Индивидуальный подход к социально нравственному развитию ребенка

Индивидуальный подход к социально нравственному развитию ребенка thumbnail

Проблема социально-нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения.

Высшей ценностью нашего общества является человек. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствование личных качеств входит в круг проблем современного общества.

Существование индивидуальных различий между людьми – факт очевидный. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по-настоящему действенный процесс воспитания.

Всестороннее развитие каждого человека – программная цель нашего общества – предполагает в качестве важного условия выявление творческих потенций личности, формирование индивидуальности как высшего уровня ее развития. Каждый человек должен иметь возможности выявить, «выполнить» себя. В этом заинтересованы и отдельная личность, и все общество.

Возрастные роли человеческого фактора в развитии нашего общества поставило вопрос об «индивидуальной работе как важной форме социально-нравственного воспитания».

Индивидуальный подход никак не противостоит принципу коллективности – основному принципу не только воспитания, но и всего уклада нашей жизни. «Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни, – даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного, – является появлением и утверждением общественной жизни». Научные исследования конкретно подтвердили это положение. «Я» возможно только потому, что есть «мы».

Индивидуальный подход не есть разовое мероприятие. Он должен пронизывать всю систему воздействия на ребенка, и именно потому это общий принцип воспитания. Вместе с тем в разных сферах воспитания и обучения этот подход проявляется в разной мере.

Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранения недостатков. При умении и своевременном вмешательстве можно избежать нежелательного, мучительного процесса перевоспитания.

Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения.

Индивидуальный подход является органической частью педагогического процесса, он помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным материалом.

“Социально-нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении” Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 1998. с – 37..

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.

Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития.

Задача социально-нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности. По этому тема работы очень актуальна в настоящее время.

Исходя из актуальности проблемы, была поставлена следующая цель данной контрольной работы: проанализировать содержание и задачи нравственного и социального развития дошкольников, специфика и взаимосвязь этих важных сторон воспитания и развития

Источник

…Становление личности младшего школьника как субъекта нравственного поведения в значительной мере зависит от качественных особенностей элементов, составляющих структуру нравственных убеждений. В своих рассуждениях мы опирались на разработанную. Раевым А.И. и Матвеевой Л.А. структуру нравственных убеждений.

…Как известно в структуру любого нравственного убеждения входят интеллектуальные и эмоциональные компоненты. Так, знаниям, составляющим структуру нравственных убеждений, должен отвечать определенный уровень их осознанности человеком. Показателем осознанности знаний выступает степень адекватности их практического применения в различных по конкретным особенностям нравственных ситуациях. Обычно чем разнообразнее характер подобных ситуаций, чем шире область применения знаний, тем выше уровень их осознания, а значит, тем больше у ребенка возможностей для проявления себя как субъекта, осознанно строящего свою деятельность, поведение, способность совершать поступки не только в стереотипных условиях, но и в новых, непривычных для него нравственных коллизиях.

Читайте также:  Центр развития ребенка на добрынинской

…В основе формирующихся нравственных убеждений младших школьников далеко не всегда лежат адекватные знания, поскольку в значительной степени их социально-нравственный опыт формируется неупорядоченно. Кроме того, объективно существующие нравственные ценности преломляются через субъективные особенности личности. Если нет совпадения объективной оценки знаний , то возникают две задачи: не только привить правильные знания, но и преодолеть отрицательное влияние ложных знаний. Глубокое знание воспитанника, его индивидуальных особенностей помогает воспитателю в реализации данных задач.

Знания как компонент структуры нравственных убеждений могут иметь разный уровень обобщения. Обобщенность знаний создает благоприятные возможности для их широкого переноса в новые условия, конкретность сужает область, но облегчает сам процесс переноса, поскольку позволяет использовать знания в сходных условиях по аналогии.

Существенным в определении знаний о нравственных нормах является степень осознанности их личностью, так как внутреннее принятие нравственных принципов характеризует личность как нравственную.

Не менее сложной и значимой для становления младшего школьника как субъекта нравственного поведения является характеристика эмоционального компонента нравственных убеждений. Формируя нравственные убеждения, следует учитывать разнообразие форм, в которых может проявляться эмоциональное отношение, Обычно выделяют три таких формы: эмоциональный фон, ситуативная эмоциональная оценка и устойчивое эмоциональное отношение.

… Эмоциональный фон может быть и самым низким и самым высоким, и по отношению к различным нравственным категориям и в рамках одной нравственной нормы. Важным для определения эмоционального фона является проявление ребенком эмоций. При этом можно выявить только внешнее проявление. Но воспитателю важно узнать чем вызвано то или иное эмоциональное проявление. Для этого детям можно предложить различного рода методики, позволяющие шкалировать нравственные ситуации в наглядной форме.

Устойчивое эмоциональное отношение в структуре нравственных убеждений нам представляется особенно значимым, поскольку только в этом случае можно говорить о сформированности нравственного убеждения. Эмоциональные отношения могут быть вызваны разными объектами, так или иначе связанными с нравственной нормой и ее проявлениями. Объектом того или иного эмоционального отношения может быть определенная нравственная категория, конкретный факт нравственного поведения или личность, совершившая данный поступок

…Таким образом, формирование нравственных норм нам представляется достаточно сложным и многоаспектным процессом, в ходе которого необходимо пополнять знания детей о нравственных категориях, формировать эмоциональное отношение к ним. То есть стоит вопрос в поиске адекватных этой задаче форм и методов педагогического взаимодействия с каждым конкретным ребенком. Для этого мы хотим предложить индивидуальные программы формирования. Они являются эффективным средством развития индивидуальных возможностей детей при соблюдении следующих условий:

1. Педагогическое содержание воспитания должно быть альтернативным и отбираться в соответствии с выявленными индивидуальными знаниями о нравственных нормах и эмоциональном отношении к ним.

2. Необходимо использовать специальные методики, включающие решения нравственных задач ребенком, помогающих ему адаптироваться в современных стрессовых ситуациях и правильно выбирать способ нравственного поведения, адекватный его индивидуальным особенностям и педагогическим условиям.

3. Ставить ребенка в позицию субъекта деятельности и нравственного поведения путем включения его в различные дела с учетом его индивидуальных возможностей.

4. Постоянно реализовывать принцип единства воспитательного воздействия семьи и школы в формировании нравственных качеств личности, для чего создавать специальные индивидуальные программы, предусматривающие участие родителей в данном процессе.

Индивидуально-воспитательная программа может включать в себя следующие блоки:

6. Имеющиеся недостатки у ребенка. Это те негативные качества, мешающие ему адаптировать в социально-нравственном пространстве.

7. Проектируемые качества. В программу вносятся те нравственные качества, которые необходимо сформировать. Их следует подбирать чрезвычайно внимательно и осторожно, опираясь на жизненный опыт ребенка в решении тех или иных нравственных коллизий, условия, в которых он рос, потребности в искомых качествах. Также надо учитывать и фактор посильности для ребенка совместной индивидуальной работы по формированию качеств

8. Методы взаимодействия ребенка с воспитателями. Предполагается, что в этот блок будут вноситься только те методы, которые адекватно отражают индивидуальные проявления ребенка в области знаний о нравственных нормах и эмоционального отношения к ним. Необходимо помнить, что даже самый лучший метод не заменит систему методов.

9. Условия, обеспечивающие реализацию выбранных методов. Здесь внимание учителя-воспитателя должно быть направлено на гуманизацию педагогической среды, в которой формируется ребенок. Необходимо представлять ему только те виды нравственно окрашенной деятельности, в которой он сможет реализовать свой индивидуальный потенциал, почувствовать себя увереннее, нужнее и любимее.

Читайте также:  Программа по социально личностному развитию ребенка в доу

10. Проектируемые результаты. Безусловно, чем более тщательно учитель разработает предыдущие блоки программы, тем выше будет результат формирования «западающих» нравственных качеств. Но, проектируя результат индивидуального воздействия необходимо помнить о том, что он не всегда бывает абсолютным. Это связано, прежде всего, со сложностью структуры нравственных убеждений. (Цитаты из работы: Петрова Л.И. Индивидуальный подход к ребенку в формировании нравственных убеждений // Актуальные проблемы школьного воспитания на рубеже веков. – Липецк, 2002. С.183-190).

Источник

Консультация для родителей на тему:

«Индивидуальный подход к ребенку»

Помните, что все дети, независимо от их индивидуально- психологических особенностей развития нуждаются в целенаправленном влиянии взрослого, сознательно использующего различные методы и приемы для формирования определенных черт характера ребенка. У всех дошкольников воспитывают устойчивые нравственные чувства, нравственные мотивы поведения, послушание и любознательность, активность. Однако в воспитании детей с различными индивидуальными особенностями важно опираться на положительные особенности высшей нервной деятельности, изменяя при этом нежелательные их проявления.

Так, у подвижных, уравновешенных детей особое внимание обращают на воспитание устойчивых интересов, устойчивых нравственных мотивов поведения. Если эта задача воспитания будет решаться правильно, то у ребенка появится терпеливость, упорство, которого до сих пор не было, и умение доводить начатое дело до конца, даже если оно ему не интересно. Воспитание нравственных чувств позволит ребенку сознательно выполнять правила и требования взрослых, предупредит развитие таких качеств, как легкомыслие и самоуверенность.

Воздействие взрослого формируют у ребенка умение сознательно оценивать свои поступки с точки зрения их нравственности. Если отец готовит ужин, то он может сказать сыну: «Ты хочешь мне помочь? Мне очень нужна твоя помощь». Когда ребенок согласится, можно объяснить, для чего нужна его помощь: «Мама немного болеет. Она очень грустная сегодня. Давай сделаем ей приятное – приготовим что-нибудь! Сын с большим желанием включается в работу. Ему поручено занятие довольно однообразное – чистить вареный картофель. Он быстро охладевает к поручению и начинает отвлекаться или говорить, что хочет пойти играть. Постарайтесь удержать его, обратившись к опыту ребенка: «Вспомни, когда ты болеешь, я и мама стараемся обрадовать тебя. Мама готовит тебе твои любимые блюда. Тебе приятно бывает?» Сын вспоминает: «Мне мама готовила очень вкусные блинчики с мясом, когда я болел. Я их очень люблю». Обратитесь к нему как к взрослому, попробуйте вместе с ним вспомнить, что мама любит, и что можно быстро приготовить. Может быть, это окажется салат, а картофель для него чистит ребенок, Заканчивай скорее, мама ждет», поторапливает сына отец. Но ребенка больше привлекает игра, и он не хочет доводить начатое дело до конца. В этом случае не бойтесь показать ему свое неудовольствие или обиду. Это не должно выражаться в виде нотаций, долгого выговора. Достаточно сказать: «Если хочешь, то можешь идти играть, но ты меня обидел. Ты поступаешь сейчас очень не по-мужски».

Если сын все сделал вместе с отцом, то наградой ему будет удовольствие от работы, от дела, доведенного до конца. Да и улыбка мамы, ее благодарность

тоже ему запомнятся. Если же работа закончилась без участия сына, то во время ужина достаточно косвенной оценки (мама поблагодарит папу за внимание).

Такая неоценка работы ребенка для него особенно действенная. В следующий раз в подобной ситуации ваш сын постарается вести себя по- другому.

Подобные воздействия взрослых воспитывают у дошкольника способность к волевой регуляции, устойчивое нравственное поведение в повседневной жизни.

В воспитании детей другого типа – возбудимых, неуравновешенных – родители предупреждают их вспыльчивость, воспитывают самообладание, настойчивость, умение правильно оценивать свои силы, обдумывать решения и этапы своей деятельности.

Взрослые должны быть и требовательными и терпеливыми. Требуя от детей послушания и предупреждая вспыльчивость и упрямство, ребенку объясняют обоснованность того или иного требования, необходимость выполнения правил. Взрослые не уговаривают, а объясняют, оставаясь требовательными. Если ребенку дается поручение, он проговаривает его вслух, объясняя, что он будет делать, что ему для этого необходимо, на какие части лучше разделить поручение, чтобы его легче было выполнить, какие могут встретиться трудности и как их избежать. Не забывайте иногда подходить к нему – ребенку может понадобиться ваша помощь. Не надо бояться доверять ребенку, но следует оказывать ему и необходимую помощь. Дошкольнику можно поручить накрыть на стол, когда пришли гости; можно попросить сходить к соседям с какой-либо просьбой. Подобные поручения требуют от ребенка внешней и внутренней собранности, сдержанности, вежливости, то есть тех качеств, которых ему и не хватает; взрослые высоко оценивают именно эти качества, проявленные неуравновешенным ребенком, для того чтобы они стали устойчивыми чертами характера.

Читайте также:  Лурия речь и интеллект в развитии ребенка

Необходимы также специальные игры, направленные на развитие целенаправленного внимания и сдержанности. Такие игры часто предлагаются в литературе, их можно придумать и самим. Это могут быть упражнения с различными предметами в любой обстановке. Например, по дороге в детский сад можно поиграть в игру «Называем все вокруг», с условием, что как только встретится прохожий, нужно замолчать.

В воспитании медлительных детей особенно обращается внимание на формирование у них активности, инициативности, любознательности. У медлительных детей развивают умение быстро переключаться с одного дела на другое.

С такими детьми особенно часто совершают прогулки в парк, лес, ходят в зоопарк, цирк. Воображение медлительных детей постоянно будят, включая их во все события семейной жизни. Это способствует созданию привычки быть всегда занятым, активным. Если ребенок делает все очень медленно, важно быть терпеливым, не раздражаться. Полезно делать с ним что-то наперегонки, стараясь дать ему ограниченное время для выполнения поручения. При этом

можно отсчитывать время (например, при одевании), или напомнить ребенку о том, что собирались почитать ему книгу, посмотреть мультфильм, но из-за его медлительности можно не успеть сделать этого. У детей развивают точность, ловкость, быстроту движений. С медлительными детьми чаще играют в подвижные игры, требующие этих качеств.

Важно развивать у детей воображение, сообразительность. Рассказывая сказку, можно на каком-то месте ее прервать, а ребенку предложить продолжить. На прогулке ребенок рассказывает о лесе. Вернувшись с прогулки, он может вспомнить, какую птицу видел в лесу и т.д.

Научите ребенка выражать свои чувства: пожалеть, порадоваться за другого, предложить свою помощь. Для этого обращается внимание на эмоциональные проявления взрослых в семье, персонажей книг и телевизионных фильмов. Ребенок должен уметь вовремя предложить свою помощь. Напомните ему, как это делает папа. Подобные навыки общения облегчат ему вхождение в новый коллектив сверстников, сформируют в нем общительность и доброту.

В воспитании чувствительных, ранимых детей строго соблюдают режим дня, дают малышу только посильные задания и вовремя помогают ему.

Обращения к ребенку отличаются особой чуткостью, мягкостью, ровным, доброжелательным тоном, доверием к его силам и возможностям. Если что-то поручается, то следует помнить, что ему нужно время на подготовку рабочего места, что поручение будет выполняться очень тщательно. Поэтому не следует раздражаться, если ребенок будет обращать внимание на мелочи.

У ранимых детей воспитывают веру в свои силы, инициативность, самостоятельность, общительность. При посторонних нельзя обращать внимание на проявления застенчивости или неправильные действия ребенка. В воспитании не применяются строгие наказания или угроза наказанием в ответ на неуверенность, неправильные действия ребенка. Нельзя запугивать чувствительных детей – им и так свойственна боязливость, страх перед новым. Необходимо учить их преодолевать чувство страха. Если ребенок боится темноты, надо вместе с ним войти в темную комнату и включить свет. Затем ребенок сделает это один, а взрослый будет где-то рядом. Полезно провести это в игровой форме (например, в игре «Разведчики»). Воспитывая смелость, нужно учить малыша преодолевать свой страх. Если он испугался ползущей по земле гусеницы, возьмите ее в руки, пусть он потрогает ее в ваших руках, пусть возьмет в свои. Одобрите его действие: «Ты молодец, не испугался, ты смелый». Вы увидите радость маленького человека, преодолевшего свой страх, свою неуверенность. Чтобы эта неуверенность исчезла совсем, он должен почувствовать, что вы с пониманием, чутко отнесетесь к нему и в том случае, если он сделает что-то не так; что вы не станете его ругать и говорить: «Вот всегда у тебя так». Если по-доброму относиться к ранимому ребенку, его неудачам, то со временем, благодаря терпеливости и доброжелательности взрослого, его опережающей высокой оценке смелости, самостоятельности ребенка, у дошкольника, у дошкольника появляется уверенность в своих силах, он становится общительным и доверчивым.

Источник