Индивидуальный план развития ребенка в логопедической группе
Дети с ОНР III уровня зачисляются в группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на два года обучения, в течение которых учитель-логопед проводит с ними фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия на основе составленных планов фронтальной, подгрупповой и индивидуальной работы на учебный год. Планы индивидуальной работы учитель-логопед разрабатывает не реже одного раза в год. При этом необходимо учитывать уровень речевого и общего развития, индивидуальные особенности детей. Основная задача индивидуальных логопедических занятий – формирование звуковой стороны речи: постановка отсутствующих звуков, коррекция произношения искаженных и дифференциация смешиваемых звуков. При необходимости на индивидуальных занятиях проводится работа по формированию лексико-грамматического строя речи, связного высказывания. А также по развитию психологической базы речи.
Планы индивидуальных занятий учитель-логопед составляет на основании индивидуального плана коррекционного развития ребенка. При планировании индивидуальных занятий учитываются структура речевого дефекта, возраст ребенка, его индивидуально-личностные особенности.
1. Формирование полноценной звуковой стороны речи.
2. Развитие фонематического восприятия, слуха и навыков звукового анализа.
3. Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи.
4. Развитие связной речи.
5. Развитие внимания, памяти, мышления.
Направления (вид) коррекционной работы
Содержание коррекционной работы
Развитие общей и мелкой моторики
Совершенствование статической и динамической организации движений.
Развитие артикуляционной моторики
Подготовка артикуляционных укладов нарушенных звуков через упражнения артикуляционной гимнастики.
Развитие мимической мускулатуры
Нормализация мышечного тонуса, формирование объема и дифференциации движений мышц лица.
Развитие просодической стороны речи
Развитие голоса, физиологического и речевого дыхания, темпа речи и мелодико-интонационной окраски.
Коррекция звукопроизношения
Постановка звуков Ш, Ж,Ч, Щ; С, Сь, З, Зь, Ц; Л, Ль; Р, Рь; Й; К, Кь; Г, Гь; Х, Хь; Т, Ть; Д, Дь.
Автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях, тексте;
Дифференциация поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, тексте со сходными по артикуляционным и акустическим признакам.
Коррекция слоговой структуры слова
1.Двухсложные слова из открытых слогов.
2.Трёхсложные слова из открытых слогов.
3.Односложные слова.
4.Двухсложные слова с закрытым слогом.
5.Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова.
6.Двухсложные слова из закрытых слогов.
7.Трёхсложные слова с закрытым слогом.
8.Трёхсложные слова со стечением согласных.
9.Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом.
10.Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных.
11.Односложные слова со стечением согласных в начале или середине слова.
12.Двухсложные слова с двумя стечениями согласных.
13.Трёхсложные слова со стечением согласных в начале и середине слова.
14.Многосложные слова из открытых слогов.
Развитие фонематического слуха, восприятия и навыков языкового анализа и синтеза
Обучение определению заданных звуков в ряду других звуков, слогов, слов; выделению ударного гласного в начале слова и согласного в конце слова; определению места звука в словах. Деление слов на слоги, предложений на слова. Звуковой анализ небольших слов; составление слов из заданных звуков; определение ударного слога.
Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи
Экспрессивная речь. Работа над обобщающими понятиями, называние времён года и профессий; подбор существительных по темам. Предметный словарь: называние детёнышей, малознакомых предметов. Частей тела и предметов. Словарь прилагательных: называние прилагательных по цвету, форме, качеству материала, подбор прилагательных к существительным, подбор синонимов, притяжательные прилагательные. Глагольный словарь: подбор глаголов к существительным, глаголы прошедшего времени, совершенный вид глагола, возвратные глаголы. Подбор антонимов. Импрессивная речь. Различение уменьшительно-ласкательных форм слова, приставочных глаголов, предложно-падежных конструкций. Грамматический строй речи. Образование множественного числа существительных, существительных с уменьшительно-ласкательным значением, употребление существительных в косвенных падежах, согласование прилагательных с существительными, существительных с числительными, образование глаголов множественного числа и приставочных глаголов, употребление предложно-падежных конструкций.
Развитие связной речи
Обучение составлению предложений, пересказу, составлению описательных рассказов, по серии сюжетных картин и по сюжетным картинам.
Развитие внимания и памяти, мышления
Развитие свойств произвольного внимания: объёма, устойчивости, распределения, переключаемости.
Развитие памяти: зрительной, слуховой, двигательной; объёма и долговременности.
Развитие мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, абстрактно-логического.
1. Гомзяк О.С. Организация логопедической работы с детьми 5-7 лет с ОНР III уровня. – М.: изд-во ГНОМ, 2013
Источник
Нелли Середина
Примерное планирование индивидуальной логопедической коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение речи
Планы индивидуальных занятий логопед составляет на основании индивидуального плана логокоррекционной работы. При планировании индивидуальных занятий учитываются структура речевого дефекта, возраст ребенка, его индивидуально-личностные особенности.
План индивидуальной работы позволит привести в систему занятия, уси-лить их коррекционную направленность и осуществить личностно – ориентиро-ванный подход в обучении. Он составляется на каждое занятие с учетом результатов логопедического обследования и динамики развития ребенка. В плане предусматривается проведение различных артикуляционных упражнений, работа по постановке и автоматизации звуков, игры, задания по формированию лексики, грамматики, неречевых процессов и мелкой моторики.
При планировании индивидуальных коррекционных занятий учитываются структура речевого дефекта, возраст ребенка и его индивидуально-личностные особенности.
Основной целью индивидуальных занятий учителя-логопеда является развитие правильного звукопроизношения и формирование четкого восприятия и воспроизведения звуков родного-русского языка у детей, имеющих нарушение речи.
Основная задача индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий – формировать звуковую сторону речи: нормализация артикуляционной моторики, постановка отсутствующих звуков, коррекция произношения искаженных и дифференциация смешиваемых звуков.
Планирование
индивидуальной лого-коррекционной работы
c (Ф. И. ребенка, логопедическое заключение)
1.Развитие подвижности артикуляционного аппарата:
1.1. Нормализация моторики артикуляционного аппарата и мышечного тонуса лица, губ, языка,при помощи:
– логопедический массаж, который осуществляет логопед;
– самомассаж органов артикуляционного аппарата, который делает сам ребенок после наглядного показа и объяснения логопедом;
– массаж биологически активных точек, который осуществляет логопед и сам ре-бенок;
– артикуляционная гимнастика, способствующая нормализации мышечного тонуса, которую ребенок выполняет самостоятельно после объяснения и показа логопедом;
1.2.Нормализация дыхания с помощью: упражнений на развитие силы воздушной струи и направленности воздушной струи; специальной дыхательной гимнастики;
1.3. Нормализация голоса с помощью упражнений для развития силы голоса и умения воспроизводить голосовые модуляции;
1.4. Нормализация интонационно-выразительной окраски речи: устранение сма-занности;
1.5. Нормализация темпо-ритмической стороны речи, работа над просодикой.
1.6. Устранение гиперсаливации с помощью специальных упражнений.
2. Формирование произносительных умений и навыков (работа по формированию правильного звукопроизношения):
2.1. Выработка неправильно сформированных артикуляционных поз значимых для свистящих – с, сь, з, зь, ц, шипящих – ш, ж, ч, щ, сонорных – л, ль, р, рь, губно-губных – п. пь, б, бь, м, мь, губно-зубных – т, ть, д, дь, н, нь, заднеязычных – к, кь, г, гь, х, хь и других групп звуков;
2.2. Определение последовательности работы над звуками: свистящие, шипящие, сонорные, губно-губные, губно-зубные, заднеязычные и другие;
2.3. Уточнение правильной артикуляции нарушенных звуков;
2.4. Постановка нарушенных звуков традиционными способами – путем подражания, правильного произнесения нарушенных у ребенка звуков;
2.5.Автоматизация поставленных звуков: в изолированном положении, на уровне слога, на уровне слова, на уровне фразы, в стихах и рассказах;
2.6. Дифференциация поставленных звуков;
2.7. Введение поставленных звуков в собственную речь ребенка.
3.Развитие общей и мелкой моторики:
3.1. Развивать мелкую моторику с помощью специальных упражнений, например: «колечко», «кулак-ребро-ладонь», «кулак-ладонь», «домик», «ухо-нос», «лотос», «лесоруб», «волшебник» и др. Автор – Акименко, В. М. Развивающие технологии в логопедии.
4.Формирование фонематического восприятия:
4.1. Определять звуки (гласные, согласные, твердые-мягкие, глухие-звонкие);
4.2. Определять наличие и отсутствие звука, место звука в слове. Авторы – В. И. Селеверстов, Акименко, В. М. Развивающие технологии в логопедии.
5.Формирование фонематического слуха:
5.1. Выполнение речевых игр и упражнений, направленных на развитие фонематических процессов. Автор – В. И. Селеверстов.
6. Работа над слоговой структурой слова и грамматическим строем речи:
6.1.Словообразование и словоизменение:
– формирование обобщающих понятий по лексическим темам;
– подбор слов – антонимов;
– подбор слов – синонимов;
– образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
– преобразование имени существительного единственного числа во множественное число;
– образование названий детенышей;
– образование относительных притяжательных имен прилагательных;
– преодоление конструктивного аграматизма;
– формирование и закрепление навыка практического построения сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с союзами;
– употребление существительных в косвенных падежах;
– образование существительных множественного числа в именительном и роди-тельном падежах;
– согласование имен прилагательных с именем существительным в роде, числе и числе;
– образование относительных и притяжательных прилагательных;
– согласование количественных числительных с именами существительными;
– согласование имен существительных с притяжательными местоимениями «мой, моя, мое» в роде и числе;
– понимание и употребление простых и сложных предлогов;
– уточнение грамматического значения слова.
7. Развитие лексической стороны речи:
7.1. Расширять предметный словарь;
7.2. Расширять словарь признаков;
7.3. Расширять глагольный словарь;
7.4. Формирование структуры значения слова;
7.5. Развитие лексической системности и семантических полей;
7.6. Формирование парадигматических и синтагматических связей слов.
8. Формирование связной речи:
8.1. Составление различных форм расширенных предложений;
8.2. Формировать умение составлять рассказ по картинке;
8.3. Формировать умение составлять рассказ по серии картин;
8.4. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины;
8.5. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин;
8.6. Составление описательных рассказов по предметным картинкам;
8.7. Составление рассказов по представлению (из личного опыта);
8.8. Формировать умение составлять пересказ;
8.9. Формировать умение составлять рассказ – описание;
8.10. Развитие связной монологической речи;
8.11. Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию;
8.12. Составление рассказа по следам демонстрируемого действия;
8.13. Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа;
9.Развитие психических процессов и интеллектуальной деятельности:
9.1. Развитие слуховой и зрительной памяти и внимания на линейный ряд из пяти-семи слов (предметов);
9.2.Развитие зрительного восприятия:
– узнавание контурных изображений предметов;
– узнавание силуэтов предметов;
– узнавание контурных изображений предметов, наложенных друг на друга;
– собирание разрезных картинок.
9.3.Развитие мышления:
– формирование обобщений;
– исключение четвертого лишнего;
– установление последовательности событий в серии сюжетных картинок;
9.4. Развитие пространственных представлений;
9.5. Развитие временных представлений.
10.Воспитание самоконтроля за речью:
В коррекционную работу по устранению речевых нарушений и развитию само-контроля детей за собственной речью помимо логопеда включаются в первую очередь родители и воспитатели детских групп, а также психолог, и другие специалисты детского сада, имеющие непосредственное общение с детьми – логопатами.
Источник
Варианты индивидуальных планов логопедических занятий → Документация логопеда
Несколько вариантов индивидуальных планов логопедических занятий
Вариант 1.
1. Совершенствование мелкой моторики
- Запомнить названия пальцев рук
- Освоить различные движения пальцами рук
- Сопровождать пальчиковые упражнения стихотворными текстами (Т.Ткаченко, И.Лопухина и др)
2. Развитие слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти
- Выполнение различных словесных инструкций (2-,3-,4ступенчатых)
- Угадывание предмета по загадке-описанию
- Игры с правилами (выполнять действие только при определенном условии): «Просьба», «Покажи», «Бывает, не бывает»
- «Подбери словечко» (завершение стиха в рифму), «загадки – обманки»(нужно выбрать правильный вариант по картинке, рифмуется неверный вариант). Ребенок смотрит на сюжетные картины и определяет, относится ли к её содержанию каждое услышанное предложение
3. Формирование и совершенствование фонематического слуха (по Ткаченко Т.А., Лопатиной Л.В. и др.)
- Развитие фонематического восприятия на материале правильно произносимых звуков
- Повторение сочетания гласных звуков, при их четкой артикуляции
- Повторение цепочки слогов с легко произносимыми согласными звуками
- Повторение цепочеки слогов с оппозицонными по зврнкости-глухости легко произносимыми согласными звуками
- Повторение цепочки слогов со стечением легко произносимых согласных звуков
- Рифмовки незаконченные, рифмовки – перепутанки, рифмовки – трудноговорки
- Выбор из ряда слов одно отличающееся по звучанию
- Повторение 3-4 похожих по звучанию слова, четкое их произношение
4. Освоение звукового анализа и синтеза слов
5. Обогащение словарного запаса
- Уточнение лексических тем, предлагаемых программой «Воспитания и обучения в детском саду» Васильевой, программой Филичевой Т.Б.
- Обобщающие слова, синонимы, антонимы, части и целое и др.
6. Уточнение составляющих грамматического строя
- Развитие словообразования, словоизменения, употребления предлогов
7. Совершенствование связной речи
- Описание картинки
- Составление рассказа по серии сюжетных картин
- Пересказ текста
8. Улучшение работы речевого аппарата посредством освоения артикуляционной гимнастики
- Освоение основных упражнений
- Выполнение комплекса упражнений, способствующих постановке данного звука
9. Постановка нарушенных звуков
- Объяснение артикуляции звука
- Показ артикуляции звука
- Постановка по подражанию
- Постановка при помощи зондов
10. Автоматизация поставленных звуков
- Изолированно
- В слогах (прямых, обратных, стечениях)
- В словах
- В словосочетаниях
- В предложениях, скороговорках
- В стихотворных текстах
- В спонтанной речи
11. Дифференциация с близкими по акустическим или артикуляторным признакам звуками
Вариант 2
ФИО ребенка
1. Фонетическая сторона речи.
- работа над звукопроизношением – уточнение произношения простых согласных звуков и гласных звуков, постановка, автоматизация вибрантов. Дифференциация сонорных звуков.
- Артикуляционная гимнастика
- Формирование целенаправленной и сильной воздушной струи.
- Работа над силой голоса.
2. Лекскика.
- Уточнение и расширение словаря по тематическому плану.
- Уточнение названий геометрических форм.
- Уточнение названий цветов и оттенков.
- Расширение предикативного словаря.
- Расширение словаря признаков. Изучение антонимов.
3. Грамматический строй речи.
- Образование глаголов – антонимов.
- Образование притяжательных прилагательных.
- Работа по пониманию и употреблению простых предлогов.
- Работа над согласованием существительных с прилагательными.
- Работа над правильным согласованием существительных с местоимениями.
- Работа над правильным согласованием существительных с глаголами.
- Работа над правильным согласованием существительных с числительными.
- Работа над образованием множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.
- Образование относительных прилагательных.
- Образование единственного и множественного числа существительных в дательном и предложном падежах.
- Изучение слов-исключений при образовании множественного числа.
- Образование уменьшительно-ласкательной и увеличительной форм существительных.
- Образование уменьшительно-ласкательной формы прилагательных.
- Работа по пониманию и употреблению сложных предлогов.
4. Фонематическая сторона речи.
- дифференциация звуков по глухости-звонкости
- развитие слухового внимания на материале неречевых звуков.
- Выделение гласных звуков среди ряда гласных.
- Выделение согласных звуков среди ряда согласных
- Выделение первого ударного гласного в слове.
- Выделение первого согласного в сильной позиции.
- Фонематический анализ двусложных и трехсложных конструкций.
5. Связная речь.
- Составление рассказа – описания по наглядному образцу.
- Составление рассказа по сюжетной картинке.
- Составление рассказа на материале собственного опыта.
- Составление рассказов по простой и сложной сериям сюжетных картинок.
- Пересказ сказок и простых текстов
- Заучивание стихотворений, скороговорок, загадок
6. Развитие ВПФ и моторики.
- развитие произвольного запоминания
- увеличение объема слухоречевой памяти
- развитие всех видов восприятия
- развитие слухового внимания
- развитие мелкой и мимической моторики
- развитие кинестетическое восприятия
- развитие пространственных представлений
- развитие воображения
- развитие изобразительной и конструктивной деятельности
- развитие логического мышления
Вариант 3 (напротив необходимого пункта выставляется знак +)
Планирование
индивидуальной логопедической работы
c ________________________________
1. Формирование правильного звукопроизношения.
- Логопедический массаж;
- развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- постановка и коррекция звуков:
- группа свистящих – С, СЬ, З, ЗЬ, Ц
- группа шипящих – Ш, Ж, Ч, Щ
- группа сонорных – Л, ЛЬ, Р, РЬ
- губно-губные – П, Б, М + мягк.
- губно-зубные – Т, Д, Н + мягк.
- заднеязычные – К, Г, Х + мягк.
- Другие __________________________
- автоматизировать звуки в слогах, словах, предложениях, связном тексте.
2. Формирование фонематического восприятия:
- определять звуки (гласные, согласные, твердые-мягкие, глухие-звонкие);
- определять наличие и отсутствие звука, место звука в слове.
3. Формирование фонематического слуха
4. Работа над слоговой структурой слова.
5. Развитие грамматического строя речи
- словообразование;
- словоизменение.
6. Развитие лексической стороны речи
- расширять предметный словарь;
- расширять словарь признаков;
- расширять глагольный словарь.
7. Формирование связной речи
- формировать умение составлять рассказ по картинке;
- формировать умение составлять рассказ по серии картин;
- формировать умение составлять пересказ;
- формировать умение составлять рассказ – описание.
8. Развитие психических процессов, моторики, интеллектуальной деятельности:
- развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление;
- развивать мелкую и артикуляционную моторику.
КОММЕНТАРИИ
Источник