Интеллектуальное развитие ребенка конспекты занятий
Конспект занятия
по интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста
«Задачки Колобка».
Составила:
педагог-психолог МДОУ
детского сада №3
общеразвивающего вида
Истринского муниципального района
Бирюкова Т.В.
Цель:
Развитие интеллектуальной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Продолжать учить детей анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать простые умозаключения.
2. Продолжать учить ориентироваться в пространстве по схеме.
3. Закреплять умение размещать предметы в соответствии с расположением их заместителей.
4. Закреплять умение соотносить речевую форму описания предметов с графической.
5. Закреплять навыки вычислительной деятельности.
6. Развивать способности к логическим действиям и операциям.
7. Развивать познавательные процессы восприятия, внимания, памяти, воображения, саморегулирования и самоконтроля.
8. Воспитывать доброжелательное отношение к друг другу, желание помогать, чувство коллектива.
Материал:
1. Письмо, нарисованная на ватмане схема путешествия, «ключи» к схеме наклеенные на цветной картон (на каждого ребенка); мяч; звукозапись космической музыки;
2. Карточки с предметами для игры «Логический поезд», схема к игре «Разноцветные цепочки»; предметные картинки к игре «Загадай загадку»; карточки к игре «Четвертый лишний», разлинованный на 9 частей лист и набор предметов к игре «Разложи предметы»;
3. Тарелка с конфетами (по числу детей), счетные палочки, мешочек с 3 шариками желтого и 3 шариками красного цвета;
4. Нарисованные лабиринты, простые карандаши по числу детей; карточка с нарисованными предметами (ключ, облако, лиса, огурец, бабочка, окно, кошка) к игре «Угадай имя»; круг разрезанный на несколько частей, вырезанные изображения глаз, носа, рта для игры «Сложи Колобка»;
5. Сундук, замок, ключ, набор геометрических фигур разных по цвету, форме и величине для игры «Угадай, где ключ»; призы для детей.
Используемая литература:
1. Е.А.Носова, Р.Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников», 2006 г.
2. Л.А.Венгер, О.М.Дъяченко и др. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста», М., 1989г.
3. М.В.Ильина «Чувствуем, познаем, размышляем», М., 2004г.
4. О.Машталь «Лучшие методики развития внимания у детей», М., 2008г.
5. С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина и др. «Развиваем мышление», М., 2006г.
6. «Дошкольное воспитание», №8, 12, 2005г.
Ход занятия:
1. Педагог показывает детям письмо и говорит, что оно сегодня пришло в детский сад. Вместе с детьми он распечатывает конверт и читает:
«Здравствуйте, ребята! Я очень люблю играть, загадывать загадки, придумывать разные конкурсы. Но одному играть не интересно. Я думаю, что вы со мной с удовольствием поиграете.
Ваш веселый, любимый ………….
P.S. Если хотите узнать кто я , тогда отправляйтесь в путешествие по карте и постарайтесь выполнить все мои задания.»
2. Педагог обращает внимание детей на карту: «Ну, что отправимся в путешествие?».
Дети: «Да!».
Педагог раздает каждому ребенку «ключ» к карте. Дети вешают «ключи» на шею.
Педагог: «Для того, чтобы начать путешествие необходимо построить поезд.»
Проводиться игра «Логический поезд»: на стол кладется картинка с изображением паровоза. Детям раздаются картинки-«вагончики» с изображением разных предметов. Играющие из них должны сложить «поезд», сцепляя «вагончики» причинно-следственными связями.
Педагог: «Теперь у нас есть на чем ехать, но надо знать куда? Пойдемте к карте.»
Дети вместе с педагогом с помощью «ключа» определяют свой маршрут.
Педагог: «Для того, чтобы приехать к 1 станции вы должны встать в определенном порядке.»
Проводится игра «Разноцветные цепочки»: дети переворачиваю свои «ключи» обратной стороной – у каждого свой цвет. Педагог показывает схему. Дети встают друг за другом согласно схеме. И так друг за другом «подъезжают» к 1 станции (столу).
Схема:
3. Первая станция.
На столе лежат пронумерованные конверты с заданиями:
Конверт 1. «Зарядка для ума» : Педагог зачитывает каждому ребенку по вопросу, если он сам не может ответить, то ему помогают остальные дети.
– Ты, да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (2)
– У трех сестер по одному брату. Сколько всего детей? (4)
– Под каким кустом сидит заяц во время дождя? (под мокрым)
– В группе д/с лыжи есть у 5 детей. Наступило лето. Сколько детей сможет покататься на лыжах? (нисколько)
– Наташа сорвала в саду 3 сливы и 2 моркови. Сколько фруктов набрала Наташа? (3)
– Кто выше прыгает муха или комар? (эти насекомые не прыгают)
– По чему ездят машины? (по дороге)
– Кирпич весит 2 кг. Сколько будет весить две половинки кирпича? (2 кг.)
Конверт 2. «Хитрые задачки»: детям предлагается выполнить следующие задания:
– Каждому ребенку дается по одной счетной палочке и предлагается с ее помощью образовать на столе треугольник (дети должны использовать угол стола);
– Педагог ставит перед детьми тарелку с 8 конфетами (по количеству детей) и просит их разделить конфеты между собой поровну, но так, чтобы одна конфета осталась в тарелке. Дети выполняют. ( одну конфету надо отдать вместе с тарелкой);
– Педагог показывает и сообщает детям, что в «Волшебном мешочке» лежат 3 желтых и 3 красных шарика. Сколько шариков нужно достать из мешочка, чтобы заранее с уверенностью сказать, что хотя бы один из них будет желтым? (4)
Конверт 3. «Загадай загадку»: педагог раздает каждому ребенку по одной картинке и говорит, чтобы они их не показывали друг другу. Ребенок описывает свою картинку, не называя предмет – загадывает загадку, остальные должны догадаться, что на ней изображено.
Педагог: «На этой станции мы выполнили все задания, пора ехать дальше. Надо определить куда?»
Педагог с детьми подходят к схеме и определяют с помощью «ключа» дальнейший маршрут передвижения.
Педагог: «К следующей станции перейдет тот, кто скажет слово наоборот»
Проводиться игра «Скажи наоборот»: педагог кидает ребенку мяч и называет слово, ребенок возвращает мяч и называет слово наоборот:
Сильный – слабый, чистый – грязный, высоко-низко, день- ночь, добро – зло, трус – храбрец, кричать – молчать и т.д.
4.Вторая станция.
Конверт 1. «Четвертый лишний»: педагог раздает детям карточки, на которых изображены 4 предмета. Ребенок находит «лишний предмет» и объясняет свой выбор.
Конверт 2. «Разложи предметы»: каждому ребенку дается разлинованный на 9 квадратов лист и набор картинок (например: 3 мяча, 3 пирамидки, 3 елочки).
Необходимо расставить все картинки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбике была только одна из них.
Педагог: «И на этой станции мы выполнили все задания, двигаемся дальше»
Педагог и дети подходят к схеме и определяют дальнейший путь.
Педагог: «Перед тем, как отправиться к третьей станции, давайте немного отдохнем и наберемся новых сил».
Проводиться релаксационное упражнение «Созвездие»:
Звучит медленная космическая музыка. Дети встают в круг.
Педагог: «Когда ночью мы смотрим на небо, там мы видим звезды. Возьмитесь за руки, закройте глаза и представьте, что вы все звезды. Мы с вами превращаемся в одно большое созвездие. Наше созвездие тихо плывет по ночному небу. Каждая звездочка светит тихим теплым светом. И по нашим рукам-лучикам это тепло передается от одной звездочки к другой, передается спокойствие, уверенность в своих силах и любовь. Каждый из вас чувствует, что все вместе мы составляем одно целое и каждый в этом созвездии очень важен. А сейчас откройте глаза, встаньте широко-широко, и держась за руки поднимите их вверх. Мы с вами одна большая звезда! Нам пора возвращаться. Наша звезда приземляется (дети держась за руки садятся на корточки)». А где же третья станция?
Дети и педагог подходят к следующей станции.
5. Третья станция.
Конверт 1. «Угадай, как меня зовут?»
Перед детьми кладется карточка с нарисованными на ней предметами, по первым буквам предметов дети составляют имя и узнают кто прислал им письмо.(Колобок).
Конверт 2. «Сложи колобка».
Каждому ребенку дается часть круга, вырезанного из бумаги. Дети на столе выкладывают из частей целый круг. Педагог прикрепляет на получившейся круг: глаза, нос, рот – получается колобок.
Педагог: «Вот мы и узнали, кто написал нам письмо. Какой умный Колобок, какие замечательные задания для нас придумал. Посмотрите, здесь остался еще один конверт.»
Педагог открывает конверт: «Ребята, за то, что вы справились со всеми моими заданиями, за то, что помогали, друг другу я приготовил для вас подарки. А где они лежат, узнаете по схеме. Ваш Колобок.»
Педагог и дети отправляются к схеме и с помощью «ключа» узнают, что подарки лежат в сундуке.
Педагог и дети подходят к сундуку. На нем висит замок. Необходимо найти ключ.
Проводиться игра «Угадай, где ключ».
На сундуке лежат разные по цвету, форме и величине геометрические фигуры. Под одной из них лежит ключ. Для того, чтобы поднять фигуру и посмотреть там ли ключ, детям необходимо ее назвать (Например: я думаю, что ключ лежит под большим синим квадратом.).
Дети находят ключ, открывают замок и педагог достает призы.
Педагог: «Ребята, вам понравилось наше путешествие. Вы справились со всеми заданиями Колобка? А что Вам в этом помогло? (знания, смекалка, дружба и взаимопомощь).»
Источник
Светлана Стеганцова
Конспект занятия по интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста «Веселое путешествие с Колобком»
Цель: Развитие интеллектуальной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Продолжать учить детей анализировать, обобщать, сравнивать, выделять главное, делать простые умозаключения.
2. Продолжать учить ориентироваться в пространстве по схеме.
3. Закреплять умение размещать предметы в соответствии с расположением их заместителей.
4. Развивать познавательные процессы восприятия, воображения, внимания, памяти, саморегулирования и самоконтроля.
5. Развивать способности к логическим действиям и операциям.
6. Воспитывать доброжелательность, желание помогать друг другу, чувство коллективизма.
Материал:
Письмо, карта – схема путешествия, цветные «ключи» к схеме; мяч; звукозапись «космической» музыки; карточки с предметами для игры «Логический поезд», предметные картинки к игре «Загадай загадку»; карточки для физминутки; несколько разлинованных на 9 частей листов и набор предметов к игре «Разложи предметы»: грибочки, ёлочки, кружочки; картинка колобка, разрезанная на несколько частей для игры «Сложи Колобка»; сундук-коробочка, замок, ключ, набор геометрических фигур разных по цвету величине и форме для игры «Угадай, где ключ»; призы-книжки для детей.
Используемая литература:
1. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников», 2006 г.
2. Л. А. Венгер, О. М. Дъяченко и др. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста», М., 1989г.
3. О. Машталь «Лучшие методики развития внимания у детей», М., 2008г.
4. С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина и др. «Развиваем мышление», М., 2006г.
Ход занятия:
Вступительное слово о гостях.
-Мы сегодня с вами будем играть в увлекательные игры, выполнять интересные задания, и работать с веселыми картинками. Это всё нужно, чтобы развивался ваш ум, память, интеллект, вы будете думать, рассуждать, анализировать и многое объяснять. Готовы?
Воспитатель показывает детям письмо, которое пришло в детский сад.Вместе с детьми открывает конверт и читает:
«Здравствуйте, ребята! Я очень люблю играть, придумывать разные конкурсы, загадывать и отгадывать загадки. Одному играть мне скучно и неинтересно. Я приглашаю вас отправиться в веселое необычное путешествие. Ваш любимый, весёлый, кругленький друг….»
P.S.Хотите узнать кто я? Тогда отправляйтесь в путешествие по сказочной карте и постарайтесь выполнить все мои увлекательные задания.»
Воспитатель показывает детям карту
-Ну, что отправляемся в путешествие? (Дети: «Да!».)
– Но хочу вас предупредить, что во время путешествия можно встретиться с разными трудностями и опасностями и от того, как ведут себя участники путешествия, зависит, вернуться ли они домой. Все должны быть дружными,доброжелательными и помогать друг другу: один за всех и все – за одного!
Воспитатель даёт каждому ребенку «ключ» к карте, коротый они вешают на шею.
Воспитатель:
-Для того, чтобы начать путешествие необходимо построить поезд.
Игра «Логический поезд»
На стол кладется картинка с изображением паровоза, а ребятам раздаются картинки-«вагончики» с изображением разных предметов. Играющие из них должны сложить «поезд», соединяя- сцепляя «вагончики» причинно-следственными связями.
– Объясните, как бы вы составили поезд. Рассуждайте
Воспитатель:
-Теперь у нас есть паровоз, мы на нем и поедем, но теперь надо узнать куда? Пойдемте к карте. Она у нас сказочная. На ней отмечены станции. По порядку на какую станцию отправимся(1)
Отправляемся в путь!
Подходят к столу с надписью 1 Станция.
На столе лежат пронумерованные конверты с заданиями:
-У нас есть волшебные конверты с увлекательными заданиями. Давайте их все выполним!
Конверт 1 «Зарядка для ума»
Воспитатель читает каждому ребенку по вопросу, он должен ответить и объяснить свой ответ, если он сам не сможет ответить, то ему помогают остальные ребята.
1. Сколько ушей у 5 малышей? (10)
2. Сколько пальчиков у 2 мальчиков? (40)
3. Сколько лап у двух медвежат(4)
4. Сколько брюшек у 8 хрюшек? (8)
5. Под каким кустом сидит заяц, когда идёт дождь? (под мокрым)
6. В группе д/с есть лыжи у 8 детей. Наступило лето. Сколько детей сможет покататься на лыжах? (нисколько)
7. Наташа сорвала в саду 7 слив и 2 морковки. Сколько фруктов сорвала Наташа? (7)
8. Кто выше прыгает комар или муха? (эти насекомые не прыгают)
9. По чему едут машины? (по дороге)
Конверт 2 «Загадай загадку»:
Воспитатель раздает каждому ребенку по одной картинке и просит, чтобы они их не показывали друг другу. Ребенок описывает свою картинку, не называя предмет – загадывает загадку, остальные должны догадаться, что же на ней изображено.
А теперь веселая физминутка
– Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки (на карточке – круг с точками. Воспитатель указывает на них, а дети считают, сколько раз надо поднять руки)
– Сколько раз ударю в бубен, столько раз дрова разрубим, (и. п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки в замок вверх резкие наклоны вперед – вниз)
– Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов (и. п. – стоя, ноги врозь, руки на поясе. Выполняются наклоны)
– Приседаем столько раз, сколько бабочек у нас (и. п. – стоя, ноги слегка расставить. Во время приседаний руки вперед.
– Сколько покажу кружков, столько выполнишь прыжков (5 по 3 раза, (и. п. – стоя, руки на поясе, прыжки на носках)
Конверт 3 «Хитрые рассказы»
Воспитатель:
-Послушайте рассказы. Подумайте и ответьте на мои вопросы.
1 рассказ. Сидят в лодке кот Васька и его хозяин.Хозяин закидывает удочку и приговаривает:
– Ловись, рыбка, большая-пребольшая!
А кот Васька потихоньку бормочет:
– Маленькая ловись, маленькая!
– Почему кот так говорит?
2 рассказ. Спускается муравей с горы, а навстречу ему – осел. Спрашивает осёл муравья: «Скажи, пожалуйста, муравей, какая на горе трава?» «Такая высокая, густая», – ответил муравей. Обрадовался осел, поднялся в гору, но как ни пытался щипать траву губами – никак не мог. «Обманул меня муравей», – подумал осел.
-А как вы думаете? Обманул муравей осла или нет?Почему вы так думаете?
Послушайте веселые стихи и поправьте меня, если я ошибусь.
Скачет наш котенок ловко, очень любит он…морковку. (молочко)
Всем известно в целом мире: пальцев на руке… четыре. (пять)
Все ребята точно знают: кошки очень громко… лают. (мяукают)
У кота забрали рыбу, должен кот сказать… спасибо. (варианты ответов детей)
Всем ребятам нужно знать: два плюс два, конечно… пять. (4)
Воспитатель
-На этой станции мы выполнили все задания, пора ехать дальше. Надо определить куда.
Воспитатель с детьми подходят к схеме и определяют с помощью «ключа» дальнейший маршрут передвижения.
Вторая станция
Конверт 1 «Что перепутал художник?»
-Рассмотрите картинки. Что вы можете о них сказать? С чем вы не согласны? Рассуждайте!
Конверт 2 «Найди лишний предмет»
Воспитатель показывает ребятам картинки, на которых изображены 4 предмета. Каждый ребенок находит «лишний предмет» и объясняет свой выбор.
Конверт 3 «Разложи предметы»
Каждому ребенку дается разлинованный на 9 квадратов лист и набор картинок (например: 3 круга, 3 гриба, 3 елочки).
Необходимо расставить все картинки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбике была только одна из них. Дети выполняют задание и помогают друг другу.
Восп.:
-И на этой станции мы выполнили все задания, двигаемся дальше.
Воспитатель и дети подходят к схеме и определяют дальнейший путь.
Восп.:
-Прежде чем отправиться к третьей станции, давайте немного отдохнем, расслабимся, ну и наберемся новых сил.
Релаксационное упражнение «Созвездие»:
Дети встают в круг. Звучит медленная красивая «космическая» музыка.
Воспитатель:
-Когда ночью мы выходим на улицу и смотрим на небо, то там мы видим звезды. Возьмитесь за руки, закройте глаза и представьте, что вы все звездочки. Мы с вами превращаемся в одно большое созвездие. Оно тихо плывет по ночному небу. Каждая звездочка светит тихим теплым светом. И по нашим рукам-лучикам это тепло передается от одной звездочке к другой, передается спокойствие, любовь, уверенность в своих силах. Каждый из вас чувствует, что все вместе мы составляем одно целое и каждый в этом созвездии очень важен. А сейчас откройте глаза, встаньте пошире в большой круг, и держась за руки поднимите их вверх. Мы с вами одна большая звезда! Нам пора возвращаться на землю, к нашей игре. Наша звезда приземляется (держась за руки, дети садятся на корточки)». А где же третья станция?
Все подходят к следующей станции.
Третья станция
Конверт 1 «Угадай, кто же я?»
Ребятам раздаются части разрезанной картинки. Дети на столе выкладывают из частей Колобка
Восп.:
-Вот мы с вами и узнали, кто же написал нам письмо. Это умный Колобок, какие запутанные и замечательные задания он для нас придумал! Но посмотрите, здесь остался еще один конверт.
Воспитатель открывает конверт и читает :
«Ребята!Вы-молодцы! И за то, что вы справились со всеми моими заданиями и помогали друг другу я приготовил для вас подарки. Они лежат в волшебной коробочке, чтобы её открыть надо найти ключ…Ваш друг Колобок»
Игра «Угадай, где ключ».
Возле коробочки лежат разные по цвету, величине и форме геометрические фигуры. Под одной из них спрятан ключик. Для того, чтобы поднять фигуру и посмотреть там ли ключ, детям необходимо ее назвать (например: я думаю, что ключ лежит под большим зелёным квадратом).
Дети находят ключ, открывают замок и воспитатель достает призы-книжки.
Восп.:
-Ребята, вам понравилось наше весёлое путешествие? Вы справились со всеми интересными заданиями Колобка? А что вам в этом помогло? (дружба и взаимопомощь, знания, эрудиция и смекалка)
А теперь нам пора вернуться из нашего путешествия в детский сад!
Спасибо всем за работу!
Источник