Индивидуальный психологический маршрут развития ребенка с зпр

Комитет по образованию администрации городского округа «Город Калининград»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда центр развития ребенка – детский сад № 87

Утверждаю

Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 87

________________К.Е.Некрасова

Приказ №_______

                                                                                                                                                                                        «_____» ______________  2019 г.

Индивидуальный образовательный маршрут

Ф.И.О. ребенка:  __________

 Дата рождения: __________

Основания: Заключение ЦПМПК от __________

Заключение ЦПМПК: обучающийся с ОВЗ. Выявлены трудности, обусловленные нарушением познавательной деятельности и всех компонентов речи.

Рекомендации ЦПМПК: ЦПМПК рекомендует обучение по АОП дошкольного образования обучающихся с задержкой психического развития,  с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Направления коррекционно – развивающей работы и психолого – педагогической помощи:

учитель – логопед: коррекция фонетико-фонематической, лексико-грамматической стороны речи, слоговой структуры слов, связной речи, формирование навыков звукового анализа и синтеза;

учитель – дефектолог: развитие познавательной деятельности, высших психических функций, формирование предпосылок к учебной деятельности;

педагог – психолог: развитие познавательной деятельности, произвольной регуляции деятельности,  коммуникативных навыков.

Рекомендуемые условия обучения: дозирование эмоциональной и учебной нагрузки  с учетом индивидуальных особенностей ребенка, реализация индивидуального подхода.

Индивидуальный образовательный маршрут составлен в соответствии с ФГОС дошкольного образования, в соответствии с п. 6част1 статьи 6 ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013. № 19, ст. 2326, № 30, ст. 4036, подпунктом 5.2.41 Положения о Министерства образования и науки РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 июня 2013г. № 446 (Собрания законодательства РФ, 2013, № 23, ст 2923;  № 33, ст.4386; №37, ст 4702), пунктом 7 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов  и внесение в них изменений, утвержденных в  постановлением Правительства Российской Федерации, 2013, № 33, ст.4377)

В ИОМ учитываются:

индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие  особые образовательные потребности.

Цель ИОМ:  

Создание условий, способствующих развитию личности ребенка, обеспечивающих в полной мере реализацию его потенциальных возможностей.

Основные задачи коррекционного обучения:

– развитие понимания обращенной речи;  обогащение и активизация словарного запаса; формирование простой фразы, навыков продуктивного взаимодействия;

– социализация ребенка в обществе,  развитие коммуникативных навыков, формирование эмоционального интеллекта,  развитие волевых качеств;

– помощь в освоении АОП.

Срок реализации ИОМ –  1 год

График посещения детского сада ребенком:  понедельник – пятница – 8.00 – 18.00 

Педагог-психолог

Направления работы

Диагностическая работа:

-диагностика уровня психофизического развития и индивидуальных особенностей ребенка (обследование аффективно-эмоциональной и социально-личностной сферы, сформированности коммуникативных и игровых навыков, уровня познавательной активности и моторного развития);

– повторные обследования ребенка в течение года (январь, май);

-коррекция индивидуальной программы работы с ребенком по результатам диагностических обследований.

Коррекционно-развивающая работа:

-проведение коррекционно-развивающих игровых занятий (подгрупповых, групповых и индивидуальных);

-решение проблем взаимодействия в диаде родитель-ребенок, обучение родителя эффективным техникам взаимодействия с ребенком.

Консультативная работа:

– проведение индивидуальных консультаций с родителями по вопросам развития и воспитания ребенка; оптимизации взаимодействия с ребенком в семье, ребенка с другими детьми и взрослыми; организации развивающей среды для ребенка дома;

– проведение консультаций по запросу родителей, по вопросам личных психологических трудностей родителей;

– обеспечение участия родителя в групповых консультациях, семинарах-практикумах, тренингах.

Психопрофилактическая работа:

– оказание помощи ребенку и семье в период адаптации к условиям пребывания в детском саду;

– составление рекомендаций по предупреждению эмоциональных перегрузок ребенка;

– изучение медицинской документации на ребенка;

– создание адекватного представления родителей о диагнозе, возможностях ребенка и возможных способах коррекции нарушений;

-подбор литературы по проблемам развития и воспитания ребенка по запросу родителя и по необходимости.

Источник

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста

Содержание коррекционно-развивающей работы

Развитие внимания

1) развивать способность к переключению внимания;

2) развивать концентрацию внимания;

3) развивать произвольное внимание;

4) развивать объём внимания;

5) развивать произвольное внимание.

– «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное» (растения, обувь и т.д.);

– «Встань, если услышишь слово, обозначающее растение» (одежда, транспорт и т. д.);

– «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное; встань, если услышишь слово, обозначающее растение».

– «Найди отличия»,

– «Что неправильно?»,

– «Что задумал художник?»,

– «Что недорисовано?»

– «Нарисуй 10 треугольников, закрась красным карандашом 3 и 5 треугольники» и т. д.

– «Расставь точки на своей карточке так, как ты видел»,

– «Найди пару», «Найди такой же».

– «Раскрась фигуры» (как только проявляется небрежность, работа прекращается),

– «Копирование образца»,

– «Найди такой же предмет»,

– «Рисую палочки»,

– «Расставь значки»

Развитие восприятия

1) развивать восприятие геометрических фигур

2) развивать точность восприятия

3) развивать цветоразличение

4) развивать восприятие длительности временного интервала

5) развивать представление о частях суток

6) развивать представления о временах года

7) развивать пространственные представления

8) развивать наблюдательность

– «Назови фигуру»,

– «Геометрическое лото»,

– «Нарисуй фигуру, которую я назову»,

– «Танграм»,

– «Закрой фигуры»,

– «Из каких фигур состоит предмет?» (вариативность),

– «Составь целое из частей (с геометрическими фигурами) (вариативность)»,

– «Рисование картин, состоящих из геометрических фигур»,

– «Кто больше найдет в группе предметов треугольной, круглой формы, в форме куба и т.д.».

– «Дорисуй фигуры»,

– «Угадай, что хотел нарисовать художник?»

Читайте также:  Развитие рост вес ребенка с рождения

– «Радужный хоровод»,

– «Уточним цвет предметов (вариативность)»,

– «Цветное лото»,

– «Найди 5 предметов одного цвета» (вариативность).

– «Рассматривание часов, движения секундной стрелки»,

– «Посиди тихо и встань, когда минута закончится (по мнению ребёнка)»,

– «Сделай за 1 минуту: разрежь бумагу на полоски (заранее разлинованные листы бумаги, ширина полос – 3 см; нарисуй фигуры; сложи палочки в коробку и т.д.)».

– Беседа по картинкам (части суток),

– «Разложи картинки»,

– «Я начну, ты продолжай, дни недели называй!»,

– «Угадай время года по описанию (вариативность)»,

– Отгадывание загадок о временах года

– Заучивание стихотворений,

– Беседа о временах года,

– «Назови время года»

– «Покажи правую, левую руку, ногу ухо и т.д.»,

– «Где сидит мишка? Какая игрушка стоит перед (слева, справа, позади) мишкой? И т. д.»

– «Нарисуй в центре круг, справа треугольник и т. д.»,

 –  «Расскажи, где, какая игрушка стоит?»

– «Посмотри и найди предметы круглой формы»,

– «Кто больше назовёт?»,

– «Назови все предметы, которые были «спрятаны»»

Развитие мышления

1) развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков

2) развивать гибкость ума и словарный запас

3) развивать сообразительность

– «Расставь по порядку (от самого большого к самому маленькому и т. д.)»,

– «Четвёртый лишний»,

– «Найди отличия».

– «Назови слова, обозначающие деревья; слова, относящиеся к спорту и т. д.»

– «Как это можно использовать?»,

– «Говори наоборот»,

– «Бывает – не бывает»,

– Загадывание загадок.

Развитие памяти

1) увеличивать объём памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях

2) развивать приёмы ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и непосредственно образовательной деятельности

– «Посмотри внимательно на фигуру, запомни и сделай такую же» (выкладывание из палочек одного цвета или нескольких цветов),

– «Я положил в мешок» (первый игрок называет слово, второй повторяет предыдущее слово и называет своё и т д.),

– «Я – фотоаппарат».

– «Пиктограмма» (запоминание слов и фраз),

– «Перескажи  сказку (небольшой рассказ)», беседа по произведению с уточняющими вопросами,

– «10 слов» (запоминание слов с использованием смысловой системы: связывание слов в один сюжет)

Развитие воображения  и творческих способностей

1) развивать воображение и творческие способности

– «Пантомима» (изобразить жестами, мимикой какой – либо предмет),

– «Дорисуй»,

– «Рисование по точкам»,

– «Комбинирование» (рисование или конструирование предметов из геометрических фигур),

– «Что будет, если …»

Развитие тонкой моторики рук

1) развивать тонкую моторику рук массажными шариками и кольцом Су Джок

– Комплекс № 1 (гимнастический): выпрямление кисти, сжимание пальцев, присоединение пальцев друг к другу и т. д.

– Комплекс № 2 (рисуночный): «Обведи контур», «Угадай, кто я», «Самолёты за облаками» и т. д.

– Комплекс № 3 (развитие тонкой моторики пальцев рук): «Гребешок», «Лесенка», «Бег», «Колечки»,  «Ёжик» и т. д.

Познавательное развитие

– продолжать развивать интерес к процессу и результату конструирования;

-– расширять и углублять представления ребенка о местах обитания,

образе жизни животных и растений;

– углублять и расширять представления ребенка о явлениях природы;

-формировать умение ребенка устанавливать причинно – следственные связи;

– развивать сенсорную способность ребенка, формировать умение выделять знакомые объекты из фона зрительно, по звучанию, на ощупь, по запаху и на вкус;

– совершенствовать навыки пользования способами проверки (приемы наложения и приложения),

– развивать ориентировочные действия на листе бумаги,

– формировать умение образовывать последующее число добавлением одно-

го предмета к группе,

– знакомить с количеством в пределах десяти;

– формировать у ребенка умение называть цифровой ряд, выкладывая

цифры в последовательности, подбирая соответствующую цифру к количеству предметов;

Наблюдения, беседы, игры, чтение литературы о домашних и диких животных и их детенышах.

Игры эксперименты с водой, песком, камнями.

Игры и упражнении я со строительными наборами.

д/и «Какой цифры не стало?»,

«Найди такой же узор»,

«Каждую фигуру на свое место»,

«Кто больше увидел»

Дети с ЗПР имеют ряд особенностей в психофизическом развитии, общении. Эти особенности не позволяют эффективно развиваться, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки. При ЗПР не только существенно замедляется формирование речи и словесного мышления, но и страдает развитие познавательной деятельности в целом. 

Целью коррекционной работы является развитие не только познавательной сферы детей с ЗПР, а также таких психических процессов как память, мышление, внимание, восприятие,

Задачи:

1. повышение уровня развития памяти

2. повышение уровня развития внимания

3. повышение уровня развития мышления

4. повышение уровня развития восприятия

5. повышение познавательного развития

Результатами работы ожидается повышение уровня развития познавательных психических процессов у детей с ЗПР таких как память, внимание, мышление, восприятие.

В своей коррекционной работе использую  здоровьесберегающие технологии:

– арт – терапия или терапия творчества на песке. Через рисунок, сказку, игру ребенок выражает свои эмоции и внутренние конфликты. Это помогает ему понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки, снятию напряжения, развитию навыков общения, эмпатии и творческих способностей (снятие агрессии, развитие мелкой моторики рук)

– сказкотерапия – это направление способствует расширению кругозора, увеличению словарного запаса, развитию внимания, памяти, речи, формируются новые знания и представления о мире. Дети учились составлять сказку на предложенную тему, изображали ее на бумаге, передавая особенности сказочного жанра; “, в результате у детей развивается творческое воображение, ребенок учится сочинять продолжение для старых сказок, придумывать новые сказки по новым вопросам.

– су-джок терапия- упражнения с использованием Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а так же способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка. Кроме того, они помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее, создают благоприятный психофизиологический комфорт детям во время занятия.

-цветотерапия – один из эффективных методов, позволяющий сохранить психологическое здоровье. Её суть состоит в том, что световые фотоны, проникая через глаза человека, действуют на нейроны мозга, которые, в свою очередь, передают импульсы светозависимым гормонам. В результате эти гормоны производят в организме те или иные изменения, которые проявляются в различном виде – в перемене настроения, улучшении ли ухудшении работы внутренних органов и систем.

Читайте также:  Факторы влияющие на физическое развитие ребенка

Эти занятия помогают детям лучше познать себя, достичь гармонии с окружающими, развить правильное отношение к жизни, обрести позитивный настрой. С помощью занятий цветотерапией  удаётся корректировать психологическое состояние гиперактивных детей, а также малышей, склонных к меланхолии. Игры с цветом позволяют определить психоэмоциональное состояние каждого ребёнка и найти способы помочь ему справиться с проблемой. Помимо этого, цветотерапия в работе с дошкольниками позволяет укрепить и физическое здоровье детей. Как это возможно?

Влияние различных цветов на физическое состояние человека

Каждый цвет излучает собственные электромагнитные волны, которые человек воспринимает по-разному.

Красный. Действует возбуждающе на нервную систему, придаёт бодрости, активирует работу левого полушария, повышает давление. Подходит для лечения апатии, малокровия, артрита. При патологиях глаз его влияние также положительное. Красный цвет ещё и укрепляет иммунную систему и стимулирует кровообращение.

Жёлтый. Цвет радости, обладает мощной энергетикой, дарит положительные эмоции. Используется для лечения депрессии, заболеваний печени и желчного пузыря, при диабете, налаживает работу органов пищеварения.

Зелёный способен понижать давление, успокаивать нервную систему. Он действует на стенки сосудов, расширяя их. Благодаря ему легко справиться с беспокойством, наладить сон, улучшить зрение. Он является отличным лекарем при невралгии и остеохондрозе.

Синий или голубой, в противоположность зелёному, способен повышать артериальное давление. Он активирует защитные функции организма, помогая справиться с различными инфекционными заболеваниями. Длительное пребывание в помещении синего цвета способствует наступлению меланхолии и депрессии.

Фиолетовый цвет способен благотворно влиять на тонус мышц, а также некоторые внутренние органы, например, селезёнку. Подобно синему он помогает организму бороться с вирусами.

Стараюсь уделять постоянное внимание каждому ребёнку. Общаясь c детьми, стараюсь построить с ними доверительные отношения, Поэтому, разговаривая с ребёнком, нахожусь на его уровне, чтобы общение происходило “глаза в глаза”. Общаясь с воспитанником всегда называю его по имени, так как это свидетельствует о заботе взрослого о ребёнке: “Меня назвали по имени, значит, на меня обратили внимание, меня выделили”. Необходимо различать личность ребёнка и его поведение. Всегда помнить, что нет плохих детей, а есть плохое поведение. Стараюсь помочь ребёнку оценить своё поведение, поступки, действия. В беседе с ребенком, стараюсь подвести его к тому, чтобы он сам оценил свой поступок, говорю ему: “Ты хороший, но поступил не совсем правильно”.

В общении c ребёнком необходимо избегать сравнений со сверстниками, так как наши дети испытывают неуверенность в себе, и болезненно реагируют на это, считают, что их не любят. Лучше сравнить поведение ребёнка вчера c его поведением сегодня.

Источник

Дефициты и ресурсы ребенка с ЗПР

Задержкой психического развития считается замедленный темп развития психики ребенка. Причины ЗПР кроются в нейродинамической недостаточности, особенностях конституции, хронических соматических заболеваниях, неблагополучии семьи. Следствием становятся следующие дефициты развития:

  • незрелость ЦНС: слабость процессов торможения и возбуждения, отставание в формировании систем межанализаторных связей;

  • истощаемость психических функций;

  • отставание в развитии психомоторных функций;

  • низкая интеллектуальная продуктивность;

  • недостаточный объем, обобщенность, предметность и целостность восприятия;

  • низкая прочность запоминания;

  • неумение применять дополнительные средства запоминания;

  • эмоциональная неустойчивость;

  • низкий уровень произвольности познавательных процессов и поведения;

  • недоразвите речи: задержка формирования, ограниченность словарного запаса, аграмматизмы, затруднения в построении связных высказываний, трудность понимания значения слов;

  • инертность мыслительной деятельности;

  • длительный период приема и переработки информации;

  • нарушения пространственной ориентировки;

  • стремление избегать трудности;

  • отсутствие самоконтроля.

Наряду с перечисленными недостатками эти дети обладают хорошей базой внутренних ресурсов, которую способен реализовать индивидуальный маршрут развития ребенка с ЗПР:

  • способность пользоваться оказанной помощью;
  • способность осмысленно воспринимать сюжет услышанного литературного произведения;

  • способность понимать условие простой задачи;

  • способность группировать объекты и устанавливать причинно-следственные закономерности;

  • способность разбираться в учебном материале и выполнять задание, руководствуясь его образцом и целью;

  • активность в поисках средств, облегчающих выполнение заданий;

  • заинтересованность в чтении книг и умение логично и скрупулезно пересказывать прочитанное;

  • способность проявлять глубокие эмоции по поводу прочитанного;

  • интерес театральному и изобразительному искусству;

  • стремление к творческому самовыражению;

  • любовь к фантазиями и вытеснение ими неприятных жизненных ситуаций.

Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут ребенка с ЗПР

Поступившего в ДОУ ребенка с ЗПР всесторонне изучают все специалисты, а затем составляется «Индивидуальная карта сопровождения развития и обучения». Для этого используются «Диагностические карты индивидуального развития ребенка».

Диагностические карты индивидуального развития ребенка. Вторая младшая группа

Опираясь на данные карты, коллектив ДОУ составляет «Индивидуальный коррекционный развивающий маршрут» воспитанника на весь период его пребывания в детском саду. Цель индивидуального маршрута ребенка-дошкольника с ЗПР — обеспечить преемственность дошкольного и начального общего образования, развивая у воспитанника функциональный базис для формирования универсальных учебных действий

Индивидуальный маршрут развития ребенка с ЗПР определяет:

1. Стратегическую цель развития: заложить основы знаний об окружающем мире, сформировать речь, дать самые простые базовые представления о математике, всесторонне развить психические процессы.

2. Принципы прохождения маршрута. Наиболее важные из них

● принцип комплексного подхода к диагностике и коррекции нарушений.

В его основе лежат взаимосвязанные действия всех специалистов ДОУ и родителей. Психолог формирует у ребенка навыки анализа и синтеза, сравнения и классификации, логопед использует их при постановке речи, воспитатель и родители закрепляют в «социальных» ситуациях.

● принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования

Все действия педагогов предупреждают и корректируют нарушения с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма, используя современные специальные ТСО, ИКТ, особую организацию обучения.

Свой «Индивидуальный коррекционный маршрут дошкольника с ЗПР» составляет каждый специалист ДОУ. Познакомимся с ним на примере работы логопеда.

Индивидуальный логопедический маршрут дошкольника с ЗПР

Индивидуальный маршрут для ребенка с ЗПР в ДОУ по развитию речи ставит цель: совершенствовать его речевые возможности, учитывая все специфические особенности. Рассмотрим раздел логопедического маршрута «Связная речь (монологическая и диалогическая речь)» для ребенка ЗПР старшей группы (5-6 лет).

Задачи Методы Содержание работы
Развить диалогическую речь Свободная беседа о самом себе, семье, друзьях, играх

Попросить ребенка нарисовать то, что любит рисовать и затем ответить на вопросы по рисунку: «Что ты нарисовал?» «Почему ты это нарисовал?» «Как бы ты назвал свой рисунок?»

Сформировать речевую инициативу и самостоятельность Игра «Зоологический музей»

Предложить ребенку самостоятельно рассмотреть картинки с животными, самостоятельно придумать и задать познавательные вопросы; затем ответить на вопросы взрослого, чем бы он мог помочь животным

Сформировать умение говорить от лица другого персонажа «Игровой диалог» Попросить ребенка самостоятельно придумать диалог между одушевленными и неодушевленными предметами
Сформировать умение вести диалог и соблюдать принятые нормы поведения Игра «Телефонный разговор» Озвучить ребенку список правил этикета телефонного разговора и попросить от лица двух игрушек озвучить их телефонный разговор
Читайте также:  Дошкольный центр развития ребенка 2 витебск сайт

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ЗПР в ДОУ

Используя стратегический «Индивидуальный маршрут развития дошкольника с ЗПР», педагоги ДОУ ежегодно составляют подробную программу обучения ребенка, или «Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ЗПР». Его тактические шаги соответствуют рекомендациям ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного образования с ЗПР и включают:

●социально-коммуникативное развитие

●познавательное развитие

●речевое развитие

●художественно-эстетическое развитие

●физическое развитие

●сенсорное развитие

●познание окружающего мира.

Педагоги ДОУ определяют задачи и содержание работы с ребенком по «Индивидуальному образовательному маршруту» в соответствии с АООП ДО для детей раннего и дошкольного возраста с ЗПР

Рассмотрим раздел «Физическое развитие», направление «Коррекция и развитие психомоторных функций» для воспитанника с ЗПР средней группы

Задачи Метод Содержание
Развить мелкую моторику Упражнение «Катание карандаша» Ребенок катает в руке круглые карандаши и карандаши с гранями

Игра «Сосулька». Самостоятельный контроль за мышцами на основе контрастных ощущений.

Попросить ребенка представить, что он держит зимой в руках холодную сосульку: — мышцы напряжены; попросить ребенка представить , что он держит весной в руках сосульку -мышцы расслаблены.
Оптимизировать речевую моторику

Различные виды массажа рук.

Самомассаж рук с использованием массажных мячиков.

Попросить ребенка представить, что в руках у него ниточка.

Дыхательное упражнение «Растягивание ниточки».

Произносить по очереди гласные и согласные звуки. Просить ребенка их повторять с условием. На гласный звук он раздвигает руки и растягивает «ниточку», на согласный звук он сводит руки и сжимает «ниточку».
Восстановить вестибулярно-моторный аппарат Упражнения «Прыжки»

Попросить ребенка выполнить 5 раз группу прыжков: прыжок назад — пальцы рук сжать, прыжок вперед — пальцы рук разжать.

Попросить ребенка выполнить 3 прыжка с одновременным продвижением вперед на одной ноге и хлопком рук.

Индивидуальный маршрут ребенка с ЗПР в школе

Выпускники ДОУ, имеющие диагноз ЗПР, перед поступлением в школу проходят ППМК. При подтверждении нарушений инклюзивные школы организуют специальное комплексное сопровождение, цель которого — возместить дефициты развития познавательной сферы, откорректировать личностные специфические особенности, обучить самостоятельной деятельности, контролируя этот процесс, наладить тесное сотрудничество с семьей ребенка. В системе сопровождения важное место отводится работе школьного психолога. Он работает со школьником ЗПР по «Индивидуальному маршруту психологической коррекции». Цель маршрута — в первую очередь обеспечить ребенку адаптивность, обучить самостоятельно сознательно удерживать равновесие в отношениях с самим собой и новым школьным окружением, а затем, регулируя происходящие в головном мозге процессы активности и торможения, развить произвольность поведения и осознанность каждого учебного шага своего подопечного.

Индивидуальный образовательный маршрут школьника с ЗПР

Индивидуальный образовательный маршрут школьника с ЗПР — это его собственный поход за знаниями, «путь героя», преодолевающего на своем пути множество трудностей, к заслуженной награде, которой в перспективе станет аттестат зрелости и возможность получить интересную, востребованную, высокооплачиваемую профессию. Школьный консилиумом, учитывая предложения ППМК и запросы семьи ребенка, на основании ФОГС и АООП НОО 7.1 или 7.2 разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут для детей с ЗПР с учетом всех особых образовательных потребностей. Этим потребностям соответствуют базовые учебники для здоровых школьников и специальные приложения, иллюстративные наглядные дидактические материалы, рабочие тетради, как печатные, так и электронные, для варианта обучения в течение 4-х лет по программе 7.1.

  • Т. Н. Ситникова. Математика. 1 класс.
  • С. С. Минаева, Л.О. Рослова, Л. И. Федорова, В.А. Булычева Математика. 1 класс. Часть1.
  • Т. Н. Максимова. Литературное чтение.1 класс.
  • И. Ф. Яценко. Обучение грамоте. 1 класс.
  • Сборник интернативных тестов по русскому языку. Интерактивный тренжер

Маршрут ребенка с ЗПР по программ 5-летнего обучения 7.2. требует к базовым учебникам добавить специальные электронные программные приложения

Пример. Индивидуальный образовательный маршрут 1 класс, ЗПР

I Организационный компонент

1. Пояснительная записка с информацией о ЗПР по ФОГС.

2. Перечень использованных нормативных документов.

3. Цель «Индивидуального образовательного маршрута». Образовательный маршрут ребенка с ЗПР в 1-м классе должен обеспечить продвижение школьника в освоении учебных предметов и развить способность обучаться не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с педагогом и одноклассниками.

4. Цели учителя.

● Обеспечить ребенку освоение адаптированной основной образовательной программы начального общего образования, корректируя недостатки его физического и психического развития

● Своевременно выявлять трудности прохождения образовательного маршрута и гибко его редактировать.

5. Задачи, которые ставит перед учителем индивидуальный маршрут для ребенка с ЗПР, изложены в «АООП НОО для ЗПР» вариант 7.1

Самые важные из них:

● Создать темп учебной работы, соответствующий возможностям ученика и скорости формирование у него обобщенных знаний

● Создать охранительный педагогический режим

● Использовать здоровьесберегающие технологии

● Развить общеинтеллектуальные умения

● Сформировать основы социальных компетениций и умение ими целенаправленно и осознанно пользоваться

● Поощрять и стимулировать работу ребенка, используя только качественную оценку

6. Психолого-педагогическая характеристика на ученика 1 класса. Указывается диагноз, главные проблемы обучения и уровень знаний по основным учебным предметам.

II Недельный индивидуальный план с количеством часов на каждый предмет

Заполняется в соответствии с выбранным видом АООП НОО для ЗПР. 7.1 или 7.2

III Образовательный компонент индивидуального маршрута

1. Пояснительная записка с анализом соответствия выбранной программы индивидуальным особенностям ребенка

2. Планируемые результаты освоения учеником АООП НОО ЗПР, 1 класс.

● Описать по каждому учебному предмету (АООП НООО ЗПР 7.1) , например, по математике, результаты к концу учебного года:

— чему ребенок научится

Называть числа от 1 до 20 и проговаривать их последовательность. Оперировать словами «сложение», «вычитание». Определять разрядный состав чисел от 11 до 20. Сравнивать группы предметов , составляя из них пары. Определять длину отрезка.

— чему будет учиться:

Решать примеры, имеющие 1-2 действия. Решать простые задачи на сложение и вычитание в педелах 20-ти. Узнавать геометрические фигуры. Работать с математической таблицей из двух строк.

— механизм определения уровня знаний и умений:

Тесты, контрольные и проверочные работы.

IV Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов

«Математика».

Универсальные познавательные действия.

● Развитие навыка работы с информацией: умение с помощью учителя отличать новое от известного; умение ориентироваться в учебнике.

● Развитие исследовательских способностей: умение находить ответы на вопросы, используя учебник, полученные на уроке знания и свой жизненный опыт; умение осознанно взаимодействовать с информацией, делая собственные выводы о работе класса

● Развитие способностей классифицировать и обобщать: умение сравнивать и группировать числа, числовые выражения, равенства и неравенства, плоские геометрические фигуры.

Т.Н. Максимова. Математика. 1 класс.

Начиная проходить свой индивидуальный маршрут в ДОУ и продолжая учебное «путешествие» в школе, ребенок с ЗПР имеет все шансы успешно освоить вариант АООП НОО. И тогда первым достижением «особого» школьника может стать решение ППМК считать его здоровым ребенком, не нуждающемся в особых образовательных условиях.

Источник