Интеллектуальное развитие ребенка в начальной школе

Интеллектуальное развитие ребенка в начальной школе thumbnail

Развитие интеллектуальных умений

и творческих способностей детей

младшего школьного возраста

Цель: углубление теоретических знаний по теме « Развитие интеллектуальных умений и творческих способностей детей младшего школьного возраста».

Бурный рост информационных технологий и стремительный научный прогресс предъявляют все больше требований к интеллектуальному потенциалу человека. (М,К. Акимова)

Проблема развития интеллектуальных способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна.

Интеллект (от латинского слова intellektus – разумение, понимание, постижение) в психологической науке рассматривается как «относительно устойчивая структура умственных способностей индивида»

В теории интеллекта (разработанной под руководством Б.Г.Ананьева) интеллект – интегрированная система познавательных процессов. Степень интегрированности когнитивных процессов (психомоторики, памяти, мышления) – критерий развития интеллекта.

Д. Векслер под интеллектом понимает способность успешно мериться силами, жизненными обстоятельствами, используя накопленный опыт и знания. То есть, интеллект рассматривается им как способность человека адаптироваться к окружающей среде.

У психолога И.А. Домашенко -“Интеллект – общая познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях”.

Представление об интеллекте как предпосылке обучения разрабатывается в контексте психолого-педагогической проблемы обучаемости ( Н.А. Менчинская, З.И. Калмыкова).

В этих исследованиях природа интеллекта отождествляется с «продуктивным мышлением», сущность которого заключается в способности к приобретению новых знаний (способности к учению или обучаемости). Показателями обучаемости выступают уровень обобщенности знаний, широта их применения, быстрота усвоения, темп продвижения в учебе. «Ядро» индивидуального интеллекта составляет возможности человека к самостоятельному открытию новых знаний и применению их в нестандартных ситуациях. Таким образом, характеристики обучаемости определяют успешность обучения, выступая тем самым в качестве критерия интеллектуального развития.

Итак, Интеллект – это совокупность качеств индивида, которая обеспечивает мыслительную деятельность человека. В свою очередь он характеризуется:

– эрудицией: суммой знаний из области науки и искусства;

– способностью к мыслительным операциям: анализу, синтезу, их производным: творчеству и абстрагированию;

– способностью к логическому мышлению, умением устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире;

– вниманием, памятью, наблюдательностью, сообразительностью, различными видами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим, речью и т.д.

По мнению современных исследователей, основные психические функции, в том числе и интеллектуальные, развиваются еще на первом году жизни. Многие авторы считают одним из критических периодов интеллектуального развития возраст 8-12 лет. Как по теории Пиаже, так и в соответствии с данными, полученными Терстоуном (1955) и Бейли (1970), к 6 годам интеллектуальное развитие осуществляется уже больше, чем на треть, к 8 годам наполовину, а к 12 годам – на три четверти. Таким образом, младший школьный возраст – это возраст интенсивного интеллектуального развития

Свойства психики человека основа его интеллекта и всей его духовной сферы формируется главным образом в младшем школьном возрасте, и поэтому перед учителем начальных классов встает задача развития ребенка,

его творческих способностей, воспитания творческой личности в целом

Интеллектуальное развитие происходит не само по себе, а в результате многостороннего взаимодействия ребёнка с другими людьми: в общении, в деятельности и, в частности, в учебной деятельности.

Задачей современной школы является не столько усвоений знаний, как таковых, сколько общее развитие, развитие умений приобретать знания, овладевать ими. В этой связи особое значение приобретает развитие общеучебной деятельности школьников.

Основу общеучебной деятельности, как известно, образуют общеучебные и предметные интеллектуальные умения, наличие и уровень сформированности которых, определяет, в конечном счете, успешность этой деятельности

Общеучебные интеллектуальные умения определяются как подготовленность к теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно и сознательно с опорой на усвоенные знания и жизненный опыт. Это действия умственного плана, которые связаны с процессом усвоения самых разных учебных предметов. В отличие от предметных умений они имеют широкий диапазон действий, поэтому общеучебные интеллектуальные умения относятся к «метазнаниям», то есть, к тем, которые используются в различных областях при усвоении разных знаний (Н.А.Менчинская,Н.Ф.Талызина)

В качестве критериев интеллектуального, умственного развития выступают:

·        самостоятельность мышления,

·        быстрота и прочность усвоения учебного материала,

·        быстрота ориентировки при решении нестандартных задач,

·        умение отличить существенное от несущественного,

·        различный уровень аналитико-синтетической деятельности,

·        критичность ума.

Интеллектуальные общеучебные умения и навыки обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач. К ним относятся:

  • определение объектов анализа и синтеза и их компонентов;
  • выявление существенных признаков объекта;
  • определение соотношения компонентов объекта;
  • проведение разных видов сравнения;
  • установление причинно-следственных связей;
  • оперирование понятиями, суждениями;
  • классификация информации;
  • владение компонентами доказательства;
  • формулирование проблемы и определение способов ее решения

Уровень интеллектуального развития младшего школьника определяется главным образом степенью сформированности следующих умений:

•  диалектически анализировать учебный или любой другой материал;

•  сравнивать объекты, факты, явления;

•  классифицировать материал;

•  обобщать, делать резюме;

•  абстрагировать;

•  выделять главное, существенное;

•  синтезировать материал;

•  устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;

•  выделять логически законченные части в прочитанном, устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между ними;

•  писать сочинение на заданную тему;

•  пользоваться исследовательскими умениями (постановка задач, выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка).

Для этого очень важно создать в начальной школе условия, для полноценного развития детей, сформировать у них устойчивые познавательные процессы, развивать умения и навыки мыслительной деятельности, самостоятельность в поисках способов решения задач.

Однако такие условия часто обеспечиваются не в полной мере, поскольку все еще распространенным приемом в практике является организация учителем действий учащихся по образцу, упражнения тренировочного типа, основанные на подражании и не требующие проявления выдумки и инициативы.

В этих условиях у детей недостаточно развиваются такие важные качества мышления как глубина, критичность, гибкость, которые являются сторонами его самостоятельности. Развитие самостоятельного мышления, требует индивидуального подхода к каждому ребенку.

Развитие психологических новообразований младшего школьного возраста идёт в неразрывной связи с учебной и игровой деятельностью.

Игра является источником развития сознания ребёнка, произвольности его поведения, особой формой моделирования отношений между ребёнком и взрослым. 

Читайте также:  Как не допустить развития отита у ребенка

Игровая среда создаёт обстановку, когда дети хотят и могут проявлять свою самостоятельность. Игровые действия ребёнка, сопровождающиеся высоким эмоциональным подъёмом, устойчивым познавательным интересом, являются наиболее мощным стимулом его активности в познании.

Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения – дидактические игры. Эти игры, заставляют думать, предоставляют возможность ученику проверить и развить свои способности. Они являются одним из средств развития интеллектуальных способностей.

Цели применения дидактических игр следующие:

-интеллектуальное развитие младших школьников;

-создание подходящих условий для формирования развития каждого ребенка как личности, развитие его творческих способностей;

-индивидуальный подход к каждому ребенку и применение индивидуальных средств обучения;

-эмоционально-психологическое развитие младших школьников, которому способствует участие в дидактических играх.

-углубление уже усвоенных ранее знаний;

-увеличение объема понятий, представлений и сведений, которыми овладевает ученик; они составляют индивидуальный опыт школьника.

Развитие интеллектуальных умение на уроках русского языка

Дидактические игры давно заняли прочное место в практике проведения уроков русского языка в начальной школе. Сложились определенные методики их подготовки и проведения, накоплен богатый материал, существует целый ряд интересных методических пособий. Но современная жизнь предъявляет все более высокие требования к ученику как личности, значит пришло время перевести дидактическую игру на качественно новый уровень, сделать ее творческой.

В начальных классах современной школы одним из эффективных приемов, активно воздействующих на познавательную деятельность, на их эмоциональную сферу, является творческая игра. Она способствует созданию у школьников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки, добиться прочного его усвоения.

Например, существует игра, где в каждую клеточку нужно вписать букву, чтоб получилось слово.

к

к

к

к

Сначала надо дать возможность каждому ученику придумать свои слова, поощряя каждый новый вариант (кит, куст, карта, книжка и др.) Затем можно усложнить данную игру, попросив ребят подобрать слова только одной части речи или на заданную тему, или на какое-либо орфографическое правило.

Учитель может проводить такую игру многократно, на разных этапах урока, главное, чтобы она соответствовала целям урока и органично вписывалась

в структуру.

Следующим видом такой многогранной творческой игры на уроках русского языка может стать игра «Лишнее слово». Суть этой игры в том, что из целого ряда слов ученикам нужно убрать сначала одно «лишнее слово», обосновав свой ответ, потом из оставшихся еще одно, затем еще одно, пока не останутся 2-3 «нужных слова».

Какое слово лишнее в данном ряду: Юра, Юля, Юнона, Элла.

Варианты ответов: Элла, так как все слова начинаются с заглавной буквы «Ю»,а слово Элла с заглавной буквы «Э»; Юнона, т.к. во всех словах

по 2 слога, а в этом три; Юля, т. к во всех словах на конце написана буква «а», а в слове Юля «я»; Юра, т.к. все имена женские, а это мужское.

Эта игра полезна тем, что ученикам невольно приходится сравнивать предложенные слова по разным признакам: лексическому значению, составу, грамматическим признакам и т.д. – что всегда ведет к отработке понятий.

Большой простор детской фантазии открывает игра на придумывание собственных слов (обязательно мотивированных, т.е. имеющих связь с реальными словами. Например, при изучении темы «Имена собственные» попросит детей придумать свои клички для животных, отображая их внешний вид или повадки: коза Бодуля, петух Крикун, собака Лаюшка, конь Быстроног, барашек Кудряшек и др.

При обучении приему классификации каждое задание может усложняться или упрощаться за счет увеличения или уменьшения числа объектов в группе, изменения самих объектов, появления нескольких этапов решения, появления нескольких возможных вариантов деления.

По какому принципу буквы разделили на две группы?

а) АОУЫЭ ЯЕЁИЮ

б) АОУЫИЭ ЯЕЁЮ

в) ПКТФ МРЛЗ

г) БВГ ЙЧЩ

По какому принципу разделили слова на две группы?

а)яма дитя

якорь мята

ягода вяз

(Особенность буквы «я»)

б)Миша Иванов

Катя Петрова

Саша Зайцев

Анна Борисова

( В первом столбике имена, а во втором – фамилии)

Разделить слова на группы:

муравьи, соловьи, воробьи, сирень, васильки, колокольчики.

(Можно разделить на две групп: представители флоры, представители фауны; можно разделить на две группы: слова с разделительным мягким знаком, слова, в которых мягкий знак показатель мягкости согласных).

Метаграммы (загадки, в которых заданные слова отгадывают по признакам, сформулированным в сжатом рифмованном тексте, причем в содержании такого задания обязательно указаны буквы, изменение которых меняет смысл слова)

Я с «П» – кругла, желта, на вкус приятна

И прячусь под поверхностью земли,

А с «К» я – то мала, то необъятна

И поднимаю часто корабли. (Репа – река)

Каллиграфическая минутка, или минутка чистописания,- составная часть каждого урока. На ее проведение в структуре урока отводится 5-8 минут. Этот вид работы способствует умению детей видеть, исправлять и анализировать свои и чужие ошибки. Интересными дети считают упражнения, которые заставляют хорошо подумать, поломать голову, учат соображать, а не просто списывать. Задания могут быть самые разные. Например, учитель пишет цепочку букв или элементов, составленную каждый раз по новому принципу, и дети должны заметить эту закономерность и проговорить ее.

  • а)Ии Иии – идет увеличение строчной буквы после заглавной на одну, значит, следующая цепочка прописывается так: Ииии и т.д.
  • б)Ии Ии – чередование заглавной и строчной букв;
  • в)Ии ИИи – каждая последующая цепочка увеличивается на одну заглавную букву.

Возможен такой вариант работы:

Буква Т.

На доске слова: прекрасный, прелестный, чудесный, грустный.

  • а) к какой части речи относятся эти слова?(Часть речи – имя прилагательное.) Назовите грамматические признаки прилагательных.
  • б) к какому прилагательному можно подобрать синоним печальный?

(грустный). Какая орфограмма есть в этом слове? ( непроизносимая согласная Т). В каком еще слове есть эта орфограмма? (В слове прелестный)

Вы догадались, какую букву мы будем писать? (букву т)

Читайте также:  Влияние гиперактивности на развитие ребенка

Цепочка: ттттТ тттТ

Кроссворды в системе дидактических игр занимают особое место. Кроссворды технологически просты в использовании. В них все правила заранее оговорены, все, что нужно для выполнения имеется. Учащийся от начала до конца решает кроссворд один. Его работа не зависит от других детей, он получает максимум самостоятельности. А самостоятельная работа – наиболее важный путь освоения учащимися новых знаний, умений и навыков. Развивающая и организующая роль кроссвордов состоит в том, что при их решении учащимся приходится без всякого принуждения работать с учебниками, пособиями, справочниками, словарями, энциклопедиями.

Составление кроссвордов – дело не простое, составить тематический кроссворд труднее обычных, потому что запас слов ограничен определенной областью знаний. При составлении кроссвордов необходимо придерживаться такого дидактического принципа, как научность содержания и доступность его для учащихся. Необходимо также соответствие и взаимосвязь содержания кроссворда и процесса его разгадывания.

Дидактическая игра очень важна для развития интеллектуальных умений и познавательных способностей детей. В своей совокупности дидактические игры (развивающие, познавательные) способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учат детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых. Задачи педагога, используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически и целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления; учить детей рассуждать, мыслить, а не зубрить, самим делать выводы, чтобы ощутить удовольствие от обучения.

Литература.

  • Бакулина Г.А. использование комплексных интеллектуально-лингвистических упражнений на уроках русского языка. //Начальная школа.№1.2003г.
  • Тюрина И.А Игра на уроках русского языка. // начальная школа, №2.2008
  • Грищук Ю.В. Обучение школьников приему классификации. // Начальная школа. №8.2006
  • Кудряшова Г.В. Заседание методического объединения учителей начальных классов «Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности учащихся: плюсы и минусы» // Завуч начальной школы. №8.2007
  • Пешкова Т.П.Каллиграфическая минутка как средство воспитания интересе к русскому языку. // Начальная школа. №12.2006
  • Эскендаров А.А., Казиева П.А., Хидиров Ш.Ш. Актуализация познавательного интереса учащихся: кроссворды в системе дидактических игр. // Начальная школа,№1.2007
  • Использование дидактических игр при обучении в начальной школе.

www.fos.ru.pedagog 19507 html

  • Упражнения на развитие интеллектуальных способностей.

azps.ru/training/

  • Формирование общеучебных умений и навыков в начальной школе.

festival.1september.ru.artikles/501106/

Источник

Интеллектуальное развитие обучающихся начальных классов

Вступление

Проблема интеллектуального развития современных российских школьников на сегодняшний день является одним из наиболее острых и дискуссионных вопросов образования и педагогической науки.

Младший школьный возраст   характеризуется интенсивным интеллектуальным развитием. В данный период происходит развитие всех психических процессов и осознание ребенком собственных изменений.

Интеллектуальное развитие происходит не само по себе, а в результате многостороннего взаимодействия ребёнка с другими людьми: в общении, в деятельности и, в частности, в учебной деятельности. Пассивное восприятие и усвоение нового не могут быть опорой прочных знаний. Поэтому задача педагога – развитие умственных способностей учащихся, вовлечение их в активную деятельность.

Для этого очень важно создать в начальной школе условия, для полноценного развития детей, сформировать у них устойчивые познавательные процессы, развивать умения и навыки мыслительной деятельности, самостоятельность в поисках способов решения задач.

Организация уроков в системе интеллектуального развития

Организация уроков в системе интеллектуального развития следующих принципах:

1. Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка. Учитель   подбирает и составляет упражнения, в процессе выполнения которых у учащихся формируются   знания, умения и навыки, вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств: мышление, внимание, память, речь.

2. Принцип действенного подхода к обучению   заключается в поиске детьми собственных, неординарных путей решения проблем, в результате чего в максимальной степени активизируется мыслительная деятельность.

3. Принцип обоснованного ответа. Формируются задания таким образом, что школьники оказываются поставленными перед необходимостью обосновывать свою точку зрения, свой вариант решения проблемы.

4. Принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся.  

  Как обеспечить развитие у школьников интеллектуального потенциала?                

  Создать условия для активизации интеллектуальной деятельности школьников; повысить эффективность учебной деятельности через развитие интеллектуальных способностей школьников.

Для успешного обучения младших школьников стараюсь формировать:

  • элементарные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, суждение, умозаключение;

  • высокий уровень активности, раскованности мышления, которые проявляются при возникновении нескольких вариантов решения проблемы, большого количества гипотез, идей;

  • организованность и целенаправленность учебного процесса.

В своей педагогической практике для активизации интеллектуальной деятельности младшего школьника выделила несколько приемов, направленных на то, чтобы совершенствовать у детей сенсорные процессы, повысить эффективность запоминания, обучить детей логическим операциям, развить творческое мышление и воображение, формировать устойчивый интерес к учёбе, расширить кругозор, т.е. активизировать интеллект.

Все приемы основываются на активной мыслеречевой деятельности учащихся. Задача учителя организовать и направлять деятельность учащихся.

  • домысливание (применение сообразительности);

  • ошибки учеников и ошибки учителя;        

  • исключение, группировка (задания, направленные на выявление лишнего, нахождение различий и общих признаков и др.);

  • проблема предыдущего урока (например, в конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать).

Предложенные приемы оказались результативными, интересными и доступными моим ученикам в процессе совместной деятельности. Обязательными условиями использования ниже перечисленных приемов является:

– организация восприятия через зрительное, слуховое и тактильное (в некоторых случаях) восприятие, в виду особенностей развития детей младшего школьного возраста,
– учет уровня знаний и опыта детей,
– доступность, т.е. разрешимая степень трудности,
– толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,
– вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.

Читайте также:  Что способствует развитию речи у ребенка в 2 года

Интеллектуальное развитие младших школьников через

создание рукописных книгу

Развитием интеллектуальных способностей необходимо заниматься и во внеурочное время.

Как показывает анализ литературы, практический опыт преподавания в начальной школе, интеллектуальное развитие учащихся становится возможным при грамотно организованной внеурочной деятельности. Осознавая важность этого, привлекаю обучающихся к участию в различных формах внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению: интеллектуальный марафон, муниципальные, межрегиональные и Всероссийские интеллектуальные конкурсы, олимпиады, кружок «Юным умникам и умницам», создание рукописных книг Международного уровня.

Увлекательной и результативной формой работы по воспитанию интереса к чтению и развитию интеллектуальных способностей я считаю создание рукописных книг.

В процессе поиска материала для книги ребенок овладевает новыми знаниями и навыками. В процессе создания рукописной книги ребенок систематизирует свои знания в заданной теме, упражняется в творчестве рассказа и письма, рисования, выполнения поделок из разных материалов.

Не первый год мы с ребятами принимаем участие в Международном конкурсе рукописной книги. Это творческий культурно-просветительский проект.

Работу над рукописной книгой провожу в 3 этапа.

1 этап: обозначение темы.

Из положения о Международном конкурсе рукописной книги вместе с детьми выбираем номинацию, в которой будем участвовать. Если проект будет индивидуальным, то подключаю родителей. Выбираю наиболее близкие ребенку темы – ближайшее окружение, объекты природы. Сначала, мы вспоминаем все, что знаем о выбранном объекте, систематизируем свои знания о нем. Затем выясняем, что еще мы хотим узнать нового об объекте. Обсуждаем список литературы. И начинается основная работа над книгой.

2 этап: сбор информации.

Все найденное в процессе поиска фиксируется, сортируется, редактируется. Выбираются жанры, которые будут использоваться: И наступает заключительный этап.

3 этап: создание рукописной книги.

Обсуждается проект обложки. Обговаривается содержание книги на основе отобранного материала. Проводится объемная работа по созданию и оформлению страниц из разных материалов к книге. Оформление в детской рукописной книге несёт основную смысловую нагрузку. В красивом оформлении ребенок запечатлевает не только свои знания, но и эмоциональное отношение к предмету или объекту, наиболее яркие впечатления о том новом и интересном, что он узнал. Намеренно не изменяю стилистику детской речи, так как именно она наиболее ярко и точно передает мысли и эмоции ребенка.

Придает неповторимость и индивидуальность книге. Самым нелегким является процесс написания текстов.

Мы написали с детьми яркий красочный сборник «Саамских сказок» (о коренных народах Кольского Севера). Сказки сопровождают обереги, фигурки саамов, оленей, изготовленные из оленьей шкуры и меха. Участники группы тщательно отбирали материал. Они прочитали книги о быте саамов, традициях, сборник саамских сказок «Семилетний стрелок из лука», познакомились с диалектом саамов разных погостов. Готовя рукописную книгу, участвуя в работе группы, каждый составлял собственную интерпретацию сказок. Так возрастал интерес к истории своего края, урокам чтения, окружающего мира, чувство ответственности за результат. Интересная самостоятельная работа, право осознанного выбора, прогнозирование результата, радость коллективной работы в группе – всё это способствовало развитию творчества.

В год 100-летнего юбилея нашей северной столицы приняли участие в номинации «Мой мачтовый город – столица Кольского Заполярья». Нами были написаны и оформлены две книги, в которых размещены отзывы о прочитанном, об экскурсиях, сочинения, стихотворения, истории своей семьи, далёких и близких предков.

В 2017 году мы участвовали в ХХ юбилейном Международном конкурсе рукописной книги. Он стартовал под девизом «Большой России-малый уголок» и был посвящён 80-летию Мурманской области. В наших книгах рассказывается о боевой истории, конкретных людях, их судьбах в общей истории столицы, чертах характера, семейных традициях, подмечая преданность родному городу и его жителям.

Работа над рукописной книгой развивает интеллект, творческие способности, повышает внимание к окружающему миру, воспитывает нравственные качества ребенка.

Нужно отметить, что интеллектуальная сфера развивается не по частям, а целостно: невозможно, например, развивать только сообразительность, не развивая при этом гибкость ума.

На основе данного представления об уровне развития, возможно, сформулировать цель ее развития — необходимо развивать психические процессы в различных их видах и типах.

На мой взгляд, все это прекрасно реализуется через кружковую работу.

С 1 класса я веду курс «Умники и умницы». Он составлен на основе программы развития познавательных способностей учащихся О. Холодовой «Юным умникам и умницам».

В начале занятия «Мозговая гимнастика» мотивирует к учебной деятельности, помогает улучшать показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличение объема памяти, повышение устойчивости внимания, ускорение решения элементарных интеллектуальных задач, ускорение психомоторных процессов. Обучающиеся активно выполняют упражнения:«Ленивые восьмерки», «Качания головой», «Шапка для размышлений».

В процессе «Интеллектуальной разминки» дети готовятся к активной учебно-познавательной деятельности на протяжении всего занятия. Она способствует развитию сообразительности, быстроты реакции.

Развитие зрительной и слуховой памяти, произвольного внимания,развитие умений и навыков индивидуальной работы осуществляется выполнением упражнений «Запоминалка», «Закодированное слово» и др.

На этапе «Логически-поисковые задания» дети, работают в парах, в группах; обучаютсяумению наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения, проверять их, делать выводы, находить новую информацию. Развивают речь, решают нестандартные задачи разными способами.

Занятия проходят таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой. Этап рефлексии подводит учащихся к осознанию своей учебной деятельности, оценке результатов деятельности своей и всего класса. Занятия кружка получаются интересными, эмоциональными и динамичными.

Заключение

Таким образом, работу по формированию и развитию интеллектуальных способностей младших школьников необходимо проводить на каждом уроке и во внеурочное время. Преимуществом должно быть предоставление школьникам возможности широкого спектра форм занятий и заданий, направленных на их интеллектуальное развитие.

6

Источник