Интеллектуальное развитие ребенка средствами природы

Семинар

«Интеллектуальное развитие детей средствами природы»

Природа окружает ребенка с ранних лет. Песталоцци И.Г. отмечал, что это источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям».

Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К.Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мыслей, четкость и красоту речи, следовательно, развитие речи и мышления идет как единый процесс.

Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в развитии логичности, самостоятельности мышления. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т.е. учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы.

Поэтому тема нашего заседания сегодня «Интеллектуальное развитие детей средствами природы».

А что мы понимаем под интеллектуальным развитием?

Да, интеллектуальное развитие – это развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия речи.

Для того чтобы наша работа была более плодотворной предлагаю провести деловую игру «Экологическая мозаика» и разделиться на команды в соответствии со значками на ваших кругах.

А теперь, пожалуйста, придумайте название вашей команды, нарисуйте ее символ и свяжите все это с экологией.

Какие познавательные процессы сейчас были задействованы?

Каждая игра начинается с разминки. Не будем отступать от правил и мы. (Воспитатель ФИО проводит разминку, задает каждой команде по 2 вопроса).

Экологическая интеллектуальная разминка
В разминке две части, в первой части разминки я загадаю по очереди каждой команде экологические задачи. Как правильно вы найдете ответы на все загадки, так природа вас и оценит.
Экологические задачи.
1 задача.
Красная Шапочка беспокоясь о своей бабушке попросила охотников убить в лесу всех волков. Изменится ли что-нибудь в лесу с исчезновением волков?
Да,  изменится. В лесу разведется столько зайцев, что они съедят всю растительность.
2 задача.
Машеньке, живущей рядом с лесом, надоели комары, и она уничтожила всех комаров. Что будет с лесом?

Пострадают все те, кто питается насекомыми, птицы, лягушки. Если им нечего будет есть, то они погибнут. А если они погибнут, то и деревья погибнут, их съедят личинки, жуки.
3 задача.
В тайге прокладывают трассу, и на пути болото, его решают высушить. Что случится?
Пострадают все животные,  обитающие рядов с болотом. Они останутся без пищи и без дома. Засохнет мох, деревья. И тайга высохнет.

Какие познавательные процессы мы задействовали сейчас?

Важность и своевременность интеллектуального развития детей до 7 лет не подлежит сомнению, т.к. наукой доказано, что наиболее интенсивным периодом развития интеллекта является именно дошкольное детство.

Л.С. Выготский подчеркивал, что основным для воспитания дошкольников является организация его собственного опыта. Первый вид детского опыта – познавательный, когда дети активно усваивают и проживают его: удивляются, пробуют, ошибаются, иногда даже спорят и пытаются доказать. Познавательная активность и направленность ребенка позволяет ему самостоятельно приобретать различные сведения о мире близких вещей, об окружающей природе, о жизни людей, с которыми он постоянно сталкивается. Однако полученные подобным образом знания и представления поверхностны, отрывочны, бессистемны. Поэтому педагогам и родителям необходимо осуществлять сопровождение интеллектуально-познавательного развития, чтобы ребенок овладел способностью анализировать, сопоставлять, устанавливать взаимосвязи, преобразовывать и моделировать.

Прекрасную возможность в этом плане предоставляет окружающая нас природа.

Об  интеллектуальном развитии дошкольников средствами природы нам расскажет воспитатель ФИО.

Еще одним эффективным методом являются речевые задачи.

Задание. Речевая логическая задача.

Одним из эффективных методов работы с детьми является моделирование (применение разнообразных схем, моделей).

Выступление воспитателя ФИО «Моделирование как средство интеллектуально-познавательного развития».

Задание. С моделями.

Физминутка.

Как известно основным видом деятельности детей является игра. Играя, дети учатся, общаются, познают мир.

Опытом развития интеллектуальных способностей детей младшего дошкольного возраста через экологические игры на прогулке поделится, воспитатель ФИО.

Предлагает поиграть в игру.

Задание литературное.

Народная мудрость гласит: «Испокон века книга растит человека». Педагоги, знакомя детей с миром природы, часто и с удовольствием используют произведения художественной литературы. Интересно, помните ли вы их? Предоставляю слово воспитателю ФИО

Воспитатель ФИО раздает листочки с отрывками произведений. Педагоги должны назвать произведение и его автора.

А теперь предлагаю вам немного отдохнуть, музыкальная пауза: воспитатель ФИО предлагает командам вспомнить песни:

– о растениях

– о животных

– об явлениях природы

– о насекомых.

Все участники нашей игры, я уверена, любят петь песни. А вот вспомните ли вы песни о явлениях природы?

А теперь самое сложное задание: задайте вопрос членам других команд по теме нашего семинара.

Существует множество разнообразных игр, заданий, упражнений, основанных на природоведческом материале, которые вы все используете в своей деятельности, которые способствуют в том числе и интеллектуальному развитию детей.

Речевые логические задачи для детей 4—5 лет

Разноцветные кораблики

Пришла я на реку. Сколько разноцветных корабликов сегодня на реке: желтые, красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик, спустится на воду и тотчас поплывет. Много еще прилетит их сегодня, и завтра, и послезавтра. А потом кораблики больше не будут прилетать, и река замерзнет. Расскажите, что это за кораблики и в какое время года они появляются.

Н.Ф. Виноградова

Для кого Виталик оставил рябинку?

Виталик с мамой гуляли по лесу. Виталик увидел куст рябины, усыпанный ягодами, и позвал маму. Вместе они набрали полную корзину ягод. «Мама, а зачем ты на ветках оставила ягоды? Если все собрать, будет полная корзина!»
«Не надо собирать в лесу все грибы и ягоды, надо оставлять немного», — сказала мама и объяснила, почему.
О чем рассказала мама сыну?

Н.Ф. Виноградова

Что ищет медведь?

Посмотрите на косолапого! Едва ворочается. На рыбе да на ягодах летом отъелся, а сейчас по лесу бродит, зверюшек пугает и что-то все ищет, ищет… Что ищет медведь?

И.А. Паничев

Что за зверек?

Этого зверька не поймешь. То спит, то бегает. Проснется, потянется, пощелкает орешков, полакомится сушеными ягодками — и снова в клубочек свернется. Темно, тепло. И нет для него разницы — день или ночь. Что за зверек такой?

И.А. Паничев

Вот что-то белое на полянку выкатилось: уши длинные, глаза раскосые, в стороны смотрят. Скок-поскок и с глаз долой под кусток. Ишь как вздрогнул! Не бойся — это от мороза ветка треснула. Нет, убегает… да еще и следы путает! Кто такой?

И.А. Паничев

Почему убегают оленята?

Когда снег начал таять, у оленей появились маленькие оленята. Оказывается, сначала они совсем слабенькие, бессильные и все время дрожат. Особенно тревожно видеть, как у них дрожат ноги, кажется, вот-вот сломаются, и малыши упадут на снег.
Когда оленята совсем маленькие были, они давали себя погладить по лбу. А теперь только подойдешь к ним — убегают. Почему убегают оленята?

С.М. Олефир

Что здесь произошло?

Однажды в конце апреля лесорубы заметили гнездо с притаившейся в нем кедровкой. Они окружили гнездо, гладили птице перья, угощали ее колбасой и орешками — кедровка даже не шелохнулась.
А вскоре у вырубки летали уже шесть кедровок. Все пестрые, все крикливые. Что здесь произошло?

С.М. Олефир

Что бывает в мае?

На Севере в марте бывает тепло, в апреле солнце с неба уходить не хочет, а в мае… Что бывает в мае?

С.М. Олефир

Речевые логические задачи для детей 5—6 ЛЕТ

Какой месяц на дворе?

Быстро ушло северное лето. Нахмурилось небо, и вдруг вместо ожидаемого дождичка закружились крупные снежинки. Приутих посеревший лес. Последние листочки трепещут от порывов сильного ветра. Не поддается только упрямая ольха, не хочет желтеть. Какой месяц на дворе?

И.А. Паничев

О чем рассказал медведь?

Каждый по-своему готовится к зиме. Прыгает непоседа-белка. Собирает орехи, рассовывает их по дуплам, по древесным щелкам, а если найдет на земле грибок, сорвет его и повесит сушиться на дерево — зимой это очень пригодится. Целый день работает белка и весь день посматривает на соседа-медведя, который с осени стал ленивым, неповоротливым. «Что ты, медведь, совсем разленился? — спрашивает белка. — Почему к зиме не готовишься, еду не запасаешь? Зимой есть нечего будет». Рассмеялся медведь и что-то тихо сказал белке, так тихо, что она и не расслышала. Что медведь сказал белке? Почему засмеялся, услышав ее вопрос?

Н.Ф. Виноградова

Где ночуют птицы?

Многие думают, что гнездо служит птице жилищем. Но когда кто-то говорит, что маленькая или большая птица укрылась от непогоды в своем гнезде, знайте, что это неверно. После выведения птенцов самка покидает гнездо и больше не возвращается в него. Птицы не имеют дома. Где же они ночуют?

И.А. Паничев

Чем питается чайка?

Словно на сторожевой вышке, стоят чайки на камне, высматривают добычу. Желтый клюв, ослепительной белизны грудь. Только спина и крылья светло-серые. Зоркие глаза сразу замечают, чем можно поживиться. Чем питаются чайки?

Кто он,  этот человек?

Шел по тайге человек. Набрел на ручей. Присел около него, внимательно воду разглядывает, пробует на вкус. Очень его заинтересовало: почему это у воды такой рыжий цвет?
Мы с тобой пройдем — ну, ручей и ручей, что в нем особенного? А этому человеку ручей о многом расскажет. Если вода серая — значит, тут плодородная земля, чернозем. А если желтая — то внизу глина. А вот если вода ржавая, рыжего цвета, — то под землей могут быть залежи железа. Кто он, этот человек?

А.Ф. Членов

По учебно-методическому комплекту детского сада «Северячок», г. Магадан

Источник

      Система экологического воспитания с шестилетними детьми позволят решить две задачи: развить начала экологической культуры и одновременно осуществить широкую подготовку их к школе.

     При правильном воспитании у ребенка в шести-семилетнем возрасте формируются начала экологической культуры, которые включают: элементарные экологические знания о природе; чувственные переживания, направленные на объекты природы (познавательный интерес, сопереживание живым существам, эстетическое восприятие красоты природных явлений); практические умения бережного обращения с растениями и животными, входящими в пространство жизнедеятельности ребенка.

    Подготовка детей к школе, в свою очередь, очень важна для шестилетних детей – государством в настоящее время поставлена задача выравнивания стартовых возможностей дошкольников из разных слоев общества, идущих в школу. Понятие готовности детей к школьному обучению, хорошо разработанное психологами, включает интеллектуальную и личностную готовность ребенка к вхождению в новый тип образовательного учреждения и овладению новым видом систематической деятельности – обучением в школе.

    С точки зрения интеллектуальной готовности ребенок к моменту поступления в школу должен иметь достаточный круг представлений о социальных и природных явлениях окружающего мира. У него должно быть развитое восприятие и наглядно-образное мышление, хорошо развитая речь, предполагающая умения связно высказываться, задавать вопросы, слышать и понимать речь окружающих людей. В интеллектуальную готовность школа включает также и ряд навыков: знание букв и слоговое чтение, знание цифр и умение производить простейшие математические операции сложения и вычитания. В настоящее время, как правило, дети к семи годам в хороших условиях воспитания овладевают этими умениями.

    Личностная готовность к обучению в школе подразумевает развитие у ребенка волевых процессов, самостоятельности, коммуникабельности, которые необходимы для его хорошего самочувствия и становления полноценной учебной деятельности – главной деятельности школьного периода. У ребенка должны быть развиты произвольное внимание и произвольная память, он должен уметь сосредоточиться на том или ином предмете, выполнить предлагаемое задание, запомнить правила поведения или выучить стихотворение. Произвольность поведения связана с осознанием долженствования – ребенок должен понять, что, поступление в школу меняет его статус: учиться в школе – это социально значимая обязанность всех людей, достигших семилетнего возраста. При правильной, (главным образом, ненасильственной) подготовке у ребенка сохраняется интерес к познанию окружающего мира, а школа приобретает символ источника этого познания.

   Что приобретают дети в развитии в процессе систематически осуществляемого экологического воспитания в условиях дошкольного учреждения или учреждения дополнительного образования?

    Прежде всего, у них существенно меняется кругозор – формируется широкая «картина мира», которая охватывает представления от ближайшего окружения до Солнечной системы. Этому способствуют элементарные знания о мироздании, включенные в эколого-педагогические технологии работы с детьми шестилетнего возраста. С помощью карты и глобуса дети приобретают географическое «видение» планеты, ее континентов, морей и океанов – в результате формируется первоначально-целостное представление о своей стране, ее местоположении на планете, многообразии природных условий. Дошкольники при этом активно познают природу, приобретают элементарные, но широкие экологические знания, которые составляют стержень экологической культуры и необходимы им для осознанного и правильного взаимодействия с природой. Суть этих знаний одна и та же во всех конкретных случаях: все многообразие живых существ (растения, животные, человек) хорошо себя чувствует в совершенно определенных условиях, к которым оно приспособлено. Неполноценные условия ведут к болезням и гибели. Эта закономерность на конкретном материале прослеживается на протяжении всего учебного года. Приспособленность организмов к среде обитания ярко представлена во внешнем строении и функционировании (поведении у животных), что и делает эту сферу доступной наблюдению и познанию дошкольников.

    Система работы по экологическому воспитанию позволяет интенсивно развивать мышление детей – наглядно-действенное, наглядно-образное, наглядно-схематическое, логическое, т.к. познание природы строится на практических действиях, наглядных образах и словесной интерпретации. В систему работы входит сенсорное познание объектов природы и практическая деятельность – создание и поддержание экологически правильных условий жизни для объектов природы в пространстве ДОУ, а также поиск и сбор предметов природы, создание коллекций, проведение опытов, что и развивает наглядно-действенное мышление.

     Вся система работы строится на наблюдениях за живыми объектами эколого-развивающей среды ДОУ, которые сгруппированы в циклы. Наблюдение, требующее внимания, сосредоточенности (т.е. волевых усилий), формирует образ и представление об объекте природы, а также развивает качества личности, необходимые для обучения в школе. Наблюдения и широкое использование различного наглядного материала, развивают наглядно-образное мышление дошкольников.

      Особую функцию в систематической эколого-педагогической работе со старшими дошкольниками выполняют календари природы, схемы, карты, символы, которые являются также образами, но образами иного типа – не реалистическими, а упрощенными (схематическими). Эти образы, с одной стороны, фиксируют и отражают реально существующие и наблюдаемые детьми явления природы, а, с другой – позволяют смоделировать и представить то, что невозможно охватить взором в натуре. Работа с календарями, картами, глобусом развивает способность детей абстрагиро-ваться от конкретных предметов, развивает наглядно-схематическое мышление, его символическую и обобщающую функции. Следует отметить: практика, используя готовые (производственные) календари, недопонимает развивающего значения календарей, создаваемых самими детьми. Заполняя под руководством воспитателя календари «Сезонные изменения в природе», «Рост и развитие растений», «Подкормка зимующих птиц», дошкольники развивают мыслительную деятельность в трех аспектах:

– учатся использовать значки (символы), соотносить с ними полученные в процессе наблюдений представления; учатся ориентироваться на странице календаря (верх-низ, слева-справа), аккуратно штриховать клетки (дни недели) и рисовать значки;

– создавая последовательно страницы календарей (одну неделю в месяц наблюдая за сезонными явлениями, одни раз в неделю зарисовывая быстро растущее растение), дети выстраивают графические модели длительно и закономерно меняющихся объектов природы. В результате у них формируются не простые, а динамические представления, отражающие последовательную цепочку изменений. Такие представления позволяют осуществлять прогноз – высказывать предположение о возможных дальнейших изменениях;

– календари-модели, созданные детьми, соединенные в ширмы, остаются неизменными (это их принципиально отличает от производственных календарей), что позволяет их многократно и по-разному использовать в педагогическом процессе. Рассматривая календари (страницу за страницей), дети учатся их «прочитывать» – актуализировать образы зафиксированных в них событий.

   Важным аспектом интеллектуального развития является речь, которая сопровождает все формы познания детьми природы: сенсорное обследование объектов неживой природы, растений и животных, наблюдения, труд в природе. Знакомство с новыми объектами и явлениями расширяет словарь (название предметов, их свойств, признаков, качеств, действий); формулирование связей и зависимостей развивает объяснительную речь, основанную на логическом мышлении.

    Большое значение имеют экологические занятия, на которых ведущим и развивающим является словесный метод обучения. На занятиях дети устанавливают связи и зависимости объектов природы, получают обобщенные представления о них.

   Обобщенные представления занимают место, промежуточное между обобщением типа комплекс(Л.С.Выготский) и научным понятием. Они выше, чем первые, и ниже, чем последние. Функции обобщенных представлений в педагогическом процессе умственного воспитания дошкольников — это упорядочивание знаний об однородных явлениях и предметах окружающей действительности, совершенствование наглядно-образного мышления детей и на его основе — первоначальное становление элементов логического мышления. В дидактике детского сада формирование обобщенных представлений становится одним из средств подготовки мышления детей к той интенсивной умственной деятельности, к тому умственному напряжению, которые сопряжены с обучением в школе.

   Обобщенные представления, сформированные на основе ряда наиболее значимых характерных признаков, позволяют ребенку рассматривать каждый предмет в системе его связей с другими предметами, использовать приобретенные знания для самостоятельной продуктивной ориентировки в окружающем природном мире. Это особенно важно, когда необходимо установить степень сходства нового объекта или явления с уже известными.

      На занятии обобщающего типа ставлю цель: выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов и на их основе формирует обобщенное представление. Практика обучения показывает, что обобщения должны строиться на разнообразных конкретных знаниях, систематически приобретаемых детьми на протяжении всего дошкольного возраста, а также получаемых в процессе многократных наблюдений за объектами в природе (знания о многообразии растительного и животного мира, закономерных особенностях роста и развития растений, сезонных явлениях в природе). Имеется также хорошая возможность формировать у детей обобщенные представления о живых существах, проживающих в одинаковых условиях и имеющих сходные приспособительные особенности (быстро плавающие, летающие, роющие, домашние животные, хищники).

    Формирование обобщенных представлений осуществляется в процессе специальной беседы (учебного диалога), стержнем которой является система вопросов. Их специфика состоит в следующем: формулировки носят общий характер, т.к. они охватывают не одно, а ряд конкретных явлений; содержание вопросов направлено на выявление тех существенных и характерных признаков, на основе которых строится обобщенное представление; каждому признаку соответствует специальный вопрос. Важное место в таком диалоге занимает формулировка выводов (заключений) — собственно построение обобщений: частных по каждому значимому признаку и затем общего по комплексу признаков, которое и соответствует обобщенному представлению.

    Формирование обобщенных представлений – это словесный метод работы с детьми, в центре которого – алгоритм построения обобщенного знания в процессе учебного диалога: определенная последовательность вопросов, ответов, выводов. Чтобы алгоритм достиг цели (т.е. чтобы дети усвоили обобщенное знание и в дальнейшем самостоятельно использовали его), необходимо обучение дошкольников процедуре его применения. Вторая часть занятия должна посвящаться анализу новых ситуаций: дети оценивают аналогичные явления с позиций сформированного обобщенного представления – детально по каждому признаку – и делают вывод: относятся они к категории данного обобщения или нет.

     Следует подчеркнуть: обобщенные представления строятся на нескольких (3—4) сходных и значимых для всей группы признаках. Использование одного признака, особенно когда речь идет об исключительных явлениях или объектах природы, выбивающихся из общей закономерности, может привести к неправильным суждениям и выводам малоопытных (в силу возраста) дошкольников.

     Последний акцент в развивающем значении экологического воспитания необходимо сделать на целостной воспитательно-образовательной системе одного учебного года, которая представлена в технологии (книга С.Н.Николаевой «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»). Принципиальное значение имеет психолого-педагогическая компетентность воспитателя подготовительной группы (педагога дополнительного образования), который реализует технологию на практике. Понимание и осознание развивающего значения этой системы, «технологическая дисциплина» в ее реализации (т.е. обязательное проведение всех экологических мероприятий) сделают весь процесс эффективным и высоко результативным.

   В настоящее время разработана еще одна технология (экологическая тетрадь для шестилетних детей), которая позволит осуществить интеллектуально-личностную подготовку дошкольников к школе в процессе индивидуальной работы с ними в условиях ДОУ, дополнительного образования или семьи. Кроме широкого круга знаний об окружающем мире, собственно экологических знаний, которые дети получат, выполняя вместе с взрослым задания каждой страницы, они смогут упражняться в написании и чтении небольших слов-названий, некоторых математических операциях, значимых в плане готовности ребенка к обучению с позиций школы.

Систематическая работа с тетрадью, доведение до конца выполнения всех заданий приучит ребенка к учебной дисциплине, разовьет волевое усилие и самостоятельность – качества, составляющие личностную готовность к обучению в школе.

Источник