Интеллектуальное развитие ребенка средствами музыки

Влияние музыки на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Одна из проблем, интересующая педагогов – это взаимосвязь музыкального и интеллектуального  (умственного) развития дошкольника.  Эта  взаимосвязь  была актуальна ещё в древности. Например,  занятия арифметикой в пифагорской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность.

           Прежде чем стать для ребёнка объектом эстетического восприятия, музыка должна стать для него осознанным и осмысленным объектом. Музыкальный руководитель должен научить ребёнка слушать и слышать музыку, но это возможно только при соединении эмоционального и интеллектуального компонента в восприятии музыкального произведения.

           Познание  дошкольником окружающего мира происходит в двух основных формах – это чувственное познание и абстрактное мышление.

 Всё, что окружает ребёнка, усваивается через органы чувств. В музыке –  это слуховые ощущения, лежащие в основе музыкального слуха,  а  слуховые ощущения  позволяют человеку воспринимать и различать основные свойства музыкального звука. Восприятие ребёнком отдельных свойств музыкального звука  выдающаяся педагог-музыкант Н. Ветлугина отнесла к специальной группе сенсорных процессов.

          Процессы, сопровождающие восприятие музыки, многоплановы, как само искусство. Когда ребёнок  целостно воспринимает средства музыкального произведения, сложные взаимосвязи между мелодией и ритмом, гармонией, только тогда можно говорить о развитых формах сенсорных процессов.

           Таким образом, сенсорные процессы, на которых основываются  музыкальные переживания,  делятся на простые (ощущения и различные свойства звуков в их сочетаниях) и сложные (эстетически окрашенные  музыкальные переживания), то есть восприятие музыкальных образов. И в том и в другом случае происходит сложная работа сознания, что напрямую связано с умственным  воспитанием. Дети не просто слушают музыку, они  сравнивают звуки, разные по высоте, называют средства музыкальной выразительности, тембровую окраску. Усвоение детьми способов сенсорных действий, активизируют их умственные способности.

 Определяя задачи сенсорного воспитания детей, Н. Ветлугина выделила следующие:

  • Формировать слуховое внимание;
  • Приучать дошкольников вслушиваться в разнообразные  звуковые сочетания;
  • Учить детей  улавливать смену контрастных и одинаковых звуковых соотношений;
  • Обучать способам обследования музыкального звучания.

Решая эти задачи, музыкальный руководитель способствует

формированию мыслительной деятельности дошкольника, таких свойств ума, как гибкость, быстрота и креативность.

Д. Б. Кабалевский  видел одну из главных задач музыкального развития детей в том, чтобы дать им музыкальную грамотность, искусство стать грамотным слушателем, человеком, которому музыка приносит  радость и высшее наслаждение, требует умения  понимать музыку, откликаться сердцем  и умом на то, что создал композитор, думать и переживать.

          Музыкальное развитие ребёнка, направленное  на понимание музыки как вида искусства, осуществляется  в различных видах музыкальной деятельности. Слушание-восприятие  способствует  формированию музыкальной культуры дошкольника, а исполнительские виды  деятельности (пение, музыкально-ритмическая, музицирование) удовлетворяют потребность ребёнка в продуктивной деятельности, развивая эмоции, воображение и творчество. Например, музыкально-ритмическая деятельность.

 Музыкальное искусство формирует потребность  в творческой преобразовательной деятельности. Важно научить ребёнка не только понимать музыкальный язык, но и пользоваться им для самовыражения.

          Музыкально-ритмическая деятельность детей – яркий, эмоциональный  путь передачи музыкально-эстетических переживаний.

          Т. С. Бабаджан рассматривает ритмические  движения,  как выявление эмоций,  связанных с музыкальным образом. А музыкальный исследователь Б. М. Теплов пишет, что центром занятий по ритмике должна быть музыка! «Как только они превращаются  в занятия по воспитанию ритмических движений вообще, как только музыка становится просто аккомпанементом  к движениям, весь музыкальный смысл этих  занятий исчезает».

            Итак, соотношение музыки и движения в ритмике  решён однозначно: музыке отводится  ведущая роль, движению – второстепенная. Вместе с тем, только органическая связь музыки и движения обеспечивает полноценное  музыкально-ритмическое воспитание детей.

           Одной из главных задач музыкально-ритмического воспитания является задача развивать творческие способности детей – учить оценивать собственное движение и товарища, придумывать свой игровой образ, свою пляску, комбинируя различные знакомые движения.

            Чтобы развивать у детей чувство ритма,  выразительность движения, фантазию, воображение, на музыкальных занятиях можно использовать  такой педагогический материал, как игры со словом.

          В основе большинства игр – народные тексты. Они особенно удобны для  распевного выразительного произношения (интонирования). Наличие  мелодического и ритмического начала позволяет  выполнять движения по содержанию текста в нужном ритме и темпе. Одновременно у детей совершенствуются двигательные навыки: дробный, хороводный, переменный шаг, поскоки, боковой галоп, лёгкий, стремительный бег.

         Текст игры можно не заучивать с детьми специально. Он хорошо запоминается  в процессе игрового действия. Главное – это выразительное, ритмическое произношение текста. А текст любой игры  можно использовать для развития ритма, ведь его легко воспроизвести хлопками.

         На музыкальных занятиях дети разучивают игры с музыкальным сопровождением. Музыка усиливает эмоциональную сторону игры, погружает ребёнка в мир сказочных  персонажей, знакомит с народными традициями – всё это углубляет восприятие и понимание музыкального произведения, помогает сформировать музыкально-ритмические  и двигательные навыки.

         Игры с музыкальным сопровождением нравятся всем детям. Через музыкальную игру все музыкальные способности развиваются естественно и гармонично. Происходит процесс самовыражения  в движении через творчество детей.  

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 341 омск

            Творческие проявления дошколят в движении являются важным показателем музыкального развития. Ребёнок начинает импровизировать, создавать свой музыкально-игровой образ, танец, конечно, если он владеет необходимыми двигательными навыками.

Последовательность творческих заданий наилучшим образом способствует творческому развитию детей:

  • На первом этапе детям предлагают создать музыкально-игровые образы в однотипных движениях отдельных персонажей;
  • На втором этапе – создать музыкально-игровые образы в действиях отдельных персонажей; передача характера музыки в различных танцевальных жанрах (полька, вальс);
  • На третьем этапе детям в игре предлагают взаимосвязь нескольких персонажей, найти элементы национальных танцев;
  • На четвёртом дети выполняют наиболее сложные задания: самостоятельно придумать композицию музыкальной игры или танца.

Творческая активность детей во многом зависит от их интеллектуального развития.  Автор работы «Изучение музыкальности» Е. Сега, в качестве компонентов музыкальности выделил ритмический,  мелодический, гармонический.  Автор подчёркивает значение в музыкальной деятельности интеллекта. В этих исследованиях явно выражена тенденция к интеллектуальной, познавательной стороны музыкальности.

 Тенденцией к  «интеллектуализации  музыкальности» объясняется интерес к выявлению связи между музыкальными и умственными способностями на примере самовыражения ребёнка через творчество.

           Итак, создаваемые музыкальными играми условия  способствуют музыкально-творческой деятельности детей; проявлению индивидуальных творческих способностей ребёнка; пробуждению чувства достоинства, уверенности в себе, самореализации;  разностороннему формированию личности ребёнка.

 Игровые задания можно использовать в качестве самостоятельного дидактического средства обучения, поскольку их содержание и структура содержит все необходимые условия для реализации задач по музыкально-творческому и интеллектуальному развитию и воспитанию дошкольников.

Литература:

  1. Н. Ветлугина «Музыкальное развитие дошкольников», Москва 1993 г.
  2. Л. Выготский  «Воображение и творчество в детском возрасте», Москва 1999 г.
  3. О. Радынова « Музыкальное воспитание дошкольников»,                                           Москва  2000 г.
  4. Б. Теплов «Психология музыкальных способностей»,                                               Москва    1947 г.
  5. Т. Бабаджан «Музыкальная работа с предшкольниками»,                                                Москва 1996 г.

Источник

Доклад

«Интеллектуальное развитие дошкольников средствами музыки».

                                 Музыкальный  руководитель: Кирсанова И. В.

2015г.

г. Саяногорск

      «Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый возможный шаг к Нобелевской премии, начинайте не с химии, а с музыки. Ибо абсолютное большинство Нобелевских лауреатов в детстве были окружены музыкой. Ибо музыка – пища для мозга, в структурах музыки скрыты все последующие научные открытия. И Эйнштейн со скрипкой, и Планк у рояля – не случайность, не прихоть, а Божественная необходимость». Это высказывание искусствоведа, видного общественного деятеля, профессора Драматического института Стокгольма и Высшей школы бизнеса Скандинавии, российского скрипача Михаила Семеновича Казиника.

    Музыкальное воспитание — уникальное средство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка, так как музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов.

    Музыка играет огромную роль в познании ребенком мира. Последние зарубежные исследования в области раннего развития показали, что именно музыка является мощным активатором для развития  интеллекта и способностей ребенка. Музыка способствует более активной работе всех систем в коре больших полушарий, в результате чего дети становятся более активными, развитыми, смышлеными. Именно поэтому необходимо слушать с ребенком классическую музыку во время беременности мамы и заниматься с детьми музыкой в раннем возрасте. Доказано, что дети, которые в раннем возрасте или даже еще до рождения слушали классическую музыку, имеют уровень общего интеллекта (IQ) выше, чем дети, которые были лишены такой возможности.

    Всем известно, как маленькие дети любят приплясывать, притопывать, раскачиваться под звуки понравившейся им мелодии. Поэтому очень важно с самого раннего возраста развивать у малышей слух, чувство ритма, интерес к этому виду искусства, стимулировать их потребность в творчестве.

  Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Очень любимы детьми музыкальные пальчиковые игры, они  развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности и фантазию. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит — развивать речь ребенка.

   Интеллектуальное развитие дошкольников в дошкольных учреждениях осуществляется в разных видах музыкальной деятельности.

   Ведущая роль в музыкальном воспитании дошкольников принадлежит восприятию музыки. Это сложный эмоционально окрашенный познавательный процесс, включающий восприятие и анализ музыкального произведения. Профессор В.В.Медушинский назвал этот процесс «музыкальным восприятием – мышлением». Наиболее эффективно музыкальное восприятие-мышление развивается в слушании музыки. Размышления о музыке и посильный анализ способствуют развитию логического и ассоциативного мышления, формируют навыки самостоятельной работы. При развитии мышления формируется зрелая личность, способная творить и созидать.

Читайте также:  Развитие ребенка по срокам недели

   Музыкальная деятельность включает в себя и посильное детям исполнительство: пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. С помощью пения и игры на музыкальных инструментах развивается умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой музыкальной способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, и таким образом оказывает влияние не только на музыкальное, но и на общее развитие ребёнка.

   В каждом виде исполнительства дети выполняют посильные самостоятельные и творческие задания, которые способствуют развитию их воображения, фантазии, уверенности в себе, в своих силах.

   В оркестровке музыкального произведения дети старшего дошкольного возраста уже сами могут решить поставленные перед ними поисковые задачи: выбрать инструмент для оркестровки, выбрать один из знакомых им способов звукоизвлечения, поменять инструменты в соответствии с изменением характера музыки.

   Танцы. Основу танцев составляют простые, но вместе с тем разнообразные движения (танцевальные, имитационные, общеразвивающие и др.), позволяющие выразить различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы. Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но также навыками творческого осмысления музыки, ее эмоционально – телесного выражения. Именно этот опыт поможет ребёнку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественных, творческих и спортивных видов деятельности.

   Стоит отметить, что занятия музыкой благоприятно влияют на успеваемость и обучаемость ребенка. Это связано с тем, что благодаря музыке у детей развивается усидчивость и улучшается восприятие информации. Во время обучения в школе такие навыки помогают достичь успехов и хорошо учиться. Ученые объясняют данное явлением тем, что при недостаточном развитии взаимосвязи между полушариями человеческого мозга появляются трудности в процессе обучения в школе. А музыка способствует усилению межполушарных связей мозга.

    В работах Г.Ю.Маляренко, М.В.Хватовой (1993-1996 г.) показано, что регулярное восприятие детьми специально подобранной музыки улучшает кратковременную память, а также повышает показатели вербального и невербального интеллекта. В результате музыкального воздействия повышается чувствительность не только слухового, но и зрительного анализаторов, в целом оптимизируются функции мозга, улучшается регуляция произвольных движений, ускоряется переработка информации, повышается умственная работоспособность.

    Если внимательно посмотреть на многих гениев, сделавших прорыв в науке и в искусстве, то при всем разнообразии судеб, характеров, можно выделить некоторые общие черты. Это, прежде всего, яркая увлеченность работой, творческий характер деятельности и наличие воображения и фантазии, позволяющих предвидеть, предвосхищать результаты этой деятельности. На развитие всех перечисленных качеств и направлено музыкальное воспитание дошкольников.

Просмотр содержимого документа

«Интеллектуальное развитие дошкольников средствами музыки »

Источник

Музыка – как средство интеллектуального развития ребенка

        Музыка один из видов искусства. Подобно живописи, театру, поэзии, она является художественным отражением жизни.

        В. А. Сухомлинский писал: «Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Первоисточником музыки является не только окружающий мир, но и сам человек, его духовный мир, мышление и речь. Музыкальный образ по новому раскрывает перед людьми особенность предметов и явлений действительности».

        Музыка – это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем не сравнимые возможности для развития творчества человека, в особенности в дошкольном возрасте 

В.Г. Белинский отмечал: «Влияние музыки на детей благотворно, и чем раньше они начнут его испытывать на себе, тем лучше для них».

Для музыки отведена отдельная роль в становлении личности в дошкольном возрасте.

Она обогащает чувство и представление ребёнка, способствует выработке умения сострадать, сопереживать, чувствовать ритм и мелодичность произведения, развивает интерес к разным музыкальным жанрам. Язык музыки — дополнительная возможность для взаимодействия между детьми.

Главным в музыкальном развитии дошкольника является его погружение в разнообразие мира музыки, ознакомление с разными средствами выразительности и образными движениями. Для того, чтобы научить ребёнка ориентироваться в музыкальном пространстве, необходимо рассмотреть основные составляющие музыки и их непосредственное влияние на организм слушателя:

  • МЕЛОДИЯ: оказывает воздействие на жизнедеятельность человека посредством пробуждения не только эмоций, но и ощущений;
  • РИТМ: влияет как на тело, так и на эмоции слушателя;
  • ТЕМБР: окраска звука, играющая особую роль в музыке и способная пробудить самые сильные чувства. Композитор, искусно сочетая различные инструменты, может довести до исступления целую толпу.

        Стоит отметить, что музыка является одним из тех редких явлений, которые наш мозг воспринимает обоими полушариями одновременно: левое полушарие анализирует ритм и лирическую составляющую, а правое — тембр и мелодию.

         Интеллектуальная деятельность ребёнка обеспечивается функциональной работой мозга. Эта деятельность связана с восприятием, передачей и переработкой информации.

         Современная жизнь связана с постоянной умственной работой, поэтому очень важно, чтобы,  ребенок смог с легкостью воспринимать информацию, обрабатывать ее и использовать по назначению с максимальной отдачей. В связи с этим наметилась тенденция раннего обучения детей. К тому же, современная школьная программа более интенсивная и насыщенная, чем раньше. Поэтому чем лучше ребенок будет подготовлен, тем меньше риск того, что могут возникнуть такие проблемы, как повышенное состояния тревожности, стеснительность, отставание от сверстников. И развивать интеллектуальные способности ребенка «с пеленок» поможет… музыка.

Читайте также:  Научные статьи о развитии ребенка 4 лет

        Ученые провели ряд экспериментов, связанных с влиянием музыки на интеллект детей младшего и дошкольного возраста. В методике было предложено выполнение заданий под музыку Бетховена. Эксперименты показали, что именно под музыку дети лучше усваивают материал, запоминают и выполняют задания. Благодаря прослушиванию музыкальных произведений у них возросла точность выполнения заданий, увеличился объем воспринимаемой зрительной информации, отмечена устойчивость внимания, что повлекло умственную продуктивность детей. Родители были очень довольны результатами и продолжили развитие своих детей в игровой форме в домашних условиях с использованием музыки.

        Однако не всякая музыка одинаково полезна детям. Очень важно, какую музыку слушать. Тяжелая и слишком громкая музыка может навредить ребенку, поскольку негативно влияет на работу нервной системы и эндокринных желез. Это может негативно сказаться на интеллектуальном развитии малыша. Шум мешает сосредоточению на подсознательном уровне.

        Доказано, что особое влияние на развитие ребенка, его интеллектуальное развитие, оказывает музыка Моцарта, которую называют «богатой». Произведения прославленного композитора рекомендуется слушать во время игр с ребенком. Они несут мощный энергетический заряд, пробуждают смекалку и креативность, способствуют творческому мышлению, поиску нестандартных решений.

        Как и почему музыка повышает умственные способности детей, память?

        Это связано с влиянием музыки на активность определённых генов и образование ряда белков, отвечающих за внимание и память.  

        Музыка способствует концентрации внимания, координации движений, укреплению памяти, увеличению скорости мышления и диапазона восприятия звуков, развитию творческих способностей, а также способностей к изучению иностранных языков.

        Раннее развитие ребенка с использованием музыки, песен, музыкальных инструментов способно в целом оптимизировать деятельность мозга, повышают природный интерес к учению, повышают эффективность учебных процессов, что положительно сказывается на физическом, психическом здоровье детей и их интеллектуальном развитии.

        Психологи утверждают, что музыкальное образование должно быть не дополнительным, а обязательным, настолько оно полезно.

        У человека доминирует одно полушарие мозга. поэтому  одна из рук ведущая, а вторая «вспомогательная» Заставляя «слабую» руку работать наравне с сильной, мы даём толчок к более сильной работе соответствующего полушария мозга. В результате оно развивается не хуже доминирующего (нейронные сигналы между полушариями распределяются равномерно).

        Интеллекту ребенка с раннего детства уделялось большое внимание. В числе так называемых инструментов для развития интеллекта детишек выступает именно музыка. Поскольку восприятие музыки обеспечивается обоими полушариями, каждое из которых регулирует различные функции, следовательно, она оказывает влияние на весь организм и развитие ребёнка. А тренированный таким образом мозг быстрее обрабатывает информацию, а значит, работает лучше.

        Когда же речь идет о формирующемся мозге маленького ребенка, то музыкальные воздействия (музыка, звуки, музыкальные инструменты, танцы) могут выступать как конструирующие мозг. Поэтому очень важно, чтобы ребенок с рождения, а можно и раньше, имел возможность слышать красивую и «богатую» музыку. Так как ее восприятие доступно человеку еще до его рождения.

        Особенность детей в том, что они способны впитывать новые знания и навыки, как губка. Формирование их характера, личности, жизненных приоритетов и талантов, во многом, определяется окружающей средой. И даже, казалось бы, такая мелочь, как музыка, оказывает заметное влияние на чувства и образ мышления ребенка. Вот почему родителям так важно уделить вопросу музыкального воспитания больше внимания.

        В результате многочисленных исследований было научно установлено, что музыка действительно содействует более активному развитию детей. Многие мамы практикуют музыкотерапию даже для малышей, еще находящихся в утробе. Конечно, воспринимать текст песен ребенок начинает только в более зрелом возрасте, но способность распознавать мелодию в той или иной степени наблюдается еще до рождения. Как же конкретно проявляется это поистине магическое влияние музыки на развитие детей, в том числе дошкольного возраста? Среди положительных эффектов от ее прослушивания малышом можно выделить следующее:

• Улучшение памяти. Ребенок запоминает мелодию и текст, причем происходит это, скорее, на подсознательном уровне.

• Формирование речи. Подпевая любимым песням, малыш тренирует свои артикулярные навыки.

• Музыкотерапия как способ  контролировать эмоциональное состояние ребенка. Чрезмерно активные и легко возбудимые детки лучше расслабляются под спокойную музыку. А веселые и задорные мелодии помогут растормошить и взбодрить пассивных малышей.

• Развитие творческих способностей. Слушая музыку, ребенок учится ее интерпретировать и понимать, а это значит, что в процесс активно включается воображение.

• Развитие письменных и математических способностей. Удивительно, но регулярное прослушивание музыки оказывает влияние и на умение ребенка писать и считать. Есть этому и научное объяснение — музыка развивает пространственное восприятие.

         Ребенок постепенно растет, учится, взрослеет и вливается в нашу жизнь со своими законами, требованиями, большим объемом информации. Поэтому так важно помочь ребенку в познании мира.

        Раннее развитие ребенка с использованием музыки, песен, музыкальных инструментов способно в целом оптимизировать деятельность мозга, повышают природный интерес к учению, повышают эффективность учебных процессов, что положительно сказывается на физическом, психическом здоровье детей и их интеллектуальном развитии.

Источник