Институт привязанности и развития ребенка

преподаватели Института Ньюфелда, май 2014г.
Институт Ньюфелда (Neufeld Institute) обучает родителей и специалистов, работающих с детьми, используя концепцию психологического развития личности на основе привязанности, созданную канадским психологом и психотерапевтом Гордоном Ньюфелдом. Адресаты обучения – родители, приёмные родители, педагоги, психологи и специалисты других помогающих профессий. В институте Ньюфелда обучаются также желающие преподавать эту концепцию. Преподавание ведётся на английском, французском, немецком, иврите, испанском, шведском и русском языках. Желающие обучаться могут самостоятельно выстроить свою программу обучения, исходя из собственных интересов и потребностей, временных и материальных ресурсов, а также географического положения. Последнее время Институт уделяет особое внимание расширению возможностей онлайн-обучения.
Задача Института – вернуть родителям ведущую роль в отношениях с детьми. Мы используем достижения психологии развития, чтобы вернуть ответственным за детей взрослым их природную интуицию. Наш подход базируется на понимании того, что дети должны воспитываться в контексте их привязанности к взрослым, которые несут за них ответственность. Основной упор мы делаем на предотвращение проблем, однако этот подход можно применять к самым проблемным детям, и к самым запутанным ситуациям.
Русское отделение института Ньюфелда предоставляет уникальную возможность подробно ознакомиться с теорией Г. Ньюфелда, пройдя обучение онлайн на русском языке. На сегодняшний день желающим доступны два базовых курса на русском языке:
Интенсив I Понимать детей
Базовый курс, который был разработан Г. Ньюфелдом, чтобы познакомить слушателей с его моделью развития, основанного на привязанности. Ознакомиться подробнее
Интенсив II Сложные проблемы в детском возрасте
Основываясь на информации из Интенсива I, этот курс проливает свет на то, как сильно влияет на поведение ребёнка и развитие его личности разделение с его основными привязанностями. Ознакомиться подробнее
Институт был основан в 2006 году с целью распространения информации о концепции развития на основе привязанности, которая была разработана доктором Ньюфелдом в результате его исследований трудов различных авторов по психологии развития. Институт был создан в ответ на растущий запрос от профессионалов, желающих пройти углублённое обучение этой концепции. Затем он быстро увеличился в размерах, чтобы охватить потребность в обучении родителей, повышении квалификации специалистов и их дальнейшем образовании. Была создана программа для интернов, которые лично обучались доктором Ньюфелдом, чтобы иметь возможность преподавать эту парадигму или работать с ней. Выпускники этой интернатуры стали нынешними преподавателями института.
Институт Ньюфелда работает в трёх основных направлениях:
– образовательная программа для родителей, основанная на работе с родительской интуицией;
– повышение квалификации для педагогов и иных профессионалов;
– программы по подготовке преподавателей курсов института, а также специалистов помогающих профессий, которые хотели бы консультировать родителей.
Институт Ньюфелда физически расположен в г.Ванкувер, Канада, однако благодаря современным технологиям мы имеем возможность обучать специалистов по всему миру. Все программы по повышению квалификации и подготовке специалистов базируются на виртуальном кампусе, специально для этого спроектированном. Кампус помогает нам держать связь и снабжать необходимой информацией тех, кто преподаёт и использует парадигму по всему миру. Кампус «говорит» на семи языках, соединяя между собой ярких представителей института в их многообразии по всему земному шару.
Существует также исследовательское направление, которое оказывает поддержку практическим и теоретическим разработкам в области теории психологического развития личности на основе привязанности..
Институт Ньюфелда зарегистрирован как некоммерческая организация в провинции Британская Колумбия (Канада) и как благотворительная организация в Канаде (под рабочим названием Growth Concerns). Организация управляется советом директоров под руководством Гордона Ньюфелда, который является основателем и исполнительным директором. Политика и программы института определяются внутренним исполнительным советом из четырёх руководителей программ. В институт Ньюфелда входят около 20 преподавателей и более сотни специалистов, которые авторизованы для преподавания или использования этой концепции. Помогают нам в этой работе 4 сотрудника, офис-менеджер, команда профессиональных консультантов и множество волонтёров.
Финансирование института поступает из двух источников: плата за курсы и программы и пожертвования от частных лиц. Этих средств недостаточно для наших амбициозных проектов, которые мы хотели бы осуществить, и мы всегда рады любой финансовой помощи. Свяжитесь с нами, если захотите нас материально поддержать.
Основатель и директор Института Ньюфелда Г.Ньюфелд и директор русского отделения Института Ньюфелда О.Писарик.
Полезные ссылки:
Русскоязычный сайт института
Страница с описанием института на английском языке
Преподаватели института
Международные представители
Книги на разных языках
Обучающие DVD
DVD на французском языке
Расписание курсов
Бесплатные лекции Гордона Ньюфелда на английском языке на youtube.com
Бесплатные лекции Гордона Ньюфелда на русском языке на youtube.com
Источник
Вы замечаете, что у вас не очень складываются длительные отношения с противоположным полом? Например, у вас часто меняются партнеры. Или как только вы начинаете к кому-то привязываться, эти отношения разрываются. Либо ваша привязанность исчерпывает себя достаточно быстро, и вы хотите эти отношения порвать. И каждый раз находилась веская причина для разрыва отношений.
Тем не менее, вы начинаете задумываться, что что-то не так, спрашивать себя: почему у меня не складываются стабильные отношения с одним и тем же человеком? Скорее всего, причина в нарушении привязанности.
Нарушение привязанности начинается в очень раннем детстве – в период от 0 до 18 месяцев. В чем это нарушение заключается? Само рождение для младенца было очень страшным. Мы пришли в этот мир, и он показался нам холодным и небезопасным. До полутора лет ребенок очень тревожен, поэтому он может беспричинно плакать. Нам нужен был кто-то взрослый, кто будет рядом с нами, будет держать нас на руках, смотреть в глазки, гладить по головке, когда нам становится страшно.
Так устанавливается привязанность, объектом которой становится этот взрослый, как правило, мама. Привязанность – это особая эмоционально-психологическая связь, благодаря которой ребенок получает защиту, тепло, комфорт и успокоение. Если этот взрослый находится рядом, ребенок успокаивается, у него формируется чувство безопасности.
Эта связь двусторонняя. Ребенок нуждается в маме, а мама держит его все время в поле зрения и обеспечивает его жизнедеятельность. В первый год жизни они представляют собой, по сути, единое целое. У ребенка могут быть и другие привязанности – к папе, няне, бабушке, брату и так далее. Чем их больше, тем сильнее у него будет ощущение заботы, безопасности, любви.
В некоторых ситуациях происходит нарушение подобной привязанности:
1. Ребенок-отказник. Это самый тяжелый случай, ведь у ребенка, по сути, никогда не было своего взрослого. За такими детьми ухаживают в учреждениях, кормят, одевают, им тепло и неголодно, но у них не формируется ощущение базовой привязанности, нет ощущения, что у них есть свой личный взрослый, к которому можно обратиться за решением какой-то проблемы.
Часто такие дети находятся в депривации, т.е. их основные потребности не удовлетворяются. Поэтому у детей-отказников практически нет шансов на формирование глубокой привязанности.
2. Привязанность у ребенка была, но по какой-то причине оборвалась. Например, основной взрослый, который ухаживал за ребенком первые недели, умер или уехал. Для младенца это будет сильной травмой. Он уже будет знать, что такое привязанность, но она была слишком рано оборвана. В таких случаях обычно формируется зависимый характер.
3. Ненадежная привязанность, ненадежная забота, ненадежный взрослый. Такое часто бывает в семьях, где взрослые слишком заняты работой или страдают алкоголизмом/наркоманией. Например, взрослый может часто оставлять ребенка одного. Сюда даже попадает такая невинная ситуация, когда родители на длительное время отправляют младенца, например, к бабушке.
Он знает, что у него есть свой взрослый, у него с ним крепкая связь, он любит его и ожидает от него тепла и помощи. Но по какой-то причине он эту помощь не получает. И младенец живет в страхе, он не понимает, что он делает не так. Привязанность начинает граничить со страхом, ненавистью, тревогой. И когда он вырастет и вступит в отношения, он уже будет уверен, что любовь связана с ненавистью, страхом и другими негативными моментами.
Почему травма привязанности, полученная в столь раннем возрасте, влияет на отношения во взрослой жизни? Потому что самая первая модель отношений – это наши отношения с мамой или взрослым, который ее заменял. Какими были наши взаимоотношения с этим взрослым, таких отношений мы будем ожидать и от сексуального партнера. Если с мамой все было хорошо, то и во взрослой жизни будут формироваться надежные, доверительные, безопасные отношения. Если же человек подпадает под одну из трех описанных ситуаций, то высока вероятность, что все в этом плане будет плохо. Причина всегда найдется.
Если ребенка били, кричали на него, мало поддерживали, то у него может сформироваться установка, что любви без насилия не бывает. Реальный случай: одну женщину в раннем возрасте мать сильно била, но потом брала на руки, гладила и целовала. И теперь близость с мужем у нее происходит только после предварительной драки и ругани.
Кстати, многие люди удивительно спокойно терпят то, что к ним плохо относятся. Это тоже происходит из-за нарушения привязанности. Они могут бесконечно менять партнеров, но они все равно бессознательно тянутся к тем людям, которые будут применять к ним насилие.
Итак, из-за нарушения привязанности нас могут ждать проблемы в отношениях. Чтобы разорвать эту связь, необходимо из подсознания поднять ее в сознание. Тогда у нас появится выбор: либо продолжать привычную жизнь, либо приложить усилия и формировать отношения по-другому.
Кроме того, травма привязанности лечится привязанностью. Лечится с помощью стабильных, понятных, имеющих определенные границы отношений.
Если говорить о психотерапевтических методах, то необходим стабильный сеттинг, т.е. встречи с психотерапевтом должны происходить регулярно и в одно и то же время. Если встречи будут происходить раз в неделю, то средний срок лечения обычно занимает больше года.
Благодаря сеттингу клиент успокаивается. Внутренний маленький ребеночек, которому что-то недодали в первые месяцы жизни, начинает понимать, что рядом всегда есть человек, к которому можно прийти и подержаться за руку. Так появляется понимание о том, что здоровая, надежная привязанность возможна, формируется новый внутренний опыт.
Источник
Гордон Ньюфелд
С недавних пор среди мам и пап, активно интересующихся психологической литературой, стала популярной теория привязанности за авторством канадского доктора Гордона Ньюфелда. Психотерапевт длительное время изучал взаимоотношения разных поколений. Итогом наблюдений стала интересная книга «Не упускайте своих детей». В ней автор рассуждает о важности привязанности в семье. Чем ещё интересен труд доктора Ньюфелда?
По мнению учёного, привязанность можно назвать основной человеческой потребностью, более значимой, чем, к примеру, приём пищи. Однако если в младенчестве крохе требуется теснейшее телесное взаимодействие со взрослыми (прежде всего, с матерью), то для старших ребят слово «близость» имеет другое значение.
Теория привязанности Гордона Ньюфелда
Автор выделил шесть ступеней психологической зависимости, последовательно сменяющих и взаимодополняющих друг друга в условиях благоприятной семейной обстановки в раннем и дошкольном возрасте.
- Привязанность через ощущения
Новорождённый должен постоянно взаимодействовать с тем, кто проявляет о нём заботу. Прежде всего, это любимая мамочка. В период новорождённости привязанность возникает благодаря ласковым прикосновениям, грудному кормлению, ношению на ручках.
Малышу важно ощущать материнский запах, слышать звук её голоса, рассматривать её лицо. Если эти врождённые инстинкты не удовлетворяются, младенец выражает тревогу громким плачем. Стремление к тесному общению с близкими людьми остаётся с человеком надолго, даже если по каким-либо причинам пропадают другие уровни психологической зависимости.
- Желание походить на родителей
У годовалых карапузов проявляется второй уровень привязанности – стремление к похожести. Малыш подсознательно ощущает, что стать ближе к взрослым можно, если стараться походить на них. Теперь ребёнок стремится подражать маме и папе: ведёт себя так же, даже в интонациях и привычках.
- Чувство принадлежности и преданности
К трём годам малыши начинают считать родных людей собственностью. Для них привязанность – это владеть теми, кого они любят, и принадлежать тому, кто ухаживает за ними. В детском словаре фигурируют такие выражения, как «моя киса», «моя мама», «мой папа».
Так кроха не только предъявляет права на владение ими, но и заявляет, что привязан к ним, любит их. Преданность же в данном случае означает готовность малыша быть послушным, сохранять своеобразную верность дорогому для него человеку.
- Желание собственной значимости
В четыре года ребёнок стремится почувствовать себя нужным маме и папе, показать свою значимость. Вот почему в этом возрастном периоде дети становятся особенно чувствительными к недовольству взрослых и пробуют любыми способами заслужить родительское одобрение. Теперь малыш более мягок, покладистее и пытается вести себя по озвученным правилам.
- Эмоциональная близость
Если в семье сохраняются близкие отношения, то на пятом году жизни малыш «влюбляется» в родителей. Прежде малыши говорили, что «любят мамочку», копируя фразы других людей. Сейчас же они по-настоящему привязаны к маме и папе, отдают им свою любовь.
Эта стадия привязанности уже настолько совершенна, что ребёнок без особых проблем расстаётся со взрослыми на длительный срок. Ему уже не так принципиально обязательное нахождение рядом мамы или папы, чтобы сохранить к ним тёплые чувства.
- Стремление быть познанным
Гордон Ньюфелд назвал самый высокий уровень привязанности психологической близостью. Шестилетний ребёнок хочет поделиться с близкими людьми тем, что он ощущает, о чём думает, рассказать о своих неурядицах и радостях. Проще говоря, дети посвящают родного человека в свои самые сокровенные тайны.
Подобное доверие не оставляет места недосказанности и проблемам в семье. Однако автор теории отмечает, что современный ребёнок во многом остаётся непонятым. Отсюда и стремление родителей изучать книги по воспитанию, в которых, к сожалению, раскрываются лишь методы манипуляции детьми.
Итак, привязанность – это то, в чём нуждаются дети, поскольку именно она даёт им ощущение безопасности. Если эта потребность не удовлетворяется, малыш не сможет развиваться гармонично. Психологическая связь – необходимое условие трансформации ребёнка из зависимого существа в зрелую самодостаточную личность.
Что даёт привязанность родителям?
Последовательное освоение шести уровней привязанности значительно упрощает воспитательный процесс. Теперь он не требует от мам и пап дополнительных усилий и чрезмерного напряжения. Ньюфелд в своей книге раскрывает секрет: имеет значение не то, что делает родитель, а то, кем он является для ребёнка.
Если ребёнок чувствует привязанность к близким родственникам, то:
- он охотно их слушается;
- он доверяет свои тайны и мысли;
- он перенимает их образ жизни, мораль, нравственные принципы и ценности;
- исключена даже вероятность обмана.
Теория привязанности Гордона Ньюфелда интересна ещё и тем, что считает воспитание не сочетанием отдельных приёмов и методик, а воспринимает его как отношения между разными поколениями. Отсюда и мнение автора о том, что бесполезно воздействовать на детское поведение через наказания и поощрения.
Если близкие люди не удовлетворяют стремление ребёнка к привязанности, он стремится направить своё желание близости на другого человека – например, на ровесника, который сам остаётся незрелой личностью и неспособен обеспечить ощущение безопасности и безусловное принятие.
Ньюфелд пишет о возникновении так называемой конкуренции, или ориентации на сверстников, которая может привести в будущем к таким нежелательным последствиям, как:
- ранняя сексуальность у подростков;
- наркомания;
- агрессивность;
- детская преступность;
- низкая обучаемость и усвоение знаний;
- инфантилизм.
Таким образом, для взрослых чрезвычайно важно обеспечить условия для развития психологической привязанности у маленького ребёнка, иначе есть вероятность утраты родительского авторитета в дальнейшем и настройка на подростковую среду, которая не всегда оказывает положительное влияние на детей.
Как укреплять привязанность?
Автор теории призывает взрослых установить с детьми прочную эмоциональную связь. Это важно не только для более лёгкого воспитания, но и для создания по-настоящему крепких детско-родительских отношений.
Перечислим несколько конкретных рекомендаций Ньюфелда.
- Общайтесь благожелательно. Не следует уделять ребёнку внимание только лишь с целью запретить, раскритиковать и одёрнуть его. Самое главное для родителей – не руководить детским поведением, а создать тёплые отношения. Особое внимание нужно уделять восстановлению контакта после разлуки (уроки в школе, ваша работа, ссора). Большое значение в этом имеют приветствия, включающие взгляды, мимику и поглаживание по плечу.
- Проявляйте искренний интерес к ребёнку. Очень важно показать, что он вам необходим, вы ему рады и любите его таким, какой он есть. Это можно сделать как с помощью объятий, так и через совместные занятия, игры, общение на интересующие ребёнка темы. Самое главное – показать искреннюю заинтересованность.
- Поощряйте зависимость. Да, именно так. Гордон Ньюфелд выступает категорически против преждевременного обучения ребёнка независимости. По мнению автора:
- если ребёнок выступает против зависимости от родителей, значит, он пытается избавиться от привязанности к ним;
- детскую самостоятельность нельзя ускорить, она придёт в подходящее время;
- стремление к независимости возникает у ребёнка тогда, когда его потребность в зависимости целиком удовлетворена;
- если ребёнок не зависит от родителей, он удовлетворит свою привязанность на стороне.
Поощрять зависимость у детей можно через знакомство с окружающим миром, обучение новым навыкам, заботу и помощь.
- Откажитесь от разделяющей дисциплины. Автор выступает против новомодного увлечения родителей дисциплинарными методами, которые устанавливают границу между ребёнком и родителей. Тайм-аут, стояние в углу, угрозы отдать малыша Бабайке, Бабе-Яге, игнорирование – лишь некоторые примеры неконструктивных воспитательных приёмов, которые только мешают привязанности.
Восстановление привязанности
Даже если у детей слабый уровень привязанности к родителям и они предпочитают ориентироваться на сверстников, эту ситуацию можно исправить. Обычно эта проблема появляется, когда ребёнок достигает подросткового возраста.
Безусловно, чем раньше родители начнут восстанавливать психологическую связь, тем выше вероятность положительного результата. Ньюфелд предлагает пару конкретных шагов:
- переведите градус общения на себя с помощью общесемейных выходных, пикников и путешествий. Таким способом вы создадите пробел в близости ребёнка к сверстникам, заполнив пустоту собой;
- общайтесь с ребёнком в доверительной обстановке, наедине, подобный формат разговора поможет ему раскрыться, поспособствует развитию искренних отношений.
Не стоит забывать, что цель ваших действий – не изоляция ребёнка от приятелей, а восстановление психологической связи. В противном случае возможны протестные настроения и подростковый бунт.
Итак, теория шести уровней привязанности психотерапевта Гордона Ньюфелда заслуживает внимания неравнодушных родителей. Автор считает, что привязанность детей к значимым взрослым чрезвычайно важна для благополучного развития. Несмотря на то, что в современном обществе преобладает мнение о раннем приучении к самостоятельности, канадский психолог уверен, что именно психологическая близость с родителями поможет ребёнку стать независимой и яркой личностью.
Источник: https://detki-pogodki.ru/teoriya-shesti-urovnej-privyazannosti-gordona-nyufelda.html
Источник