Интеллектуальное развитие ребенка через формирование элементарных математических представлений

Интеллектуальное развитие детей

через формирование математических представлений

Математика! Опять математика. Математика во все времена остается для детей, учеников трудной работой. Так утверждал почти полтора века назад Д.И. Писарев.

Изменилось ли восприятие математики с тех пор? Не очень. Математика продолжает оставаться наиболее трудным учебным предметом в школе.

А что же дошкольники? Они ведь еще не знают, что математика трудная дисциплина. Наша задача – развить творческую личность с активной жизненной позицией, с  собственным логическим мышлением. Не навязывать ребенку свое мнение, а давать ребенку возможность думать самому и получать удовольствие при преодолении трудностей.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. И родители, и педагоги знают, что формирование элементарных математических представлений обладает уникальными возможностями для развития детей, а также — это мощный фактор развития ребенка, который формирует жизненно важные личностные качества воспитанников — внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности..

  (слайд 1) Реформирование системы дошкольного образования в связи с выходом в свет ФГОС ДО, пересмотрели  устоявшиеся в теории и практике, целевые установки, содержание, методы и формы работы с детьми

(слайд 2)    ФЭМП дошкольников входит в образовательную область «Познавательное развитие» и предполагает развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального продвижения посредством развития познавательно исследовательской деятельности, формирования целостной картины мира и расширения кругозора.  

. (слайд 3)Практика показывает, что старшие дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к образовательной деятельности только в том случае, когда заинтригованы и поражены чем-то неизвестным

В этом случае информация выглядит в их глазах интересной, почти волшебной. Задача педагога – сделать образовательную деятельность по математическому развитию занимательной и необыкновенной. .  

(слайд 4) А как сделать, чтобы наши дети  были внимательны, не отвлекались, правильно и с удовольствием выполняли бы задания. Что же нужно для того, чтобы и воспитатели и дети получали от образовательной деятельности удовлетворение?   Думаю, вы согласитесь с тем, что успех образовательной деятельности во многом зависит от компетентности педагога в той или иной области знаний

Вы любите играть? Предлагаю поиграть в игры, а в конце у нас получится модель успешной организации образовательной деятельности.

(5 слайд) Первое задание «вопрос-ответ»

  1. Какие обще дидактические принципы лежат в основе методики обучения ФЭМП?

Ваши варианты:

Принципы:

Доступности;

Индивидуального подхода;

Систематичности и последовательности;

Постепенность;

Наглядности;

Научности;

Интеграции.

Деятельностный подход

А теперь подробнее о вышеперечисленных принципах

Доступность и Индивидуальный подход (необходимо учитывать способности каждого ребенка и, исходя из этого, подбирать нужные задания).

Систематичность (знания даются детям в строго определенной системе и при этом новый материал должен быть доступен детям)

Последовательность (каждая новая программная задача дробится на более мелкие)

Постепенность (при переходе от одной программной задачи к другой очень важно постоянно возвращаться к пройденному материалу. Этим обеспечивается правильное усвоение материала).

Принцип наглядности Я. А. Каменский называл «золотым правилом» дидактики, согласно которому в обучении необходимо включать все органы чувств человека. Он отмечал, что «если мы намерены насаждать в учащихся истинные и достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности».

Интеграция  развития математических представлений осуществляется через все образовательные области:

Социально- коммуникативное развитие.

Познавательное развитие,

речевое развитие,

 художественно – эстетическое развитие,

физическое развитие.

и встречается во всех видах детской деятельности: как совместной со взрослыми, так и в самостоятельной.

Игровая;

Коммуникативная,

Познавательно-исследовательская,

Восприятие художественной литературы;

Самообслуживание и хозяйственно-бытовой труд;

Конструирование из различного материала;

Изобразительная деятельность, музыкальная. Двигательная.

Необходимым условием математического развития на основе интегрированного подхода являются рациональное совмещение различных видов деятельности с вовлечением детей в решение проблемно-игровых ситуаций, сформулированных на основе личного опыта.

А также – Активизация  познавательного интереса к математике у дошкольников путем создания предметно-развивающей среды для математического развития дошкольников

  1. Следующее  задание :

Выберите разделы формирования элементарных математических представлений  по программе каждой возрастной группы (традиционные направления ФЭМП)

(слайд 6)

Проверь себя

Форма, количество и счет, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени.

(слайд 7)

  1. Игра «Подбери правильно»

Подберите слова (термины ) которые бы соответствовали данным понятиям

Форма(1) – это очертание, наружный вид какого-либо объекта, фигуры или предмета

Множества(2) – совокупность каких-либо предметов и объектов, объединенных общим, для всех характерным свойством.

Число(3)- Это общий количественный показатель чего-либо.

Цифра(4) – это система знаков для записи чисел (числовые знаки)

Читайте также:  Центр развития ребенка дошкольного возраста красноярск

Пространство(5)- место, в котором возможно движение, различные положения и взаимные расположения объектов, отношения близости дальности, понятие направления

Величина(6) – это качество и свойство предмета, с помощью которого мы сравниваем предметы друг с другом.

Время(7) – это  продолжительность, последовательность, частота, ритм, темп. Измеряются единицей постоянно повторяющегося процесса. Представляют систему  эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей.

(слайд8)

«Какие образовательные задачи необходимо поставить педагогу при подготовке и  проведении образовательной работы по ФЭМП»  

Образовательные – чему ребёнка будем учить (упражнять, закреплять);

Развивающие – что развиваем – развивать умение слушать, анализировать, умение видеть самое главное, развитие осознанности;

Воспитательные – что воспитывать у детей (математическую смекалку, сообразительность, умение слушать товарища, аккуратность, самостоятельность, трудолюбие, потребность добиваться наилучших результатов);

(слайд 9)

Методы, используемые в образовательной деятельности по математическому развитию

 Словесный метод в ФЭМП занимает не очень большое место и в основном заключается в вопросах к детям;

Характер постановки вопросов зависит от возраста и от содержания конкретной задачи;

– в младшем возрасте – прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как? – в старшем – в основном поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Почему? Для чего? Зачем?

Практический метод – упражнения, игровые задачи, дидактические игры, дидактические упражнения.  Этом отводится большое место.

 Ребёнок н должен сам участвовать в выполнении той или иной задачи. И чем больше он будет играть в д/и, выполнять задания, тем лучше усвоит материал по ФЭМП. Древняя пословица гласит: «Я слышу – и я забываю, я вижу – и я запоминаю, я делаю – и я понимаю»

 Игровой метод – преобладающий метод, материал усваивается детьми быстрее и легче; Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является — игра. Как сказал В. А. Сухомлинский “Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, помогает в развитии познавательных способностей дошкольника. Целью педагогической деятельности является максимальное развитие элементарных математических представлений путем применения различных форм и методов занимательного материала.

(слайд 10)

Назовите средства обучения дошкольников

Выделяют следующие средства обучения детей дошкольного возраста:

  •  Печатные средства – представляют собой разнообразные учебные пособия, книги,  рабочие тетради, раздаточный материал,  
  • Электронные образовательные ресурсы Аудиовизуальные обучающие средства – включают в себя разнообразные обучающие слайд-фильмы, видеофильмы, слайды и т.д.
  • Наглядные плоскостные средства обучения – это различные обучающие картинки, плакаты, иллюстрации и т.п.
  • Демонстрационные обучающие средства – представляют собой муляжи, игрушки, модели предметов и т.п.
  • Разнообразные учебные приборы, средства измерения  такие как разнообразные часы, термометр, календари, линейки, весы т.д.
  • Средства обучения, представленные спортивным инвентарем (спортивные снаряды, гимнастическое оборудование, спортивные мячи и снаряды, и т.п.).

Создание предметно – развивающей среды для математического развития в группе – Целенаправленно организованная предметно – развивающая среда предполагает комфортабельную обстановку, рационально организованную в пространстве и во времени, насыщенную разнообразными предметами и игровым материалом

Следует сделать вывод:  эффективность  математического  развития  детей  дошкольного  возраста  в большей  степени  определяется  целенаправленной  работой  педагогов:  

А именно:

Подбор задач в строгом соответствии с возрастными особенностями ребёнка, уровнем его интеллектуального развития;

Многозадачность (направленность на развитие пространственных, временных, количественных представлений)

Использование разнообразных методов и форм для создания основы работы (к ним можно отнести решение логических задач, дидактические игры, работа с раздаточным материалом и т. д.)

Наличие у занятия четкого сюжета, согласно которого будет происходить его развитие .

Использование игровой формы ведения занятий Акцент на формировании игровой мотивации; элементы сюрпризов и внезапности

Использование наглядного дидактического материала, подобранного с учетом возрастных и других индивидуальных особенностей ребенка

Помощь ребенку не только в освоении определенной системы знаний и навыков, но также развитие у него навыков самостоятельной познавательной активности, независимости суждений и т. д.

Формирование оптимальной развивающей среды для развития у ребенка базовых познавательных процессов.

Источник

Наталья Михайлова
Семинар-практикум «Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений»

Актуальность проблемы

Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: широкое общение ребенка со взрослыми и сверстниками, и организованный образовательный процесс.

“Умное” детство закладывает хороший фундамент интеллектуальной деятельности личности. Современные психологи (А. А. Венгер, С. П. Проскура и др.) считают, что 80% интеллекта формируется до 8 лет. Такое положение выдвигает высокие требования к организации воспитания и обучения старших дошкольников.

Читайте также:  Особенности развития личности умственно отсталого ребенка

Формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей способствует обучение детей математике в дошкольном возрасте: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.

Практика начальной школы доказывает – залог успешности обучения математике – в обеспечении эффективного математического развития детей в дошкольном возрасте, в ориентации ДОУ на развитие математических способностей, познавательных интересов, в индивидуальном подходе в обучении, в математически и методически корректной передаче знаний, умений навыков.

А как сделать, чтобы дети во время НОД были внимательны, не отвлекались, правильно и с удовольствием выполняли бы задания и т. д. Что же нужно для того, чтобы и воспитатели, и дети получали от занятия удовлетворение? Об этом мы сегодня и поговорим.

1 задание

Каждому участнику предлагается написать на листочке ромашки проблему, с которой он сталкивается в работе по ФЭМП у своих воспитанников (выставляется ромашка на мольберт, зачитываются проблемы).

2 задание

Участникам предлагается ответить на вопросы:

1. Какие общедидактические принципы лежат в основе методики обучения ФЭМП?

Принципы

Доступности

Индивидуального подхода

Систематичности и последовательности

Развивающего и воспитывающего обучения

Наглядности

Научности

Интеграции

Принцип наглядности Я. А. Коменский называл “золотым правилом” дидактики, согласно которому в обучении необходимо использовать все органы чувств человека. Он отмечал, что “если мы намерены насаждать в учащихся истинные и достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности”.

2. Из скольких разделов по ФЭМП состоит программа каждой возрастной группы?

Количество и счёт

Величина

Форма

Ориентировка в пространстве

Ориентировка во времени

3. Перечислите методы, используемые на занятиях по ФЭМП

Словесный метод в элементарной математике занимает не очень большое место и в основном заключается в вопросах к детям. Характер постановки вопроса зависит от возраста и от содержания конкретной задачи.

– в младшем возрасте – прямые,конкретные вопросы: Сколько? Как?

– в старшем – в основном,поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Для чего?

Практическим и игровым методам – упражнениям, игровым задачам, дидактическим играм, дидактическим упражнениям – отводится большое место. Ребнок должен не только слушать, воспринимать, но и сам должен участвовать в выполнении той или иной задачи. И чем больше он будет играть в дидактические игры, выполнять задания, тем лучше усвоит материал по ФЭМП.Древняя пословица гласит: «Я слышу — и я забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю».

4. Каким требованиям должен соответствовать наглядный материал на занятиях по ФЭМП?

Вс занятие по ФЭМП строится на наглядности. Воспитатель должен помнить, что наглядность – не самоцель, а средство обучения. Неудачно подобранный наглядный материал отвлекает внимание детей, мешает усвоению знаний, правильно подобранный повышает эффективность обучения.

– Какие два вида наглядного материала используются в детском саду? (Демонстрационный, раздаточный.)

Наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям – каким?

Быть разнообразным на одном занятии, динамичным, удобным,

в достаточном количестве.

Предметы для счета и их изображения должны быть известны детям.

И демонстрационный, и раздаточный материалдолжен отвечать эстетическим требованиям: привлекательность имеет огромное значение в обучении – с красивыми пособиями детям заниматься интереснее. А чем ярче и глубже детские эмоции, тем полнее взаимодействие чувственного и логического мышления, тем более интенсивно проходит занятие, и более успешно усваиваются детьми знания.

3 задание

Участникам предлагаются 2 конспекта занятий по ФЭМП.

Задание:

1. Определить возрастную группу;

2. Сформулировать задачи, которые решаются в процессе занятий;

3. Придумать начало, т. е. мотивацию занятия (игровую ситуацию, проблему, интригу занятия);

4. Определить интеграцию с другими образовательными областями

4 задание

Участникам предлагаются педагогические ситуации.

1)В конце учебного года воспитатель средней группы поставила перед детьми игрушки: елочку, матрешку, грибок, кубик.Вызванный ребенок так считал: “Елочка одна, грибок один и еще кубик один”. На вопрос “сколько всего игрушек”, ребенок не смог ответить.

Вопросы:

Правильно ли считал ребенок?

Усвоил ли он счет до пяти?

Правильно ли подобрал воспитатель для закрепления навыков счта игрушки?

В какой возрастной группе был бы удачен подбор таких игрушек?

2) Воспитатель повесил на доске таблицу с различным расположением фигур на плоскости. Дети внимательно ее рассмотрели, рассказали, где какая фигура находится. Затем, когда таблицу убрали, они должны были выложить фигуры на своих листках. Все правильно ВЫПОЛНИЛИ задание. Но вызванный ребенок не смог рассказать, где какая фигура находится. Воспитатель упорно добивался от него правильного ответа, остальные дети в это время начали играть с фигурами, шуметь.

Читайте также:  Умственное и речевое развитие ребенка

Вопрос:

Что неправильно сделал педагог?

Предложите правильное поведение педагога.

3) Воспитатель приносит на подносе много новых красивых машинок,спрашивает детей: “Сколько у меня машин?”.Дети отвечают: “Много”.

Воспитатель подходит к детям и дает каждому в руки одну машину,затем спрашивает Сашу: “Сколько я тебе дала машин?”. Мальчик внимательно рассматривает машину, проводит пальцем по колесам, кабине, катает ее, на вопрос не отвечает. Другие дети также не ответили на вопрос воспитателя, их внимание было сосредоточено на действиях с машинами.

Вопросы:

Почему дети не отвечали на вопросы воспитателя?

Какие ошибки были допущены воспитателем?

Как нужно правильно организовать это занятие?

5. Демонстрация книги З. А. Михайловой «Игровые занимательные задачи для дошкольников».

Выполнение некоторых заданий:

1) Головоломки с палочками.

1группа задач- построение:

Выложи на столе квадрат из двух палочек.

Составить два равных треугольника из 5 палочек.

Составить 2 равных квадрата из 7 палочек.

Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника

2 и 3 группы задач –преобразование:

В фигуре, состоящей из 6 квадратов убрать две палочки, чтобы осталось 4 равных квадрата.

В фигуре из 4 квадратов переложить 2 палочки так, чтобы получилось 5 квадратов.

2) Логические задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, поиск недостающей в ряду фигуры.

3) Задачи на нахождение отличий одной группы предметов от другой.

Источник

Мухаметзяновой Светланы Владимировны.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение МАДОУ “Детский сад № 93 общеразвивающего вида с татарским языком воспитания и обучения”

Ново-Савиновского района г. Казани Республики Татарстан

1.1.

Фамилия

Мухаметзянова Владимировна

1.2.

Имя

Светлана

1.3.

Отчество

Владимировна

1.4.

Должность, по которой аттестуется работник (дополнительно указывается преподаваемый предмет, специальность, для педагогических работников дополнительного образования детей – профиль, направление образовательной деятельности; для методистов – направление методической работы)

Воспитатель

1.5.

Место работы (полное наименование учреждения в соответствии с Уставом, с какого года работает в данном учреждении) 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение МАДОУ “Детский сад № 93 общеразвивающего вида с татарским языком воспитания и обучения” Ново-Савиновского района г. Казани

1.6.

Населенный пункт (город, район)

Ново-Савиновский район муниципального образования

г. Казань

1.7.

Стаж (педагогический)

12 лет

1.8.

Стаж (по специальности)

12 лет

1.9.

Образование (уровень образования, наименование учреждения высшего, среднего профессионального образования, квалификация по диплому, реквизиты диплома с указанием даты выдачи)

Ученая степень, год присвоения (при наличии)  (реквизиты удостоверяющего документа) 

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Тольяттинский государственный университет»
Специализация (по диплому):
, квалификация по диплому «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии».
Диплом ВСГ 4009272

Год окончания:20 июня 2009 г.

1.10

Курсы повышения квалификации (не менее 72 час. за последние 5 лет) (тематика курсов, количество учебных часов, место проведения, наименование образовательного учреждения, реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи)

Профессиональная переподготовка не менее 500 час. (при наличии) (наименование образовательного учреждения, где проводилось профессиональная переподготовка, количество учебных часов, полученная квалификация, реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи)

Курсы повышения квалификации  для воспитателей по теме: « Организация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в контексте ФГОС ДО»  в объеме 72 часов, в Государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Ленинградский областной институт развития образования» 20.10.2015-10.11.2015 года.

Курсы повышения квалификации для воспитателей по теме: «Современные образовательные технологии в дошкольном образовании в условиях реализации ФГОС». Центр социально- гуманитарного образования. С 14.05.18- 24.05.18 в объеме 64 часа.

1.11

Квалификационная категория (имеющаяся), дата присвоения и окончания срока действия квалификационной категории

От 30.12.2014- 1 квалификационная категория.

1.12

Государственные и отраслевые награды, включая Почетные грамоты (полное наименование награды,  год награждения)

Иные поощрения (Благодарственные письма и др.) 

Почетная грамота от Отдела образования «Управления образования Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» по Авиастроительному и Ново-Савиновскому районам г. Казани за многолетний добросовестный труд, достигнутые успехи в деле обучения и воспитания подрастающего поколения, высокий профессионализм. 2018 год

Тема: «Интеллектуальное развитие детей, через формирование элементарных математических представлений».

Дата начало работы над темой: 1.09.2019г.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме; систематизировать работу по реализации ФГОС.

Источник