Интеллектуальное развитие ребенка в процессе экологического образования

Таким образом, теоретическая разработка изучаемой проблемы и опытно-экспериментальная работа подтвердили выдвинутую гипотезу.
Планомерная, целенаправленная работа с детьми старшего дошкольного возраста по формированию умственного воспитания дошкольников в процессе экологического образования ведет к повышению уровня сформированности понятий детей и осознанно-правильного отношения к объектам живой природы.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, который существенно влияет на умственное развитие ребенка. Приобретенное в детстве умение слышать и видеть природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, формирует понятия.

  • Введение
  • Содержание
  • Список литературы
  • Отрывок из работы

Введение

В современном этапе образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна. Дошкольное детство, в работах отечественных и зарубежных ученых, определяется как период, оптимальный для интелектуального развития и воспитания. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, с помощью взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
Система природы соединяет в себе естественные условия существования жизни на Земле, характеристики составляющих этой системы (неживая природа, флора, фауна, человек как биологическое существо), оценку взаимоотношений природы и человеческого общества. Изучение сущности конкретного явления дает возможность установить общее представление о нем, выделить и охарактеризовать такие его свойства, как универсальность, причинность. Законосообразность, индивидуальность, особенность.
Система природы включает и толкование этого понятия как совокупности естественных условий существования человека и человеческого общества. В этом смысле природа характеризует свое место в исторически меняющейся системе отношений к ней людей. Поэтому в понятие «природа» входит и обозначение созданных человеком материальных средств его существования. Деятельность человека всегда проходит в природной среде и на основе предоставляемых ею материалов.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие качества. Особенна, велика роль природы в воспитании детей. В ДОУ мы знакомим ребенка с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому.
Процесс познания природы во всем ее многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих названия, действия, качество и помогающих анализировать предмет и явления со всех сторон.
Природа представляет возможности для разнообразной деятельности детей, что способствует активному усвоению и использованию приобретенных знаний.
Интеллектуальное развитие детей предусматривает развитие их мышления и речи. Мышление и речь взаимосвязаны. Углубление и совершенствование мысли непосредственно влияет на ее словесное оформление. И, наоборот, четкость речи делает более понятной высказанную мысль. Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им при восприятии различных предметов, мира природы, общественной жизни.
Целью нашего эксперимента является возможности интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
Объектом эксперимента является соответственно интеллектуальное развитие дошкольников в процессе экологического образования
Предметом – процесс ознакомления с природой дошкольников.
Гипотеза исследования: процесс интеллектуального развития будет происходить эффективнее, если:
1. Использовать в учебно-воспитательном процессе комплекс методов и приемов, активизирующих интеллектуальную деятельность;
2. Использовать экологическое пространство ДОУ в познавательных целях;
3. Реализовывать инновационные программы, направленные на экологическое воспитание;
4. Пропагандировать среди родителей идеи использования возможностей природы в интеллектуальном развитии.
Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы нами определены следующие задачи:
1. Проанализировать состояние данной проблемы в педагогической теории.
2. Определить содержание педагогической деятельности по осуществлению процесса формирования экологических представлений в процессе интеллектуального развития умственного воспитания.
3. Разработать методические рекомендации для воспитателей ДОУ по осуществлению интеллектуальной деятельности в процессе ознакомления с природой.
Для проверки выдвинутой гипотезы, решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования: изучение, педагогические наблюдения, индивидуальные беседы с детьми, эксперимент.
Экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ д/с №225 г. Уфы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………….…………….……………………………………3ГЛАВА 1 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ………………………………6
1.1 Проблема интеллектуального воспитания детей старшего дошкольного возраста в педагогике и психологии…………………………………….…………….6
1.2 Активизация интеллектуального развития воспитания детей в процессе экологического образования…………………….………………………………….13
1.3Развивающая экологическая среда в ДОУ, как средство развития интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста ………………….18
ГЛАВА 2 ОСВОЕНИЕ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ ОБ ОБЪЕКТАХ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ………………………23
2.1 Диагностика уровня сформированности у детей понятий об объектах живой природы в учебно-воспитательном процессе ………………….……………………23
2.2 Организация экспериментальной работы………………………………………..30
2.3 Анализ результатов работы……………………….……………………………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………..………………………………………………………..34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………….……………….………….…………..36
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………..………….38

Список литературы

1. Аветесян Л. Природа и умственное воспитание дошкольников.// Дошкольное воспитание, 1990, №6.
2. Бобылева Л. О программе экологического воспитания старших дошкольников / Л. Бобылева, О. Дупленко // Дошкольное воспитание. – 2005. – №7. – С. 36-42.
3. Бондаренко А.К. Дидактические игры Дошкольное воспитание, №7,2007.
4. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Воронеж, 2005.
5. Воронкевич О.А. добро пожаловать в экологию. СПб., 2004
6. Виноградова Н. Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. М. Просвещение, 1993. 326 с.
7. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. М. Просвещение, 1990. 112 с.
8. Гончарова Е.В., Моисеева Л.В. Технология экологического образования детей 2 младшей группы ДОУ. Екатеринбург,2012.
9. Давайте чистым воздухом дышать.//Дошкольное воспитание, 1999, № 7.
10. Денисенкова Н. Ваш ребенок познает мир. О средствах и способах развития представлений дошкольника о себе и окружающем мире.//Дошкольное воспитание, 2000, № 1.
11. Данилова Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии. М. Академия, 2009. 156 с.
12. Дыбина О.В. занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. –М: Мозаика-Синтез, 2013.
13. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников.//Дошкольное воспитание. 1998, № 7.
14. Зарипова Л. Приплыви к нам золотая рыбка. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с обитателями уголка природы. //Дошкольное воспитание. 1993,№ 7.
15. Золотова Е. И. Роль сравнения в ознакомлении детей с животными.// Дошкольное воспитание. № 2,1990.
16. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. Книга для воспитателя детского сада. 2-е изд. М. Просвещение, 1992. 270 с.
17. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М. Педагогика, 2013. 234 с.
18. Исаева Н.Н. Научить понимать и любить природу. Из опыта работы с дошкольниками. //Начальная школа. Плюс-минус. 2010, №8.
19. Калиниченко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников.М.,2012.
20. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М. Академия, 2000 с. 140.

Отрывок из работы

ГЛАВА 1 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

• Проблема интеллектуального воспитания детей старшего дошкольного возраста в педагогике и психологии

Вряд ли кто-нибудь будет опровергать тот факт, что без участия природы не может осуществляться ни развитие, ни воспитание детей. Педагогу, человеку, занимающемуся образованием и воспитанием детей, нужно воспринимать человека в единстве с его природным, социальным, духовным миром. Замечательные педагоги прошлого за рубежом и в России – считали совершенной саморазвивающую природу детей, в природной среде видели идеальные условия для проявления человеческой натуры и формирования личности [18].
Начальной функцией интеллектуального развития детей первых лет жизни – это формирование познавательной деятельности, т.е. такой деятельности, в ходе которой ребенок учится познавать окружающий мир в игре, в труде, на прогулках, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками. Познавательная деятельность реализовывается в формах восприятия и мышления. При помощи восприятия дети познают внешние свойства предметов в их совокупности, отражение этих свойств в мозге создает образ предмета. Благодаря мышлению ребенок постигает внутренние, скрытые свойства, связи между предметами и явлениями (причинно-следственные, временные и другие связи). Результаты мышления отражаются с помощью слова. Так, подойдя к окну, 4-летний Саша говорит: «Ночью был дождь, вон какая большая лужа».
Отечественные и зарубежные психологи особое значение придавали природе как средство воспитания детей: Я.А. Коменский уделял в природе как к некому источнику знаний, средство для повышения ума, чувств и воли; революционеры-демократы объяснили о возможном приобщения детей к природе, к возбуждению стойкого интереса к ней, без которого невозможно накопление разнообразных сведений об окружающих предметах. Но самое особое значение придавал природе К. Д. Ушинский, он был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Идеи К. Д. Ушинского нашли дальнейшее развитие в трудах Е. Н. Водовозовой, Е. И. Тихеевой, которые уделяли много внимания природе как средству интеллектуального развития детей дошкольного возраста. В своем основном педагогическом труде «Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста» Е. Н. Водовозова раскрывает роль наблюдения как наиболее доступного средства ознакомления маленьких детей с предметами и явлениями окружающей природы. По ее мнению, наблюдения дают богатую пищу для развития детского ума и эстетических чувств. Е. И. Тихеева видела в природе средство сенсорного воспитания детей, развития их речи [4].

Источник

      Система экологического воспитания с шестилетними детьми позволят решить две задачи: развить начала экологической культуры и одновременно осуществить широкую подготовку их к школе.

     При правильном воспитании у ребенка в шести-семилетнем возрасте формируются начала экологической культуры, которые включают: элементарные экологические знания о природе; чувственные переживания, направленные на объекты природы (познавательный интерес, сопереживание живым существам, эстетическое восприятие красоты природных явлений); практические умения бережного обращения с растениями и животными, входящими в пространство жизнедеятельности ребенка.

    Подготовка детей к школе, в свою очередь, очень важна для шестилетних детей – государством в настоящее время поставлена задача выравнивания стартовых возможностей дошкольников из разных слоев общества, идущих в школу. Понятие готовности детей к школьному обучению, хорошо разработанное психологами, включает интеллектуальную и личностную готовность ребенка к вхождению в новый тип образовательного учреждения и овладению новым видом систематической деятельности – обучением в школе.

    С точки зрения интеллектуальной готовности ребенок к моменту поступления в школу должен иметь достаточный круг представлений о социальных и природных явлениях окружающего мира. У него должно быть развитое восприятие и наглядно-образное мышление, хорошо развитая речь, предполагающая умения связно высказываться, задавать вопросы, слышать и понимать речь окружающих людей. В интеллектуальную готовность школа включает также и ряд навыков: знание букв и слоговое чтение, знание цифр и умение производить простейшие математические операции сложения и вычитания. В настоящее время, как правило, дети к семи годам в хороших условиях воспитания овладевают этими умениями.

    Личностная готовность к обучению в школе подразумевает развитие у ребенка волевых процессов, самостоятельности, коммуникабельности, которые необходимы для его хорошего самочувствия и становления полноценной учебной деятельности – главной деятельности школьного периода. У ребенка должны быть развиты произвольное внимание и произвольная память, он должен уметь сосредоточиться на том или ином предмете, выполнить предлагаемое задание, запомнить правила поведения или выучить стихотворение. Произвольность поведения связана с осознанием долженствования – ребенок должен понять, что, поступление в школу меняет его статус: учиться в школе – это социально значимая обязанность всех людей, достигших семилетнего возраста. При правильной, (главным образом, ненасильственной) подготовке у ребенка сохраняется интерес к познанию окружающего мира, а школа приобретает символ источника этого познания.

   Что приобретают дети в развитии в процессе систематически осуществляемого экологического воспитания в условиях дошкольного учреждения или учреждения дополнительного образования?

    Прежде всего, у них существенно меняется кругозор – формируется широкая «картина мира», которая охватывает представления от ближайшего окружения до Солнечной системы. Этому способствуют элементарные знания о мироздании, включенные в эколого-педагогические технологии работы с детьми шестилетнего возраста. С помощью карты и глобуса дети приобретают географическое «видение» планеты, ее континентов, морей и океанов – в результате формируется первоначально-целостное представление о своей стране, ее местоположении на планете, многообразии природных условий. Дошкольники при этом активно познают природу, приобретают элементарные, но широкие экологические знания, которые составляют стержень экологической культуры и необходимы им для осознанного и правильного взаимодействия с природой. Суть этих знаний одна и та же во всех конкретных случаях: все многообразие живых существ (растения, животные, человек) хорошо себя чувствует в совершенно определенных условиях, к которым оно приспособлено. Неполноценные условия ведут к болезням и гибели. Эта закономерность на конкретном материале прослеживается на протяжении всего учебного года. Приспособленность организмов к среде обитания ярко представлена во внешнем строении и функционировании (поведении у животных), что и делает эту сферу доступной наблюдению и познанию дошкольников.

    Система работы по экологическому воспитанию позволяет интенсивно развивать мышление детей – наглядно-действенное, наглядно-образное, наглядно-схематическое, логическое, т.к. познание природы строится на практических действиях, наглядных образах и словесной интерпретации. В систему работы входит сенсорное познание объектов природы и практическая деятельность – создание и поддержание экологически правильных условий жизни для объектов природы в пространстве ДОУ, а также поиск и сбор предметов природы, создание коллекций, проведение опытов, что и развивает наглядно-действенное мышление.

     Вся система работы строится на наблюдениях за живыми объектами эколого-развивающей среды ДОУ, которые сгруппированы в циклы. Наблюдение, требующее внимания, сосредоточенности (т.е. волевых усилий), формирует образ и представление об объекте природы, а также развивает качества личности, необходимые для обучения в школе. Наблюдения и широкое использование различного наглядного материала, развивают наглядно-образное мышление дошкольников.

      Особую функцию в систематической эколого-педагогической работе со старшими дошкольниками выполняют календари природы, схемы, карты, символы, которые являются также образами, но образами иного типа – не реалистическими, а упрощенными (схематическими). Эти образы, с одной стороны, фиксируют и отражают реально существующие и наблюдаемые детьми явления природы, а, с другой – позволяют смоделировать и представить то, что невозможно охватить взором в натуре. Работа с календарями, картами, глобусом развивает способность детей абстрагиро-ваться от конкретных предметов, развивает наглядно-схематическое мышление, его символическую и обобщающую функции. Следует отметить: практика, используя готовые (производственные) календари, недопонимает развивающего значения календарей, создаваемых самими детьми. Заполняя под руководством воспитателя календари «Сезонные изменения в природе», «Рост и развитие растений», «Подкормка зимующих птиц», дошкольники развивают мыслительную деятельность в трех аспектах:

– учатся использовать значки (символы), соотносить с ними полученные в процессе наблюдений представления; учатся ориентироваться на странице календаря (верх-низ, слева-справа), аккуратно штриховать клетки (дни недели) и рисовать значки;

– создавая последовательно страницы календарей (одну неделю в месяц наблюдая за сезонными явлениями, одни раз в неделю зарисовывая быстро растущее растение), дети выстраивают графические модели длительно и закономерно меняющихся объектов природы. В результате у них формируются не простые, а динамические представления, отражающие последовательную цепочку изменений. Такие представления позволяют осуществлять прогноз – высказывать предположение о возможных дальнейших изменениях;

– календари-модели, созданные детьми, соединенные в ширмы, остаются неизменными (это их принципиально отличает от производственных календарей), что позволяет их многократно и по-разному использовать в педагогическом процессе. Рассматривая календари (страницу за страницей), дети учатся их «прочитывать» – актуализировать образы зафиксированных в них событий.

   Важным аспектом интеллектуального развития является речь, которая сопровождает все формы познания детьми природы: сенсорное обследование объектов неживой природы, растений и животных, наблюдения, труд в природе. Знакомство с новыми объектами и явлениями расширяет словарь (название предметов, их свойств, признаков, качеств, действий); формулирование связей и зависимостей развивает объяснительную речь, основанную на логическом мышлении.

    Большое значение имеют экологические занятия, на которых ведущим и развивающим является словесный метод обучения. На занятиях дети устанавливают связи и зависимости объектов природы, получают обобщенные представления о них.

   Обобщенные представления занимают место, промежуточное между обобщением типа комплекс(Л.С.Выготский) и научным понятием. Они выше, чем первые, и ниже, чем последние. Функции обобщенных представлений в педагогическом процессе умственного воспитания дошкольников — это упорядочивание знаний об однородных явлениях и предметах окружающей действительности, совершенствование наглядно-образного мышления детей и на его основе — первоначальное становление элементов логического мышления. В дидактике детского сада формирование обобщенных представлений становится одним из средств подготовки мышления детей к той интенсивной умственной деятельности, к тому умственному напряжению, которые сопряжены с обучением в школе.

   Обобщенные представления, сформированные на основе ряда наиболее значимых характерных признаков, позволяют ребенку рассматривать каждый предмет в системе его связей с другими предметами, использовать приобретенные знания для самостоятельной продуктивной ориентировки в окружающем природном мире. Это особенно важно, когда необходимо установить степень сходства нового объекта или явления с уже известными.

      На занятии обобщающего типа ставлю цель: выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов и на их основе формирует обобщенное представление. Практика обучения показывает, что обобщения должны строиться на разнообразных конкретных знаниях, систематически приобретаемых детьми на протяжении всего дошкольного возраста, а также получаемых в процессе многократных наблюдений за объектами в природе (знания о многообразии растительного и животного мира, закономерных особенностях роста и развития растений, сезонных явлениях в природе). Имеется также хорошая возможность формировать у детей обобщенные представления о живых существах, проживающих в одинаковых условиях и имеющих сходные приспособительные особенности (быстро плавающие, летающие, роющие, домашние животные, хищники).

    Формирование обобщенных представлений осуществляется в процессе специальной беседы (учебного диалога), стержнем которой является система вопросов. Их специфика состоит в следующем: формулировки носят общий характер, т.к. они охватывают не одно, а ряд конкретных явлений; содержание вопросов направлено на выявление тех существенных и характерных признаков, на основе которых строится обобщенное представление; каждому признаку соответствует специальный вопрос. Важное место в таком диалоге занимает формулировка выводов (заключений) — собственно построение обобщений: частных по каждому значимому признаку и затем общего по комплексу признаков, которое и соответствует обобщенному представлению.

    Формирование обобщенных представлений – это словесный метод работы с детьми, в центре которого – алгоритм построения обобщенного знания в процессе учебного диалога: определенная последовательность вопросов, ответов, выводов. Чтобы алгоритм достиг цели (т.е. чтобы дети усвоили обобщенное знание и в дальнейшем самостоятельно использовали его), необходимо обучение дошкольников процедуре его применения. Вторая часть занятия должна посвящаться анализу новых ситуаций: дети оценивают аналогичные явления с позиций сформированного обобщенного представления – детально по каждому признаку – и делают вывод: относятся они к категории данного обобщения или нет.

     Следует подчеркнуть: обобщенные представления строятся на нескольких (3—4) сходных и значимых для всей группы признаках. Использование одного признака, особенно когда речь идет об исключительных явлениях или объектах природы, выбивающихся из общей закономерности, может привести к неправильным суждениям и выводам малоопытных (в силу возраста) дошкольников.

     Последний акцент в развивающем значении экологического воспитания необходимо сделать на целостной воспитательно-образовательной системе одного учебного года, которая представлена в технологии (книга С.Н.Николаевой «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»). Принципиальное значение имеет психолого-педагогическая компетентность воспитателя подготовительной группы (педагога дополнительного образования), который реализует технологию на практике. Понимание и осознание развивающего значения этой системы, «технологическая дисциплина» в ее реализации (т.е. обязательное проведение всех экологических мероприятий) сделают весь процесс эффективным и высоко результативным.

   В настоящее время разработана еще одна технология (экологическая тетрадь для шестилетних детей), которая позволит осуществить интеллектуально-личностную подготовку дошкольников к школе в процессе индивидуальной работы с ними в условиях ДОУ, дополнительного образования или семьи. Кроме широкого круга знаний об окружающем мире, собственно экологических знаний, которые дети получат, выполняя вместе с взрослым задания каждой страницы, они смогут упражняться в написании и чтении небольших слов-названий, некоторых математических операциях, значимых в плане готовности ребенка к обучению с позиций школы.

Систематическая работа с тетрадью, доведение до конца выполнения всех заданий приучит ребенка к учебной дисциплине, разовьет волевое усилие и самостоятельность – качества, составляющие личностную готовность к обучению в школе.

Источник