Индивидуальный темп развития психических процессов у ребенка объясняется

Индивидуальный темп развития психических процессов у ребенка объясняется thumbnail
Лекции.Орг

Индивидуальный темп развития психических процессов у ребенка объясняется
Устал с поисками информации? Мы тебе поможем!

Темп психического развития.В психическом развитии детей наблюдаются существенные индивидуальные различия. Эти разли­чия касаются прежде всего темпа психического развития. Хотя у детей, воспитывающихся в условиях одной и той же культуры, и имеются известные средние сроки возникновения возрастных кризисов развития, перехода с одного этапа развития на другой, что именно средние сроки. У отдельных детей они могу наступать И значительно раньше и значительно позднее. Еще большие различия наблюдаются в темпах овладения отдельными видами деятельности, развития психических процессов и качеств. Иной ребенок в четыре года еще рисует непонятные «каляки», а другой изображает человечка, стоящего около домика. Один обнаружива­ет неустойчивость внимания, отвлекаемость, а другой уже может часами заниматься любимым делом.

Индивидуально-психологические качества. Наряду с различия­ми в темпе развития у детей обнаруживаются и увеличиваются С возрастом различия в индивидуально-психологических каче­ствах: интересах, чертах характера, способностях. Есть дети любознательные, умственно активные, задающие бесчисленное количество разнообразных вопросов, а есть пассивные, мало чем интересующиеся. Капризные, раздражительные дети резко контра­стируют со спокойными, доброжелательными. У некоторых дошкольников проявляются музыкальные способности (слух, чувство ритма), у других — математические: в пять-шесть лет они уже решают довольно сложные арифметические задачи, И т. п.

Дети, бесспорно, различаются между собой по природным особенностям. Так, даже безусловные рефлексы выражены у ново­рожденных в разной степени. У разных младенцев с разной скоростью образуются условные рефлексы. Есть младенцы, V которых ярко выступает преобладание ориентировочных реакций назрительные раздражители, другие более активно реагируют на прикосновение к коже. Некоторые природные особенности опреде­ляются, по-видимому, наследственностью, другие возникают В результате тех или иных условий развития во внутриутробном периоде.

Хорошо известно, что различного рода дефекты мозга — наследственные заболевания, недоразвитие, травмы во время родов — ведут к задержке психического развития, а в особо тяжелых случаях делают его вообще невозможным. Исходя из •того, иногда предполагают, что случаи особенно быстрого или особенно яркого психического развития, проявление необычных способностей тоже связаны с какими-то врожденными особенно­стями мозга. Ученые затратили немало усилий на то, чтобы выяснить, могут ли индивидуально-психологические качества, и прежде всего способности, передаваться по наследству. С этой

целью изучали родословные выдающихся людей. Было установле­но, что во многих семьях родители, дети и более отдаленные потомки проявляли определенные способности в какой-либо области. Особенно известным примером такого рода является] семья знаменитого композитора Иоганна Себастьяна Баха. (В 1750 году на семейный праздник собралось 128 представителей этой семьи, 57 из них оказались музыкантами.) Но известно не меньшее количество случаев, когда у выдающихся людей не было |ни одного родственника, отличающегося заметными способностя­ми. По-видимому, появление целых «династий» художников, музыкантов вполне объяснимо семейными традициями.

Наследственность и среда.Чтобы выяснить влияние наследственности на индивидуальные особенности психического разви­тия, изучали и близнецов. Существуют однояйцовые и разнояйцовые близнецы. У однояйцовых близнецов все наследственные качества одинаковы, так как они развиваются из одной зародыше­вой клетки, у разнояйцовых наследственность разная. Изучение.’ близнецов производят при помощи метода тестов: выясняют степень внутрипарного сходства в решении тестовых задач: однояйцовыми и разнояйцовыми близнецами. Как правило (хотя ине всегда),.это сходство у однояйцовых близнецов оказывается! большим, чем у разнояйцовых, причем даже когда однояйцовые близнецы с младенчества воспитывались в разных семьях. Эти-данные говорят о том, что наследственность влияет на индивиду­альные особенности психического развития, хотя большее сходство в развитии однояйцовых близнецов по сравнению с разнояйцовыми может объясняться и другими причинами. Такой причиной является, например, полное внешнее сходство однояйцовых близнецов, которое способствует одинаковому отношению к ним со стороны окружающих людей, а значит, и одинаковым условиям воспитания. А ведь положение среди взрослых и сверстников чуть ли не самое важное в жизни растущего человека. От положения ребенка в системе общественных отношений зависят складываю- щиеся привычки, черты характера, интересы и умственные качества. Сходству в психическом развитии однояйцовых близне­цов способствует и равенство их физических сил и возможностей.

Гораздо большее влияние, чем наследственные особенности, на различия в психическом развитии детей, формировании изнспособностей оказывают различия условий жизни, воспитания и обучения. Об этом убедительно говорят результаты исследова­ния, также проводившегося с однояцовыми близнецами, т. е. деть­ми, имеющими одинаковую наследственность. Было отобрано пять! пар таких близнецов в возрасте от пяти с половиной до шести лет. Они воспитывались в специальном детском саду. Все дети б разделены на две группы таким образом, что один близнец из каждой пары вошел в одну группу, другой — в другую. Групп жили в разных помещениях, имели разные комнаты для изанятий и общались только на прогулке.

При обучении детей использовали различные приемы. В одной группе проводили конструктивные игры, в которых ребенок должен был построить из кубиков сооружение по образцу, сделанному из такихже кубиков. В другой группе дети должны были строить из кубиков по образцу, не расчлененному на составные части, т е. ребенок должен был каждый раз самостоятельно искать нужные способы конструктивного решения, анализировать, из какихэлементов может быть составлена та или иная часть постройки, подбирать и комбинировать эти элементы, постоянно сравнивая достигаемые результаты с образцом.

После того как с каждой группой было проведено по пять — десять конструктивных занятий, всем детям были даны контроль­ные задачи. Они включали стройку по расчлененным и нерасчлененным образцам, стройку по расчлененным образцам при отсутствиинужных деталей (но которые могли быть заменены сочетанием других деталей), свободную постройку по замыслу м большое количество специальных заданий, выполнение которых требовало детального зрительного анализа различных фигур И оперирования в уме пространственными представлениями (например, нужно было нарисовать построенный из кубиков домик, мысленно перевернув его).

При выполнении всех контрольных заданий группа детей, занимавшихся стройкой по целостным образцам, обнаружила поразительные преимущества. Любопытно, что эти преимущества проявились даже при стройке по расчлененным образцам, г. е. в том виде деятельности, в котором другая группа все время упражнялась. Дети, входившие в группу, где конструктивные игры носили более творческий характер, научились наглядному анализу элементов, составляющих постройку, приобрели большую точность В восприятии соотношений этих элементов, их формы и т. д. Строй­ка носила плановый характер. Прежде чем строить, дети внимательно рассматривали образец, примеривались к нему, /клали пробные конструкции и только после этого планомерно решали задачу.

Таким образом, без особого преувеличения можно сказать, что дети приобрели известные способности к конструктивной деятель­ности, которых не оказалось у ‘их близнецов, обучавшихся по другому методу. Эти способности позволили успешно решить ряд других, неконструктивных контрольных задач, где требовалось расчлененное восприятие и оперирование пространственными представлениями. Способности проявились и в творческих зада­чах — при свободной стройке по замыслу.

Конечно, не следует думать, что за два с половиной месяца у пятилетних детей удалось воспитать конструктивные способности которые останутся на всю жизнь. Речь может идти только и некоторых зачатках таких способностей, но и это уже немало.

Читайте также:  Развитие личности ребенка с умственной отсталостью

Способности.Советская детская психология считает, что природные особенности, передающиеся по наследству, могут

целью изучали родословные выдающихся людей. Было установле­но, что во многих семьях родители, дети и более отдаленные потомки проявляли определенные способности в какой-либо области. Особенно известным примером такого рода является семья знаменитого композитора Иоганна Себастьяна Баха. (В 1750 году на семейный праздник собралось 128 представителей этой семьи, 57 из них оказались музыкантами.) Но известно не меньшее количество случаев, когда у выдающихся людей не было ни одного родственника, отличающегося заметными способностя­ми. По-видимому, появление целых «династий» художников, музыкантов вполне объяснимо семейными традициями.

Наследственность и среда.Чтобы выяснить влияние наслед­ственности на индивидуальные особенности психического разви-тия, изучали и близнецов. Существуют однояйцовые и разнояйцо-вые близнецы. У однояйцовых близнецов все наследственные качества одинаковы, так как они развиваются из одной зародыше­вой клетки, у разнояйцовых наследственность разная. Изучение близнецов производят при помощи метода тестов: выясняют степень внутрипарного сходства в решении тестовых задач однояйцовыми и разнояйцовыми близнецами. Как правило (хотя и не всегда), это сходство у однояйцовых близнецов оказывается большим, чем у разнояйцовых, причем даже когда однояйцовые близнецы с младенчества воспитывались в разных семьях. Эти данные говорят о том, что наследственность влияет на индивиду­альные особенности психического развития, хотя большее сходство в развитии однояйцовых близнецов по сравнению с разнояйцовыми может объясняться и другими причинами. Такой причиной является, например, полное внешнее сходство однояйцовых близнецов, которое способствует одинаковому отношению к ним со стороны окружающих людей, а значит, и одинаковым условиям воспитания. А ведь положение среди взрослых и сверстников чуть ли не самое важное в жизни растущего человека. От положения ребенка в системе общественных отношений зависят складывающиеся привычки, черты характера* интересы и умственные качества. Сходству в психическом развитии однояйцовых близне- цов способствует и равенство их физических сил и возможностей.

Гораздо большее влияние, чем наследственные особенности, на различия в психическом развитии детей, формировании их способностей оказывают различия условий жизни, воспитания и обучения. Об этом убедительно говорят результаты исследова­ния, также проводившегося с однояцовыми близнецами, т. е. деть­ми, имеющими одинаковую наследственность. Было отобрано пять пар таких близнецов в возрасте от пяти с половиной до шести лет. Они воспитывались в специальном детском саду. Все дети были разделены на две группы таким образом, что один близнец из каждой пары вошел в одну группу, другой — в другую. Группы , жили в разных помещениях, имели разные комнаты для игр |и занятий и общались только на прогулке.

При обучении детей использовали различные приемы. В одной группе проводили конструктивные игры, в которых ребенок должен был построить из кубиков сооружение по образцу, сделанному из таких же кубиков. В другой группе дети должны были строить из кубиков по образцу, не расчлененному на составные части, т. е. ребенок должен был каждый раз самостоятельно искать нужные способы конструктивного решения, анализировать, из каких элементов может быть составлена та или иная часть постройки, подбирать и комбинировать эти элементы, постоянно сравнивая достигаемые результаты с образцом.

После того как с каждой группой было проведено по пять — десять конструктивных занятий, всем детям были даны контроль­ные задачи. Они включал стройку по расчлененным и нерасчле-иенным образцам, стройку по расчлененным образцам при отсутствии нужных деталей (но которые могли быть заменены сочетанием других деталей), свободную постройку по заЛыслу и большое количество специальных заданий, выполнение которых требовало детального зрительного анализа различных фигур и оперирования в уме пространственными представлениями (например, нужно было нарисовать построенный из кубиков домик, мысленно перевернув его).

При выполнении всех контрольных заданий группа детей, занимавшихся стройкой по целостным образцам, обнаружила поразительные преимущества. Любопытно, что эти преимущества проявились даже при стройке по расчлененным образцам, т. е. в том виде деятельности, в котором другая группа все время упражнялась. Дети, входившие в группу, где конструктивные игры носили более творческий характер, научились наглядному анализу элементов, составляющих постройку, приобрели большую точность и восприятии соотношений этих элементов, их формы и т. д. Строй­ка носила плановый характер. Прежде чем строить, дети внимательно рассматривали образец, примеривались к нему, делали пробные конструкции и только после этого планомерно решали задачу.

Таким образом, без особого преувеличения можно сказать, что дети приобрели известные способности к конструктивной деятель­ности, которых не оказалось у их близнецов, обучавшихся по другому методу. Эти способности позволили успешно решить ряд других, неконструктивных контрольных задач, где требовалось расчлененное восприятие и оперирование пространственными представлениями. Способности проявились и в творческих зада­чах — при свободной стройке по замыслу.

Конечно, не следует думать, что за два с половиной месяца у пятилетних детей удалось воспитать конструктивные способно­сти, которые останутся на всю жизнь. Речь может идти только о некоторых зачатках таких способностей, но и это уже немало.

Способности.Советская детская психология считает, что природные особенности, передающиеся по наследству, могут

служить задатками тех или иных способностей, создавать предпосылки для их развития. Способности, как и другие психиче­ские качества, складываются в процессе жизни, под влиянием воспитания и обучения. Кроме того, развитие способностей зависит от внутренней позиции самого ребенка к той или иной деятельности. Интерес и трудоспособность определяют успех в развитии способностей.

В зависимости от массы неучитываемых, часто случайных обстоятельств то, что привлекает внимание и оставляет глубокий след в психике одного ребенка, проходит просто незамеченным для другого. Уже у младенцев намечается избирательность отношения к миру, к воздействиям окружающей среды, и в зависимости от этого одни и те же воздействия приобретают для разных детей разное значение. По мере того как ребенок становится старше, эта избирательность возрастает. Кроме того, не может быть вполне одинаковым отношение окружающих к разным детям, даже отношение родителей к близнецам.

Различия между детьми в области их психического развития многообразны. Все они возникают и развиваются в процессе жизни и воспитания. Но от природных особенностей могут зависеть особенности формирования у ребенка тех или других психических качеств и в известной мере — конечный результат этого формиро­вания. Для одних качеств (например, темперамента) эта зависимость более значительна, для других (черт характера, способностей)—менее, для третьих (знаний)—не существенна.

Учитывать индивидуально-психологические особенности в про­цессе воспитания — значит не только приспосабливать к ним воспитательные воздействия, добиваясь, чтобы каждый ребенок достиг достаточно высокого уровня психического развития, но и активно вмешиваться в развитие детей: поддерживать намечаю­щиеся положительные качества и перестраивать отрицательные. Вопросы для повторения первого раздела

1 Что изучает детская психология? »

Читайте также:  Моторное развитие ребенка по месяцам таблица

2. В чем состоит теоретическое и практическое значение детской психологии!

3. Какими методами пользуется детская психология?

4. Какие виды наблюдения вы знаете?

5. Какова разница между наблюдением и экспериментом?

6. Какова суть формирующего эксперимента?

7. Какие вспомогательные методы психологии вы знаете?

8. Какова специфика тестов?

9. Какими методами изучения детей может пользоваться воспитатель?

10. В чем состоят основные условия психического развития ребенка?

11. Что является источником психического развития ребенка?

12. Какова роль деятельности в психическом развитии ребенка?

13. От чего зависит переход к новой ведущей деятельности?

14. Какова роль обучения в психическом развитии ребенка?

15. Чем обусловлены возрастные этапы психического развития?

16. Почему воспитатель должен иметь в виду индивидуальные особенности
психического развития детей?

17. Каково содержание Декларации прав ребенка и как реализуются эти права
в разных общественных системах?

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ В МЛАДЕНЧЕСТВЕ И РАННЕМ ДЕТСТВЕ

Раздел второй

Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 2183 | Нарушение авторских прав | Мы поможем в написании ваших работ!
| Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2021 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Источник

Индивидуальный темп развития психических процессов у ребенка объясняется

Индивидуальный темп развития психических процессов у ребенка объясняется

Мы поможем в написании ваших работ!

Индивидуальный темп развития психических процессов у ребенка объясняется

Мы поможем в написании ваших работ!

Индивидуальный темп развития психических процессов у ребенка объясняется

Мы поможем в написании ваших работ!

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Под влиянием обучения, упражнения индивидуальные особенности меняются Индивидуально-психологические различия могут иметь разную степень сложности Они связаны не только с количественными показателями (мер отделения выражения определенных особенностей), но и с качественным своеобразием психических проявлений

Одной из существенных индивидуальных различий в психическом развитии детей является темп этого развития Как известно, у детей, воспитывающихся в одной культуре, возрастные кризисы развития возникают в связи с переходом из одного этапа в другой. Однако у отдельных детей возрастные кризисы могут возникать как значительно раньше, так и значительно позже; у одних детей можно наблюдать опережение, в некоторых – значительное задержкой психического развития

Еще большие различия наблюдаются в темпах овладения отдельными видами деятельности, развития психических процессов и качеств Например, одни дети не могут правильно воспроизвести простую мелодию, другие – легко выполняют сложные музыкальные произведения; одним очень трудно выполнять задачи, требующие устойчивого внимания, другие могут часами заниматься любимым делом.

Дети отличаются не только по темпам развития, но и по индивидуально-психологическим качествам (интересами, чертами характера, способностями) Есть любопытные, умственно активные дети, которые ставят множество разнообразия анитних вопросов, асе другие – пассивные, мало чем интересуются. Среди детей выделяются как капризные, раздражительные, так и спокойные, доброжелательные В одних дошкольников ярко проявляются музыкальные способностей те (слух, чувство ритма), в других – математические (в 5-6 лет они уже решают сложные арифметические задачи) Есть дети, живущие однообразным жизнью, настроение всегда у них подавленное, а есть такие, которые всегда бодры, жизнерадостны, всем интересуются.

Заметное типичные различия между детьми проявляются в умственном развитии По этому критерию выделяют несколько категорий детей

1 Дети с нормальным умственным развитием Они способны самостоятельно выполнять задания, которые требуют видения и использования связей, отношений между предметами, явлениями, действиями. Все они умственно активны, с ставят перед собой познавательные задачи, отражают окружающий мир как собственную познавательную проблему Показателем умственной активности ребенка является вопрос “для чего?” я взрослым Ребенок, который нормально развивается, стремится сама найти ответ на свои вопросы Она может экспериментально выяснить некоторые из них, внимательно наблюдать за животными, людьми, явлениями природы рассуждать и делать выводы.

Каждый дошкольник в 5-6-летнем возрасте может быть изобретательным, способным к поиску новых способов действий в игре, рисовании, лепке, конструировании, при выполнении учебных и трудовых заданий

2 Дети с опережающим умственным развитием. На первых порах установить степень опережение в умственном развитии трудно, хотя таких детей всегда видно Они удивляют своим интеллектуальным развитием, Поэтому их называют вундеркиндами (нем Wunderkind – чудо-дить-на) Безусловно, ранний умственное развитие является благоприятным условием для успешной умственной деятельности Дети, опережают сверстников в умственном развитии, требуют особого внимания Они рано учатся читать, считать, интересоваться какой-то областью знаний, достигая в этом преуспел

Особенность детей с опережающим умственным развитием состоит в ярко выраженной умственной активности, их увлеченность умственной деятельностью является показателем быстрого развития способностей Умственные занят ття становятся для них своеобразной игрой ума, во время которой они могут оказывать неограниченную инициативу, наслаждаться проблемами и их развязыванием Такие дети быстрее своих сверстников преодолевают метрических установки, у них легче формируется объективное видение окружающего мирту.

Умственно активные дети достаточно самоорганизованными, умеют мобилизовать свои силы на выполнение своей задачи, проявляют большую сосредоточенность, длительное умственное напряжение

В работе с ними важно, чтобы задачи, которые им приходится решать, были интересными для них, приносили пользу для их ума Оставлять таких детей незагруженными нельзя, потому что они нуждаются в постоянной умственной работе.

3 Дети с задержанием умственного развития. Прежде такие дети не могут сосредоточиться на какой-либо деятельности: не способны размышлять над поставленной перед ними задачей, у них не возникает познавательно них проблем, им неинтересно, скучно Они быстро истощаются, поэтому многие балуются, не придерживаются правил поведения, не обращают внимания на указания воспитателя, мешают играть, работать другим детям. Многим из таких детей характерен выраженный эгоцентризм мышления.

Задержание умственного развития может быть вызвано поражением или недоразвитием органов чувств (тугоухость, слабозористь), отсутствием при этом своевременного компенсирующего обучения; длительной и тяжелой болезнью, из-за чего никто не заботился умственным развитием ребенка; педагогическая запущенность.

Отрицательно сказываются на умственном развитии детей обдиленисть доброжелательным, полноценным общением, любовью, человеческим теплом, конфликты в семье, педагогические недостатки в работе дошкольных учреждений

Существенные трудности возникают и у детей, семьи которых поселились в иноязычной среде и заблаговременно не зосвоилы его

Задержание умственного развития детей, у которых не было органического повреждения головного мозга, происходит чаще всего по вине взрослых Оно вызвано отсутствием их внимания и заботы о таких детях

Дети с задержанием психического развития должны пользоваться особым вниманием воспитателя Недостаточное развитие познавательной деятельности не может быть основанием для лишения ребенка полноценного обучения и и воспитания По внимательного отношения такие дети проявляют интерес к занятиям, постепенно совершенствуются под влиянием обучения Однако они быстро истощаются, что требует от воспитателя особого внимания к ниних.

4 Дети с умственной отсталостью (олигофрены) Причиной умственной отсталости является повреждение головного мозга ребенка через недоразвитие, болезни, удар и др. Умственно отсталыми считают детей, в которых нарушь шена познавательная деятельность вследствие фактического повреждения головного мозга Ими могут быть дети, перенесшие в дошкольном возрасте энцефалит, сложную форму гриппа с осложнением на мозг, тяжелую травм в, болеют шизофренией, эпилепсией тощтощо.

олигофрения называют состояние умственных возможностей, возникающих вследствие повреждений центральной нервной системы ребенка в домовний период жизни (до 1,5-2 лет) Причиной этого являются наследственные, внутриутробные повреждений ния зародыша (часто их вызывает алкоголизм родителей), природа травмы, заболевания, влияющие на центральную нервную систему При олигофрении психическое развитие ребенка происходит неповноци нно, хотя она практически здорова Характерными ее признаками являются: снижены любознательность и познавательные процессы; слабая способность к пониманию проблемной ситуации и ее решение, затруднена восприимчивость н ового, малорезультативной обучения; обедненный кругозор; малый запас представлений; примитивность и конкретность мышленияння.

Читайте также:  Основные особенности развития речи ребенка младшего дошкольного возраста

Различия в психическом развитии детей возникают и развиваются в процессе их жизни и воспитания Формирование в них определенных психических качеств зависит и от врожденных задатков

Каждый ребенок рождается с только ей присущими задатками, обусловленными наследственностью и внутриутробным развитием Эти задатки определенной степени определяют возможности развития большинства анатомических, физиологии ичних и некоторых психических особенностей ребенка Даже безусловные рефлексы разной степени выражены у новорожденных В разных младенцев с неодинаковой скоростью образуются условные рефлексы: в одних переважают ь ориентировочные реакции зрительных раздражителей, в других – тактильные Некоторые природные особенности наследственно обусловленные, другие – возникают под влиянием условий развития во внутриутробном периоде.

Учитывая, что наследственные заболевания, недоразвитие, травмы во время родов вызывают задержки психического развития, а в особо тяжелых случаях – глобальные проблемы, иногда предполагают, что незвич ские способности тоже связаны лишь с врожденными особенностями мозга Однако природные особенности, которые передаются по наследству, могут служить лишь задатками определенных способностей, предпосылками психического разви тку.

Различия в психическом развитии детей, формирование их способностей, особенностей развития личности значительно больше зависят от воспитания и обучения: социальной строения общества; национальной культа Ури и традиций; типа семьи (полная, неполная, многодетная, малодетная), количественных и качественных характеристик семьи; отношение к ребенку, взаимоотношений родителей.

Акселерация (в переводе с лат. – ускорение) – это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. Биологи связывают акселерацию с физическим созреванием организма, психологи – с развитием психических функций, у педагогов акселерация ассоциируется с рассогласованием процессов физиологического созревания организма и социализацией личности.

Основные причины акселерации: общие темпы ускорения жизни, улучшение материальных условий, повышение качества питания и медицинского обслуживания, улучшение ухода за детьми в раннем возрасте, искоренение многих тяжелых недугов. К числу других причин относятся: радиоактивное загрязнение среды обитания человека (ведущее на первых порах к ускорению роста, а со временем, как показывают опыты с растениями и животными, к ослаблению генофонда), уменьшение количества кислорода в атмосфере (что влечет за собой расширение грудной клетки, влекущей рост всего организма). Таким образом, акселерация обусловлена комплексным воздействием многих факторов.

Существенные характеристики детей с опережающим психическим развитием.

• Раннее проявление высокой познавательной активности и любознательности.

Быстрота и точность выполнения умственных операций, обусловленные устойчивостью внимания и исключительной памятью.

• Опережающее речевое развитие.

• Выраженная установка на творческое выполнение задания, высокоразвитые творческое воображение и мышление.

Казалось бы, ребенку, опережающему своих сверстников по уровню интеллекта, будет особенно легко учиться. Однако в действительности это не так. У детей с ранним умственным развитием возникают сложности со-циального характера как в семье, так и в образовательных учреждениях.

Детям с опережающим темпом развития, с очень высокой умственной активностью трудно учиться в коллективе; их непросто воспитывать. Они зачастую бывают нетерпеливы и порывисты, более остро реагируют на окружающее. Наиболее развитый малыш нередко является возмутителем спокойствия в группе детского сада. Он старается полностью овладеть вниманием взрослого, требуя каких-нибудь совместных действий, подавая частые реплики и без конца задавая вопросы. А даже самый лучший педагог, имея дело с группой детей, лишен возможности ориентироваться на того, кто идет впереди всех, кто уже оторвался в своем развитии от сверстников.

Кроме того, у одаренного ребенка возникают трудности и во взаимоотношениях со сверстниками. Вундеркинды не имеют высокой «популярности» в детском коллективе, их не любят за желание доминировать, нетерпимость по отношению к менее интеллектуально развитым сверстникам, а также за стремление демонстрировать собственные достоинства: интеллектуальные способности, творческое воображение, высокий уровень речевого развития.

В связи с этим у детей с опережающим развитием важно формировать способность к эмпатии, т. е. учить их сочувствовать и сопереживать. Используйте для этого художественную литературу.

Помните: одаренный ребенок требует особого внимания уже в дошкольном возрасте, когда возникающие проблемы еще можно пре-дотвратить или устранить. Он нуждается в специальном подходе, ему необходима психологическая помощь и поддержка. Иначе либо такой ребенок приспосабливается к общим требованиям и становится менее самостоятельным, тормозит свою любознательность и порывы к творчеству, либо у него возрастает агрессия, и он становится конфликтным, либо закрывается и уходит в себя. А это в свою очередь мешает самоактуализа-ции, реализации интеллектуального и творческого потенциала. В дальнейшем все это может стать причиной более серьезных проблем.

В заключение хотелось бы дать родителям еще несколько советов.

-Необходимо помнить, что одаренность – это уникальное целостное состояние личности ребенка.

-Постарайтесь, видя отличия вашего малыша, внутренне согласиться с его правом быть не таким, как все.

-Адекватно оценивайте его поступки, старайтесь понять его поведенческие проявления.

-Одаренность – это большая индивидуальная и социальная ценность, она нуждается в поддержке, но не должна использоваться как средство обеспечения вашего престижа либо в качестве компенсации ваших неудач и проблем.

-Нельзя «эксплуатировать» способности ребенка в ущерб другим его интересам и возрастным потребностям, нельзя превращать его в узкоспециализированную высокопроизводительную машину.

-Подарите ребенку радость детства, не делая его «заложником» своих уникальных способностей.

-Не следует форсировать интеллектуальные возможности ребенка, предлагая информацию бессистемно из разных областей знаний, не-свойственных раннему и дошкольному периодам детства. В педагогике широко используется амплификация (обогащение) ребенка системой знаний об окружающем мире на уровне его психологического возраста.

Помня, что интеллектуальный труд требует больших физических сил и здоровья, следует обращать особое внимание на физическое воспитание одаренных детей, не забывая об их нравственном и эстетическом развитии.

Одаренные дети чаще, чем другие, испытывают социально-психологические трудности в общении с окружающими, построении близких доверительных отношений. Эти трудности могут быть причиной более серьезных проблем, возникающих в разных аспектах деятельности человека в последующем.

Поэтому старайтесь без необходимости не демонстрировать его уникальные способности, не называйте лишний раз «вундеркиндом», побеждайте в себе желание «похвастаться» ребенком. Это убережет его от чувства собственного превосходства и гордыни по отношению к окружающим его сверстникам.

Если малыш одарен от природы уникальными способностями, их следует развивать с первых лет жизни под руководством специалистов (начните с визита к психологу, участковый врач всегда подскажет, куда нужно обратиться за помощью, помня, что одаренный ребенок нуждается в помощи и поддержке не менее, чем дошкольник, требующий коррекционной педагогики.

Источник