Инновационный педагогический опыт сенсорное развитие ребенка

Инновационный педагогический опыт

«Сенсорное воспитание детей посредством дидактических игр»

Опыт подготовила:

воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска

ДС №38 «Домовёнок»

Зиннурова Альбина Вакиловна

Актуальность и перспективность опыта

Проблема повышения уровня познавательной деятельности дошкольников, которая базируется на сенсорном развитии, на всех этапах развития образования, была одной из актуальных, так как это является необходимым условием формирования умственных качеств личности.

Главной целью дошкольного учреждения является «всестороннее развитие личности ребенка»: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.

Нередко занятия с дошкольниками сводятся к обучению их счету, чтению, письму. Между тем научно – педагогические исследования, многолетний опыт педагогов — практиков показывает, что для эффективного обучения детей важно сформировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое. Важно научить с удовольствием и любознательностью изучать окружающий мир, обследовать предметы разными способами и методами.

Развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи.

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

– является основой для интеллектуального развития;

– упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

– развивает наблюдательность;

– позитивно влияет на эстетическое чувство;

– является основой для развития воображения;

– развивает внимание;

– дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

– обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

– влияет на расширение словарного запаса ребенка;

– влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.

Таким образом, актуальность опыта заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения и восприятия. Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов.

Концептуальность опыта

Анализ теоретических данных показал, что недостаточно выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность использования дидактических игр как средства формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста.

Противоречие заключается между задачей формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей дошкольного возраста и недостаточно выявленными педагогическими условиями, обеспечивающими успешность её решения. Отсюда вытекает проблема, – какие необходимо создать условия для эффективного использования дидактических игр как средства формирования представлений о сенсорных эталонах цвета.

Для достижения поставленных целей мной были определены ряд задач:

– изучение возрастных особенностей восприятия дошкольников;

– определение правильной последовательности в планировании работы;

-создание банка дидактических игр и упражнений, дифференцированных для разных возрастных групп;

– создание материальных условий для сенсорного развития дошкольников;

– обучение дошкольников точному и полному восприятию предметов, их свойств, отношений.

Я считаю, что решению задач по формированию сенсорной культуры ребенка будут способствовать:

– создание в группе расширенного сенсорного центра с различными дидактическими и игровыми пособиями;

– раннее начало обучения дошкольников;

– включение элементов сенсорного развития во все виды деятельности детей.

Новизна моего опыта заключается в том, что формирование сенсорной культуры должно осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно.

Адресность опыта

Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям, учителям начальных классов, студентам педагогических колледжей.

Теоретическая база опыта

В своей работе я использую:

– Кроха: программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений /авт. Г. Г. Григорьева, др.

– Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты/авт. Т. П. Высокова.

– Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: пособие для педагогов/авт. Т. В. Башаева.

– Академия раннего развития. Методика Марии Монтессори, или Помоги мне это сделать самому/авт. В. Г. Дмитриева.

– 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики: пособие для педагогов и родителей/авт. Е. А. Солнцева

Кроме вышеизложенного, применяю работы отечественных исследователей и педагогов: Е. И. Тихеевой, Ф. И. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, и многих других, а также зарубежных педагогов: Я. А. Каменский,М., Монтессори.

Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея – чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. И, несмотря на наличие в нашей современной жизни всех условий для усвоения сенсорных эталонов детьми, самостоятельно они не научатся использовать их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ. А если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным.

Оптимальность и эффективность средств

Приобретение детьми круга сенсорных представлений об эталонах цвета еще не означает, что воспользуются знаниями самостоятельно на практике. Роль дидактических игр в данном случае заключается в расширении практики использования эталонов, в расширении практических ориентировок. Здесь функция дидактических игр не учебная, а направленная на использование уже имеющихся знаний. Игры могут быть включены практически в любое занятие. Целесообразно сопровождать их загадками, потешками, стихами – это помогает эмоционально воспринимать и осознать игровые образы, понимать их эстетический характер, способствует развитию образного мышления, воображения.

Руководство дидактическими играми в зависимости от возраста детей осуществляется по-разному.

Методика проведения дидактических игр в младшей группе

1. У детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразней объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре несколько правил, то не следует сообщать их сразу.

2. Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей.

3. Учить детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводить к умению играть небольшими группками и осознавать, что вдвоем играть интереснее.

4. С детьми младшего возраста воспитателю необходимо самому включиться в игру. Вначале нужно привлекать детей играть дидактическим материалом. Разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызывать интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним.

5. Для детей этого возраста характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой материал (игрушки, который можно обследовать и активно действовать с ним.

6. Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вводиться что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.

Читайте также:  Особенности диагностики психического развития ребенка

7. При объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре.

8. Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках.

9. Подводя итоги игры с детьми младшего дошкольного возраста, воспитатель отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указывает конкретно что, убрали на место игрушки.

10. Интерес к игре усиливается, если воспитатель предлагает детям поиграть с теми игрушками, которые использовались во время игры.

Приобретение детьми круга сенсорных представлений эталона цвета не означает, что дети смогут воспользоваться ими самостоятельно на практике. Роль дидактических заключается в расширении практики использования эталонов, в расширении практических ориентировок. Дидактические игры могут выполнять функцию контроля за состоянием сенсорного развития детей. Игры могут быть включены в любое занятие.

Результативность занятий обеспечиваются специально созданными психолого-педагогическими условиями проведения дидактических игр:

Учет специфики овладения детьми сенсорных эталонов

Формирование подготовленного интереса через приемы работы, активизирующие деятельность ребенка.

Разумное сочетание вербального материала и наглядной основы, игровой и практической деятельности

В целях получения максимального педагогического эффекта, дидактические игры организуются при условии положительного эмоционального отношения у ребенка. Задания различной степени трудности предлагаются детям в зависимости от их индивидуальных возможностей.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

В своей педагогической практике я столкнулась с определенными трудностями проблемного обучения:

1. Огромный труд и терпение при использовании дифференцированного и индивидуального подхода в работе с детьми.

2. Совершенствование и оттачивание приемов, форм и методов педагогического искусства.

3. Рефлексирование своих действий при подготовке младших дошкольников к работе с сенсорными эталонами.

Анализ результативности

Главный показатель эффективности работы по развитию сенсорных представлений детей младшего дошкольного возраста – это данные диагностического обследования детей. Я считаю, что положительная динамика свидетельствует об эффективности реализованной системы методической работы по проблеме сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.

Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Как справедливо отмечает Б. Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека.

Источник

Татьяна Плешакова
Инновационный педагогический опыт «Сенсорное развитие детей раннего возраста с применением дидактических игр»

Инновационный педагогический опыт воспитателя Плешаковой Т. М.

тема педагогического опыта

«Сенсорное развитие детей раннего возраста с применением дидактических игр».

Цель исследования – выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние дидактических игр на развитие сенсорных эталонов. В опыте противоречия осознаются, осмысливаются, формируется актуальная проблема.

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно – воспитательного процесса.

Актуальность моего опыта заключается в том, что в последние годы у

дошкольников отмечаются нарушения познавательной деятельности,

наблюдаются недостатки и особенности восприятия, ощущений и

представлений, что составляет область сенсорного воспитания. Дети гораздо

позже начинают обращать внимание на окраску и форму предметов в

окружающей обстановке, с трудом запоминают названия, плохо

дифференцируют предметы. Все это говорит о том, что с детьми необходимо

проводить специальную работу по развитию сенсорных процессов. Это

длительный и сложный процесс, который длится не только в дошкольном, но и в школьном возрасте.В результате накапливаются впечатления: цветовые,

звуковые, осязательные, которые представляют собой тот фундамент, на

котором в дальнейшем строится интерес к гармонии цвета, звука, пластике

предметов.

Актуальность моей работы заключается в том, чтобы расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

Игровая форма обучения – ведущая деятельность на ступени раннего детства. Дидактическая игра, занимает важнейшее, ведущее место в обучении маленьких детей. Дидактические игры и занятия очень важны для умственного воспитания маленьких детей. Во время занятий у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, я побуждаю воспроизводить показанные действия, сказанные слова. Развитие сосредоточенности и способности к подражанию – необходимое условие усвоения детьми сведений и умений. Это одна из важных задач, которая решается во время занятий с использованием дидактических игр.

Одним из эффективных средств сенсорного развития детей раннего возраста является творческая деятельность, трудовая деятельность, наблюдение за природой, использование дидактических игр – игровых заданий, направленных непосредственно на развитие сенсорных способностей (различение формы, цвета, объема и др.). Дидактические игры представляют собой не что иное, как игровое обучение. Обучение в форме игры основано на одной из закономерностей игровой деятельности ребенка – на его стремлении входить в воображаемую ситуацию, действовать по мотивам, диктуемым игровой ситуацией.

Концептуальность.

Анализ теоретических данных показал, что недостаточно выявлены

педагогические условия, обеспечивающие эффективность использования дидактических игр как средства формирования представлений о сенсорных

эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста. Противоречие заключается между задачей формирования представлений о

сенсорных эталонах цвета у детей дошкольного возраста и недостаточно

выявленными педагогическими условиями, обеспечивающими успешность её решения. Отсюда вытекает проблема – какие необходимо создать условия для эффективного использования дидактических игр как средства формирования представлений о сенсорных эталонах цвета.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для сенсорного развития детей дошкольного возраста.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. Таким образом, можно выделить в периоде раннего детства следующие задачи в сенсорном воспитании для детей 2-3 лет:

• научиться выделять цвет,

• форму,

• величину как особые признаки предметов,

• накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине

В работу по сенсорному развитию детей дошкольного возраста включаются все виды учебно – игровой деятельности, а также режимные моменты. Однако на занятиях, основанных на прямом обучающем воздействии взрослого, в труде, в повседневной жизни нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания; важная роль должна принадлежать дидактическим играм. Специально организованные дидактические игры – хорошее дополнение к обучению на занятиях по ознакомлению с обобщенными представлениями, помогают обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов. В этом их развивающая роль.

Читайте также:  Механизмы и движущие силы социального развития ребенка

Новизна моей педагогической идеи заключается в том, что формирование сенсорной культуры должно осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно.

Теоретическая база опыта.

Проблема сенсорного воспитания возникла еще в 17 веке. Тогда этой проблемой занимался Ян Амос Каменский. Он написал книгу «Великая дидактика», в которой впервые сформулировал дидактические принципы,которые не утратили своего значения до настоящего времени:

– наглядность в обучении;

– постепенность и последовательность обучения;

– принцип подражания и принцип упражнений.

В 19 веке проблемой сенсорного воспитания занимался Фридрих Фребель – создатель первых детских садов. Ф. Фребель создал знаменитые «дары» – пособие для развития строительных навыков в единстве пространственных отношений, тесно связал развитие ребенка с многообразными видами деятельности.

Огромный вклад в теорию сенсорного воспитания детей внесла Мария Монтессори (1870-1952). Она разработала ряд упражнений, способствующих развитию тактильного и термического чувства.

В 20 веке проблемой сенсорноговоспитания дошкольников занимались:

Н. Поддьяков, Т. С. Комарова, Л. Журова, В. Аванесова.

Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного воспитания дошкольника.

В своей работе я использую:

Буянова Р. Сенсорное развитие детей //Социальная работа. – №12. – 2006, С. 34-39.

Важова С. А. Сенсорное воспитание в младшей группе //Воспитатель

ДОУ 2008г №11 С. 51-59.

Вартан В. П. Сенсорное развитие дошкольников. – Мн.: БрГУ, 2007, 322с.

Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М., 2009, 178с.

Ковалева Л. А. Предметно-развивающая среда в яслях //Воспитатель

ДОУ 2008г №1 С. 24-28.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Приобретение детьми круга сенсорных представлений об эталонах цвета еще не означает, что воспользуются знаниями самостоятельно на практике. Роль дидактических игр в данном случае заключается в расширении практики использования эталонов, в расширении практических ориентировок. Здесь функция дидактических игр не учебная, а направленная на использование уже имеющихся знаний.

Дидактические игры могут выполнять еще одну функцию – контроля за состоянием сенсорного развития детей.

Игры могут быть включены практически в любое занятие. Целесообразно сопровождать их загадками, потешками, стихами – это помогает эмоционально воспринимать и осознать игровые образы, понимать их эстетический характер, способствует развитию образного мышления, воображения. Руководство дидактическими играми в зависимости от возраста детей осуществляется по-разному.

Методика проведения дидактических игр в младшей группе.

1. У детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразней объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре несколько правил, то не следует сообщать их сразу.

2. Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей.

3. Учить детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводить к умению играть небольшими группками и осознавать, что вдвоем играть интереснее.

4. С детьми младшего возраста воспитателю необходимо самому включиться в игру. Вначале нужно привлекать детей играть дидактическим материалом (башенки, яйца). Разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызывать интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним.

5. Для детей этого возраста характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой материал (игрушки, который можно обследовать и активно действовать с ним.

6. Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вводиться что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.

7. При объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре.

8. Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках.

9. Подводя итоги игры с детьми младшего дошкольного возраста,воспитатель отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указывает конкретно что, убрали на место игрушки.

10. Интерес к игре усиливается, если воспитатель предлагает детям поиграть с теми игрушками, которые использовались во время игры (если это посуда, то поиграть в детский сад, в повара и др.) .

Для решения задач сенсорного воспитания использую разнообразные методы.

1. Обследование предметов. Например: яблоко красное, круглое, большое,

сладкое, ароматное.

2. Метод сенсорного развития мотивации обследования. Например: «Зачем

надо проверять пальчиком землю у растений перед поливом?» Если земля

сухая её надо полить; если земля твёрдая её надо подрыхлить, чтобы дышала

земля и лучше проходила вода.

3. Метод вербального обозначения всех качеств предмета. Воспитатель

вместе с детьми проговаривает все свойства объекта или предмета при

обследовании. Например,яблоко: форма- круглое, окраска- жёлтое, на вкус-

сладкое, на запах- душистое, на ощупь- гладкое.

4. Метод сравнения. Например: сравниваем квадрат и круг методом

наложения. Круг – круглый, катиться, нет углов. Квадрат – есть углы, все

стороны равны, углы одинаковые.

5. Метод упражнения, т. е. многократное повторение. Например, найдите все

предметы круглой формы, красного цвета и положите их на красный коврик.

Для сенсорного воспитания детейбыли созданы нужные условия:

1. Разнообразная содержательная детская деятельность.

2. Богатая предметно – развивающая среда (оснащение уголков).

3. Систематическое руководство сенсорным развитием детей, в результате

которого дети должны знать все эталоны системы, уметь обследовать.

4. Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе.

Например, в лесу,в парке дети учатся различать окраску осенней листвы: у

берёзы она лимонного цвета, у дуба – коричневого, у осины – красного или

лилового. Картина осеннего леса, порка воспринимается ярче, если

воспитатель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорох падающих

Читайте также:  Этапы развития познавательной деятельности ребенка

листьев; учит определять запах грибов, прелой зелени.

Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем

больше признаков и свойств выделяет ребёнок в объекте, явлении, а

следовательно, тем богаче становятся его представления, знания, умения и

навыки. Это способствует полноценному развитию ребёнка.

Анализ результативности.

Наши малыши находятся в детском саду весь день, они растут, развиваются, активно общаются друг с другом и с окружающими их вещами, познают мир через физическое взаимодействие с предметами и людьми. Поэтому, мы стараемся организовать жизнь детей в группе так, чтобы они чувствовали комфорт, любовь взрослых и у них была потребность к познанию. Для этого в группе создана развивающая среда, которая способствует развитию мозга в раннем возрасте. Своей яркостью, новизной, необычностью наша «среда обитания» побуждает детей исследовать её, действовать в ней, развивает инициативу и творчество. Очень много потребовалось сил, необычных находок, чтобы создать в группе предметно-развивающую среду, которая бы обеспечивала накопление у детей чувственного опыта.

Особое внимание для развития зрительного восприятия обращается на эстетическую сторону дидактического материала. При проведении игр и в подборе предметной среды формировались не только зрительные представления, но и осязательные. Чтобы познать какой либо предмет мы побуждали детейпроводить ряд целенаправленных действий по его обследованию: дети сжимали, гладили, проводили пальчиком по контуру, т. е. использовали сенсорно-моторные движения. Развивалась рука и при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию, втыканию предметов. Именно пальчиковые игры и игры по развитию мелкой моторики рук, работа с мозаикой, рисование красками планировались нами каждую неделю.

В повседневной жизни для самостоятельной деятельности детям предлагаются игры на закрепление цвета: «Помоги рыбкам», «Собери капельки», «Собери бусы», «Разноцветные колечки», «Цветное лото».

В дидактической игре «Помоги рыбкам»прошу помочь мамам-рыбкам найти своих детишек: «Чьи это детишки запутались в водорослях?» – ребенок выполнял эту работу на фланелеграфе. Показываю, как нужно брать детишек-рыбок красного цвета и раскладывать рядом с мамой рыбкой красного цвета. «Детишки-рыбки такого же цвета, как мама-рыбка».

Наши дети также полюбили подвижную игру «Собери колечки». Сначала разбрасывали колечки двух цветов (красные и желтые, дети подбегали, ловили их и раскладывали по коробочкам в соответствии с цветом. Игра всегда проходила с хорошей активностью и эмоциональным подъемом. Усложнение шло за счет увеличения количества колец разного цвета. Если кто-то из детей ошибался, остальные старались сразу же исправить, подсказать.

Уборка строительного материала тоже становилась замечательной игрой. Детям нравится раскладывать кубики и кирпичики по своим домикам-коробкам, сортировать строительный материал по цвету.

Очень активно наши дети играли в игры «Большая и маленькая игрушка», «Одень кукол» (куклы разного размера и соответственная одежда для них, «Соберем грибы» (большие, средние и маленькие, «Накорми мишек» (медведи и посуда разного размера, «Собери пирамидку», «Построй башенку».

Так же были подобраны игры, цель которых – открыть для малышей особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном. В этих играх малыши учатся различать «звучания» знакомых предметов, голоса животных и людей.

Игра «Кто что услышит?». Ставила перед детьми ширму и звенели в колокольчик, стучали в барабан, бубен, играла на дудочке и т. д. Дети с удовольствием играли в эти игры.

Игра «Тихо-громко» развивалаумение менять силу голоса: говорить то тихо, то громко. Для этого подбирались игрушки разных размеров (большую и маленькую собачек, кошечки и др. игрушки, звук которых можно имитировать).

Развивалось сенсорное представление в центре воды и песка,где детям предлагались следующие игры: «Найди шарик», «Найди кубик». Дети самостоятельно прятали предметы и с радостью искали их. Также играли в центре воды и песка с большими и маленькими игрушками, а иногда даже проводились с детьми игры с тазами разного цвета. Воду наливала в тазы разного цвета. Ребятки пускали в зеленый тазик больших рыбок, а в красный тазик маленьких. Дети сравнивали на ощупь песок, пшено, рис, фасоль, горох. Они замечали, что все (камешки) разного размера, играя с песком дети пересыпали его, делали из него постройки.

Я считаю, что если по сенсорному воспитанию детей вкладывать организацию и проведение дидактических игр, то у детей сформируются необходимые сенсорные способности. Проблема развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста представляет большой интерес, так как сенсорное развитие дошкольника является основой для развития мышления, восприятия.

Таким образом, роль дидактических игр и занятий в умственном воспитании детей несомненна. Дидактические игры и занятия имеют определенное значение в нравственном воспитании детей. У них постепенно вырабатывается умение действовать в среде сверстников. Зарождаются первый интерес к действиям другого ребенка, радость общих переживаний. Передовой педагогический опыт обеспечивает более высоких результатов при наименьшей затрате сил и времени. Эта работа дает полноту, прочность знаний, наличие соответствующих умений и навыков у воспитанников. Положительные результаты сохраняются на протяжении длительного времени.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Решение данной педагогической проблемы требует определённого навыка, опыта проведения. Необходимо брать во внимание достаточно юный возраст детей, зачастую не все дети ясельной группы умеют говорить и произносить слова.

• Огромный труд и терпение при использовании дифференцированного и индивидуального подхода в работе с детьми.

• Совершенствование и оттачивание приемов, форм и методов педагогического искусства.

• Рефлексирование своих действий при подготовке младших дошкольников к работе с сенсорными эталонами.

Работа, проводимая мной по формированию сенсорного воспитания у детей 1 младшей группы:

• Оказание помощи детям в знакомстве с основными геометрическими фигурами, запомнить их названия;

• Научила детей различать цвета;

• Научила детей сравнивать предметы по величине;

• Способствовала развитию тактильного и зрительного восприятия.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным родителям, для совместных домашних занятий с детьми.

Источник