Интеллектуальное развитие ребенка через шашки

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 27 комбинированного вида

Колпинского района Санкт-Петербурга

Тема: Интеллектуальное развитие детей

через народную игру шашки

Подготовила:

Воспитатель

Базенина Ольга Николаевна

Санкт-Петербург

Колпино

2019 г.

Игра – ведущий вид деятельности детей, в которой ребенок учится, развивается, растет. 
Игра в шашки – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме.
Игра, где правила легки: «Не выходя за рамки,
Лишь делать мелкие шашки для попаданья в дамки.
Шажки, шажки, одни шажки, и нету здесь поблажки.
Назвали встарь игру «шажки», сейчас привычней «шашки»!

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок вырос грамотным, интеллектуально развитым, с интересом посещал детский сад и в дальнейшем успешно осваивал учебную программу в школе. Да и общество предъявляет свои требования: сейчас больше востребованы люди думающие.

Поэтому старшим дошкольникам особенно необходима специальная систематическая работа, направленная на развитие познавательно – интеллектуальной сферы.

Благодаря играм в шашки дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию у детей способности действовать в уме и развитию морально-волевых качеств. Умные, талантливые и сильные духом дети – это залог будущего процветания нашей страны.

Интеллект – это способность мыслить, а не сумма знаний. Мышление – это естественная потребность человека, и главная движущая сила – это чувство интереса и радости от преодоления трудностей.

Самостоятельно мыслить – это особенно важно при подготовке детей к школе. Для этого мы используем логические, занимательные задачи, интеллектуальные игры. Нужно помнить, что такие занятия должны проходить при хорошем эмоциональном настрое. Это сделает восприятие материала более эффективным. Если ребёнок испытывает трудности, нужно помочь ему, объяснить задание, проверить правильность его выполнения, поощрять удачные решения детей.

Я показала детям шашки. Оказалось, некоторые дети умеют играть – они играли дома с родителями, со старшими братьями, сестрами. Дети сами поставили проблему – Надо научиться играть в шашки. Игра шашки пришла в наши дни с древних времен. В нашей стране она пользуется большой популярностью. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет.

Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение как о весьма легкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в шашки – дело далеко нелегкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины. Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Оно поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. И совершенно необходимо сохранять и развивать систему обучения шашкам в дошкольных учреждениях.

В процессе занятий шашками дети получили целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. Занятия шашками развивают у детей мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. На протяжении всего периода обучения юные шашисты овладевают важными логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов. У них формируются навыки работы с книгой – источником самостоятельной исследовательской работы, умение пользоваться справочной литературой. Обучение шашечной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания ребят то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии, постоянной аналитической работе. Без воспитания в себе сильной воли, привычки к самостоятельным занятиям, без соблюдения режима, общефизической подготовки нельзя добиться серьезных результатов в шашках. Эту мысль тренер – педагог должен постоянно подчеркивать во время обучения игре в шашки. Каждый ребенок старшей группы обязан знать шашечный кодекс, уметь организовывать и проводить шашечные соревнования со сверстниками. Для успешной работы требуется достаточное обеспечение оборудованием: шашки с досками, шахматные часы, демонстрационная доска, аудитория для занятий, шашечная литература для начинающих и шашистов низких разрядов. В творческом отношении систематические занятия по обучении шашкам должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход. Наряду теоретическими знаниями обучаемые должны приобрести опыт практической игры, выступая в различных спортивных соревнованиях. На всех этапах обучения предусматривает также знакомство с многовековой историей шашек, которая содержит интересные факты, и с организацией шашечного движения в нашей стране. Эти сведения нужны ребятам не только для того, чтобы повысить их общую культуру, но и для понимания мировых достижений отечественной шашечной школы. Интеллектуальное путешествие будет увлекательным и радостным для детей, если, во-первых, всегда помнить о том, что взрослый должен быть равноправным участником игр, способным, как и ребёнок, ошибаться, и, во-вторых, если не спешить указывать детям на ошибки. Игра в шашки гениальна. Её можно выбрать как отдых в семье, хобби. Эта игра сближает родителей с ребенком. Шашечная игра – не сложная, не требует финансовых затрат, способствует интеллектуальному развитию всей семьи.

Шашки — игра, издавна пользующаяся большой популярностью в разных уголках света. К нам эта игра была завезена еще во времена Киевской Руси и постепенно стала традиционным видом отдыха знати. Какое-то время шашки на Руси называли тавлеями — по названию более ранней русской игры шашечного типа. Одним из первых знаменитых игроков в Шашки стал царь Пётр I. Он всячески поощрял увлечение шашками и даже выделял для этой игры особую комнату на проводимых им ассамблеях. Об увлечении Императора шашками упоминается и в романе Александра Сергеевича Пушкина «Арап Петра Великого»:
…На столах расставлены были бутылки пива и вина, кожаные мешки с табаком, стаканы с пуншем и шахматные доски. За одним из сих столов Пётр играл в шашки с одним широкоплечим английским шкипером. Они усердно салютовали друг друга залпами табачного дыма, и государь так был озадачен нечаянным ходом своего противника, что не заметил Корсакова, как он около их ни вертелся.
Кстати, сам Пушкин был страстным игроком в шахматы и шашки, о чем свидетельствуют его современники. В одном из стихотворений Пушкина описывается зимний быт помещиков того времени, в частности, есть и такие любопытные строки:
…Иду в гостиную; там слышу разговор
О близких выборах, о сахарном заводе;
Хозяйка хмурится в подобие погоде,
Стальными спицами проворно шевеля,
Иль про червонного гадает короля.
Тоска! Так день за днем идет в уединенье!
Но если под вечер в печальное селенье,
Когда за шашками сижу я в уголке,
Приедет издали в кибитке иль возке
Нежданная семья: старушка, две девицы
(Две белокурые, две стройные сестрицы), –
Как оживляется глухая сторона!
Как жизнь, о боже мой, становится полна!

Читайте также:  Развитие ребенка по неделям с фотографиями

Наполеон Бонапарт, которого Толстой в романе «Война и Мир» называет гениальным полководцем, всегда брал в военные походы перламутровую доску для игры в шашки. Его пристрастие к шашкам выглядит вполне закономерно, ведь на доске он мог тренировать свой талант. Будучи прирожденным стратегом, Наполеон оставил свой след не только на полях сражений Европы, но и в шашках, введя новую комбинацию, которая и была названа его именем: «Удар Наполеона». По видимому, игра в шашки и правда помогала Императору победно продвигаться по Европе, однако история не знает игроков, которые никогда не проигрывают; в России Великую армию ждали совсем другие шашки – казачьи…

Интересно, что в те времена еще не было профессиональных игроков в шашки, поскольку данная игра не рассматривалась, как вид спорта. В 20-м веке уже можно говорить о знаменитостях, которые прославились исключительно благодаря своим незаурядным способностям в шашках. В Советском союзе шашки переживали расцвет и буквально взрыв интереса к этой игре после окончания Великой Отечественной войны.

Важное значение, при обучении игре в шашки, имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В игровой форме ввожу детей в мир шашек: знакомлю дошкольников с историей развития шашек. В простой и доходчивой форме рассказываю о шашках, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах, знакомлю дошкольников со своеобразным миром шашек, прививаю им любовь к древней и мудрой игре.

Провожу соревнования и шашечные турниры между детьми.

Интеллектуальные игры помогают ребенку приобрести вкус к интеллектуальной и творческой работе. Они способствуют «запуску» механизмов развития, которые без специальных усилий взрослых могут быть заморожены или не работать вообще.

Интеллектуальные игры помогают лучше подготовить ребенка к школьному обучению, расширяют возможности свободного, осознанного выбора в жизни и максимальной реализации его потенциальных способностей.

Работа с родителями

Без работы в этом направлении сложнее было бы достичь результатов. Проведены следующие мероприятия в соответствии с планом:

• Знакомство родителей с содержанием работы по образовательной области «Познавательное развитие»;

• Наглядная информация в уголке для родителей «Играем в шашки»;

• Родительское собрание «Растить любознательных».

Итоговое мероприятие

В конце года было проведено итоговое мероприятие “Шашечный турнир”. В нем приняли участие победители отборочного соревнования. Пройдя серьёзный отбор в своих группах, двенадцать лучших шашистов сошлись в упорной схватке друг с другом. Главный герой турнира – Королева шашек уточнила, в какие дидактические игры дети любят играть, где впервые появились шашки, в каких странах в них играют. Затем, и гости и участники турнира отвечали на вопрос “Что нужно для игры в шашки? ” дети отвечали: ум, сообразительность, мозги, внимание, знания и т. д. Очередное сложное испытание Королевы турнира – кроссворд, с решением которого дети успешно справились. Победителями турнира стали ребята нашей группы.

Шашечный турнир подтвердил, что проводимая по плану работа даёт положительный результат: дети самостоятельно продумывали свои ходы, проявили такие важные качества как сосредоточенность, внимание, усидчивость, умение не обижаться при проигрышах, умение радоваться победам других.

Источник

 «Игра в шашки и шахматы  как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста»

              «…Без шахмат и шашек нельзя представитьполноценного воспитания умственных способностей и памяти…»
                                                    В.Сухомлинский

Ребенку с детства необходимо прививать стремление к получению хорошего образования, профессии. Родители совместно с педагогами должны помогать ребенку развивать логическое мышление

         Тема обучения старших дошкольников игре в шашки и шахматы в педагогике мало изучена. Однако, швейцарский психолог Жан Пиаже и ряд других учёных установили, что именно в возрасте 5—12 лет у детей происходит формирование механизма «мысль — слово», «мысль — действие». В связи с этим можно сделать вывод, что игра в шашки и шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме, они являются удачным подспорьем в развитии мыслительных способностей ребят и подкреплении плодов мышления действиями.

Читайте также:  Развитие ребенка два с половиной до трех лет

Актуальность проблемы обучения детей игре в шашки и шахматы обусловлена поиском эффективных методов развития логического мышления у старших дошкольников, а также созданием условия для формирования логического мышления в непринужденной игровой форме.

Новизна опыта состоит в том, что в настоящее время не существует единой программы по обучению детей старшего дошкольного возраста играм в  шашки и шахматы, которая бы позволила получить необходимые знания и умения, и дала бы возможность обеспечения методическим материалом педагогов ДОУ.

Отличительной особенностью опыта  является:
–  направление  акцента на начальную подготовку детей, начинающих с «нуля»;
– формирование разновозрастных групп в зависимости от уровня подготовки.

Цель опыта: развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста при обучении игре в шашки и шахматы.

Обучающие задачи:

1.научить детей играть в настольную игру шашки, соблюдая правила и ход игры, развивая у них интерес и активное участие;

2. обучить  простым комбинациям, практике шашечной игры;

3.обеспечить успешное овладение детьми основополагающих принципов ведения шашечной партии.

Развивающие задачи:

1.развивать стремления детей к самостоятельности;

2.активизировать мыслительную деятельность дошкольников: тренировать логическое и стратегическое мышление, память и наблюдательность;

3.развивать умственные способности: умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления.

Воспитательные  задачи:

1.воспитать отношение к шашкам и шахматам как к серьезным, полезным и нужным занятиям;

2.воспитать настойчивость, целеустремленность, находчивость, внимательность, уверенность, организованность, волю, трудолюбие, усидчивость, чувство коллективизма самостоятельность в принятии решений;

3.выработать  у детей умения применять полученные знания на практике.

Дидактические  принципы:

развивающей деятельности-игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны.

вариативности – у детей формируется собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

доступности, последовательности и системности программного материала

творчества – процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Методы проведения игровых встреч

-словесный: рассказ, беседа, объяснение;

– наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;

– практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками.

Направления

– методическая деятельность с педагогами

– организованная кружковая деятельность с детьми

– взаимодействие с родителями

– социальное партнерство

Этапы обучения игре в шахматы и шашки

– знакомство с  доской

– знакомство с фигурами

– обучение правилам игры

– решение  задач и этюдов

– игра в шахматы и шашки

Теоретическая значимость опыта:

– Проанализирован, обобщен, систематизирован материал по проблеме.

– Разработана программа дополнительного образования по обучению детей игре шахматам и шашкам.

– Разработаны методические рекомендации

Благодаря играм в шашки и шахматы дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию у детей способности действовать в уме и развитию морально-волевых качеств.

Умные, талантливые и сильные духом дети – это залог будущего процветания нашей страны.

Источник

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством игр в шашки.

     Актуальность проблемы обучения детей игре в шашки  обусловлена поиском эффективных методов развития логического мышления у старших дошкольников, а также созданием условия для формирования логического мышления в непринужденной игровой форме.

     Цель: развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста при обучении игре в шашки.

     Обучающие задачи:

1)научить детей играть в настольную игру шашки, соблюдая правила и ход игры, развивая у них интерес и активное участие;

2)обучить  простым комбинациям, практике шашечной игры;

3)обеспечить успешное овладение детьми основополагающих принципов ведения шашечной партии.

Развивающие задачи:

1.развивать стремления детей к самостоятельности;

2.активизировать мыслительную деятельность дошкольников: тренировать логическое и стратегическое мышление, память и наблюдательность;

3.развивать умственные способности: умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления.

Воспитательные  задачи:

1.воспитать отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям;

2.воспитать настойчивость, целеустремленность, находчивость, внимательность, уверенность, организованность, волю, трудолюбие, усидчивость, чувство коллективизма самостоятельность в принятии решений;

3.выработать  у детей умения применять полученные знания на практике.

     Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. Интеллектуальное развитие дошкольника – важнейшая составная часть общего развития, подготовки к школе. В связи с этим есть необходимость рассмотреть и уточнить понятие интеллектуальное развитие детей. 

Интеллектуальное развитие ребенка дошкольного возраста предполагает: дифференцированное восприятие; аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец); рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии); логическое запоминание; интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий; овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов; развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координации.

     Поскольку обучение является   источником   и   движущей силой умственного развития и существует жизненно важная способность, не сводимая к простому накоплению знаний и умений, которая развивается в ходе обучения, то следует найти подходящее дидактическое средство для развития интеллектуальных способностей. Одним из таких средств может быть игра в шашки. Использование шашек как средст­ва обучения позволит наиболее полно использовать развивающий потенциал, заложенный в этой игре.

     Шашки по праву признаны одной из самых интеллектуальных игр. Она стимулирует мыслительную деятельность детей, способствует их логическому мышлению, развивает пространственное воображение, память и внимание, что очень важно для подготовки к школе. Большая часть детей в дошкольном возрасте по своей природе очень подвижны и активны, им трудно сосредоточить свое внимание – эта волшебная игра ненавязчиво формирует у них такое качество, как усидчивость.
     Мы начали обучение детей игре в шашки с 5 летнего возраста, т.е со старшей группы т.к. именно в этом возрасте внимание детей становится более устойчивым и произвольным, развивается прогностическая и наглядно – образная функции мышления, которые позволяют решать уже более сложные задачи. К пяти годам дети становятся больше усидчивы (могут заниматься одним видом деятельности в течение 20 – 25 минут ) и способны играть по установленным правилам.

Читайте также:  Подвижные игры для ребенка с задержкой в развитии

     При обучении игре в шашки, прежде всего, важно знать , что детей ни в коем случае нельзя заставлять, они должны сами этого захотеть. В группе всегда найдутся активные и любопытные дети, которые любят «что – то новенькое», сначала они включаются в работу, затем и другие дети, глядя на них, тоже начинают увлекаться игрой в шашки. Главное, чтобы процесс обучения детей проходил ненавязчиво и интересно. Знакомить детей с новым для них материалом необходимо в простой и очень доступной для их понимания форме

     Знакомство и обучение детей игре в шашки происходит поэтапно, по принципу: от простого к сложному. Сначала детей нужно познакомить с историей возникновения этой игры, затем продемонстрировать им доску, фишки черного и белого цветов, после чего научить правильно расставлять шашки на игровом поле, объяснить, почему все шашки ставятся только на темные клеточки (это необходимо для того, чтобы шашки соперников встретились в игре ) и так далее. Необходимо также четко сформулировать суть игры, которая заключается в том, чтобы при продвижении своих шашек вперед, уничтожить шашки соперника или перекрыть ему все ходы. После того, как дети усвоили общие сведения о шашках, можно приступать к знакомству с основными правилами игры.

Поможет запомнить правила игры вот такой стихотворный вариант:

1)Начинать бой можешь смело –

Первый ход всегда за белой!

2) Шашки медленно, но метко

Шагают лишь по черным клеткам!

3) Наверно, шашкам не везет,

Что ходят шашки лишь ВПЕРЕД!

4) Знают все : и стар, и млад,

Шашкой бьем вперед – назад!

5) Шашка соперника сразу погибнет,

Если твоя ее перепрыгнет!

6) Полям вдруг конец настанет,

Сразу шашка «дамкой» станет!

7) Чтоб твою «дамку» не поймали,

Ход ее по всей диагонали!

8) Цель игры – побить «врагов»

 И чтоб им не было ходов!

     Необходимо помнить, что играть в шашки ребенку нужно не только с игроками сильнее, но также и слабее него (победы в игре будут стимулировать его, подогревать интерес, а вот частый проигрыш может отрицательно повлиять на дальнейшее желание ребенка играть в шашки ). Важно каждого ребенка время от времени хвалить (за победу, даже за один верно сделанный им ход ), и никогда нельзя его критиковать за проигрыш — это отобьет у него желание вообще когда – либо в будущем заниматься не только шашками, но и, быть может, другими играми соревновательного характера.

     Играя в шашки, ребенок учится логически и абстрактно мыслить, принимать важные решения, продумывать на несколько ходов вперед. Поэтому в ходе игры никогда нельзя его торопить, потому что правильные решения, которые влияют на итог игры, должны приниматься не спеша, ибо он сам несет за них ответственность. В случае поражения в игре, необходимо научить ребенка относиться к данной ситуации спокойно и выдержано, не огорчаться, а делать выводы, учить анализировать ошибки.

     Поражение в игре, это тоже результат, пусть и со знаком минус, но он тоже является своего рода уроком, опытом. При поражении надо приободрить ребенка, сказав, что у него обязательно все получится, что вы в него верите. Воспитатель на протяжении всего времени занятий должен доносить и подчеркивать мысль о том, что для достижения успешных результатов в игре в шашки, нужно много тренироваться и относиться к этому делу серьезно и ответственно.

     Шашки – это волшебная игра . Она одновременно и простая, и сложная. Она подразумевает под собой соревнования, борьбу, и это закаляет детскую психику и характер, а также положительно влияет на такие человеческие качества, как организованность , ответственность, способность доводить до конца начатое дело, не унывать и не падать духом в случае неудач, помогает поверить в себя. Игра в шашки в детском саду – интеллектуальный досуг, который направлен на формирование предпосылок учебной деятельности и на развитие интегративных качеств детей, обеспечивающих им социальную успешность.
    В рамках нашего детского сада мы провели шашечный турнир между детьми старшей и подготовительной группы. В ходе турнира были достигнуты следующие результаты:

1)дети умеют ориентироваться на шашечной доске,

2)правильно размещают доски между партнерами,

3)расставляют шашки, различают диагонали, вертикали, горизонтали,

4)применяют на практике правила игры,

5)решают простейшие комбинации,

6)расставляют позиции с заданными условиями,

7)рассчитывают соотношений своих сил.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

     Таким образом, игра в шашки в дошкольном возрасте способствует:

1)Развитию логического мышления;

2)Развитию и совершенствованию интеллекта ребёнка;

3)Формированию спортивного характера и интереса к игре;

4)Формированию усидчивости и целенаправленности (доведение начатого дела до конца);

5)Умению находить способы решения в сложных ситуациях;

6)Овладению шашечными терминами (такими как:жертва, размен, вилка и т. д).

     На данном этапе результаты проведенной работы свидетельствуют об эффективности внедрения игры в шашки как средства развития интеллектуальных способностей дошкольников. Дипломы и призы на турнирах по шашкам среди воспитанников д/с№50 ст.Анастасиевской подтверждают положительную тенденцию, обусловленную эффективностью системы работы по данной проблеме. 

Источник