Интеллектуальное развитие ребенка на разных возрастных этапах
Как швейцарский психолог создал свою теорию интеллекта и изучал детскую речь
4 стадии развития детского интеллекта по Жану Пиаже
Как только заходит речь о детском развитии, его периодах и законах, сразу неизбежно всплывает имя швейцарского психолога и философа Жана Пиаже. Ему удалось на самом деле узнать, и узнать точно, на опыте: как развиваются дети, какие задачи стоят перед ними на разных этапах и вообще — как мы учимся думать.
Молодой Жан Пиаже с детства любил биологию, постоянно наблюдал за самыми разными живыми существами и писал о них статьи. При этом он получил степень доктора философии и интересовался психоанализом. Все эти занятия и увлечения как будто подготовили его к тому, что стало главным делом жизни Пиаже — к наблюдению за детьми. Молодой доктор философии становится учителем в парижской школе для мальчиков, директором которой был Бине, изобретатель теста IQ. Пиаже помогает Бине обрабатывать результаты теста и обращает внимание на то, что дети одного возраста постоянно делают похожие ошибки. Ошибки, которых не делают взрослые. Это и навело Пиаже на мысль о том, что когнитивное развитие преодолевает некие общие для всех ступеньки, что наш ум лишь постепенно созревает для понимания некоторых понятий, и у всех людей это происходит примерно одинаково. Позже, кроме чужих детей, Пиаже с рождения наблюдал и троих своих.
4 стадии развития детского интеллекта по Жану Пиаже
Метод Пиаже сочетал в себе строгие научные наблюдения и эксперименты (к которым он привык ещё в юности) и свободную беседу (как в его любимом психоанализе). Собственный метод Пиаже назвал «клинической беседой», и он отлично подходил для изучения мышления детей.
Что выяснил Пиаже
Согласно Пиаже, центральный стержень развития психики — это интеллект. Ребёнок развивает и формирует всё более адекватную схему ситуации — и таким образом, активно взаимодействуя со средой, адаптируется к ней. Во время этого процесса ребёнок постепенно начинает понимать некоторые законы, которые действуют в мире вещей и людей. Каждый этап развития характеризуется типичными ошибками (ограничениями) мышления.
Стадии развития детского интеллекта
1. Стадия сенсомоторного интеллекта (0 — 2 года)
При помощи органов чувств и своих движений ребёнок открывает окружающий мир, начинает видеть связь между собственными действиями и их последствиями. Он начинает понимать, что сам он — нечто отдельное от внешнего мира. Но «внутренний план» пока недоступен ребёнку, он манипулирует только конкретными предметами.
4 стадии развития детского интеллекта по Жану Пиаже
2. Период дооперациональных представлений (2 — 7 лет)
Ребёнок постепенно начинает формировать «внутренний план». Теперь он учится использовать символы: карандаш — это градусник, а крышка от коробки — лодка. Дооперациональной эта стадия называется потому, что ребёнок ещё не в силах воспринять некоторые виды опыта.
Например:
- предметов, которые лежат в ряд, по мнению ребёнка, становится больше, если их расставить с большими промежутками;
- даже после нескольких проб дошкольник не в силах понять, что если перелить воду из высокого и узкого стакана в низкий и широкий, то количество воды не изменится;
- ребёнок считает, что кусок пластилина уменьшится, если из шарика его раскатать в колбаску. А верёвка станет короче, если её изогнуть.
Если научить дошкольника правильному ответу и объяснению — он воспримет эту информацию. Но стоит чуть изменить эксперимент, и ребёнок снова начнёт давать прежние ответы. При этом закон сохранения количества предметов (например, шариков) он начинает понимать раньше, чем закон сохранения вещества (например, воды или пластилина) и обратимость операций.
Мышление ребёнка на этой стадии эгоцентрично: он с трудом может понять, что кто-то имеет другую точку зрения, отличную от его собственной. Отчасти и этим объясняется ограниченность его возможностей на дооперациональной стадии.
4 стадии развития детского интеллекта по Жану Пиаже
Например, Пиаже показывал взятым поодиночке детям макет из трёх гор, на каждой из которых был какой-то отличительный признак: домик, река или снежная вершина. Он давал им и несколько фотографий, на которых горы были изображены с разных сторон. Ребёнка просили выбрать фотографию, на которой горы было видно так, как их видит сам ребёнок, с той же стороны. Обычно ребёнок не ошибался. После этого Пиаже сажал по другую сторону макета куклу и просил ребёнка выбрать фото, на котором горы изображены так, как «видит» их кукла. Дошкольники не могли это сделать и снова выбирали своё фото. Даже если ребёнка и куклу меняли местами — все повторялось: ребёнок правильно выбирал свою картинку и не мог встать на «точку зрения куклы».
Пиаже подчёркивал, что эгоцентризм уходит не тогда, когда у ребёнка становится больше опыта, а только тогда, когда он начинает осознавать, что его точка зрения лишь одна из возможных, что он не единственный центр, а один из множества центров. Этот переход от эгоцентризма к децентрации Пиаже назвал законом развития.
3. Период конкретных операций (7 — 11 лет)
Ребёнок уже может не только использовать символы, но и манипулировать с ними на логическом уровне. Например, складывать и вычитать несуществующих коров, объединять предметы в классы. Он начинает понимать сохранение вещества (если разделить комок пластилина на много маленьких комочков, его не станет меньше) и обратимость операций. Однако он пока решает все задачи по отдельности, и решение зависит от содержания задачи. Обобщать ребёнок ещё не умеет.
Решив задачку про Васю и яблоки, первоклассник может зависнуть над такой же задачей про Люсю и огурцы — просто потому, что для него это пока разные задачи. Второклассник уже вполне в силах понять, почему квадрат — разновидность четырёхугольника, а утка — разновидность птицы. Но если спросить его, кого в мире больше, уток или птиц, квадратов или прямоугольников, то он, скорее всего, не найдёт объяснения и начнёт рассуждать о том, что и уток, и птиц «очень много». И имеет на это полное право. Ведь хотя восьмилетка и умеет классифицировать, для понимания отношений между частью и целым нужно нечто более — логическое мышление. А оно развивается позже.
4 стадии развития детского интеллекта по Жану Пиаже
4. Период формальных операций (после 12 лет)
Теперь подростку доступно конкретное и абстрактное логическое мышление. Он может вообразить себе несуществующие объекты, мыслить по аналогии, понимать метафоры, становиться на точку зрения другого человека. Теперь он может решать задачи «в общем виде», и яблоки с собаками для примера ему не нужны. Чтобы мыслить, подростку уже не требуется связь с реальными физическими объектами или фактическими событиями. Операции полностью перешли во внутренний план.
Как детское мышление связано с речью
Пиаже первым заговорил о том, что развитие мышления связано не с речью, а с развитием мыслительных операций. Именно поэтому неговорящий ребёнок — не значит неразвитый ребёнок. Не речь, а оперирование предметами и понятиями — та основа, на которой развивается интеллект. И развитие это всегда идёт снаружи внутрь, от конкретного к абстрактному.
Со времён Пиаже его методы были усовершенствованы, а выводы — многократно проверены, скорректированы и дополнены. Сейчас аналоги клинических бесед вовсю используются в диагностике развития детей. Ну а нам стоит помнить, что невозможно ни перескочить через стадию развития, ни ускорить её прохождение. Хотя в конце предыдущего этапа перед детьми вполне можно начинать ставить задачи следующего. Например, играть с двухлетними в «телефон», прикладывая к уху не настоящий телефон, а его символ-замену. Или показывать пяти-шестилетним, что большой предмет может быть лёгким, а маленький — тяжёлым. Или писать с 10-11-летними сочинение «с точки зрения моей собаки». Ведь, в конце концов, чёткой границы между этапами нет. Главное — не делать грубых ошибок, которые говорят только о нашем взрослом эгоцентризме, не имеющем объяснения с точки зрения теории развития и потому не таком простительном.
Фото: Wikimedia Commons, iStockphoto (Jovanmandic, mzoroyan, djedzura)
ВАМ МОГУТ ПОНРАВИТЬСЯ ЭТИ ТЕКСТЫ:
Школьники Яндекс.Лицея делают чат-ботов и игры на Python. Ваш ребёнок тоже сможет!
«Когда говорят, что детей с особенностями стало больше из-за изменений в мире, — это бред»
Обязательные прививки, сон в обуви и никаких супов: как устроены детские сады в Италии
Источник
Здравствуйте, дорогие читатели! Отслеживать физический рост ребенка легко, но не так легко отслеживать его умственный рост. Интеллектуальное развитие ребенка разделено на фазы известным психологом Пиаже. Давайте рассмотрим особенности интеллектуального развития детей по этапам.
Что такое интеллектуальное развитие ребенка?
Интеллектуальное развитие у детей происходит быстро, используя тот опыт, который они получают. Со временем и опытом их память, навыки решения проблем, рассуждения и мыслительные способности оттачиваются и развиваются.
4 этапа интеллектуального развития ребенка
Интеллектуальное развитие ребенка характеризуется определенными действиями и примерами подражания, которые мы можем узнать, если мы их знаем. Существует четыре различных этапа интеллектуального развития ребенка, которые были указаны Пиаже.
Сенсорно-моторная стадия интеллектуального развития ребенка
Период от 0 до 2 лет
- Первые два месяца отмечены элементарными двигательными движениями, такими как сосание и хватание. Это рефлекторный этап.
- Следующие два месяца отмечены повторяющимися движениями. Это этап первичных повторяющихся реакций.
- В фазе от 4 до 8 месяцев ребенок повторяет движения, к примеру, когда висят игрушки над кроваткой, и малыш приводит их в движение, прикасаясь или пиная их. Это стадия вторичных повторяющихся реакций.
- К тому времени, когда ребенку исполнится один год, вы увидите, что его движения становятся более сложными. Этот этап является координацией вторичных реакций.
- В следующие шесть месяцев ребенок обнаружит новые способы выполнения одной и той же задачи. Вы можете обнаружить, что ваш ребенок потянул подушку, чтобы взять с нее игрушку. Это третичные повторяющиеся реакции.
- В возрасте двух лет ребенок начинает проявлять признаки умственного решения проблем, связанных с активной деятельностью, перед выполнением действий. Это изобретение новых средств посредством ментальной комбинации.
Предпусковой период интеллектуального развития ребенка
Период от 2 до 7 лет
- Эта фаза интеллектуального развития дошкольного возраста длится от 2 до 7 лет и характеризуется следующими событиями в жизни ребенка.
- В возрасте от 2 до 4 лет развиваются языковые навыки ребенка. Его речь, однако, не очень логична. Ребенок может вспомнить и поговорить об объектах, которые в данное время не видны. Это предварительная фаза.
- В возрасте от четырех до семи лет ребенок развивает свои умения говорить. Разговор имеет больше смысла, и ребенок способен распознавать и использовать простую логику. Игры с простыми правилами теперь понятны для ребенка. Это интуитивная фаза.
Период логических операций интеллектуального развития ребенка
Период от 7 до 12 лет
Теперь ребенок способен понимать логические шаблоны, а также использовать их. В это время умственные способности превращаются в твердое понимание того, что нужно сделать и для чего. Ребенок теперь способен понимать категории и может решать проблемы логически и правильно.
Обратите внимание на онлайн-школу развития интеллекта для деток от 2 до 11 лет. Здесь представлены упражнения, задачи, раскраски для детей разного возраста. Ребенок может заниматься как с мамой, так и самостоятельно! За правильно выполненные задания малыш получает грамоты и кубки!
Период формальных операций интеллектуального развития ребенка
Период от 12 лет и старше
Именно на этом заключительном этапе интеллектуального развития ребенок может начать понимать и думать об абстрактных понятиях.
Логика и дедуктивные рассуждения становятся понятными для ребенка. Сложные логические и абстрактные последовательности становятся легкими для ребенка, чтобы думать и применять их в решении текущих проблем.
Психическое и физическое развитие ребенка сильно ускоряется в первые годы его жизни. Вы должны помнить, что каждый ребенок по-своему уникален. Не оказывайте лишнего давления на своего малыша. Пусть ваш ребенок развивает свои навыки самостоятельно и наслаждается стадиями роста!
На сегодня это вся информация об интеллектуальном развитии ребенка. Поделитесь статьей с друзьями в социальных сетях и подписывайтесь на обновления блога. Удачи!
Источник
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. «Возрастная психология»
Курс лекций
Ростов-на-Дону 2002
Программа……………………………………………………………………………………………………………………….. 2
Темы семинарских занятий:…………………………………………………………………………………………….. 4
1-й семинар. Новорожденность и младенчество……………………………………………………………… 4
2-й семинар. Ранний возраст (от 1 года до 3-х лет)………………………………………………………….. 4
4-й семинар. Психологическая готовность к школьному обучению…………………………………. 5
5-й семинар. Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет)………………………………………………. 5
7-й семинар. Старший школьный возраст: ранняя юность (от 15 до 17 лет)……………………… 5
Рекомендуемая литература……………………………………………………………………………………………… 6
Дополнительная литература:…………………………………………………………………………………………… 6
Программа
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Лекция 1. Предмет возрастной психологии.Проблемы возрастного развития. Типы возрастных преобразований. Возраст. Возрастные кризисы. Сензитивные периоды развития. Области практического применения возрастной психологии. Связь возрастной психологии с другими науками.
Лекция 2. Методы исследования в возрастной психологии.Организационные методы (метод срезов, сравнительный метод, лонгитюдный метод). Эмпирические методы (наблюдение, экспериментальный метод, психодиагностические методы). Этика психологических исследований.
Лекция 3. Факторы развития психики ребенка.Роль биологических факторов в развитии психики. История биогенетического подхода в возрастной психологии (Ч.Дарвин, Э.Геккель, С.Холл). Современные представления о роли биогенетических факторов в развитии психики ребенка. Теории социального научения. История социологизаторского подхода в возрастной психологии (Д.Локк, Н.Миллер, Дж.Доллард). Соотношение биологического и социального в развитии (взгляды В.Штерна, Л.С.Выготского). Роль социальных факторов в развитии психики ребенка. Влияние обучения на формирование психики ребенка (Л.С.Выготский о «зоне ближайшего развития»). Влияние деятельности на формирование психики ребенка (А.Н.Леонтьев о роли «ведущей деятельности»). Влияние общения на формирование психики ребенка (особенности общения в разных возрастных периодах). Периодизация возрастного развития.Общие подходы к проблеме периодизации. Критерии периодизации психического развития ребенка. Периодизации детского развития по внешнему критерию (В.Штерн, Р.Заззо, А.В.Петровский). Периодизации детского развития по внутреннему критерию (П.П.Блонский, З.Фрейд, Л.Колберг). Периодизации детского развития по совокупности внутренних критериев (Э.Эриксон, Л.С.Выготский).
Интеллектуальное развитие ребенка. Периодизация интеллектуального развития по Ж.Пиаже. Факторы развития интеллекта по Пиаже. Периоды интеллектуального развития по Пиаже (сенсомоторный период, дооперациональный период, период конкретных операций, период формальных операций).
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ
Лекция 4. Новорожденность.Врожденные формы психики. Психическая жизнь новорожденного. Младенчество.Двигательная активность ребенка. Психическое развитие ребенка младенческого возраста. Восприятие и память у младенцев. Речь и мышление младенца. Эмоционально-личностное развитие. Кризис 1-го года. Лекция 5. Ранний возраст (от 1 года до 3-х лет).Развитие речи у детей раннего возраста. Развитие познавательных процессов (восприятие, память, мышление, психологические механизмы научения). Предметная и игровая деятельность. Кризис 3-х лет.
Лекция 6. Дошкольный возраст (от 3-х до 7 лет).Игра как ведущая деятельность. Развитие речи. Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте. Развитие личности в дошкольном возрасте.
Лекция 7. Психологическая готовность к школьному обучению.Общая характеристика развития 6-летнего ребенка. Компоненты психологической готовности к школьному обучению (интеллектуальная готовность, личностная готовность, социально-психологическая готовность). Типология психологической готовности к школьному обучению.
Лекция 8. Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет).Кризис 7 лет. Виды деятельности младшего школьника (учебная деятельность, трудовая деятельность, игровая деятельность, общение). Психологические особенности начального этапа обучения. Познавательное развитие детей младшего школьного возраста (воображение, память, внимание, мышление). Комплексное развитие детского интеллекта в обучении, развивающее обучение. Развитие личности в младшем школьном возрасте. Лекция 9. Подростковый возраст (от 11 до 15 лет).Пубертатный кризис. Психофизиологическое развитие. Общая характеристика познавательного развития (память, восприятие, воображение, речь, мышление). Развитие личности в подростковом возрасте. Отношения со взрослыми и сверстниками. Лекция 10. Старший школьный возраст: ранняя юность (от 15 до 17 лет).Условия развития. Общая характеристика познавательного развития. Развитие общих и специальных способностей. Личность старшеклассника. Общение. Профориентация. Нравственное самосознание, становление мировоззрения.
Темы семинарских занятий:
1-й семинар. Новорожденность и младенчество.
1 тема.Новорожденность. Врожденные формы психики (безусловные рефлексы, вкусовая и обонятельная чувствительность, двигательная активность, зрительная чувствительность).
2 тема.Новорожденность. Психическая жизнь новорожденного (созревание мозга, цикл бодрствования, слуховое и зрительное сосредоточение, «комплекс оживления»).
3 тема. Младенчество. Двигательная активность ребенка (физическое развитие, развитие тонких ручных движений).
4 тема.Психическое развитие ребенка младенческого возраста. Восприятие и память у младенцев. Речь и мышление младенца.
5 тема.Эмоционально-личностное развитие младенцев. Кризис 1-го года (аффективные реакции, автономная речь).
2-й семинар. Ранний возраст (от 1 года до 3-х лет).
1 тема.Развитие речи у детей раннего возраста. Этапы речевого развития (пассивная речь,
активная речь, грамматика речи, предложения, синтаксические конструкции). Функции
детской речи (коммуникативная, семантическая, познавательная). Психологические
механизмы развития речи (подражание, образование условнорефлекторных ассоциаций,
постановка и опытная проверка эмпирических гипотез).
2 тема.Развитие познавательных процессов (восприятие, память, мышление,
психологические механизмы научения).
3 тема.Предметная и игровая деятельность. Виды игр.
4 тема.Развитие личности в возрасте от 1 года до 3-х лет (эмоциональное развитие, общение, самосознание, деловые качества).
5 тема.Кризис 3-х лет. Психологические проявления кризиса по Выготскому (негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, деспотизм, обесценивание).
3-й семинар. Дошкольный возраст (от 3-х до 7 лет).
1 тема.Игра как ведущая деятельность. Эволюция игровой деятельности. Стадии развития игровой деятельности. Условия появления игры. Виды игр. Компоненты игры. Функции игры.
2 тема.Развитие речи. Компоненты речевого развития. Грамматика речи. Письменная речь.
3 тема.Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте. Восприятие (этапы формирования перцептивных действий, роль наглядных компонентов в восприятии). Внимание. Память (виды памяти, этапы формирования произвольной памяти, особенности мнемических процессов дошкольников). Воображение (виды воображения, функции аоображения, этапы развития воображения). Мышление (этапы развития мышления, условия мыслительной деятельности, развитие словесно-логического мышления).
4 тема.Развитие личности в дошкольном возрасте. Эмоциональная сфера (общая
характеристика эмоциональной сферы, механизм возникновения эмоциональных
состояний, контроль эмоциональных состояний, структура эмоциональных процессов).
Мотивационная сфера (общая характеристика мотивационной сферы, структура
мотивационной системы, виды личностных мотивов). Индивидуальность (механизмы
формирования индивидуальности, формирование характера, формирование нравственных
норм). Самосознание (типы самооценки, линии развития самосознания).
4-й семинар. Психологическая готовность к школьному обучению.
1 тема.Проблема обучения детей с шести лет. Общая характеристика развития 6-летнего
ребенка. Психологические условия обучения. Специфика школьного обучения 6-леток.
Адаптация к школьному обучению.
2 тема.Психологическая готовность к школе. Уровень развития способностей. Компоненты психологической готовности к школьному обучению (интеллектуальная готовность, личностная готовность, социально-психологическая готовность).
3 тема.Типология психологической готовности к школьному обучению. Варианты психологической неготовности. Типология психического развития детей (учебный тип, предучебный тип, псевдоучебный тип, коммуникативный тип, дошкольный тип).
5-й семинар. Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет).
1 тема.Кризис 7 лет (причины кризиса, психологические перестройки). Виды деятельности младшего школьника (учебная деятельность, трудовая деятельность, игровая деятельность, общение). Психологические особенности начального этапа обучения.
2 тема.Познавательное развитие детей младшего школьного возраста (воображение, память, внимание, мышление). Комплексное развитие детского интеллекта в обучении, развивающее обучение.
3 тема.Развитие личности в младшем школьном возрасте. Развитие мотивационной сферы
(социальные мотивы учения, познавательная мотивация, мотивация достижения успехов).
Характер (становление самостоятельности и трудолюбия). Общение, усвоение правил и
норм общения. Самосознание (типы самооценки, психологические особенности детей с
низкой самооценкой, развитие адекватной самооценки).
6-й семинар. Подростковый возраст (от 11 до 15 лет).
1 тема.Пубертатный кризис. Психофизиологическое развитие (физиологическая основа
пубертатного кризиса, физическое развитие, физиологические перестройки, половая
идентификация, образ физического «Я»).
2 тема.Общая характеристика познавательного развития (память, восприятие,
воображение, речь, мышление).
3 тема.Развитие личности в подростковом возрасте (эмоциональная сфера, подражание
внешним формам поведения, чувство взрослости, Я-концепция, характер).
4 тема.Отношения со взрослыми и сверстниками (виды увлечений, общение,
подростковые конфликты, стили семейного воспитания). Достижения психического
развития подростков.
7-й семинар. Старший школьный возраст: ранняя юность (от 15 до 17 лет).
1 тема.Условия развития. Общая характеристика познавательного развития.
Совершенствование психических процессов. Интеллектуальное развитие. Развитие общих и
специальных способностей.
2 тема.Личность старшеклассника (самоопределение, самооценка, эмоциональная сфера).
3 тема.Общение. Профориентация. Нравственное самосознание, становление
мировоззрения.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
(по курсу «Возрастная психология»):
Основная литература:
1. Возрастная и педагогическая психология (под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С.
Михальчик). – М., 1984.
2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: Изд. УРАО, 1997. – 176 с.
3. Люблинская А.А. Детская психология. – М., 1971.
4. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Изд. Академия, 1998. – 456 с.
5. Немов Р.С. Психология: В 2 кн. – М., 1994.
6. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. – М.: Роспедагентство, 1996. – 374 с.
Дополнительная литература:
1. Божович Л.И. Этапы формирования личности. – М.; Воронеж, 1995.
2. Венгер А.Л. Психологическая готовность детей к обучение в школе. – М., 1985.
3. Возрастная и педагогическая психология (под ред. А.В. Петровского). – М., 1979.
4. Выготский Л.С. Младенческий возраст – Собр. соч.: В 6 т. М., 1984.
5. Выготский Л.С. Кризис первого года жизни – Собр. соч.: В 6 т. М., 1984.
6. Выготский Л.С. Раннее детство – Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т. 4.
7. Выготский Л.С. Кризис трех лет – Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т. 4.
8. Выготский Л.С. Кризис семи лет – Собр. соч.: В 6 т. – М., 1984. Т. 4.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь – Собр. соч.: В 6 т. – М., 1982. Т. 2.
10. Выготский Л.С. Педология подростка – Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т. 4.
11. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 1993.
12. Зак А.3. Развитие теоретического мышления у младших школьников. – М., 1984.
13. Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждении личности. М., 1994.
14. Кле М. Психология подростка (психосексуальное развитие). – М., 1991.
15. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. –
М., 1988.
16. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., 1982.
17. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе.
– М., 1987.
18. Липкина А.И. Самооценка школьника. – М., 1976.
19. Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе. – М., 1990.
20. Общение и формирование личности школьника (под ред. А.А. Бодалева, PЛ.
Кричевского). – М., 1987.
21. Психическое развитие младших школьников (под ред. В.В. Давыдова). – М ., 1990.
22. Развитие личности ребенка (пер. с англ.) – М., 1987.
23. Флейк-Хобсон К; Робинсон Б.Е.. Скин П. Развитие ребенка и его отношение с
окружающими. М., 1993.
24. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту
(под ред. И.В. Дубровиной). – М., 1987.
25. Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей. – М., 1994.
26. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 1960.
27. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.
28. Эльконин Д.Б. Развитие личности ребенка-дошкольника. Избр. психол. тр. – М. 1989.
29. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. Избр. психол. тр. – М., 1989.
30. Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков Избр.
психол. тр. – М., 1989.
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Лекция 1
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник