Индивидуальный подход к физическому развитию ребенка
Фитилева Ирина Геннадиевна
Консультация «Индивидуальный подход к физическому развитию ребенка»
КОНСУЛЬТАЦИЯ:
«ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ РЕБЕНКА»
Индивидуальный подход предполагает осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. Суть этого подхода составляет гибкое использование различных форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому ребенку. При организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми согласно принципу индивидуального подхода необходимо учитывать возрастные, половые особенности детей, их физическое и психическое развитие, уровень двигательной активности. Педагогическое взаимодействие с каждым ребенком, строится на основе полученных в ходе диагностики данных об уровне здоровья, физической подготовленности и развития.
В существующих условиях (большое число детей в группах) реализация индивидуального подхода сильно затруднена. Осуществлять педагогический процесс с учетом индивидуальных особенностей детей возможно, только группируя детей по каким-либо из этих особенностей. Такой подход часто называют индивидуально-дифференцированным, хотя по своей сущности он соответствует просто дифференцированному.
Дифференцированный подход – это целенаправленное педагогическое воздействие на группы дошкольников, которые существуют в сообществах детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным качествам детей. Такой подход позволяет разрабатывать методы воспитания не для каждого ребенка в отдельности, а для определенных категорий.
В физкультурно-оздоровительной работе данный подход представляет собой форму организации оздоровительных мероприятий, при которой педагог изучает, анализирует и классифицирует различные данные по заболеваемости, физическому развитию и подготовленности детей, выделяя наиболее общие, типичные черты, характерные для данной группы детей, и на этой основе определяет стратегию своего взаимодействия с группой и конкретные задачи воспитания.
Для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в оздоровительной работе с детьми крайне важна информация о состоянии здоровья. О состоянии здоровья детей судят на основе данных медицинских осмотров и анализа медицинских карт.
В первую подгруппу входят дети первой группы здоровья, имеющие средний и высокий уровни двигательной активности и хорошую физическую подготовленность. Дети этой подгруппы быстрее усваивают задания, таким детям свойственна решительность, самостоятельность и активность. Им достаточно 1-2 показа упражнений и они могут быть образцом для детей 2 подгруппы, но они быстро выполняют упражнения, при этом страдает качество. Этим детям можно увеличить нагрузку и темп.
Вторую подгруппу составляют дети второй и третьей групп здоровья (часто болеющие дети, дети, имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения, с низким уровнем двигательной активности и слабой физической подготовленностью. В этой подгруппы необходим замедленный показ движений и четкие объяснения. У таких детей низкий уровень скоростно – силовых качеств. Для них физическая нагрузка должна быть дозирована с учетом индивидуальных особенностей развития и здоровья.
Установление двух подгрупп дает возможность педагогу осуществлять дифференцированный подход и проводить физкультурно-оздоровительную работу, различающуюся по содержанию, методам и приемам в зависимости от подгруппы, не забывая при этом об индивидуальном подходе к каждому ребенку.
Занятия по общей физической подготовке должны быть направлены на усвоение дошкольниками обязательных жизненно важных навыков и знаний и развития у них определенного уровня физических качеств с учетом принципа индивидуализации.В процессе работы решаются следующие задачи:
– развивать детей, не усваивающих программный материал;
– исправлять дефекты осанки и стопы и улучшать физическое развитие ослабленных детей;
– активизировать малоподвижных, застенчивых детей и повышать их эмоциональный тонус, а именно, объединяются дети разных подгрупп в команды, где рядом с неуверенными детьми действуют инициативные. Застенчивые дети назначаются на роль ведущего в подвижных играх.
Индивидуализация процесса физического воспитания детей может осуществляться с учетом морфологических, психологических, психомоторных и функциональных особенностей их развития.
Индивидуальные особенности ребенка по типу высшей нервной деятельности (ВНД) необходимо знать для того, чтобы не допускать срывов нервной деятельности при овладении детьми физическими навыками. Особого внимания требуют дети “крайних” типов, “возбудимые” и “слабые”, которые чаще заболевают неврозами. Поэтому планировать занятия, виды деятельности, ориентируясь на “усредненного” ребенка, нельзя. Нужно учитывать особенности каждого ребенка и на занятиях, и вне их.
На основе наблюдений инструктор отмечает поведение, наиболее характерное для каждого ребенка. Подвижность, засыпание, переход к бодрствованию, переключаемость с одного вида деятельности на другой информируют о подвижности нервных процессов.
Методические рекомендации по осуществлению индивидуального подхода к детям с различными типами высшей нервной деятельности
1. Дети с сильными уравновешенными процессами возбуждения и торможения (сангвиники и флегматики):
– умеренно подвижны;
– одинаково охотно участвуют в подвижных и спокойных играх;
– быстро овладевают сложными движениями;
– охотнее выполняют движения в умеренном темпе;
– развитие силовых и скоростно-силовых качеств у них происходит в соответствии с возрастными нормативами.
Благодаря силе и уравновешенности нервных процессов, хорошей координации движений и развитым силовым качествам, они демонстрируют высокую способность к длительной работе умеренной интенсивности.
2. Дети с сильными, но неуравновешенными нервными процессами, с преобладанием возбуждения, так называемые “возбудимые дети (холерики):
– отличаются высоким уровнем физической работоспособности, охотнее принимают участие в подвижных играх, занимая в них командные роли;
– быстро овладевают сложными движениями;
– успешнее и охотнее выполняют упражнения скоростного характера;
– хуже, чем дети с уравновешенными нервными процессами, справляются с заданиями, требующими выносливости.
3. Дети, отличающиеся слабостью нервных процессов, “слабые дети”- меланхолики:
– отличаются низкой работоспособностью, быстро утомляются, процесс активного торможения сильно затруднен;
– двигательная активность снижена;
– предпочитают спокойные игры подвижным;
– охотнее выполняют движения в медленном темпе.
Слабость процессов возбуждения и торможения, недостаточный уровень развития силы и быстроты являются причиной низкой работоспособности при выполнении нагрузок скоростного характера. Наиболее успешно они справляются с непродолжительными нагрузками умеренной интенсивности.
Наряду с такими видами физкультурных занятий, как учебные, игровые, сюжетные, тренирующие, существуют и полоролевые в старшем дошкольном возрасте. Структура таких занятий обычна, а содержание имеет отличия. Одним из ведущих принципов должен стать принцип двух начал в педагогическом процессе. Данный принцип подразумевает, что обучение и воспитание дошкольников отражает особенности мужественного начала у мальчиков и женственного у девочек. Педагогический процесс при таком подходе будет иметь различный стиль, различный тон, различную направленность. Для мальчиков – это развитие быстроты, физической и силовой выносливости, воспитание выдержки, смелости; для девочек – развитие чувства ритма, красоты движений, гибкости. Этот подход осуществляется через деление общей группы детей на две подгруппы, различаемых по половому признаку на время проведения физкультурного занятия. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются физические качества, которые принято считать сугубо женскими или сугубо мужскими. Идет углубление понимания половой принадлежности «Я – девочка», «Я – мальчик», развитие представлений детей об отличительных признаках поведения и деятельности женщины и мужчины. Эта позиция проявляется в выборе вида двигательной деятельности, соответствующей полу ребенка.
На таких занятиях используются следующие
методические приемы для учета половых особенностей дошкольников:
1. Различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек (например, мальчики работают на рукоходе, а девочки – с лентами).
2. Различия в дозировке (например, девочки отжимаются 5 раз, а мальчики 10 раз).
3. Различия по времени (например, девочки прыгают через скакалку 1 минуту, мальчики 1,5 минуты).
4. Различия в подборе оборудования (например, девочкам легкие гантели, а мальчикам более тяжелые).
5. Различия в обучении сложным двигательным движениям (существует ряд упражнений, которыми мальчики овладевают легко, в то время как у девочек они вызывают значительные трудности и требуют большего времени для овладения ими (например, метание на дальность легче дается мальчикам, и наоборот, прыжки на скакалке – девочкам). Это требует от специалиста по физическому воспитанию разных методических подходов: например, разное число повторений, выбор подводящих и подготовительных упражнений, использование вспомогательного оборудования и т. п.
6. Пространственные ориентировки (например, мальчикам отдается большая часть зала по сравнению с девочками, т. к. для них характерно дальнее зрение, а для девочек ближнее).
7. Распределение ролей в подвижных играх (например, мальчики – медведи, а девочки – пчелки).
8. Различия в требованиях к качеству выполнения заданий (девочкам и мальчикам мы предъявляем разные требования к выполнению одних и тех же движений: от мальчиков мы требуем большей четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий, а от девочек – больше пластичности, выразительности, грациозности).
9. Расстановка и уборка снарядов (девочки всегда расставляют и убирают только мелкий, легкий инвентарь, а мальчики группкой в несколько человек – тяжелое оборудование).
10. Различия в оценке деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как. Для мальчиков слово «молодец» эмоционально значимо, а для девочек следует подбирать слова с более сильным эмоциональным компонентом («Ты лучшая в этом движении», «Ты была похожа на балерину», «У тебя очень мягкие движения рукой, кистью», «У тебя самое бесшумное приземление».).
11. Чаще напоминаем мальчикам о способах выполнения, о требованиях к качеству, так как они больше нуждаются во внимании при «шлифовке» отдельных элементов, техники, чаще приходится использовать помощь в плане тактильно-мышечных ощущений.
12. В работе с девочками чаще прибегаем к образцу, имитации, словесным указаниям.
13. Акцентирование внимания детей на мужские и женские виды спорта.
Следует помнить, что необходимо учитывать не только половые, но и индивидуальные особенности, склонности и интересы детей, так как иногда девочки проявляют способности к упражнениям с видимой «мальчишеской» направленностью, и наоборот. Поэтому педагог не должен подавлять стремление детей заниматься определенным видом двигательной деятельности. Половая принадлежность не должна использоваться в качестве довода против какой-то двигательной деятельности.
Учитывая разделительную тенденцию, надо проводить тематические игры с подгруппами детей.Для мальчиков: «Отважные путешественники», «Охотники», «Юные матросы», «Разведчики», «Строители».Для девочек: «Из жизни цветов», «Хозяюшки», «Кошечки», «Кукольный магазин», «Танцуют все» и др. Подобный подход и в подвижных играх: например, для мальчиков «Водолазы», «Пожарные», «Автогонщики».Для девочек: «Пчелки», «Бабочки», «Рыбки», и т. д.
В своей работе надо стремиться найти рациональные формы организации жизни детей в дошкольном учреждении, обеспечить и мальчикам, и девочкам оптимальные, комфортные условия для их развития. Ориентироваться на реализацию принципа природосообразности, дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, учета их психофизиологических особенностей, интересов и полоролевых предпочтений. Дошкольный возраст – наиболее благоприятный для формирования полоролевого поведения ребенка. Занятия физическими упражнениями должны занимать в процессе формирования личности ребенка, где учитываются его особенности и пол, одно из ведущих мест, так как имеют большие возможности в формировании мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Учет полоролевых особенностей дошкольников позволит педагогу, организующему их двигательную деятельность, добиться высоких результатов, не нарушая ход становления личности, заложенный природой.
Источник
«Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры развития физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирования предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста…»
Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 N 273-ФЗ
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет первостепенную задачу – охрану и укрепление физического и психического здоровья дошкольников, в том числе их эмоционального благополучия.
Для родителей нет большей радости, чем здоровый, нормально развивающийся ребенок.
На современном этапе развития педагогической науки реализация индивидуально-дифференцированного подхода считается необходимым условием решения многих педагогических задач, в том числе и в физкультурно-оздоровительной работе дошкольного учреждения.
Индивидуальный подход предполагает осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. Суть этого подхода подразумевает гибкое использование различных форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому ребенку.
Дифференцированный подход – это целенаправленное педагогическое воздействие на группы дошкольников, которые выделяются педагогом по сходным индивидуальным качествам детей. Такой подход позволяет разрабатывать методы воспитания не для каждого ребенка в отдельности, а для определенных категорий.
Следовательно, в качестве основных направлений реализации индивидуально – дифференцированного подхода можно выделить:
1. Достигнутый ребенком уровень физического развития, его гармоничность.
2. Уровень иммунитета (частота и длительность инфекционных и соматических заболеваний)
3. Проблемы со здоровьем (наличие или отсутствие приобретенной или наследственной патологии)
4. Гендерные различия
5. Уровень двигательной активности
6. Степень физической подготовленности.
Для реализации индивидуально – дифференцированного подхода при организации физкультурно-оздоровительной работы в условиях группового воспитания рационально распределять детей на две подгруппы, учитывая при этом три основных показателя:
1. состояние здоровья, под которым понимается уровень функционирования всех органов и систем организма; отсутствие заболеваний; способность адаптироваться в необычных условиях окружающей среды; высокая трудоспособность;
2. уровень физической подготовленности, под которым понимается характер освоенных навыков основных видов движений, состояние физических качеств;
3. уровень двигательной активности – это объем, продолжительность, интенсивность и содержание движений.
В первую подгруппу входят дети первой и второй А групп здоровья, имеющие средний и высокий уровни двигательной активности и хорошую физическую подготовленность.
Вторую подгруппу составляют дети второй Б и третьей групп здоровья (часто болеющие дети, дети, имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения), с низким уровнем двигательной активности и слабой физической подготовленностью.
Установление двух подгрупп дает возможность педагогу осуществлять дифференцированный подход и проводить физкультурно-оздоровительную работу, различающуюся по содержанию, методам и приемам в зависимости от подгруппы, не забывая при этом об индивидуальном подходе к каждому ребенку.
Немало важной составляющей индивидуально – дифференцированного подхода является планирование образовательной деятельности с учетом гендерных особенностей детей, для которых занятия физическими упражнениями можно вести по таким направлениям, как:
• подбор упражнений,
• нормирование физической нагрузки,
• участие детей в играх и соревнованиях,
• их двигательные предпочтения,
• взаимодействие в процессе выполнения физических упражнений,
• подбор инвентаря и оборудования,
• диагностика физического состояния.
Для организации и проведения физкультурных занятий с учетом индивидуального подхода предлагается использовать следующие варианты двигательной деятельности:
– занятие всей группой, где часть заданий для девочек и мальчиков имеют отличия – в подготовительной и заключительной части занятий дети выполняют упражнения все вместе, а в основной они делятся на подгруппы;.
все дети занимаются вместе, а некоторые упражнения мальчики выполняют с отягощениями, учитывая исходные положения и дозировку.
– “интегрированный вариант” проведения занятия.
которые требуют разных методических подходов при работе с мальчиками и девочками или тематические занятия, где двигательная деятельность носит ярко выраженный полоролевой характер.
На занятиях этого типа детям предъявляются разные требования к выполнению одних и тех же движений: четкость, ритмичность, затраты дополнительных усилий – для мальчиков; пластичность, выразительность, грациозность – для девочек. При разработке комплексов упражнений учитываются двигательные предпочтения мальчиков (бег, метание предметов в цель и на дальность, лазанье) и девочек (упражнения с мячом, скакалкой, обручем и т.д.).
Еще один критерий индивидуально-дифференцированного подхода к детям в процессе физического воспитания – это уровень двигательной активности. Несоответствие режима двигательной активности возрастным физиологическим возможностям и потребностям детей приводит к гиподинамии, что может повлечь негативные изменения в детском организме. Главной задачей дифференцированного подхода к детям по уровню двигательной активности является вовлечение малоподвижных детей в активную двигательную деятельность и переключение гиперактивных детей на более спокойную деятельность, чаще всего требующую внимания и сосредоточенности.
Чтобы дети были здоровы, необходимо научить их осознанному отношению к своему здоровью и воспитывать в них потребность к здоровому образу жизни. Главная роль в этом принадлежит их родителям (законным представителям), которые имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими участниками образовательных отношений. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
Поэтому важно наладить тесное взаимодействия между родителями и педагогами для успешной реализации индивидуального подхода в физическом воспитании дошкольников.
Источник