Интеллектуальное развитие ребенка и его нарушения
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
Развитие ребенка с нарушениями интеллекта с первых дней жизни отличается от нормы развития ребенка. У многих детей задерживается появление прямостаяния, то есть они значительно позднее начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить. Эта задержка бывает иногда весьма существенной, захватывает и второй год жизни.
У детей с нарушениями интеллекта отсутствует характерное для здорового ребенка неудержимое стремление познать окружающий мир, снижена реакция на внешние раздражители, отмечается безразличие, общая патологическая инертность. Это выражается в крикливости, беспокойстве, раздражительности и т. п. У них не возникает потребности в эмоциональном общении со взрослыми, отсутствует, как правило, «комплекс оживления». В дальнейшем у этих детей не появляется интереса к игрушкам, а значит, не происходит своевременного перехода к общению со взрослыми на основе совместных действий с игрушками, то есть не возникает новая форма общения – жестовая. Дети с нарушениями интеллекта на первом году жизни не дифференцируют «своих» и «чужих» взрослых, хотя у детей с нормальным развитием – это наблюдается уже в первом полугодии жизни. Дети с нарушением интеллекта неактивны. У них не развиты хватательные движения, не формируются зрительно-двигательная координация и восприятие предметов, а также выделение предметов из множества других.
У этих детей не своевременно формируются предпосылки развития речи: предметное восприятие и предметные действия, эмоциональное общение со взрослым и, в частности, доречевые средства общения (мимика, указательный жест), развитие артикуляции и фонематического слуха связано с тем, что у детей с нарушением интеллекта в отличие от нормально развивающихся детей не возникает своевременно не только лепет, но и ryление. Эти процессы физиологические и протекают, в основном, не зависимо от окружающей среды, от влияния взрослых и связаны с состоянием центральной нервной системы ребенка. В целом ребенок с нарушениями интеллекта к раннему возрасту уже имеет существенные вторичные отклонения в психическом развитии, а это сказывается и на речевом развитии ребенка.
Таким образом, к концу первого года жизни у детей с нарушениями интеллекта наблюдается отставание в развитии прямостояния, несформированность эмоционального общения со взрослым, отсутствие хватания предметов, неудержимого стремления познать окружающий мир, а также несформированность зрительно-двигательной координации. Развивающее воздействие взрослого, во многих случаях, не осуществляется, и зона ближайшего развития не расширяется. Сензитивный период формирования многих психических процессов и физических возможностей упущен.
Важнейшим показателем развития ребенка раннего возраста является овладение ходьбой, которое задерживается на длительный срок, иногда до конца раннего возраста и дольше. Нормально развивающиеся дети начинают самостоятельно ходить в начале второго года жизни. У детей с нарушениями интеллекта наблюдается неустойчивость, неуклюжесть походки, замедленность или импульсивность движений. Овладение ходьбой оказывает большое влияние на общее психического развитие ребенка. С освоением ходьбы начинается новый этап в развитии – этап ознакомления с окружающим предметным миром. Он познает на практике отдаленность в пространстве, свойства многих предметов, в результате чего начинается бурное развитие предметных действий, то есть таких действий, когда предмет используется в соответствии с его функциональным назначением. На основе овладения предметными действиями у детей с нормальным развитием на втором году жизни возникает, а на третьем – становится ведущей предметная деятельность, которая способствует психическому развитию ребенка в целом – развитию моторики, восприятия, мышления, речи.
Наибольшее влияние на развитие восприятия и мышления, а затем и речи ребенка оказывают так называемые соотносящиеся и орудийные действия. Соотносящиеся действия – такие действия, в которых ребенок должен привести один предмет в соответствие с другим или одну часть предмета в соответствие с другой, опираясь на какие-либо признаки, свойства. При этом развиваются восприятие и мышление. На этом принципе соотносящихся действий основаны все известные нам дидактические игрушки. Однако детям с интеллектуальными нарушениями в развитии очень трудно дается освоение этого метода, так как чаще всего у них страдает мышление. Поэтому, если взять, например, пирамиду с конусовидным стержнем и дать ребенку с интеллектуальными нарушениями в развитии, он, надевая сначала кольца меньшего размера, а затем кольца с большим диаметрам, будет с силой пытаться надеть «большое» кольцо. В то время как нормально развивающийся ребенок методом подбора попытается справиться с этим заданием.
Следует выделить еще и орудийные действия, в процессе которых предмет-орудие употребляется для воздействия на другие предметы. Орудия позволяют выполнять такие действия, которые без них были бы невозможны (ложка, карандаш, ножницы и т.п.). Если свойства предметов, с которыми ребенок манипулирует или совершает соотносящиеся действия, он познает на личном опыте, то способ употребления орудий должен быть усвоен от взрослого. Детям с нарушением интеллекта освоение этого метода дается не менее трудно, чем соотносящие действия. Ложка, карандаш – долгое время служат предметами для манипуляций, а чаще всего дети совершают неадекватные действия с этими предметами (а именно, стучат по столу ложкой, бросают ее; карандаш если не удается сломать, бросая, то обязательно надо погрызть и т.п.).
Таким образом, у детей раннего возраста с нарушениями интеллекта предметная деятельность не формируется. Некоторые из них не проявляют интереса к игрушкам, они не берут их в руки, не манипулируют ими. В других случаях детей третьего года жизни появляются манипуляции с предметами, которые часто перемежаются неадекватными действиями, т. е. с действиями, которые противоречат логике употребления предмета, вступают в конфликт с ролью предмета в предметном мире. Наличие неадекватных действий – характерная черта ребенка с нарушениями интеллекта.
У детей с интеллектуальными нарушениями раннего возраста отсутствуют необходимые предпосылки для формирования речи. Это происходит в силу особенностей действий детей с предметами, эмоционального общения со взрослым, готовности артикуляционного аппарата и фонематического слуха. В результате, при одинаковых условиях у детей изучаемой категории и у детей с нормальным развитием содержание этих ситуаций выступает для них по-иному. У детей с нарушениями интеллекта меньше собственных и совместных со взрослыми действий, совсем не сформировано подражание, поэтому речь взрослого не воспринимается, не соединяется с тем опытом, который служит ей опорой при нормальном развитии. Дети не обращают внимания на многие предметы, а значит, и не запоминают их названий. Они с трудом овладевают названиями действий. Но происходит и противоположный процесс: потребность в общении так или иначе появляется – этого требует социальная среда. Первое, на что обращают внимание взрослые, воспитывая ребенка с интеллектуальными нарушениями, – это отставание речи, и своими силами и средствами стремятся стимулировать ее развитие. Дети повторяют вслед за взрослыми слова и фразы, хотя за ними нет никаких представлений, слушают непонятные им рассказы, сказки. Иногда они запоминают слова, и даже фразы, которые для них не наполнены конкретным содержанием. Часть детей начинает понимать часто повторяющиеся задания, но только в определенной последовательности и ситуации.
Большинство детей с интеллектуальными нарушениями овладевают фразовой речью после двух – трех лет. Фраза до трех лет, как правило, не появляется. Главное заключается в том, что речь ребенка раннего возраста с интеллектуальными нарушениями не может служить ни средством общения, ни средством передачи ребенку общественного опыта. Она также не может принять на себя функции регуляции.
Особенностями процесса мышления детей с нарушениями является инерция и ригидность. Ригидность заключается в трудности перехода от одной логической связи к другой. Инерция заключается в застревании на одном образе действия. Такая высшая форма мыслительной деятельности как абстрагирование, оперирование отвлеченными понятиями, не связанными непосредственно с ощущениями и восприятием, вызывает у таких детей огромную трудность.
Протекание основных мыслительных операций у аномальных детей происходит со значительными дефектами. Операция анализа характеризуется хаотичностью, неорганизованностью. При анализе дети с интеллектуальными нарушениями не могут охватывать все главные стороны явления. При синтезе логическая связь между объектами и субъектами сводится к эклектичному объединению разнородных явлений. Отсюда невозможность выделить существенные признаки предметов и явлений, не лежащих на поверхности. Как следствие это приводит к значительным дефектам в такой основополагающей для человеческого мышления операции как абстрагирование. Мышление детей с интеллектуальными нарушениями характеризуется тем, что их внимание акцентируется на случайных, ситуационных фактах, что приводит к невозможности обобщения и выделению существенных признаков какого-либо явления. Мышлению детей с интеллектуальными нарушениями присущи элементарные формы протекания: практическое и образное. Понятийное мышление находится в зачаточном состоянии. Дети часто переключаются с понятийного мышления на наглядно – образное.
Таким образом, у этих детей основным является конкретное мышление, которое и является определяющим в их познавательной деятельности, что отражается на таких процессах, как восприятие, представление, память.
Все это приводит к тому, что усвоение нового материала детьми с нарушениями интеллекта происходит только после многочисленных повторений.
По мнению Л. И. Божавич, у таких детей слабо развита любознательность, то есть познавательная активность недостаточна. Потребность в новых впечатлениях, которая в процессе развития мозга превращается в познавательную потребность, у аномальных детей очень слабо выражена.
Л. И. Божавич пишет: «Сила этой потребности, по-видимому, связана с тем, что к моменту рождения, когда кора вступает в действие, она еще не закончила своего формирования ни в структурном (аналитическом), ни тем более в функциональном отношении. А так как развитие органа совершается в процессе его формирования, то и развитие головного мозга происходит в процессе восприятия им все новых и новых раздражителей, вызывающих реактивную деятельность коры больших полушарий».
Таким образом, психическое развитие у детей с интеллектуальными нарушениями представляет собой аномалию, резко отличающуюся от психики нормального ребенка, что требует совершенно других подходов в воспитании.
Источник
В человеческом сообществе вряд ли можно найти 2-х одинаковых людей. Каждый человек – это индивидуальная личность с оригинальными чертами и качествами. В этом отношении взрослые и дети с нарушением интеллекта не являются исключением. Даже люди с умственными недостатками, принадлежащие к одной из самых многочисленных групп лиц с ограниченными возможностями в современном обществе, не образуют однородную группу. Они разные.
Определение умственной неполноценности
По мере того, как происходят изменения в понимании нарушений интеллекта, обновляются и определения расстройства. Например, характеристика нарушений интеллекта, представленная ВОЗ, определяет их следующим образом: «Состояние остановленного или неполного психического развития, характеризующееся, в частности, нарушением навыков, проявляющимся на протяжении всего периода развития, затрагивающим все компоненты интеллекта, т.е. познавательные, речевые, двигательные, социальные способности. Нарушение может возникать одновременно с другими соматическими или психическими расстройствами, либо без них». (ВОЗ, МКБ-10).
Другое определение говорит о «неспособности достичь соответствующей степени интеллектуального развития (менее 70% от нормы), несмотря на получение соответствующей воспитательной стимуляции».
Американская ассоциация по вопросам умственной отсталости и пороков развития (AAIDD – American Association on Intellectual and Developmental Disabilities) определяет нарушение интеллекта следующим образом: «Умственная отсталость – это сниженные способности, характерные значительными ограничениями интеллектуальных функций и адаптивного поведения, что отражено в концептуальных, социальных, практических адаптивных навыках. Расстройство проявляется до 18-летнего возраста». В дополнение к границе в 18 лет (проявляющееся нарушение интеллекта у подростков), некоторые авторы указывают на более ранний период – 2-летний порог, причем, нарушение, развивающееся после этого возраста, называется деменцией.
AAIDD излагает 5 предположений для применения предыдущего определения:
- Уменьшение текущей функциональности необходимо судить по отношению к окружающей среде и обществу, типичному для возраста и культуры личности.
- Учитывает культурное и языковое разнообразие.
- Учитывает индивидуальные различия в общении, восприятии, движении, поведении.
- У каждого человека, помимо ограничений, учитываются его сильные стороны.
- Одновременно с определением поражения человека следует разработать индивидуальную целевую систему поддержки – при ней качество жизни человека с нарушением интеллекта будет улучшено в целом.
Из этого определения становится очевидным тот факт, что умственная отсталость является переменной. Она не зависит исключительно от поражения человека, но также учитывает влияние внешней среды. Особое внимание уделяется важности целенаправленной поддержки, основанной на конкретных навыках и потребностях людей с психическими расстройствами.
Сегодня для диагностики нарушений интеллекта используются различные способы и подходы, позволяющие учитывать различные взгляды на проблему. Из этих подходов исходит миссия служб, предоставляемых людям с ограниченными возможностями.
Причины нарушений интеллекта
Нарушение интеллекта у детей дошкольного возраста может быть вызвано внутренними или внешними причинами, причем оба компонента взаимосвязаны. Внутренние влияния включают нарушения в структуре или функции генетического аппарата. Сюда относятся психические расстройства, вызванные хромосомными аберрациями (синдром Дауна, синдром Тернера), дефектами количества половых хромосом, нарушениями метаболизма, полигенным наследованием.
Внешние причины разделяются в соответствии с периодом, в котором они действуют. От зачатия до рождения принимаются во внимание:
- биологические факторы (бактерии, вирусы);
- химические эффекты (алкоголь, наркотики, никотин);
- физические факторы (рентгеновское излучение, травмы).
Классификация ментальных нарушений
Следующая классификация описывает некоторые особенности, общие для людей с определенной степенью нарушений интеллекта. Однако важно подчеркнуть, что из-за индивидуальности каждого человека невозможно подходить к людям с ментальными расстройствами исключительно на основе этих характеристик.
Легкая степень (IQ 50-69)
Эти дети способны соблюдать некоторые правила логики, но в их общении отсутствует большинство абстрактных понятий, они используют конкретные обозначения. Преимущественно они достигают полной независимости в личном уходе и практических домашних навыках, даже если их развитие идет медленнее по сравнению со стандартным. Это дает относительно хорошую возможность для их проявления на рынке труда.
Средняя степень (IQ 35-49)
Обучение этих детей ограничено механическими условностями. Для фиксирования чего-либо существует потребность в частом повторении. Они могут справляться с обычными привычками, простыми навыками, особенно в области самообслуживания, выполнять простые рабочие задачи, при условии отсутствия необходимости в скорости и точности.
Тяжелая степень (IQ 20-34)
Особенности развития ребенка с нарушениями интеллекта представлены способностью понимания только основных контекстов и отношений. Ограничения также очевидны в речевых навыках. Он осваивает несколько ошибочно сочлененных фраз, которые, кроме того, использует неточно. Иногда дети с этой степенью расстройства интеллекта вообще не разговаривают. Их обучение сильно ограничено, требует долгосрочных усилий. Тем не менее, благодаря систематическому, квалифицированному реабилитационному и образовательному уходу, можно поспособствовать развитию двигательных навыков, способности общения этих людей, что улучшит их качество жизни.
Глубокая степень (IQ ≤ 19)
Часто речь идет о комбинированном расстройстве. Познавательные способности почти не развиваются, как и артикулированная речь. Люди с такой степенью поражения в наибольшей степени способны различать известные и неизвестные стимулы, реагировать на них с удовольствием или неприязнью.
Другие умственные расстройства
Определение степени нарушения интеллекта затруднено из-за связанных соматических или сенсорных расстройств, аутизма или тяжелых поведенческих дефектов.
Неопределенная умственная отсталость
Это обозначение используется в случаях, когда детская умственная недостаточность доказана, однако трудно или невозможно определить ее уровень, следовательно, отнести человека к одной из предыдущих категорий.
Детский аутизм
Детский аутизм входит в число первазивных расстройств развития. Это группа, характеризующаяся качественным нарушением взаимного социального взаимодействия на уровне общения и ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и деятельности.
Симптомы:
- В общении. Ребенок не реагирует на свое имя, не говорит, что хочет, имеет замедленное развитие речи, не отвечает на наставления. Иногда создается впечатление, что малыш глухой. Он не махает рукой на прощание, сказав несколько слов, останавливается. Частота детского аутизма оценивается в 5-10/10000 детей; чаще расстройство регистрируется у мальчиков.
- В социальном взаимодействии. Отсутствие социального сотрудничества. Ребенок предпочитает играть в одиночку, он очень независим, плохо поддерживает зрительный контакт, не интересуется другими детьми. Создается впечатление, что он живет в своем собственном мире.
- В поведении. Для ребенка характерны истерики, негатив, неспособность к сотрудничеству. Он может целый день заниматься определенными вещами, ходит на цыпочках, не знает, как играть с игрушками, все складывает в ряд, преувеличенно реагирует на определенные материалы или звуки, делает особые движения.
Показатели детского аутизма:
- до 12 месяцев не «агукает», не жестикулирует, не машет рукой на прощание;
- до 16 месяцев не использует слова;
- до 24 месяцев не использует предложения;
- потеря любых речевых или социальных способностей в любом возрасте.
Интеллект аутистов
Только очень небольшой процент детей с аутизмом имеет некоторые существенные способности, которые можно определить как «изобретательные». Аутизм в основном связан с психическими расстройствами.
Общение в школьном коллективе
Аутисты в школьном коллективе выглядят как инопланетные гости: показывают поведенческие проблемы, кричат, разрушают вещи, имеют проблемы с адаптацией.
Образовательное общение с аутистами
При нарушении интеллекта у дошкольников важно помочь им понять окружающую среду, максимально облегчить общение с ним. Ребенок нуждается в определенном порядке, чтобы иметь возможность ориентироваться в хаотичном для него мире.
Где искать помощь?
Можно обратиться в детскую психиатрию, неврологию, специальный педагогический центр для расстройств аутистического спектра.
Синдром Аспергера
Синдром Аспергера также относится к первазивным расстройствам развития. Ребенку трудно общаться, создавать социальные связи, у него имеется недостаток воображения. Дети с этим синдромом могут быть заинтересованы в общественной жизни, но для них проблематично понимание невербальной коммуникации. Они имеют особые интересы (изучение списков, расписания автобусов на память), могут долго говорить о своих интересах, не понимая, что окружению это не интересно, настойчиво доказывают свое мнение.
При синдроме Аспергера типична важность только собственного удовлетворения, чувство необходимости и желание угодить родителям и другим членам семьи, в отличие от других детей, у них отсутствует.
О синдроме Аспергера сегодня имеется мало данных. Вероятно, он возникает гораздо чаще, чем аутизм. Важно своевременно выявить расстройство, обеспечить ребенку правильную воспитательную и образовательную помощь еще в детстве, чтобы научить его управлять возникающими трудностями. Ребенок с синдромом Аспергера плохо реагирует на изменения, не понимает правил игры.
Интеллект детей с синдромом Аспергера
Умственный интеллект – в норме, у определенного процента детей даже проявляются способности выше средних, но эмоциональный и социальный интеллект находится в значительном дефиците. Люди с синдромом Аспергера испытывают трудности в понимании социальных ситуаций, им тяжело понять чувства других людей, поставить себя на их место.
Общение в школьном коллективе
Дети с синдромом Аспергера часто неподобающе ведут себя в классе, неадекватно реагируют на плохую оценку – кричат, плачут, бегают по классу, отказываются общаться с учителем. Из-за такого поведения другие дети могут их либо игнорировать, либо обижать.
Образовательное общение
В вопросе, как развить ребенка с нарушенным интеллектом, страдающим синдромом Аспергера, важен авторитет. Но достигать его следует не криком и силой, а любовью и пониманием. Нельзя использовать телесные наказания, прерывать деятельность ребенка без предупреждения. Спросите его, что помогает ему успокоиться. Важна похвала, отсутствие иронии, метафор.
Конкретный возраст для диагностики синдрома Аспергера
Первые симптомы не так однозначны, как при аутизме. Развитие речи не задерживается, как и психическое развитие (преимущественно), поэтому расстройство часто диагностируется позже. Средний возраст определения синдрома Аспергера – 11 лет.
Где искать помощь?
Как и при аутизме, целесообразно обратиться в детскую психиатрию, неврологию, специальный центр для расстройств аутистического спектра.
Синдром Дауна
В большинстве случаев синдром Дауна диагностируется после рождения. Родители испытывают разочарование, и даже шок из-за того, что их малыш «не такой», как они ожидали. Это нетипичная и сложная ситуация. Иногда требуется помощь специалиста в области психологии.
Признаки синдрома Дауна проявляются вскоре после рождения. Для новорожденного с этим расстройством типичны наклонные глаза, между внутренним углом глаз и носом имеется складка. Следующий признак – сплющенный нос, широкий лоб, короткая толстая шея, на которой кожа якобы висящая. Расстройство характеризуется низко расположенными ушами, большим языком, что приводит к дискомфорту человека – он почти постоянно имеет открытый рот, т.к. язык в нем не помещается.
Новорожденные младенцы имеют нарушения мышечного тонуса – мышцы очень слабы, как будто тряпичные. По мере роста, становятся все более заметными другие признаки болезни. Они включают низкий рост, сильное телосложение, короткие пальцы на руках.
Есть много осложнений, связанных с болезнью. Наиболее распространенные – заболевания сердца. В течение короткого времени проявляется нарушение психомоторного развития – ребенок психически или физически не развивается должным образом. Ментальный уровень человека с синдромом Дауна снижен, IQ колеблется в пределах 30-60 баллов.
Методы воспитания при синдроме Дауна
Опыт родителей и экспертов показывает, что развитие детей с этим расстройством протекает вполне нормально, но оно намного продолжительнее и медленнее. Каждый прогресс, в сравнении с другими детьми, где все проходит более или менее естественно, является результатом интенсивных упражнений и/или целевого обучения. Поэтому воспитание и обучение ребенка с синдромом Дауна более требовательное; необходимо терпение, индивидуальный подход.
Диагноз в основном касается моторического и речевого развития. Напротив, в эмоциональной и социальной области эти дети часто значительно превосходят своих сверстников. При правильной помощи они осваивают принципы повседневной деятельности, включая:
- самообслуживание;
- чтение и письмо;
- активное участие в семейной жизни;
- занятия различными видами спорта;
- игра на музыкальных инструментах;
- обучение танцам и множество других навыков.
Однако, такой прогресс обычно занимает длительное время, требует больших усилий, работы, постоянного повторения.
Когда идти к врачу?
В случае присутствия в семье человека с синдромом Дауна, в рамках планирования беременности, рекомендуется пройти генетический тест.
Советы в заключение
Имейте в виду, что обучение навыкам общения поспособствует приобретению других навыков, хотя на первый взгляд это может быть не очевидным. Работа с ребенком, направленная на улучшение способностей к общению, поможет вам легче сориентироваться в социальных ситуациях, научиться вести себя соответственно конкретному случаю.
Цель состоит в осознании ребенком важности завершения каждого действия. Узкий акцент на развитие навыков сопряжен с риском чрезмерного сосредоточения на действиях малыша. Подражайте тому, что делает ребенок, попытайтесь войти в его мир. Посмотрите на вещи с его точки зрения, не пытайтесь приспособить малыша к «вашему» миру.
Источник