получившее слово.
Задание 5
Выбери картинку, в названии которой 5 звуков.
Задание 6
Найди картинку, в названии которой на один звук больше, чем в названии картинки, изображённой на карточке.
ИГРА В СЛОВА
1 задание
2 задание
3 задание
4 задание
5 задание
6 задание
7 задание
8 задание
Кроссворды. Ребусы.
1
2.
3.
5.
6.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Дидактические игры.
Предлагаю несколько примеров дидактических игр, которые я активно использую в организации учебной деятельности первоклассников на протяжении многих лет своей работы.
Игра “Попугайчики” развивает слуховую память, способствует правильному произношению звуков, правильному дыханию, артикуляции. Учитель начинает игру словами:
Мы – не девочки, не мальчики,
Все сейчас мы – попугайчики.
Попугай, не зевай,
Вместе с нами повторяй.
Учащиеся повторяют за учителем стихи и скороговорки.
Хорошая игра для развития речи и памяти “Добавь следующее”. Ученик называет предмет и предает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к этой же группе предметов, и называет уже два слова по порядку. Следующий ученик называет два слова и добавляет свое и т. д., например:
Слон.
Слон, тигр.
Слон, тигр, лев и т. д.
Первое время детям под силу назвать по порядку только 2–4 слова, в конце года – уже 8–10 слов.
Игра “Кто у нас самый зоркий?” нацеливает на тренировку внимания и памяти, а игровые ситуации вовлекают в работу всех учащихся. Игра начинается со слов:
Чтоб ошибок избежать,
Зоркость будем развивать.
В игре проверить можешь сам
Свое внимание к словам!
Задача детей: тщательно проверить написанное (предлагаются различные задания) и подчеркнуть все гласные (или мягкие, твердые, звонкие, глухие согласные), найти слово, в котором звуков больше, чем букв, или наоборот. Это обычные задания по тексту, но с игровым, несомненно, стимулирующим оттенком (кто же окажется зорким и увидит больше орфограмм?).
Внимание, наблюдательность и речь детей развивает игра “Художник”. Ребенок, взявший на себя роль художника, говорит следующие слова:
Нарисую я портрет,
Только чей – пока секрет.
Отгадайте, вас прошу я,
Чей портрет рисую?
Художник дает устный портрет кого-нибудь из детей: “У него светлые волосы, голубые глаза, веселая улыбка. На нем коричневая рубашка, синие брюки” и т. п., а учащиеся должны догадаться, о ком идет речь.
Игра “Составь меню для Робина-Бобина-Барабека” ценна тем, что она связана с процессом познания, догадкой, поиском, игрой ума. Дети отлично знают персонаж произведения С. Маршака Робина-Бобина, который “скушал 40 человек и корову, и быка, и кривого мясника”. Начинается игра со слов:
Изменился человек, Робин-Бобин-Барабек.
Ведь представьте-ка вы сами:
Ест он фрукты с овощами.
10 килограммов он
Вносит за день в рацион.
Что ж при этом он съедает?
Кто ж из вас скорей узнает?
На плакате изображены фрукты и овощи. Под каждым рисунком пример на табличное сложение или вычитание в пределах 10. Задача детей: решить примеры и подобрать их пары так, чтобы сумма ответов составила 10 (потому что в условии игры сказано, что Робин-Бобин может съесть за день 10 кг фруктов и овощей). Например, под рисунком капусты написан пример “8 – 3”, под рисунком моркови “7 + 1”, под рисунком яблока “3 + 2” и т. д. Значит один из вариантов ответа: РобинуБобину можно съесть капусту (в ответе 5) и яблоки (в ответе тоже 5), тогда в сумме получится 10.
Можно предложить детям не записывать выражения, а нарисовать схематично фрукт или овощ и в центре написать ответ.
Игру “Откроем замочек ключиком” я использую с целью знакомства с геометрическими фигурами и для развития внимания. У каждого учащегося ключик, на котором изображены геометрические фигуры (различные по цвету и по расположению). У меня несколько замочков с геометрическими фигурами. Дети подбирают к этим замочкам определенный ключик, который должен подойти правильным расположением геометрических фигур. В дальнейшем я модернизировала эту игру: вместо геометрических фигур на замочке расположила примеры, а на ключиках – ответы к этим примерам. Эта игра помогает в отработке вычислительных навыков.
С интересом принимается игра “Чудесный мешочек”. Обычно мешочек приносит кто-либо из сказочных героев. В этот мешочек я помещаю буквы с магнитами. Дети на ощупь отгадывают и называют букву. Поместив буквы на магнитную доску, составляют из них слова. Иногда даю дополнительное задание: произвести слого-буквенный анализ или придумать предложение с этим словом.
В игре “Разрезанные буквы” перед учащимися ставится задача не только составить слова, но и буквы из их частей. Слова я разделила на три степени сложности: из одного, из двух открытых слогов и из двух закрытых слогов. Для составления слов и слогов использую такую игру, как “Вращающиеся диски”. 3адача учащихся – вращая диски, подобрать к каждому слогу на левом диске слог с правого диска, чтобы получилось слово. Все полученные слова ребята записывают в тетрадь для печатания, используя при этом цветные авторучки.
Начиная игру “Определи курс движения самолета”, учитель обращается к детям: летчик-командир придумал для вас задание. Он наметил курс движения самолета из одного города в другие. Самолет должен лететь над городами в указанном порядке от меньшего номера города к большему. Номер каждого города зашифрован (записан) примером. Надо расшифровать номера городов и показать линиями, как двигался самолет. Я буду выполнять роль летчика-командира, а вы – роль летчиков-курсантов.
Источник