Интеллектуальное развитие ребенка с зпр
Развитие детей с ЗПР, в том числе и интеллектуальное происходит с отличиями от развития детей в норме. Задержка психического развития — нарушение нормального темпа психического развития, когда речь, память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера отстают в своём развитии от принятых психологических норм.
Проблему интеллектуального развития у детей с ЗПР изучали У.В. Ульенкова, Т.В. Егорова, Т.А. Стрекалова и другие.
Множество тщательно проведенных исследований показало, что дети рассматриваемой категории отстают в развитии внимания, восприятия (Л. И. Переслени, П. Б. Шошин и др.), памяти и мышления (Т. В. Егорова, С. А. Домишкевич, И. А. Коробейников, В. Л. Подобед, Г. Б. Шаумаров и др.), речи (Н. Ю. Борякова, В. И. Насонова, Е. С. Слепович, Р. Д. Тригер, Т. А. Фотекова, С. Г. Шевченко, Л. Яссман и др.), регуляции произвольной деятельности (Н. В. Бабкина, Г. И. Жаренкова, Н. Я. Семаго, У. В. Ульенкова и др.) [31]. В. И. Лубовский (1978), Г. И. Жаренкова (1981) и др. указывают на недостаточность речевой регуляции действия; Т. А. Власова и М. С. Певзнер (1967, 1973), Т. В. Егорова (1973), Г. И. Жаренкова (1981) — на слабость познавательной активности.
В специальной литературе отмечается (Лебединская К.С.,1982), что интеллектуальное развитие детей с задержкой психического развития отличается сниженным уровнем познавательной активности, стереотипностью, конкретностью, а также отсутствием последовательности [18]. интеллектуальный задержка психический развитие
Сравнивая различные виды мышления, Т.В. Егорова пришла к выводу, что наибольшие затруднения вызывает у детей с задержкой психического развития выполнение заданий, требующих словесно-логического мышления. Наглядно-действенное напротив, мышление, оказывается нарушенным у подобных детей в наименьшей степени. [10]
Интеллект у детей с ЗПР наиболее сохранен, чем у умственно отсталых детей, более сохранна способность обобщать, абстрагировать, принимать помощь, переносить умения в остальные ситуации. На формирование мышления оказывают воздействие все психические процессы:
- – уровень развития внимания;
- – уровень развития восприятия и представлений о находящемся вокруг мире (чем богаче опыт, тем более трудные выводы может делать ребенок);
– уровень развития речи;
– уровень сформированности механизмов произвольности (регуляторных механизмов). Чем старше ребенок, тем более трудные задачи он может решить.
Единые недостатки интеллектуальной деятельности детей с ЗПР: несформированность познавательной, поисковой мотивации (типичное отношение к любым интеллектуальным задачам). Дети стремятся избежать всех интеллектуальных усилий. Для них непривлекателен момент преодоления проблем (отказ выполнять трудную задачу, замена интеллектуальной задачи более близкой, игровой задачей.). Такой ребенок исполняет задачу не полностью, а ее наиболее простую часть. Дети не заинтересованы в итоге исполнения задания. Данная особенность мышления проявляется в школе, когда дети очень быстро теряют интерес к новым предметам. Отсутствие выраженного ориентировочного этапа при решении мыслительных задач. Дети с ЗПР начинают действовать сразу, с ходу.
Ребенок не может анализировать условия, не понимает значимости ориентировочного этапа, что приводит к появлению большого количества ошибок. Когда ребенок начинает учиться, очень важно создать условия для того, чтобы он сначала думал, анализировал задание.
У детей с задержкой психического развития есть нарушения важных мыслительных операций, которые служат составляющими логического мышления: анализ (увлекаются мелкими деталями, не может выделить основное, выделяют незначимые признаки); сравнение (сравнивают предметы по несопоставимым, несущественным признакам); классификация (ребенок исполняет классификацию часто верно, однако не может осознать ее принцип, не может объяснить то, почему он так поступил). У всех детей с ЗПР уровень логического мышления существенно отстает от уровня обычного ребенка.
Дети с ЗПР чувствуют очень большие проблемы при выстраивании самых обычных выводов. Этап в развитии логического мышления – осуществление вывода из 2-ух посылок – еще не достаточно доступен детям с ЗПР. Чтобы дети смогли сделать вывод, им оказывает огромную помощь взрослый, показывающий направление мысли, подчеркивающий те зависимости, между которыми следует определить отношения. По воззрению Ульенковой У.В., дети с ЗПР не могут анализировать, делать выводы; пытаются избегать таких ситуаций. Данные дети из-за несформированности логического мышления дают случайные, необдуманные ответы, показывают неспособность к анализу условий задачи. При работе с данными детьми нужно направлять особенное внимание на формирование у них всех форм мышления. [33]
Интеллектуальное развитие детей с ЗПР основывается на помощи в овладении собственной интеллектуальной деятельностью, основными ее структурными компонентами (мотивационно-ориентировочным, операциональным, регуляционным). В основе овладения любым структурным компонентом интеллектуальной деятельности лежат те же психологические механизмы, что и в основе формирования любого умственного действия. Это организация внешних действий на специально организованной ориентировочной основе и постепенный ее перевод во внутренний план. Общее направление работы выглядит следующим образом: от групповых действий, где инициатива в их организации принадлежит педагогу, — к индивидуальным инициативным действиям ребенка; от цели, поставленной педагогом, и созданного им настроения ее реализовать — к коллективному целеобразованию и далее к индивидуальному целеобразованию с соответствующим эмоциональным отношением к этому процессу, а так же к практическим действиям и их результатам; от оценки педагога — к организации коллективной оценки и далее к индивидуальной самооценке; от поощрения педагога — к поощрению коллектива и далее к личной радости от успешно сделанного.[25]
Источник
В этой статье мы расскажем вам о том, как развить память у ребёнка с задержкой психического развития (ЗПР) и дадим полезные практические советы и упражнения. Как заинтересовать, мотивировать и обучать детей с ЗПР? Каковы принципы оптимальной и эффективной коррекционной работы? Авторы материала – когнитивные психологи и педагоги Дина Поправко и Наталья Шолохова.
Как развить память у ребёнка с задержкой психического развития?
Особенности детей с задержкой психического развития (ЗПР)
В настоящее время продолжает сохраняться тенденция к увеличению количества детей, испытывающих проблемы в психическом развитии, которые не носят патологического характера, но вместе с тем приводят к появлению большого количества трудностей как в усвоении дошкольной программы воспитания и обучения, так и в процессе обучения в школе.
Причины неуспешного обучения разнообразны, к наиболее часто встречающимся относится задержка психического развития (сокр. ЗПР).
Задержка психического развития (ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР как психолого-педагогическая категория используется только в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Категория детей с ЗПР полиморфна, и психологическая структура задержек в психическом развитии в дошкольном и младшем школьном возрасте сложна. У детей с ЗПР нет грубого органического поражения мозга. На первый план выступают симптомы возрастного недоразвития, несформированности тех или других психических функций, слабость произвольной регуляции поведения.
Вы хотите знать, как работает ваш мозг? Или мозг вашего ребёнка? Общий когнитивный онлайн тест CogniFit: с помощью научно разработанной программы быстро и точно оцените здоровье мозга, узнайте его сильные и слабые когнитивные стороны. Результаты данного нейропсихологического теста помогают определить, являются ли нормальными происходящие у человека когнитивные изменения, или есть подозрение на какое-либо неврологическое расстройство. Получите ваш результат менее, чем за 30-40 минут. CogniFit (“КогниФит”) – самая рекомендуемая и используемая профессионалами программа когнитивного тестирования. Тест рекомендуется взрослым и детям старше 7 лет.
Общий когнитивный тест CogniFit: узнайте, как работает ваш мозг
В условиях ЗПР затруднен процесс формирования высших психических функций (восприятие, воображение, память, мышление и речь), страдает личностное развитие ребёнка, не в полной мере реализуются возрастные возможности.
Роль памяти в развитии ребенка
Память является одной из важнейших психических функций. Она лежит в основе формирования индивидуального опыта человека, его речи, мышления, эмоций, двигательных навыков. Память обеспечивает накопление знаний, необходимых для успешной и продуктивной работы, является непременным условием обучения и развития индивида, становления его личности.
Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек — всё это связано с работой памяти. Особенно большие требования к памяти ребенка предъявляет школьное обучение.
Систематическое, целенаправленное овладение знаниями и навыками, предусмотренными школьной программой, предполагает определенный уровень развития памяти детей, в том числе и произвольной, логической памяти ребенка, т. е. памяти, основанной на понимании, на специальной мыслительной обработке материала в целях его запоминания и воспроизведения. Как развить память у ребёнка? Узнайте об играх для развития памяти.
В зависимости оттого, что необходимо запомнить, различают память:
- зрительную (образную) — образы восприятия, мышления и воображения;
- слухоречевую — сохранение мыслей, общего смысла запоминаемой информации);
- двигательную — запоминание собственных движений, выработка навыков;
- эмоциональную — память чувств.
По характеру участия воли в процессах запоминания, память делят на:
- непроизвольное запоминание – происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки перед ним специальной мнемической задачи, т.е. задачи на запоминание и воспроизведение материала;
- произвольное запоминание – процесс запоминания и воспроизведения требует волевых усилий (наличие мнемической задачи).
На ранних этапах развития память включена в процесс восприятия, носит непреднамеренный, непроизвольный характер. Ребёнок не умеет ставить перед собой цель запомнить и не принимает мнемическую задачу, данную взрослым. Отмечается, что непроизвольно запоминается тот материал, который включён в активную деятельность. На запоминание влияет называние объектов словом, привлекательность их для детей.
На протяжении дошкольного возраста происходит постепенный переход от непроизвольной памяти к произвольной.
Сначала ребёнок осознает цель припомнить, а затем и цель запомнить, научается выделять и усваивать мнемические средства и приёмы (например, приём логической группировки материала). В старшем дошкольном возрасте формулируются предпосылки для осуществления самоконтроля в процессе запоминания, под которым понимается умение соотносить получаемые результаты деятельности с заданным образцом.
Как развить память у ребёнка с задержкой психического развития? На развитие памяти существенное внимание оказывают все виды деятельности ребенка, но игра среди них занимает ведущее место. Ведь цель запомнить и припомнить при выполнении роли имеет для ребёнка очень наглядный, конкретный смысл.
Развить память у детей помогают игры
Проблемы в развитии памяти у детей с ЗПР
Состояние памяти у детей с ЗПР, как правило, не соответствует возрастным показателям, наблюдается отставание в уровне развития мышления и памяти. Более выражена связь памяти с наглядно-действенным и наглядно-образным, чем вербально-логическим мышлением.
Память детей с ЗПР отличается качественным своеобразием, при этом выраженность дефекта зависит от генеза задержки психического развития.
Для них оказались характерными следующие особенности: в первую очередь ограничен объём памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации (забывание). В наибольшей степени страдает произвольное запоминание.
Проведённые исследования показывают, что уровень сформированности непроизвольной, а особенно произвольной памяти у старших дошкольников с задержкой психического развития снижен по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.
Для детей с ЗПР также характерны, с одной стороны, незрелость эмоционально-волевой сферы, с другой стороны, снижение умственной работоспособности, сокращение времени, в ходе которого возможна продуктивная деятельность.
Коррекционную помощь этим детям целесообразно строить, учитывая эти особенности, постоянно поддерживать их энергетический уровень, а также пользоваться более эмоционально насыщенными играми и методиками. Варьирование сложности заданий позволяет создать ситуацию успешности для ребёнка, что, в свою очередь, обеспечивает мотивационную составляющую коррекционного процесса.
Коррекционная работа с детьми с ЗПР
Большинство детей с задержкой психического развития (ЗПР) впоследствии обучаются по массовой школьной программе. Имеющаяся в последние годы тенденция к усложнению и интенсификации школьных программ, особенно в начальном звене, ставит детей с проблемами в развитии в ещё более неравные «стартовые условия» по сравнению с детьми с нормальным развитием.
Распространённость случаев задержки психического развития (ЗПР) приводит к необходимости использования в арсенале психологов и педагогов специальных методик, позволяющих уточнить индивидуально-психологические особенности ребёнка, а также выявить возможные психологические и нейрофизиологические причины, определяющие неуспешность ребенка в учебной деятельности.
Как развить память у ребёнка с задержкой психического развития?Коррекционная работа при отставании в развитии разных видов памяти должна проводиться с учётом:
- реального уровня психического развития ребенка в целом;
- возрастных закономерностей развития памяти;
- индивидуальной специфики отставания в уровне развития памяти, выявляемой по результатам нейропсихологического обследования.
Педагогу, работающему с детьми с задержкой психического развития, необходимо помнить, что причинами низкой продуктивности всех видов запоминания у данной категории детей является:
- Слабость их мыслительной деятельности.
- Пониженная познавательная активность.
- Незрелость эмоционально-волевой сферы.
- Недостаточность произвольной саморегуляции.
Для преодоления трудностей со стороны произвольной регуляции педагогу рекомендуется использовать следующие приёмы:
- Организовывать деятельность ребёнка, направив внимание на выполнение конкретного задания.
- Запоминания инструкции путём её разъяснения, повторения взрослым, а затем и ребёнком.
- Включение ребёнка в действие, сочетание инструкции с показом.
- Включение ребёнка в совместные со взрослым действия.
- Повтор инструкции взрослым на каждом этапе деятельности ребёнка.
При правильном подходе к обучению дети с задержкой психического развития (ЗПР) способны к усвоению некоторых мнемотехнических приёмов, овладению логическими приёмами запоминания.
Вы хотите улучшить память, внимание и другие когнитивные функции у себя и у вашего ребёнка? Тренируйте основные способности мозга с помощью персональной когнитивной тренировки CogniFit! Программа автоматически определяет наиболее ослабленные когнитивные функции и предлагает режим тренировок, который подходит именно вам! Тренируйтесь регулярно 2-3 раза в неделю в течение 15-20 минут, и уже через несколько месяцев вы сможете заметить улучшения. Программа рекомендуется детям старше 7 лет и взрослым.
Персональная тренировка мозга от CogniFit: улучшите память, внимание и другие способности вашего мозга
Принципы подбора коррекционных процедур
При подборе коррекционных процедур для детей с ЗПР целесообразно учитывать следующие принципы:
1. Использовать игры и методики, способствующие активизации продуктивной умственной деятельности.
2. Поддерживать интерес и активность мотивационного компонента за счет:
- эмоциональной насыщенности игр;
- вариативности в формах организации (игры в парах, в подгруппах, индивидуальные игры, игры в кругу, игры с изменениями позы тела и др.);
- изменения ролевой позиции в процессе игры (ребёнок — участник, ребёнок — ведущий; ребёнок — ученик, ребёнок — учитель, игры с элементами драматизации и т.д.), способствующей преодолению эгоцентрических установок как в мыслительных операциях, так и в социальной сфере.
3. Обеспечивать оптимизацию протекания интеллектуальных и регуляторных функций, подбирая методики и игры с учетом их:
- доступности (ориентированности на актуальный уровень психического развития конкретного ребенка);
- полимодальности (использования при их выполнении всех анализаторных систем: слухоречевой, зрительной, двигательной).
Наиболее важные направления коррекционной работы:
- Большое значение в формировании всех видов памяти у детей, отстающих в развитии, имеет вовремя начатая коррекционная работа. Чем раньше начата коррекционная работа, тем эффективнее её результат.
- Важное направление в данной работе – формирование положительного эмоционального отношения к решению поставленной задачи.
- При организации коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать особенность и дефицитарность развития тех или иных функций, умений и навыков.
- Наглядный материал удерживается в памяти лучше, чем вербальный.
- Объяснение сложного нового материала необходимо начинать с обращения к уже известному.
- Запоминание у детей значительно возрастает, если оно связано с активной умственной работой над определённым материалом.
- Материал, который вызывает эмоции, запоминается ребенком в 2 раза больше, при этом быстрее, прочнее и охотнее.
- Успешнее всего запоминается информация, которая обсуждалась в начале занятия и в конце («эффект края»).
- Необходимо акцентировать внимание ребёнка на наиболее важном. Например, дать установку на запоминание: «Это надо запомнить!» Такого рода обращения выполняют регулирующую функцию по отношению к памяти ребёнка.
- Эффективность запоминания зависит от функционального состояния ребёнка. Занятиями, которые требуют наибольшей нагрузки на память, необходимо заниматься в первой половине дня.
В коррекционной работе важно заинтересовать и мотивировать ребёнка
Коррекционные игры и упражнения
Как развить память у ребёнка? Ниже представлены игры и упражнения, которые можно применять в ходе коррекционной работы. Рассмотрим некоторые из них в зависимости от того, какой вид памяти нуждается в коррекции.
Игры и упражнения для коррекции слухоречевой памяти:
Игра «Магнитофон».
Цель: активизация запоминания и воспроизведения в определённом порядке звуковых рядов, слогов, слов.
Ведущий, находясь за экраном, предлагает слушать и «записывать на магнитофон», т.е. запоминать.
Например: ряд звуков — А-У-И-Э-О-И; И-А-И-У-Э-0 и др.;
ряд слогов — ПА-ТО-НЫ-МУ-КЭ; ПА-ТО-НЫ-МУ-КА; ПТА-ПТО- ПТУ-ПТЫ и др.;
ряд слов — сад-сок-суп-сын-сон; шапка, шайба, штанга, шуруп, шаги.
Во втором варианте ведущим назначается ребёнок, а взрослый становится вместе с остальными «учеником», который может «ошибаться».
Игра «Телеграф».
Цель: активизация фонематического слуха, эффективности, контроля в слухоречевой памяти.
Педагог предлагает «экскурсию на телеграф». Сначала игра проводится с помощью предметных картинок-подсказок, затем без них. Взрослый говорит: «Вам надо отгадать, какое слово передает телеграфист. Я его не назову, а «передам по телеграфу», простучу, а вы должны подумать и сказать, какие это могут быть слова». Если дети затрудняются, им не помогают и картинки, то педагог сам произносит первый слог. Когда игра знакома, ведущим-телеграфистом может быть ребенок.
Например: даны картинки: кот, ваза, карандаш, коза, дуб, монета. Дети выбирают карандаш, монета.
Упражнение «Кто больше назовёт слов с заданным звуком».
Цель: активизация фонематического восприятия, а также диф- ференцировка порядка расстановки заданного звука в разных частях слова (звук может задаваться в разных частях слова).
Например: сок — маска — нос — насос и т.д.
Игры и упражнения для коррекции зрительной памяти:
Игра «Фигуры».
Цель: расширение объема запоминания зрительной информации, анализ пространственной организации стимулов.
Ведущий предлагает рассмотреть, запомнить и построить самим изображение фигуры из палочек. Время фиксации фигуры — 3 секунды. Количество палочек постепенно увеличивается, фигуры усложняются. При затруднениях можно снизить количество элементов, увеличить время фиксации фигуры, применить вербальный анализ фигуры.
Другой вариант этой игры «Сложи узор».
Предлагается рассмотреть и запомнить готовый узор (можно использовать геометрические фигуры, кубики), подсчитать в нём количество кубиков, количество деталей одного цвета, двуцветных, назвать их расположение, как в первом варианте. Другая стратегия запоминания: на что похоже изображение? Количество элементов узора увеличивается от 4 до 9.
Игра «День рождения».
Цель: активизация ассоциативной, опосредованной памяти, прочности запоминания.
Педагог или родитель предлагает сюжет — день рождения какого-либо героя или ребенка. На демонстрационной доске размещают гостей и их подарки. Дети рассматривают и запоминают, кто какие подарки принёс. Гости «танцуют», «играют», подарки «перепутываются», некоторые гости «уходят». По сигналу ведущего дети «восстанавливают» героев и подарки на прежнее место. Количество гостей и подарков увеличивается до 5-7.
Игры и упражнения для памяти
Игры и упражнения для коррекции двигательной памяти:
Игра «Рисование линий без зрительной опоры».
Цель: активизация двигательной памяти при запоминании и рисовании линий различной конфигурации без зрительного контроля, оптимизация межполушарного взаимодействия.
Ребёнку предлагают обводить по бледному контуру различные линии: прямая линия, волна, зигзаг, забор, пунктир и другие (5-7 линий), затем с завязанными глазами нарисовать их самостоятельно, без контура, стараясь сохранить заданную последовательность.
Игра «Вспоминаем знакомые движения».
Цель: активизация долговременной двигательной памяти.
Ребенку предлагают выполнять символические движения: «подуть на свечу», «помыть руки, лицо, уши», «пускать мыльные пузыри», «играть на дудочке», «погладить кошку», «вытереть пыль», «слепить снежок» и т.п. Все действия выполнять как правой, так и левой рукой.
На следующем этапе можно проводить как «игру-загадку» в подгруппе: один ребёнок выполняет задуманное им самим движение, а остальные угадывают, что он делает. Первый угадавший загадывает свою «загадку».
Немаловажно при коррекционной работе создать «ситуацию успеха» для ребенка, т.е. учитывать возраст, актуальный уровень развития, условия проведения занятий, а также умение специалиста в каждом конкретном случае подбирать задания, адекватные возможностям ребёнка.
Практически любая методика может быть «упрощена» или «усложнена», если ребёнок не справляется, либо наоборот, легко справляется с предложенным вариантом. Понижать либо повышать степень сложности задания нужно до «уровня успешности» конкретного ребенка.
Необходимо обратить внимание, что большинство игр и упражнений на коррекцию разных видов памяти можно использовать также и в домашних условиях.
Список использованной литературы:
- Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционные и развивающие игры для младших школьников. — Волгоград: Перемена, 1993 — 60 с.
- Бадалян Л., Миронов А. Память и нервно-психическое развитие // Дошкольное воспитание. — 1976. — №4. — С. 23-31.
- Борякова Н.Ю. Психолого-педагогическое изучение детей с ЗПР // Коррекционная педагогика 2003, № 2 с.33 -43
- Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. — М.:Просвещение, 1989 — 127 с.
- Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте // Хрестоматия по общей психологии. М.: 1979.-367с.
- Матюгин И.Ю. Как развить внимание и память вашего ребенка. — М.:Рипол Классик, 2010 — 112 с.
- Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие — СПб: Питер, 2013 — 288 с.
- Микадзе Ю.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция старших дошкольников и младших школьников (по методике ДИАКОР): Учебно-методическое пособие/ Микадзе Ю.В., Чурсина Н.П., Маслов О.Р. — М.:ГАОУ ВПО МИОО, 2012 — 128 с.
- Микадзе Ю. В., Чурсина Н. П. Нейропсихологическая диагностика и коррекция памяти у 6-ти и 7-ми летних детей // Журнал практического психолога. — 1996. — № 6. — С. 12–21.
- Никишина В.Ю. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития. — М.:Владос, 2003 — 80 с
- Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: Хрестоматия/ Сост. и общая редакция В.М. Астапова и М.Ю.Микадзею — СПб: Питер, 2001 — 256 с.
Источник