Индивидуальный подход в развитии личности ребенка

Индивидуальный подход в развитии личности ребенка thumbnail

Светлана Съедина
Индивидуальный подход в формировании личности дошкольника

Статья посвящена актуальной проблеме индивидуализации в процессе воспитания детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: личностно-гуманная основа педагогического процесса, индивидуализация обучения и воспитания.

Актуальность. На современном этапе система образования должна обеспечить подготовку людей высокой культуры, квалифицированных специалистов, способных к творческому труду, профессиональному развитию, мобильности в освоении и внедрении новейших научных и информационных технологий. Индивидуальные особенности личности наиболее ярко проявляются в темпераменте, характере, способностях, в познавательной, эмоционально-волевой деятельности, потребностях и интересах. Особенности их проявления зависят от воспитания ребенка. Индивидуальные черты характера, как показывают исследования, достаточно ярко проявляются уже в дошкольном возрасте. Благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого ребенка создает индивидуальный подход.

Индивидуальный подход является залогом эффективности педагогического процесса, базируется на том, что любое образовательное влияние преломляется сквозь призму индивидуальных особенностей конкретного ребенка. Итак, реализовать индивидуальный подход означает учесть индивидуальное своеобразие, неповторимость каждого отдельного ребенка как личности [3, с. 80].

Цель статьи. Определить особенности организации индивидуального подхода в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.

Анализ публикаций. Как принцип обучения и воспитания индивидуальный подход не является новым для дошкольной педагогики. Необходимость введения индивидуального подхода отмечали, в частности, Я. Коменский, Ж-Ж. Руссо, Г. Спенсер, В. Белинский, К. Ушинский, В. Сухомлинский и другие педагоги. Однако его сущность всегда остается открытым вопросом для дальнейших научных исследований.

Изложение основного материала. В современном толковании индивидуальный подход рассматривается как психолого-педагогический принцип, предусматривающий такую организацию педагогического воздействия в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений и семьи, которая учитывает индивидуальные особенности ребенка и условия его жизни [2, с. 7].

Необходимость применения индивидуального подхода, по мнению Ш. А. Амонашвили, обусловлена тем, что на одни и те же средства и формы воспитательного воздействия каждый воспитанник реагирует по-разному, в зависимости от своеобразия его ума, чувств, воли, темперамента, характера. Все это приводит к существенным индивидуальным различиям в отношении каждого воспитанника к самим воспитательным воздействиям [1, с. 13].

Личностно ориентированный подход в образовании и воспитании направлен на развитие индивидуальности ребенка, раскрытие его способностей, создание чувства защищенности и уверенности в себе. Такой подход предполагает гуманистическую направленность образовательного процесса на личность ребенка, уважение его интересов и достоинства, понимание и принятие, учет его права на свободное развитие, на реализацию собственных потенциальных возможностей, умение взрослого стать на позицию ребенка, установление доверительных партнерских отношений с детьми.

Психолого-педагогические основы индивидуального подхода актуализируются в ряде исследований психологов и педагогов,которые для успешной его реализации определяют перечень психолого-педагогических компетенций воспитателей: во-первых умение видеть в ребенке неповторимую индивидуальность со всем разнообразием качеств и свойств и именно на этой основе моделировать стратегию воспитательного воздействия; во-вторых готовность всячески поддерживать и поощрять ребенка к самостоятельности, независимости, свободе проявления собственных нужд, самоутверждения в ближайшем окружении [3, с. 4].

Индивидуальныехарактеристики ребенка проявляются в любой момент педагогического взаимодействия: в играх, на занятиях, в общении, в художественной и трудовой деятельности. На этой основе исследователи выделяют различные подходы относительно особенностей организации индивидуального подхода к формированию личности дошкольника. При этом необходимо помнить, что только научно взвешенный индивидуализированный подход к воспитанию детской личности даст эффективные результаты.

Основными дидактическими условиями, которые будут способствовать успешной реализации индивидуального подхода к формированию личности дошкольника являются:

– необходимый уровень сформированности основных компетенций педагога (знание общих закономерностей индивидуального и личностного развития детей дошкольного возраста; владение методами изучения индивидуальных особенностей и социальной ситуации развития каждого ребенка; способность осуществлять анализ полученной информации; установление прогресса в развитии каждого ребенка; выявление причин возникновения положительных и отрицательных особенностей развития детей; наличие навыков разработки и комплектования индивидуализированных образовательных программ; умение работать в команде специалистов разного уровня; привлечение родителей к образовательному процессу с целью обеспечения преемственности семейного и общественного воспитания);

– умение сделать обучение по содержанию и степени сложности соответствующим возможностям ребенка;

– сбалансированное применение различные форм, методов и приемов организации учебных занятий;

– наличие необходимого дидактического материала.

Заключение. Реализация индивидуального подхода состоит в выборе таких средств и форм воздействия на ребенка, которые наиболее соответствуют его психологическим особенностям, психическим состояниям, настроениям в данный момент, интересам и предпочтениям, возможностям, благодаря этому обеспечивают оптимальный воспитательный эффект.

Литература

1. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса – Мн, 1990.- 365с.

2. Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. – 2007. – №4.- 32с.

3. Куликова Л. Н.Идеи гуманизма и гуманизации образования в их историческом развитии: педагогический взгляд. – Хаба

Источник

Индивидуальный подход в воспитании ребенка

Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения, начиная с дошкольного возраста. Все начинается с детства. Именно в детстве появляются задатки особенности характера, способности и интересов взрослого человека.

Дети поражают нас своеобразием поведения интересов, способностей, склонностей. Нет совершенно одинаковых детей, даже близнецы отличаются друг от друга. А задачи о воспитания остаются неизменными для всех. Как подойти к детям, что бы познать их, как направить наши педагогические усилия, на достижение наилучших результатов? Как подобрать ключи к разгадке поведения и поступков ребенка? Как найти необходимые именно в данном случае средства педагогического воздействия?

В педагогики принцип индивидуального подхода должен пронизывать все звенья воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов. Сущность его выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.

Целью воспитания является воспитание гармонически развитой личности с творческим мышлением, силой воли, со стремлением ко всему прекрасному. Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения. В недавнем прошлом программы воспитания и обучения в детском саду были направлены на воспитание и обучение ребенка со средним развитием, т.е. не учитывались индивидуальные особенности детей. Антропонимы дети поражают нас своеобразием поведения, интересов, способностей, склонностей, нет совершенно одинаковых детей. Антропонимы задачи воспитания остаются неизменными для всех. Как же быть в таком случае ? С помощью индивидуального подхода мы найдем «ключ» к каждому ребенку.

Индивидуальный подход – один их главных принципов педагогики. Сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют основные моменты при осуществлении дифференцированного подхода к детям:

  • знание и понимание детей.
  • любовь к детям.
  • Основательный теоретический баланс.
  • Способность педагога размышлять и умение анализировать.

Педагог не должен забывать, что ребенок – это субъект собственного развития, он самоцелен. Но дети всегда должны чувствовать поддержку педагога.

Объект : Целенаправленный процесс воспитания детей разного возраста.

Предмет : Методы и приемы индивидуального подхода к детям в процессе воспитания в условии дошкольного общеобразовательного учреждения и семьи.

Цель исследования : Теоретически обосновать и практически подтвердить влияние индивидуального воздействия на воспитание и развитие ребенка.

Задачи :

  1. Теоретически обосновать значение и роль индивидуального подхода в воспитании и обучении детей дошкольного и школьного возраста.
  2. Раскрыть роль педагога в осуществлении индивидуального подхода.
  3. Доказать необходимость и значение единства в осуществлении индивидуального подхода в детском саду и семье.
  4. Выявить индивидуально-психологические особенности ребенка.
  5. Предложить методические рекомендации по формированию волевых проявлений с учетом темперамента..

Возрастные и индивидуальные особенности ребенка.

Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта и попытки слишком забегать вперед в воздействии на физическое, умственное и нравственное развитие ребенка, без учета его возрастных возможностей.

Индивидуальный подход в воспитании ребенка должен основываться на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей.

Научными исследованиями доказано, что существует прямая зависимость между физическим, умственным и нравственным развитием человека. Физическое воспитание тесно связано с совершенствованием органов чувств, зрения, слуха, что в свою очередь оказывает глубокое влияние на умственное развитие и формирование характера человека.

Физическое воспитание тесно связано с трудовым и нравственным воспитанием ребенка. Активность в трудовой деятельности во многом зависти от состояния его здоровья, и наоборот. Игры также содействуют развитию и укреплению таких его нравственных качеств, как воля, дисциплинированность, организованность и т.д. Нельзя не отменить также связи физического воспитания с эстетическим. Все, что является здоровым в широком смысле слова, является и прекрасным. Красивое тело, ловкие движения, правильная осанка, походка – все это признаки здоровья и следствие правильного физического воспитания.

Единство осуществления индивидуального подхода в детском саду и семье.

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения : семейное и общественное. Каждая из этих ветвей представляет собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка.

Для ребенка семья является естественной воспитывающей средой. Она накладывает свой отпечаток на его характер и поведение. В семье он получает первые уроки в познании мира и знакомится с элементарными законами жизни.

Семья во многом определяет отношение ребенка к трудовой деятельности, культуру его поведения, активность и инициативность, дисциплинированность и целый ряд других качеств личности.

Влияние семьи нередко бывает столь сильным, что создается впечатление, будто характер родителей полностью передается детям по наследству. Бесспорно, окружающая среда, в особенности условия домашнего быта, оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка. Но все же ведущим фактором во всестороннем развитии человека является воспитание. Следовательно, и в семье ребенок должен получать правильное воспитание.

В исследовании Т.А. Марковой систематизированы факторы, которые определяют силу и стойкость семейного воспитания:

  1. Воспитание в семье отличается глубоким эмоциональным, интимным характером. «Проводником» семейного воспитания являются родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие, нежность) детей к родителям.
  2. Воспитание в семье отличается постоянством и длительностью воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемостью изо дня в день.
  3. Семья обладает объективными возможностями для включения ребенка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности (бытовую, трудовую, хозяйственную, воспитательную в отношении других членов семьи и его самого).

Выражение «дети – это зеркало семьи» точно передает смысл ориентации ребенка на те духовные и моральные ценности, которые исповедует его семья. В каждой семье свои представления о добре и зле, свои приоритеты и нравственные ценности : в одной во главу угла ставят доброту, милосердие, в других, напротив, царит культ жестокости.

Подражая близким, любимым людям, следуя их «урокам жизненной философии», ребенок овладевает формами поведения, способами общения и взаимодействия с окружающими людьми.

Таким образом, современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в диапазоне ценностей, которые осваивает подрастающий человек.

Источник

В статье рассматривается сущность индивидуального подхода, как педагог решает стоящие перед ним задачи посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, с учетом его психологических особенностей и условий жизни

Сущность индивидуального подхода заключается в том, что педагог решает стоящие перед ним задачи посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, с учетом его психологических особенностей и условий жизни [1,2]

Индивидуальный подход предполагает, что педагог занимается с группой воспитанников, но при этом учитывает особенности каждого ребенка в отдельности.

Вопрос об индивидуальном подходе к детям во все времена привлекал к себе внимание многих прогрессивных педагогов. Индивидуальный подход имеет большое значение для всестороннего развития личности ребенка, уважение его неповторимости, стремление понять его сложный духовный мир, а также на гуманное отношение педагога к ребенку. Воспитание детей в дошкольном учреждении должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, инициативу, активность [4,5].

Индивидуальный подход – это работа педагога с детьми с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

При разработки образовательной программы, в соответствии с ФГОС, можно выделить один из принципов: учитывание индивидуальных образовательных потребностей ребенка; оценка развития ребенка в сравнении с самим собой, а не со сверстниками. Условия, которые предъявляет ФГОС, к индивидуальной работе в детском саду занимает значительное место и способствует выполнению ряда условий:

  • Психолого – педагогические условия – учет индивидуальных способностей ребенка по восприятию и усвоению информации, а также по психологическим характеристикам личности;
  • Материально – технические условия – оснащение группы и помощь родителей;
  • Кадровые условия – взаимодействие воспитателя с другими специалистами;
  • Требования к развивающей предметно – пространственной среде – все оборудование и материалы должны быть безопасными, полифункциональными, вариативными, трансформированными, функциональными [6,7,8].

Развитие личности требует постоянного изучения и умелого учета педагогических воздействий всех факторов [16]. Опираясь только на природные задатки, положительные средовые влияния и способности учащихся и нейтрализуя негативные влияния, воспитание в состоянии играть определенную роль в формировании личности. Обеспечивая высокий уровень развития учащихся, воспитание ни в коем случае не может допускать нивелировки и уравниловки в их личностном формировании. Его важнейшей задачей является выполнение и развитие положительного потенциала каждой личности, ее природных задатков, способностей и склонностей, которые в своей совокупности определяют формирование ее своеобразия и индивидуальности.

В основе индивидуального подхода лежит выявление особенностей каждого ребенка. У детей одного возраста много общих особенностей физического и психического развития, которые определяются как возрастные.

В зависимости от индивидуальности общие возрастные особенности ребенка проявляются по-разному. Каждый ребенок неповторим, нет двух одинаковых характеров. На характер и привычки ребенка влияют условия жизни, окружение, особенности семейного воспитания – все это обуславливает необходимость индивидуального подхода.

Отличительные возрастные особенности дошкольников выражаются в следующем [9,10,11]:

  • Эмоциональность и впечатлительность (развитие психических свойств личности);
  • Запоминание услышанного, понимание своих высказываний (развитие логического мышления);
  • Развитие и пластичность нервной системы (помогает при воспитании и обучении);
  • Склонность к повторению с постепенным нарастанием и усложнением материала (приобретение и закрепление навыков);
  • Интенсивность протекания процессов физического развития: рост, изменение пропорций тела, окостенение скелета, нарастание мышечной массы, увеличение массы мозга.
  • Развития речи и воображения; восприятия различных форм мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное); и что самое главное, для нашего исследования, развития художественных способностей.

Я.И.Ковальчук выделяет несколько условий для осуществления индивидуального подхода:

  • Сочетание индивидуального подхода к каждому ребенку с воспитанием и формированием сплоченного и жизнерадостного коллектива;
  • Взаимосвязь в воспитании ребенка, педагогов дошкольного учреждения с семьей;
  • Опора на положительные моменты в характере и свойствах личности ребенка.

Индивидуальный подход требует от педагога дошкольного учреждения любви к детям, большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях ребенка, он направлен на повышение качества освоения программы, создание имиджа группы, повышение уровня активности родителей [12,13,14].

Указывая на неповторимость индивидуальности, на необходимость дифференцированного подхода в обучении, воспитании ребенка В.Д.Еремеева и Т.П.Хризман дают педагогам некоторые рекомендации:

  • Наглядность очень важна при обучении дошкольников;
  • При неудачах не нервничать самим и не нервировать ребенка, а находить причины трудностей и смотреть с оптимизмом в будущее;
  • Не ругать ребенка обидными словами за неспособность что-то сделать или понять. Пройдет время и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать и уметь больше чем вы;
  • Хвалите ребенка за его успехи и достижения, не сравнивая с другими;
  • Следует ориентировать методику обучения на конкретную группу детей или на конкретного ребенка так, чтобы максимально раскрыть их возможности;
  • Педагогу следует быть максимально терпеливым, понимающим и мобильным, не перебивать ребенка;
  • Не обвиняйте ребенка в трудностях общения с ним, в непонимании друг друга;
  • Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь, поэтому ребенок не должен бояться ошибаться. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет инициативу;
  • Не ругайте ребенка за неумение, а попытайтесь понять природу трудностей и помогите найти пути решения проблемы;
  • Главным для педагога должно стать не столько научить чему-то ребенка, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потеряв интерес, почувствовал вкус к познанию нового;
  • Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка, не преподнося истину;
  • Признайте за детьми право на индивидуальность, право быть другим.

По мнению Е.А. Аркина в изучении индивидуальности каждого ребенка важен «интимный контакт». Под «интимным контактом» нужно понимать установление таких отношений, при которых ребенок видел бы во взрослом лицо, которое глубоко интересуется им, у которого его переживания находят искренний, живой отклик [11,14].

Индивидуальный подход на занятиях способствует раскрытию индивидуальности ребенка. По мнению Я.И. Ковальчук, технология индивидуального подхода включает в себя несколько взаимосвязанных этапов:

  1. Изучение особенностей ребенкапосредством наблюдения, специальных опросников, тестов, методик, результаты заносятся в дневник.
  2. Информация анализируется, педагог делает выводы и акцентирует свое внимание на самом важном.
  3. Проанализировав все условия, педагог намечает задачи, методы и формы работы с каждым ребенком в отдельности.
  4. После глубокого анализа можно приступать к реализации намеченных целей, к осуществлению запланированной работы на занятиях, в общении, в игре, в повседневной жизни.

Педагогу необходимо вести дневник, в котором следует описывать особенности детей и делать краткие выводы результатов наблюдения, для изучения индивидуальных особенностей детей. На каждого ребенка составляется характеристика в которую входят [1,5,8]:

  • Общие сведения о ребенке;
  • Данные о физическом состоянии;
  • Положительные проявления ребенка;
  • Отношения к коллективу;
  • Отношение к труду;
  • Особенности умственного развития;
  • Педагогические выводы.

С течением времени могут меняться факторы, воздействующие на ребенка и развитие личности, поэтому важно помнить, что такая работа должна вестись постоянно.

Положительное влияние на формирование личности каждого ребенка оказывает индивидуальный подход, если он осуществляется в определенной системе: изучение проявлений ребенка, установление причины формирования особенностей его характера и поведения, определение соответствующих средств и методов, четких организационных форм осуществления индивидуального подхода к каждому ребенка в общей педагогической работе со всеми детьми.

Индивидуальный подход к детям должен пронизывать всю воспитательную и образовательную систему: в режимных моментах, во время прогулки, в самостоятельной деятельности, ни на минуту не следует забывать, что ребенок неповторимая личность [17]. Воспитывая интерес к изобразительному искусству, следует быть особенно внимательным к каждому ребенку, уметь помочь ему, дать нужные указания, поддержать стремление хорошо выполнить работу и объективно оценить его старания. О содержании и форме замечаний воспитателя в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, о тоне этих замечаний хорошо сказала Е.А.Флерина: «Для одних детей достаточно намека, небольшого напоминания, наводящего вопроса; другие требуют обстоятельного объяснения; в отношении детей, не уверенных в себе, требуется особенно уверенный, поощряющий тон; для детей излишне уверенных в качестве своей работы, в содержании и в тоне замечаний воспитателя должна сквозить большая требовательность и критичность. При невнимательной работе, при дурном поведении ребенка тон воспитателя должен быть категорическим и требовательным» [11,14].

К сожалению, педагоги чаще всего замечают тех детей, которые обращают на себя внимание своими успехами, или на тех, которые плохо справляются с выполнением заданий. Остальные дети остаются в стороне.

К индивидуальной работе необходимо привлекать родителей. Для этого можно организовать совместные выставки «Вот мы какие»; создание рукописного журнала «Это было недавно, это было давно…»; проведение бесед и анкетирование «Какие мы родители», «Развиваем художественное творчество в семье и детском саду». Итоговой формой сотрудничества с родителями может стать «День семьи».

Таким образом, индивидуальный подход – это работа педагога с детьми с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, он имеет большое значение для формирование личности ребенка [18], он пронизывает всю воспитательную и образовательную систему. Сущность индивидуального подхода заключается в том, что педагог решает стоящие перед ним задачи посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, с учетом его психологических особенностей и условий жизни.

Источник