Интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка раннего возраста
Особенности развития эмоционального интеллекта
у детей раннего возраста.
Новый термин, который привнес ФГОС ДО – эмоциональный интеллект. Что это такое? Ребенок так же, как и взрослый, обладает эмоциями, проявляет их, но еще не может эти эмоции контролировать. И даже взрослые не всегда следят за тем, что и как говорят, в какой ситуации, в какое время, с какой интонацией голоса, как проявляют свое отношение к другим. Есть люди, которым легко общаться: они проницательны, предвидят реакцию человека на фразу, событие, даже тон голоса, осознают свои переживания и переживания других людей и т. д. Этой категории людей легче взаимодействовать с окружающими, добиваясь поставленной цели.
Таким образом, эмоциональный интеллект (от англ. emotional intelligence, EI) – это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. В отношении дошкольников эмоциональный интеллект может быть представлен как основа развития положительной адаптации и социализации в человеческом обществе [2]. Чтобы у ребенка не было больших проблем с социализацией, оценкой окружающей действительности, его необходимо учить узнавать, проявлять эмоции (желательно положительные). В развитии эмоционального интеллекта у детей акцент необходимо делать на способности понимать чувства другого ребенка, взрослого, ставя себя на его место и чувствуя его переживания и эмоции. В первую очередь речь идет о развитии эмпатии, осознанного противостояния злу и проявлению радости за другого.
Развитие эмоционального интеллекта детей раннего возраста отражается в содержании раздела «Социально-коммуникационное развитие»: «Формировать у детей опыт поведения в среде сверстников, воспитывать чувство симпатии к ним. Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, воспитывать эмоциональную отзывчивость (обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, поощрять умение пожалеть, посочувст- вовать). Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться
успехам, красивым игрушкам и т. п..» [3].
Для того чтобы оказать детям помощь в развитии их эмоциональной сферы, целесообразно познакомиться с особенностями развитий эмоций у детей раннего возраста.
Как и в младенческом возрасте, эмоции ребенка раннего возраста неустойчивы, кратковременны и имеют бурное выражение. Также характерным является эффект «эмоционального заражения». Как отмечает Г.А. Урунтаева, эмоции на этом этапе онтогенеза во многом определяют все поведение ребенка, именно поэтому оно так импульсивно и часто непредсказуемо [4]. Примерно в 1,5-2 года начинают закладываться простейшие нравственные эмоции. Стимулирующим фактором для этого выступает похвала или порицание со стороны взрослых, которые формирует первоначальное различение «хорошо – плохо».
К 3 годам начинают проявляться эстетические чувства: радость может быть вызвана красивым платьем, цветущим растением; постепенно различия касаются и характера музыки, ее «настроения».
Но если в младенческом возрасте радость вызывает все яркое и блестящее, то в раннем возрасте малыш уже пытается отличать действительно красивое от вычурного и безвкусного, основываясь на оценках взрослых. Постепенно эти оценки становятся все более независимыми от мнения взрослых. Очень часто у детей этого возраста активизируется потребность выразить себя, свои чувства через движение, пение, рисунок.
Развиваются и интеллектуальные чувства. Они проявляются в виде удовольствия при удовлетворении интереса к окружающему. В этот период ребенок начинает в меру своего речевого развития задавать вопросы познавательного характера.
Е. Волосова отмечает, что эмоции детей второго года жизни тесно взаимосвязаны с успешностью или неуспешностью их предметной деятельности [1]. Источником появления данных эмоций могут являться: объект предстоящего действия, ситуация, в которой предстоит действовать, собственные действия, результат самостоятельной деятельности. Другими словами, переживания теперь связываются с успешным или неуспешным овладением умениями, а также результатами своей деятельности. В связи с этим можно утверждать, что «происходит дальнейшая социализация эмоций».
Начинает проявляться эмоциональное отношение к сверстнику. Основной тенденцией в этом возрасте является своеобразная узурпация внимания значимого взрослого, проявление ревности к сверстнику, с которым приходится его делить. При обращении внимания взрослого на состояние другого ребенка малыш 2-3 лет способен проникнуться к своему сверстнику симпатией. В этом возрасте начинает развиваться избирательное отношение к сверстникам, что проявляется в явно демонстрируемых симпатиях. В отношении взрослых отмечается характерное для детей данного возраста стремление к похвале, поощрению с их стороны.
Особое значение приобретает слово, включенное в протекание эмоциональных процессов. Выраженное взрослым вербальное оценивание тех или иных явлений становится основой для дальнейшего развития чувств и моральных суждений, сначала подкрепляемое мимикой и интонацией, а затем и без таковых.
Так закладывается основа для развития речевой регуляции поведения, заключающаяся в связи слова и представлений, что способствует развитию некоторой целенаправленности действий ребенка.
В ситуации развития у ребенка раннего возраста потребности в похвале начинают складываться предпосылки зарождения чувства гордости и самолюбия, а также чувство стыда. Последнее, по мнению Р.Х. Шакурова, свидетельствует о формировании у ребенка представлений о положительно и отрицательно оцениваемых взрослыми образцах поведения [5].
Таким образом, к особенностям развития эмоционального интеллекта детей раннего возраста относятся следующие тезисы:
– эмоции также неустойчивы и изменчивы, как и в младенческом возрасте;
– эмоции являются мотивами поведения ребенка, что объясняет их импульсивность;
– более интенсивно начинают развиваться интеллектуальные, эстетические и нравственные эмоции, особое место среди высших эмоций в этот период занимают чувство гордости, симпатия, сочувствие и чувство стыда;
– особое условно-эмоциональное значение приобретает слово, которое становится средством оценивания тех или иных качеств и поступков.
Список литературы:
- Волосова, Е. Развитие эмоций у детей / Е. Волосова // Дошкольное воспитание. – 1979 – №11 – С. 57.
- Ленкина В. О., Огир А. А., Вартанян О. В., Борохович Л. Ю. Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. – 2017. – №13. – С. 569-571.
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика Синтез, 2014. – 368 С.
- Урунтаева Г. А. Детская психология: Учебник для студ. сред. учеб. заведений. – М.: Академия, 2006.- 368 С.
- Шакуров, Р. Х. Человек формируется с детства / Р. Х. Шакуров. – М. : Педагогика, 1972. – 110 С.
Источник
Эмоциональное и познавательное развитие детей раннего возраста.
Эмоции ребенка отличаются многообразием, открытостью, слитностью и частой сменяемостью, подвижностью, импульсивностью. Они связаны с выражением ребенком своих возможностей, ситуативны и во многом зависят от процессов возбуждения, в раннем возрасте преобладающими над процессами торможения. Гармоничное развитие эмоциональной сферы возможно только при условии бережного подхода к формированию чувств маленького ребенка с учетом психофизических особенностей каждого возрастного периода.
На протяжении второго и третьего годов жизни ребенка происходит значительные изменения в его эмоциональной сфере. Если на первом году ребенок получал достаточно ласки и внимания со стороны значимых взрослых, а взрослые делали все необходимое для его гармоничного развития ,то к началу второго года наблюдается состояние эмоционального благополучия ,при котором ребенок чувствует себя комфортно, не испытывает длительных отрицательных эмоций, жизнерадостен, деятелен, активен, любознателен, эмоционально уравновешен: он понят ,любим взрослыми. И начинается новый этап в освоении окружающего: формируется потребность в общении с взрослыми, развивается познавательный интерес.
Возрастная периодизация
- От 1 года до 1 года 6 месяцев формирование эмоций происходит в процессе предметно-игровых действий, которые имеют определенную продолжительность и завершающий результат(положительный или отрицательный).Для развития эмоциональной жизни в этот период важны такие навыки как речь и ходьба.
- От 1 года 6 месяцев до 2 лет развитие эмоций определяется расширяющейся ориентировкой в окружающем, развитии речевых навыков, овладением некоторыми бытовыми умениями, познанием свойств предметов и способов действий с ними.
- В конце 2 года жизни у детей наблюдается яркие эмоциональные реакции, проявляющиеся в мимике, движениях, в оттенках голоса и пр. Важным условием для развития эмоциональной сферы остается общение с близкими взрослыми, которое теперь имеет характер сотрудничества. Благодаря способности подражать, малыш учится эмоционально адекватно реагировать на явления и события своей жизни.
Для того чтобы новообразования сформировались правильно, необходимо определенные усилия взрослого, иначе эмоциональная сфера малыша останется на первоначальном уровне, что может отрицательно сказаться на его развитии в целом. В этот возрастной период полезно проводить игры с сюрпризами, так как дети особенно эмоционально воспринимают все неизвестное. Учитывая высокую потребность детей его возраста в двигательной активности, рекомендуется играть с ними в подвижные игры, которые включают упражнения, совершенствующие развитие основных движений. В результате этого происходит формирование положительных эмоций, ребенок самоутверждается в своих возможностях.
- На третьем году жизни(от 2 лет 6 месяцев до 3 лет)происходит дальнейшее развитие познавательных потребностей ребенка(любознательность)без побуждения к этому со стороны взрослого. И эмоции малыша определяются уже оценочным реагированием на успехи и неудачи не только собственных действий, но и действий других; появляется эмоциональное предвосхищение некоторых знакомых действий в знакомых ситуациях.
- К концу третьего года жизни у ребенка на эмоциональной основе происходит осознание и утверждение себя (понимание собственного «Я»),возникает чувство сопереживания, эмпатии, ликования, гордости. Познавательные эмоции пронизывают все сферы жизнедеятельности малыша.
Эмоциональное отношение ребенка к своим действиям играет немаловажную роль. От того, какие эмоции возникают у него в процессе обучения, какие чувства он испытывает от своих успехов и неудач, зависит развитие его дальнейшей познавательной активности.
В последние годы становится все больше детей с нарушениями психоэмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность. Это приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Более того, на фоне таких нарушений возникают так называемые вторичные отклонения, которые проявляются, например, в устойчиво негативном поведении и т.п. Должным образом организованная работа (занятия, совместная и самостоятельная деятельность) по эмоциональному развитию способна не только обогатить эмоциональный опыт ребенка, но и смягчить и даже полностью устранить отмеченные выше проблемы.
Основные задачи работы с детьми раннего возраста
- Побуждение детей к эмоциональному реагированию посредством целенаправленной подачи сенсорной информации по каналам зрительного, слухового, вестибулярного, обонятельного, осязательного и вкусового анализаторов.
- Поддержание экспрессивных проявлений малышей (мимические, жестикуляционные, речевые) в процессе взаимодействия с сенсорными стимулами, по модальности, интенсивности, продолжительности.
Важное место в этом процессе принадлежит сенсорным играм, которые, помимо выполнения своей основной задачи, активизируют механизмы эмоционального отклика, опосредованно приводят в действие детскую эмоциональную сферу в целом. Эти игры не требуют большой предварительной подготовки и весьма привлекательны для детей раннего возраста.
- Игры с водой
Запуск кораблика; купание игрушки; наполнение водой различных емкостей; переливание воды из лейки в тазик («Дождик идет»); имитация руками морских волн («Море волнуется…»)
- «Живое домино»
Цель: Нахождение (называние) цвета.
Предварительная работа. Воспитатель повязывает детям на руки ленты разных цветов.
Ход игры. Дети танцуют под музыку, как только музыка стихает, каждый из них должен найти себе пару с лентой того же цвета и встать с ней в круг.
- Рисование по сыпучим материалом (манка)
Цель: Развитие мелкой моторики, снятие эмоционального напряжения.
- Мир в кляксе
К детям приходят игрушечные Гусенок и Лисенок. У педагога заранее подготовлены на листах кляксы рыжего и желтого цветов, которые по форме напоминают Лисенка и Гусенка. Педагог рассказывает про них историю: Однажды хитрый Лисенок и глупый Гусенок решили поиграть и превратились в кляксы. Найдите Лисенка, А где Гусенок?»
Можно предложить детям самим сделать кляксы.
Огромный восторг вызывает у детей рисование пальчиками или лошадкой, а также лепка из пластилина.
- Яркие ладошки
Педагог раскрашивает ладонь ребенка в какой-нибудь цвет (лучше, если ребенок сам выберет его) а потом прикладывает ее к чистому листку бумаги. Отпечаток ладони можно оформить, украсить.
Дети раннего возраста должны также научиться воспринимать и воспроизводить характерные признаки основный эмоциональных состояний (радость, грусть, испуг, злость). Для этого уместно использовать иллюстративный материал, театральную деятельность.
Дети раннего возраста – очаровательные существа. Они деятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними одно удовольствие. Когда ребенку хорошо и спокойно, он быстро развивается. Для чего это нужно? Прежде всего, необходимо обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша. Достичь этого можно бескорыстной доброжелательностью, любовью и терпением.
Источник
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
«ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ДОМ РЕБЕНКА №9»
Статья
«Эмоциональное развитие ребенка раннего возраста»
Воспитателя Кумачевой Галины Александровны
Санкт-Петербург
2019 год
Развитие эмоциональной сферы ребенка происходит постепенно и оно не менее важно, чем физическое или психическое развитие. Только благодаря положительным эмоциям совершенствуется способность запоминать информацию, говорить.
Поначалу общение ребенка с окружающим происходит только через проявление эмоций. Поэтому для нормального эмоционального развития малыша нужны разнообразные эмоции.
Во время бодрствования младенца первых месяцев жизнизадача родителей так взаимодействовать с малышом, чтобы он был радостным и спокойным; больше с ним играть или просто быть рядом.
Дети воспринимают мир очень эмоционально. Взрыв переживаний короток и может быть весьма бурным, а ребенок еще не способен контролировать свои эмоции. Эмоциональные реакции ребенка неосознанны и неустойчивы – малыш может плакать, а через несколько секунд вдруг начать смеяться.
Если ребенок растет в доброжелательной атмосфере, то он почти всегда жизнерадостен. Такое состояние чрезвычайно важно для формирования личности малыша, основы его отношения к окружающим. Если эмоциональная сфера ребенка развивается естественно и устойчиво, он имеет много шансов вырасти здоровым и успешным.
Эмоциональные состояния ребенка первого года жизни сохраняют ряд особенностей, характерных для младенца. Они кратковременны, неустойчивы, бурно выражаются. Дети очень впечатлительны, эмоциональное возбуждение оказывает сильное влияние на все поведение малыша.
У детей раннего возраста можно наблюдать «эмоциональное заражение»: если начинает плакать один из них, то его сразу же поддерживают остальные.
Отрицательные эмоции у малыша чаще всего возникают в ответ на нарушение режима дня, неправильные приемы кормления, укладывания и умывания, недостаточно продолжительное и эмоционально насыщенное общение со взрослым, отсутствие условий для самостоятельной игры, возникновение «экзальтированной» привязанности к какому-либо члену семьи, отсутствие единства требований к ребенку и рассогласование в приемах его воспитания.
Эмоции во многом определяют поведение ребенка. Он действует не задумываясь, под влиянием сиюминутно возникших переживаний. Чувства выполняют побуждающую роль, являясь мотивом поведения, которое поэтому импульсивно. Чувства побуждают к поступкам и в них же закрепляются.
Эмоции детей второго года жизни тесно связаны с предметной деятельностью, ее успешностью или неуспешностью. Они направлены на объекты, с которыми предстоит действовать, на ситуацию в целом, на действия самого ребенка и взрослого, на получаемый самостоятельно результат, на игровые моменты. Интерес к объекту в сочетании с неумением действовать вызывает неудовольствие, гнев, злость, огорчение. Негативные реакции свидетельствуют о том, что способ действия малыша еще не сформирован. Значит, ребенку нужно помочь, подсказать, как действовать.
Яркие, положительные эмоции, выражающиеся в улыбках, возгласах, частых обращениях ко взрослому, говорят о том, что ребенок освоил действие и хочет получить одобрение взрослого при каждом самостоятельном поступке. Активность, протекающая на спокойно сосредоточенном фоне, указывает на освоение этого вида деятельности.
Положительные эмоции во многих случаях отражают уровень удовлетворения потребности – познавательной, двигательной. Переживания теперь уже связаны именно с умениями и результатами, характерными для самостоятельности человека. Поэтому можно сказать, что происходит последовательное социальное развитие эмоций.
К концу второго года жизни малыш получает удовлетворение от игры. Возникают переживания, связанные не только с действиями, но и с сюжетом. Ребенок радуется и самому действию, и тому, что оно происходит в организованной им игре.
К 3 годам переживания ребенка неразрывно связаны с сюжетной стороной игры. Он развивает сюжет. Упала кастрюлька: «Ох! Пролилось!» – восклицает малыш и вытирает тряпкой воображаемую лужу. Эмоциональный отклик на игровые события показывает не только высокоразвитость игры, но и ее эмоциональную значимость для ребенка. В раннем возрасте развиваются высшие чувства, предпосылки которых сложились в младенчестве
К 3 годам отчетливо проявляются эстетические чувства. Малыш переживает характер музыки: веселой и грустной, плавной и бодрой. Он радуется украшениям, красивой одежде, цветущим растениям. Восторг, как и у младенца, вызывает все яркое и блестящее, но ребенок учится отличать красивое от некрасивого, гармоничное от дисгармоничного. На основе чувства удивления, которое наблюдалось еще у младенца, в раннем детстве возникает элементарная любознательность. Начинают появляться познавательные вопросы. Зарождаются новые чувства в отношении сверстников: соперничество, элементы зависти, ревность. Малыш стремится узурпировать внимание взрослого и протестует, когда оно делится между детьми или оказывается другому ребенку.
В то же время при систематическом побуждении взрослого ребенок начинает распространять на сверстника чувство симпатии. На 2 и 3-м году жизни проявления симпатии усложняются. Накопление собственного опыта помогает ребенку понять, когда другому человеку больно или когда другой голоден. Когда взрослый обозначает в словах эмоциональные состояния старших и ровесников, то ребенок их понимает гораздо лучше. В возрасте 2-3 лет дети самостоятельно оказывают посильную помощь пострадавшему, утешают плачущего, привлекают к участию в удовольствии, нередко делятся сладостями, игрушками. Растет избирательное отношение к товарищам, выражения явных предпочтений.
Зарождение эмоциональной реакции на похвалу создает условия для развития самолюбия и чувства гордости. Сначала переживания гордости неустойчивы и возникают лишь при прямой оценке ребенка взрослым. По мере повторения положительных оценок, направленных на одни и те же качества, гордость становится устойчивой и постоянной. Складывается потребность всегда получать и сохранять положительную оценку взрослого, удовлетворяющую самолюбие малыша, что говорит о возникновении первых зачатков чувства собственного достоинства.
Под влиянием воздействия на малыша положительной и отрицательной оценки возникает чувство стыда, связанное со всем прошлым опытом взаимодействия ребенка с окружающим. Оно является проявлением детского самолюбия, зарождающегося чувства гордости и собственного достоинства. В основе чувства стыда лежит формирование представлений о положительно и отрицательно оцениваемых образцах поведения. Стыд возникает у малыша при отклонении его поведения от положительно оцениваемого образца в отрицательную сторону. При этом сам ребенок чувствует это отклонение и воспринимает такую ситуацию как утрату положительного мнения взрослых, понижение своего достоинства.
Понимание взрослыми эмоциональной жизни ребенка, соучастие в ней создает основу его психологического здоровья и зрелости.
Источник