Индивидуальный план речевого развития ребенка
Дети с ОНР III уровня зачисляются в группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на два года обучения, в течение которых учитель-логопед проводит с ними фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия на основе составленных планов фронтальной, подгрупповой и индивидуальной работы на учебный год. Планы индивидуальной работы учитель-логопед разрабатывает не реже одного раза в год. При этом необходимо учитывать уровень речевого и общего развития, индивидуальные особенности детей. Основная задача индивидуальных логопедических занятий – формирование звуковой стороны речи: постановка отсутствующих звуков, коррекция произношения искаженных и дифференциация смешиваемых звуков. При необходимости на индивидуальных занятиях проводится работа по формированию лексико-грамматического строя речи, связного высказывания. А также по развитию психологической базы речи.
Планы индивидуальных занятий учитель-логопед составляет на основании индивидуального плана коррекционного развития ребенка. При планировании индивидуальных занятий учитываются структура речевого дефекта, возраст ребенка, его индивидуально-личностные особенности.
1. Формирование полноценной звуковой стороны речи.
2. Развитие фонематического восприятия, слуха и навыков звукового анализа.
3. Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи.
4. Развитие связной речи.
5. Развитие внимания, памяти, мышления.
Направления (вид) коррекционной работы
Содержание коррекционной работы
Развитие общей и мелкой моторики
Совершенствование статической и динамической организации движений.
Развитие артикуляционной моторики
Подготовка артикуляционных укладов нарушенных звуков через упражнения артикуляционной гимнастики.
Развитие мимической мускулатуры
Нормализация мышечного тонуса, формирование объема и дифференциации движений мышц лица.
Развитие просодической стороны речи
Развитие голоса, физиологического и речевого дыхания, темпа речи и мелодико-интонационной окраски.
Коррекция звукопроизношения
Постановка звуков Ш, Ж,Ч, Щ; С, Сь, З, Зь, Ц; Л, Ль; Р, Рь; Й; К, Кь; Г, Гь; Х, Хь; Т, Ть; Д, Дь.
Автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях, тексте;
Дифференциация поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, тексте со сходными по артикуляционным и акустическим признакам.
Коррекция слоговой структуры слова
1.Двухсложные слова из открытых слогов.
2.Трёхсложные слова из открытых слогов.
3.Односложные слова.
4.Двухсложные слова с закрытым слогом.
5.Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова.
6.Двухсложные слова из закрытых слогов.
7.Трёхсложные слова с закрытым слогом.
8.Трёхсложные слова со стечением согласных.
9.Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом.
10.Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных.
11.Односложные слова со стечением согласных в начале или середине слова.
12.Двухсложные слова с двумя стечениями согласных.
13.Трёхсложные слова со стечением согласных в начале и середине слова.
14.Многосложные слова из открытых слогов.
Развитие фонематического слуха, восприятия и навыков языкового анализа и синтеза
Обучение определению заданных звуков в ряду других звуков, слогов, слов; выделению ударного гласного в начале слова и согласного в конце слова; определению места звука в словах. Деление слов на слоги, предложений на слова. Звуковой анализ небольших слов; составление слов из заданных звуков; определение ударного слога.
Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи
Экспрессивная речь. Работа над обобщающими понятиями, называние времён года и профессий; подбор существительных по темам. Предметный словарь: называние детёнышей, малознакомых предметов. Частей тела и предметов. Словарь прилагательных: называние прилагательных по цвету, форме, качеству материала, подбор прилагательных к существительным, подбор синонимов, притяжательные прилагательные. Глагольный словарь: подбор глаголов к существительным, глаголы прошедшего времени, совершенный вид глагола, возвратные глаголы. Подбор антонимов. Импрессивная речь. Различение уменьшительно-ласкательных форм слова, приставочных глаголов, предложно-падежных конструкций. Грамматический строй речи. Образование множественного числа существительных, существительных с уменьшительно-ласкательным значением, употребление существительных в косвенных падежах, согласование прилагательных с существительными, существительных с числительными, образование глаголов множественного числа и приставочных глаголов, употребление предложно-падежных конструкций.
Развитие связной речи
Обучение составлению предложений, пересказу, составлению описательных рассказов, по серии сюжетных картин и по сюжетным картинам.
Развитие внимания и памяти, мышления
Развитие свойств произвольного внимания: объёма, устойчивости, распределения, переключаемости.
Развитие памяти: зрительной, слуховой, двигательной; объёма и долговременности.
Развитие мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, абстрактно-логического.
1. Гомзяк О.С. Организация логопедической работы с детьми 5-7 лет с ОНР III уровня. – М.: изд-во ГНОМ, 2013
Источник
Индивидуальный план речевого развития на 20__-20___ учебный год ребенка старшей логопедической группы _____________________________________________________________________
В соответствии с особенностями структуры речевого нарушения и по результатам диагностики планируются следующие направления логопедической работы по периодам: I период (сентябрь, октябрь, ноябрь), II период (декабрь, январь, февраль), III период (март, апрель, май). Планируемая работа отмечена знаком (+) :
Направления коррекционной работы
I
II
III
I.Развитие слухового и зрительного внимания и памяти
1.Развитие внимания к неречевым звукам
2.Воспитание слухового внимания при восприятии тихой и громкой речи
3.Развитие чувства темпа, ритма, слухового внимания, сосредоточенности
4. Воспитание слухового внимания к речи, развитие слухоречевой памяти
5.Воспитание зрительного внимания и памяти
II. Развитие активного словаря
1.Формирование слов с правильным воспроизведением ударного слога и интонационно- ритмического рисунка
2.Работа над слоговой структурой слова:
а) восприятие и воспроизведение ритмов (на материале звукоподражаний и простых усвоенных слов);
б) произношение слогов в чистоговорках
в) выделение и отстукивание ритма детских песенок
3. Развитие словаря существительных
4. Формирование глагольного словаря: активное усвоение инфинитива и повелительного наклонения глаголов
5. Пополнение активного словаря прилагательных
6.Введение в речь местоимений, наречий, числительных, предлогов, союзов.
III. Развитие грамматического строя речи
1.Дифференциация форм единственного и множественного числа существительных
2. Отработка существительных в Винительном падеже единственного числа
3. Образование Родительного падежа существительных со значением отсутствия
4. Образование и различение глаголов настоящего времени
5. Согласование прилагательных с существительными мужского и женского рода в Именительном падеже единственного числа. Построение словосочетаний
6.Употребление предлогов
7. Правильное употребление местоимений с предлогом
8.Обучение изменению числа существительных, местоимений, глаголов
IV. Развитие диалогической речи
1.Формирование простого предложения в упражнениях:
а) ответы на вопросы по картинке
б) Объединение усвоенных слов в двухсловных предложениях
2. Развивать умение отвечать на вопросы по демонстрации действий, по картинкам
3. Развивать умение отвечать на вопросы по прочитанному
4. Развивать умение заканчивать фразу (игра « Подскажи словечко»)
5. Заучивание сказок и стихотворений (с опорой на картинки)
V. Коррекция звукопроизношения
Звук ….. и его мягкий вариант
-выработка воздушной струи и необходимых движений губ и языка
-вырабатывать умение изолированного произношения звука
-автоматизация звука в словах и словосочетаниях
-улучшение звукопроизношения через увеличение активного словаря ребенка
Звук ….. и его мягкий вариант
-выработка воздушной струи и необходимых движений губ и языка
-вырабатывать умение изолированного произношения звука
-автоматизация звука в словах и словосочетаниях
-автоматизация звука в словах и словосочетаниях
-улучшение звукопроизношения через увеличение активного словаря ребенка
Звук ….. и его мягкий вариант
-выработка воздушной струи и необходимых движений губ и языка
-вырабатывать умение изолированного произношения звука
-автоматизация звука в словах и словосочетаниях
-автоматизация звука в словах и словосочетаниях
-улучшение звукопроизношения через увеличение активного словаря ребенка
Звук ….. и его мягкий вариант
-выработка воздушной струи и необходимых движений губ и языка
-вырабатывать умение изолированного произношения звука
-автоматизация звука в словах и словосочетаниях
-автоматизация звука в словах и словосочетаниях
-улучшение звукопроизношения через увеличение активного словаря ребенка
Звук ….. и его мягкий вариант
-выработка воздушной струи и необходимых движений губ и языка
-вырабатывать умение изолированного произношения звука
-автоматизация звука в словах и словосочетаниях
-автоматизация звука в словах и словосочетаниях
-улучшение звукопроизношения через увеличение активного словаря ребенка
Звук ….. и его мягкий вариант
-выработка воздушной струи и необходимых движений губ и языка
-вырабатывать умение изолированного произношения звука
-автоматизация звука в словах и словосочетаниях
-автоматизация звука в словах и словосочетаниях
-улучшение звукопроизношения через увеличение активного словаря ребенка
VI. Дифференциация звуков на слух и в собственной речи
Вырабатывать умение различать сохранные звуки
Вырабатывать умение различать поставленные звуки
VII. Развитие дыхательной и голосовой функции
1.Выработка правильного диафрагмального дыхания
2. Развитие длительного ротового выдоха
3. Формирование длительного речевого выдоха
VIII. Гимнастика мимической мускулатуры
1.Гимнастика жевательно-артикуляционных и мимико-артикуляционных мышц
2.Артикуляционная гимнастика языка
3. Артикуляционная гимнастика для губ и щек
4. Гимнастика для развития мелкой моторики рук
IX. Развитие языкового анализа, синтеза и представлений
1.Совершенствование умения выделять первый и последний звук в слове
2.Определять последовательность и количество звуков в слове
3.Вырабатывать умение подбирать слова с заданным звуком, его позицией в слове и количеством звуков
4. Выполнять звуко-слоговой анализ слов
5. Определять количество, последовательность и место слова в предложении
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Учитель-логопед:____________________________Арнаутова Л.В.
Источник
Ф.И. ребенка: ___________
Обращённую речь понимает.
Полиморфное нарушение звукопроизношения – межзубный сигматизм (С, С᾿, З, З᾿, Ц), ротацизм (Р, Р᾿).
Слоговая структура сложных слов нарушена (перестановка, пропуск слогов).
Фонематический слух нарушен. Не может повторить ряд оппозиционных слогов близких по звучанию как простых, так и сложных по артикуляции.
Фонематические функции не сформированы. Путает понятия звук и слог. Не может определить последовательность и количество звуков в слове. Не способна придумать слово на заданный звук.
Словарный запас беден. В речи много аграмматизмов. Допускает множество ошибок в словоизменении (в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падеже, согласовании существительных и числительных) и словообразовании (образовании слов, относительных и притяжательных прилагательных).
Связная речь плохо сформирована. Испытывает трудности при составлении рассказа по серии сюжетных картин. Не может выложить картинки по смыслу. Составляет рассказ из 2-ух, 3-х предложений по наводящим вопросам. В рассказе присутствуют аграмматизмы.
Этапы работы
Направления работы
Коррекционно-речевые задачи
Рекомендованные игры и задания
Подготовительный этап
(октябрь)
Сенсорное развитие
- Развивать органы чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус).
- Закрепить знание основных цветов и оттенков,форме и величине предметов, обогатить представления о них.
- Упражнения в узнавании, классификации, сравнении, цвета, формы, величины предметов, геометрических фигур.
- Использовать телесно-ориентированные упражнения, глазодвигательные упражнения, релаксационные упражнения, растяжки, самомассаж, элементы психогимнастики.
Развитие психических функций
- Развивать все виды восприятия, учить воспринимать и учитывать при сравнении предметов признаки, воспринимаемые всеми органами чувств.
- Совершенствовать, характер и содержание способов обследования предметов, способность обобщать.
- Развивать все виды внимания, память, стимулировать развитие творческого воображения, исключать стереотипность мышления.
- Рекомендуемые игры и упражнения: «Где постучали?», «Угадай, чей голосок», «Улиточка», «Лягушка», «Улавливай шепот», «Где поет птичка?», «Жмурки с колокольчиком», «Найди бубенчик», «Поймай барабанщика», «Сложи радугу», «Теплые и холодные цвета», «Цветные колпачки», «Чудесный мешочек», «Что в мешочке» и т. п
Развитие мелкой моторики
- Развивать мелкую моторику рук и совершенствовать графические навыки.
- Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам I периода обучения).
- Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).
- Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.
- Печатание пройденных букв в тетради.
- Использовать пальчиковую гимнастику по всем лексическим темам и при знакомстве с изучаемыми буквами.
- Использование массажных упражнений.
- Выкладывать изображения и буквы с помощью спичек, верёвочки, природных материалов.
- Использовать пальчиковую гимнастику, по всем лексическим темам, кинезиологические пальчиковые упражнения («кулак-ребро-ладонь» и пр.) и при знакомстве с изучаемыми буквами.
- Лепка, аппликация, рисование.
Развитие общих речевых навыков
- Вырабатывать чёткие, координированные движения органов речевого аппарата.
- Формировать правильное речевое дыхание.
- Работать над постановкой диафрагмального дыхания.
- Работать над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.
- Артикуляционная гимнастика.
- Дыхательная гимнастика.
Основной этап
Коррекция звукопроизношения
- Разрабатывать речевой аппарат, подготовка его к постановке звуков.
- Сформировать правильное произношение и первоначальное закрепление неправильно произносимых звуков и отсутствующих в произношении звуков (индивидуальная работа).
- Автоматизировать звуки в слогах, словах, предложениях, словосочетаниях, связной речи.
- Проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики.
- использовать элементы биоэнергопластики
- Постановка свистящих звуков.
- Автоматизация свистящих звуков.
- Постановка Р,Р᾿.
- Автоматизация Р,Р᾿.
Работа над слоговой структурой слова
(индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребёнком звуков)
- Учить говорить слова сложной слоговой структуры сначало изолировано, потом в словосочетаниях, потом в предложениях, соблюдая последовательность и количество слогов, интонационно правильно оформляя их.
- Выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трех слогов; подбирать слова заданным количеством слогов.
- Плавно переключаться со слога на слог.
- Плавно произносить стечения согласных в рамках одного слога.
- «Наращивать» слова.
- Произносить слова со стечением согласных.
- Делить слова на слоги, подсчитывать слоги, называть 1-ый, 2-ой, 3-ий и пр. слог в слове.
Развитие фонематического слуха и навыков языкового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте
- Развивать слуховое внимание на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки).
- Развивать слуховое внимание на материале гласных звуков.
- Развивать слуховое внимание на материале согласных звуков.
- Знакомить с буквами.
- Формировать умение осознанно читать слоги, слова, предложения, тексты с изученными буквами.
- Знакомство с гласными звуками [а], [у], [о], [и], [ы], [э],
- Анализ и синтез звукосочетаний из 2-3 гласных звуков (ау, уа, оуа и др.).
- Выделение гласного в начале слова (Аня), в конце слова (пила), в середине односложных слов (шар, бык, стол и т.п.).
- Подбор слов на гласные звуки.
- Знакомство с согласными звуками. Совершенствование умения выделять звук из ряда звуков, на фоне слога, слова.
- Знакомство с понятиями: «гласный звук» и «согласный звук», «звук» и «буква», «твёрдый согласный звук» и «мягкий согласный звук».
- Выделение изучаемых согласных звуков из слова (начало, конец, середина).
- Определение последовательности звуков в слоге, слове.
- Определение количества звуков в слоге, слове.
- Определение ударнозо слога, звука в слове.
- Составление звуко-слоговой схемы слов.
- Выкладывание слогов, слов из букв, чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами.
- Совершенствование умения «печатать» буквы, слоги, слова, предложения с пройденными буквами.
- Закрепление умения выкладывать буквы из палочек, кубиков, мозаики, шнурочка; лепить их из пластилина; узнавать буквы с недостающими элементами или «зашумленные» буквы; различать правильно и неправильно «напечатанные» буквы.
- Читать слоги, слова, предложения, тексты с изученными буквами.
- Закрепление знания известных детям правил правописания.
- Формирование умения решать кроссворды, разгадывать ребусы, читать изографы.
Развитие словаря
- Расширять, уточненять и активизировть словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.
- Упражнять в словоизменении.
- Упражнять в словообразовании.
- Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами
- Обогащение экспрессивной речи сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами и словами-синонимами.
- Расширение представления о переносном значении и активизация в речи слов с переносным значением.
- Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными.
- Дальнейшее овладение приставочными глаголами .
- Практическое овладение всеми простыми предлогами и сложными предлогами.
- Обогащение экспрессивной речи за счет имен числительных, местоименных форм, наречий, причастий.
Совершенствование грамматического строя речи
- Формировать грамматические категории имён существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, числительных, наречий (по лексическим темам)
- Формировать навыки правильного согласования имён существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, числительных, наречий.
- Формировать навыки грамматически правильного составления предложений.
- Формировать навыки анализа предложений и составления графических схем предложений.
1. Совершенствование умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже по всем изучаемым лексическим темам (заморозок — заморозки, гриб — грибы, береза — березы, яблоко — яблоки).
2. Закрепление умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами по всем изучаемым лексическим темам (дрозда, дрозду, дроздом, о дрозде; у конюшни, по конюшне, над конюшней, в конюшне; жуков, жукам, жуками, о жуках; у белок, по белкам, над белками, о белках).
- Совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами по всем изучаемым лексическим темам (листочек, картошечка, пальтишко; кругленький).
- Формирование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами (медведище, головища) и суффиксами единичности (горошинка, клюквинка).
5. Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным (косой заяц, голубая стрекоза, длинноногие журавли; быстрая, проворная, стремительная ласточка).
- Закрепление умения образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах (собираться, притаиться; улетает, улетел, улетит).
- Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растёт, яблоки растут).
- Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.
- Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои.
- Согласование числительных два и пять с существительными.
- Совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.
- Совершенствование навыков составления и использования сложносочиненных предложений и сложноподчиненных предложений с придаточными времени и причины (Мы пошли кататься с горки, когда закончился снегопад. Девочки намочили рукавички, потому что лепили снеговика.)
- Закрепление навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с простыми предлогами (со зрительной опорой и без нее) и навыка составления графических схем предложений.
Развитие связной речи
1. Составлять простые распространённые предложения.
2. Обучать задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.
3. Обучать составлению описательных рассказов по лексическим темам.
4. Работать над диалогической речью (с использованием литературных произведений).
5. Обучать пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ).
- Формирование желания рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях. Развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения.
- Совершенствование навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко.
- Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану.
- Совершенствование навыка пересказа сказок и небольших рассказов по заданному или коллективно составленному плану. Обучение пересказу с изменением времени действия и лица рассказчика.
5. Совершенствование навыка составления рассказов по серии картин и по картине по заданному или коллективно
составленному плану.
Источник