Институт развития ребенка в москве безруких

Институт развития ребенка в москве безруких thumbnail

Безруких Марьяна Михайловна

Институт развития ребенка в москве безрукихИнститут развития ребенка в москве безруких

Безруких Марьяна Михайловна — академик РАО, доктор биологических наук, профессор, лауреат Премии Президента РФ в области образования, директор Института возрастной физиологии Российской академии образования (с 1996 г.), научный руководитель лаборатории возрастной психофизиологии ИВФ РАО.  

С 1973 года Марьяна Михайловна Безруких работает в Институте возрастной физиологии РАО. С 1996 года по настоящее время — директор Института возрастной физиологии Российской Академии Образования.

Безруких М. М. — автор более 300 научных работ, монографий по возрастной физиологии, учебников и учебных пособий, программ для вузов, в том числе “Возрастная физиология”, “Психофизиология ребенка”, “Словарь по психофизиологии”.

Научно-исследовательскую и научно-методическую деятельность Безруких М. М. успешно сочетает с педагогической работой по подготовке и переподготовке педагогических кадров, заведует кафедрой возрастной физиологии и психофизиологии УРАО. Безруких М. М. — автор и научный редактор пособий и книг для учителей и родителей. Среди них: «Знаете ли вы своего ученика?», «Ребенок идет в школу», «Леворукий ребенок в школе и дома», «Ступеньки к школе», «Азбука», «Обучение письму», «Прописи», “Трудности обучения в начальной школе. Причины, диагностика, комплексная помощь” и т.д.

Безруких М. М. ведет большую общественную работу как сопредседатель Координационного Совета РАО и РАМН «Здоровье и образование детей, подростков и молодежи».

Безруких М. М. является членом Президиума РАО, членом ВАК (отделение педагогики и психологии), Федерального Координационного Совета по образованию МО и науки РФ, членом ряда координационных советов МО и науки РФ, главным редактором альманаха «Новые исследования», членом редколлегии журнала «Физиология человека».

Основной список трудов за 2005—2009 годы 

  1. Безруких М. М. Психофизиология ребенка: Учебное пособие. — 2-е изд., дополненное М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. 
  2. Методика социально-педагогического анализа ситуации, связанной с распространением различных форм наркотизма несовершеннолетних в образовательной среде. Пособие для работников системы образования: Издательство УРАО.- М.,2005 
  3. Безруких М. М. Фарбер Д. А. Методологические подходы к проблеме возрастного развития. Монография: Физиология роста и развития детей и подростков: Институт педиатрии,2005 
  4. Безруких М. М. Возрастные особенности развития произвольных движений у детей и подростков. Монография: Физиология роста и развития детей и подростков: Институт педиатрии,2005 
  5. Безруких М. М. Леворукий ребенок в школе и дома. М., Вентана-Граф, 2005, 230 с. 
  6. Безруких М. М. Леворукий ребенок. Изд. 2-е, доработанное. М., Вентана-Граф, 2005, 63с. 
  7. Безруких М. М. Готов ли ребенок к школе? Изд-ние 2-е, доработанное. М., Вентана-Граф, 2005, 62с. 
  8. Безруких М. М. Дети с трудностями обучения письму и чтению //Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати (Серия «Психология детства») Екатеринбург, «У-Фактория», 2006, Часть II, стр.307-371
  9. Безруких М. М. 30 ответов на вопросы родителей. М., Вентана-Граф, 2006, 32с 
  10. Безруких М. М. Ребенок-непоседа. М., Вентана-Граф, 2006, 63с 
  11. Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. Разговор о правильном питании: Учебно-методический комплект для учащихся.- М.: ОЛМА — ПРЕСС Инвест, 2006.
  12. Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. Разговор о правильном питании: Учебно-методический комплект для учащихся 3 — 4 классов.- М.: ОЛМА — ПРЕСС Инвест, 2006. 
  13. Безруких М. М., Филиппова Т. А. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста.- М.: Дрофа, 2006. 
  14. Безруких М. М., Филиппова Т. А. Ступеньки к школе. Учимся рисовать фигуры: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста.- М.: Дрофа, 2006.
  15. Безруких М. М., Филиппова Т. А. Ступеньки к школе. Учимся находить одинаковые фигуры: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста.- М.: Дрофа, 2006. 
  16. Безруких М. М., Филиппова Т. А. Ступеньки к школе. Учимся рассказывать по картинкам: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста.- М.: Дрофа, 2006.
  17. Безруких М. М., Филиппова Т. А. Ступеньки к школе. Азбука счета: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста.- М.: Дрофа, 2006. 
  18. Безруких М. М., Филиппова Т. А. Ступеньки к школе. Учимся узнавать геометрические фигуры: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста.- М.: Дрофа, 2006. 
  19. Безруких М. М., Филиппова Т. А. Ступеньки к школе. Мир вокруг меня: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста.- М.: Дрофа, 2006.
  20. Безруких М. М., Филиппова Т. А. Ступеньки к школе. Учимся находить противоположности: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста.- М.: Дрофа, 2006.
  21. Безруких М. М., Филиппова Т. А. Ступеньки к школе. Развиваем логическое мышление и память: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста.- М.: Дрофа, 2006. 
  22. Безруких М. М., Филиппова Т. А. Время. Часы.- М.: Издательство «Ювента», 2005. 
  23. Безруких М. М., Филиппова Т. А. Время. Времена года. Дни недели.- М.: Издательство «Ювента», 2006. 
  24. Безруких М. М., Филиппова Т. А. Одежда и головные уборы.- М.: Издательство «Ювента», 2006. 
  25. Безруких М. М., Филиппова Т. А. Праздники.- М.: Издательство «Ювента», 2005. 
  26. Безруких М. М., Макеева А. Г., Филиппова Т. А. Познаю свои способности: Рабочая тетрадь для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, Просвещение, 2006. 
  27. Безруких М. М., Макеева А. Г., Филиппова Т. А. Учусь Владеть собой и сотрудничать с людьми: Рабочая тетрадь для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, Просвещение, 2006. 
  28. Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. Две недели в лагере здоровья// Методическое пособие.- М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005. 
  29. Безруких М. М., Макеева А. Г., Филиппова Т. А. Все цвета, кроме черного. Организация педагогической профилактики наркотизма среди учащихся 5-6 классов. Пособие для педагогов и родителей.- М.: Вентана-Граф, Просвещение, 2006. 
  30. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Зайцева В.В. и др. Характеристика среды жизнедеятельности современных российских школьников // Вопросы современной педиатрии. 2006. Т. 5. № 5. Приложение 1/ Школа и здоровье. С. 31-36. 
  31. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к грамоте. Рабочая тетрадь №5 (От Ш до Я) для обучения детей старшего дошкольного возраста. М.:Дрофа, 2007.- 64с. 
  32. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к грамоте. Рабочая тетрадь №4 (От Т до Ч) для обучения детей старшего дошкольного возраста. М.:Дрофа, 2007.- 64с. 
  33. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к грамоте. Рабочая тетрадь №3 (От М до С) для обучения детей старшего дошкольного возраста. М.:Дрофа, 2007.- 64с. 
  34. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к грамоте. Рабочая тетрадь №2 (От Ё до Л) для обучения детей старшего дошкольного возраста. М.:Дрофа, 2007.- 63с. 
  35. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к грамоте. Рабочая тетрадь №1 (От А до Е) для обучения детей старшего дошкольного возраста. М.:Дрофа, 2007.- 63с. 
  36. Безруких М.М., Логинова Е.С., Мачинская Р.И., Семенова О.А., Филиппова Т.А. Комплексная методика диагностики познавательного развития детей предшкольного возраста и первоклассников: Методическое пособие. М.: МПГИ, 2007. – 124 с. 
  37. Безруких М.М., Логинова Е.С., Флусова Н.В. От буквы к слову, от слова к предложению: Рабочая тетрадь №1 для занятий с детьми, имеющими трудности в обучении чтению и письму. М: Вентана-Граф, 2007.- 40 с. 
  38. Безруких М.М., Логинова Е.С., Флусова Н.В. От буквы к слову, от слова к предложению: Рабочая тетрадь №2 для занятий с детьми, имеющими трудности в обучении чтению и письму. М: Вентана-Граф, 2007.- 40 с. 
  39. Безруких М.М., Логинова Е.С., Флусова Н.В. От буквы к слову, от слова к предложению: Рабочая тетрадь №1 для занятий с детьми, имеющими трудности в обучении чтению и письму. М: Вентана-Граф, 2007.- 40 с. 
  40. Безруких М.М., Макеева М.Г., Филиппова Т.А. Учусь владеть собой и сотрудничать с людьми: Рабочая тетрадь для учащихся 6 класса образовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, Просвещение, 2007. – 48с. 
  41. Безруких М.М., Макеева М.Г., Филиппова Т.А. Познаю свои способности: Рабочая тетрадь для учащихся 5 класса образовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, Просвещение, 2007. – 56с. 
  42. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева М.Г. Формула правильного питания: Рабочая тетрадь. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2007. – 80 с. 
  43. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева М.Г. Две недели в лагере здоровья: Рабочая тетрадь. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2007. – 72 с. 
  44. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Познаем мир. Развивающие игры с карточками для детей 4-5 лет. М.: Вентана-Граф, 2007. – 28 л. 
  45. Безруких М.М., Психофизиологические основы эффективной организации учебного процесса: лекции 1-4. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007. 
  46. Безруких М.М., Психофизиологические основы эффективной организации учебного процесса»: лекции 5-8. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007. 
  47. Безруких М.М. О мерах по сохранению и укреплению здоровья школьников // Классный руководитель. 2007. № 5. С. 5-18. 
  48. Безруких М.М., Логинова Е.С., Флусова Н.В. Слово, предложение, рассказ. Рабочая тетрадь по формированию творческих и познавательных способностей у детей 5-7 лет. М.: Ювента, 2008. – 48 с.
  49. Безруких М.М., Мачинская Р.И., Филиппова Т.А. СДВГ у детей: диагностика, психолого-педагогическая помощь. В сборнике Ученые записки т. 6 М. МГПИ, 2008 – С. 139-153.
  50. Безруких М.М., Демидов А.А., Иванов В.В. Движение глаз в процессе чтения: основные направления и результаты исследований. В сборнике Познание в структуре общения М. Издательство «Институт психологии РАН 2008 – С. 39-44.
  51. Безруких М.М., Теребова Н.Н. Зрительное восприятие как интегративная характеристика познавательного развития детей 5-7 лет // Новые исследования М.: ИВФ РАО. 2008, № 1 С. 13-26.
  52. Безруких М.М., Комкова Ю.Н. Анализ опыта работы за компьютером школьников 14-16 лет // Новые исследования М.: ИВФ РАО. 2008, № 2 С. 22-30.
  53. Безруких М.М., Иванов В.В. Движение глаз в процессе чтения как показатель сформированности навыка // Новые исследования М.: ИВФ РАО. 2008, № 3 С. 84-102.
  54. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа – М.: МГПИ, 2008 г. – 222 с.Безруких М.М. Обучение письму. – Екатеринбург, Рама Паблишинг 2009 г. – 608 с.
  55. Безруких М.М. Прописи 1: Линии и буквы к книге Обучению письму – Екатеринбург, Рама Паблишинг 2009 г. – 32 с.
  56. Безруких М.М. Прописи 2: Буквы и слоги к книге Обучению письму – Екатеринбург, Рама Паблишинг 2009 г. – 32 с.
  57. Безруких М.М. Прописи 3: Слоги и слова к книге Обучению письму – Екатеринбург, Рама Паблишинг 2009 г. – 32 с.
  58. Безруких М.М. Прописи 4: Слова и фразы к книге Обучению письму – Екатеринбург, Рама Паблишинг 2009 г. – 32 с.
  59. Безруких М.М. Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / Под ред. М.М. Безруких Д.А.Фарбер М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Индательство НПО. – «МОДЭК», 2009. – 432 с. – (Серия «Библиотека психолога»).
  60. Безруких М.М. Возрастные особенности произвольной регуляции движений. В книге «Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка» / Под ред. М.М. Безруких Д.А.Фарбер М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж:Индательство НПО «МОДЭК», 2009. – 432 с.
  61. Безруких М.М. Механизмы организации произвольной регуляции движений в процессе формирования навыка письма. В книге «Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка» / Под ред. М.М. Безруких Д.А.Фарбер М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Индательство НПО «МОДЭК», 2009. – 432 с.
  62. Дети с СДВГ: причины, диагностика, комплексная помощь. Учебное пособие / Под ред. М.М. Безруких. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Индательство НПО «МОДЭК», 2009. – 248 с. – (Серия «Библиотека психолога»).
  63. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Ребенок от 3 до 7 лет: особенности развития. // Медработник ДОУ ООО «ТЦ Сфера» 2009, № 3 С. 68-76.
  64. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Принципы и формы организации занятий по подготовке к школе // Медработник ДОУ ООО «ТЦ Сфера» 2009, № 3 С. 106-112.
  65. Безруких М.М., Морозова Л.В., Теребова Н.Н. Зрительное восприятие как интегральная характеристика психофизиологического развития детей 6-7 лет // Физиология человека 2009 том 35 № 2 С. 132-135.
  66. Безруких М.М. Функциональное развитие мозга. Познавательная деятельность и обучение в предшкольном и младшем школьном возрасте // Новые исследования М.: ИВФ РАО. 2009, № 2 С. 8-9.Безруких М.М. Опыт решения проблемы «школа и здоровье» в России за 100 лет. // Справочник руководителя образовательного учреждения. М.: ЗАО «МЦФЭР» 2009. № 7 С. 10-19.
Читайте также:  История развития ребенка обложка красивая

Источник

Центр диагностики развития

Главная→Центр диагностики развития

Центр был создан в 2003 году по решению Президиума РАО. Сейчас является частью лаборатории “Возрастной психофизиологии и диагностики развития”.  

Запись  по электронной почте ivfrao@yandex.ru и по телефону 8 (499) 245-04-33 (с 11.00 до 18.00).

Для получения консультации у специалиста по диагностике готовности к школе, ведущего научного сотрудника Филипповой Т.А. обращаться по электронной почте: tafmoscow@ya.ru. Копию электронного сообщения направлять на  ivfrao@yandex.ru.

Доктора и кандидаты биологических, медицинских и педагогических наук проводят индивидуальные консультации для родителей, педагогов, психологов; обследование детей, подростков, юношей и девушек; психолого-педагогические и логопедические консультации; разработку индивидуальных программ развития.

Функциональные диагностические исследования позволяют определить:

  • возрастные и индивидуальные особенности развития мозга (электроэнцефалографические исследования, нейропсихологическое и психофизиологическое обследования);
  • гормональный статус для характеристики состояния здоровья;
  • состояние здоровья, вегетативный статус и адаптивные возможности организма (стрессоустойчивости);
  • индивидуальные особенности состояния системы дыхания;
  • физическое развитие и работоспособность.

Обследования и консультация проводятся для определения:

  • готовности к обучению в школе
  • оптимальной учебной нагрузки и выбора школы, программы обучения
  • причин комплексных трудностей обучения
  • причин трудностей обучения письму, чтению
  • проблем адаптации к школе
  • индивидуальных особенностей развития медлительных, гиперактивных, леворуких, часто болеющих детей
  • ведущей руки
  • степени сформированности школьно-значимых функций.

Диагностические исследования позволяют:

  • составить индивидуальные программы развивающих занятий по подготовке к школе;
  • оказать комплексную помощь при трудностях освоение навыка письма и чтения;
  • выбрать спортивную секцию с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка; 
  • дать рекомендации по организации физкультурно-оздоровительная работы с детьми разных групп здоровья.
Институт развития ребенка в москве безрукихИнститут развития ребенка в москве безруких

Переносной электроэнцефалограф позволяет проводить обследование детей непосредственно в образовательных учреждениях в разных регионах России.

Электроэнцефалографическое обследование проводят:

д.б.н. Р.И.Мачинскаяк.б.н. Н.Н.Теребова

Многолетние исследования Института и опыт специалистов позволяют проводить обследование детей разного возраста, оказывать квалифицированную помощь детям, их родителям, учителям, психологам и логопедам.

Читайте также:  Индивидуальные тифлопедагогические карты развития ребенка

Множество проблем возникает у воспитателей и педагогов при проведении занятий с гиперактивными и медлительными детьми. Рекомендации психофизиологов, нейрофизиологов и психологов Центра с учетом результатов проведенных обследований помогают решить острые проблемы и оказать реальную помощь каждому ребенку, а также родителям.

    

Занятия с логопедом необходимы большинству современных детей старшего дошкольного возраста. Важно своевременно обследовать ребенка, определить возможные трудности и оказать эффективную помощь, что с успехом удается сделать специалистам Центра.

Институт развития ребенка в москве безруких   Институт развития ребенка в москве безруких Институт развития ребенка в москве безруких

Запись на консультацию через форму на сайте (работает в тестовом режиме).

Источник

Институт был создан в 1944 году в Москве в системе Академии педагогических наук РСФСР по инициативе и под руководством первого наркома здравоохранения Н.А.Семашко с целью научного обеспечения охраны здоровья детей, гигиенических исследований в общеобразовательных школах, детских домах, детских садах, специализированных и внешкольных учреждениях в послевоенное время. 

С момента основания Институт становится ведущим научным центром, осуществляющим комплексные междисциплинарные теоретические и прикладные исследования в области возрастной физиологии и морфологии, школьной гигиены и физического воспитания детей, подростков и юношества, непосредственно направленные на совершенствование образовательной деятельности учебных учреждений, сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Более 20 лет (с 1949 по 1972 год) Институтом руководил действительный член АПН СССР, профессор А.А.Маркосян. За это время в Институте были заложены основы систематического изучения морфофизиологического развития детей и подростков, разрабатывались актуальные проблемы физиологии, морфологии и биохимии. С 1949 года в Институте на первый план, наряду с проблемами школьной гигиены, были выдвинуты проблемы физического воспитания детей и подростков. Тогда же в Институте широко развернулись исследования в области возрастной физиологии с целью создания естественнонаучных основ педагогической науки.

В 50-е годы впервые было проведено изучение влияния учебной нагрузки в школах и классах с углубленным изучением ряда предметов. В 60-е годы в Институте развернулись первые исследования функционального развития ребенка и познавательной деятельности в сочетании с исследованием морфологии мозга.

Читайте также:  Типичные нарушения психического развития ребенка
Коллектив 1946

Коллектив Института в 1946 г.

 1-й ряд: А.Г.Цейтлин, А.Н.Рубакин, Ю.П.Фролов, Н.А.Семашко, С.Е.Советов, Л.А.Сыркин, Г.П.Сальникова, А.Н.Кабанов

 2-й ряд: С.Д.Израилович, Л.Б.Нимен, П.М.Ивановский, Э.Г.Кайлун, В.В.Ефимов, Н.В.Иванов,  Сухоребский, В.И.Пузик

 3-й ряд: О.В.Флеров, В.К.Вермишев, В.Г.Крайнев, А.А.Харьков, А.Г.Иванов-Смоленский

 4-й ряд: 1-я – Г.К.Торопова, 6-й – И.Л.Фрейдин, 7-я – М.В.Антропова, 8-й – А.Е.Заец и др.

Profs_1968.jpg

Профессора М.В. Антропова и Г.П.Сальникова обсуждают планы работ. Москва, 1968 г.

Научная деятельность Института имела большое значение для совершенствования школьных учебных планов и программ, разработки рациональных и адекватных функциональным возможностям учащихся содержания и методов обучения и воспитания, для научного обоснования мер по укреплению здоровья, построения гигиенически целесообразного режима для детей школьного возраста, определения уровня допустимых умственных и физических нагрузок.

Uch_sov.jpg

Заседание ученого совета.

Слева направо: В.И.Козлов, Д.В.Колесов, А.А.Бодалев, А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова.

С 1974 по 1982 гг. Институтом руководила действительный член РАО А.Г.Хрипкова. В этот период значительно повысился научно-методический уровень проводимых в Институте работ. Современное научное оборудование обеспечило возможность исследования различных функций организма в процессе адаптации к учебным и физическим нагрузкам. Были выполнены комплексные системные исследования физиологии развития детей на разных этапах онтогенеза.

В 70-е годы впервые была осуществлена телеметрическая регистрация параметров сердечного ритма и дыхания в процессе учебных занятий. Впервые проведенное лонгитюдное исследование позволило получить данные о возрастных особенностях развития сердечно-сосудистой, нейроэндокринной, мышечной и других систем у детей и подростков от 7 до 17 лет. Были выполнены комплексные системные исследования физиологии развития детей на разных этапах онтогенеза. В эти же годы разработаны основы теории и методики физического воспитания в школе и спортивной тренировки детей и подростков.

Академик Хрипкова Антонина ГеоргиевнаАкадемик Колесов Дмитрий Васильевич

Академик

Хрипкова Антонина Георгиевна

Академик

Колесов Дмитрий Васильевич

 С 1982 по 1996 гг. под руководством действительного члена РАО Д.В.Колесова расширились научно-исследовательские программы, направленные на укрепление связей Института с практическими потребностями современной школы, расширены исследования проблем охраны здоровья детей и подростков, создания оптимальных условий обучения детей с 6 лет, нормирования физических и умственных нагрузок, профилактики наркотизма и полового воспитания школьников.

В 80-е годы впервые были определены физиологические основы стадий полового созревания у мальчиков и девочек; определенны возрастные границы и возрастные критерии каждого этапа полового созревания. 90-е годы – период широкого использования в практике образования результатов научных исследований, накопленных за предыдущие годы. Наряду с публикацией научных монографий вышли в свет и научно-популярные книги для педагогов и родителей.

В 1977 г. Институт получил переходящее Красное Знамя

В  1977 г. Институт получил переходящее Красное Знамя.

В президиуме: А.В.Петровский, М.В.Антропова.

Знамя получают: директор А.Г.Хрипкова, Л.А.Леонова, В.И.Чемоданов

Открытие Всесоюзной конференции по физиологии детей и подростков. Москва, 1977 г.

Открытие Всесоюзной конференции по физиологии детей и подростков. Москва, 1977 г.

На трибуне – директор Института А.Г.Хрипкова. Председательствующий – Г.А Илизаров

В разные годы в Институте работали такие выдающиеся ученые, как А.А.Бирюкович, Г.П.Богданов, А.А.Гуминский, В.В.Зайцева, Ю.Ф.Змановский, П.М.Ивановский, А.Н.Кабанов, Р.А.Калюжная, Д.В.Колесов, И.А.Корниенко, А.И.Клиорин, В.И.Козлов, М.М.Кольцова, С.А.Косилов, З.И.Кузнецова, Т.Д.Кузнецова, Б.С.Кулаев, Л.Е.Любомирский, Г.Б.Мейксон, Б.А.Никитюк, Г.П.Сальникова, Л.К.Семенова, С.Е.Советов, Л.А.Сыркин, В.С.Фарфель, В.И. Филиппович, А.Г.Хрипкова, А.Г.Цейтлин, В.И.Чемоданов и многие другие.

Марьяна Михайловна Безруких

Марьяна Михайловна

Безруких

С 1996 г. Институтом руководит Марьяна Михайловна Безруких, доктор биологических наук, профессор, академик РАО, лауреат премии Президента РФ в области образования.

Научные исследования М.М.Безруких позволили вскрыть механизмы формирования школьных трудностей, и на этой основе разработать спектр практически важных методик их диагностики, раннего прогнозирования и коррекции.

Принципиально новым является направление разработок М.М. Безруких и ее школы по методике индивидуальной подготовке детей к школе и особенностям обучения леворуких, медлительных, гиперактивных, часто болеющих детей, обучающихся в массовой школе. Результаты этой работы широко используются в практике образования.

М.М.Безруких – автор более 350 публикаций, в том числе соавтор монографий, учебников и учебных пособий, среди которых: «Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста», «Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам», «Физиология подростка», «Нормализация учебной нагрузки», «Физиология развития ребенка» и учебников: «Психофизиология ребенка», «Возрастная физиология».

Авторские спецкурсы «Трудности обучения в начальной школе», «Здоровьесберегающая организация учебного процесса», «Психофизиология школьных трудностей», «Психофизиологические основы эффективной организации учебного процесса», «Дифференциальная психофизиология» создали целое направление работы по переподготовке специалистов педагогических и психологических специальностей.

Более 50 книг, таких, как «Проблемные дети», «Ребенок идет в школу», «Леворукий ребенок в школе и дома», «Обучение письму» и многие другие помогают педагогам и родителям в воспитании и обучении детей. 

В настоящее время Институт возрастной физиологии РАО представляет собой уникальное и единственное в мире научное учреждение, обладающее опытом комплексных многолетних исследований развития ребенка на системном уровне, располагающее широкой информационной и экспериментальной базой, новейшими компьютерными технологиями ведения экспериментальных исследований. 

В Институте сложились традиции междисциплинарных исследований проблем развития ребенка, актуальных для системы образования как общефедерального, так и регионального уровня. В нем созданы и активно развиваются научные школы, объединяющие специалистов в области нейро- и психофизиологии, эндокринологии, физиологии мышечной деятельности, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, возрастной анатомии, гистологии и антропологии, биохимии, психоневрологии, педиатрии, психиатрии, а также школьной гигиены и физического воспитания. 

Заседание Ученого совета Института
Заседание Ученого совета Института

В Институте долгие годы плодотворно работают академики РАО М.М.Безруких, Д.А.Фарбер, члены-корреспонденты РАО М.В.Антропова, Н.В.Дубровинская, Л.А.Леонова, доктора и кандидаты наук С.А.Баранцев, Т.Г.Бетелева, Н.В.Дубровинская, И. А Козлов, И.А. Криволапчук, В.И.Лях, Р.И.Мачинская, В.П.Рыбаков, Н.Б.Сельверова, В.Д.Сонькин, Р.В.Тамбовцева, А.Н.Шарапов, А.М.Шлемин, Т.А.Цехмистренко.

Источник