Индивидуальный план развития ребенка учителя дефектолога

ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ НА 2018– 2019 УЧ. ГОД

ДЛЯ Ф.И.ребенка

I.  ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОНТАКТА СО ВЗРОСЛЫМИ

1. Побуждение речевой активности и потребности в эмоциональном и речевом общении.

2. Создание игровых ситуаций, вызывающих стремление к взаимодействию со

    взрослыми.  «Дай мне игрушку», «Где звучит игрушка?».

3. Побуждать активность в контактах со взрослыми,  используя ласковую речь,

    одобрение, тактильный контакт. Привлекать внимание к игрушкам, к действиям с ними.

II. ФОРМИРОВАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ С  

    ДЕТЬМИ.   

    Привлекать внимание к другим детям, создание игр-ситуаций: «Поздоровайся с

    Андрюшей!», «Дай игрушку Лене» и т. д.

III. УМЕНИЕ ПОДРАЖАТЬ ВЗРОСЛОМУ.

1. Учить смотреть на взрослого и подражать различным его действиям.

2. Выполнять простые подражательные движения за педагогом.  «Делай как я»: поднять

    руки вверх, положить руки на голову, и т. д.

3. Мытьё рук под струёй воды без мыла, вытирать полотенцем.

4. Выполнение подражательных движений с игрушками.

IV. РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ И ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ. ОБЩАЯ МОТОРИКА

1. Обучение ходьбе в прямом направлении до игрушки.

2. Залезать на лесенку и спускаться с неё при помощи рук.

3. Упражнение имитационного характера: «мишка топает», «птички летят».

    РУЧНАЯ МОТОРИКА

1. Подражание крупным и мелким движениям руки.

2. Занятия с раздаточным материалом: пирамидки, кубики, нанизывание колец, раскладывание мелких предметов. Игра «Построим дом».

3. Рисование по манке (песку).

    АРТИКУЛЯЦИОННАЯ МОТОРИКА

    Вызывание движений по подражанию в процессе игры:

– Как Ляля плачет? А-а-а!

– Как киса мяукает? Мяу!

– Как говорит курочка? Ко -ко–ко!

– Как гудит пароход? Ту- ту!

 V. РАЗВИТИЕ  СЛУХОВОГО  ВОСПРИЯТИЯ.

     Восприятие звучащих музыкальных инструментов, звучание игрушек: барабан,

     дудочка, погремушка.

VI. СЕНСОРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ: ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ФОРМЕ, ВЕЛИЧИНЕ, ЦВЕТЕ.

1. «Поймай игрушку» – учить на практике различать форму, перераспределять пальцы на

     предмете в зависимости от формы.

2. Практическое действие, требующее опоры на форму и величину предмета.

3. Подбор предметов по цвету.

    – по подражанию сличать два цвета:

      красный – синий, жёлтый – зелёный.

VII. РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЙ ВЕЛИЧИНЫ.

     Большой – маленький. При непосредственном сопоставлении  2-ух  контрастных

     по величине предметов. Выделение из нескольких предметов одного большого или

     маленького.

VIII. ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МАТЕМАТИЧЕКОЕ ПОНЯТИЕ О ФОРМЕ, ПОНЯТИЕ ТОЖДЕСТВА,

       ПОНЯТИЕ О КОЛИЧЕСТВЕ.

1. Дать понятия о форме: шар, кубик, колечко, палочка.

2. Много – мало – один.

IX. РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ.

     Уметь показывать части тела на себе и на игрушках.

X. ПОЗНАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ С ПРЕДМЕТАМИ И

    ИГРУШКАМИ.

1. Наблюдение за движущимися игрушками.

2. Перекладывание предметов из одной коробки в другую.

3. Катание шариков в определённом направлении.

XI. ОСВОЕНИЕ БЛИЖАЙШЕГО ПРЕДМЕТНОГО ОКРУЖЕНИЯ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ.

1. Формировать зрительно-слуховое восприятие в процессе игровых действий, развивать

    понимание элементарных инструкций «Где звучит игрушка?».

Уточнение и накопление словаря пассивного:

– выполнение команд-поручений.

-игра – диалоги.

3. Импрессивная речь

– выполнение инструкций

– понимание инструкций обусловленных ситуаций, звукоподражание, вызывание лепета,

  переход к слову.

-показ игрушек: кошка, собака, кукла, корова, и т. д. 2-5 игрушек с  соответствующими

 обозначениями  му – му и т. д.  

4. Формировать понимание и выполнение побудительных инструкций:

    «возьми – положи», «сними – надень».

XII. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

1. Поддувание мелких бумажек, перышек, ватки , задувание свечи и т. д.

    Оборудование: плавающие лодочки, уточки.

    Игра: «Кто дальше» , «Кто сильней».

XIII. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

1. Сосредотачивать внимание на одной игрушке.

2. Учить подражательным действиям: «Пожалей куклу» , «Погладим лялю» приговаривая

   «ой – ой», «Покачаем лялю» – поём колыбельную.

3. Одевать и раздевать куклу, укладывать спать, кормить на глазах ребёнка, привлекать

    внимание.

XIV. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

1. Чирканье на доске мелом.

2. Демонстрация краски, кисти, карандаша, наблюдение появления цветовых пятен.

3. Рисование для ребёнка, сопровождать рисование речью, побуждать

Читайте также:  Развитие сенсорных способностей ребенка игра

    заинтересованность к изображению.

    Совместные действия ребёнка и взрослого.

Учитель-дефектолог: Гуренкова Ирина Алексеевна

Источник

Месяц

Тема недели

Задачи

задание

Выполнение

Октябрь

Осень

Природа

осенью

-Развивать бинокулярное и

стереоскопическое зрение;

-развивать остроту зрения,

подвижность глаз;

-закреплять умение

различать левую и правую

руку,определять

направление

местонахождения

предметов по отношению

к себе:вверху,внизу,впереди,

сзади,слева,справа

-развивать графо-моторные

 функции

– упражнять в зрительном

сравнении предметов

разной длины.

Д/и «Путаница»,

Д/ «Силуэт»

Беседа на тему:

«Овощи и фрукты»

Д/и «Лабиринт»

Д/и «Весёлый контур»

Д/и «Угадай,где

позвонили»

Графический диктант

Д/у «Одинаковые

овощи, фрукты»

Органы

чувств

– закреплять умение

дифференцировать теплые
и холодные цвета;

– формировать умение
делать обобщение:

«все объекты теплых тонов»,

 «все объекты холодных
тонов», закреплять эти
понятия в активном
словаре;

– учить анализировать

сложную геометрическую

форму, выделяя веё

конфигурации простые
и составные части;

-развивать графо-моторные

функции

– развивать зрительный

анализ, внимание, память

Д/у «Составь букет»

Д/у «Кто внимательней»

Д/у «Узнавание и

называние»

Графический

диктант

Д/у«Найди пару»

Слуховой диктант

Дары осени.

(овощи,

фрукты)

-развивать графо-моторные

функции

– учить находить
на ощупь предметы
заданной длины;

– упражнять соотносить

предметы по длине

зрительно (длиннее, короче,

чем образец);

– развивать мышление

-развивать бинокулярное,

стереоскопическое зрение

-развивать зрительное,

слуховое внимание,

произвольное внимание

и память

Графический

диктант

Д/у«Найди такую же»

Д/у«Длинные и короткие

предметы»

Д/у«Найди одинаковые

ленты»

Д/и «Путаница»

Слуховой диктант

Д/и “Лабиринт”

Насекомые

-расширять знания о

предметах, имеющих

постоянный или

непостоянный признак

того или иного цвета

-развивать зрительное,

слуховое внимание,

произвольное внимание

и память

-развивать графо-моторные

функции

-учить описывать внешний

вид деревьев и кустарников

по алгоритму

-учить правильному

поведению в природной

среде

Д/у «Назови цвет»

Графический диктант

Обследование по

алгоритму:что это?

цвет?величина?назови

наземные и подземные

части,гдерастет?что

необходимо для роста?

как можно размножить?

какая польза от

растения?какой вред?

Д/у «С какого дерева

плод?»

Д/у «С какого дерева

лист?»

Лес осенью

(плоды,ягоды,

грибы»

– дать ребенку возможность

проявлять в игре
выдумку и инициативу,

быть активным и

самостоятельным,

уверенным в себе;

– развивать восприятие,

внимание, память,

воображение

-развивать графо-моторные

функции

-развивать бинокулярное и

стереоскопическое зрение;

-развивать остроту зрения,

подвижность глаз;

-формировать

представление

о человеческом облике:

мимики,жестах,походке,

голосе,осанке,речи,

проявлении эмоций.

Графический диктант

Д/у «Выложи сам»

Д/у «Выложи зверя из

модулей»

Слуховой диктант

Д/и «Путаница»,

Д/ «Силуэт»

Д/у “Органы чувств”

(рассматривание

строения глаз,

Определение

эмоционального

состояния по

изображению на

картинках глаз)

Ноябрь

Мой город

– учить детей находить
закономерность элементов

мозаики на игровом поле и

 недостающий
элемент;

– развивать зрительное внимание,

тактильную память

-развивать графо-моторные

функции

– упражнять в зрительном

соотнесении предметов разной

ширины;

– формировать умение

пользоваться схемой
при построении ряда
из объектов разных
по ширине предметов;

– развивать глазомер

Д/у «Расставь все по

местам»

Д/у «Чего нет»

Д/у «Каждой фигуре

место»

Графический

диктант

Д/у«Чем отличаются?»

Д/у«Измерь ширину

коробок»

Д/у«Найди пары»

   Продукты

питания.

Органы

пищеварения

– закреплять умение детей

составлять геометрические

фигуры из палочек,

различать количественный

и порядковый счет,

правильно отвечать на

вопросы: сколько,
который по счету;

– развивать зрительное

внимание, память

-Развивать бинокулярное и

стереоскопическое зрение;

-развивать остроту зрения,

подвижность глаз;

-совершенствовать умение

адекватно использовать в

речи пространственные

термины,осознавая смысл

-развивать быстроту

зрительных реакций,

тонкую измерительную

дифференциация при

восприятии ароматических

и ароматических цветов

и их оттенков в большом

пространстве

Д/у «Веселые фигуры»

Д/у «Две подружки»

Д/и «Путаница»,

Д/у «Силуэт»

Д/и «Лабиринт»

Д/и «Весёлый контур»

Беседа на тему:

«Достопримечательнос

ти нашего города»

Д/и “Сравни силуэт с

контуром”

Д/у “Не ошиблись”

Д/и “Посади деревья”

Деревья и

кустарники

-продолжать учить

создавать из геометрических

 фигур предметные

изображения, сложные

геометрические
фигуры (два треуголь-
ника – ромб, треугольник

и квадрат – пятиугольник и

 т. д.)

-учить описывать основные

 признаки транспорта по

алгоритму;понимать связь

между назначением,

строением,материалом,

из которого он сделан.

-развивать нужные

 графические умения,

мелкую моторику рук.

-развивать бинокулярное

и стереоскопическое

зрение

Д/у «Машина»

Д/у «Самолет»

Д/у «Выложи картину»

Обводка геометрических

 фигур по трафарету

Составление узоров из

геометрических фигур.

Обследование по

Читайте также:  Нарушений речи с нарушениями физического развития ребенка

алгоритму:что это?

какого цвета?части

транспорта?величина?

какая поверхность?из

какого материала

сделан?для чего

предназначен?

Д/и “Лабиринт”

Д/и “Силуэт”

Птицы

– учить составлять сложную

 конфигурацию
из простых геометрических

форм;

– учить целостно

прослеживать контур

предметов сложной формы;

– формировать на этой

основе более точную

характеристику предмета;

– развивать зрительное

восприятие, внимание

-учитьдифференцировать

предметы внутри одного

вида(частная,столовая,

кухонная,гостинная,спальня

,кухня,прихожая)

Д/у «Посуда»

Д/у «Выложи посуду»

Д/у «Собери мебель»

Д/у «Мебель».

Обведение по трафарету

 посуды и мебели и

штриховка

Д/и “Разложи по местам”

Д/и “Расставь по

комнатам”

Декабрь

Зима.

Природа

зимой

-углубить представление о

зиме,о состоянии погоды

зимой,явлениях природы

(посадках зверей,птиц)

-учить анализировать и

словесное обозначать

изменения в нежилой

природе,в растительном и

животном мире(идет снег,

дует ветер,деревья стоят

без листвы),изменения в

одежде,труде,играх детей.

– формировать умение
локализовывать пяти-

угольник, треугольник,

 трапецию в заданном

пространственном рас-
положении (узор, изо-
бражение)

-учить ориентироваться в

ограниченной плоскости,

развивать зрительное,

слуховое внимание,

произвольное внимание

и память,нужные

графические умения;

-развивать мелкую моторику

 рук

Рассматривание

сюжетных картин

с изображением зимы

Д/у «Локализация

фигур»

Д/у «Соедини по

точкам»

Д/у «Найди

пятиугольник».

Д/у “Разложи по памяти”

Д/и “Продолжи путь

стрелки”

Слуховой диктант

Ориентировка на

листе(диктант)

Животные

 зимой.

-учить описывать зверей по

алгоритму,узнавать зверей

 в зашумленном и

заслоненномизображении.

-упражнять в умении

выделять и называть

отличительные

особенности внешнего вида,

узнавать зверей в условиях

затруднения восприятия по

части,характерными

признаку в сюжетных

изображениях,силуэта и

 контурам;

-развивать графические

умения,мелкую моторику

рук

-учит выполнять

простейшие упражнения по

 развитию мышечного

аппарата,участвующего

в жестовых и

пантомимических

движениях

Описание зверей по

алгоритму:кто это?

какого цвета?величина?

чем питается? где

живет?

Составление  

описательного рассказа

по картине.

Отгадывание

загадывание загадок

Обводка животных

 холодных стран с

листа зашумленного

изображения;

дорисовывание

недостающей части

изображения

Графический диктант

Воспроизведение

пантомимических

движений и

мимических

выражений радости,

страха,боли.

Зимние

развлечения

-учить обследованию птиц

с использованием

сенсорных функций(

зрения,слуха,осязания)

-учить описывать основные

признаки птиц по

 алгоритму;

-учить узнавать птиц в

силуэтном и контурном

изображении.

-развиватьбинокулярное

истереоскопическоезрение

-продолжать учить четко

дифференцировать

основные направления

пространства:словесное

обозначать их

соответствующими

терминами(справа,налево,

вверх,вниз,вперед,рядом,

между,напротив,за,перед,в,

на,до и т.д)

Обследование,

рассматривание и

описание птиц по

алгоритму:кто это?

какого цвета оперение

(глаза,голова,ноги и т.д)

,назови части тела,чем

покрыто тело?чем

питаются?где вьют

гнезда?как выводят

птенцов?какую пользу

 приносят?

Д/и “Собери семью”

Д/и “На пруду”

Д/и Сравни птиц”

Обводка,штриховка

силуэта  птиц.

Д/и”Лабиринт”

Д/и”Силуэт

Д/у “Схемы”

Д/у “Найди,где

спрятался”

Новогод

ний

праздник

-развивать умение выражать

 радость,страх,боль в игре

-учить составлять

простейший план и

 располагать предметы

в названных направлениях

микропространства

-уточнить и расширить

представление об

окружающих предметах и

их назначении,

существенных признаках,

материальных,из которых

они изготовлены

-развивать бинокулярное и

стереоскопическое зрение,

остроту зрения

-развитие графо-моторных

функций

Игры с обязательным

выражением

мимических и

пантомимических

действий

Д/у “Построй город”

Д/и “Поиск пропавших

вещей”

Д/и “Угадай на ощупь”

Д/и Лабиринт”

Д/и “Весёлый контур”

Слуховой диктант

Графический диктант

Январь

Мой дом

(мебель,

посуда)

-дать представления о

зимних развлечениях и о

видах спорта;

-продолжать углублять

знания о зиме,о состоянии

погоды зимой,явлениях

природы.

-учить зрительно

оценивать

 пространственные

отношения между

предметами,определять

место расположения

(измененное),выбирать из

картинок 2 одинаковые по

пространственному

расположению

-учить словеснообозначать

направления,настроенные

на схеме пути

-развивать зрительное

внимание,память

Рисование по контуру

Д/и “Ближе,дальше”

Д/и “Где что стоит”

Д/и ” Расставь игрушки”

Д/и “Найди предмет”

Д/у ” Постоянный план”

Бытовые

приборы

-развивать остроту зрения и

подвижность

глаз

-закреплять умение различать

левую и правую руку,определять

направление,местонахождения

предметов по отношению к себе:

вверху,

внизу,впереди,сзади,слева,справа

-развиватьграфо-моторные

функции

– формировать умение

принимать мнемическую

задачу;

– учить упорядочивать
запоминаемую

информацию в процессе

анализа цвета элементов

и их расположения на

карточке, разделенной на

несколько клеток;

Д/и”Силуэт”

Д/и«Лабиринт»

Д/и«Весёлыйконтур»

Д/и«Угадай,где

позвонили»

Графическийдиктант

Д/и «Разложи цветные

круги»

Д/и  «Узнай предмет

по описанию»

Д/и «Разложи по

памяти»

Домашние

животные

-закреплять представления

об объемных формах,

дифференцировать
от плоских форм;

– учить, при восприятии

натуральных объектов,
выделять их форму;

– учить выделять овал
в натуральном предмете и

в изображении

-учить описывать зверей по

алгоритму,узнавать зверей

Читайте также:  Развитие интереса у ребенка к музыке

 в зашумленном и

заслоненномизображении.

-упражнять в умении

выделять и называть

отличительные

особенности внешнего вида,

узнавать зверей в условиях

затруднения восприятия по

части,характерными

признаку в сюжетных

изображениях,силуэта и

 контурам;

-развивать графо-моторные

функции

Д/у «Зрительный

поиск»

Анализ сложной

геометрической формы

(сравнение,
выделение сторон)

 Поиск предметов по

словесной инструкции

Описание зверей по

алгоритму:кто это?

какого цвета?величина?

чем питается? где

живет?

Составление  

описательного рассказа

по картине.

Графический диктант

январь

Дикие

животные

-учить делать обобщения,

дифференцировать

предметы внутри одного

рода(одежда,обувь

домашняя,спортивная,

детская,женская,мужская,

летняя,зимняя,модельная)

Обследование одежды

и обуви по алгоритму

:что это?какого цвета?

назови и покажи детали.

какой формы детали?из

какого материала

сшиты?длякого?для

чего?

Февраль

Рыбы

-учить сравнивать,

группировать,

классифицировать

 предметы по цвету,

величине,назначению,

по наличию или о

тсутствию каких-либо

особенностей(пуговицы,

пряжки,карманы,форма

 воротника)

-упражнять в определении

 качества ткани осязательным

признаком

-развивать бинокулярное и

стереоскопическое зрение,

остроту зрения

Д/и “Одень куклу”

Д/и “Отбери по сезону”

Д/и “Найди одинаковые

 по цвету”

Раскрашиваниесилуэта и контуров одежды,обуви.

Д/и “Разложи по местам”

Д/и «Лабиринт»

Д/и «Весёлый контур»

Одежда,

обувь

– упражнять соотносить

предметы по длине

зрительно (длиннее, короче,

чем образец);

– развивать мышление

-–стимулировать зрительную

поисковую деятельность на

обобщающие
понятия «холодный» цвет,

«теплый» цвет
при ограничении

восприятия по времени

-расширять и активизировать

словарь по теме: «Продукты

 питания»

Д/у «Найди одинаковые

ленты»

Д/у «Найди одинаковые

предметы»

Д/и «Путаница»

Д/и «Кто внимательнее?»

Определение

информативных

 объектов и их признаки по

цвету и оттенку,

характеризующие

явления природы

(зима, весна, лето, осень,

осадки, снег, дождь, туман;

время суток: утро, день,

вечер, ночь)

Беседа на тему:

«Полезная и вредная еда»

Д/и «Разложи правильно»

Д/и «Супермаркет»

Папин

праздник.

Профессии

-учить упорядочивать

запоминаемую информацию

в процессе анализа цвета

 элементов и их расположения

на карточке,разделенной на

 несколько клеток.

-формировать умение

ликвидировать

прямоугольник,

треугольник,трапеции в

 заданном

пространственному

 расположении(узор,

изображение)

-развивать навыки

микроориентировки на

поверхности листа бумаги

Д/у “Разложи

по памяти”

Д/у “Опиши

предмет”

Д/у “Соедини по точкам”

Д/у “Веселые спички”

Беседа на тему:

«Моя будущая

профессия

Д/и «Расставь согласно

схеме»

– учить соотносить

трапецию с изображением,

локализовывать трапецию

из множества пятиугольников

и треугольников

-учить находить и называть

 трапеции как

четырехугольник

-учить активно использовать

 пространственные термины

и обозначающие

пространственные отношения

предлоги и наречия (в, на, под,

над, перед, за, рядом, около,

друг за другом, между, напротив,

посередине)

Д/и «Найди на ощупь»

Д/у «Выложи фигуру»

Д/у «Найди и назови»

Март

Природа

весной.

Мамин

праздник

-учить самостоятельно

 располагать предметы в

названных направлениях

микропространства; менять

местоположение предметов

в микропространстве,

определять разницу в

расположении предметов

в микропространстве;

словесно обозначать

расположение предметов в

микропространстве.

Крымская

весна.

Весенние

цветы.

Семена

Детский

фольклор

Театр

 – учить детей находить
закономерность элементов

мозаики на игровом поле и

 недостающий
элемент;

– развивать зрительное

внимание, тактильную
память

Д/и «Расставь все по местам».

Д/и «Каждой фигуре

место»

Апрель

Детская

Книга

-упражнять в сравнении предметов разной длины

– закреплять навык ран-жирования 10 предметов по длине в убывающей последовательности;

– учить измерять длину
и ширину предметов с помощью условной мерки;

– развивать зрительный анализ, внимание, память

Д/у «Кто быстрее»

Д/у «Измеряем столы»

Д/у

Транспорт

– развивать глазомер,
логическое мышление

-дать возможность проявлять в игре выдумку и инициативу,быть активным самостоятельным,уверенным в себе.

-развивать восприятие,внимание,память,воображение

Д/у «Исправь ошибку в схеме»

Д/и «Определи высоту

мебели»

Д/и «Раздели на группы»

Диктанты(выложить из спичек фигуру,у которой все стороны одинаковые;фигуру,у которой две стороны одинаковые и т.д)

Комнатные

растения

– учить находить
и исправлять ошибку
в построении ритми-
ческого ряда;

– развивать глазомер;

-продолжать учить находить закономерность элементов мозаики на игровом поле и недостающей элемент;

Д/у «Исправь ошибку»

Д/у «Определи высоту»

Д/у “Расставь все по местам”

Д/и”Чего нет”

Свойства

материалов

– упражнять в определении

ритмического рисунка

из предметов разной
величины, нахождении

пропущенного звена

в сериационном ряду
на ощупь;

– закреплять умение
определять величину

предметов в большом

пространстве, отражать

это расположение
и величину предметов
в плане;

Д/у«Вставь пропущенное звено»

Д/у «Определи величину

 предметов и составь

план»

Источник