Индивидуальный план развития ребенка в начальной школе
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №40
с углубленным изучением отдельных предметов г.Чебоксары»
Программа
индивидуального развития младшего школьника
«Я – перспективная личность»
Из опыта работы
классного руководителя
3в класса МОУ «СОШ №40»
Даниловой Ларисы Яковлевны
Чебоксары- 2011 год
ПРОГРАММА
ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Центральной фигурой учебно-воспитательного процесса является личность ученика. Личность возникает в результате культурного и исторического развития. Быть личностью – это значит иметь активную жизненную позицию, постоянно строить себя и других. Помочь в становлении личности учащегося должны учителя, администрация, психолог, педагоги дополнительного образования. Общая цель их усилий – целенаправленно обеспечить возрастное развитие ученика с учетом его природных способностей, возможностей, индивидуальных склонностей и устремлений.
Цель программы:
- формирование здоровой, компетентной, социально активной личности,
имеющей определенную гражданскую позицию.
Задачи:
1. Создание благоприятных условий для самовыражения и развития творческого потенциала ученика, повышение его общественного и личностного статуса;
2. Формирование культуры межличностных отношений и совместной деятельности;
3. Воспитание гражданских и нравственных качеств, развитие творческого мышления, необходимого для практической деятельности, познания, ориентации в окружающем мире;
4. Воспитание человека гуманного, толерантного, сочетающего в себе любовь к людям, ко всему живому, милосердие, доброту.
Для достижения цели воспитательная работа строится по следующим направлениям:
1. «Интеллект»
Вид работы классного руководителя:
- формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования
Формы внеклассной работы:
интеллектуальные конкурсы, викторины;
интеллектуальные бои, ранги, дебаты.
2. «Здоровье»
Вид работы классного руководителя:
- показать значимость физического и психического здоровья
Формы внеклассной работы:
спортивные конкурсы, спартакиады, марафоны;
Беседы, дискуссии по следующим темам: «Спорт в моей жизни», «Спорт в нашей семье», «Что значит здоровый образ жизни» и др.;
дни здоровья.
3. «Гражданин»
Вид работы классного руководителя:
- формирование у учащегося соответствующих знаний о праве, правовых нормах
Формы внеклассной работы:
Конкурсы, викторины по правовой тематике;
4. «Общение»
Вид работы классного руководителя:
- передача учащему знаний, умений и навыков социального общения людей .
Формы внеклассной работы:
тематические классные часы, интерактивные игры по проблеме «Общение»;
Тренинги общения учащихся и их родителей;
Праздники, конкурсы, дебаты.
5. «Нравственность»
Вид работы классного руководителя:
- помочь учащемуся осознать нравственные нормы и правила.
Формы внеклассной работы:
Тренинги нравственного самосовершенствования;
классные часы по теме нравственность.
6. «Досуг»
Вид работы классного руководителя:
- создание условий для проявления учеником инициативы и самостоятельности, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Формы внеклассной работы:
Посещение разных кружков;
Посещение театров, музеев, выставок;
Празднование памятных дат календаря.
7. «Экология»
Вид работы классного руководителя:
- формирование экологического мировоззрения.
Формы внеклассной работы:
Благоустройство нашей улицы;
Работа на пришкольной территории, на клумбах;
Изготовление скворечников, кормушек.
8. «Семья»
Вид работы классного руководителя:
- максимальное сближение интересов родителей и учителей по формированию развитой личности.
Формы внеклассной работы:
Тематические классные часы, посвященные семейным корням «Откуда начинается мой род»;
Дни открытых дверей;
Тренинги родительского взаимодействия.
Виды деятельности учащегося:
- Учебная деятельность;
- Познавательная деятельность;
- Общественно-полезная деятельность;
- Творческая деятельность;
- Спортивно – оздоровительная;
- Экологическая деятельность.
Предполагаемые результаты:
физически и психический здоровый человек, с потребностью к здоровому образу жизни, способный радоваться жизни и радовать других;
компетентная, социально активная личность, имеющая определенную гражданскую позицию и жизненные установки;
культурная, свободная личность с чувством ответственности, высоким уровнем самосознания и самоуважения, с выраженными коммуникативными способностями;
творческая личность с развитой эмоциональной сферой, с музыкально-эстетическим вкусом, готовностью к самосовершенствованию;
гуманная, толерантная личность с высоким чувством патриотизма, милосердия, готовая к самопожертвованию, любви ко всему живому и забота о нем;
Этапы индивидуального развития ребенка:
1 этап – Информационно – аналитический
Цель: выявление зоны ближайшего риска и благополучия.
На этом этапе идет сбор информации. При этом используются различные методы:
метод анализа документов;
метод независимых характеристик;
наблюдение;
беседа;
анкетирование (самого подростка, его родителей)
тестирование
По результатам работы составляется психолого-педагогическая характеристика.
- Общие сведения об ученике
- Изучение домашних условий жизни и семейного воспитания школьника
- Взаимодействие с классом:
- Учебная деятельность
- Направленность личности учащегося и специальные способности:
- Здоровье школьника:
2 этап- Диагностический
Цель данного этапа – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.
Задачи:
1. Провести психологическое обследование ребенка для определения его психологического развития, соответствия развития возрастным особенностям по следующим направлениям:
диагностика познавательной деятельности учащихся;
исследования эмоционально-личностной сферы;
диагностика межличностных отношений;
диагностика психологического здоровья;
2. Компьютеризация полученных результатов.
Карта личностного развития ученика …
1.Здоровье
Группа здоровья | Хронические заболевания | Количество дней, пропущенных по болезни | Особенности функционирования нервной системы |
основная | ———— | 12 | Смена настроения, торможение и возбуждение уравновешены, легко переключается на другой вид деятельности |
2. Успеваемость – хорошая
3. Внешкольные занятия – спортивная секция
4. Развитие познавательных способностей
Способы познания (зритель, слушатель, деятель) | Интеллектуальные умения (анализ, синтез, обобщение) | Прочность усвоения знаний и умений | Легкость усвоения знаний |
деятель | 2 балла | 2 балла | 2 балла |
5.Социально- личностное развитие
Патриотизм | Товарищество | Уважение старших | Доброта | Честность | Трудолюбие | Бережливость | Дисциплинированность | Прилежание | Любознательность | Любовь к прекрасному | Стремление быть сильным, ловким, закаленным |
2балл | 3балл | 2балл | 2балла | 1балл | 2балл | 2балл | 1балл | 2балл | 3балл | 2балла | 3балла |
Оцениваются уровни по трехбалльной шкале:
- 3 балла – высокий
- 2 балла – средний
- 1 балл – низкий
Исходя из полученных данных, была составлена программа развития ученика на 2010-2011 учебный год по следующим направлениям:
- Умственное
- Физическое
- Нравственное
- Эстетическое
- Экономическое
- Экологическое
- Правовое
Умственное | Трудовое | Физическое, здоровье | Нравственное | Эстетическое | Экологическое | Правовое |
Посещение группы продленного дня. Подготовка и участие в интеллектуальных играх и НПК | Беседа «Без труда и рыбки из пруда…» Уборка кабинета Уборка территории вокруг школы | Посещение кружка по борьбе Участие в спортивных соревнованиях, проводимых в школе и классе и вне школы Уроки санитарии Беседы « О закаливании», «Правила личной гигиены» «Всегда будь опрятен и аккуратен» | Беседы по этическим темам Привитие привычки бережно относиться к другим людям. Привитие таких качеств, как трудолюбие честность, справедливость и порядочность | Чтение художественной литературы Посещение театров и выставок Помощь в оформлении кабинета к различным праздникам | Уборка территории вокруг школы Беседа «Сохранить природу – сохранить жизнь» | Соблюдение «Правил для учащихся» и «Правил внутреннего распорядка школы», распорядка дня. |
В конце 1 полугодия 2010-2011 учебного года были получены следующие результаты:
- Активное участие во всех мероприятиях;
- Имеется желание получать хорошие оценки;
- Больше доброжелательности по отношению к окружающим.
Основываясь на данных по итогам 1 полугодия, программа развития была дополнена.
Месяц | Развитие интеллектуальных способностей и любознательности | Воспитание патриотизма | Воспитание товарищества | Воспитание честности | Воспитание бережливости | Воспитание прилежания, аккуратности | Воспитание дисциплинированности | Воспитание любви к прекрасному |
январь | Дополнительные занятия по предметам гуманитарного цикла | Урок «Государст-венная символика России» | Беседа «Дружный класс» | Беседа «По одежке встречают, по уму провожают» | Беседа о соблюдении правил поведения |
Февраль | Проведение тренингов (отв. психолог) | Участие в концертном номере, посвященном Дню Защитника Отечества | Проведение игр на сплочение коллектива | Парта – не альбом и не тетрадь (обсуждение) | Регулярная проверка дневника, рабочих тетрадей | Обсуждение отдельных поступков Максима | Составление презентации «Зимняя краса» |
март | Игры на развитие внимания и памяти, или как преодолеть рассеянность и забывчивость | Игра-конкурс «Путешествие по родной стране». | Проведение игр на сплочение коллектива | Постоянный контроль за внешним видом | Регулярная проверка дневника, рабочих тетрадей |
Апрель | Развитие речи | Беседа об известных людях г. Чебоксары | Занятие «Мы с товарищем вдвоем замечательно живем!» | Психологический тест (психолог) | Урок- обсуждение « Бережливый человек» | Беседа «Твой внешний вид» | Классный час « Наш класс на перемене» | Участие в конкурс фотографий «Весна – красна» |
Май | Подготовка к итоговым контрольным работам | Герои Великой Отечественной войны нашей республики | Беседа « Что значит быть аккуратным, «прилеж-ным» | Беседа о поведении |
.
В мае 2011 года подводится итог, чтобы поставить задачи на следующий год.
Источник
Программа индивидуального развития обучающегося
Индивидуальный план развития учащегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:
· поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
· поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
· развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
· формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
· содействовать индивидуализации воспитания и образования школьников;
· закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Работа проводится в четыре этапа:
1 этап – информационно-аналитический
2 этап – организационно-деятельностны
3 этап – контрольно-диагностическ
4 этап – результативно-коррекционный
1 этап – информационно – аналитический
Цель этого этапа – выявление зоны ближайшего риска и благополучия.
На данном этапе для сбора и анализа как можно большего объёма фактической информации используются различные методы:
– наблюдение
-анкетирование (самого подростка, его родителей)
-собеседование
– изучение документации (характеристики с бывшего места учебы и учреждений дополнительного образования, личного дела, медицинской карты и т.д.)
По результатам работы составляется «Характеристика обучающегося»
1.Дата рождения
2.Место жительства
3.Родители
4. Состояние здоровья
5.Дополнительное образование
6. Итоги прошлого учебного года
7.Особенности личности
Подпись ученика
Подпись родителей
Подпись классного руководителя
2 этап – организационно-деятельностный
Цель – составление и реализация индивидуального плана развития обучающегося.
Проводится встреча с учеником и его родителями, обсуждается проанализированная информация и составляется индивидуальный план на год, в котором предполагается:
-постановка цели на каждую четверть или на полугодие
-выявление проблем
-выявление имеющихся ресурсов
-планирование деятельности по достижению цели
-определение степени риска
( В данном плане отводится место для анализа учеником собственной деятельности и выводов по итогам года. Эта работа проводится также при совместной встрече родителей, ребенка и классного руководителя в конце года)
Индивидуальный план развития
обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ
Миличкина Дениса
1.Какие цели ты ставишь в этом учебном году?
Закончить 6 класс как можно лучше, без двоек.
2. Что нужно тебе сделать, чтобы цель была достигнута?
1четверть.
Очень хочется всюду поучаствовать, чтобы проверить свой возможности
2 четверть
Основательно заняться математикой, русским языком. Думаю, что помощь может потребоваться со стороны родителей, хотя постараюсь справиться сам. Обязательно буду участвовать в школьных олимпиадах
3 четверть
Думаю, что мне необходимо выйти на дополнительные занятия по математике и русскому языку. Нужна помощь педагогов.
4 четверть
Основательно подготовиться к выполнению тестов и контрольных работ .
3.Проанализируй результаты по четвертям. Сделай выводы. Наметь пути собственного самосовершенствования.
Не ожидал такого успеха. С контрольными работами по русскому языку и математике справился. Спасибо родителям и педагогам. Переоценил свои возможности и не справился с английским языком не потому, что его не понимаю, а просто все внимание уделял другим предметам. Активно участвовал в проектах и различных мероприятиях.
Я сам собой очень доволен!
Подпись ученика
Подпись родителей
Подпись классного руководителя
3 этап – контрольно-диагностический
Цель данного этапа – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка.
Задачи:
1. Проведение психологического обследования ребенка с целью определения хода его психологического развития, соответствия развития возрастным нормативам. Приоритетные направления:
– диагностика познавательной деятельности учащихся;
– исследования эмоционально-личностной сферы;
– диагностика межличностных отношений;
– диагностика психологического здоровья;
– исследование в области профориентации.
2. Анализ результатов исследований с целью получения банка психологической информации.
Эта работа проводится совместно с психологами нашей школы. Данным видом информации обладает сам испытуемый, а также его родители, так как дальнейшая работа планируется также совместно, после консультации психолога, если таковая необходима.
Данные диагностики преобразуются в график компетентности, согласно которому реализуется последний (четвертый) этап программы
График компетентности
обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ
Миличкина Дениса
4 этап – коррекционно-развивающий
Цель – реализация индивидуальных программ развития ребенка.
На основе диагностических данных (с помощью психолога, классного руководителя и родителей) ребенком определяются те мероприятия и занятия, которые способствуют достижению поставленных ранее целей собственного развития на предстоящий период времени.
Включение подростка во внеклассные и внеурочные мероприятия происходит также самостоятельно, согласно интересам и желанию. Но где-то все же допускается ненавязчивое вмешательство классного руководителя, родителей и учителей-предметников.
Воспитанник, самостоятельно ставя перед собой цели, становятся объектом деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация.
Учитывая диагностические данные и целевые установки самого ребенка, классный руководитель составляет индивидуальную программу развития ребенка. Работа, которая сопровождает создание индивидуальных программ развития ребенка, включает в себя:
Планирование воспитательных традиционных мероприятий и коллективных дел.
Составление и заполнение индивидуального плана
Планирование деятельности каждого ребенка в процессе подготовки и проведения коллективных дел. .
Создание коллективных дел, где фиксируется уровень участия каждого ребенка
Составление и заполнение «Карты успешности ученика»
Результаты своей успешной деятельности ученики фиксируют в личных «Портфолио», куда они помещают грамоты, дипломы, сертификаты, результаты учебной деятельности и участия в коллективных делах.
По итогам полугодия и года (2 раза в год) проводится анализ успешности каждого ученика и составляется рейтинг, где каждый видит свой фактический результат
Технологическая цепочка
классного часа по целеполаганию
1. Школьники выбирают из предложенных конкретных целей жизни 3-4 близких ему лично (если же нет таких вариантов, то формулируют свои).
2. Выстраивают цели по приоритетам.
3. Анализируют свой « график компетентности», на основе которого определяют свои слабые и сильные стороны, самостоятельно намечают « зону ближайшего развития». Это учит их рациональному целеполаганию, проектированию собственного жизненного пути, адекватной оценке личностных ресурсов.
4. Записывают в план индивидуального развития «Хочу быть успешным» свои долгосрочные и краткосрочные цели на предстоящий год и ближайший месяц.
5. Получают список дел. Здесь задействуются все компоненты жизнедеятельности школы: общешкольные ключевые дела, классные дела, дополнительное образование, детское самоуправление, ролевые игры, ток-шоу и т.д.
6. Выбирают дела, и затем, на индивидуальной консультации с классным руководителем, определяются те поручения, выполнение которых повлияет на изменение ««западающего» качества.
7. Записываются поручения в индивидуальный план успешности
8. Результаты фиксируются в личном «Портфолио» каждого ученика и оцениваются по итогам полугодия.
9. Составляется рейтинг учащихся, по которому можно судить об успешности проекта
КАРТА УСПЕШНОСТИ
обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ
Миличкина Дениса
Данные
Источник