Интеллектуальное развитие ребенка 2 класса
Программа интеллектуального развития детей младшего школьного возраста “Эрудит” МОУ «СОШ №24»
Программа интеллектуального развития детей младшего школьного возраста “Эрудит” МОУ «СОШ №24»
Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает ребёнку возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Программа составлена в соответствии с возрастными и физиологическими особенностями детей 9-11 лет.
Цель программы – создать условия для формирования интеллектуально развитой личности, расширения и углубления знаний по русскому языку и математике.
Задачи программы:
- выявление одаренных учащихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного процесса и методов экспертных оценок учителей и родителей;
- формирование умения выделять учебную задачу, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание;
- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
- создание одаренным детям условий для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;
- стимулирование творческой деятельности одаренных детей;
- развитие творческого и логического мышления учащихся.
Используемые понятия.
Обучение – целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения детьми знаниями, умениями и навыками.
Творческие способности – оригинальность в решении познавательных вопросов и задач.
Мышление – познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Творческое мышление – создание субъективно нового продукта и новообразований в ходе самой познавательной деятельности.
Эрудиция – глубокое познание в какой-либо области знаний. Эрудиция свидетельствует о высоком интеллектуальном развитии.
Интеллект – умственные способности человека, ум. Индивидуальные особенности, относимые к познавательной сфере. Обеспечивает возможность приобретать новые знания и эффективно использовать в ходе жизнедеятельности.
Одаренные дети – дети, обнаруживающие ту или иную специальную или общую одаренность.
Одаренность – уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельности, в которых человек может достичь больших успехов.
Главные принципы реализации программы.
- Непрерывность и систематичность школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.
- Гуманизм в межличностных отношениях.
- Научность и интегративность.
- Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
- Применение принципов развивающего обучения.
- Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
Методы обучения
Для превентивного обучения эффективны методы обучения в группе. Поэтому в процессе работы, помимо традиционных методов обучения, будут использованы методы обучения в группе. К ним относятся:
– кооперативное обучение,
– мозговой штурм,
– групповая дискуссия.
Обучение в группе означает, что дети учатся:
– обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;
– говорить и слушать;
– принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.
Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения.
Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.
Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:
- дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;
- уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;
- ослабить скрытые конфликты;
- выработать общее решение;
- повысить эффективность работы участников дискуссии;
- повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;
- удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.
Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.
Креативные методы
Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов:
а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта;
б) отыскание свойств объекта в иной среде;
в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.
Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей. Поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Ученики высказывают идеи, мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.
Основные направления и содержание деятельности.
Программа по математике рассчитана на 34 ч. По ней обучаются 2 разновозрастные группы учащихся (3-х и 4-ых классов). Изучаются одни и те же темы, но учащиеся 4 класса получают задания более сложного уровня. В соответствии с программными требованиями по математике все задания у 3-классников охватывают вопросы нумерации в пределах 1000, а у учащихся 4-ых классов – в пределах миллиона.
На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления.
Программа по русскому языку для каждого класса рассчитана на 34 ч.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:
– интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических процессов;
– задания с отсроченным вопросом;
– интегративные задания, позволяющие выявить интересы учащихся;
– задания, направленные на развитие психических процессов(памяти, внимания, воображения, наблюдательности);
– решение частично-поисковых задач разного уровня;
– творческие задачи.
Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, история, география и т.д.). Такая работа концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания изначально ориентирует ученика на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным.
Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.
Направления деятельности:
– организация и проведение как групповых занятий, индивидуальной работы с одаренными детьми;
– подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского масштаба;
– обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.
Контроль знаний и умений учащихся.
Один из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключаются в том, что с их помощью можно охватить всех воспитанников. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует воспитанников не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации. Наряду с тестированием участники кружка будут принимать участие в школьных и городских олимпиадах по русскому языку и математике.
Мониторинг результативности работы с учащимися:
– педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого потенциала;
– изучение структуры интеллекта;
– отслеживание уровня умственного развития учащихся объединения (ШТУР);
– отслеживание уровня развития творческого мышления: (методика Торранса);
-отслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся детского объединения.
Прогнозируемые результаты:
– совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
– призовые места или дипломы в городских олимпиадах.
– развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
– развитие творческого и логического мышления учащихся;
После изучения курса программы учащиеся должны уметь:
- воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
- определять учебную задачу;
- ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- владеть своим вниманием;
- сознательно управлять своей памятью, владеть рациональными приемами запоминания;
- владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
- использовать основные приемы мыслительной деятельности;
- самостоятельно мыслить и творчески работать;
- владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
Материально-техническое обеспечение реализации программы “Эрудит”.
Учебники Л.Г.Петерсон и Н.Б. Истоминой “Математика” для 3-4 кл., тесты по русскому языку и математике (1-4 кл.), сборники нестандартных задач по математике для 1-4 классов, тетради на печатной основе по математике, русскому языку, карточки для индивидуальной работы, тетради.
Методическая работа педагога:
- заниматься самообразованием;
- повышать профессиональное мастерство;
- посещать занятия других педагогов;
- участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО педагогов;
- проводить открытые уроки и занятия;
- подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;
- проводить интеллектуально-познавательные мероприятия с учащимися.
Работа с родителями.
Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей. Привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий в творческом объединении “Умники и умницы”, а именно:
3 кл.
КВН по русскому языку.
Родительское собрание на тему “Расширение кругозора школьников посредством чтения научно-познавательной литературы”.
Лекция “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”.
4 кл.
Интеллектуальный марафон.
Семейная игра “Кто хочет стать миллионером”.
Лекция “Развитие личности ребенка”.
Общественный смотр знаний.
Учебно-тематическое планирование по русскому языку (3- 4 класс)
№ пп | Тема занятия |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. | Транскрипция. Звуковой анализ слов. Способы словообразования. Словообразовательный анализ. Сложные и сложносокращенные слова. Образование сложных слов в нестандартных ситуациях. Спрятавшиеся слова. Олимпиада по русскому языку (школьный тур). Фразеологизмы. Фразеологические термины. Фразеологические словари. Многозначность фразеологизмов. Составление крылатых выражений из отдельных слов. Работа с пословицами. Фразеологизмы-синонимы. Замена выражений синонимами. Интеллектуальный марафон. Фразеологизмы-антонимы. Однозначные и многозначные слова. Омонимы. Омоформы. Омографы. Синонимы. Образование синонимических рядов. Антонимы. Подбор антонимов разных частей речи. Форма родительного падежа множественного числа имен существительных. Несклоняемые имена существительные, род несклоняемых имен существительных. Решение орфографических задач. Приставка. Многозначные и омонимичные приставки. Правописание приставок. Суффикс. Трудные случаи правописания. Игра “Устами младенца”. Части речи. Морфологические шарады. Учимся делать логические выводы. КВН по русскому языку. Анаграммы. Шарады. Метаграммы. Скрытые предложения. Прямая и косвенная речь. Перестроение предложений. Ребусы. Занимательные головоломки.Вопросы-шутки. Учимся комбинировать элементы знаковых систем. |
Учебно-тематическое планирование по математике (3 – 4 класс)
№ пп | Тема занятия |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. | Числовые лабиринты. Забавные исчезновения и остроумный дележ. Задачи с меняющимся содержанием. Задачи с несформулированным вопросом. Олимпиада по математике (школьный тур). Задачи с недостающими и лишними данными. Задачи с меняющимся содержанием. Задачи с несколькими решениями. Занимательные задачи со сказочным сюжетом. Задачи на доказательство. Усложненные текстовые задачи. Любопытные особенности некоторых чисел и действий с ними. Интеллектуальная игра “Ума палата”. Задачи с различной степенью наглядности решения (чертежи, схемы, иллюстрирование). КВН “Считай, смекай, отгадывай”. Задачи на нахождение закономерностей. Игры со спичками. Задачи на соображение и логическое рассуждение. Логические задачи. Комбинаторные задачи. Умозаключения. Волшебные (магические квадраты) и волшебная таблица. Занимательные задачи о работе. Задачи о покупках и ценах. Вес и взвешивание. Задачи на время. Задачи о транспорте (на движение). Неожиданные подсчеты. Затруднительные положения. Задачи на переливание. Числовые головоломки. Математические ребусы, кроссворды. Приемы быстрого счета. Числа-великаны. Применение предметных знаний в нестандартных ситуациях. Арифметические игры и фокусы. Игры с числами и предметами. Задачи на развитие общего кругозора. Логические задачи. Задачи-смекалки, задачи-шутки. Шарады и метаграммы. |
Источник
В начальной школе интеллектуальное
развитие ребенка часто остается без внимания.
Это связано с несколькими причинами. Во-первых,
доминирующей деятельностью является усвоение
знаний и умений, что предполагает решение задач,
которые всегда имеют готовое решение. Дети
привыкают решать задачи на основе уже выученного
правила, они не могут действовать
самостоятельно, чтобы найти новый способ
решения. Во-вторых, постоянное решение типовых
задач обедняет личность ребенка. Дети привыкают
оценивать себя, свои возможности только через
успешное или неуспешное решение типовых задач,
решение которых зависит от степени усвоения
определенных знаний. Это приводит к тому, что
самооценка ребенка зависит только от прилежания
и старательности в освоении новых знаний и
правил, а не от сообразительности,
оригинальности и выдумки.
В связи с названными причинами,
развитие и коррекция интеллектуальных
способностей у детей младшего школьного
возраста является одной из важных задач работы
психолого-педагогического состава школы.
В качестве примера можно предложить
несколько игровых упражнений, проведение
которых возможно на классных часах, разминках
перед занятиями и т.п.
Упражнение “Загадки”
На одном берегу – цыплята, а на другом – утята.
Посередине островок. Кто быстрее доплывет до
островка?
Мама несет тяжелые сумки. Дочка говорит:
– Мамочка, давай я тебе помогу. Я понесу сумки, а
ты возьми меня на ручки.
Поможет ли девочка маме? Почему?
Девочку Лену спросили:
– У тебя есть сестра?
– Есть.
– А у твоей сестры есть сестра?
– Нет, – ответила Лена.
А как ты думаешь?
Дети в лесу собирали шишки. У мальчиков были
большие ведерки, красные, без дна. А у девочек
маленькие, зеленые. Кто больше соберет шишек?
У девятилетнего мальчика была кошка с коротким
хвостом. Она съела мышку с длинным хвостом, а
мышка проглотила соломинку вместе с зернышком.
Сколько лет мальчику, у которого была кошка?
У стола четыре угла. Если один угол отпилить,
сколько углов останется?
Задания на подключение предметного
(житейского) опыта детей.
Задание 1. Назовите изображённые на рисунке
геометрические фигуры. Найдите лишнюю фигуру и
объясните, почему она лишняя.
Задание 2. С какой цифры начинается запись
чисел?
14 18 111 19 10 100
Задание 3. Как называется данная фигура? Почему
она получила такое название?
Задания на выделение существенных признаков
понятия
Задание 1. Прочитайте слова в скобках.
Подчеркните те слова, которые являются наиболее
существенными для данного предмета.
А) БОЛЬНИЦА (сад, врач, помещение, радио, больные)
Б) ШКОЛА (здание, ученики, мел, доска, буквы)
В) РЕКА (вода, берег, рыба, рыболов, тина)
Г) КНИГА (картинка, слово, бумага, читатель,
библиотека)
Д) СПОРТ (медаль, стадион, победа, соревнование,
музыка)
Е) КОМПЬЮТЕР (экран, клавиатура, считает,
выполняет команды)
Ж) ПРИНТЕР (печатает, белый, бесшумный,
подключён к компьютеру)
Задание 2. Укажите предмет, характерным
признаком которого является:
А) Шкала с делениями.
Б) Выставление оценок и запись замечаний.
В) Прослушивание музыки.
Г) Просмотр фильмов.
Задание 3. Нарисуйте предметы, существенными
признаками которых являются следующие: круглый и
съедобный; круглый и несъедобный.
Задание 4. Чем отличается:
А) Окно от двери.
Б) Указка от карандаша.
В) Круг от овала.
Г) Лист берёзы от листа клёна.
Задание 5. Чем похожи слова каждой группы? Как
можно одним словом назвать каждую из
предложенных групп?
А) Шоссе, дорога, тропинка.
Б) Город, деревня, посёлок.
В) Сложение, деление, вычитание.
Задания, направленные на формирование
умений производить основные логические операции
над понятиями: обобщение, ограничение, деление и
определение
А)Задания на установление закономерностей.
Задание 1. Вставьте пропущенные числа:
А) 5, 15, _______, 35, _______, 55;
Б) 14, 24, _______, _________, 54;
В) 2, 12, 22, _______, _______, ________;
Г) 1,3, ________, ________, 9, ________;
Д) 2, 4, 6, ________, ________, ________;
Задание 2. определите закономерность
повторения фигур и дорисуйте
последовательности.
Задание 3. Какая из фигур должна стоять в пустой
клетке таблицы?
Задание 4. определите закономерность
повторения последовательности и нарисуйте эту
последовательность: дерево, куст, цветок, дерево,
куст, цветок…
Б) Задания на объединение и разделение объектов
по каким-либо признакам.
Задание 1. Назовите одним словом следующие
группы чисел:
А) 2, 4, 6, 8, …
Б) 1, 3, 5, 7, …
В) 2, 4, 7, 9, 5, 6, …
Г) 18, 25, 33, 48, 56, …
Задание 2. Перечислено несколько предметов. Как
их можно назвать одним словом?
А) Суп, гуляш, каша, кисель.
Б) Курица, гусь, утка, индейка.
В) Лошадь, корова, овца, свинья.
Г) Волк, лиса, медведь, заяц.
Д) Картофель, свекла, лук, капуста.
Е) Туфли, сапоги, кроссовки, тапочки.
Задание 3. Какое слово лишнее в каждой группе?
Вычеркните его. Назовите существенный признак
полученной группы. Дайте название каждой группе
слов.
А) Ель, сосна, кедр, берёза.
Б) Лук, огурец, яблоко, морковь.
В) Гриб, ландыш, ромашка, василёк.
Задание 4. Разделите следующие числа на две
группы: чётные, нечётные, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Задание 5. Разделите данные слова на группы по
количеству слогов: пенал, ваза, лампа, абажур,
перо, карандаш, тыква, парта, линейка, тетрадь,
стол, пол, ручка, молоток, корень. Сколько групп
получилось?
Задание 6. Впишите данные слова в
соответствующие столбцы таблицы: кукла, ботинки,
пенал, валенки, мяч, портфель, ручка, тапочки,
мишка, туфли, тетрадь, волчок, карандаш,
кроссовки, пистолет.
Обувь | Игрушки | Школьные вещи |
Задание 7. числа 1, 2, 3, 5, 8, 12, 16, 24, 35, 48 распределите
на две группы: однозначные и двузначные. В какой
строке таблицы распределены на группы правильно?
1 | 1,2,3,5,12 | 8,16,24,35,48 |
2 | 1,2,3,5,8,16 | 12,24,35,48 |
3 | 1,2,3,5,8 | 12,16,24,35,48 |
4 | 2,3,5,8 | 12,6,16,24,35,48 |
Игровые развивающие задания и упражнения для
развития понятийного мышления.
Задание 1. Обобщение рядов конкретных понятий
при помощи родовых определений. Детям
предлагается обобщить несколько групп
конкретных понятий и назвать одним словом
следующие группы:
тарелка, стакан, кружка, блюдце;
стол, стул, диван, кресло, шкаф;
рубашка, платье, юбка, брюки;
тапки, валенки, сапоги, сандалии, туфли;
суп, каша, котлета, пюре;
берёза, липа, ель, сосна, осина;
воробей, голубь, ворона, синица, гусь, утка;
карась, щука, окунь, лещ.
Задание 2. Конкретизация понятий. Нужно назвать
предметы и явления, которые входят в более
широкие понятия. Можно спросить детей о
следующих категориях: деревья, животные, игрушки,
имена, мебель, обувь, овощи, одежда, посуда, птицы,
рыбы, фрукты, цвета, ягоды и т.д.
Задание 3. Обобщение рядов понятий более
широкого объёма. Ученикам даются для обобщения 5
групп понятий, и они должны рассказать, что
общего между названными категориями, чем схожи
те понятия, которые вошли в одну группу:
птицы, звери, рыбы;
деревья, травы, цветы, кустарники;
мебель, посуда, одежда;
часы, весы, градусники;
пожар, наводнение, ураган.
Задание 4. Классификация. Детям раздают 16
карточек с изображение птиц, рыб, посуды, мебели
– по 4 для каждой группы и просят разделить все
карточки на группы, чтобы в каждой были рисунки,
которые можно назвать одним словом. Затем
учащихся просят объединить получившиеся группы
в две, максимально похожие, и объяснить, почему
они так сделали.
Задание 5. Нужно сравнить пары объектов по
представлению, найти признаки различия и
сходства: одуванчик и ромашка; клубника и
земляника; ель и берёза; яблоня и клён; роза и
колокольчик; кошка и собака; курица и утка;
самолёт и чайка; животные и растения.
Задание 6. Ученики должны отгадать, какой
предмет спрятан, по его описанию. Для этого
необходимо подобрать какой-либо предмет или его
изображение. Не показывая детям, нужно описать
этот предмет: его форму, цвет, фактуру.
Задание 7. Игра “Что лишнее?”
Даётся группа понятий, из которых дети должны
выбрать лишнее и дать общее название остальным.
Игра возможна в двух вариантах: словесном и
наглядном.
В словесном варианте предлагаются группы по
четыре слова, необходимо выделить, какое слово
лишнее и не подходит к остальным, и как назвать
одним словом (или объяснить сходство) оставшиеся:
капуста, картошка, помидор, яблоко;
синий, красный, красивый, зелёный;
мама, человек, папа, сестра;
старый, дряхлый, маленький, ветхий;
берёза, сосна, клён, осина;
ботинок, нога, сапог, туфля;
зима, весна, лето, октябрь;
кисель, компот, лимонад, мороженое и т.д.
Задание 8. Игра “Спорщики”. Ученикам
предлагается поспорить с учителем. Какое бы
слово он ни произнёс, дети должны говорить ровно
наоборот и чем быстрее, тем лучше: белый-чёрный;
большой-маленький; быстрый-медленный;
весёлый-грустный; грязный-чистый;
открытый-закрытый; старый-новый; кричать-шептать;
ломать-чинить и т.д.
Задание 9. Игра “Плохо или хорошо?” Детям
предлагается некий объект(ситуация), и они должны
объяснить, в чём его положительная и
отрицательная сторона. Например, мороженое –
хорошо, потому что вкусно, плохо – потому, что
может горло заболеть.
Даются такие слова: дождь, телевизор, конфета,
собака, цветы, комары, бегать, заболеть, лук,
ветер, кошка, компьютер, музыка, нож, огонь, солнце
и др.
Задание 10. Игра “Слова – накладки”.
Ученики придумывают слова – накладки, затем
выбирают самое смешное или оригинальное слово,
объясняя, почему они так думают.
Можно предложить такие задания:
комар + марка = комарка;
зебра + ракушка = зебракушка;
дерево + ворона = дереворона и т.д.
Упражнения для развития мыслительных операций
анализа и синтеза
Задание 1. “Анаграмма”
Составить слова, переставив буквы:
АЛИГ –
ЕОСЛ –
ОТЛЕ –
Задание 2. “Зашифрованное слово”
Составить слово из первых слогов, данных слов:
КАША
РЕКА
ТАРЕЛКА
Задание 3. “Эхо”
Составить слова, отделив первые буквы от данных
слов:
ШМЕЛЬ –
МУХА –
РОСА –
Задание 4. “Зашифрованное слово”
Составить слово из первых слогов, данных слов:
МОЛОКО
НЕВОД
ТАРАКАН
Задание 5. “Анаграмма” (спрятанное слово)
Составить слова, переставив буквы:
ОГОЛАВ –
АБАРН –
ОСОКЛ –
Задание 6.
Составить новые слова, исключив одну букву из
данных слов:
ПЛУГ –
ШАРФ –
КОРМ –
Задание 7.
Составить слово из вторых слогов, данных слов:
ЗМЕЯ
РАМА
Задание 8. “Занимательная лесенка”
Составить слова по данной модели.
Задание 9. “Змейка”
Составить слова по данной модели.
А _ _ _ _ _
_ А _ _ _ _
_ _ А _ _ _
_ _ _ А _ _
_ _ _ _ А _
_ _ _ _ _ А
_ _ _ _ А _
_ _ _ А _ _
_ _ А _ _ _
_ А _ _ _ _
А _ _ _ _ _
Упражнения на нахождение существенных
признаков предметов
Задание 1. Выделить два слова, наиболее
существенные для слова, стоящего перед скобками:
Лес (лист, деревья, яблоня, охотник, кустарник)
Река (берег, рыба, тина, вода, рыболов)
Задание 2. Спорт (стадион, оркестр, награда,
состязание, зрители)
Больница (сад, врач, радио, больные, помещение)
Задание 3.Пение (звон, голос, искусство, мелодия,
зрители)
Война (пушки, солдаты, сражения, аэроплан, ружья)
Упражнения – логические задачи
Задача 1. Иван Фёдорович – отец Марины Ивановны,
Коля – сын Марины Ивановны. Кем Коля приходится
Ивану Фёдоровичу?
Задача 2. Мама, папа и я сидели на скамейке. В
каком порядке мы сидели, если известно, что я
сидел слева от папы, а мама – слева от меня?
Задача 3. Толя поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он
поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку.
Какую рыбу Толя поймал раньше других?
Можно ли сказать, какая рыба поймана последней?
Задача 4. Шли два отца и два сына, несли три
апельсина. Сколько апельсинов нёс каждый?
Задача 5. Меня зовут Толя. У моей сестры только
один брат. Как зовут брата моей сестры?
Задача 6. Коля выше Васи, но ниже Серёжи. Кто
выше: Вася или Серёжа?
Задача 7. К празднику ученики украшают здание
школы с четырех сторон 12 флажками. Их надо
расставить так, чтобы было по 4 флажка с каждой
стороны. Нарисовать ответ.
Задача 8. Термометр показывает три градуса
мороза. Сколько градусов покажут два таких
термометра.
Задача 9. Верёвку разрезали в шести местах.
Сколько частей получилось?
Задача 10. Когда гусь стоит на одной ноге, он
весит 3 кг. Сколько будет весить гусь, если он
встанет на две ноги?
Игры для развития функций мышления
Игра 1. Составление предложений.
Детям предлагается три слова, не связанные по
смыслу, например, “озеро”, “карандаш”,
“медведь”. Детям надо составить как можно
больше предложений, которые обязательно
включали бы в себя эти три слова (можно менять
падеж и использовать другие слова). Ответы могут
быть банальными (“Медведь упустил в озеро
карандаш”), сложными, с выходом за пределы
ситуации, обозначенной тремя исходными словами и
введением новых объектов (“Мальчик взял
карандаш и нарисовал медведя, купающегося в
озере”), и творческими, включающими эти предметы
в нестандартные связи (“Мальчик, тонкий, как
карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как
медведь”).
Игра 2. Исключение лишнего.
Предлагается любые три слова, например,
“собака”, “помидор”, “солнце”. Детям надо
оставить только те слова, которые обозначают в
чём – то сходные предметы, а одно слово
“лишнее”, не обладающее этим общим признаком,
исключить. Следует найти как можно больше
вариантов исключения лишнего слова, а главное –
больше признаков, объединяющих оставшуюся пару
слов и не присущих исключённому, лишнему. Не
пренебрегая вариантами, которые сразу же
напрашиваются (исключить “собаку”, а “помидор”
и “солнце” оставить, потому что они круглые),
желательно поискать нестандартные и в то же
время очень меткие решения. Побеждает тот, у кого
ответов больше.
Игра 3. Поиск аналогов.
Называется какой – либо предмет или явление,
например, “вертолёт”.
Детям необходимо выписать как можно больше
аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по
различным существенным признакам. Следует также
систематизировать эти аналоги по группам в
зависимости от того, с учётом какого свойства
заданного предмета они подбирались. Например, в
данном случае могут быть названы “птица”,
“бабочка” (летают и садятся); “автобус”,
“поезд” (транспортные средства); “ штопор”
(важные детали вращаются) и др. Побеждает тот , кто
назвал наибольшее число групп аналогов.
Игра 4. Способы применения предмета.
Называется какой – либо хорошо известный
предмет , например, “книга”. Надо назвать как
можно больше различных способов его применения:
книгу можно использовать как подставку для
кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних
глаз бумаги на столе и т. д. Следует ввести запрет
на называние безнравственных, варварских
способов применения предметов. Побеждает тот,
кто укажет большее число различных функций
предметов.
Игра 5. “Ну-ка, отгадай!”
Класс делится на две группы. Первая группа
задумывает какой-либо предмет. Вторая группа
должна отгадать, задавая вопросы. На эти вопросы
первая группа имеет право отвечать только “да”
или “нет”. Дети из двух групп встают в две линии
напротив друг друга. Сначала задаёт вопрос
первый ребёнок из второй группы : “Оно живое?”.
Первый ребёнок из первой группы отвечает: “Да”.
Затем задаёт вопрос второй ребёнок из второй
группы: “Я его видел?”. Второй ребёнок из первой
группы отвечает: “Да”. И т.д. после угадывания
предмета группы меняются ролями.
Игра 6. “Определим игрушку”.
Дети приносят на игру какую-либо игрушку.
Выбирается водящий. Он выходит за дверь. Учитель
с ребятами придумывают какую-нибудь историю, в
которой главным персонажем является одна из
игрушек. Приглашается водящий. Ребята
рассказывают ему придуманную историю, не называя
главного персонажа, а заменяя его местоимениями
“он” или “она”. Ведущий должен показать
игрушку, являющуюся главным персонажем
рассказанной истории. Если водящий угадал
правильно, выбирается другой ведущий и игра
повторяется.
Источник