Интеллектуальное развитие ребенка на основе самовоспитания и саморазвития
Когда пора задумываться о саморазвитии ребенка? Когда он только родился, или когда впервые оказался в песочнице, в школе? Хочется дать ему как можно больше, но при этом не задавить гиперопекой. Как развивать непоседу, чтобы он чувствовал себя свободным и счастливым? Об этом и пойдет речь.
Что влияет на саморазвитие личности ребенка?
Чтобы ребенок стал гармоничной личностью и был уверенным в себе, безусловно, нужно любить его. Это вы прекрасно понимаете. Но давайте посмотрим, что еще формирует маленького человечка. На что родителям следует обратить внимание?
1. Опыт отношений
Этот начинается с семьи. Малыш видит, как ведут себя взрослые: что говорят и как поступают. И этот опыт закладывается автоматически. Незаметно для себя ребенок копирует поведение родителей.
Если родители часто ссорятся и манипулируют друг другом, для ребенка эта картина мира условно правильная. В дальнейшем он будет практиковать схожие «приемчики» при построении отношений.
Так что роль родителей в саморазвитии ребенка наиглавнейшая. Показывайте своим примером, как важно заботиться друг о друге, слышать и сопереживать. Например, если вы постоянно «пилите» мужа и во всем его контролируете, возможно, ваша дочь возьмет эту модель поведения за образец. А у сына возникнут проблемы с самостоятельным принятием решений.
2. Преодоление трудностей
Большинство родителей стремятся оградить свое чадо от лишних сложностей. Если малыш упал, испуганные мамочки тут же спешат на подмогу. Забрали игрушку на площадке — мама тут как тут. Обидел в школе одноклассник — папа идет разбираться. Наверняка, вы понимаете, что будет в итоге.
Ребенку с малых лет необходимо показывать, что он сам вполне может решить свои проблемы. Не все, конечно же. Но вот завязать шнурки или дотянуться до выключателя вполне посильные задачи.
Когда маленький человек преодолевает препятствия, он не просто становится сильнее. Он накапливает в себе дополнительные ресурсы для достижения результата.
Так что, если вас волнует тема саморазвития и воспитания детей, позволяйте своему ребенку справляться самостоятельно с трудностями. Но не путайте, пожалуйста, данный процесс с «достигаторством» любой ценой. Это является одной из главных детских проблем. Подробнее об этом читайте в статье «Мы же нормальные выросли!» Топ-7 родительских ошибок».
3. Семейные традиции
Это все то, что создает особую атмосферу дома. Начиная от распорядка дня, заканчивая пополнением домашней библиотеки. Уточним, что традиции должны порождать в ребенке лишь положительные эмоции.
Пример. Когда папа каждый день после работы ложится на диван, попивая пивко — это не традиция. А вот когда папа по выходным берет сына на велопрогулку — это хорошая традиция и развивает в ребенке лучшие качества.
Если у вас в семье пока нет особых традиций, самое время создать! Рисование новогодних открыток, походы с палатками, рыбалка по выходным и т.д.
4. Свобода выбора
Ваша задача — создать условия для самореализации ребенка. Внимательно наблюдайте за своим чадом: что он любит, к чему больше тянется и помогайте ему развиваться в этом направлении. Ведь многие родители грешат тем, что навязывают свои нереализованные желания.
Помните, что все перечисленные факторы важны буквально с пеленок. Уделяйте им особое внимание, не говорите что-то вроде: «Потом наверстаем». А что и как делать, разберем ниже.
Методы саморазвития ребенка
1. Игры
Все дети любят играть. С помощью игры они познают мир, себя и окружающих. Очень многие задачи можно решать играючи. Каждая забава развивает отдельные способности у непоседы. Например, подвижные игры тренируют координацию и ловкость, укрепляют иммунитет.
Строительные игры полезны для развития конструктивных навыков. Строить можно из чего угодно. И, кстати, чем больше развита фантазия ребенка, тем разнообразнее подручный материал. Замечали, что у многих детей в ход идут ложки, стаканы, стулья?
А еще понаблюдайте, когда крохи устраивают сюжетно-ролевые игры. Это одна из лучших техник саморазвития ребенка. Дети импровизируют, моделируют бытовые ситуации, учатся принимать решения и общаться.
2. Творчество
Ранний возраст — это лучший период, когда пора заняться развитием творческого потенциала. Ведь именно малыши проявляют любопытство практически ко всему на свете. Они с радостью берутся за любое занятие.
У каждого ребенка есть определенные творческие задатки от природы. Но сами по себе они не совершенствуются. Так что ваша задача — раскрыть эти способности и направить в нужное русло.
Есть и другая сторона медали. Молодые мамочки часами готовы изучать интересные сайты для саморазвития. Для детей они выбирают, все что сейчас модно: от грудничкового плавания до курсов робототехники. Пожалуйста, не перегибайте палку. Учитывайте и потребности малыша.
3. Общение
Хотя век цифровых технологий внес свои коррективы в процесс коммуникации, живое общение ничем не заменить. Увы, но современные дети раньше осваивают игры на планшете, чем правильную речь.
Совет. Говорите с детьми с самого рождения. Обо всем, что видите, что происходит. А еще возьмите за правило делиться с сыном или дочкой своими переживаниями, эмоциями. Не обесценивайте свои чувства. Вы не только мама а живой человек со своими интересами и заботами.
К слову, если вы устали крутиться как белка в колесе, устройте себе перезагрузку. Пройдите курс «Секреты женского счастья» в Тренинговом центре Павла Ракова.
И еще момент. Не ограничивайте общение ребенка со сверстниками. У него должны быть друзья. Благодаря окружению, он учится отстаивать свои личные границы, сопереживать, принимать решения.
Как развивать в ребенке самостоятельность?
Заботливые родители, сдувающие пылинки со своего крохи, рискуют вырастить инфантильного и неприспособленного человека. Чтобы этого избежать, нужно с на каждом этапе жизни ребенка помогать ему быть самостоятельным.
Дошкольный возраст
Простой способ для саморазвития ребенка-дошкольника — предоставить ему право выбора. Например, как проводить свое время. Предлагайте варианты: погулять на детской площадке или слепить снеговика. Построить город из конструктора или нарисовать дом. Не стоит постоянно диктовать непоседе, чем ему заняться.
Начальная школа
На этом этапе можно предложить и более глобальные решения. В каких мероприятиях участвовать. Чем питаться, чтобы быть здоровым и т.д. Но и смысл фразы «Решать тебе» для школьника приобретает уже иной подтекст.
Чтобы не было эффекта вседозволенности, разговаривайте примерно так: «Я понимаю, что ты очень хочешь пойти на премьеру фильма. Но давай сначала я тебе расскажу обо всех плюсах и минусах этого похода. А потом ты сам примешь решение».
Средняя школа
Примерно в 8-9 классе дети начинают всерьез задумываться о будущей профессии. Иногда родителям непросто смириться с выбором подростка. Они считают, что лучше разбираются в жизни, начинают «грузить» авторитетом.
Как правильно? Проштудируйте вместе с ребенком информацию о выбранной профессии, изучите все нюансы, подводные камни. Обсудите, как он видит свое будущее. Без назиданий.
Старшие классы
Не все родители спешат сказать старшекласснику: «Решай сам». Есть страх, что подросток наломает дров, попадет под влияние сверстников. Поэтому все больше мам и пап выбирают запреты вместо компромиссов. Лишь бы их чадо не попало в беду.
Выход есть: разговаривайте с сыном или дочерью, выстраивайте доверительные отношения, без ультиматумов и истерик. Обязательно хвалите подростка, поддерживайте его, и вы избежите многих проблем.
P.S. Даже если пока не все получается, не переживайте. Идеальных родителей не бывает, впрочем как и идеальных детей. Самое главное, что вы можете дать своему ребенку — любовь. Приумножайте ее и вдохновляйте самого родного человечка на большие и маленькие победы. За вдохновением для себя заходите в раздел «Женское предназначение».
Источник
Доклад на тему «Методика развития личности ученика с целью поощрения его к саморазвитию и самовоспитанию на уроках»
Многие педагоги рано или поздно сталкиваются с проблемой отсутствия интереса к учебе у некоторых детей. Я очень люблю, когда дети на уроке активны и задумываюсь над вопросом, как поддерживать эту активность на протяжении всего урока. Как организовать урок так, чтобы он стал для школьников радостью познания мира и активизировал бы их желание учиться?
Для начала необходимо понять, в чем причины спада школьной мотивации? И познавательной активности в частности.
Можно выделить огромное количество всевозможных причин:
Низкий уровень интеллектуального развития ребенка.
Нет опоры на союзников учителя родителей.
Отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся (я не пойму)
Предпочитает пустое время препровождение (никто ему не открыл радость познания)
Отсутствие эффекта новизны.
Для изменения ситуации существует много методов. И один из них поощрение детей и побуждение их к формированию мотивации к учению, обеспечению успешности учебной деятельности и адекватной самооценки учащихся.
Поощрение – это способ педагогического воздействия на личность, выражает положительную оценку воспитателем поведения воспитанника с целью закрепления положительных качеств и стимулирования к деятельности. Однако поощрение не должно превращаться в захваливания, потому что тогда оно тормозит стремление к деятельности. Поощрение должно быть своеобразной психологической подпиткой.
Применяя метод поощрения, необходимо обеспечить объективность, справедливость, учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.
Поощрение борется с такой причиной, как отсутствие адекватной самооценки у учащихся, позволяет формировать у учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться.
Каким же может быть поощрение?
Виды поощрений в школьной ситуации могут быть самыми разнообразными: одобрение, похвала, устная и письменная благодарность, награда, ответственное поручение, проявление доверия и восхищения, заботы и внимания, прощение за поступок.
Среди методов стимулирования большое место занимает соревнование. Суть соревнования состоит в том, чтобы добиваться общего подъема работы. Соревнование помогает учителю увидеть и оценить возможности каждого ребенка, помочь наметить посильную перспективу в продвижении вперед, воспитать волю и характер.
Успех в учении зависит не только от прилежания, но и от имеющихся у каждого ученика способностей к интеллектуальной деятельности и общего уровня развития. Ребенок может обладать такими способностями, тогда ему будет легко даваться учение и работать он может без особого старания и прилежания. Другой ребенок при наличии средних способностей может проявлять прилежание, обладать хорошей усидчивостью и работоспособностью. Даже при наличии совершенно одинаковых показателей в учении нельзя одинаково оценить их учебные успехи. Поэтому в условия соревнования можно вносить такие показатели: всегда выполнять домашние задания, работать прилежно, не иметь замечаний учителя на уроке, иметь опрятные тетради, выполнять школьный и домашний режим дня, не опаздывать на уроки, читать дополнительную литературу по предметам. Эти показатели характеризуют отношение ученика к учению, и их следует включать в пункты соревнования.
Хотелось бы отметить, что творчество учителя в выборе или изобретении системы поощрений играет определяющую роль. Построить диаграмму «Я расту». Каждый ребенок за значимое для него достижение получал звездочку, которая клеились одна над другой, образуя столбчатую диаграмму. Можно собирать жетоны, а в конце четверти устроить ярмарку и обмен жетонов на ценные призы. Можно взять идею сетевых супермаркетов, когда покупатели не могут остановиться и приобретают товары, копя баллы, наклейки и прочее. Так же и дети будут стремиться к лучшему, через простые методы поощрения.
Хотелось бы отметить, что во всем нужна мера и поощрение не должно быть для детей единственной целью. Мотив приобретения должен идти рядом с мотивом познания на первых этапах развития познавательной активности, и являться приятным дополнением жажды знаний на последних этапах.
Воспитание – один из важных факторов развития личности, но оно отнюдь не безразлично по отношению к ее саморазвитию. Более того, именно в этом саморазвитии оно получает свою подлинную реализацию и эффективность. Организуя воспитание, нельзя не учитывать активности самого ребенка в работе над собой. Дело в том, что все личностные свойства и качества имеют не биологическую, а социальную природу и вырабатываются человеком прижизненно. Единственным источником развития этих свойств и качеств является общественный опыт, накопленный предшествующими поколениями людей. Следовательно, источник развития личности находится не внутри, а вне ее. И это определяет огромную роль среды, условий и влияний в формировании личности. Какую бы сторону личностного развития человека мы ни взяли, она органически связана с его деятельностью, с мерой его активности в этой деятельности и стремлением к собственному совершенствованию. Отсюда следует: ребенку нельзя ничего передать без его собственной деятельности, воли, активности.
Идея саморазвития метко выражена в следующей мысли: «НАУЧИТЬ УЧЕНИКА НЕЛЬЗЯ – ОН МОЖЕТ ТОЛЬКО НАУЧИТЬСЯ, НЕЛЬЗЯ ЕГО ВОСПИТАТЬ – ОН МОЖЕТ ТОЛЬКО ВОСПИТАТЬСЯ». Вне его собственной активной деятельности, желания и собственных усилий в работе над собой его личностное формирование невозможно. Не забываем ли мы порой об этом, передавая ученику знания или пытаясь сформировать в нем те или иные качества?
Подлинная сущность воспитания состоит в том, чтобы, возбуждая активность формируемой личности, вовлекать ее в положительные виды деятельности, способствовать саморазвитию личности. Такова идея саморазвития личности.
А что же мы понимаем под самовоспитанием? Самовоспитание – это деятельность человека, направленная на изменение своей личности.
В.А.Сухомлинский писал: «Я не один год думал: в чем выражается наиболее ярко результат воспитания? Когда я имею моральное право сказать: мои усилия принесли плоды? Жизнь убедила меня: первый и наиболее ощутимый результат воспитания выражается в том, что человек стал думать о самом себе, задумался над вопросом: что во мне хорошего и что плохого. Самые изощренные методы и приемы воспитания останутся пустыми, если они не приведут к тому, чтобы человек посмотрел на самого себя, задумался над собственной судьбой… Воспитание, побуждающее к самовоспитанию, – это и есть, по моему глубокому убеждению, настоящее воспитание». (Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1979. С.259, 260).
Саморазвитие – это самоизменение, самоуправление, самовоспитание, самообучение. Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь школьнику осознать процессы и вызвать их мотивацию, научить управлять ими, ставить цели своего развития, т.е. подвести к самосовершенствованию. Школьник должен хотеть и уметь развивать себя, самосовершенствоваться. Этому поможет технология саморазвития личности, специальные цели педагогического процесса, содержание, методы и средства.
Основой, определяющей интенсивность и направление развития личности, являются потребности: социальные и духовные – потребности в улучшении и совершенствовании себя. В основе развития познавательных потребностей лежат: любопытство, любознательность, интерес, склонность, осознанному самообразованию, творческий поиск, стремление к истине, рефлексия. Потребность в самоутверждении: это стремление иметь преимущество перед окружающими; занимать достойное место в обществе, быть уверенным в себе, быть не хуже других, становиться лучше и лучше, т.е. совершенствоваться. В этом как раз и нужна педагогическая поддержка учащихся со стороны учителя.
Самореализация – это осуществление себя, использование своих возможностей, достижение личностных смыслов, целей, планов, своего предназначения в жизни. Это строительство своей судьбы. Чтобы человек мог самореализоваться, необходимо создать ему соответствующие условия: стимулировать свободу волепроявления, пространство творческой деятельности, социальный комфорт.
Ведущей мотивацией является нравственно-волевая мотивация. Ставка делается на самостоятельную творческую деятельность учащихся, рефлексию деятельности и своей позиции. Стимулирующую роль играет “самоотметка”. Выявилось, что у трети учащихся самооценка занижена. Изменить ситуацию помогает кропотливая индивидуальная работа. Успех в работе становится возможным благодаря реализации принципа педагогической поддержки, а это значит:
верить в каждого ребенка и его возможности;
оценивать не личность, а действия, поступки;
видеть ценность не только результата, а и самого процесса взаимодействия с ребенком;
проявлять внимание к каждому ребенку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их;
не торопиться с выводами;
помогать каждому в поиске своего “Я”, в сохранении уникальности.
Начиная с 5-го класса и далее понижается мотивация учащихся к познавательной деятельности, снижается количество учащихся, обучающихся на “отлично” и “хорошо”, детей, имеющих одну или две тройки по итогам учебного цикла, особенно к 7-му классу. Именно в этом возрастном периоде и нужно искать резервы для улучшения учебной деятельности по сравнению с другими интересами. Количество активности на уроках падает.
Одной из главных причин понижения успехов в учебе является недостаточная теоретическая разработанность стимулирования учебной деятельности учащихся, скудный арсенал используемых стимулов во время урока, формирующих мотивацию успеха.
Педагогическое стимулирование понимается учителями как поощрение деятельности учащихся, дающее возможность ребенку проявить себя с лучшей стороны, как создание условий, при которых дети работают с наибольшей эффективностью и наименьшим напряжением, как своевременная оценка деятельности учащегося.
Диапазон стимулов колеблется от двух до шести. В основном это:
оценка;
запись благодарности в дневник;
словесное поощрение;
групповая работа;
назначение консультантом;
выставка лучших работ.
Наиболее часто встречающиеся стимулы:
в 5-х классах – похвала, оценка, включение в учебную деятельность игр, юмористических минуток, взаимопроверка;
в 6-х классах – познавательные игры, задания практического характера, работа в парах и группах, креативные минутки;
в 7-х классах – познавательные игры, юмористические минутки, оценка, похвала, дозированное домашнее задание, сравнение своих результатов с прошлыми, положительные эмоции учителя.
Учителя часто включают “мнимые стимулы”, не имеющие социально-педагогической значимости: обещание поставить оценку “5”, отпустить до звонка, обещание наказания (угроза вызвать родителей, поставить неудовлетворительную оценку и прочее), ссылки учителя на усталость, плохое самочувствие.
Под самоопределением старшеклассника мы понимаем процесс конструирования им близкой, реально осуществимой и далекой перспективы на основе свободного выбора целей, средств и путей саморазвития, включающего в себя как совокупность индивидуальных ценностей, реальных действий. В настоящее время актуальные проблемы личности, ее самоопределения требуют новых педагогических решений, остро стоит вопрос о поиске современных методов, форм и средств обучения, способствующих эффективному самоопределению школьников.
Сегодня традиционное образование дополняется новыми формами, стимулирующими личностную инициативу, и выступающими в качестве движущей силы самоопределения учащегося. Среди них актуализируются достаточно известные ранее олимпиады, смотры, конкурсы, фестивали, которые в настоящий момент испытывают трансформацию и становятся самостоятельным явлением педагогической действительности
Одним из условий самоопределения старшеклассников считается создание ситуаций успеха. Ситуации успеха позволяют пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя, в свои творческие возможности. Успех – это механизм самосовершенствования, саморазвития школьника. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить самочувствие ученика, ритм, стиль и качество его деятельности, характер взаимоотношений с окружающими. Проблема создания ситуации успеха не нова для психолого-педагогической науки и школьной практики. Очевидно, что в учебно-воспитательном процессе ситуацию успеха необходимо создавать каждому школьнику, поскольку переживаемый человеком успех является источником его движения к новым достижениям, самосовершенствованию, развитию и самоопределению личности ребенка.
Источник