Интеллектуальное развитие ребенка в младенческом возрасте

Интеллектуальное развитие ребенка в младенческом возрасте thumbnail

Развитие интеллекта до года – это тема волнующая многих родителей, ведь начальный этап развития и формирования ребёнка является основой для интеллектуальных возможностей ребёнка. Кто-то удивится, есть ли интеллект на ранних стадиях? Конечно, это этап формирования способов познания мира – появляется необходимость в зрительном, слуховом, тактильном восприятии мира.

Психологи установили, что ребёнок развивается, создавая свои представления о мире, окружающих предметах, людях. Он постоянно сравнивает новую информацию с имеющейся, мысленно анализирует новые образы, поэтому новые игрушки часто привлекают внимание, хотя и незначительные различия также важны, а ещё общение с взрослыми – источник развития интеллекта до года.

Благодаря общению, младенец получает массу информации – у него есть родители, насколько его любят, ценят, как относятся к его появлению, поведению, что поощряют, что критикуют. В благоприятной среде, где есть поддержка со стороны взрослых, ребёнок развивается быстрее, да и постоянное общение просто необходимо. Например, дети, которым часто читали в детстве книги – во взрослой жизни более грамотны.

Рассмотрим подробнее рекомендации по развитию интеллекта у детей.

<<Оглавление>>

Основные методы развития интеллекта в раннем возрасте

Развитие интеллекта до года – это первый и наиболее важный период для подготовки ребёнка к восприятию знаний и умений.

развитие интеллекта до года

Система развития интеллекта ребёнка строится на ключевых моментах

  1. Младенец имеет возможность познавать мир, если окружающая его обстановка разнообразна, даёт много полезной информации.
  2. Малыш находится в постоянном контакте с мамой, близкими людьми – с ним общаются, играют в пальчиковые игры (“сорока-воровка”, “коза” и другие), можно также – “по кочкам”, “лошадка”. Дети очень любят внимание взрослых и обычно выражают радость от общения. Дети с удовольствием играют с взрослыми и в такие игры, как: “ку-ку” (прятаться за ладошки), прятки.
  3. Дети слушают сказки, стишки, весёлые истории для младшего возраста. Интересно, что даже маленькие дети могут запоминать сюжеты, а позже играть с игрушками в ролевые игры при помощи взрослых.
  4. Дети развиваются музыкально, слушая классические мелодии (особенно полезен Моцарт), а также полезно напевать детские песенки, колыбельные. Это способствует развитию слуха, причём способности к музыке могут проявиться не сразу, а через годы.
  5. Развитие интеллекта до года проходит успешно при развитии моторики – сейчас есть специальные игры (деревянные пирамидки различной формы, шарики, которые можно двигать по стержню), также полезна лепка, для самых маленьких советуют цветное тесто, хотя лучше заниматься лепкой совместно с родителями. Можно перебирать крупу или насыпать в мешочек разные предметы, чтобы пытался воспринимать на ощупь, что там.
  6. Сенсорика – это развитие способностей ощущать мир, полезно играть в шариковых бассейнах, брать в руку предметы различной фактуры, можно кусочки ткани (даже делают подборки таких лоскутков для игр), развитие ребёнка во многом идёт благодаря тактильному восприятию.
  7. Подвижные игры – зарядка для самых маленьких, велосипедик, сгибание и разгибание рук, ног, тренировка хватательных рефлексов. Всё это необходимо для будущего успешного развития ребёнка.
  8. Красочные книги с рисунками также помогают развивать интеллект, однако, нужно помогать малышу понять, кто изображён на рисунках – люди звери, явления. Всю информацию изначально дети получают от родителей. Электронные обучалки не могут в полной мере заменить человека, позволяют лишь на время занять внимание ребёнка.
  9. После 6-ти месяцев общение с взрослыми носит более деловой характер, не только эмоциональный. Малыш стремится познавать мир и просит помощи у близких – показать, достать. Необходимо в меру безопасности давать ребёнку информацию для освоения предметов окружающего мира. Можно оставить на нижних полках книги, кастрюли, которые можно изучать. А медикаменты, косметику и другое, нежелательное для ребёнка, убрать подальше.
  10. Совместные игры, малыш после полугода сам призывает взрослого к подобным занятиям – протягивает игрушки, показывает на любимые, важно дать информацию – как играть, назначения предметов, способы использования. Всё это необходимо для дальнейшего успешного развития.развитие интеллекта ребёнка
  11. Развитие интеллекта до года проходит успешно при наличии предпосылок для коммуникации – во втором полугодии расширяется круг общения малыша, необходимо чтобы он контактировал с разными людьми – бабушки, дедушки, друзья, кумовья. При этом дети приспосабливаются к разной манере поведения, настраиваются на волну общения, узнавая особенности, предпочтения окружающих. На данном этапе закладываются основы успешного общения в будущем. Важно вовремя научиться сотрудничать с другими людьми.
  12. Познание мира, развитие младенца во многом определяется его эмоциональным состоянием, наличием поддержки, уверенности, помогает справляться со сложными ситуациями, новыми задачами, играми.
  13. Развитие памяти – тренировка памяти проводится путём специальных игр на запоминание. Например, прячем предметы, проверяем, как запомнил ребёнок – в какой руке нужная “зайка или мишка”. Таким образом, тренируется зрительная память, причём ребёнок склонен запоминать вещи на эмоциях, если что-то связано с игрой, приятными воспоминаниями, то узнаётся лучше.
  14. Позволяйте малышу познавать мир различным образом – на ощупь, на запах, на вкус. При желании всё пробовать на зуб в особые периоды, когда режутся зубы, лучше определить игрушки, подходящие для этого, специальные зубогрызки.
  15. Важно, чтобы игрушки были разной формы, цвета, удобные для игр и помогающие развитию. Всегда показывайте на примере, как правильно играть, учите вращать колёсики, разбирать матрёшек, складывать домики.
  16. Развитие интеллекта до года возможно, если следить за ребёнком, его интересами, использовать их для развивающих игр. Помогут водные игрушки для полезного времяпровождения в ванной, специальные краски, конструкторы и разрезанные на части фрукты для понимания целого и частей. В ходе развития ребёнка можно использовать как модные игрушки, так и окружающие предметы, ведь они вызывают всегда огромный интерес. Всё, что используют взрослые, нужно и ребёнку, можно давать безопасные предметы – ложки, кастрюли и другое.
Читайте также:  Что такое речевое развитие ребенка и его этапы

Итак, успешное развитие интеллекта у грудничков возможно при наличии таких факторов: поддержка и любовь близких людей, простор для познания мира, проявления фантазии творчества, совместные игры и разнообразие обстановки. Задача родителей – помогать ребёнку познавать мир, рассказывать, показывать, объяснять, желательно в игровой форме. Общение незаменимо для формирования речи, а чтение – для грамотности.

Полезные советы для развития интеллекта у детей

Развитие интеллекта младенца, с какого возраста начинается развитие умственных способностей, учёные и философы считают, что стоит начинать ещё до рождения. Так есть притча, когда мудрецу принесли дитя, и было ему 3 дня, спросив, как лучше его развивать, а мудрец сказал: поздно, вы потеряли уже много времени. Конечно, это преувеличение, но есть и доля правды. Забываем, что ребёнок проживает ещё 9 месяцев до рождения, и они также важны.

Психологи и специалисты советуют родителям следующее

  • для полноценного развития ребёнку до рождения необходимо чувствовать любовь, желанность его появления, положительные импульсы, полезно слушать красивую, желательно, классическую музыку, полноценно питаться;
  • в первые дни и месяцы ребёнку необходимо понимание безопасности, защиты, внимания со стороны близких, только тогда он сможет хорошо развиваться.
  • хвалите и оказывайте поддержку, каждое новое достижение – это большой успех для малыша, его первые победы;
  • позволяйте ребёнку научиться самостоятельно преодолевать определённые сложности, конечно, мы помогаем детям, но только на собственном опыте смогут приобрести навыки жизни. Вспоминается история про бабочку, которой помогли выйти из кокона, но летать она не смогла, так как была слабой, природой заложено необходимость окрепнуть и самостоятельно выйти из кокона;
  • физическая активность и интеллектуальное развитие неразрывно связаны, очень полезны прогулки на свежем воздухе, особенно в парках, где много кислорода, ведь он необходим для мозговой активности;
  • для развития творчества – малышу нужно давать свободу, пусть сам попробует строить, исследовать игрушки, в меру безопасности, конечно. Есть наборы для рисования и лепки для самых маленьких, мини музыкальные инструменты, простые конструкторы;развитие интеллекта у грудничков
  • минимизируйте, а лучше исключите, на ранних этапах развития телевидение и игры на компьютере, так как они ведут к нарушению представления о реальном мире, всё нужно познавать постепенно;
  • для ребёнка главное – процесс игры, а не стоимость игрушек, а участие взрослого добавляет интерес вдвойне, ведь учатся жить, перенимая опыт;
  • старайтесь обеспечить детям спокойный и регулярный сон, лучше укладывать ребёнка примерно в одно время, вырабатывая режим сна и отдыха.

Развитие интеллекта до года очень связано с общением, эмоциональным контактом, особенно первые полгода жизни, позже необходимы в большей степени помощь, передача опыта, знаний.

Развитие эмоционального интеллекта у детей

Есть ещё одна очень важная грань развития личности – умение понимать себя, свои чувства, эмоции, строить отношения с окружающим миром. Развитие эмоционального интеллекта у детей – это система методик, способствующая развитию таких знаний и пониманий. Как часто не только дети, но и взрослые не умеют справляться со своими эмоциями, впадают в отчаяние, а бывает – и в затяжные депрессии. Оказывается все эти моменты регуляции эмоций закладываются ещё в детские годы.

Современные методики считают, что эмоции нужно не исключать силой воли, а подружиться с ними, понять и трансформировать в нужном направлении. Как научиться принимать эмоции?

Существует простой алгоритм работы с эмоциями, которому стоит научить детей

  1. Осознать, что есть эмоция
  2. Воспринять, её пережить
  3. Разобраться в причинах появления
  4. Попытаться сформулировать мысль.

Конечно, для того, чтобы дети понимали эмоции, нужен пример родителей. Стоит чаще объяснять такие вопросы. Например: “Я очень рада, что ты научился говорить первые слова, это классно, молодец”, “Мне грустно, когда ты не понимаешь меня, не хочешь слушать” (это позже по возрасту).

Полезно, читая сказки, обращать внимание на эмоции героев, их состояние: страшно, весело, грустно – почему? Разыгрывайте ролевые спектакли, позволяя со временем детям учиться понимать эмоции. Можете выражать мимически эмоции, читать интересные и увлекательные рассказы. Так, для детей есть книга “Монсики, что такое эмоции, как с ними дружить”.

Позже дети смогут находить причины своей радости, грусти, счастья. Естественно, что эмоциональный комфорт очень важен в процессе обучения, если предмет или спортивные занятия не несут радости, то зачем заставлять ребёнка, нужно соотносить свои желания и интересы детей. Попробовать можно, чтобы понять, что подойдёт в большей степени.

Более сложной задачей в будущем будет для детей понять, какие чувства и эмоции помогают в жизни, какие мешают и как переходить из одного состояния в другое. Таким методикам можно обучиться в возрасте постарше, а в самом младшем работает стратегия переключения внимания. Когда малыш расстроен из-за одной причины, может увлечься другим процессом – яркой игрушкой, песней.

Осознанное эмоциональное переключение возможно, когда человек понимает, какая эмоция идёт сейчас на пользу, какая – вредит. Например, я злюсь – это плохо, у меня портится настроение, и не хочется ничего делать. А может, этот вопрос не стоит такого внимания, что ещё хорошего есть вокруг. Заняться любимым делом, напевать песню, включить весёлую музыку, мультик, что обычно помогает?

У каждого человека есть свои способы поднять настроение, главное – не впадать в глубокую депрессию, тогда сложнее преодолеть эмоциональный спад. Нужно учиться вовремя контролировать эмоции как взрослым, так и детям. Мамам тоже бывает сложно, когда много забот, а тут ещё бесконечные вопросы – покормить, переодеть, вывести на прогулку. Какое развитие?

Берём себя в руки – глубокое дыхание, расставляем приоритеты, домашние дела могут подождать, полезно отвлечься, позволить себе поиграть с малышом, почитать сказки, а заодно и поразвивать. Ведь какое удовольствие проводить время с любимым ребёнком, наблюдать его реакции, первые слова, достижения!

Читайте также:  Психологическое развитие ребенка в норме и его психологическая оценка

развитие интеллекта

Способы стимулирования интеллекта при задержках в развитии

Развитие интеллекта до года может быть сопряжено с трудностями, если младенец медленно обучается и мало интересуется окружающим миром, не проявляет любознательность. Обычно медленное умственное развитие связано с поражением центральной нервной системы, недостаточно развитой корой головного мозга. Такой диагноз ставят неврологи и назначают специальное лечение.

Необходимо следить за развитием ребёнка и в случае наличия отставания в умственных и физических процессах – позже сидят, ходят, говорят, обращаться к специалистам на консультацию. Всё можно корректировать при своевременном принятии мер. Если ребёнок ведёт себя пассивно, мало интересуется игрушками, не возникает “комплекс оживления” при появлении взрослых, то это тревожные признаки.

Такие дети малоактивны, с трудом идут на контакт с чужими людьми (друзья, гости), отстают в переходе на жестовую форму общения и сотрудничество со взрослыми. Меньше развиты хватательные способности, позже появляются звуки – гуление и задерживается предречевое развитие. Всё это сказывается и на психическом развитии.

Развитие интеллекта до года для детей с задержками развития производится по специальным программам при неврологических диспансерах и других медицинских учреждениях. Такие программы включают комплекс мероприятий – воздействие на физическое и умственное развитие путём процедуры электротока, массажа (при задержке сидения, ходьбы), занятия с логопедом для стимуляции речи, лечебная гимнастика для укрепления мышц, занятия с психологом по системе Монтесори (развитие моторики при помощи специальных игрушек), могут назначаться и стимулирующие развитие препараты.

Известны ситуации, когда ребёнок начинает ходить уже ближе к 2-м годам уверенно, после прохождения курса массажа, а речь появляется после трёх лет после усиленных занятий с логопедом. При наличии симптомов задержки развития не стоит опускать руки, а искать специалистов, которые помогут в данных вопросах.

Есть 2 крайности – одни родители считают, что всё наладится и должно идти своим чередом, другие – слишком переживают, перестраховываются. Да, бывают незначительные отклонения от нормы, однако посоветоваться с неврологами не помещает, если есть подозрения по срокам развития. Чем раньше начать процедуры стимуляции развития, тем лучше, вернуть время сложно.

Основные рекомендации родителям

  • Запастись терпением и принимать меры для стимуляции развития;
  • Постоянно общаться с ребёнком, стараться вызвать интерес к окружающему миру;
  • При наличии проблем с речью искать хороших логопедов, они могут не только ставить звуки, но и помогать разговориться;
  • Заниматься с ребёнком играми, развивающими моторику – пирамидки, кубики, лепка, очень важно делать что-то руками, есть прямая взаимосвязь развития моторики с развитием мозга;
  • Для всестороннего развития рекомендуют плаванье и бассейн, сейчас есть специальные группы для малышей в сопровождении мам. Плаванье стимулирует ощущения, укрепляет мышцы, двигательную активность;
  • Регулярно наблюдайтесь у хорошего специалиста (невролога), он поможет отслеживать процесс развития, даст подсказки, советы, проведёт нужные обследования.

Важный момент – у детей с поражением центральной нервной системы может быть очень плохой сон, это тоже признак нарушений в организме, не стоит мучаться от постоянных недосыпов, лучше задать вопрос специалистам – помочь себе и ребёнку. В данном случае доктора – наши друзья, и осознав потребность в помощи, можно значительно улучшить ситуацию.

Как понимаем, развитие интеллекта до года – это необходимый и важный этап, чем раньше начать развивать ребёнка, тем более высокий будет результат. Возможно, часть родителей даже не отдаёт себе отчет, что, играя и читая, развивают интеллект ребёнка, а кто-то ищет специальные методики, игры. Хорошо всё в комплексе, при этом человеческий фактор находится на первом месте. Только родители могут научить ребёнка необходимым вещам, открыть прекрасный и удивительный мир для своего ребёнка!

Всем желаю успехов в развитии детей! У каждого есть таланты, нужно лишь заметить и помочь!

Источник

Тема 2. Развитие ребенка в младенчестве

1. Физическое развитие младенца.

2. Психическое развитие в младенчестве.

1. Физическое развитие младенца

Хронологические рамки (возрастные границы): 1,5 – 2 месяца – 1 год.

Социальная ситуация. Биологическая беспомощность младенца, полная зависимость в удовлетворении  потребностей от взрослых. Младенец лишен основного средства социального общения – речи.

Социальная ситуация связанности ребенка с взрослым. Л. С. Выготский назвал ее социальной ситуацией «МЫ». Жизнь и поведение опосредуется или реализуется в сотрудничестве с взрослым.

Физическое развитие. Интенсивный рост (увеличивается в 1,5 –2 раза). Начинает интенсивно и успешно двигаться.  Движения младенца сложны и связаны с целостным восприятием, объединяющим ощущение. 1 месяц – поднимает подбородок. 2 месяца – поднимает грудь. 3 месяца – тянется за предметом, но, как правило, промахивается. 4 месяца – сидит с поддержкой. 5-6 месяцев – хватает рукой предметы. 7 месяцев – сидит без посторонней помощи. 8 месяцев – садится без посторонней помощи. 9 месяцев – стоит с поддержкой, ползает на животе. 10 месяцев – ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками. 11 месяцев – стоит без поддержки. 12 месяцев – ходит, держась одной рукой.

2. Психическое развитие в младенчестве

Ведущая деятельность. Эмоциональное общение со взрослым – ведущая деятельность младенца первого полугодия жизни, в котором происходит психологическое развитие ребенка и возникают новые формы деятельности. Общение проходит следующие стадии: непосредственное общение (общение ради общения); общение по поводу предметов; общение как совместная деятельность.

К 4-5 месяцам общение приобретает избирательный характер. Средства общения – экспрессивные действия  (улыбка, двигательные реакции).

Ситуативно-личностное общение оказывает огромное влияние на психическое развитие младенца:

– благодаря субъектному, личностному отношению взрослого младенец начинает выделять самого себя как отдельного субъекта общения.

– к концу первого полугодия формируются аффективно- личностные связи с близкими взрослыми.

Эмоциональное общение со взрослым стимулирует познавательную активность младенца, направленную на окружающие предметы.

Читайте также:  Как влияет привязанность на развитие ребенка

Психическое развитие. Ощущение, восприятие. На втором  месяце появляется и совершенствуется зрительное сосредоточение. К 3 месяцам его продолжительность достигает 7 – 8 секунд. Со 2 месяца отмечается способность к различению простейших цветов. На 3-4 месяце  наблюдается восприятие формы предметов (большое внимание проявляет к изогнутым предметам). Слуховые и зрительные способности не отличаются от таковых у взрослых.

Ребенок может длительно сосредотачиваться при разглядывании, правильно связывает слуховые и зрительные впечатления. Активно развивается пространственное восприятие.

В 4 месяца ребенок не просто видит, а смотрит. С 6 месяцев наблюдается активный интерес к цвету (при сенсорном голоде может развиться синдром «белого потолка»). К 8 – 10 месяцам за меняющимися впечатлениями ребенок начинает воспринимать предметы как нечто существующее в пространстве. Впечатления превращаются в образы восприятия.

Внимание Первоначально выступает как реакция сосредоточения. Влечет за собой развитие познавательного отношения к окружающему. Появления внимания способствует зарождению более сложных форм поведения и деятельности

Память. Проявляется в форме запечатления и узнавания. Из явлений памяти первым проявляется узнавание (после3-4 месяцев ребенок узнает лицо матери в любое время дня).

Появляется ассоциативная память. После 8 месяцев появляется воспроизведение. Функционирует «внутри» ощущений и восприятий.

Сначала развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу года складываются предпосылки для развития словесной памяти.

Мышление. Развитие сенсорных и двигательных процессов является основой для проявления первоначальных форм наглядно-действенного мышления. К концу 1 года появляются первые признаки сенсомоторного интеллекта. Появление наглядно-действенного интеллекта, критерием которого служит использование одних действий в качестве средства для достижения других.

Речь. Возникает внимание к речи взрослого. В возрасте 1,5 до 4 месяцев выделяются короткие звуки, носящие характер спокойного повествования – гукание. В первом полугодии формируется речевой слух, при этом сам ребенок издает звуки – гуление.

К шести – семи месяцам средства и формы диалога уже значительно усложняются. Даже плач малыша приобретает множество не существовавших в первые дни оттенков. Плач от страха и плач от дискомфорта также отличаются, как плач-призыв и плач-сочувствие. Во втором полугодии ребенок произносит звуковые сочетания – лепет. К концу 1 года понимает 10-20 слов и реагирует на них и сам произносит одно или несколько слов. Складывается автономная речь.

Развивается инициативное употребление осмысленных слов. Устанавливается связь между названием предмета и самим предметом.

Эмоциональное развитие. На 2-м месяце начинает узнавать маму. Проявляется в «комплексе оживления» ‑ эмоционально-положительной сенсомоторной реакции ребенка на близкого (замирание, сосредоточение, улыбка, гуление). Это свидетельствует о появлении первой социальной потребности ‑  потребности в общении.

В 3-4 месяца у ребенка проявляются эмоциональные состояния: удивление, тревожность (при физическом дискомфорте), расслабление при удовлетворении потребности. Улыбается знакомым, но теряется при виде незнакомого. Улыбка, выражающая положительные эмоции, появляется позднее, чем крик. В 7-8 беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Между 7-11 месяцами появляется «страх расставания» ‑ грусть или испуг при исчезновении мамы. Плач – выражение всякого рода страданий.

Новообразования. Формирование автономной речи. Ходьба – одно из основных новообразований младенческого возраста, знаменующих собой разрыв старой ситуации развития. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы», теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет.

Л.И. Божович считает, что новообразованием выступают мотивирующие представления, всплывающие в памяти ребенка аффективно заряженные образы предметов, на которых «кристаллизовались» его потребности.

Кризис. Кризис первого года (всплеск самостоятельности и отсутствие условий ее удовлетворения – аффективные реакции).

Происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы» за счет развития ходьбы. Происходит установление новых взаимоотношений с родителями и с ребенком.

Кризис 1 года характеризуется освоением речевого действия. Кризис проявляется в аффективности.

Л.С. Выготский говорил, что симптом кризиса проявляется в гипобулических реакциях, протекающих по типу эмоционального взрыва (ребенок требует желаемого и наталкивается на сопротивление взрослых, он разочарован, как результат ‑ аффективное поведение).

Задания для самостоятельной работы

        1. Познакомьтесь с современными исследованиями по следующим источникам:

1. Царегородцева Л.М. Психологические условия организации контактов младенцев в доме ребенка // Вопросы психологии. ‑  №6. ‑ 1987. – С. 84

2. Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца // Вопросы психологии. ‑ №6. ‑ 1994. – С. 16

3. Смирнова Е.О., Рошка Г.Н. Роль общения со взрослыми в развитии предметно – манипулятивной деятельности ребенка на 1 году жизни // Вопросы психологии. – 1987. ‑ №3. ‑ С. 57.

4. Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии. – 1988. ‑ №2. ‑ С. 123.

5. Сергиенко Е.А., Дозорцева А.В. Соотношение восприятия и действия в младенческом возрасте // Психологический журнал. – 2000. ‑ №5. ‑ С. 23.

6. Ляксо Е.Е., Челибанова О.В., Галунов В.И. Акустические характеристики материнской речи, адресованной младенцам второго полугодия жизни // Психологический журнал. – 2003. ‑ №5. – С. 58.

        2. Дайте ответы на следующие вопросы.

1. Какое влияние оказывают действия с предметами на психическое развитие младенца. Приведите примеры. Обоснуйте ответ.

2. Что способствует появлению основных психологических новообразований к концу первого года жизни?

3. С чего начинается психическая жизнь ребенка?

Список рекомендуемой литературы

  1. Кулагина И.Ю., В.Н. Колюцкий. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития. – М., 2001.
  2. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Глава VII. Концепция Д. Б. Эльконина. Период раннего детства. ‑ М., 1996.
  3. Смирнова Е.О. Психология ребенка. Учебник для педагогических вузов и училищ. – Москва: Издательство «Школа-Пресс»,1997.
  4. Шапаваленко И. В. Возрастная психология. ‑ М., ‑ 2004.
  5. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. ‑ М., ‑ 2003.
  6. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное. пособие для студ. вузов. ‑ М.: Издательский центр «Академия», 1999.

Источник