Индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития

Индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития thumbnail

Принцип первый – единство коррекции и развития. Это значит, что решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка.
Принцип второй – единство возрастного и индивидуального в развитии. Это означает индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития. Коррекционная работа предполагает знание основных закономерностей психического развития, понимание значений последовательных возрастных стадий для формирования личности ребенка. Существуют возрастные ориентиры нормального развития. Под нормальным развитием понимают гармоничное психическое развитие, соответствующее возрасту. Такая ориентировочная возрастная норма в значительной степени обусловлена культурным уровнем и социально-историческими требованиями общества. Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития. Понятие “психологический возраст” было введено Л.С. Выготским. Это “тот новый тип строения личности, ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход развития в данный период”.
Таким образом, при оценке соответствия уровня развития ребенка возрастной норме и формулировании целей коррекции необходимо учитывать следующие характеристики:
1) Особенности социальной ситуации развития (например, изменение типа образовательного или воспитательного учреждения, круга общения ребенка, включая сверстников, взрослых, семейное окружение и т.д.).
2) Уровень сформированности психологических новообразований на данном этапе возрастного развития.
3) Уровень развития ведущей деятельности ребенка, ее оптимизация.
Кроме понятия “возрастная норма” психологу приходится встречаться с понятием “индивидуальная норма”, которая позволяет наметить в пределах возрастной нормы развития программу оптимизации развития для каждого конкретного клиента с учетом его индивидуальности и самостоятельного пути развития.
Принцип третий – единство диагностики и коррекции развития. Принцип отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога. Задачи коррекционной работы могут быть поняты и поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, который определяется исходя из зоны ближайшего развития ребенка. Коррекция и развитие взаимообусловлены. Деятельность, направленную на решение задач психологической коррекции, можно назвать диагностико-коррекционной или диагностико-развивающей работой. Подробно рассмотренный в трудах Д.Б. Эльконина, И.В. Дубровиной и др., этот принцип является основополагающим всей коррекционной работы, так как эффективность коррекционной работы на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей диагностической работы.

Принцип четвертый – деятельностный принцип осуществления коррекции. Данный принцип определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, выбор средств и способов достижения цели, тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей. Деятельностный принцип основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития, что на каждом этапе существует так называемая ведущая деятельность, в наибольшей степени способствующая развитию ребенка в данном периоде онтогенеза, что развитие любой человеческой деятельности (в нашем случае игры и учения) требует специального формирования (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн и др.). Суть его заключается в том, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности клиента, в ходе реализации которой создаются условия для ориентировки в трудных, конфликтных ситуациях, организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности. Коррекционное воздействие всегда осуществляется в контексте той или иной деятельности, являясь средством, ориентирующим активность.
Согласно данному принципу основным направлением коррекционной работы является целенаправленное формирование обобщенных способов ориентировки клиента в различных сферах предметной деятельности, межличностных взаимодействий, в конечном счёте в

социальной ситуации развития. Сама коррекционная работа строится не как простая тренировка навыков и умений, а как целостная осмысленная деятельность, естественно и органически вписывающаяся в систему повседневных жизненных отношений клиента.
Особенно широко в коррекционной работе с детьми используется понятие “ведущая деятельность”. В дошкольном и младшем школьном возрасте такой ведущей деятельностью является игра в различных ее разновидностях, в подростковом возрасте -общение и различного рода совместная взаимодеятельность.
Деятельностный принцип коррекции: во-первых, определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, а во-вторых, задает способы коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности путем формирования обобщенных способов ориентировки.
Отсюда принцип пятый – подход в коррекционной работе к каждому ребенку как к одаренному. Этот принцип означает, что дети, с которыми проводится психокоррекционная работа, не должны восприниматься как дети «второго» сорта. Они требуют не снисходительности, не жалости, не снижения общего уровня обучения, а коррекции своего развития до оптимальной нормы.

Читайте также:  Формирование ребенка в утробе матери по неделям развитие плода

Источник

Бугулиева Зарина Витальевна

Основные подходы и принципы организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО.

В настоящее время в соответствии с новыми утвержденными Федеральными Государственными Образовательными Стандартами дошкольного образования, которые учитывают образовательные потребности и особенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), происходит переосмысление и продуманность содержания коррекционной работы [6].

Содержание коррекционно-развивающей работы в соответствие с ФГОС ДО направлено на создание системы комплексной помощи детям в освоении основной образовательной программы, необходимой коррекции недостатков в развитии детей, их социальную адаптацию и комплексную подготовку воспитанников к школе.

Проблемы организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР изучались такими отечественными учеными как Г.А. Волкова [1], Н.С. Жукова [2], Е.М. Мастюкова [5], Л.Н. Ефименкова [3], А.В. Ястребова [10], Г.В. Чиркина [9], Т.Б. Флерина [8] и др.

Система коррекционно-развивающей работы в ДОО складывается из:

1. Коррекционно-психологической работы, осуществляемой педагогом-психологом.

2. Коррекционно-логопедической работы, осуществляемой учителем-логопедом.

Коррекционно-развивающая работа включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

1. Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с отклонениями, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им коррекционной помощи в условиях детского сада.

2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в условиях ДОО.

3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность психологического сопровождения детей и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий воспитания, обучения, коррекции, развития и социализации воспитанников;

4. Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей со всеми участниками образовательного процесса – воспитанниками, их родителями, педагогическими работниками [7].

Более подробно необходимо рассмотреть коррекционную работу с детьми с нарушениями речи.

В дошкольном учреждении должен функционировать логопедический кабинет, целью работы которого является оказание необходимой коррекционной помощи детям в возрасте от 5 до 7 лет с фонетическими, фонематическими, фонетико-фонематическими и общими нарушениями речи.

В логопедическом кабинете должна осуществляться квалифицированная профилактическая, коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими нарушения и дефекты речи, а также страдающими различными формами патологии речи, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.

В ДОО для работы с детьми должна быть составлена адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Программа должна быть спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов воспитанников, определять цель, задачи, принципы и подходы, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса дошкольного образования.

Программа должна определять содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья и направлена на создание в учреждении специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса [6].

Основными направлениями и задачами коррекционно-развивающей работы для детей с ограниченными возможностями здоровья являются:

1) формирование положительного отношения к педагогу;

2) формирование первичных представлений о себе, других людях;

3) формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

4) стимуляция самостоятельных движений;

5) развитие двигательных действий в онтогенезе;

6) развитие мелкой моторики рук;

7) развитие коммуникативной функции (вербальная и/или невербальная коммуникация).

Принципы организации коррекционно-развивающей работы с дошкольниками:

-единства диагностики и коррекции. Наблюдение за динамикой развития ребенка с ОНР в условиях целенаправленной коррекционной работы имеет важное значение для определения путей, методов и конкретного содержания на различных этапах обучения и воспитания;

-этиопатогенетического подхода, с помощью которого определяется этиология, механизмы и структура дефекта при том или ином уровне ОНР, что является основой для выбора оптимальной коррекционно-развивающей программы;

-комплексного подхода. Диагностическая часть программы включает медицинское, психологическое, педагогическое, логопедическое исследования ребенка с ОНР, что позволяет прогнозировать его дальнейшее развитие в условиях адекватной педагогической коррекции;

Читайте также:  Игры для личностного развития ребенка в доу

-динамичного изучения (характер совместной деятельности ребенка со взрослым при усвоении новых способов, действий позволяет определить зону ближайшего развития, а значит и обучаемость);

-качественного анализа результатов обследования. Применение критериально-ориентированных методик позволяет определить уровень речевого развития детей с ОНР;

-единства коррекции и развития. Это значит, что решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка. В качестве основных условий развития можно назвать следующие:

а) максимальная реализация возрастных возможностей ребенка,

б) развитие индивидуальных особенностей ребенка,

в) создание благоприятного, эмоционального положительного фона, который определяется, прежде всего, продуктивным общением;

-единства возрастного и индивидуального в развитии ребенка. Это означает индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития;

-деятельностный принцип осуществления коррекции. Этот принцип определяет выбор средств, путей и способов достижения поставленной цели. Деятельностный принцип основан на признании того, что именно активная деятельность ребенка является движущей силой развития, что ведущая деятельность в наибольшей степени способствует развитию ребенка [4].

Таким образом, можно судить о том, что программа должна определять содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья и направлена на создание в учреждении специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Список использованных источников:

  1. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи / Г.А. Волкова. СПб.: Детство-пресс, 2007. 144 с.

  2. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург, 2006. 316 с.

  3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников (Дети с общим недоразвитием речи). – М., 2005.

  4. Левина Р.Е. Характеристика ОНР у детей / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина. М.: Просвещение, 2009. 159 с.

  5. Мастюкова Е.М. Этиология нарушений речи. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 2004.

  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования № 1155 от 17.10.2013 г.

  7. Филичева Т.Б. Дети с ОНР. Воспитание и обучение / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. М.: Изд.-во ГНОМ и Д, 2000. 128 с.

  8. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. – М., 2001. – с. 27.

  9. Чиркина Г.В. Обследование звуковой стороны речи //Методы обследования нарушений речи у детей. – М: АРКТИ, 2002. – С. 42-77.

  10. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.: Аркти, 2000.

Источник

В данной статье дано определение понятию «психолого-педагогическая коррекция», выделены основные принципы психокоррекционной работы, рассмотрены направления, формы и методы коррекционной работы а также критерии эффективности коррекционных мероприятий.

Расширение сферы психолого-педагогической коррекции обусловлено новыми целями и задачами образования, связанными с усилением инновационных педагогических процессов, стремлением к максимальному развитию интеллектуального творческого потенциала у детей.

Д.Б. Эльконин говорил: «процесс развития есть, в известном смысле, необратимый процесс, здесь невозможны рекламации – нельзя возвратить юношу в школу для доделки, доразвития. Поэтому так важно заметить начальные формы отступления от хода нормального развития ребенка. Контроль динамики психического развития детей, обучающихся и воспитывающихся в учебно-воспитательных учреждениях, позволяет своевременно прибегнуть к коррекции развития с целью создания оптимальных возможностей и условий для подтягивания слабых и средних учащихся до уровня сильных, наиболее развитых, а также для дальнейшего развития учащихся, обнаруживающих особые способности».

Существуют различные трактовки понятия психологическая коррекция, но большинство ученых склоняются к данному: «Психологическая коррекция — это психологическое воздействие на структуру психической деятельности с целью исправления или ослабления дефектов в развитии». По данному нами определению психологической коррекции можно понять, что главной задачей коррекционно-педагогической деятельности является преодоление, исправление определенного недостатка который присущ ребенку а также успешная адаптация данного ребенка в социум. [3,с.144]

В современном обществе основные принципы психокоррекционной работы, строятся на изученных в отечественной психологии положениях о том, что личность – это – полная психологическая структура, которая сформирована в ходе человеческой жизни, на основе ассимиляции им общественных форм сознания и поведения (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).

Данных принципов 6,ознакомимся с ними лучше:

Принцип первый – единство исправления и развития. Это означает, что решение о потребности коррекционной работы принято только на основе психологического и педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка.

Читайте также:  Центр развития ребенка в надыме

Принцип второй – возрастное единство в развитии. Это означает индивидуальный подход к ребенку в контексте его развития возраста.

Принцип третий – единство диагностики и коррекции развития. Проблемы исправительной работы могут быть поняты и помещены только на основе всей диагностики и оценки следующего вероятностного прогноза развития, которое является определенным происхождением зоны следующего развития ребенка. Исправление и развитие взаимосвязаны.

Принцип четвертый – принцип деятельностного внедрения коррекции. Этот принцип определяет выбор средств, путей и способов достижения цели. Этот принцип признает, что энергичная деятельность ребенка – движущая сила развития, принимает выполнение психологии и педагогической исправительной работы через организацию соответствующих видов деятельности ребенка в сотрудничестве со взрослым.

Принцип пятый – подход в исправительной работе каждому ребенку относительно его одаренности. Этот принцип означает, что дети, с которыми выполнена психоисправительная работа, не должны быть восприняты как дети “второго” класса. Они требуют не снисходительность, не жалеют, не уменьшаются в общем уровне обучения и исправлении развития к оптимальной норме.

Принцип шестой – исправление “сверху вниз” (Л.С. Выгоцкого). В центре внимания учителя – психолога – “завтрешнее развитие” ребенка и основным содержанием исправительной деятельности является создание “зоны следующего развития учеников”, если цель исправления “снизу” является осуществлением и фиксацией уже достигнутым ребенком, то исправление принципом “сверху вниз” имеет продвигающийся характер и базируется как психологическая и педагогическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологического нового роста. [1,с.324]

В психокоррекционном процессе существуют следующие направления работы:

  • корректирующее воздействие на ребенка средовыми факторами (природными, социальными), т.е. «терапия средой»;
  • организация учебного процесса (его коррекционная направленность);
  • специальный подбор культурно-массовых и оздоровительных мероприятий;
  • психогигиена семейного воспитания.

Данные направления ученые рассматривают виде следующих тактических шагов:

  1. улучшение достижений сенсомоторного развития;
  2. исправление отдельных сторон умственной деятельности;
  3. развитие главных мыслительных процессов;
  4. развитие различных типов взглядов;
  5. исправление нарушений в развитии эмоциональной и личной сферы;
  6. разработка речи, справляясь с оборудованием речи;
  7. расширение идей мира вокруг и обогащения словаря;
  8. исправление отдельных промежутков в знании.

Рассматривая психокоррекциооный процесс, не стоит забывать и о методах данной деятельности, которые играют очень важную роль. Их разделяют на группы:

Экспериментальные методы.

  1. естественный – наиболее продуктивный и распространенный эксперимент в детской психологии. Используется при исследовании всех психических процессов и свойств личности дошкольника и школьника.
  2. формирующий эксперимент приводит к возникновению у ребенка новых психических качеств или к изменению ранее существовавших.

Беседа и другие методы опроса. Никогда не применяется к изучению ребенка только один какой-либо метод. Опрос методов, которые дают шанс установить, как ребенок понимает это или ту ситуацию, что он думает о ней, как он рассматривает определенные события, окружающих людей, и т.д. часто используется. Среди такого – разговор. Он может быть выполнен в индивидуальной либо групповой форме.

Изучение продуктов деятельности. Анализ продуктов деятельности детей дает ценную информацию о внутреннем мире ребенка, его отношения к окружающей среде, на особенностях его восприятия и других сторонах менталитета. Детские рисунки, в которых существенных информативных процессах, творческих способностях ребенка его личность в целом изучены, особенно продуктивно используются. [4,с.123]

В зависимости от характера диагностики и направленности коррекции выделяют такие ее формы:

как симптоматическая и каузальная (Д.Б.Эльконин).

  • Первая направлена непосредственно на устранение симптомов отклонения в развитии,
  • вторая – на ликвидацию причин и источников этих отклонений
  • лекционно-просветительная,
  • консультативно-рекомендационная.

Также в коррекционной деятельности выделяют критерии эффективности проведенных мероприятий:

  1. выраженная информативная деятельность ребенка;
  2. участие в жизни класса;
  3. интерес родителей в специальной литературе;
  4. способность ребенка применить соответствующие способы психологической защиты;
  5. адекватный уровень притязаний (адекватная реакция ребенка на неуспех или похвалу, быстрая адаптация к новым ситуациям, самостоятельность) [2,с.64]

Таким образом, на основе проанализированного материала, можно сделать вывод о том, что психологическая коррекция – это устранение какого-либо дефекта у ребенка, реабилитация данного ребенка и успешная адаптация его в социуме. Также, психокоррекционную работу применяют в ситуациях преодоления различного рода затруднений, которая обеспечивает, в конечном итоге полноценное функционирование индивида.

Источник