Интеллектуальное развитие ребенка в комплексной индивидуальной программе

Интеллектуальное развитие ребенка в комплексной индивидуальной программе thumbnail

комплексное развитие ребенкаДавайте представим себе такую ситуацию: родители решили изучить самые известные методики раннего развития и выбрать для занятий со своим ребенком оптимальный вариант. Вполне возможно, что они их разочаруют:

̶ Зачем столько математики, ведь мы мечтаем сделать из нашего малыша музыканта?

Или:

̶ Ну вот еще! К чему эти куклы и цветочки? Наш сын будет великим программистом (инженером, ученым, экономистом).

Что это значит? Такие папы и мамы изначально выбирают одно приоритетное направление развития своего чада. И невдомек им, что они могут повторить уже известные ошибки мировой и отечественной педагогики. А жизнь и наука доказывают: только комплексный подход к обучению и воспитанию детей сделает из них гармонично развитые личности. Только всесторонне подкованные люди становятся успешными в современном обществе.

Комплексное развитие  ̶  это комплекс чего?

комплексное развитие в раннем возрастеПрежде всего, давайте дадим определение термину «комплекс». Это связь, если перевести с латинского. Связь чего, если речь идет о раннем развитии детей? Это совокупность методов, приемов, подходов, целью которых является единое целое: образованный, воспитанный ребенок, который умеет и любит быстро овладевать новыми знаниями, умениями и навыками.

Кто-то удивится, но даже в советское время задачей общества было воспитание всесторонне развитой личности в интеллектуальной, духовной, физической, трудовой и эстетической сферах.

И ничего не изменилось с той поры! Вот только время с его разросшимися информационными источниками, стремительно усложняющимися технологиями всё настойчивее требует человека, имеющего знания во всех областях.

Многие родители уверены, что комплексное развитие ребенка в раннем возрасте необходимо для успешной учебы в школе. Но вспомним, что на эту тему говорил известный детский психолог Л. А. Венгер: «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

А научиться «всему этому» и возможно только, получая жизненные навыки в комплексе.

Педагоги всех времен отлично понимают свою задачу. Если рассмотреть отдельные известные методики раннего развития, то каждая из них обязательно включает в себя развитие комплекса целой системы возможностей мозга ребенка от 3-4 мес. до 6-7 лет.

Комплексный подход к раннему развитию детей: варианты и нюансы

комплексное развитие детейПапы и мамы, зараженные идеей раннего развития малыша, в первую очередь обращают свое внимание на методики Монтесорри, вальдофскую педагогику, идеи Масау Ибуки, методики Никитиных и Зайцева, подход Глена Домана. Среди соотечественников набирает обороты ранее развитие по методу Домана-Маниченко: результативность-то налицо!

Заметьте: далеко не каждый из этих умнейших людей развивает все стороны личности ребенка. Поэтому редко их методики в наше время используются в чистом виде. Судите сами!

Монтесорри делает акцент на интеллектуальном развитии через тактильные ощущения, знание расположения предметов в порядке убывания (или возрастания) его характеристики и т. д. Поразительные результаты в развитии мыслительных процессов, самостоятельности, любознательности! Но в физическом плане и умении мыслить творчески такие дети проигрывают.

Вальдорфская педагогика довольно широко подходит к разностороннему развитию: здесь формирование и эстетической, и физической, и трудовой сторон личности. Но интеллектуальное развитие малышей методика откладывает на более поздний возраст: 12 лет. Не поздно ли? «Поздно», ̶ говорят реалии сегодняшнего дня.

Масару Ибука призывает к высокой интенсивности занятий, начиная с 2-3 месячного возраста малышей. Но дает им полную свободу действий по принципу «можно всё», начиная с года. Для всех ли культур приемлем такой подход?

Супруги Никитины одни из первых огромное внимание уделили здоровью ребенка. По их мнению, регулярные упражнения, строгая диета, хождение босиком по морозу, специальный массаж ̶ ключи к развитию интеллекта. А умственный уровень их учеников ̶ феноменальный. Это результат совместных с родителями решения головоломок для развития образного мышления и логики. Недостатки методики ̶ недостаточное внимание формированию эстетического вкуса, творческих способностей.

Н. А. Зайцев  ̶  пример успешного обучения малышей чтению, счету, иностранным языкам. Творчество и физическое воспитание здесь также остаются в стороне.

Вот и получается, что самый лучший вариант  ̶  мудро комбинировать разные подходы к раннему развитию ребенка. А ещё лучше ̶ использовать уже проверенные годами методики, где дети развиваются всесторонне.

Плюсы комплексного развития

Так в чем же состоит преимущество комплексного подхода к образованию и воспитанию малышей?

  • Ребенок становится разносторонней, гармонично развитой личностью.

С таким человеком интересно общаться, а ему, в свою очередь, интересен весь мир во всех его проявлениях.

  • Способности ребенка в будущем могут найти реализацию в разных областях.
Читайте также:  Рекомендации по развитию умственно отсталого ребенка

Это условие личного удовлетворения своей жизнью и достижения успехов в разных профессиональных сферах.

  • Упрощается поиск склонностей и особых талантов ребенка.

Пробуя свои силы в разных сферах, малыш обнаруживает интерес к отдельным из них и имеет возможность развивать свои способности.

  • Укрепляется семья, её жизнь становится более разнообразной.

Ведь все её члены объединены одной идеей: обучая малыша  ̶  познавать мир вместе с ним, лучше узнавать друг друга.

Организовать комплексное развитие ребенка  ̶  просто?

комплексное развитие способностей у детейС одной стороны  ̶  да. В России активно пропагандируется и успешно работает масса давно известных в мире методик раннего развития. Хорошо зарекомендовали себя и авторские программы, которые менее известны, но имеют очень впечатляющие результаты. Это готовые методики, имеющие в своем портфолио:

  • доступную аргументацию принципов раннего развития в рамках методики;
  • ̶

  • подробное описание технологии занятий ребенка с педагогами и родителями;
  • ̶

  • готовый методический комплекс с наглядностью: печатными и электронными пособиями, карточками, раздаточным материалом.

Полностью разработанные дидактические комплекты экономят время взрослых, помогают без затруднений разобраться в основах методики.

Многие программы дают возможность, а зачастую даже рекомендуют изготовление дидактического материала своими руками. Это не только удешевляет расходы родителей, но и сближает их со своими детьми и развивает у малышей и тактильные навыки, и творческие способности, и логическое мышление, и трудовые навыки.

Организовать комплексное развитие ребенка непросто для тех родителей, кто не готов тратить время и усилия для занятий с малышом. Кто не способен выполнять требования методики. Кому чужды понятия постоянного самообразования, организованности и систематичности.

Есть ли идеальные комплексы раннего развития детей?

Идеально то, что подходит к конкретному ребенку и конкретным родителям с их характерами, темпераментами, увлечениями. Между тем примером высоких результатов раннего развития малышей может служить методика Домана-Маниченко. Это наглядный образец комплексного подхода к обучению и воспитанию ребенка «с пеленок».

«Программа Развития Интеллекта» по данной методике  ̶  единственная в России, предлагающая комплекс программ для всестороннего развития малыша.

  • Обучение чтению и развитие речи ̶ есть.
  • Обучение математике (счет, операции с числами, геометрические понятия)  ̶  есть.
  • Обучение английскому языку  ̶  есть.
  • Развитие творчества, художественного вкуса  ̶  есть.
  • Физическое развитие – есть.

А. Маниченко значительно усовершенствовал методику Домана, уделив огромное внимание именно комплексному развитию всех возможностей ребенка.

Вообще, каким бы ни было комплексное развитие детей, важно ̶ не убить в ребенке желание учиться, познавать новое и стремиться покорять самые сложные вершины. Тогда и станет он яркой индивидуальностью. Тогда и сможет он стать успешным и изменить наш мир к лучшему.

Источник

Юлия Калениченко
Рабочая программа «Умка». Интеллектуальное развитие детей

Оглавление

Пояснительная записка 3

Цели программы: 5

Задачи программы: 5

Принципы реализации программы 6

Способ организации 6

Методы проведения обучения 6

Условия реализации программы: 7

Ожидаемые результаты: 7

Диагностика. 7

Вторая младшая группа. 8

Учебно-тематический план. На 1 год / 36 часов 8

Средняя группа. Учебно-тематический план. На 1 год / 36 часов 11

Старшая группа. 14

Учебно-тематический план. На 1 год / 36 часов 14

Методическое обеспечение: 18

Пояснительная записка

Интеллектуальное развитие детей направленно на развитие умственных способностей ребенка в процессе различных дошкольных видов деятельности, в основном – в увлекательной игровой.

О наших детях можно говорить много самых замечательных слов. Они как первооткрыватели, идут, открытой для них дорогой знаний, в поисках сокровища, известного только им. А выбрать правильный путь смогут лишь те, у кого пытливый ум, чистая душа, благодатные помыслы, те, кто стремится шагать в ногу со временем. Для таких ребят всегда открыты кружка двери «Умка».

Ключевой формой работы с детьми в детском саду комбинированного вида №11 «Росинка» является использование различных развивающих игр, которые способствуют развитию всех психических процессов и качеств, необходимых будущему успешному школьнику.

Одна из важных задач этого кружка воспитания маленького ребенка – развитие его умственных способностей, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. Развитие начал логического мышления относится к числу важнейших задач, которые стоят при подготовке ребенка к поступлению в школу и последующему обучению. Ребенок с достаточно высоким уровнем развития логического мышления не будет испытывать затруднения в ходе освоения более абстрактного учебного содержания, более успешно устанавливает связи, зависимости, закономерности, не просто запоминает, а понимает содержание, что позволит ему более успешно осваивать учебный материал.

Читайте также:  Развитие слухового восприятия ребенка с нарушением слуха происходит

Интеллектуальное развитие наших воспитанников включает в себя комплексное развитие сенсорных способностей (восприятие, познавательных когнитивных способностей (мышление) и творческих креативных способностей (воображение) с учетом возрастных особенностей психического развития ребенка.

Успешному интеллектуальному развитию детей способствует последовательная организация опытно-экспериментальной деятельности ребенка, как индивидуально, так и в группе. С раннего возраста дети знакомятся с объектами живой и неживой природы, учатся делать правильные умозаключения, вдумчиво устанавливать причинно-следственные связи процессов и явлений, логически рассуждать, связно и убедительно излагать свои мысли.

Дети занимаются 1 раз в неделю, занятия включают 2 игры. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.

Цель программы:

1. Развитие зрительного восприятия (величина, форма).

2. Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, развитие умения пользоваться фразовой речью при ответах на вопросы).

3. Развитие мышления, навыков конструирования по образцу.

4. Развитие внимания и памяти.

5. Развитие зрительной и слуховой памяти.

Задачи программы:

Образовательные задачи:

1. Способствовать развитию умственных способностей ребенка старшего дошкольного возраста.

2. Формировать мыслительные умения.

Развивающие задачи:

1. Развитие начал логического мышления.

2. Развитие мелкой моторики ребенка дошкольного возраста.

Воспитательные задачи:

1. Совершенствование навыков общения.

2. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

3. Воспитание нравственно-волевых качеств.

Принципы реализации программы

– принцип развивающего обучения, направленный на всестороннее развитие личности и индивидуальности ребёнка;

– принцип интеграции образовательных областей (познание, коммуникация, социализация) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;

– принцип комплексно – тематического построения воспитательно – образовательного процесса;

– принцип связи обучения с жизнью, практикой, предусматривающий решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной экспериментальной деятельности ребёнка;

– принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей;

– принцип наглядности, единства конкретного и абстрактного, репродуктивного и продуктивного, как выражение комплексного подхода.

Программа рассчитана на 3 года, 108 часов, занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Длительность занятий:

Младший возраст – 15-20 мин

Средний возраст – 20-25 мин

Старший возраст – 25 – 30 мин

С учётом предусмотренного учебного плана.

Способ организации

Способ организации детей в процессе дополнительного образования зависит от поставленной цели и задач воспитательно – образовательной деятельности. Используются три основных способа организации детей: фронтальный, групповой и индивидуальный.

Наиболее часто встречающаяся рекомендация – проводить занятия групповым методом по 10-12 человек. На наш взгляд, дифференцированный подход принесет более высокие результаты.

Методы проведения обучения

– игровой

– самостоятельной экспериментальной деятельности

– совместной деятельности педагога с детьми

Условия реализации программы:

Дидактические игры, логические блоки «Дьенеша», счётный материал, наглядный материал, индивидуальные тетради.

Ожидаемые результаты: 1. Повышение интеллектуального уровня развития детей.

2. Умение анализировать.

3. Формирование абстрактного мышления.

4. Подготовка руки к письму.

5. Успешное обучение в школе.

Диагностика.

Проводится 2 раза в год: в начале (октябрь) и в конце обучения (апрель) .

Старшая группа.

Учебно-тематический план. На 1 год / 36 часов

сентябрь 1. Адаптационный период.

2. Диагностика.

3. Занятие. Цель: развивать умение решать простые логические задачи; комбинировать и составлять ряды предметов; развивать зрительное внимание, мышление, навыки конструирования по образцу. (см. конспект).

4. Игра: «Художники». (Блоки Дьенеша). Цель: продолжать учить соотносить картинки с блоками; развивать мелкую моторику рук.

октябрь 5. Занятие 1. Цель: развитие зрительного восприятия; развитие мышления и речи; внимания и памяти; мелкой моторики рук. Совершенствование навыков общения. (Шарохина стр. 7)

6. Занятие 3. Цель: учить детей использовать заданные заместители предметов и располагать их в пространстве в соответствии с расположением заместителей. (Гаврилина «30 занятий для успешного развития ребенка» – тетрадь).

7. Занятие-игра: «Заполни квадрат». Цель: учить упорядочивать объекты по внешним признакам. Продолжать учить находить закономерность и выбирать недостающий рисунок. (Гаврилина «30 занятий для успешного развития ребенка» – тетрадь № 4).

8. Занятие-упражнение: «Что пропало?» (с использованием блоков Дьенеша) Цель: развивать внимание, долговременную и кратковременную память.

ноябрь 9. Занятие №2. Цель: развивать зрительное восприятие (цвет, форма, величина); развивать мышление и речь; целенаправленное внимание. (Шарохина стр. 11)

9. Занятие-игра: «Логическая цепочка. Веселый поезд». Цель: учить устанавливать последовательные взаимосвязи; учить обнаруживать нарушения в заданных закономерностях. (См. конспект)

10. Занятие №7. Цель: учить детей находить сходство в предметах; закреплять умение находить предметы по одному признаку; упражнять детей в составлении целого из частей. (Гаврилина «30 занятий для успешного развития ребенка» – тетрадь). Стр. 14

Читайте также:  Семья ребенок как субъект развития реферат

11. Работа с блоками Дьенеша. Упражнения на развитие геометрического мышления. Цель: учить «геометрически мыслить», представлять объемные конфигурации; Учить выявлять закономерности. (Гаврилина «30 занятий для успешного развития ребенка» – тетрадь). №8, стр. 16

декабрь 5. Занятие №3. Цель: развивать слуховое и зрительное восприятие; внимание, наблюдательность; память; общую и мелкую моторику рук; совершенствовать навыки общения. (Шарохина, стр. 16).

6. Занятие-игра: «Логические цепочки. Орнаменты». Цель: продолжать учить находить закономерности и обнаруживать нарушения в заданных закономерностях. (см. конспект)

7. Работа с блоками Дьенеша. Упражнение: «Зеркало». Цель: развивать концентрацию внимания.

8. Занятие №9. Цель: развивать конструктивные навыки, память; учить сравнению. (Гаврилина «30 занятий для успешного развития ребенка» – тетрадь). Стр. 18

Январь 1. Занятие-игра: «Лабиринты». Цель: развивать зрительную память; развивать мышление и речь. (Гаврилина «30 занятий для успешного развития ребенка» – тетрадь). №10, стр. 20.

2. Занятие 4. Цель: развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание и память; развивать двигательные навыки; совершенствовать коммуникативные навыки. (Шарохина стр. 20)

3. Работа с блоками Дьенеша. Упражнение на внимание. Цель: учить на ощупь узнавать предмет.

февраль 5. Занятие № 11. Цель: развивать умение находить предметы с заданными свойствами; учить детей анализировать сложную структуру и воссоздавать ее из элементов. (Гаврилина «30 занятий для успешного развития ребенка» – тетрадь). Стр. 22

6. Занятие №6. Цель: развивать зрительное восприятие, мышление, навыки конструирования по образцу; уточнять представление детей о квадрате; продолжать воспитывать нравственно-волевые качества.

7. Упражнения: «Внимание» (учить на ощупь узнавать какой предмет в руке); «Следопыт» (учить расставлять на карте геометрические тела, учитывая их основания, цвет и объяснять, почему выбор пал на эти формы).

8. Блоки Дьенеша. Игра: «Художники» (продолжать учить соотносить картинки с блоками; развивать мелкую моторику рук).

март 5. Занятие 13. Цель: закреплять умение ориентировать на плоскости; продолжать учить классифицировать множества по двум свойствам: цвет и форма, размер и форма; развивать пространственное воображение (Гаврилина «30 занятий для успешного развития ребенка» – тетрадь). Стр. 26

6. Занятие-упражнение на развитие геометрического мышления. Цель продолжать учить находить закономерности; учить «геометрически» мыслить. (см. конспект) Найди все блоки, как эта». (по цвету, форме, размеру или по цвету и размеру, по цвету и форме, по цвету, форме и размеру).

7. Занятие №7. Цель: развитие зрительного и слухового восприятия; мышления и речи; общей и мелкой моторики. (Шарохина, стр. 31)

8. Игра: «Логические цепочки». (учить находить связь между предметами и явлениями; развивать логическое мышление и связную речь).

апрель 1. Занятие № 13. Цель: продолжать учить находить связь между предметами и явлениями; развивать логическое мышление и связную речь. (Гаврилина «30 занятий для успешного развития ребенка» – тетрадь). Стр. 28

2. Занятие №15. Цель: развивать зрительное восприятие, мышление, навыки конструирования по образцу; уточнять представление детей о квадрате; продолжать воспитывать нравственно-волевые качества. Гаврилина «30 занятий для успешного развития ребенка» – тетрадь). Стр. 30.

3. Работа с блоками Дьенеша. Игра «Запоминай-ка». Цель продолжать развивать память и внимание детей.

4. Занятие. Цель: продолжать учить детей находить отличия в изибражении предметов; закреплять умение выбирать предметы по одному признаку. (см. конспект)

май 1. Занятие. Цель: учить детей сравнивать предметы, отмечая различные признаки;; активизировать и развивать словарный запас; развивать умение пользоваться фразовой речью.

2. Викторина. Цель: обобщить знания детей, полученные за год.

3. Работа с блоками Дьенеша. Игра: «Четвертый лишний» Цель: развивать зрительное и тактильное восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

4. Диагностика.

Методическое обеспечение:

1. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».

2. М. Н. Перова «Дидактические игры и упражнения по математике».

3. Л. А. Венгер «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста».

4. Л. Ф. Тихомирова «Упражнения на каждый день: логика для дошкольников».

5. «Игры и упражнения с логическими блоками» «Обруч» №2 – 01.

6. В. Н. Волчкова «Конспекты занятий во второй младшей группе».

7. В. Л. Шарохина «Коррекционно-развивающие занятия».

8. С. Е. Гаврилина «30 занятий для успешного развития ребенка». (рабочая тетрадь)

9. О. Г. Жукова «Логика. Математика. Конструирование и ИЗО».

Источник