Интеллектуальное развитие ребенка скачать бесплатно
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста является актуальной проблемой современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих работать с людьми, информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условия.
Интеллектуальное развитие дошкольников – многогранный процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребёнка, оно является важнейшей составной частью общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию.
Интеллектуальное воспитание дошкольников — это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с целью развития ума. Оно протекает как планомерный процесс овладения подрастающим поколением общественно-историческим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, навыках и умениях, в нормах, правилах, оценках [1].
Это воздействие осуществляется взрослыми и включает систему разнообразных средств, методов, создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей. Интеллектуальное развитие, в зависимости от возраста имеет несколько стадий. В конце первого – начале второго года жизни, пока ребенок не овладел активной речью, ему присуще наглядно – действенное мышление. В этом возрасте он наглядно и активно знакомится с окружающей действительностью с помощью тактильного изучения предметов. Главными людьми, которые помогут ребенку ознакомиться с предметами и способами их использования, становятся родители. Именно эти навыки становятся первыми знаниями ребенка на пути последующего познания окружающего мира.
У дошкольников в возрасте 4-6 лет просыпается наглядно-образное мышление. То есть, дошкольники мыслят наглядными образами и при этом еще не знакомы с конкретными понятиями. Мышление детей на этом этапе подчинено их восприятию. Таким образом, интеллектуальное развитие ребенка делится на несколько периодов, и каждый предыдущий создает фундамент для последующего [2].
Главное условие интеллектуального развития ребенка – хорошая атмосфера в семье. Любящие родители, которые всегда адекватно отреагируют на просьбу, помогут дружеским советом и делом, создают благоприятную почву для развития. Спокойный, уверенный в своей значимости в этом мире ребенок будет с большим интересом изучать все, что его окружает, а значит и гармонично развиваться.
Интеллект ребенка – специфическая форма организации индивидуального познавательного опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия и понимания окружающего мира. Но познание окружающего мира у дошкольников, в отличие от школьников, не концентрируется на учебных занятиях – оно осуществляется в повседневной жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в игре, труде, различных видах продуктивной деятельности.
Для ребенка игра – это жизнь. Игра – один из сложнейших, а в жизни ребенка и важнейших, видов деятельности. С помощью игры можно привлечь интерес к учебе, познавательной и творческой деятельности, раскрыть артистические способности дошкольников. Можно организовать обучение и развитие ребенка в виде самой привлекательной, и главное, основной для него деятельности – игры. Обычно игра способствует умению действовать и все дольше концентрировать внимание. Тематические игры предполагают создание окружающих и вымышленных ситуаций, еду несуществующих блюд, кормление кукол придуманными кушаньями, они требуют наблюдательности, запоминания и воображения. Лепка, рисование развивают движения рук и чувство прекрасного.
В возрасте 5-7 лет, дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития: появляется расчлененное восприятие, интенсивно развивается воображение, вырабатываются обобщенные нормы мышления.
Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна, повышаются требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем на сегодняшний день. Современные дети живут и развиваются в эпоху компьютерных и информационных технологий, и их интеллектуальное развитие не может сводиться только к обучению конкретным умениям: чтению, вычислениям, письму, для успешной учебы им необходимо иметь развитое логическое мышление, устойчивое произвольное внимание, хорошо тренированную смысловую память. Основы этих сложных психических функций можно начинать формировать в старшем дошкольном возрасте. Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он «учится», хотя при этом сталкивается с учебными трудностями и преодолевает их. Педагогу лишь остается использовать эту естественную потребность для вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности [3].
Между тремя и шестью годами жизни дидактическое значение имеют головоломки, мозаика. Использование развивающих игр и головоломок в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной вначале совместно с педагогом, а потом и самостоятельно. Таким образом, можно сделать следующий вывод: сегодня существует необходимость искать новые пути, открывающие дополнительные резервы интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.
В работе с маленькими детьми особенно важно учитывать не только способности, которые уже проявились, но и те, которые могут проявиться. Детский возраст — период становления способностей, личности в целом, в психике ребенка в это время происходят бурные интегративные процессы. В этом возрасте существуют благоприятные периоды для развития способностей ребенка. Нейрофизиологи, психологи, педагоги выделяют сенситивные периоды для развития — это время качественного скачка в развитии ребенка. Психологи отмечают, что в сенситивный период скорость восприятия в 10 -15 раз выше, чем в обычные периоды. Это связано с развитием функций головного мозга и эндокринной системы ребенка. В среднем за год у ребенка бывает примерно от 5 до 15 небольших сенситивных периодов развития, средние появляются примерно раз в 4 – 5 месяцев, а большие наступают раз в несколько лет. В конце каждого возрастного периода формируются новые свойства и качества, которых не было в предыдущем возрасте, однако темп развития у каждого ребенка свой. Из этого следует, что дошкольный возраст — наиболее благоприятный период в жизни человека для раскрытия существующих способностей и формирования новых.
Доказано, что интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент успеваемости детей в школе.
Проблемы интеллектуального развития старших дошкольников
Интеллектуальное развитие старших дошкольников определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. В старшем дошкольном возрасте ребёнок должен быть подготовлен к ведущей в младшем школьном возрасте деятельности – учебной, важное значение при этом, будет иметь развитие интеллектуальных способностей и формирование соответствующих умений у детей. В наши дни существует проблема. Она вытекает из противоречия, сложившегося между разработанной психолого-педагогической литературой, методикой и низким уровнем развития детей в реальной существующей практикой.
Решение проблемы
Чтобы помочь детям, необходимо решение этой проблемы. Для этого нужно разработать систему игр, которые способствуют развитию индивидуальных способностей детей старшего дошкольного возраста, расширить представление родителей о развивающих играх для детей старшего дошкольного возраста, систематизировать диагностический материал для выявления уровня интеллектуальных способностей детей.
Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Интеллектуальные способности это не талант, а умение, которое каждый при желании может у себя выработать. Основы сложных психических функций, таких как развитое логическое мышление, устойчивое произвольное внимание, хорошо тренированную смысловую память можно начинать формировать в старшем дошкольном возрасте. В нашем городе существуют возможности применения данных знаний и умений: проводятся всевозможные состязания маленьких интеллектуалов, действует система официальных соревнований по шахматам для дошкольников, начиная от чемпионата Тынды и заканчивая чемпионатом мира.
Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он «учится», хотя при этом сталкивается с учебными трудностями и преодолевает их. Педагогу лишь остается использовать эту естественную потребность для вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности. Использование развивающих игр и головоломок в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной вначале совместно с педагогом, а потом и самостоятельно.
Источник
Инфоурок
›
Дошкольное образование
›Презентации›Презентация на тему “Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста”
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
«Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста» Выполнила : Кузьмина С.А. воспитатель МАДОУ «Детский сад п.Кулотино» Презентация на тему:
2 слайд
Описание слайда:
Интеллект ребенка – специфическая форма организации индивидуального познавательного опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия и понимания окружающего мира. Интеллектуальное развитие дошкольников –многогран-ный процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребёнка, является важнейшей составной частью общего психического развития. Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадле-жит систематическому интеллектуальному воспитанию. Очень важно помочь ребёнку развить свой интеллект своевременно.
3 слайд
Описание слайда:
Развитие интеллекта осуществляется в повседневной жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в игре, труде, различных видах продуктивной деятельности. Занятия по развитию интеллектуальных способностей детей эффективнее проводить в форме игры. Так усвоение программы проходит гораздо легче и быстрее, дети меньше устают и более продолжительное время не теряют интереса к занятиям. Важно научить детей играть в дидактические игры на развитие памяти, восприятия, мышления, т.е. всех умственных способностей.
4 слайд
Описание слайда:
Существуют программы развития интеллекта ребенка, включающие в себя разнообразные интеллектуальные развивающие игры, решение задач, головоломок, ребусов, занятия с различными материалами, творческие занятия по лепке, оригами, моделированию.
5 слайд
6 слайд
7 слайд
Описание слайда:
Наша задача обеспечить кроху необходимыми игрушками, книжками, раскрасками и прочими наглядными пособиями. Важно, вносить в развивающую среду те игрушки, которые помимо развлекательной функции будут носить еще и развивающую роль. Для этих целей отлично подходят всевозможные пирамидки, рамки-вкладыши, различные сортеры, волшебные сферы, конструкторы и музыкальные игрушки. .
8 слайд
9 слайд
Описание слайда:
Одну из ведущих ролей в воспитании художественных и интеллектуальных способностей детей играет совместное творчество. Для таких занятий можно использовать тесто для лепки, всевозможные раскраски и аппликации, кинетический песок, краски и многое другое.
10 слайд
Описание слайда:
Прекрасное содействие в воспитании интеллектуальной личности оказывают загадки, развивающие память и умение мыслить логически. А для развития внимательности и умения красиво излагать свои мысли, хорошую роль сыграет совместное чтение сказок и стихов. Ведение диалогов с детьми играет не последнюю роль в формировании интеллекта, логики и креативного мышления. Важно стараться всегда отвечать на вопросы детей, объяснять почему надо сделать именно так, а не иначе, заставлять анализировать услышанное и увиденное, размышлять и делать выводы.
11 слайд
Описание слайда:
Технологии не смогли заменить пользу книг в развитии ребенка. Чтение — по-прежнему основополагающее занятие в интеллектуальном совершенствовании. Не лишним будет научить ребенка чтению. Чтение учит ребенка думать, развивает воображение, развивает речь, а также помогает ему понимать людей, мир и себя в нем. Главное — не принуждать ребенка к чтению, иначе можно выработать в нем стойкое неприятие этого процесса.
12 слайд
Описание слайда:
где мы с детьми читаем различные детские энциклопедии, рассматриваем картинки и иллюстрации к ним. У детей это вызывает большой интерес! В каждой группе у нас созданы книжные уголки,
13 слайд
Описание слайда:
Хорошо влияют на интеллектуальное развитие дошкольников старшего возраста разнообразные ролевые игры и занятия, особенно если тема и план игровой программы будут придуманы самим малышом.
14 слайд
Описание слайда:
Большое влияние на интеллектуальное развитие детей оказывает театрализованная деятельность. Дети очень любят перевоплащаться в различных персонажей из сказок. А также показывать инсценировки по собственным замыслам.
15 слайд
Описание слайда:
Интеллектуальному развитию способствует подготовка детей к участию в различных мероприятиях
16 слайд
Описание слайда:
Много новой и интересной информации дети получают на кружке по экспериментальной деятельности «Эврика».
17 слайд
Описание слайда:
Учим детей играть в такие игры, как домино, шашки, шахматы, лото.
18 слайд
Описание слайда:
Используем в своей работе ИКТ, такие как компьютер, Интернет, телевизор, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуальное оборудование, то есть всё то, что может представлять широкие возможности для интеллектуального развития детей.
19 слайд
Описание слайда:
Проводим в детском саду такие интеллектуальные развлекательные мероприятия, как КВН.
20 слайд
21 слайд
Описание слайда:
Развивать интеллект ребенка необходимо целенаправленно, систематически, с учётом возрастных особенностей, во всех видах детской деятельности, привлекая к этому развитию всех участников педагогического процесса: воспитателя, музыкального руководителя, психолога и т.д., а также родителей.
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Воспитатель детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-035273
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
1
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Мамедова Анастасия Викторовна воспитатель МБДОУ 19 г. Невинномысска
2
Разве не тогда я приобретал все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того. От пятилетнего ребенка до меня один только шаг. А от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние Л.Н. Толстой
3
Интеллектуальное развитие это уровень и скорость мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы. Также к интеллектуальному развитию относятся речевое развитие и способность к самообучению.речевое развитие
4
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ: ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВОСПРИЯТИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ, МЕЛКОЙ МОТОРИКИ. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
5
СТАДИИ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА ДОШКОЛЬНИКА 4-6лет наглядно-образное мышление словесно-логическое Начинает формироваться с 5 лет 2 ступень развития абстрактное мышление ФУНДАМЕНТ ДЛЯ ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ – УЧЕБНОЙ 1-2 года манипуляция Начало наглядно- действенного мышления 3-4 года наглядно-действенное мышление 1 ступень развития созерцания
6
СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ: НОД (непосредственно образовательная деятельность) Все виды деятельности (конструирование, изобразительная деятельность, труд и т.д.) Игра Работа с родителями Проектная деятельность
7
8
9
10
ИГРЫ ВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Шнуровка; Сложи квадрат, круг; Пирамидки; Конструктор; Вкладыши; Сенсорные игры; Мозаики; Элементарные пазлы и т.п.
11
12
Игры в средней группе Сложи квадрат, ромб и т.д.(усложнение) Пазлы; Словесные игры: «Чудесный мешочек»; «Узнай по описанию»; Математические игры: «Какой цифры не стало?»; «Сколько?»; «Путаницы»; «Назови соседей»; “Число как тебя зовут?« Развивающие воображение: «Чудесные превращения»; «Чудесный лес»; «Сказочная поляна»; Придумай сказку, рассказ и т.п.
13
14
15
Игры в старшей и подготовительной к школе группах «Составь рассказ по картинкам»; «Угадай, что спрятано?»; «Домино» – классификация: «Четвертый лишний»; «Раздели на группы»; «Повтори узор»; «Кому чего не достает?»; Кластеры ДОЖДЬ и т.п. ЛУЖА ЗОНТ ОСЕНЬ
16
В старшем дошкольном возрасте: Круги Эйлера-Венара Триз-технология «Ассоциации» «Да – нетка» Ассоциативные загадки Метод проектов и т.д.
17
18
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Источник