Интеллектуальное и эмоциональное развитие приемного ребенка
Цели занятия:
- дать информацию о возможных проблемах в психическом развитии приемных детей и истоках этих проблем;
- наметить пути преодоления отклонений в интеллектуальной и эмоциональной сферах детей;
- акцентировать роль семьи, устойчивых позитивных отношений с ближайшим окружением для нормального развития ребенка и преодоления отклонений в психическом развитии.
Методические рекомендации. Данное занятие представляет собой совмещение тренинговой и лекционной форм работы. Необходимо, чтобы его проводил психолог, знакомый с особенностями детей, находящихся в приютах.
Краткое содержание занятия
1. Приветствие.
2. Информационная часть «Проблемы интеллектуального развития приемных детей (педагогическая запущенность, задержка психического развития)».
3. Мозговой штурм «Пути преодоления проблем в интеллектуальном развитии детей».
4. Информационная часть «Особенности эмоционального развития детей, воспитывающихся вне семьи. Основные потребности ребенка. Жестокое обращение и его последствия».
5. Мозговой штурм «Как помочь детям с эмоциональными проблемами?»
6. Подведение итогов.
7. Ответы на вопросы участников.
Ход занятия
- Приветствие.
Участники по кругу передают какой-либо предмет, говоря при этом о том, с каким настроением они пришли сегодня на занятие, и что бы они хотели получить от него.
Ведущий кратко рассказывает о целях и содержании данного занятия. Закончить упражнение можно общим пожеланием друг другу плодотворной работы.
- Информационная часть «Проблемы интеллектуального развития приёмных детей»
Почти у всех детей, оказавшихся в приюте, отмечаются те или иные проблемы интеллектуального характера: ограниченный запас знаний, недостаточная сформированность отдельных психических функций, низкая умственная работоспособность, задержка психического развития, педагогическая запущенность.
Педагогическая запущенность— это дефицит знаний и умений вследствие недостатка интеллектуальной информации.
Задержка психического развития (ЗПР) — это временное отставание, замедление в психическом развитии ребенка, преодолимое полностью или частично при определённых условиях. ЗПР не является умственной отсталостью.
Умственная отсталость — это состояние задержанного или неполноценного развития психики, которое, в первую очередь, характеризуется нарушением когнитивных, речевых и социальных способностей.
Основные варианты ЗПР:
1) ЗПР конституционального (наследственного) происхождения;
2) ЗПР, связанная с ослабленным физическим здоровьем;
3) ЗПР, вызванная неблагоприятными условиями жизни;
4) ЗПР, обусловленная негрубыми повреждениями мозга в результате патологии беременности, родов, инфекционных заболеваний в раннем детстве.
ЗПР определяется у 50% детей со школьной неуспеваемостью. Эти дети обнаруживают преобладание игровых интересов, ограниченный общий запас знаний и представлений, быструю пресыщаемость в интеллектуальной деятельности, малую интеллектуальную целенаправленность. В отличие от детей с умственной отсталостью, дети с ЗПР достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно более продуктивны в использовании помощи взрослого.
При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоционально-волевой сферы (простодушие, поверхностность эмоций, их неустойчивость, слабость волевого усилия). В других случаях будет преобладать замедленное развитие познавательных функций (незрелость активного внимания, ослабление памяти, недостаточность зрительно-пространственного анализа и синтеза, трудности формирования навыков чтения, письма или счета).
Ранняя психическая и социальная депривация, которая наблюдается у большинства безнадзорных детей и детей-сирот, способствует снижению волевых компонентов личности и развитию импульсивности. У многих детей наблюдается выраженное снижение познавательной активности, что негативно отражается на интеллектуальной продуктивности.
Психотравмирующие условия воспитания способствуют формированию таких характерологических особенностей, как робость, боязливость, неуверенность. Это проявляется в отсутствии у ребёнка инициативы, самостоятельности и крайне негативно отражается на познавательной активности ребенка или подростка.
Психологическая помощь детям и подросткам с нарушениями в развитии — это сложная система психолого-реабилитационных воздействий, направленных на повышение социальной активности, развитие самостоятельности, укрепление социальной позиции ребёнка с нарушением в развитии, информирование системы ценностных установок и ориентаций, развитие интеллектуальных процессов, которые соответствуют его психическим и физическим возможностям.
- Мозговой штурм «Пути преодоления проблем в интеллектуальном развитии детей»
Участники должны ответить на вопрос: что необходимо делать для того, чтобы преодолеть проблемы в интеллектуальном развитии детей?
Ведущий записывает все предложения на листе ватмана. После этого происходит обсуждение в общей группе, насколько целесообразны и продуктивны предложенные участниками варианты.
В процессе обсуждения ведущий должен донести до участников, что для преодоления проблем в интеллектуальном развитии детей необходимо сделать следующее.
1. Создать благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка в приёмной семье, а именно:
• стабильное позитивное общение ребёнка с близкими взрослыми;
• удовлетворение основных физических и психологических потребностей ребёнка;
• принятие ребёнка таким, какой он есть;
• поддержка в преодолении трудностей;
• стимуляция познавательных интересов;
• использование игровых приемов в обучении;
• соразмерность требований возможностям ребёнка;
• огромное терпение взрослых;
• оптимистический настрой взрослых.
2. Обратиться к специалистам (неврологу, психиатру, психологу, логопеду).
3. Обеспечить при необходимости медикаментозное лечение.
4. Обеспечить применение специальных форм и методов обучения (смещение сроков начала школьного обучения, щадящий режим, обучение в коррекционном классе или в школе для детей с задержкой психического развития).
Многолетний опыт работы с приемными семьями показывает, что при соблюдении вышеперечисленных условий практически все дети со временем успешно преодолевают имеющиеся трудности в интеллектуальной сфере.
- Информационная часть «Особенности эмоционального развития детей, воспитывающихся вне семьи. Основные потребности ребёнка. Жестокое обращение и его последствия.»
Все дети в процессе развития движутся от беспомощности к зрелой независимости. У детей есть определённые физические потребности, без удовлетворения которых жизнь не может продолжаться, а также определённые психологические потребности, удовлетворение которых обеспечивает гармоничное формирование личности, её эмоциональное благополучие.
Основные физические потребности:еда, сон, тепло, жилище, свежий воздух, солнечный свет, движение, отдых, предупреждение заболеваний и травм.
Основные психологические потребности:
• привязанность и любовь;
• непрерывность индивидуального ухода;
• ощущение психологической безопасности;
• новая информация;
• чувство самоуважения;
• возможность учиться на собственном опыте;
• реализация своих способностей;
• достижение независимости и самостоятельности.
В жизни ребёнка первостепенное значение имеет удовлетворение потребности в любви и привязанности. Привязанность — это способность и потребность людей создавать и сохранять прочные эмоциональные связи с другими людьми.
Привязанность имеет следующие характеристики:
1. Конкретность — чёткое предпочтение одного или нескольких людей.
2. Продолжительность — чем сильнее привязанность, тем дольше она длится. Детские привязанности человек помнит всю жизнь.
3. Эмоциональная насыщенность — значимость и сила переживаний, включение всего спектра чувств (радость, гнев, печаль и т. д.).
Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для ребёнка. Они закладывают базовое доверие к миру, создают условия для активного познания окружающего мира и полноценного общения.
У детей, воспитывающихся вне семьи, часто наблюдается апатичность, безынициативность, эмоциональное отчуждение, отсутствие сопереживания в сочетании с импульсивностью, нарушением образа «Я». Это обусловлено тем, что, во-первых, не удовлетворяются насущные потребности ребенка (в любви, привязанности, безопасности и т. д.), а во-вторых, у большинства детей за плечами многочисленные психические и физические травмы. Многие из воспитанников приютов подвергались жестокому обращению.
Жестокое обращение с детьми — это любое действие или бездействие по отношению к ребёнку со стороны родителей, лиц, их заменяющих, а также учреждений или общества в целом, в результате которых нарушается физическое или психическое развитие, здоровье или благополучие ребёнка, а также ущемляются его права и свобода.
Основные формы жестокого обращения с детьми:
• физическое насилие;
• сексуальное насилие;
• эмоциональное (психологическое) насилие;
• пренебрежение основными нуждами ребёнка.
Психологическое насилие сопровождает все формы жесткого обращения с детьми. По мнению специалистов, его влияние более разрушительно для личности ребенка по сравнению с физическим и даже сексуальным насилием.
Основные типы психологического насилия в отношении детей
1. Игнорирование:
- неспособность или нежелание выражать любовь и заботу по отношению к ребёнку;
- лишение ребёнка необходимой поддержки, сочувствия;
- игнорирование его потребности в безопасном окружении.
2. Отвержение:
- открытое неприятие, постоянная критика, негативные сравнения;
- предъявление чрезмерных требований к ребёнку, не соответствующих его возрасту и возможностям;
- публичное унижение, демонстрация его отрицательных качеств.
3. Угрозы (или терроризирование):
- угрозы наказания, побоев или совершения насилия по отношению к ребёнку или к тому, кого он любит;
- оскорбление, унижение достоинства.
4. Изоляция:
- установление безосновательных ограничений на общение ребёнка со сверстниками, родственниками или другими взрослыми;
- запрет или ограничение без достаточных оснований на выход из дома.
5. Развращение:
- побуждение к развитию антисоциального поведения (воровство, проституция, порнография);
- вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков;
- поощрение саморазрушающего поведения.
Последствия жестокого обращения:
- задержка умственного и эмоционального развития у маленьких детей;
- высокий уровень агрессивности, направленной как на других, так и на себя;
- низкий уровень самоуважения, низкая самооценка;
- замкнутость, недоверие к окружающим;
- высокая тревожность, боязливость;
- эмоциональная неуравновешенность;
- подавленное настроение, вплоть до депрессии;
- нарушения поведения;
- психосоматические и нервные расстройства.
Маленькие дети особенно уязвимы к жестокому обращению вообще и к психологическому насилию в частности, поскольку у них нет возможности избежать насилия и получить эмоциональное подкрепление вне семьи.
Нарушения поведения у детей часто являются индикатором эмоционального неблагополучия и указывают на борьбу ребёнка за внимание или власть, на его желание мести или демонстрацию своей несостоятельности.
Дети, оказавшиеся в приюте, испытывают двойную психологическую травму: с одной стороны, они страдали от жестокого обращения в своей семье, а с другой — тяжело переживают разрыв с ней.
Особенности эмоционального контакта с ближайшим окружением играют решающую роль, как в происхождении различных нарушений эмоционального развития, так и в их преодолении. Только воспитание в семье может обеспечить особо благоприятные условия для детей, перенёсших тяжёлые психологические травмы и имеющих проблемы в психическом развитии.
Мы не в силах изменить прошлый опыт ребёнка, но мы в состоянии помочь ему в настоящем и тем самым повлиять на его будущее.
- Мозговой штурм «Как помочь детям с эмоциональными проблемами?»
Задача родителей — придумать как можно больше способов преодоления нарушений в эмоциональном развитии детей.
После записи и обсуждения всех вариантов, предложенных родителями, ведущий должен обратить внимание участников на то, что наиболее важные составляющие помощи ребёнку с эмоциональными проблемами — это:
• атмосфера тепла и принятия;
• новая модель отношений в семье (доверие, доброжелательность, уважение, эмоциональная поддержка, готовность обсудить возникшие проблемы, разумные требования и обязанности);
• консультации психолога, психоневролога;
• длительное комплексное медико-социально-психологическое сопровождение приёмной семьи.
Необходимо подчеркнуть роль семьи в преодолении эмоциональных нарушений у детей, важность специального обучения приёмных родителей, их готовность обратиться за помощью к специалистам.
- Подведение итогов
Участники говорят о том, что было наиболее важным и нужным для них на данном занятии, какие чувства возникали в процессе работы.
Источник
Глава 4
Интеллектуальное развитие и привязанность
Бытующий социальный стереотип о том, что все дети из неблагополучных семей страдают интеллектуальными нарушениями, безусловно, несправедлив. Однако с формальной точки зрения для него есть все основания. Обследование интеллектуальной сферы специалистами при попадании детей в детский дом показывает объективное отставание от возрастной нормы. Органическая основа интеллектуальных нарушений может иметь место, однако это встречается не всегда. В большинстве же случаев мы имеем дело с социально-педагогической запущенностью и задержкой в развитии, как следствием родительской депривации и госпитализма[3]. Корректная диагностика требует учета следующих факторов:
Ситуативный фактор – попавшие в детский дом дети находятся в состоянии посттравматического стресса в результате разрыва со своей семьей и полной перемены образа жизни. Известно, что в стрессовых ситуациях способность логически мыслить тормозится. Если травма проходит с течением времени, интеллектуальные способности восстанавливаются. Однако долго живущие в учреждении дети пребывают в ситуации пролонгированной травмы, когда душевные раны не излечиваются, а «консервируются»: дети продолжают переживать утрату семьи и отреагируют друг на друге негативные эмоции, что создает неблагоприятную для жизни и развития атмосферу.
Используемые методы диагностики – стимульный материал большинства методик ориентирован на то, что в каждом возрасте дети владеют определенным набором понятий и навыков. Дети, чей культурный уровень не позволил им овладеть соответствующими понятиями и навыками, не могут в целом ряде стандартных методик проявить свой истинный потенциал – просто потому, что они не понимают заданий.
Учет социального анамнеза – объективные причины отставания в развитии:
– Исследовательское поведение у всех живых существ носит врожденный характер. Познавательное развитие ребенка «тормозится» в случае нехватки эмоционального тепла, ощущения психологической небезопасности, порождаемого отвержением или невниманием со стороны родителей. Жестокое обращение ставит на первый план задачи выживания и создает хронический фон тревоги, которая провоцирует реакции замирания или хаотического поведения, носящие защитный характер и несовместимые с исследованием окружающего мира.
– «Обучение ведет за собой развитие» – эта фраза справедлива не только для целенаправленного обучения детей в школе. Маленькие дети учатся через общение со взрослыми, которые показывают им мир. Как мы уже говорили, забота взрослого о потребностях ребенка учит детей распознавать эти потребности и находить способы их удовлетворения (то есть учит навыкам самообслуживания). Речь детей развивается также через общение со взрослыми. Взрослые знакомят детей с предметным миром и миром человеческих взаимоотношений, способам обращения с вещами и поведения с людьми. Кроме семьи, как микросоциума, дети из неблагополучных семей ограничены также и в макросоциальном общении: их ближайшее социальное окружение культурно обеднено.
– Отсутствие адекватной развивающей среды. Предметная среда также является стимулирующим средством для развития ребенка. Игры, игрушки, так же как и разнообразные предметы, принадлежащие миру взрослых, способны вызвать интерес и пробудить активность ребенка. Излишне упоминать о том, что в большинстве асоциальных семей у родителей не только нет интереса к собственным детям и общению с ними, но и возможности для самостоятельного развития детей ограничены той бедной материальной средой, в которой они находятся.
Таким образом, очевидно, что у детей, попадающих из неблагополучных семей в детский дом, показатели при исследовании интеллектуальной сферы объективно будут значительно ниже, чем у их сверстников из благополучной среды. И связано это в первую очередь не с органическими, а с социальными и психологическими причинами.
Также важен вопрос о том, что является целью проводимой диагностики. Цель может быть в том, чтобы повесить на ребенка ярлык «отстающего» и получить повод для его перемещения в другое учреждение, особенно если его поведение не устраивает воспитателей. Если же цель состоит в профессиональной помощи ребенку, то диагностика будет направлена на выявление потенциала ребенка, его сохранных способностей и функций и создание индивидуального плана развития. Очевидно также, что интеллектуальное восстановление естественным образом идет вслед за эмоциональным и социальным восстановлением. Коррекция познавательной сферы не может быть отделена от эмоциональной реабилитации. И семейное устройство ребенка – наиболее естественный путь для его гармоничного развития.
пример:
Дима попал в детский дом из интерната для детей с отставанием в развитии (VII вида[4]) в возрасте десяти лет. Из истории мальчика было известно, что в шесть лет у него умерла мама, отец с ними не жил. Поэтому после смерти матери мальчик оказался в детском доме. Через полгода мальчика усыновили. Однако спустя шесть месяцев мальчик стал плохо вести себя, не учился (его отдали в первый класс). Родители начали применять физические наказания и вскоре вернули ребенка в детский дом.
Специалисты реабилитационной службы диагностировали у мальчика высокий уровень невротизации, аффективную неустойчивость, низкий уровень знаний и негативную (полное отрицание) учебную мотивацию на фоне сохранных интеллектуальных способностей, высокий уровень тревоги и агрессии и недоработанную «острую» фазу переживания утраты. Кроме того, интересен комментарий самого Димы относительно семейного устройства детей: «Семья – это место, где можно пожить полгодика, а потом вернуться в детский дом. Потому что там друзья, и учиться не трудно. А вообще родители ведь умирают, когда у них дети, и ребенку лучше в детском доме расти, чтоб никто не умер».
Очевидно, что неудача первой попытки помещения мальчика в семью была связана с объективными проблемами: непроработанная травма потери, помещение мальчика в новую семью в период проживания «острого горя» (прошло только полгода с момента утраты), отсутствие профессиональной помощи семье и применение родителями физических наказаний в отношении эмоционально неустойчивого ребенка. Также Дима переживал
сильный стресс, вызванный необходимостью одновременной адаптации к семье и вхождением в школьную жизнь, где требовалось выдерживать интеллектуальную нагрузку, непосильную для него в этот период. Все это неизбежным образом привело к разрыву отношений. Однако для мальчика причиной разрушения отношений с семьей было вовсе не это: он пришел к выводу, что просто «в семье больше полугода не живут».
С Димой работали психологи и педагоги реабилитационной службы детского дома. В течение полугода с ним прорабатывали переживания утраты и ложной ответственности за смерть своих родителей, негативное самовосприятие и страхи, травму повторного возврата и двойственное отношение к приемной семье (привязанность – обида). У мальчика была сохранна способность к привязанности, и он был эмоционально теплым и обаятельным ребенком. Это позволяло надеяться на возможность нового семейного устройства. Неврологические проблемы решались врачом-неврологом, который был в контакте со всеми остальными специалистами. Педагоги разработали индивидуальный учебный план с учетом истощаемости и неуравновешенности мальчика, целью их работы было восполнение образовательных пробелов и формирование более позитивного отношения у ребенка к учебе. Затем была подобрана семья из числа прошедших подготовку кандидатов с учетом необходимых требований: для этого ребенка важно было присутствие отца, также в этом случае от родителей требовалось иметь опыт воспитания собственных детей. Будущих замещающих родителей проинформировали не только об особенностях ребенка, но и о вероятных трудностях при помещении его в семью – провокация возврата через полгода, негативное поведение и пр. Мальчик действительно сложно адаптировался в семье первые полгода, но сплоченность, эмоциональное тепло и устойчивость замещающей семьи, понимание происходящего приемными родителями и поддержка специалистов помогли преодолеть трудности. Дима живет в семье уже три года, любит родителей и братьев и любим ими, чувствует себя членом семьи, посещает обычную общеобразовательную школу и спортивную секцию (борьба), где делает значительные успехи.
комментарий:
В данном примере видно, как утрата, нарушенная привязанность и возникшие в результате эмоциональные проблемы «заблокировали» нормальный ход интеллектуального развития ребенка. И для того, чтобы восстановить познавательные способности мальчика, сначала нужно было дать ему опыт надежной привязанности и близости. Также большое значение здесь имело то, что и специалисты, и приемные родители опирались в оценке ситуации и выборе путей помощи Диме не на стереотипы и «диагнозы», а на тщательный анализ жизненной истории мальчика и оценку позитивных, сохранных сторон его личности.
Нередко бывает, что проблема может выглядеть как интеллектуальная, а на самом деле таковой не являться.
пример:
Вася, десять лет, попал в детский дом из семьи с родителями, лишенными прав за хронический алкоголизм и пренебрежение нуждами ребенка. Жестокого обращения в семье не было. Согласно диагностике, у ребенка был сохранный интеллект и низкий уровень школьных знаний. У воспитателей возникли трудности в отношениях с мальчиком в процессе приготовления уроков. Они обратились за помощью к педагогу и психологу. Педагогическое обследование показало снижение учебной мотивации относительно первоначального уровня и новые пробелы в знаниях. Обследование психолога выявило эмоциональную дестабилизацию, повышение уровня невротизации и тревоги у мальчика, связанные с отсутствием информации о кровной семье. Ребенок беспокоился, живы ли родители, не понимал, почему они не приходят к нему. В результате специалистами были предприняты следующие действия:
– прояснена ситуация с семьей ребенка, налажен контакт с кровными родственниками (встречи);
– была начата индивидуальная терапевтическая работа с чувствами утраты и привязанности ребенка;
– ребенок стал принимать легкие успокаивающие и укрепляющие средства – настойка пустырника, витамины;
– воспитателям были даны рекомендации по дозированию учебной нагрузки.
В ходе работы с психологом ребенку удалось выразить свои чувства и убедиться, что окружающие относятся к нему с пониманием и сочувствием. Поддерживающая терапия приостановила физиологическое наращивание аффекта. Изменения в режиме приготовления уроков и понимание воспитателями причин ситуативного снижения успеваемости сняло конфликтную ситуацию и напряжение в процессе обучения. Была организована встреча с кровными родственниками. Ситуация стабилизировалась, и успеваемость мальчика улучшилась.
комментарий:
В данном случае у мальчика не было никаких проблем с интеллектом, уровень успеваемости был показателем эмоционального неблагополучия, и если бы взрослые сосредоточились на решении учебных проблем, это усугубило бы ситуацию и не дало бы никаких результатов. Понимание значения чувств в отношении кровных родителей для детей из неблагополучных семей важно для диагностики и реабилитации детей. Даже в тех случаях, когда эти переживания не выражаются напрямую, они всегда оказывают влияние на поведение и самочувствие детей.
Вопросы интеллектуального развития детей волнуют многих приемных родителей. Для большинства взрослых успехи ребенка в обучении – чуть ли не показатель «качества» усилий родителей. Однако успешность семейного устройства зависит в первую очередь от формирования взаимной привязанности. Как показывает практика, способность приемных родителей и ребенка полюбить и принять друг друга не связана решающим образом с возрастом ребенка и отсутствием у него проблем, в том числе образовательных. Даже в тех случаях, когда у ребенка был негативный жизненный опыт и сформировались отрицательные поведенческие модели в отношениях привязанности, прошедшие подготовку приемные родители могут дать ребенку альтернативный семейный опыт, и этот опыт может оказаться решающим для положительных изменений в его жизни. В том числе для позитивных изменений в познавательной сфере, которые следуют за эмоциональным восстановлением ребенка, а не предваряют его.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Следующая глава >
Похожие главы из других книг:
Глава 1. Развитие общения ребенка с взрослым
1.1. Понятие «форма общения»Выдающийся отечественный психолог М. Лисина рассматривала общение ребенка с взрослым как своеобразную деятельность, предметом которой является другой человек. Подобно всякой другой деятельности,
Как влияет привязанность к матери на психическое развитие ребенка
Привязанность к матери – необходимая фаза в нормальном психическом развитии детей. Она способствует развитию таких социальных чувств, как благодарность, отзывчивость и теплота в отношениях, т. е. всего
Глава 1
Физическое развитие школьников
Закономерности роста и развития
Развитие – это качественное изменение, дифференцировка органов и тканей, их функциональное совершенствование, появление новых функций. Рост и развитие взаимосвязаны и взаимообусловлены, это две
Глава 2
Нервно-психическое развитие школьников
Основные понятия психологии развития и факторы психического развития
Нервно-психическое развитие является одним из основных показателей здоровья ребенка. Родители, учителя, врач-педиатр должны уметь правильно оценивать
Глава 1 Раннее развитие по методике Домана
Кто такой Глен Доман
Не будет преувеличением, если сказать, что ни одна методика раннего развития не вызывала столько споров и противоречивых суждений, как система Глена Домана. Среди мнений о его методе развития можно услышать
Глава 4 Развитие умственного потенциала
Глава 2
Развитие детей первого года жизни
Первый год жизни ребенка характеризуется усиленным ростом организма, быстрыми темпами развития функций всех органов и систем, а также интенсивным обменом веществ. Так, например, первоначальная масса новорожденного (3000–3500 г)
Глава 2. Психическое развитие человека в трудах зарубежных психологов
2.1. Становление зарубежной возрастной психологии
Дневники наблюдений – начало детской психологии
Оформление психологии развития (детской или возрастной психологии) как самостоятельной отрасли
«Чувственное» и «интеллектуальное»: обучение взрослых людей иноязычной речи как возвращение к природным истокам
Недостатки и преимущества работы головного мозга маленького человека как бы слиты воедино (то же самое, но как бы в зеркальном отражении справедливо и для
Глава XXI
Развитие психических процессов в ИЛПТ: эмоции
Эмоции и познавательные процессы
«Хотя все знают, что такое эмоции, сам термин с трудом поддается определению», – справедливо пишет Майк Кордуэлл в своем психологическом словаре. Он поясняет, что определения могут
Глава XXII
ИЛПТ: развитие речи в общении
О единстве языкового, психического и социального в формировании речи
Речь – это не только система знаков, не только часть физиологии и психики человека, которая сопряжена со всеми когнитивными и психодинамическими процессами, но и
Источник