Интеллектуальное развитие ребенка 8 вида

Интеллектуальное развитие ребенка 8 вида thumbnail

8 июня 2014

Автор
КакПросто!

Дети, имеющие какие-либо отклонения в развитии, не способны обучаться вместе со сверстниками в общеобразовательных учреждениях. Для них созданы коррекционные школы, которые различаются по видам. В специальных учреждениях 8-го вида обучаются дети с необратимым отклонением в развитии – умственной отсталостью.

Специальные образовательные учреждения предназначены для обучения детей, имеющих различные отклонения в развитии. Всего существует восемь видов таких школ. Для обучения неслышащих детей созданы коррекционные учреждения1-го вида. Специальные школы 2-го вида предназначены для обучения слабослышащих детей, имеющих частичную потерю слуха и разную степень недоразвития речи. Коррекционные школы 3-го и 4-го видов организованы для обучения, воспитания, коррекции отклонений в развитии у детей, имеющих нарушения зрения. В такие образовательные учреждения принимаются незрячие и слабовидящие дети, дети с амблиопией, косоглазием, со сложными сочетаний нарушений функций зрения, страдающие глазными заболеваниями, приводящими к слепоте.

Коррекционные школы 5-го вида предназначены для детей, имеющих тяжелые речевые патологии, детей с общим недоразвитием речи тяжелой степени, с заиканием. Специальные образовательные учреждения 6-го вида созданы для обучения и воспитания детей с какими-либо нарушениями развития опорно-двигательного аппарата, с ДЦП, деформациями опорно-двигательного аппарата. Специальные школы 7-го вида предназначены для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития. При сохранных возможностях интеллектуального развития у таких детей наблюдается слабость внимания, памяти, повышенная истощаемость, недостаточность темпа психических процессов, эмоциональная неустойчивость, несформированность произвольной регуляции деятельности. Коррекционные образовательные учреждения 8-го вида созданы для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью.

Целью создания специальных образовательных учреждений 8-го вида является коррекция отклонений в развитии, а также социально-психологическая реабилитация для дальнейшей интеграции в общество. В таких школах создаются классы для детей, имеющих глубокую умственную отсталость, наполняемость таких классов не должна быть больше 8 человек. Ученики школ 8-го вида имеют необратимые нарушения развития и никогда не смогут догнать сверстников, поэтому в большей степени обучение в этих образовательных учреждениях направлено на развитие их жизненной компетенции для адаптации в социуме, позволяющей избежать катастроф социального характера. В небольшом объеме им дают академические знания, которые направляются на поддержание социализации. Дети с нарушенным интеллектом обучаются по специальной программе до 9-го класса. Те из них, кто может освоить рабочую профессию, занимаются, в дальнейшем, малоквалифицированным трудом.

Статьи медицинского характера на Сайте предоставляются исключительно в качестве справочных материалов и не считаются достаточной консультацией, диагностикой или назначенным врачом методом лечения. Контент Сайта не заменяет профессиональную медицинскую консультацию, осмотр врача, диагностику или лечение. Информация на Сайте не предназначена для самостоятельной постановки диагноза, назначения медикаментозного или иного лечения. При любых обстоятельствах Администрация или авторы указанных материалов не несут ответственности за любые убытки, возникшие у Пользователей в результате использования таких материалов.

Источник

Расшифровка категорий ОВЗ в образовании

Педагогическая расшифровка видов ОВЗ изложена в Федеральном Законе об образовании РФ. Он описывает специфику категорий «особых» школьников и специальные условия для получения образования каждой из них. Особенности развития диагностируются ППМК. К ним относятся нарушения зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития (ЗПР), нарушения интеллектуального развития, расстройство поведения и общения, в том числе РАС и СДВГ, комплексные нарушения развития.

При их подтверждении ППМК рекомендует конкретные специальные условия обучения ребенка.

Расшифровка категорий ОВЗ в медицине

Медицинская расшифровка категорий ОВЗ дана в «Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков. МКФ-ДП» Всемирной организации здравоохранения. Нарушениями она называет проблемы при развитии физиологических и (или) психологических функций организма (умственные,сенсорные, речевые) и его структур (нервная, пищеварительная, эндокринная, сердечно-сосудистая, иммунная, дыхательная системы), их существенные отклонения и утрату. К формам нарушений относятся также задержки и отставание в процессе развития детей и подростков.

МКФ-ДП определяет 5 уровней нарушений в процентном соотношении (от 0-4 % – при отсутствии или незначительных нарушениях, до 96-100% – при абсолютных) и 4 уровня задержек, учитывая, что задержки могут исчезнуть. Нарушения и задержки регистрируются по кодам, присвоенным функциям и структурам организма, способностям к обучению и применению знаний на практике, социальным отношениям и влиянию окружающей среды. Классификация опубликована на сайте ВОЗ.

Сводная таблица «Классификация детей с ОВЗ» сайта rosuchebnik.ru дает более подробное описание особенностей всех категорий ОВЗ.

«Международная классификация функционирования, ограниченной жизнедеятельности и здоровья детей и подростков»

ОВЗ по ФГОС

Виды ОВЗ по ФГОС определены в соответствии с вариантами адаптированных основных образовательных программ (АООП) для «особых» учеников.

Читайте также:  Взгляд ребенка на развитие человека

  • глухие, 4 варианта АООП НОО

  • слабослышащие, 3 варианта

  • слепые, 4 варианта

  • слабовидящие, 3 варианта

  • с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), 4 варианта

  • с задержкой психического развития (ЗПР), 3 варианта

  • с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), 3 варианта

  • с расстройствами аутического спектра (РАС), 4 варианта

  • с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 варианта(3)

ФГОС рекомендует обучать таких детей в инклюзивных школах и Центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС). Центры ППМС чаще всего организуются на базе коррекционных школ и постепенно приходят им на замену. Вместе с тем, коррекционные школы 8 видов продолжают выполнять свою миссию. Познакомимся с категориями их воспитанников.(2)

Если с ребенком трудно

Новая книга известного семейного психолога, лауреата премии президента РФ в области образования, автора бестселлеров «Что делать, если…» и «Что делать, если… 2» адресована родителям детей и подростков с особенностями поведения. Издание поможет найти с ребенком общий язык, сориентироваться в сложных ситуациях и конфликтах, достойно выйти из них, сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье. Дети не слушают своих родителей, сколько стоит этот мир. В попытках научить «нерадивое чадо», как «надо себя вести», ответственные родители вооружаются новейшими психологическими «приемчиками», разучивают современные техники сидения на гречке, а дети в ответ лишь становятся все более раздражительными и непослушными.

Купить

I категория. Неслышащие, глухие дети без речи

Дети с глубоким стойким двусторонним нарушением слуха: рано потерявшие слух, родившиеся со слуховыми нарушениями или потерявшие слух до периода развития речи. Они не воспринимают речь и не могут самостоятельно ею овладеть. Чтобы разговаривать, им необходимо специальное обучение. Такие дети воспринимают мир зрением и осязанием. Их мыслительные процессы основаны не на речи, а на образах и действиях. Поэтому им трудно определять причины и следствия, свойства и отношения. Их внимание и память характеризуются неустойчивостью и низким объемом из-за утомляемости.

В обучении речи главную роль играет специальная акустическая и сурдоаппаратура. И хотя речь остается неразвитой, преобладают слова, обозначающие предметы и очень мало слов, описывающих качества и движение, они все же могут говорить. Пусть и допуская ошибки в звуках, заменяя слова похожими по звучанию.

Между собой дети общаются жестами и пытаются перенести такое общение в мир слышащих, имитируя жестикуляцией и мимикой разные объекты и их признаки. Иногда это воспринимается как агрессия, и идет такой же агрессивный ответ. Это одна из причин, почему дети с глухотой обладают низкой самооценкой.

II категория. Слабослышащие дети

Дети с частичной потерей слуха, тугоухостью и различной степенью недоразвития речи. Дети, сохранившие остаточный слух и самостоятельную речь. Они продолжают накапливать словарный запас.

Развитие их психических и познавательных процессов зависит от того, насколько рано они потеряли слух. Сохраненный низкий уровень слухового восприятия создает иллюзию, что на него можно опереться, но полученная информация очень искажается.

Главная задача при их обучении — развивать зрительное восприятие и учить концентрироваться на губах говорящего, параллельно обучая чтению. Как следствие, повысится устойчивость внимания и начнет развиваться наглядная память.

В отличие от глухих детей, слабослышащие имеют высокую и даже завышенную самооценку, поскольку любое малейшее их достижение воспринимается окружающими взрослыми как невероятный успех.

III и IV категории. Нарушения зрения (рассматриваются вместе)

Дети незрячие, в том числе слепорожденные и ослепшие до 3-х лет, слабовидящие и поздноослепшие, с косоглазием и амблиопией.

Слепые дети воспринимают окружающий мир исключительно слухом и осязанием, имеют повышенную вибрационную чувствительность. Сохранившие остаточное зрение через смутные и искаженные образы. Такой способ познания обедняет мыслительные процессы, мешает их целостности. Дети с трудом определяют расстояние, местоположение не только объектов, но и собственное. В итоге не имеют четких уверенных суждений.

Обучение данной категории основано на создании у них полисенсорного опыта: отсутствующий анализатор заменяется активизацией других. В первую очередь, с помощью речи. Но нужно учитывать, что слабовидящие дети приобретают речевые навыки позже своих здоровых сверстников, их лексика бедна и произносимые слова не всегда совпадают с реальными образами. Любое вербальное описание для них требует осязательного исследования.

Учеба развивает их неустойчивое внимание, не имеющее целевой направленности. Повышается его объем, концентрированность и произвольность. То же и с памятью, в первую очередь, словесно-логической.

Слепые и слабовидящие дети бывают конфликтны, несдержанны, не имеют целей. Но общение, совместные учебные и трудовые дела с видящими ровесникам развивают у них самостоятельность и конкурентоспособность.

V категория. Тяжелая речевая патология

Дети немые, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушением произношения отдельных звуков: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия. При алалии сохраняется нормальный слух и интеллект, но из-за органических поражений речевых областей головного мозга нарушается развитие речи. Появляются аграмматизмы, трудности при чтении и письме, снижается словарный запас.

Афазия характеризуется разрушением уже сформировавшейся речи, когда поражен двигательный или речевой центр головного мозга. В первом случае речь полностью отсутствует или сохраняется в виде отдельных фраз и слов с дефектами произношения. Во втором — нарушается дифференцированное восприятие звуков и слов. Ребенок перестает понимать, что ему говорят, но нормально воспринимает неречевые звуки.

Дизартрия и ринолалия — это нарушение произношения. При дизартрии – из-за недостаточного развития речевого аппарата, при ринолалии – из-за анатомических дефектов строения органов артикуляции. В результате страдают все психические процессы, за исключением логической, смысловой и зрительной памяти.

Читайте также:  Причины нарушений в психическом развитии ребенка кратко

Обучение проходит через развитие моторики с помощью гимнастики, ритмики, музыки. В результате восстанавливается устойчивый познавательный интерес и адекватная самооценка.

VI категория. Нарушение опорно-двигательного аппарата

Дети с ДЦП, врожденными и приобретенными деформацями ОПА, вялыми параличами верхних и нижних конечностей, парезами и парпарезами нижних и верхних конечностей. Недостаточность движений мешает им воспринимать действительность зрением и кинестетикой. У них более развито вербальное мышление по сравнению с наглядно-действенным. Отстает система формирования понятий и абстракций.

Часто бывают проблемы со слухом, ведущие к снижению слуховой памяти и слухового внимания. Встречается алалия и дазатрия.

Таким детям полезно совмещать обучение с посильной трудовой деятельностью.Она учит переключать внимание, снижает вялость, дает чувство значимости.

VII категория. Дети с ЗПР

Дети с возможностью интеллектуального развития, но замедленным темпом психических процессов, высокой истощаемостью, трудностью в усваивании знаний: психическое недоразвитие, задержка психического развития, поврежденное психическое развитие, дифицитарное развитие, искаженное развитие (РАД, СДВГ)

Общими проблемами являются замедленное, непоследовательное восприятие, отставание словесно-логического мышления. Им сложно анализировать и обобщать. В результате страдает речь, лишенная ясности и логики.

Для детей с ЗПР характерно непроизвольное импульсивное поведение и инфантилизм в сочетании с низким уровнем познавательных процессов, включая память и внимание. Причины инфантилизма кроются в проблемах эндокринной и нервных систем, запоздалом темпе психического развития.

При обучении нужно учитывать их физиологически обусловленную утомляемость, частую смену активности и пассивности. Если им давать интересные задания, не требующие напряжения ума, создать атмосферу спокойствия и доброжелательности, они показывают результаты решения интеллектуальных задач, приближенные к норме.

VIII категория. Отклонение интеллектуального развития.

Дети с глубоким недоразвитием познавательных процессов. Чаще всего в виде олигофрении (синдром врожденного психического дефекта) 3 видов. К обучению способны лишь дети с дебильностью, легкой корректируемой степенью умственной отсталости.

Хотя их восприятие искажено, с трудом перестраивается и не обладает достаточной осмысленностью, а уровень мышления очень низок, они овладевают речью, пусть и с грамматическими и фонетическими ошибками. Дети учатся писать, читать, считать. Но основной формой работы с ними является трудовое обучение и, впоследствии, помощь в трудоустройстве.

Независимо от категории ОВЗ, к которой относится ребенок, российские инклюзивные школы, ППМС, коррекционные школы создают своим «особым» ученикам все условия «для получения без дискриминации качественного образования, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации»

#ADVERTISING_INSERT#

Источник

8 типов интеллекта ребенка: советы по развитию

Рейтинг
43

Определив тип интеллекта ребенка, родители могут помочь ему максимально развить его потенциал   

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

В современном обществе принято считать, что успеваемость ребенка в школе является единственным показателем, определяющим его потенциал. Когда ребенок становится старше, многие родители хотят, чтобы он стал всесторонне развитым и успешным в разных сферах жизни. Но прежде чем он пойдет в школу, вы должны понять – ваш ребенок умный, несмотря на его оценки и физическую форму.

Ученые утверждают, что существуют разные типы интеллекта (всего их выделяют 8), и ребенок может обладать любым из этих восьми типов. В чем-то он обязательно окажется сильным.

Родители должны с раннего возраста ребенка распознать признаки, которые характеризуют его тип интеллекта. Если вы начнете развивать эти черты с раннего возраста, вы сможете оценить его потенциал и поймете, что это может быть важнее, чем успеваемость по математике или физике. Рассмотрим, как определить тип интеллекта вашего ребенка.

Теория множественного интеллекта

Американский психолог Говард Гарднер предложил теорию, которая объясняет различные виды интеллекта. Ученый предполагает, что сводить определение интеллекта ребенка к простой проверке IQ недостаточно. Академическая успеваемость, несомненно, важна, но настолько же важны и склонности ребенка к рисованию, музыке, танцам, предпринимательской деятельности и т. д. Все эти склонности необходимо учитывать, определяя потенциал ребенка. Так возникла теория множественного интеллекта, которая доказывает, что у ребенка могут доминировать 1 или 2 из 8 типов интеллекта.

8 типов интеллекта

Теория Говарда Гарднера быстро нашла последователей во всем мире. Педагоги из разных стран стали включать теорию множественного интеллекта в свои системы образования.

Рассмотрим подробнее типы интеллекта, которые встречаются у детей.

1. Телесно-кинестетический

Дети, обладающие телесно-кинестетическим интеллектом, обычно достигают успехов в спорте и других видах физической активности. Они много двигаются, и их движения хорошо скоординированы. Если ваш ребенок проявляет интерес к подвижным играм и может хорошо координировать движения своего тела, то можно с уверенностью сказать, что у него развит данный тип интеллекта. Понаблюдайте за ним, чтобы лучше понять его склонности. Он слишком суетливый? Он всегда в тонусе? Он не может долго усидеть на одном месте? Такие мелкие детали могут помочь вам определить у ребенка телесно-кинестетический тип интеллекта. Им обладают многие известные спортсмены, актеры и танцоры.

Читайте также:  Ребенок 2 года развитие нормы видео

2. Визуальнопространственный

Данный тип интеллекта определяет, насколько хорошо ребенок может визуализировать объекты, места и даже свои сны. Дети, обладающие таким интеллектом, имеют таланты в рисовании, лепке и других подобных занятиях. Они хорошо определяют размеры объектов и могут в деталях воспроизводить прошедшие события. Они также склонны выражать свои мысли и чувства в визуальной форме.

Если ваш ребенок уделяет внимание деталям и способен вспомнить мельчайшие подробности повседневных событий, у него развит визуально-пространственный интеллект. Дети, обладающие им, могут стать художниками, архитекторами или специалистами в подобных сферах.

3. Логико-математический

Логический интеллект связан со способностями ребенка к математическим вычислениям и аргументации. Важной частью логико-математического интеллекта является навыки решения различных задач. Если ваш ребенок наблюдателен, умеет мыслить нестандартно, логически рассуждать, объяснять, понимать подсказки – у него развит данный тип интеллекта. Такие дети любознательны и часто задают вопросы. Они хорошо понимают язык чисел, графиков и диаграмм. У многих известных математиков развит данный тип интеллекта.

4. Музыкальный

Если ребенок любит слушать музыку, это еще не значит, что он обладает музыкальным интеллектом. Данный тип интеллекта развит у детей, которые любят сочинять музыку, петь и настукивать разные ритмы. Они лучше других понимают музыку. Если у вашего ребенка красивый голос, у него есть чувство ритма, различает тональности и интересуется игрой на музыкальных инструментах, тогда у него, несомненно, развит музыкальный интеллект. Однако важно понимать, что музыкальный интеллект – это достаточно широкое понятие, и у разных детей он может проявляться по-разному.

5. Лингвистический

У детей, обладающих лингвистическим интеллектом, обычно хорошо развиты языковые навыки. Если у вашего ребенка красивый почерк, он любит читать, хорошо понимает грамматику и умеет правильно писать сложные слова, у него развит данный тип интеллекта. Такие дети любят играть со словами и разгадывать кроссворды. У них обычно большой словарный запас, они легко запоминают новые слова. Также у них развита способность рассказывать истории.

6. Экзистенциальный

Экзистенциальный интеллект не стоит путать с интровертностью или эгоцентричностью. Он связан со способностью человека наслаждаться одиночеством. Если ребенок, оставаясь один, не скучает и не боится, то у него развит данный тип интеллекта. Этот тип связан с такими качествами, как ответственность, самосознание и самостоятельность. Дети, обладающие экзистенциальным интеллектом, осознают свои сильные и слабые стороны. Если ваш ребенок уверен в правильности своих действий, несмотря на то, что окружающие считают иначе, у него развит данный тип интеллекта. Такие дети уверены во всем, что они делают. Они слушают окружающих, но делают то, что сами считают правильным. Из таких детей вырастают успешные предприниматели.

7. Межличностный

Дети с развитым межличностным интеллектом умеют хорошо общаться с окружающими. У них обычно много друзей, и они любят быть в компании. Если ваш ребенок постоянно проводит время со своими друзьями и любит общаться с людьми, у него развит данный тип интеллекта. Такие дети умеют находить общий язык с разными людьми и понимают, как справляться с разными ситуациями. В компании они кажутся спокойными и расслабленными. С друзьями они сострадательны, добры и отзывчивы. Из таких детей вырастают хорошие дипломаты, руководители и педагоги.

8. Натуралистический

Если ваш ребенок интересуется садоводством, уходом за домашними животными, то у него развит данный тип интеллекта. Такие дети любят природу. Они интересуются различными природными явлениями, любят гулять в парках, возле рек и везде, где нет асфальта. Также они обеспокоены сохранением природы.

Когда вы знаете, как проявляется каждый из восьми типов интеллекта, вы можете определить, в чем силен ваш ребенок. Наблюдайте за ним, замечайте его способности и помогайте их развивать. Цените его таланты с раннего возраста – и вам не придется беспокоиться о его будущем.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
4.30 из 5 на основе
10 оценок.

Развитие ребенка
05.07.2019

Источник