Индивидуальный план ребенка на развитие памяти

Индивидуальный план ребенка на развитие памяти thumbnail

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа

на развитие внимания, памяти, мышления

Занятие 1. Формирование мыслительных операций «анализа» и «синтеза»

Упражнение 1.Детей обучают составлению геометрических фигур или образных изображений из геометрических фигур.

Упражнение 2. Игра «Что нарисовал художник». 

Детям раздаются предметные картинки, подобранные либо по лексическим темам (фрукты, игрушки) либо в произвольном порядке. Каждый ребёнок рассказывает об изображённом предмете, выделяя его свойства и признаки. Первоначально предмет называется, затем просто перечисляются его признаки, а дети отгадывают предмет.

Упражнение 3. «Картинки».

Детям предлагается составить сложные изображения из разрезных картинок. Например: собрать картину «пароход причаливает к пристани». Один ребёнок собирает из разрезных картинок пароход, другой – пристань. Затем изображения объединяются. Эту игру мы можем использовать для развития речи: выполнив задание, дети составляют предложение: «Пароход причаливает к пристани». Можно предложение распространить: «Красивый белый пароход причаливает к пристани».

Занятие 2. Формирование мыслительной операции «сравнение».

Упражнение 1. «Найди игрушку».

Ведущий расставляет игрушки в ряд, участнику необходимо найти одинаковые игрушки в группе. 2 вариант – В полотняный мешочек кладут несколько предметов, например, 2 катушки, пуговицу, резиновую игрушку, ложку. Ребёнку предлагается на ощупь определить, что это за вещи, описать их и подумать, есть ли среди них одинаковые.

Упражнение 2. «Различия».

Первоначально, подбираются предметы, отличающиеся одним признаком (например, мячи разного цвета). Дети отвечают на вопросы: чем похожи игрушки? Чем они не похожи? Постепенно дети научатся сравнивать предметы, отличающиеся двумя или более признаками. Например, сравнивать два грузовика, отличающихся по размеру, цвету кабины и кузова; сравнивать двух кукол, отличающихся размером, цветом платья.

Например, детям предлагается сравнить:

         Кошку и собаку;

         Ромашку и василёк;

         Ромашку и одуванчик;

         Ёлку и берёзу;

         Жука и божью коровку и т.д.;

Упражнение 3. «Похож – не похож».

Цель: учить детей сравнивать предметы, находить в них признаки различия и сходства, узнавать предметы по описанию.Ход игры: Дети садятся в круг. Каждому ребёнку предлагается задумать два предмета, и вспомнить, чем они похожи и чем отличаются, рассказать об этом другим детям, а они отгадают эти предметы. Например, ребёнок говорит: «Ползли два жука. Один маленький,  красный, с чёрными точечками, а другой большой, коричневый. Один не жужжит, другой жужжит сильно (божья коровка и майский жук) и т.д.

Занятие 3. Формирование мыслительных операций  «обобщение» и «классификация».

Упражнение 1. «Чудесный мешочек».

В мешочек опускаются кружочки разного цвета. Дети достают по одному кружочку, называют его цвет: «У меня красный кружок, у меня жёлтый кружок, у меня зелёный кружок». Все кружочки выставляются на доске. Дети отвечают на вопрос: «Что у меня выставлено на доске?» (Круги).

Упражнение 2.  «Подарки детям».

Детям приходит посылка с игрушками одинакового цвета. Игрушки раздаются детям, дети их рассматривают, затем отвечают на вопрос: «Чем похожи ваши подарки?»

Упражнение 3.  «Поможем Незнайке».

К детям приходит Незнайка и приносит их дома свои игрушки. Он говорит, что ему надоели, потому что он не знает, что с ними делать. Игрушки раздаются детям,  и им предлагается рассказать о каждой игрушке и ответить на вопрос, что с ней можно делать? Все дети говорят, что с ними можно играть. Логопед говорит: «Ребята, вы сказали, что со всеми этими предметами можно играть, значит, это всё… (игрушки). Что же принёс нам Незнайка? (игрушки).

Упражнение 4. Игра «Назови предметы одним словом». 

Задание для ребёнка: «Я тебе назову много предметов, а ты мне ответишь, как их можно назвать одним словом». Перечисляются следующие группы предметов:

         Лошадь, корова, овца, свинья;

         Волк, лиса, медведь, заяц;

         Капуста, картофель, свёкла, помидор;

         Пальто, шарф, куртка, свитер;

         Туфли, сапоги, кроссовки, тапочки;

         Суп, гуляш, каша, кисель;

         Липа, берёза, ель, сосна;

         Автомобиль, трактор, трамвай, метро;

Занятие 4. Формирование мыслительной операции «конкретизация».                                  

Упражнение 1. «Назови три предмета».

Правила игры: детям предлагается поймать мяч и на одно слово педагога подобрать три, подходящие к нему. Например, к слову мебель –диван, стол, кровать и т.д.

Упражнение 2. «Птицы (звери, рыбы)».

Игра проводится с мячом. Ведущий бросает мяч и говорит: «Вот птица. Что за птица?» Ребёнок ловит мяч и отвечает: «Воробей». Затем бросает другому ребёнку: «Вот птица, что за птица?» – «Синица». Повторяться нельзя. Аналогично играют с названием зверей, рыб, насекомых.

Упражнение 3. «Кому что нужно?».

Педагог называет детям профессию. А дети  перечисляют предметы, необходимые для работы. Например: «Сапожник: гвозди, молоток, кожа, сапоги, ботинки…»

Упражнение 4. «Кто назовёт больше предметов».

Игра проводится аналогично (с мячом), дети называют то, что изготовлено на заводе (фабрике), что пекут на хлебозаводе, что выращивают колхозники.

Занятие 5. Развитие логического мышления.

Упражнение 1.  «Составь предложение».   

Цель упражнения – развитие способности у детей быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов.Детям предлагается придумать три слова, не связанные по смыслу, например «озеро», «карандаш» и «медведь». Затем дается задание – составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными («Медведь опустил в озеро карандаш»), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере») и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»).

Упражнение 2. «Исключение лишнего».

Задача, которую необходимо выполнить ребенку состоит в исключении одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных.

Берут любые три слова, например: «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово, «лишнее», не обладающее этим общим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное – больше признаков, объединяющих оставшуюся пару слов и не присущих исключенному, лишнему.Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно поискать нестандартные и в то же время очень меч кие решения. Побеждает тот, у кого ответов больше.

Эта игра развивает способность не только устанавливать неожиданные связи между разрозненными явлениями, но легко переходить от одних связей к другим. Игра учит также одновременно удерживать и поле мышления сразу несколько предметов и сравнивать их между собой. Немаловажно, что игра формирует установку на то, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы предметов, и поэтому не стоит ограничиваться одним единственным «правильным» решением, а надо искать целое их множество.

Читайте также:  Всестороннее развитие ребенка по фгос

Упражнение 3. «Способы применения предметов».

Называется какой-либо хорошо известный предмет, например «книга». Задача ребенка — назвать как можно больше различных способов ее применения: книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и так далее. Побеждает тот, кто укажет большее число различных функций предмета.

Занятие 6. Развитие словесно-логического мышления

Упражнение 1. «Расставь события по порядку».          

Я ложусь спать; я обедаю; я смотрю телевизор; я чищу зубы; я играю в футбол и т.д. Листья опадают; распускаются цветы; идет снег; созревает клубника; улетают перелетные птицы и т.д.Через год; позавчера; сегодня; завтра; месяц назад и т.д.

Упражнение 2. «Время и антивремя». 

Каждому из участников предлагается описать какое-либо событие: экскурсию, вчерашнее происшествие, кинофильм и т.п. Сначала – правильно, а затем — задом наперед, от конца к началу.

Упражнение 3. «Назвать одним словом серию картинок».

После воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе.

«Послушайте слова и назовите только те из них, которые обозначают домашних животных»:

         лиса, волк, собака, заяц;

         лошадь, теленок, лось, медведь;

         белка, кошка, петух;

         сарай, корова, коза, овца.

«Послушайте  слова.   Какие  из  них  обозначают транспорт?»:

         грузовик, метро, самолет, скамейки;

         автобус, дорога, вертолет, машина;

         поезд, дом, пароход, магазин;

Занятие 7. Формирование пространственных представлений.

Упражнение 1. «Расположение». 

Работа начинается перед зеркалом с анализа расположения частей лица по параметрам:

         выше всего:…;

         ниже всего:…;

         выше, чем…;

         ниже, чем… .

В соответствии с этими представлениями в работу вводятся предлоги: «над», «под», «между»:

         что находится над?…

         что находится под?…

         что находится между?…

Упражнение 2. «Угадай часть тела и запомни ее название».

Ребенка сажают лицом к зеркалу и говорят: «Посмотри, потрогай глаза, нос, лоб…; потрогай стопу, колено; посмотри на…; потрогай пальцы, локоть, плечо…».Затем выполнение этих действий переносится на взрослого: «Покажи, где у меня глаза, нос, лоб, плечи, локоть…». Затем ребенок закрывает глаза,  и все эти задания повторяются. При выполнении задания  ребенок называет ту часть тела, которую трогает он или взрослый, или показывает, затем все эти задания повторяются на кукле, потом на картинке. Ребенок сидит лицом к зеркалу, обводит контур лица, глаз, носа, затем пальцем обводит контур изображения лица на кукле, картинке.

Упражнение 3. «Путаница». 

Взрослый намеренно показывает не те движения илиместо на теле, которые называет. Ребенок должен исправить ошибки  взрослого. Затем упражнения выполняет сам ребенок: он показывает  упражнение другим детям и контролирует их выполнение.

Занятие 8. Упражнения на расслабление мышц тела.

Упражнение 1. «Разминка пальцев рук».

Сжимание и разжимание большого мяча между ладонями и в пальцах рук, а так же при вращении мяча (повторит 4 раза).Сжимание массажного мяча между ладонями (пальцы обеих рук сцеплены в замок) и  разжимание мяча ладонями, не расцепляя пальцев рук (повторить 5 раз). Затем пальцы разжимаются, и мяч вращается между ладонями круговыми и прямыми движениями (повторить 5 раз).  Сжимание резиновых колец сначала одной рукой, потом другой и разжимание под счет” раз, два” (повторить 5 раз).  

Сжимание и разжимание гимнастических мячей двумя руками, локти которых стоят на столе при следующем положении пальцев: мячи лежат на больших пальцах правой и левой руки и прижимаются сверху остальными пальцами (повторить 4 раза). Прокатывание игольчатого мяча по ладоням и тыльной стороне руки по очереди. Прокатывание пружинного кольца по пальцам правой (левой) руки по счет.

Упражнение 2. «Погладим котенка».

Плавные движения рук, имитирующие соответствующие действия; выполняются сначала одной, потом другой рукой (от 3 до 5 раз). “Веселые маляры” – синхронные движения кистей рук вверх  – вниз (влево – вправо)  с одновременным подключением кистевого замка. “Курочка пьет воду” – локти опираются  на стол, пальцы сложены в виде клюва, ритмичные наклоны рук вперед с подключением кистевого замка. “Качаем лодку” – пальцы сложены вместе, плавные движения рук в горизонтальном направлении. “Стряхни воду” – потрясти кистями рук, как бы стряхивая капельки воды.

Упражнение 3. «Расслабляемся».

“Человечек” – указательный и средний палец “бегают” по столу. “Слоненок” – средний палец выставлен вперед, указательный и безымянный “идут” по столу, большой палец лежит на мизинце. “Елка” – ладони развернуть от себя, пальчики пропустить между собой (пальцы расположены под углом друг к другу), пальчики выставить вперед, локти к телу не прижимать.

Занятие 9. Упражнения на развитие памяти.

Упражнение 1. «Магазин».  

Вы можете послать ребенка в «магазин» и попросить запомнить все  предметы, которые надо купить. Начинают с 1-2 предметов, постепенно увеличивая их количество до 5-7. В этой игре полезно менять роли: и взрослый, и ребенок по очереди могут быть и дочкой  (или сыном), и мамой (или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Магазины могут быть разными: «Булочная», «Молоко», «Игрушки» и любые другие.

Упражнение 2. «Восстанови слово».

Ребенку зачитываются 5-7 слов, не связанных между собой по смыслу: корова, стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова. Затем ряд читается заново с пропуском одного из слов. Ребенок должен назвать пропущенное слово. Вариант задания: при повторном прочтении можно заменить одно слово другим ( из одного семантического поля, например корова – теленок; близким по звучанию, например стол- стон); ребенок должен найти ошибку.

Упражнение 3. «Повтори и продолжи». 

Ребенок называет какое-нибудь слово. Следующий участник игры повторяет это слово и добавляет новое. Таким образом, каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце новое слово. Варианты игры: составление рядов из слов одной обобщающей группы,например: ягоды, фрукты, животные, мебель, посуда и т.д.; из определений к существительному, например: «Арбуз, какой?» Ответы: «Зеленый,  полосатый, сочный, сладкий, большой, тяжелый, вкусный и т.д.». Более  сложным является задание  на составление связного рассказа, когда каждый из участников, повторяя предыдущие предложения, добавляет свое.

Занятие 10. Формирование внимания. 

Упражнение 1. «Стоп-упражнения».

Ребенок свободно двигается под музыку, делает какие-либо упражнения и т.д. По условному сигналу он должен замереть и держать позу, пока психолог не предложит ему продолжить. По этому же принципу построены известные упражнения «Море волнуется», «Замри – отомри» и др.

Упражнение 2. «Зеваки». 

Дети идут по кругу. По сигналу (звонок, хлопок, свисток, колокольчик и т.п.) все останавливаются, делают три хлопка и поворачиваются кругом, затем продолжают движение.Крайне важны упражнения на переключение, на преодоление стереотипа. Детям даются два-три условных сигнала, на которые они, быстро переключаясь, должны ответить соответствующим действием.

Упражнение 3. «Условный сигнал». 

Выполняя какое-либо действие (двигаясь, рисуя, участвуя в беседе и т.д.) и услышав условный сигнал, дети должны (на каждом занятии выбирается что-то одно): посмотреть по сторонам и сказать, что изменилось в комнате (классе), встать и пробежать по кругу, проговорить скороговорку и т.д.

Читайте также:  Развитие правильной речи ребенка важное условие успешного обучения в школе

Упражнение 4. «Четыре стихии». 

Дети сидят (стоят) в кругу. Психолог договаривается с ними, что, если он скажет слово земля, все должны опустить руки вниз (присесть; произнести слово, относящееся к земле, например трава; изобразить змею). Если сказано слово вода, надо вытянуть руки вперед (изобразить волны, водоросли; сказать водопад и т. п.); при слове воздух — поднять руки вверх (встать на носочки; изобразить полет птицы; сказать солнце); при слове огонь — произвести вращение рук в лучезапястных и локтевых суставах (повернуться кругом; изобразить костер; сказать саламандра и т.п.).

Источник

Департамент образования и науки Костромской области,

Костромской областной институт развития образования,

Кафедра теории и методики воспитания.

Программа индивидуальной работы с ребёнком

«Развитие памяти».

Автор: .

Воспитатель детского сада №40 города Костромы

город Кострома

2010 год

Актуальность программы

Память – один из важнейших психологических процессов, с помощью которого ребёнок познаёт окружающий мир. Она позволяет человеку обеспечить непрерывность психической жизни. Мы знаем, что мы живём, если помним себя. Именно память сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Любая деятельность, которая будет осваиваться ребёнком: чтение, письмо, занятие физической культурой, спортом, трудовая деятельность – основа на то, что образ воспринятого сохраняется в памяти.

Ребёнок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определённые правила поведения и начинает управлять собой. Всё это предполагает работу памяти.

В дошкольном возрасте память по скорости развития опережает другие способности. Ребёнок запоминает всё яркое, необычное, красивое, привлекающее внимание. Желание ребёнка запомнить, надо всячески поощрять, кроме того, ребёнку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильное запоминание.

Дошкольный возраст – это период непроизвольной памяти. К концу дошкольного возраста у ребёнка должны проявляться произвольные формы психической активности. Элементы произвольного запоминания – главное достижение дошкольного периода.

Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребёнок ставит перед собой цель: запомнить и вспомнить. Тот, кто быстрее запоминает, дольше помнит, легче припоминает, оказывается более приспособленным к жизни, лучше усваивает новые знания. Поэтому и надо с раннего возраста развивать память детей.

Нужно стараться при этом развивать все виды памяти: зрительную, слуховую, двигательную. Обоняние и осязание тоже помогут ребёнку вспомнить.

Психолого-педагогический портрет ребёнка.

Воспитанница старшей группы – Ангелина посещает данное учреждение четвёртый год. Ребёнок воспитывается в многодетной полной семье, у неё есть старшие брат и сестра. Семья характеризуется как положительная; однако, из повседневного общения с мамой Ангелины удалось установить, что девочке сложно запомнить последовательность действий в поручениях; а из посещений данной семьи на дому стало ясно, что ребёнку уделяется недостаточно внимания. В кругу семьи поведение и общение девочки свободное, раскрепощённое, доброжелательное. У ребёнка имеется специально отведённое место для игр и занятий.

Ситуация: Ангелина слушает поручение воспитателя внимательно, повторяя вслед за ним каждое слово. Затем говорит: «Повторите ещё раз, я не запомнила». Идёт, и через некоторое время возвращается и говорит: « Я забыла одно слово, а за ними и другие не вспоминаются». А при повторении говорит, что запомнила.

Цель программы

Создать условия для развития памяти ребёнка путём использования различных игровых средств.

Задачи программы

1.мониторинг выявленной проблемы;

2.учить определять логическую связь в действиях и событиях;

3.умение выделять главное в целом и деление целого на части (логическая цепочка);

4.активизировать все виды памяти ребёнка и монологической речи в повседневной деятельности.

Формы работы

Беседы, игры со сверстниками, чтение художественной литературы, заучивание стихов, индивидуальные занятия, участие родителей в проблемной ситуации.

Методы работы

Игровой, наглядный, словесный.

Принципы работы

1. Принцип учёта индивидуальных особенностей

2. Принцип последовательности и системности

3. Принцип комплектности мероприятий по развитию памяти

4. Принцип активного взаимодействия с педагогом.

Виды деятельности

Игровая, речевая, изобразительная, познавательная.

Обоснование содержания деятельности

1 этап: подготовительный.

Выявление причин недостаточного развития памяти у ребёнка. Беседа с родителями, выход на совместную деятельность с целью развития памяти.

На данном этапе мы провели с группой детей (10 человек) диагностику опосредованного запоминания (), и выявили двоих детей с проблемой запоминания. С этими детьми была проведена диагностика природной памяти

(ёмошкина). По полученным результатам у одного ребёнка сила природной памяти оказалась ниже среднего уровня, а у другого – на среднем уровне. Этот ребёнок и стал объектом нашей программы.

Вывод по итогам диагностики: у исследуемого ребёнка уровень памяти определяется как отношение к запоминанию, как к средству последующего успешного воспроизведения («Запомнить – это запомнить и сказать, запомнить, чтобы не забыть»).

2этап: реализация программы.

Данная программа представлена в виде ряда занятий. Они строятся на материале, доступном и близком ребёнку, связанном с актуальными для него проблемами.

Занятия проводятся два раза в месяц продолжительностью 20-25 минут. Каждый тип занятия проводится три раза: разучивание, закрепление, повторение игр с изменением наглядного материала. Каждое занятие содержит в себе:

*коллективную игру на развитие разных видов памяти

*индивидуальные игры на основе сенсорики

*пальчиковую гимнастику, основанную на взаимосвязи мыслительной и игровой деятельности

*получение задания на дом для закрепления материала.

В конце каждого второго месяца проводятся занятия « Разучи стихотворение» с использованием различных способов запоминания (мнемотаблицы, наводящие вопросы, использование ритма, заучивание в движении) с увеличением объёма и усложнением содержания.

План мероприятий по программе:

Месяц

Мероприятие: форма,

название

Задача мероприятия

Участники

Сентябрь

Мониторинговая

деятельность (метод: тестирования)

Выявить уровень памяти исследуемого ребенка

Ребенок, воспитатель

Сентябрь –

октябрь

Игровое занятие №1

Игра «Кто позвал?» Индивидуальная игра «Что изменилось?» Пальчиковая гимнастика «Пять обезьянок» Графический диктант Задание на дом

Развитие внимания, слуховой, тактильной и зрительной памяти, взаимосвязи мыслительной и игровой деятельности

Ребенок, дети, воспитатель

Октябрь

Занятие «Разучи стихотворение»

Развитие словесно – логической памяти

Ребёнок, воспитатель.

Ноябрь – декабрь

Игровое занятие № 2

1.  Игра « Узнай

партнёра?»

2.  «Разрезные картинки»

3.  «Цветные косички»

4.  Заучивание стихотворения

( по ритму)

5. Задание на дом

Развитие внимания, слуховой, тактильной

и зрительной памяти,

взаимосвязи мыслительной и игровой деятельности.

Ребёнок, дети, воспитатель.

Декабрь

Занятие

«Разучи стихотворение»

Развитие словесно – логической памяти.

Ребенок, воспитатель

Январь

Мониторинговая

Деятельность

(тестирование)

Проверить уровень памяти ребёнка

Ребёнок, воспитатель

Февраль – март

Игровое занятие № 3

1.  Игра « Мой сосед»

2.  Упражнение

« Придумай сказку»

(наводящие вопросы)

3. Игра «Кот в мешке»

4.Пальчиковая

гимнастика

«Червячки»

5. Задание на дом

Развитие внимания, слуховой, тактильной

и зрительной памяти,

взаимосвязи мыслительной и игровой деятельности.

Ребёнок, дети, воспитатель.

Март

Занятие

«Разучи стихотворение»

Развитие словесно –

логической памяти.

Ребёнок, воспитатель

Апрель – май

Игровое занятие № 4

1.  «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем!»

2.  Рисование по памяти.

3.  Пальчиковая гимнастика «Пять утят»

4.  Упражнение «Придумай загадку»

5.  Задание на дом

Развитие внимания, слуховой, тактильной и зрительной памяти, взаимосвязи мыслительной и игровой деятельности.

Ребёнок, дети, воспитатель.

Май

Занятие «Разучи стихотворение»

Развитие словесно логической памяти.

Ребёнок, воспитатель.

Май

Мониторинговая деятельность

Проверить уровень памяти исследуемого ребёнка

Ребёнок, воспитатель

Предполагаемые результаты

Ребёнок успешно осуществляет произвольное запоминание в игре, когда по ходу выполнения, взятой им на себя роли он должен удержать в памяти какое – либо поручение.

Эта лишенная смысла задача запоминания под влиянием мотивов игры становится актуальной для ребёнка и заставляет его запомнить материал произвольно.

В основе перехода от непроизвольного к произвольному запоминанию лежит повышение регулирующей роли второй сигнальной системы в поведении ребёнка.

Под влиянием жизненного опыта и воспитания дошкольник постепенно научается подчинять свои действия словесным указаниям взрослого, в частности, его требованиям запомнить тот или иной материал. Это придаёт его памяти преднамеренный, произвольный характер.

Переход от непроизвольного к произвольному запоминанию у дошкольника осуществляется не спонтанно, он определяется условиями жизни и деятельности ребёнка и, прежде всего воздействием воспитателя. Необходимо, чтобы выполнение словесного требования запомнить или припомнить какой – либо материал получило деловое подкрепление, приводило бы к достижению важного для ребёнка результата.

Такие условия создаются у ребёнка, когда затронута его эмоциональная сфера, когда он заинтересован, например, если он должен выполнить поручение взрослых или усвоить сообщаемые ему сведения.

Такие условия могут быть воспроизведены также в игре, что при ограниченных возможностях дошкольника участвовать в серьёзной практической деятельности взрослых создаёт дополнительные возможности для успешного развития и упражнения его произвольного запоминания.

Материально-техническое обеспечение

Диагностика памяти с помощью методики опосредованного запоминания ()

Нужно подобрать 10 – 15слов, которые будут предложены для запоминания детям, а также набор карточек с картинками (20 -30). Карточки не должны быть прямой иллюстрацией к запоминаемым словам.

Инструкция ребёнку: «Сейчас я буду зачитывать слова, а ты, чтобы лучше запомнить, будешь выбирать соответствующую карточку с рисунком, которая тебе поможет вспомнить названное мною слово».

Первым произносится, например слово «зима». Чтобы запомнить это слово, ребёнок должен выбрать карточку с рисунком лыжи, молоко – корова, лес – грибы и т. д.

На выбор карточки к каждому слову отводится 30 секунд. Многие дети осуществляют эту работу быстрее. После каждого выбора следует расспросить ребёнка, почему он подобрал эту карточку.

Затем следует занять ребёнка на 15 минут, какой-нибудь другой игрой. По истечении этого времени ребёнку демонстрируются картинки, которые были выбраны им для опосредованного запоминания.

Количество правильно названных слов может свидетельствовать о развитии у ребёнка логических связей в процессе запоминания.

Диагностика природной памяти ()

Исследование проводится в два этапа: подготовительный и диагностический.

Подготовительный этап. На стр.50 содержится карточка, где изображена фигура, состоящая из 3 пересекающихся линий; необходимо изготовить точно такую же карточку. Для работы потребуются: карандаши, часы с секундной стрелкой, листок чистой бумаги без клеточек и линеечек, размером 10 на15 см (размер должен совпадать с размером карточки).

Диагностический этап. После того как всё необходимое подготовлено для работы, можно начинать эксперимент. Усадите ребёнка за стол. Взрослый располагается напротив. Ребёнку следует дать чистый лист бумаги и карандаш.

Инструкция ребёнку: «Сейчас на короткое время я покажу тебе карточку, на которой нарисована фигура. Ты должен постараться её запомнить и нарисовать. Если сразу не запомнишь, не расстраивайся, я покажу, её ещё раз и буду показывать до тех пор, пока ты не запомнишь и не нарисуешь эту фигуру. О том, что я сейчас покажу карточку, буду предупреждать словом «Внимание!» После того как я уберу карточку, ты можешь начинать рисовать».

Ребёнок после каждой экспозиции карточки рисует на новом листе бумаги. Карточка по 2 секунды показывается до тех пор, пока рисунок испытуемого не будет напоминать оригинал.

В правильном рисунке должны быть соблюдены:

– приблизительно размеры фигуры,

– наклон фигуры,

– количество линий и количество их пересечений.

Чтобы сделать вывод о силе природной памяти ребёнка, необходимо подсчитать суммарное время запоминания фигуры. Оно будет равняться 2 сек. умноженное количество показов карточки.

Оценка результата:

а) Если на запоминание потребовалось 10 секунд и менее, то это говорит о сильной природной памяти ребенка;

б) Если на запоминание потребовалась от 12 до 30 секунд – природная память средней силы;

в) Если же полученный результат оставляет более 32 секунд, то сила природной памяти ниже среднего;

Игры, используемые в работе.

1.  «Кто позвал?»

Дети стоят в кругу. Один из играющих встаёт в центр и закрывает глаза. Ведущий подходит и притрагивается к кому – либо из участников игры. Тот громко называет имя водящего. Ведущий спрашивает: «Кто позвал тебя?». Ребёнок, стоящий в кругу, называет имя товарища. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побывают в роли отгадывающего. Игра способствует сближению детей, развивает внимание, память, упражняет слуховой анализатор.

2. «Что изменилось?».

Предложить ребёнку картинку с изображением:

Рыбка

Карандаш

Кисточка

Карандаш

а затем показать другую с изображением:

Рыбка

Рыбка

Карандаш

Кисточка

и спросить что изменилось?

3. «Графический диктант»

Предложить ребенку рассмотреть карточку с изображенными на ней геометрическими фигурами, за тем убрать ее и попросить ребенка воспроизвести рисунок в тетради.

4. «Разрезные картинки»

(СКЛАДЫВАНИЕ РИСУНКА ИЗ ЧАСТЕЙ).

Берётся любая открытка (можно использовать изображение неживого мира) и разрезается на две равные части. Ребёнка просят составить её. Другая открытка разрезается на четыре части и т. д. Выполняя задание, ребёнок ориентируется на рисунок, изображённый на открытке. Мозаики и пазлы помогают детям соотносить форму и цвет.

5. «Цветные косички»

Упражнение служит для закрепления знания цвета, развитие воли, тонкой моторики. Ребёнку показывают, как сделать из ниток цветные косички для тряпичной куклы или для «оживления» рисунка человека.

6. «Мой сосед»

Дети должны посмотреть друг на друга, обратить внимание на одежду, причёску, глаза. Затем кто-то один из группы закрывает глаза, ему задают вопросы: Кто одет в синее платье? Какого цвета глаза у соседа? И т. д.

7. «Кот в мешке»

Выбрать с закрытыми глазами игрушку в мешке на ощупь (тактильная чувствительность) и назвать её.

Индивидуальный план ребенка на развитие памяти

Индивидуальный план ребенка на развитие памяти

Индивидуальный план ребенка на развитие памяти

Индивидуальный план ребенка на развитие памяти

Индивидуальный план ребенка на развитие памятиИндивидуальный план ребенка на развитие памяти

Индивидуальный план ребенка на развитие памяти

Источник

Читайте также:  Бюлер к очерк духовного развития ребенка м 1930