Интеллектуальное развитие ребенка и его трудности

Ноговицына Аграфена
Проблема интеллектуального развития у детей в психолого-педагогических исследованиях

1.1. Проблема интеллектуального развития у детей в психолого-педагогических исследованиях

Интеллектуальное развитие – это формирование способности к овладению использованию различными типами мышления. Его органической частью является умение подвергать самостоятельному анализу события и явления действительности, делать самостоятельные выводы и обобщения, а также речевое развитие: владение и свободное пользование словарным богатством языка [45, с. 146].

Интеллект (от латинского – Intellects – разумение, понимание, разумение) -относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В ряде психологических концепций интеллект отожествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующей познавательной активности, с когнитивным стилем и др. В современной западной психологии наиболее распространенным является понимание интеллекта как биопсихической адаптации к наличным обстоятельствам жизни (В. Штерн, Ж. Пиаже). Отечественная психология исходит из принципа единства интеллекта, его связи с личностью. Большое внимание уделяется исследованию взаимоотношений практического и теоретического интеллекта, их зависимости от эмоционально – волевых особенностей личности [85, с. 189].

Как отмечает М. А. Холодная, с психологической точки зрения назначение интеллекта – создавать порядок из хаоса на основе приведения в соответствие индивидуальных потребностей с объективными требованиями реальности. Интеллект – это психологическая основа разумности, считает этот исследователь. В общем виде интеллект – это система психических механизмов, которые обусловливают возможность построения «внутри» индивида субъективной картины происходящего.

Беглый взгляд на проблему интеллекта в том виде, как она сейчас представлена в литературе, дает основание говорить, что, несмотря на многолетнюю историю становления, эта категория не может быть отнесена к разряду устоявшихся понятий психологии. Так, в ряде психологических концепций интеллект отождествляют:

• с системой умственных операций;

• со стилем и стратегией решения проблем;

• с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующей познавательной активности;

• с когнитивным стилем.

Порой, говоря об интеллекте, в психологии имеют в виду развитие познавательных процессов. В начале века В. В. Зеньковский, например, включал в это понятие такие психические познавательные функции, как восприятие, внимание, мышление, память. В наше время, говоря о развитии умственных процессов у дошкольников, Д. Б. Эльконин рассматривал особенности развития ощущений, восприятия, памяти, мышления. В целом же в психологическом знании процессы ощущения, восприятия, мышления относят к познавательной сфере. Процессы внимания и памяти называют процессами, сопровождающими познавательную деятельность человека [85, с. 156].

Существует и тенденция отождествлять или по крайней мере сближать по содержанию понятия «интеллект» и «мышление». Словарь иностранных слов раскрывает понятие «интеллект» как ум, рассудок, разум, мыслительная способность человека. В словаре русского языка интеллект определен как ум, мыслительная способность, умственное начало у человека [60, с. 251].

Словарь синонимов русского языка раскрывает интеллект через понятия «ум», «умственные (мыслительные) способности», «рассудок», «разум». Философский энциклопедический словарь раскрывает интеллект как способность мышления, рационального познания – в отличие от таких, например, душевных способностей, как чувство, воля, интуиция, воображение и т. п.

Считается,что познание человеком окружающего мира осуществляется в двух основных формах: в форме чувственного познания и в форме абстрактного мышления. Чувственное познание возможно благодаря процессам ощущения, восприятия, а также памяти, которая хранит эту информацию. К основным формам абстрактного мышления отнесены понятия, суждения и умозаключения [74, с. 96].

Знания включают сведения о методах, то есть способах познавательной и практической деятельности. Исходя из того, что основным структурным элементом интеллекта выступают знания, остановимся на их характеристике. Она изложена на основе дидактической теории, разработанной Ю. К. Бабанским, И. Я. Лернером, В. Ф. Паламарчуком, В. А. Онищуком, Я. А. Пономаревым и другими исследователями теории познания и обучения.

Дошкольная психология является составной частью детской психологии, которая изучает возрастную динамику развития личности ребенка, психических процессов, их особенностей на протяжении первых семи лет.

В современной психологической литературе существует значительное число исследований, позволяющих описать строение мыслительной деятельности, ее генезис, возрастные и индивидуальные отличия (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Н. Н. Поддьяков, Я. А. Пономарев, О. К. Тихомиров, Дж. Браунер, А. Валлон, Ж. Пиаже и др.) [58, с. 5].

Интеллектуальное развитие – это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребёнка. Основная особенность интеллектуального развития ребёнка дошкольного возраста – преобладание образных форм познания: восприятия, образного мышления, воображения. Для их возникновения и формирования дошкольный возраст обладает особыми возможностями [50, с. 57].

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна, повышаются требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем на сегодняшний день. Современные дети живут и развиваются в эпоху компьютерных и информационных технологий, и их интеллектуальное развитиене может сводиться только к обучению конкретным умениям: чтению, вычислениям, письму, для успешной учебы им необходимо развитое логическое мышление, устойчивое произвольное внимание, хорошо тренированную смысловую память. Основы этих сложных психических функций можно начинать формировать в среднем дошкольном возрасте. Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он «учится», хотя при этом сталкивается с учебными трудностями и преодолевает их [84, с. 137].

Для современной образовательной системы проблема интеллектуального развития чрезвычайно важна. По прогнозам учёных, 3-е тысячелетие, будет ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образованные люди станут ценится как истинное национальное богатство. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объёме знаний предъявляет иные, чем были 30- 40 лет назад, требования к интеллектуальному воспитанию подрастающего поколения. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н. Н. Поддъяков справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремится к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания. Между тем во многих странах мира во всех звеньях системы просвещения – от дошкольных учреждений до университетов – отмечаются, с одной стороны, рост информированности, с другой стороны- снижение в целом качества знаний, умственного развития обучающихся [62, с. 94].

В работах отечественных и зарубежных учёных дошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного развития и воспитания. Так считали педагоги, создавшие первые системы дошкольного воспитания,- Ф. Фребель, М. Монтессори. Но в исследованиях А. П. Усовой, А. В. Запорожца, Л. А. Венгера, Н. Н. Поддъякова выявлено, что возможности интеллектуального развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее. Ребёнок может не только познавать внешнее, наглядные свойства предметов и явлений, как это предусмотрено в системах Ф. Фребеля, М. Монтессори, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач [38, с. 69].

По данным учёных (генетиков, психологов, предпосылки умственных способностей заложены в природе ребёнка на 50-60%. Причём подчёркивается, что интеллектуальные свойства ребёнка от рождения носят преимущественно творческий характер, но не у всех получают должное развитие. Оказывается, от воспитания зависит, будут ли вообще развиваться умственные способности малыша, а тем более, какое направление они получат. Условия жизни, воспитания, отношение родителей, педагогов к самому ребёнку и к его деятельности – вот факторы от которых зависит, насколько реализуются задатки, которыми его отметила природа [23, с. 138].

Об интеллектуальном развитии ребёнка судят по объёму, характеру и содержанию знаний, по уровню сформированности познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание, по способности к самостоятельному творческому познанию. С раннего возраста у ребёнка начинает формироваться совокупность индивидуальных способностей к накоплению знаний, совершенствованию мыслительных операций, другими словами, развивается его ум. В дошкольном возрасте в большей или меньшей степени проявляются такие свойства ума, как быстрота, широта, критичность, гибкость мыслительных процессов, глубина, креативность, самостоятельность [46, с. 112].

Мозг ребёнка развивается удивительно быстро: к трём годам он уже достигает 80% веса мозга взрослого человека. Возникает опасность недогрузить мозг, не дать ему «пищу», необходимую для полноценного развития. Как свидетельствуют данные физиологии, большинство современных детей раннего возраста страдает не от избытка информации, а от её недостатка [49, с. 76].

Не следует допускать и другой крайности, когда путём усиленного воспитания и обучения малыша перегружают чрезмерными по содержанию и объёму знаниями, пытаясь развить у него какие-либо высокие способности. А. В. Запорожец предупреждал о необходимости учитывать, что мы имеем дело с растущим организмом. С развивающимся мозгом, созревание не закончилось, особенности ещё не сложилось, возможности ещё не ограниченны. При интенсивной тренировке ребёнок может усвоить знания, достигнуть результатов, но это будет стоить физических и нервно-психических затрат.Отсюда следует правило: не перегружать и не переутомлять мозг ребёнка [19, с. 114].

Дефекты, допущенные в интеллектуальном развитии ребёнка на протяжении дошкольного детства, трудно устранить в более среднем возрасте. Они оказывают отрицательное влияние на всё последующее развитие. Во, избежание отставания в развитии детей дошкольного возраста широко используются дидактические игры, решающие задачи интеллектуального развития.

Также одной из проблем интеллектуального развития у детей может быть из-за того, что недостаточно развита моторика рук. Все мы знаем что, наша ладонь состоит из множества точек.

Мелкая моторика — комплекс скоординированных действий, направленных на точное выполнение мелких движений пальцами и кистями рук и ног. В этом принимают участие нервная, мышечная, костная и даже зрительная системы.К ней относятся разнообразные движения: от всем привычных жестов до самых мелких манипуляций [45, с. 263].

Вопрос о том, что такое интеллект и чем он отличается от других качеств, характеризующих работу мозга человека, естественно, отнюдь не праздный. Представляется, что его можно рассматривать и в практической плоскости. К настоящему времени уже накоплен такой объем информации, технология информационных систем достигла такого уровня, что если бы человечеству в массе удалось хотя бы чуточку поднять не уровень даже, а просто интеллектуального развития, то это привело бы к качественному скачку в развитии цивилизации за счет резкого повышения эффективности использования того, что уже накоплено [47, с. 88].

Человечество вряд ли станет в массе своей намного умнее в обыденном плане – похоже, что это противоестественно. Едва ли повысится и общая начитанность «интеллигентной» части населения Земли – к сожалению, мозг каждого человека способен впитать хотя и большой,но все же ограниченный объем информации: можно говорить о том,что на определенном этапе срабатывает биологическая защита от информационной перегрузки – противиться нельзя: последствия могут быть самыми печальными – в лучшем случае утрата интереса к предмету и роду занятий, в худшем. К счастью, энциклопедичность (начитанность) – далеко не решающий фактор в процессе познания.

То есть при достаточно высоком уровне интеллекта человек способен принимать на интуитивном уровне оптимальные решения и находить ответы на «трудные» вопросы даже при весьма ограниченном объеме знаний. Иными словами, интеллект – это коэффициент полезного действия работы поисковой системы мозга в собственном информационном массиве.

Не следует путать и два таких понятия, как «интеллект» и «интеллигентность». Хотя второе из них обязательно подразумевает и определенный уровень начитанности, все же оно носит чисто этический характер. Что же касается интеллекта,то усмотреть в нем какое-то этическое начало невозможно: это степень владения содержащейся в мозгу информацией, тем более на уровне подсознания. А неподвластное волевому началу этически оцениваться не может.

Принято считать, что интеллект и интеллигентность, если и не тождественны, то уж всегда между ними есть прямая взаимосвязь. К сожалению, низкий уровень интеллекта при наличии обширных, энциклопедических познаний и всяких внешних атрибутов интеллигентности – не такая уж редкость [52, с. 256].

Таким образом, основным видом деятельности всех детей в дошкольном возрасте является игра, то именно ее необходимо задействовать для развития интеллектуальных способностей ребенка. В игровой форме можно не только способствовать развитию интеллекта, но еще и совершенствовать многие необходимые навыки для дальнейшего развития.

Источник

Как вырастить умного и счастливого ребенка? Родители, как правило, обеспокоены развитием своих детей, особенно когда это имеет отношение к их интеллектуальному развитию. Мы все хотим, чтобы наши дети были умными, но мало кто знает, как содействовать этому. В этом статье психолог CogniFit (“КогниФит”) Андреа Гарсия Сердан поделится с вами рядом советов, которые помогут вам вырастить умного ребенка.

Высокий уровень интеллекта является очень привлекательным качеством. Кажется, что люди с развитым интеллектом становятся более успешными в жизни. Хотя это далеко не всегда так. Успех складывается также из многих других составляющих. Но бесспорно, что интеллект нам во многом помогает. Что мы можем сделать, чтобы содействовать развитию интеллекта наших детей?

Что такое интеллект?

Интеллект можно определить как способность адаптироваться к окружающей среде и эффективно решать проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Это способность нашего разума, которая реализуется в наших рассуждениях, в процессе обучения и восприятии связей между вещами.

Так или иначе, интеллект является гарантией выживания. Человеческий род мог бы прекратить свое существование, если бы не был наделен интеллектом.

Интеллект – это противоречивое понятие, и существует много теорий, которые пытаются дать ему объяснение. Первоначально считалось, что существует общий фактор, объясняющий формирование основного интеллекта (G-фактор). В эту эпоху ученые говорили, что «интеллект это то, что измеряется тестами на уровень интеллекта». Это тавтологическое определение не дает нам никакой новой информации, и ясно дает понять, что интеллект долгое время оставался мало изученной темой.

Но с течением времени психологи установили, что интеллект представляет собой гораздо более сложное явление, чем описанное ранее, и не может быть определен на основе такого упрощенного подхода. Некоторые психологи разделили интеллект на категории. Одной из наиболее известных теорий является Теория множественного интеллекта американского психолога Говарда Гарднера. По мнению Гарднера, существует 7 типов интеллекта: музыкальный, логико-математический, лингвистический, пространственный, межличностный, внутриличностный и телесно-кинестетический.

Советы, которые помогут вам вырастить умного ребенка

1. Следите за питанием вашего ребенка

Как вырастить умного ребенка? Развитие ребенка начинается в утробе матери. Это место, где гены и маточная среда под влиянием поведения матери предопределяют последующее развитие малыша, как физическое, так и психическое и когнитивное.

Согласно исследованиям, питание матери во время беременности влияет на умственное развитие ребенка. Кроме того, кормление ребенка грудным молоком является лучшей гарантией правильного физического и умственного развития. По мнению ученых, грудное вскармливание на самом деле повышает уровень интеллекта вашего ребенка.

Кроме того было установлено, что недостаточное питание на протяжении первых лет жизни ребенка приводит к снижению уровня интеллекта и провоцирует агрессивное и антисоциальное поведение. Поэтому так важно с самого начала заботиться о мозге ребенка.

2. Поощряйте физическую активность

Физическая активность – это ключевая рекомендация для развития интеллекта ребенка. Научно доказано, что физические упражнения стимулируют когнитивное развитие. В частности, исследования Университета Гриффита продемонстрировали, что те дети, которые учатся плавать в раннем возрасте, приобретают раньше других широкий спектр навыков. Они не только быстрее осваивают основы физического развития (научиться ходить, контролировать мочеиспускание и т.д. …), но и показывают более высокие баллы, выполняя зрительно-моторные тесты, такие как вырезание из бумаги, раскрашивание, рисование линий и геометрических фигур, и много других тестов, связанных с математическими способностями. Кроме того, их речевые способности были намного лучше развиты.

3. Устройте ребенка в детский сад

Родители, которые регулярно отводят своих детей в детский сад, способствуют их интеллектуальному развитию. Ранний контакт с окружающей средой, которая стимулирует развитие речевых навыков ребенка, благоприятствует общению с другими детьми, повышает уровень коммуникабельности и поощряет его независимость, что в конечном итоге оказывает положительное влияние на его последующую производительность и интеллект.

4. Убедите ребенка посещать уроки музыки

Довольно много исследований подтверждают, что раннее музыкальное образование может повысить интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста. В частности, уроки музыки положительно влияют на память, навыки чтения и письма, навыки зрительно-пространственной и пространственно-временной ориентации. Другие исследования подчеркивают важность того, что ребенок должен непременно получать удовольствие от этих занятий. Все преимущества музыкального образования являются действенными только тогда, когда ваш ребенок воспринимает его как приятный опыт. Поэтому постарайтесь убедить вашего ребенка посещать уроки музыки, заинтересуйте его, а не заставляйте.

5. Мотивируйте вашего ребенка

Мотивируйте ребенка стремиться к цели, учиться на ошибках и не сдаваться. Ведь это залог успеха. Объясните ему, что в ошибках нет ничего плохого, если мы умеем извлечь из них урок и двигаться вперед. Награждайте ребенка за приложенные усилия усилия, а не за результаты: «Это заметно, что ты приложил много усилий и усердно занимался, чтобы подготовиться к этому экзамену. Так держать!» Не позволяйте ему сдаваться при первой же трудности: «Это непростая задача, но если ты сдашься так быстро, то не добьешься желаемого. Попробуй поступить иначе».

6. Читайте вместе с вашим ребенком

Воспитание ребенка в стимулирующей среде является одним из ключевых факторов, способствующих его интеллектуальному развитию. Чтение сказок и историй вместе с ребенком не только формирует его интерес к чтению, но и учит его жизненным ценностям, активирует воображение, стимулирует приобретение речевых навыков и поощряет обдумывание прочитанного. Кроме того, совместное чтение является тем бесценным временем, которое мы проводим в кругу семьи, что бесспорно оказывает положительное влияние на эмоциональное развитие детей.

7. Выбирайте стимулирующие игры

Как вырастить умного ребенка? Нет лучшего способа когнитивного развития, чем через игру. Но будьте внимательны, так как игры бывают разные. Делайте выбор в пользу образовательных и конструктивных игр, которые стимулируют мышление и воображение. Например, идеальным вариантом являются строительные игры типа лего, игры для развития памяти, в том числе парные игры, паззлы и головоломки … Иногда самые простые игры становятся самыми веселыми. Дайте ребенку большую коробку и предложите пофантазировать, чем она может быть (ракета, дом, корабль…). Вы можете найти список временем проверенных игр, которые помогают стимулировать психомоторные навыки детей.

Существуют специальные программы, которые позволяют через игру, оценивать и стимулировать мозг самых маленьких. Так например, образовательная платформа CogniFit (“КогниФит”) направлена на измерение и улучшение более чем 20 ключевых когнитивных функций, охватывающих область внимания, памяти, планирования и т.д.

8. Разговаривайте с вашим ребенком

Как вырастить умного ребенка? Будь то еще совсем маленький ребенок, который пока не научился разговаривать, или уже умеющий это делать, коммуникация в каждом случае имеет важнейшее значение. Вербальное общение с детьми младшего возраста стимулирует процессы приобретения ими речевых навыков и изучения нового словарного запаса. С детьми более старшего возраста следует постоянно разговаривать о повседневных вещах, например, спрашивать, как у них дела, как они себя чувствуют, что им больше всего понравилось, и что нет за прошедший день. Это помогает им быть более коммуникабельными и выражать то, что они чувствуют.

9. Способствуйте развитию эмоционального интеллекта вашего ребенка

Развитие эмоционального интеллекта наших детей имеет фундаментальное значение для правильного общего развития. Эмоциональный интеллект – это способность управлять своими собственными эмоциями и эмоциями других людей.

Помогите своему ребенку осознать свои чувства и их последствия. Например: «У тебя сломалась игрушка, эта игрушка тебе очень нравится, и это нормально, что ты чувствуешь себя грустным и сердитым. Но если ты будешь долго расстраиваться по этому поводу, то не сможешь радоваться, играя с другими игрушкам». Ваши слова обладают большой силой. Откройте для себя Эффект Пигмалиона.

10. Умный ребенок должен уметь брать на себя ответственность

Поручите ребенку небольшие обязанности, всегда в соответствии с его возрастом, это будет очень полезно для развития его независимости, способности решать проблемы, чувства собственного достоинства. Если вы привыкли давать своему ребенку все готовое, задумайтесь, возможно, он не в состоянии ничего сделать сам, научится всему гораздо позже других, и будет расти в условиях зависимости от других.

Позвольте ему есть самостоятельно, начиная с того момента, когда он сможет сам держать ложку, позвольте ему собирать свои собственные игрушки, заставляйте искать решения тех маленьких проблем, с которыми он сталкивается…

Источник