Индивидуальный план развития ребенка у дефектолога

Индивидуальный план развития ребенка у дефектолога thumbnail

п. Центральный, 2019

Актуальность программы. По результатам психолого-медико-педагогического обследования девочка имеет особенности в психическом развитии. Нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Учащейся рекомендована адаптированная общеобразовательная программа с учетом индивидуальных психофизических особенностей ребенка с умеренной умственной отсталостью.

Дефектологическое обследование в начале учебного года показало, что у девочки сниженный темп развития познавательной деятельности, неустойчивое, слабо сосредоточенное внимание, при отсутствии интереса рассеянное, уровень развития памяти соответствует нижней  границе возрастной нормы. В схеме тела и ближайшем пространстве ориентируется, понимание предлогов не нарушено, слабо дифференцирует признаки времен года, понимание времени слабо сформировано. У девочки слабо развита произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу). Навык понятия числа, числовой последовательности слабо сформирован, испытывает трудности при вычислении (дактилономия). При решении задач испытывает трудности, задачи с двумя действиями решает с помощью учителя.

Адресат программы. Учащаяся 6 класса на дому.

Дата рождения:  22.12.2006 г.

Направленность программы. Рекомендована организация психолого-медико-педагогической помощи: занятия с дефектологом по развитию математических представлений (количественные представления, счетные навыки, пространственные представления).    

Методы обучения: словесные (устное изложение, объяснение, беседа), наглядные (показ, видеоматериалы, иллюстрации, показ приемов исполнения, работа по образцу), практические (тренировочные упражнения) и другие.

Тип занятий: комбинированный.

Формы обучения: индивидуальная, надомное.

Объем программы – общее количество часов: 136 часов.

Срок освоения программы: 1 учебный год.

Режим занятий: 4 часа в неделю, длительностью по 25-40 минут.

Цель: развитие и коррекция познавательных процессов и пространственно-временных представлений  как основы для формирования учебных навыков.

Название раздела

Кол-во часов

Стартовая и итоговая дефектологическая диагностика

4

Развитие и коррекция познавательной деятельности

72

Коррекция и развитие восприятия

18

Коррекция и развитие внимания

18

Коррекция и развитие мышления

18

Коррекция и развитие памяти

18

Развитие математических и представлений

18

Развитие навыков чтения и письма

18

Формирование пространственно-временных представлений

24

Итого

136

Тема

Кол-во часов

Дата

1-2

Стартовая дефектологическая диагностика

2

Развитие и коррекция познавательной деятельности

72

Коррекция и развитие восприятия

18

3

Точечные изображения.

1

4

Наложенные изображения.

1

5

Перевёрнутые изображения.

1

6

Фонематический слух. Игра «Кто что слышит», «Угадай звук».

1

7

Зрительное восприятие. Игра «Составь фигуру», «Посмотри и узнай».

1

8

Зрительное восприятие «Загадочные контуры».

1

9-11

Графический диктант с усложненными заданиями.

3

12-14

Восприятие величины, цвета, формы.

3

15-16

Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник).

2

17-20

Дорисовывание симметричной половины изображения.

4

Коррекция и развитие внимания

18

21

Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.

1

22

Найди отличия. Разрезные картинки. Корректурная проба.

1

23

Найди и вычеркни, выполни по образцу. Графический диктант.

1

24

Весёлый счёт. Раскрась правильно.

1

25

Зоопарк. Маленький жук.

1

26

Нади изменения. Цветные полоски.

1

27-28

Игры с мелкой мозаикой. Запутанные дорожки.

2

29

Нахождение недостающей фигуры. Сложи узор.

1

30

Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции педагога), вербализация поз и действий.

1

31

Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.

1

32-33

Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах.

2

34

Увеличиваем объем внимания.

1

35

Упражнения на развитие сосредоточенности внимания.

1

36

Упражнения на развитие концентрации внимания.

1

37

Упражнения на развитие произвольного внимания.

1

38

Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов

1

Коррекция и развитие мышления

18

39-40

Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам, обобщение.

2

41-42

Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету. Классификация.

2

43

Нахождение закономерностей.

1

44

Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4-5 предметов.

1

45

Измерение и сопоставление отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте).

1

46

Составление комбинаций.

1

47-48

Решение комбинаторных задач.

2

49-50

Решение логических задач.

2

51-52

Упражнения на развитие скорости мышления

2

53-54

Упражнения на развитие мыслительной операции. Сравнение предметов.

2

55-56

Упражнения на развитие наглядно – образного, наглядно – действенного мышления.

2

Коррекция и развитие памяти

18

57

Узнавание предмета по одному и нескольким элементам.

1

58

Узнавание предмета по словесному описанию и наглядным элементам. Упражнение «Запомни и нарисуй».

1

59

Формирование навыков запоминания. Дидактическая игра «Узнай по описанию».

1

60

Тренировка кратковременной и долговременной памяти.

1

61

Графический диктант. Игра «Лишний кубик».

1

62

Тренировка объема непосредственного запоминания.

1

63

Тренировка непосредственной и смысловой вербальной памяти.

1

64

Нахождение нелепиц на картинках. Игра «Запомни слова».

1

65-66

Пословицы и поговорки. Игра «Запомни сочетание фигур».

2

67

Тренировка слуховой памяти.

Читайте также:  Анкета для родителей роль игры в развитии ребенка

1

68

Дидактическая игра «Лабиринт».

1

69-70

Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти».

2

71-72

Тренировка логической памяти.

2

73

Тренировка механической памяти.

1

74

Тренировка ассоциативной памяти. 

1

Развитие математических представлений

18

75

Прямой и обратный счет. Загадки палочек.

1

76

Город геометрических фигур.

1

77

Решение логических задач.

1

78

Графический диктант. Решение примеров на сложение и вычитание.

1

79

Магические цепочки. Таблица умножения.

1

80-81

Решение логических задач. Умножение и деление.

2

82

Решение примеров на сложение и вычитание. Игра «Найди закономерность».

1

83

Умножение и деление. Путешествие в город Кругов.

1

84

Построение геометрических фигур. Игра «Составь поезд».

1

85

Пропущенные цифры. Игра «Найди ошибки».

1

86

Решение задач. Игра «Засели жильцов».

1

87-88

Комбинаторные задачи.

2

89-90

Решение задач.

2

91

Нахождение закономерностей.

1

92

Составление числовых комбинаций.

1

Развитие навыков чтения и письма

18

93

Звуки и буквы.

1

94

Слоги и слова.

1

95

Слогообразующая роль гласных.

1

96

Ударение.

1

97

Деление слов на слоги.

1

98

Составление предложений с заданными словами.

1

99

Предложение.

1

100

Синонимы.

1

101

Антонимы.

1

102

Амонимы.

1

103

Деформированный текст. Границы предложения.

1

104

Определение темы и основной мысли рассказа. Разбивка текста на части.

1

105

Просмотр мультфильма. Восстановление сюжета по опорным словам.

1

106

Скороговорки.

1

107

Совершенствование техники чтения. Игра «Слово в слове».

1

108

Способ чтения. Упражнение «Наборщик».

1

109

Чётка дикция, правильность, выразительность чтения.

1

110

Слова длинные и короткие. Страна «Читай-ка».

1

Формирование пространственно-временных представлений

24

111

Ориентировка в собственном теле. Расположение объектов по отношению к собственному телу: предлоги «над», «под», «между».

1

112

Временная последовательность «Определи правильно», «Когда это произошло».

1

113

Пространственные представления. Работа над понятиями «ближе к …», «дальше от…», «ближе, чем…», «дальше, чем…»

1

114

Учусь сверять по схеме. Предлоги «перед», «за».

1

115

Работа над представлениями «право-лево», ориентируясь на собственном телеи на листе бумаги.

1

116

Работа над представлениями: «слева от…», «справа от…», «левее, чем…», «правее, чем…»

1

117-118

Времена года.

2

119-120

Месяцы. Просмотр и обсуждение сказки про зимние месяцы.

2

121-122

Сутки. Части суток.

2

123-124

Дни недели.

2

125

Распорядок дня. Мой режим дня.

1

126

Определи последовательность «Путь велосипедиста», «Где живет девочка?», «Сколько лет человеку?».

1

127-128

Закрепление пространственных отношений между предметами (в, на, над, под, перед, за, слева, справа, между).

2

129-130

Учимся определять время. Стрелки часов.

2

131-132

Дидактичесикие игры «Мои первые часы», «Который час?».

2

133-134

Учимся определять время. Просмотр развивающего мультфильма «Учим время на часах».

2

135-136

Итоговая дефектологическая диагностика

2

Итого

136

Реализация данной программы подразумевает взаимодействие с педагогами и родителями.

Программа включает в себя обязательную дефектологическую диагностику, которая проводится в начале и в конце учебного года, нацеленную на определение динамики развития учащейся с интеллектуальной недостаточностью.

Источник

ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ НА 2018– 2019 УЧ. ГОД

ДЛЯ Ф.И.ребенка

I.  ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОНТАКТА СО ВЗРОСЛЫМИ

1. Побуждение речевой активности и потребности в эмоциональном и речевом общении.

2. Создание игровых ситуаций, вызывающих стремление к взаимодействию со

    взрослыми.  «Дай мне игрушку», «Где звучит игрушка?».

3. Побуждать активность в контактах со взрослыми,  используя ласковую речь,

    одобрение, тактильный контакт. Привлекать внимание к игрушкам, к действиям с ними.

II. ФОРМИРОВАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ С  

    ДЕТЬМИ.   

    Привлекать внимание к другим детям, создание игр-ситуаций: «Поздоровайся с

    Андрюшей!», «Дай игрушку Лене» и т. д.

III. УМЕНИЕ ПОДРАЖАТЬ ВЗРОСЛОМУ.

1. Учить смотреть на взрослого и подражать различным его действиям.

2. Выполнять простые подражательные движения за педагогом.  «Делай как я»: поднять

    руки вверх, положить руки на голову, и т. д.

3. Мытьё рук под струёй воды без мыла, вытирать полотенцем.

4. Выполнение подражательных движений с игрушками.

IV. РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ И ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ. ОБЩАЯ МОТОРИКА

1. Обучение ходьбе в прямом направлении до игрушки.

2. Залезать на лесенку и спускаться с неё при помощи рук.

3. Упражнение имитационного характера: «мишка топает», «птички летят».

    РУЧНАЯ МОТОРИКА

1. Подражание крупным и мелким движениям руки.

2. Занятия с раздаточным материалом: пирамидки, кубики, нанизывание колец, раскладывание мелких предметов. Игра «Построим дом».

3. Рисование по манке (песку).

    АРТИКУЛЯЦИОННАЯ МОТОРИКА

    Вызывание движений по подражанию в процессе игры:

– Как Ляля плачет? А-а-а!

Читайте также:  Игры и книги для развития ребенка

– Как киса мяукает? Мяу!

– Как говорит курочка? Ко -ко–ко!

– Как гудит пароход? Ту- ту!

 V. РАЗВИТИЕ  СЛУХОВОГО  ВОСПРИЯТИЯ.

     Восприятие звучащих музыкальных инструментов, звучание игрушек: барабан,

     дудочка, погремушка.

VI. СЕНСОРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ: ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ФОРМЕ, ВЕЛИЧИНЕ, ЦВЕТЕ.

1. «Поймай игрушку» – учить на практике различать форму, перераспределять пальцы на

     предмете в зависимости от формы.

2. Практическое действие, требующее опоры на форму и величину предмета.

3. Подбор предметов по цвету.

    – по подражанию сличать два цвета:

      красный – синий, жёлтый – зелёный.

VII. РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЙ ВЕЛИЧИНЫ.

     Большой – маленький. При непосредственном сопоставлении  2-ух  контрастных

     по величине предметов. Выделение из нескольких предметов одного большого или

     маленького.

VIII. ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МАТЕМАТИЧЕКОЕ ПОНЯТИЕ О ФОРМЕ, ПОНЯТИЕ ТОЖДЕСТВА,

       ПОНЯТИЕ О КОЛИЧЕСТВЕ.

1. Дать понятия о форме: шар, кубик, колечко, палочка.

2. Много – мало – один.

IX. РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ.

     Уметь показывать части тела на себе и на игрушках.

X. ПОЗНАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ С ПРЕДМЕТАМИ И

    ИГРУШКАМИ.

1. Наблюдение за движущимися игрушками.

2. Перекладывание предметов из одной коробки в другую.

3. Катание шариков в определённом направлении.

XI. ОСВОЕНИЕ БЛИЖАЙШЕГО ПРЕДМЕТНОГО ОКРУЖЕНИЯ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ.

1. Формировать зрительно-слуховое восприятие в процессе игровых действий, развивать

    понимание элементарных инструкций «Где звучит игрушка?».

Уточнение и накопление словаря пассивного:

– выполнение команд-поручений.

-игра – диалоги.

3. Импрессивная речь

– выполнение инструкций

– понимание инструкций обусловленных ситуаций, звукоподражание, вызывание лепета,

  переход к слову.

-показ игрушек: кошка, собака, кукла, корова, и т. д. 2-5 игрушек с  соответствующими

 обозначениями  му – му и т. д.  

4. Формировать понимание и выполнение побудительных инструкций:

    «возьми – положи», «сними – надень».

XII. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

1. Поддувание мелких бумажек, перышек, ватки , задувание свечи и т. д.

    Оборудование: плавающие лодочки, уточки.

    Игра: «Кто дальше» , «Кто сильней».

XIII. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

1. Сосредотачивать внимание на одной игрушке.

2. Учить подражательным действиям: «Пожалей куклу» , «Погладим лялю» приговаривая

   «ой – ой», «Покачаем лялю» – поём колыбельную.

3. Одевать и раздевать куклу, укладывать спать, кормить на глазах ребёнка, привлекать

    внимание.

XIV. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

1. Чирканье на доске мелом.

2. Демонстрация краски, кисти, карандаша, наблюдение появления цветовых пятен.

3. Рисование для ребёнка, сопровождать рисование речью, побуждать

    заинтересованность к изображению.

    Совместные действия ребёнка и взрослого.

Учитель-дефектолог: Гуренкова Ирина Алексеевна

Источник

Индивидуальный план на Дениса А. ( 5 лет )

план коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога

Цель: 1. Подготовка ребёнка к школе;

2.Повышение психического развития ребенка.

Задачи

Содержание

Психические процессы:

  • Повышать познавательную активность.

  • Развитие зрительного анализа и пространственного восприятия.

  • Развитие межполушарного взаимодействия.

  • Развитие тактильных ощущений.

  • Развитие свойств внимания (объем, распределение, концентрацию, переключение).

  • Увеличивать объем слуховой памяти.

  • Развитие тонкой моторики и графических навыков.

  • Формирование приемов, обеспечивающих процессов анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

Дидактические игры: «Сложи узор», «Лабиринты», «Узнай предмет по контуру»;

Кинезиологические упражнения: «Лягушка», «Перекрестный марш»;

Дидактические упражнения: «Что лишнее?», «Чего не стало?», «Назови, не ошибись»;

Дидактические упражнения: «Повтори фразу», заучивание потешек;

Штриховка, обводка, пальчиковые игры;

Дидактические упражнения: «Что общего», «Чем отличаются».

Развитие речи:

  • Уточнять и расширять знания об окружающем по лексическим темам.

  • Развитие пассивного и активного словаря;

  • Развитие фразовой речи (самостоятельной);

формировать навыки составления простых предложений.

Формировать умения адекватно отвечать на вопросы и самостоятельно их формулировать.

  • Развитие грамматического строя речи по всем категориям;

  • Формирование понимание и употребление в речи предлогов (на, в, под);

  • коррекция и развитии фонематического восприятия и представлений, анализа и синтеза:

учить различать речевые и неречевые звуки.

Учить определять источник звука.

Учить различать на слух гласные и согласные звуки.

Учить выделять первый звук в слове.

Учить навыкам звукового анализа и синтеза ( анализировать слоги, односложные слова).

Беседы по лексическим темам, отрабатывать обобщающие понятия: «Овощи, фрукты, деревья и кустарники, перелетные птицы, осень, дикие животные, домашние животные, домашние птицы, семья, зима, зимние забавы, одежда, Новый год.»

Читайте также:  Развитие мозга ребенка 1 год жизни

Дидактические упражнения: «Назови ласково», «Один -много»;

Дидактические упражнения «Назови где игрушка», «Положи игрушку на место»;

Дидактические упражнения: «Угадай откуда звук?», «Угадай, что прозвучало?», «Определи, с какого звука начинается слово», «Назови слова с заданного звука», «Назови сколько звуков я назвала», «Хлопни столько раз, сколько звуков», «Узнай звук по образу», «Назови звуки по порядку».

(РЭМП) Развитие Элементарных Математических Представлений :

  • Формирование сенсорных эталонов (цвета, геометрические фигуры);

  • формирование навыков счёта (прямого , обратного , порядкового);

  • учить соотносить количество с числом и цифрой;

  • учить графическое изображение цифр;

  • учить сравнивать две группы предметов по количеству, уравнивать (-1, +1),

  • учить образовывать и составлять числа от 1 до 5;

  • учить сравнивать предметы по длине, высоте, ширине.

  • Формирование умения ориентировки в схеме собственного тела, в ближайшем окружении и на плоскости;

  • формирование временных представлений.

Дидактические игры и упражнения: «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», «Форма и цвет», «Возьми столько палочек, сколько показывает цифра», «Узнай фигуру (цифру) на ощупь», «Выкладывание цифр из проволоки», «Рисование цифр на песке», «Сделай поровну»; «Сделай так, чтобы предметов стало заданное количество», «Кто быстрее посчитает?»,

«Сравни предметы», «Покажи правую (левую) руку , ногу, глаз»; «Кто справа (слева) от тебя?»

«Когда это бывает?»

(2-е полугодие)

Психические процессы:

  • Развитие общей моторики;

  • Развитие тонкой моторики и графических навыков;

  • Формирование 3-х пальцевого захвата;

  • Развивать пространственные и временные представления;

  • Развивать зрительное, слуховое и фонематическое восприятие;

  • Развивать зрительную память и внимание;

  • Развитие свойств внимания (объем, распределение, концентрацию, переключение).

  • Формирование приемов, обеспечивающих процессов анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения;

  • Развитие межполушарного взаимодействия.

Подвижные и пальчиковые игры, манипуляции с мелкими игрушками, сухой бассейн, штриховки, обводки, шнуровки.

Игры: «Когда это бывает?» «Где находится игрушка?» «Покажи правую (левую) руку , ногу, глаз»; «Кто справа (слева) от тебя?»

«Что лишнее?», «Чего не стало?», «Назови, не ошибись»;

Дидактические упражнения: «Повтори фразу».

Дидактические упражнения: «Что общего», «Чем отличаются», «Продолжи ряд», «4-ый лишний».

Кинезиологические упражнения: «Лягушка», «Перекрестный марш»;

Развитие речи:

  • Уточнять и расширять знания об окружающем по лексическим темам.

  • Развитие пассивного и активного словаря;

  • Развитие фразовой речи (самостоятельной);

  • Развитие лексико-грамматических средств языка (учить использовать в речи отдельные порядковые числительные (один, два, много). Употреблять существительные с уменьшительными ласкательным значениями, множ. числом);

  • Формирование понимание и употребление в речи предлогов (на, в, под);

  • коррекция и развитии фонематического восприятия и представлений, анализа и синтеза:

учить различать речевые и неречевые звуки.

Учить определять источник звука.

Учить различать на слух гласные и согласные звуки.

Учить выделять первый звук в слове.

Учить навыкам звукового анализа и синтеза ( анализировать слоги, односложные слова).

Беседы по лексическим темам, отрабатывать обобщающие понятия: посуда, продукты питания, дом и его части, мебель, животные севера, зимующие птицы, профессии и инструменты, человек и части тела, весна, город в котором я живу, транспорт, космос, времена года, День победы, рыбы, насекомые, цветы.

Дидактические упражнения: «Назови ласково», «Один -много»;

Дидактические упражнения «Назови где игрушка», «Положи игрушку на место»;

Дидактические упражнения: «Угадай откуда звук?», «Угадай, что прозвучало?», «Определи, с какого звука начинается слово», «Назови слова с заданного звука», «Назови сколько звуков я назвала», «Хлопни столько раз, сколько звуков», «Узнай звук по образу», «Назови звуки по порядку».

(РЭМП) Развитие Элементарных Математических Представлений :

  • Продолжать формировать сенсорные эталоны (геометрические фигуры, закреплять основные цвета и их оттенки);

  • формирование навыков счёта (прямого , обратного , порядкового);

  • учить соотносить количество с числом и цифрой;

  • учить графическое изображение цифр;

  • учить сравнивать две группы предметов по количеству, уравнивать (-1, +1),

  • учить образовывать числа от 1 до 10;

  • учить составлять числа от 1 до 5;

  • Учить сравнивать представления предметы по размеру, цвету, форме;

  • Развивать временные и пространственные

Дидактические игры и упражнения: «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», «Форма и цвет», «Возьми столько палочек, сколько показывает цифра», «Узнай фигуру (цифру) на ощупь», «Выкладывание цифр из проволоки», «Рисование цифр на песке», «Сделай поровну»; «Сделай так, чтобы предметов стало заданное количество», «Кто быстрее посчитает?» «Сравни предметы»

«Сравни предметы»

Дидактические упражнения: «Числовые домики», «Добавь до 5 (4,3,2)»

«Сравни предметы»

«Когда это бывает?», «Покажи правую (левую) руку , ногу, глаз»; «Кто справа (слева) от тебя?»

Источник