Индивидуальный план развития ребенка с проблемами обучения
Преподаватель: О.А. Антоньева МДК 1.1.
Тема: «Разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ для детей, имеющих трудности в обучении».
Цель: Формирование умений и практического опыта проектирования индивидуальных коррекционно-развивающих программ для детей, имеющих трудности в обучении.
Задачи:
1) Закрепить и проверить знания студентов по теме: «Особенности детей младшего школьного возраста с проблемами в развитии».
2) Проанализировать со студентами методические требования к составлению программ индивидуальной работы с детьми, имеющих трудности в обучении.
3) Создать учебные условия, обеспечивающие формирование умений разработки индивидуальных коррекционно-развивающих программ.
4) Воспитывать информационную культуру студентов, направленность на будущую профессиональную деятельность.
Оборудование: образец индивидуальной коррекционно-развивающей программы.
План.
1. Актуализация знаний студентов по теме: «Особенности детей младшего школьного возраста с проблемами в развитии».
2. Изучение нового материала: «Разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ для детей, имеющих трудности в обучении».
2.1. Цели и задачи реализации программ индивидуальных коррекционно-развивающих программ для детей, имеющих трудности в обучении.
2.2. Содержание программы коррекционной работы.
2.3. Требования к условиям реализации программы.
2.4. Содержание программы.
3. Практическая работа: «Анализ программы» (по выбору)
4. Проверка усвоения нового материала.
5. Подведение итогов, выставление оценок.
Ход урока
2.1. Цели и задачи реализации программ индивидуальных коррекционно-развивающих программ для детей, имеющих трудности в обучении.
Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения – одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья».
Реализация личностно-ориентированного подхода через психолого-педагогическое сопровождение ребенка является актуальной задачей, решение которой способствует достижению учащимся планируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных) Стандарта образования.
Программа направлена на создание комплекса условий для повышения эффективности обучения и воспитания детей с трудностями в обучении. К числу основных условий относятся:
– введение системы регулярного, углубленного, комплексного и разностороннего изучения детей в процессе различных видов деятельности на уроке, во внеурочное время, в семье;
– совершенствование образовательных технологий и технологий в охране здоровья обучающихся;
– интеграция полученных в ходе психологического и педагогического изучения ребенка данных, объединяемых в симптомокомплексы.
– разработка и реализация педагогических технологий (диагностико-информационных, развивающих, обучающе-образовательных, коррекционных, реабилитационных);
– объединение усилий педагогов, психолога и социального педагога в оказании всесторонней помощи и поддержки детям с трудностями в обучении;
– расширение перечня педагогических, психологических, социальных и правовых услуг детям и родителям;
– развитие системы отношений в направлении педагог-ребенок-родитель-психолог и другие специалисты.
Цель программы коррекционной работы:
создание условий для успешного освоения образовательной программы всеми обучающимися.
Задачи:
Диагностировать трудности обучения, межличностных взаимодействий, отдельных индивидуальных психофизиологических особенностей младших школьников (мышление, пространственная ориентировка, психомоторная координация), обучающихся в образовательном учреждении;
Оказать помощь в освоении основной образовательной программы начального общего образования детям с трудностями обучения, стимулирование школьников с высоким уровнем обучаемости.
Определить особенности организации образовательного процесса для детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка.
Осуществлять индивидуально ориентированную психолого-педагогическую помощь детям с учётом особенностей их психофизиологического развития, индивидуальных возможностей.
Оказать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей по педагогическим, социальным, правовым вопросам.
Повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов в сфере работы с одарёнными детьми и детьми с трудностями в обучении.
2.2. Содержание программы коррекционной работы.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
— Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
— Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
— Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
— Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
—Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Программа осуществляется педагогом-психологом во внеурочное время, учителем начальных классов во время учебного процесса.
Структура программы представлена следующими направлениями:
– диагностическое – обеспечивает своевременное выявление одарённости и трудностей у детей;
– коррекционно-развивающее – содержит перечень и план коррекционно-развивающих мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей учащихся;
– информационно-просветительское – осуществляет разъяснительную деятельность по вопросам реализации и осуществления образовательного процесса.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
освоение основной образовательной программы;
повышение учебной мотивации младших школьников;
успешная адаптация к школьному обучению;
повышение активности учащихся при взаимодействии с участниками образовательного процесса;
развитие когнитивной и эмоционально-личностной сфер обучающихся
снижение уровня общей тревожности учащихся.
2.3. Требования к условиям реализации программы
Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.
Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.
Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения одарённых детей и детей с трудностями в обучении.
Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.
Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения одарённых детей и детей с трудностями в обучении, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
Психолого-педагогическое обеспечение:
— обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок;
— обеспечение психолого-педагогических условий (учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
— обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на образовательные потребности обучающихся; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей);
— обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
Программно-методическое обеспечение:
В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога, учителя др.
Кадровое обеспечение
Коррекционная работа должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы.
Информационное обеспечение
Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной с использованием современных информационно коммуникационных технологий.
Обязательным является создание системы широкого доступа детей, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам.
2.4. Содержание программы
Организационно-управленческой формой коррекционного сопровождения является школьный психолого-педагогический консилиум (ШППК). Основной целью ШППК является определение и организация в рамках школы адекватных условий развития, обучения и воспитания в соответствии с потенциалом развития, специальными образовательными потребностями, возрастными особенностями, диагностированными индивидуальными возможностями ребёнка в зависимости от состояния соматического и нервно-психического здоровья.
Его главные задачи: защита прав и интересов ребёнка; диагностика по проблемам развития; выявление групп детей, требующих внимания специалистов; консультирование всех участников образовательного процесса.
Каждый специалист консилиума даёт оценку состояния детей с трудностями в обучении. Сформированности определённых образовательных навыков и умений и соответствие их условно нормативным показателям, а также особенности не сформированности этих умений и навыков диагностируются педагогом. Педагог-психолог устанавливает уровень и особенности актуального психического развития ребёнка, в том числе и интеллектуального, выявляет особенности эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик ребёнка, особенностей его межличностных взаимодействий со сверстниками, родителями и другими взрослыми, выявляет возможности овладения ребёнком школьной программы обучения. Социальная ситуация развития, среда, в которой находится ребёнок вне образовательного учреждения, особенности социального статуса семьи оценивается социальным педагогом школы.
Основные задачи ШППК:
1. Выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии детей.
2. Выявление актуальных и резервных возможностей ребёнка.
3. Разработка рекомендаций учителю, родителям для обеспечения индивидуального подхода в процессе коррекционно-развивающего сопровождения.
4. Отслеживание динамики развития и эффективности индивидуализированных коррекционно-развивающих программ.
5. Определение готовности к школьному обучению первоклассников с целью вычленения «группы риска».
6. Решение вопроса о создании в рамках школы условий, адекватных индивидуальным особенностям развития ребёнка (перевод на другую программу обучения, выбор соответствующей формы обучения).
7. Прослеживание динамики развития (наблюдения, диагностические «срезы» для уточнения образовательного маршрута, внесение соответствующих корректив).
8. Профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок.
9. Консультативная работа с родителями, педагогами.
10. Подготовка и ведение документации, отражающей реальное актуальное развитие ребёнка, динамику его состояния, овладение школьными навыками, умениями и знаниями.
11. Организация взаимодействия между педагогическим коллективом школы и специалистами, участвующими в работе ШППК.
12. Организация психологического сопровождения помощи.
3. Практическая работа: «Анализ программы» (по выбору)
Студенты получают одну из программ для анализа. Далее осуществляется анализ программ по предоставленной схеме с последующим групповым обсуждением.
4. Проверка усвоения нового материала.
Реализуется в процессе обсуждения проанализированных программ и написания эссе по теме занятия. В качестве домашнего задания предлагается разработать собственный проект коррекционно-развивающей программы по проблеме наиболее интересующей студентов.
Источник
Месяц Неделя | Режимные моменты | Непосредственно образовательная деятельность | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с родителями |
Октябрь 1 неделя | Поручение: Проверить сервировку стола (количество ложек, тарелок, чашек) | Работа с компьютерной презентацией «Найди контур» | Научи товарища играть в игру «Найди контур» | Игра напрокат «Танграмм» |
2 неделя | Работа с презентацией «Найди два слова с одного звука» | Перечень игр на развитие внимания. | ||
3 неделя | Дежурство по занятию «Расставь по образцу» | Научи товарища играть в игру «Найди два слова с одного звука» | ||
4 неделя | Игра «4 лишний» | Проверь товарища в игре «4 лишний» | Игра напрокат «Собери картинки сам» | |
Ноябрь 1 неделя | Прогулка «Что изменилось на участке» | Презентация «Сколько?» | Игра в гости к нам. | |
2 неделя | Разучивание стихотворения «Дело было в январе» с использование построчного моделирования | Научи товарища играть в игру «Сколько?» | Повтор стихотворения к новогоднему празднику. | |
3 неделя | Выступление на новогоднем празднике | Разучи стихотворение с подружкой | ||
4 неделя | Работа с презентацией «Чего не хватает?» | Игра напрокат «Чего не хватает?» |
Индивидуальный маршрут развития
На Алексееву Веронику
Трудности: невнимательна и рассеяна, испытывает трудности при решении логических задач, математических заданий.
Месяц Неделя | Режимные моменты | Непосредственно образовательная деятельность | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с родителями |
Декабрь 1 неделя | Работа с мультимедийной презентацией «Сосчитай контур» | Игра «Танграмм» | ||
2 неделя | Прогулка «Нарисуй на снегу геометрический замок» | Расскажи друзьям о своём рисунке | ||
3 неделя | Дидактическая игра «Что изменилось?» | Памятка «Игры на развитие логического мышления» | ||
4 неделя | Дежурство в уголке природы Полив растений ориентируясь на описание цветка. | Мультимедийная игра «Ассоциации» |
Вместе с ребёнком подробно анализировала результат деятельности, выясняли, что не получилось, на каком этапе работы было сложно, что необходимо было исправить.
Задания для ребёнка подбирались с постепенным усложнением, что способствовало усвоению определённых знаний.
Ребёнок неоднократно выполнял упражнения различного уровня сложности, закрепляя и совершенствуя способы действия.
Объясняла другим детям, имеющим подобные затруднения как выполнять задание.
Результаты действия маршрута: Повысился уровень развития внимания, концентрации и переключения. Ребёнок справляется с заданиями математического характера, логическими задачами.
При применении компьютера в реализации индивидуального маршрута ребёнок сталкивается с «феноменом удивления», движением, звуком, мультипликацией, которые надолго привлекают внимание ребёнка. Это позволяет эффективно развивать этот психический процесс. Из огромного потока информации, непрерывно идущей из окружающего мира, благодаря работе внимания ребенок выбирает ту, которая наиболее интересна, значима и важна для него. Природа внимания проявляется в том, что выделенный объект, занимая главное, доминирующее положение, создает в коре головного мозга человека наиболее сильный очаг нервного напряжения – доминанту. При этом действие всех остальных раздражителей тормозится.
Момент соревновательности с компьютером повышает заинтересованность ребёнка в выполнении задания, активизирует деятельность мыслительных процессов: мышление, внимание, память.
Педагог вместе с ребёнком подробно анализировал результат деятельности, выяснял, что не получилось, на каком этапе работы было сложно, что необходимо было исправить.
Задания для ребёнка подбирались с постепенным усложнением, что способствовало усвоению определённых знаний.
Ребёнок неоднократно выполнял упражнения различного уровня сложности, закрепляя и совершенствуя способы действия.
Объяснял другим детям, имеющим подобные затруднения как выполнять задание.
Источник
МБОУ «Основная общеобразовательная школа №15» г. Рубцовска
Индивидуальный план сопровождения ребенка, испытывающего трудности в освоении основной образовательной программы
Срок реализации: 1 год
г. Рубцовск
2017-2018 уч.год
Диагностическое направление
Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им ППМС- помощи.
Задачи, направления деятельности | Ожидаемые результаты | Содержание деятельности | Сроки | Ответственные |
Комплексный сбор сведений о ребенке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля | Информация о состоянии физического и психологического здоровья ребенка. | Изучение истории развития ребенка, обследование ребёнка узкими специалистами, беседа с родителями, наблюдение классного руководителя Приложение 1 | Классный руководитель, медицинский работник | |
Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка | База данных о социально-бытовых условиях жизни и воспитания детей | Изучение социально-бытовых условий жизни и воспитания ребенка Приложение 2 | В течение года | Классный руководитель |
Анализ причин возникновения трудностей в обучении. | Скорректирован ный индивидуальный образовательный маршрут | Корректировка индивидуальной образовательной траектории с целью оказания помощи в решении имеющихся проблем | Октябрь – ноябрь | Классный руководитель. |
Изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. | Положительная динамика уровня социализации детей Приложение 3 | Изучение показателей уровня социализированнос- ти детей | В течение года | Классный руководитель |
Определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося, выявление его резервных возможностей | Разработка и корректировка индивидуального образовательного маршрута | График индивидуальных занятий. Приложение 3 | В течение года | Классный руководитель узкие специалисты |
Коррекционно-развивающее направление
Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ.
Задачи, направления деятельности | Ожидаемые результаты | Содержание деятельности | Сроки | Ответственные |
Выбор оптимальных для развития ребенка коррекционных методик, методов и приёмов с его особыми образовательными потребностями | Подбор и расстановка педкадров в соответствии с ИОМ ребенка; подбор соответствующих дефекту ребенка педагогических технологий обучения и воспитания | Осуществление педагогического мониторинга достижений школьника, социальная защита ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах. Организация деятельности по реализации ИОМ ребёнка. | В течение года | Классный руководитель, |
Обеспечить психологическое сопровождение детей | Позитивная динамика развиваемых параметров | Организация и проведение коррекционно – развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения. (План педагога-психолога) | В течение года | Классный руководитель |
Консультативное направление
Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся
Задачи, направления деятельности | Ожидаемые результаты | Содержание деятельности | Сроки | Ответствен ные |
Консультирование педагогических работников по выбору индивидуально – ориентированных методов и приемов работы с обучающимися | Рекомендации по выбору индивидуально – ориентированных методов и приемов работы с обучающимися | Индивидуальные, групповые, тематические консультации | В течение года | Члены ПМПк |
Консультирование обучающихся по выявленных проблемам, оказание превентивной помощи | Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы. | Индивидуальные, групповые, тематические консультации | В течение года | Члены ПМПк, классный руководитель |
Консультирование родителей по вопросам выбора стратегии воспитания и приемов коррекцион ного обучения ребенка | Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы. | Индивидуальные, групповые, тематические консультации | В течение года | Члены ПМПк, классный руководитель |
Информационно – просветительская работа
Цель:организация информационно-просветительской деятельности по вопросам ППМС-помощи со всеми участниками образовательного процесса
Задачи, направления деятельности | Ожидаемые результаты | Содержание деятельности | Сроки | Ответственные |
Информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам | Увеличение доли родителей (законных представителей) получивших необходимую информацию | Информационные мероприятия (лекции, беседы, информацион ные стенды, печатные материалы, информацион ные материалы на сайте школы по разъяснению индивидуально – типологических особенностей детей) | В течение года | Члены ПМПк, классный руководитель |
Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания детей | Повышение профессиональной компетентности педагогических работников в работе с детьми | Информационные мероприятия (лекции, беседы, информацион ные стенды, печатные материалы, информацион ные материалы на сайте школы по разъяснению индивидуально – типологических особенностей детей) | В течение года | Члены ПМПк, классный руководитель |
Приложение 3
График индивидуальных занятий
Дни недели ИН. Занятия | понедельник | вторник | среда | четверг | пятница |
1 неделя месяца | Математика 16.00 | Вязание 16.00 | |||
2 неделя месяца | занятия с педагогом – психологом 16.00 | ||||
3 неделя месяца | Русский Язык 16.00 | ||||
4 неделя месяца | Легоконстру Ирование 16.00 |
6
Источник