Интегративные показатели развития ребенка к 6 годам

В настоящее время в нашей стране идет
обновление системы образования. Отличительной
чертой развития образовательной системы на
современном этапе является активный процесс
создания системы непрерывного образования.
Изменения, происходящие в жизни общества и
государства безусловно влияют и на
представления о том, каким общество и
государство “видят” ребенка дошкольного
возраста, получившего гарантированное
Конституцией Российской Федерации дошкольное
образование.
Федеральные государственные требования,
утвержденныеприказом № 655 от 23 ноября 2010
года Министерства образования и науки
Российской Федерации, определяют, какое
содержание должно реализовывать любое
дошкольное учреждение для достижения каждым
ребенком оптимального для его возраста уровня
развития с учетом егоиндивидуальных,
возрастных особенностей. В словаре указано
понятие интеграция – это процесс с помощью
которого части соединяются в целое. На
личностном уровне – это состояние организма
когда все составляющие элементы индивида, его
черты или качества действуют согласованно как
единое целое.
Из этого следует, что сформированные
интегративные качества ребенка -является
итоговым результатом освоения основной
общеобразовательной программы дошкольного
образования. К 7-ми годам при успешном освоении
Программы ребенком достигается следующий
уровень развития интегративных качеств ребенка
Федеральными государственными требованиями
определены следующие личностные качества
выпускника:
Интегративное качество “Физически развитый,
овладевший основными культурно-гигиеническими
навыками”
- Сформированы основные физические качества и
потребности в двигательной активности. - Самостоятельно выполняет доступные возрасту
гигиенические процедуры, соблюдает элементарные
правила здорового образа жизни.
Интегративное качество “Любознательный,
активный”
- Интересуется новым, неизвестным в окружающем
мире (мире предметов и вещей, мире отношений и
своем внутреннем мире). - Задает вопросы взрослому, любит
экспериментировать. - Способен самостоятельно действовать (в
повседневной жизни, различных видах детской
деятельности). - В случаях затруднений обращается за помощью к
взрослому. - Принимает живое, заинтересованное участие в
образовательном процессе.
Интегративное качество “Эмоционально
отзывчивый”
- Откликается на эмоции близких людей и друзей.
- Сопереживет персонажам сказок, историй,
рассказов. - Эмоционально реагирует на произведения
изобразительного искусства, музыкальные и
художественные произведения, мир природы.
Интегративное качество “Способный управлять
своим поведением и планировать свои действия на
основе первичных ценностных представлений,
соблюдающий элементарные общепринятые нормы и
правила поведения”
- Поведение преимущественно определяется на
сиюминутными желаниями и потребностями, а
требованиями со стороны взрослых и первичными
ценностными представлениями о том, “что такое
хорошо и что такое плохо”. - Способен планировать свои действия,
направленные на достижение конкретной цели. - Соблюдает правила поведения на улице (дорожные
правила), в общественных местах (транспорте,
магазине, поликлинике, театре и др.).
Интегративное качество “Способный решать
интеллектуальные и личностные задачи (проблемы),
адекватные возрасту”
- Может применять самостоятельно усвоенные
знания и способы деятельности для решения новых
задач, поставленных как взрослым, так и им самим;
в зависимости от ситуации может преобразовывать
способы решения задач. - Способен предложить собственный замысел и
воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.
Интегративное качество “Имеющий первичные
представления о себе, семье, обществе,
государстве, мире и природе”
Имеет представления
- о себе, собственной принадлежности и
принадлежности других людей к определенному
полу; - о составе семьи, родственных отношениях и
взаимосвязях, распределении семейных
обязанностей, семейных традициях; - об обществе, его культурных ценностях; о
государстве и принадлежности к нему; - о мире.
Интегративное качество “Овладевший
универсальными предпосылками учебной
деятельности”
- Умеет работать по правилу и по образцу, слушать
взрослого и выполнять его инструкции.
Интегративное качество “Овладевший
необходимыми умениями и навыками”
У ребенка сформированы умения и навыки,
необходимые для осуществления различных видов
детской деятельности.
Образовательный процесс в ДОУ характеризуется
возрастанием объема интенсивности
учебно-познавательной деятельности, в учебный
план вводятся дополнительные предметы.
Возникает необходимость обеспечения
педагогических условий, позволяющих гибко
реализовать различные виды деятельности в
единый образовательный процесс.
Согласно принципу интеграции, физическое
развитие детей осуществляется не только в
процессе специфических физкультурных и
спортивных игр, упражнений и занятий, но и при
организации всех видов детской деятельности
через физкультминутки, дидактические игры с
элементами движения, подвижные игры с элементами
развития речи, математики, конструирования и пр.
С другой стороны, в процессе образовательной
деятельности по физическому развитию следует
обращать внимание на одновременное решение
задач других образовательных областей:
- формирование навыков безопасного поведения в
подвижных и спортивных играх, при пользовании
спортивным инвентарем (“Безопасность”); - создание на физкультурных занятиях
педагогических ситуаций и ситуаций морального
выбора, развитие нравственных качеств, поощрение
проявлений смелости, находчивости,
взаимовыручки, выдержки и пр., побуждение детей к
самооценке и оценке действий и поведения
сверстников (“Социализация”); - участие детей в расстановке и уборке
физкультурного инвентаря и оборудования
(“Труд”); - активизация мышления детей (через
самостоятельный выбор игры, оборудования,
пересчет мячей и пр.), специальные упражнения на
ориентировку в пространстве, подвижные игры и
упражнения, закрепляющие знания об окружающем
(имитация движений животных, труда взрослых),
построение конструкций для подвижных игр и
упражнений (из мягких блоков, спортивного
оборудования), просмотр и обсуждение
познавательных книг, фильмов о спорте,
спортсменах, здоровом образе жизни (“Познание”); - проговаривание действий и называние
упражнений, поощрение речевой активности детей в
процессе двигательной деятельности, обсуждение
пользы закаливания и занятий физической
культурой (“Коммуникация”); - игры и упражнения под тексты стихотворений,
потешек, считалок; сюжетные физкультурные
занятия на темы прочитанных сказок, потешек
(“Чтение художественной литературы”); - привлечение внимания дошкольников к
эстетической стороне внешнего вида детей и
воспитателя, оформления помещения;
использование на занятиях физкультурой
Изготовленных детьми элементарных
физкультурных пособий (флажки, картинки, мишени
для метания), рисование мелом разметки для
подвижных игр (“Художественное творчество”); - ритмическая гимнастика, игры и упражнения под
музыку, пение; проведение спортивных игр и
соревнований под музыкальное сопровождение;
развитие артистических способностей в подвижных
играх имитационного характера (“Музыка”).
Физическое развитие детей дошкольного
возраста является основным в разностороннем
развитии. Ребенок познает мир в движении, и чем
многогранней эти движения, тем больше жизненный
опыт малыша.
Задачи по обучению плаванию решаются в
комплексе и направлены на воспитание гармонично
развитой личности.
Использование интегрированного подхода на
занятиях развивает потенциал самих
воспитанников, побуждает к активному познанию
окружающей действительности, осмыслению и
нахождению причинно-следственных связей,
развитию логики, мышления, коммуникативных
способностей. Форма проведения занятий
нестандартна, интересна. Использование
различных видов деятельности в течение занятия
поддерживает внимание воспитанников на высоком
уровне, что позволяет говорить о достаточной
эффективности занятий.
Интегрированные занятия позволяют ребенку
реализовать свои творческие способности, в
интересной, игровой форме обогащать словарь,
развивать коммуникативные умения,
познавательный интерес и активность.
В игре ребенок познает мир, малыш отвлекается
от процесса обучения, он включается в игру и
вместе с персонажами игр и игрушками осваивает
водное пространство, преодолевая
психологические проблемы и страхи. В коллективе
детей многие задачи решать проще: каждый ребенок
стремиться показать что-то свое; показать, чему
научился именно он. Игра, игровая ситуация
помогают обыграть каждую удачу или неудачу таким
образом, чтобы ребенок чувствовал себя все более
и более уверенно от занятия к занятию. В то же
время, программа детского сада – это комплексная
программа. Воспитательно-образовательный
процесс в дошкольном учреждении должен быть
построен таким образом, чтобы дошкольники
получили как можно больше навыков и знаний.
Таким образом, процесс обучения задаёт
содержание и характеристики учебной
деятельности ребёнка и тем самым определяет зону
ближайшего развития универсальных учебных
действий и их свойства. Универсальные учебные
действия представляют собой целостную систему, в
которой происхождение и развитие каждого вида
учебного действия определяется его отношением с
другими видами учебных действий и общей логикой
возрастного развития.
Задача формирования УУД предполагает, что
при поступлении в школу ребенок достигает
определенного уровняразвития общения. В
состав базовых (т.е. абсолютно необходимых для
начала обучения ребенка в школе) предпосылок
входят следующие компоненты:
- потребность ребенка в общении со взрослыми и
сверстниками; - владение определенными вербальными и
невербальными средствами общения; - приемлемое (т.е. не негативное, а желательно
эмоционально позитивное) отношение к процессу
сотрудничества; - ориентация на партнера по общению,
- умение слушать собеседника.
Источник
I
I
Уважаемые коллеги!
Предлагаемое пособие разработано с целью оперативного отслеживания фор-
мирования интегративных качеств личности маленького человека по результатам
образовательной деятельности в группах для детей 5-6 лет с нормальным и на-
рушенным развитием. Это достигается путем использования общепринятых кри-
териев и уровневым подходом к оценке личности ребенка 5-6 лет по принципу
«Чем ниже балл, тем больше проблем в формировании полноценной личности
ребенка». Система мониторинга содержит девять интегративных качеств, соот-
ветствующих ФГТ: «Физически развитый, овладевший основными культурно-
гигиеническими навыками», «Любознательный, активный», «Эмоционально-
отзывчивый», «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со
взрослыми и сверстниками», «Способный управлять своим поведением и плани-
ровать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблю-
дающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения», «Способный
решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возра-
сту», «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве,
мире и природе», «Овладевший универсальными предпосылками учебной дея-
тельности», «Овладевший необходимыми умениями и навыками», что позволяет
осуществить комплексный подход к оценке формирования личности ребенка 5-6
лет.
Оценка уровня развития интегративных качеств личности ребенка 5-6 лет:
1 балл – ребенок не имеет представлений по указанному критерию интегра-
тивного качества;
2 балла – ребенок имеет отрывочные, бессистемные представления по ука-
занному критерию интегративного качества;
3 балла – ребенок имеет частично усвоенные, неточные, неполные представ-
ления по указанному критерию интегративного качества;
4 балла – ребенок имеет усвоенные снезначительными неточностями пред-
ставления по указанному критерию интегративного качества;
5, баллов – ребенок имеет полностью усвоенные представления по указанно-
му критерию интегративного качества.
Таблицы мониторинга интегративных качеств заполняются дважды в год – в
начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов), для про-
ведения сравнительной диагностики. Технология работы с таблицами проста и
включает два этапа.
Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в
каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый по-
3
казатель по каждому ребенку (среднее значение можно получить, если все баллы
сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых
долей). Этот показатель необходим для написания характеристики конкретного’
ребенка и про ведения индивидуального учета промежуточных результатов фор-
мирования интегративных качеств личности детей 5-6 лет.
Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, подсчитывается итоговый по-
казатель по группе (среднее значение можно получить, если все баллы сложить
(по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей).
Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций развития
личности детей (в группах компенсирующей направленности – для подготовки к
групповому медико-психолого-педагогическому совещанию), а также для ведения
учета общегрупповых промежуточных результатов формирования интегративных
качеств личности детей 5-6 лет.
Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно выделять детей с
проблемами в развитии личности, а также определять трудности в формировании
определенных интегративных качеств в каждой конкретной группе, т. е. оператив-
но осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов. Нормативными
вариантами развития личности можно считать средние значения по каждому ре-
бенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в
интервале cpeДH~X значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в
развитии личности ребенка. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать
о выраженном несоответствии развития личности ребенка возрасту. (Указанные
интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как полу-
чены с помощью применяемых в nсихолого-nедагогических исследованиях психо-
метрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов
мониторинга детей данного возраста.)
Полученные результаты изучения интегративных качеств личности детей со-
относятся с результатами мониторинга уровней овладения детьми 5-6 лет не-
обходимыми навыками и умениями по образовательным областям: «Здоровье»,
«Физическая культура», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Познание»,
«Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное твор-
чество», «Музыка».
Наличие математической обработки результатов мониторинга интегративных
качеств личности детей 5 – 6 лет обусловлено квалификационными требования-
ми к современному педагогу и необходимостью учета промежуточных результа-
тов личностного развития каждого ребенка в соответствии с Фгт.
Источник
В настоящее время в нашей стране идет
обновление системы образования. Отличительной
чертой развития образовательной системы на
современном этапе является активный процесс
создания системы непрерывного образования.
Изменения, происходящие в жизни общества и
государства безусловно влияют и на
представления о том, каким общество и
государство “видят” ребенка дошкольного
возраста, получившего гарантированное
Конституцией Российской Федерации дошкольное
образование.
Федеральные государственные требования,
утвержденныеприказом № 655 от 23 ноября 2010
года Министерства образования и науки
Российской Федерации, определяют, какое
содержание должно реализовывать любое
дошкольное учреждение для достижения каждым
ребенком оптимального для его возраста уровня
развития с учетом егоиндивидуальных,
возрастных особенностей. В словаре указано
понятие интеграция – это процесс с помощью
которого части соединяются в целое. На
личностном уровне – это состояние организма
когда все составляющие элементы индивида, его
черты или качества действуют согласованно как
единое целое.
Из этого следует, что сформированные
интегративные качества ребенка -является
итоговым результатом освоения основной
общеобразовательной программы дошкольного
образования. К 7-ми годам при успешном освоении
Программы ребенком достигается следующий
уровень развития интегративных качеств ребенка
Федеральными государственными требованиями
определены следующие личностные качества
выпускника:
Интегративное качество “Физически развитый,
овладевший основными культурно-гигиеническими
навыками”
- Сформированы основные физические качества и
потребности в двигательной активности. - Самостоятельно выполняет доступные возрасту
гигиенические процедуры, соблюдает элементарные
правила здорового образа жизни.
Интегративное качество “Любознательный,
активный”
- Интересуется новым, неизвестным в окружающем
мире (мире предметов и вещей, мире отношений и
своем внутреннем мире). - Задает вопросы взрослому, любит
экспериментировать. - Способен самостоятельно действовать (в
повседневной жизни, различных видах детской
деятельности). - В случаях затруднений обращается за помощью к
взрослому. - Принимает живое, заинтересованное участие в
образовательном процессе.
Интегративное качество “Эмоционально
отзывчивый”
- Откликается на эмоции близких людей и друзей.
- Сопереживет персонажам сказок, историй,
рассказов. - Эмоционально реагирует на произведения
изобразительного искусства, музыкальные и
художественные произведения, мир природы.
Интегративное качество “Способный управлять
своим поведением и планировать свои действия на
основе первичных ценностных представлений,
соблюдающий элементарные общепринятые нормы и
правила поведения”
- Поведение преимущественно определяется на
сиюминутными желаниями и потребностями, а
требованиями со стороны взрослых и первичными
ценностными представлениями о том, “что такое
хорошо и что такое плохо”. - Способен планировать свои действия,
направленные на достижение конкретной цели. - Соблюдает правила поведения на улице (дорожные
правила), в общественных местах (транспорте,
магазине, поликлинике, театре и др.).
Интегративное качество “Способный решать
интеллектуальные и личностные задачи (проблемы),
адекватные возрасту”
- Может применять самостоятельно усвоенные
знания и способы деятельности для решения новых
задач, поставленных как взрослым, так и им самим;
в зависимости от ситуации может преобразовывать
способы решения задач. - Способен предложить собственный замысел и
воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.
Интегративное качество “Имеющий первичные
представления о себе, семье, обществе,
государстве, мире и природе”
Имеет представления
- о себе, собственной принадлежности и
принадлежности других людей к определенному
полу; - о составе семьи, родственных отношениях и
взаимосвязях, распределении семейных
обязанностей, семейных традициях; - об обществе, его культурных ценностях; о
государстве и принадлежности к нему; - о мире.
Интегративное качество “Овладевший
универсальными предпосылками учебной
деятельности”
- Умеет работать по правилу и по образцу, слушать
взрослого и выполнять его инструкции.
Интегративное качество “Овладевший
необходимыми умениями и навыками”
У ребенка сформированы умения и навыки,
необходимые для осуществления различных видов
детской деятельности.
Образовательный процесс в ДОУ характеризуется
возрастанием объема интенсивности
учебно-познавательной деятельности, в учебный
план вводятся дополнительные предметы.
Возникает необходимость обеспечения
педагогических условий, позволяющих гибко
реализовать различные виды деятельности в
единый образовательный процесс.
Согласно принципу интеграции, физическое
развитие детей осуществляется не только в
процессе специфических физкультурных и
спортивных игр, упражнений и занятий, но и при
организации всех видов детской деятельности
через физкультминутки, дидактические игры с
элементами движения, подвижные игры с элементами
развития речи, математики, конструирования и пр.
С другой стороны, в процессе образовательной
деятельности по физическому развитию следует
обращать внимание на одновременное решение
задач других образовательных областей:
- формирование навыков безопасного поведения в
подвижных и спортивных играх, при пользовании
спортивным инвентарем (“Безопасность”); - создание на физкультурных занятиях
педагогических ситуаций и ситуаций морального
выбора, развитие нравственных качеств, поощрение
проявлений смелости, находчивости,
взаимовыручки, выдержки и пр., побуждение детей к
самооценке и оценке действий и поведения
сверстников (“Социализация”); - участие детей в расстановке и уборке
физкультурного инвентаря и оборудования
(“Труд”); - активизация мышления детей (через
самостоятельный выбор игры, оборудования,
пересчет мячей и пр.), специальные упражнения на
ориентировку в пространстве, подвижные игры и
упражнения, закрепляющие знания об окружающем
(имитация движений животных, труда взрослых),
построение конструкций для подвижных игр и
упражнений (из мягких блоков, спортивного
оборудования), просмотр и обсуждение
познавательных книг, фильмов о спорте,
спортсменах, здоровом образе жизни (“Познание”); - проговаривание действий и называние
упражнений, поощрение речевой активности детей в
процессе двигательной деятельности, обсуждение
пользы закаливания и занятий физической
культурой (“Коммуникация”); - игры и упражнения под тексты стихотворений,
потешек, считалок; сюжетные физкультурные
занятия на темы прочитанных сказок, потешек
(“Чтение художественной литературы”); - привлечение внимания дошкольников к
эстетической стороне внешнего вида детей и
воспитателя, оформления помещения;
использование на занятиях физкультурой
Изготовленных детьми элементарных
физкультурных пособий (флажки, картинки, мишени
для метания), рисование мелом разметки для
подвижных игр (“Художественное творчество”); - ритмическая гимнастика, игры и упражнения под
музыку, пение; проведение спортивных игр и
соревнований под музыкальное сопровождение;
развитие артистических способностей в подвижных
играх имитационного характера (“Музыка”).
Физическое развитие детей дошкольного
возраста является основным в разностороннем
развитии. Ребенок познает мир в движении, и чем
многогранней эти движения, тем больше жизненный
опыт малыша.
Задачи по обучению плаванию решаются в
комплексе и направлены на воспитание гармонично
развитой личности.
Использование интегрированного подхода на
занятиях развивает потенциал самих
воспитанников, побуждает к активному познанию
окружающей действительности, осмыслению и
нахождению причинно-следственных связей,
развитию логики, мышления, коммуникативных
способностей. Форма проведения занятий
нестандартна, интересна. Использование
различных видов деятельности в течение занятия
поддерживает внимание воспитанников на высоком
уровне, что позволяет говорить о достаточной
эффективности занятий.
Интегрированные занятия позволяют ребенку
реализовать свои творческие способности, в
интересной, игровой форме обогащать словарь,
развивать коммуникативные умения,
познавательный интерес и активность.
В игре ребенок познает мир, малыш отвлекается
от процесса обучения, он включается в игру и
вместе с персонажами игр и игрушками осваивает
водное пространство, преодолевая
психологические проблемы и страхи. В коллективе
детей многие задачи решать проще: каждый ребенок
стремиться показать что-то свое; показать, чему
научился именно он. Игра, игровая ситуация
помогают обыграть каждую удачу или неудачу таким
образом, чтобы ребенок чувствовал себя все более
и более уверенно от занятия к занятию. В то же
время, программа детского сада – это комплексная
программа. Воспитательно-образовательный
процесс в дошкольном учреждении должен быть
построен таким образом, чтобы дошкольники
получили как можно больше навыков и знаний.
Таким образом, процесс обучения задаёт
содержание и характеристики учебной
деятельности ребёнка и тем самым определяет зону
ближайшего развития универсальных учебных
действий и их свойства. Универсальные учебные
действия представляют собой целостную систему, в
которой происхождение и развитие каждого вида
учебного действия определяется его отношением с
другими видами учебных действий и общей логикой
возрастного развития.
Задача формирования УУД предполагает, что
при поступлении в школу ребенок достигает
определенного уровняразвития общения. В
состав базовых (т.е. абсолютно необходимых для
начала обучения ребенка в школе) предпосылок
входят следующие компоненты:
- потребность ребенка в общении со взрослыми и
сверстниками; - владение определенными вербальными и
невербальными средствами общения; - приемлемое (т.е. не негативное, а желательно
эмоционально позитивное) отношение к процессу
сотрудничества; - ориентация на партнера по общению,
- умение слушать собеседника.
Источник