Индивидуальный план развития ребенка с овз в начальной школе
обучающихся в общеобразовательной школе в условии инклюзии.
Дубойская Н. А.,
г. Нерюнгри
Инклюзия означает – раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.
Предложенные в программе упражнения рассчитаны на пол года работы. Они не единственные, но могут быть полезны для развития познавательной сферы детей с ОВЗ. По аналогии с этими упражнениями учителя, воспитатели и психологи могут составлять задания, используя иной дидактический материал, меняя способы предъявления заданий.
Данные упражнения способствуют развитию познавательных психических процессов ребёнка. И это очень важно, потому что ребёнок получает возможность нормально и полноценно развиваться, входить в мир человеческих отношений и не чувствовать себя ущербным.
Ф. И. ребенка__Артем А._______ ________ _ Период работы по ИКП 1.09.2019 – 31.12.2019
DS РЭП Дата рождения ______________
Цель: повысить уровень общего развития, психических процессов, развить творческие способности, коммуникативные навыки, снизить уровень личностной и школьной тревожности.
Показатели психофизического развития
(зона актуального развития)
Рекомендации психолога, дефектолога педагогам (учителя, воспитатели) работающим над развитием психофизических функций, эмоционально-волевых нарушений (зона ближайшего развития)
Рекомендации учителю физкультуры по использованию комплекса ЛФК, тренажеров, дозированию нагрузки
Система психологических воздействий
Контакт
В контакт вступает легко. При дальнейшем общении ведет себя спокойно вежливо. Улыбка мягкая, открытая и добрая. С ребятами ведет себя адекватно.
Поддерживать при общении благоприятную, доброжелательную обстановки. Проявление внешних позитивных эмоций – улыбка, взгляд.
Использование тренажеров для общего физического развития.
Подбор комплекса упражнений на укрепление общей моторики, а также комплекс на снятие спастики мышечного тонуса.
Отрабатывать на своих уроках пространственную ориентировку (лево-право, назад-вперед), ориентировку на своем теле.
Использовать кинезиологические упражнения для развития общей и мелкой моторики, а также развития высших психических функций (автор Сиротюк)
Учитывая межпредметные связи закреплять понятия «мало-много», «близко-далеко» в двигательной активности.
Ребенку необходимо продолжать развивать коммуникативные навыки:
– игры в группах «Иноходец», «Угадай чувство», «Кто быстрее», «Кляксы», «Имитация».
Эмоционально-волевая сфера
Общий эмоциональный фон положительный. Волевые качества не сформированы.
Артем нуждается в постоянном одобрении своего хорошего поведения, его можно приводить в пример как дисциплинированного.
Волевые качества необходимо развивать, переводя волевые навыки в сознание.
«Я могу, даже если не хочу»
Ребенку надо научиться осознавать свое настроение, свои желания. Здесь помогут такие игры, как: «Нарисуй свое настроение», «Улыбка», «Твой страх», «Бездомный котенок», «Четыре стихии», «Молчанка», «Займи пустой стул», «Кулак-ладонь» и т.д. Игры на привитие навыков саморегуляции поведения: «Мой образ», «Рисуем себя», «Зеркало»/
Уровень развития деятельности
Характер действий с предметами – старается использовать в соответствии с их функциональным назначением. С учебной деятельностью справляется с большим трудом.
Обучаемость
Развитие познавательных процессов на среднем уровне. Круг интересов необходимо расширять.
Использовать игры, направленные на снятие напряженности, концентрацию внимания, проявлять адекватность поощрений и стимуляции деятельности ребенка, мотивировать его при выполнении заданий на успех. Организовать в игровой деятельности жизненные ситуации, в которой происходят те или иные события и участвует в них перенимая правильный стереотип поведения (через обучение). При изучении нового необходимо поэтапно формировать новый навык с опорой на образец.
С ребенком необходимо поработать на формирование навыков, соответствующих учебной деятельности:
– ставить перед собой конкретные задачи
– находить решение этих задач
– укладываться в установленные временные рамки
– стимуляция познавательной активности
А также упражнения: «Продолжи узор», «Платочек», «Составь фигуру», «Светофор», «Лабиринт», «Играем кубиками».
Работоспособность
Периодически отвлекается, недостаточный уровень саморегуляции.
Создавать ситуацию успеха. Организовать частую смену деятельности. Использовать наглядный материал, опора на слуховой анализатор, тактильный. Направляющая помощь взрослого.
Для повышения работоспособности необходимы:
– пальчиковые упражнения-игры
– кулак-ребро-ладонь
– массаж рук
– массаж ушных раковин
– качание головой
– дыхательная гимнастика
Запас общих представлений
Широкий
Продолжать работу по обогащению словаря с опорой на жизненный опыт ребенка – экскурсии, простые опыты, занятия по развитию речи через ознакомление с окружающим миром
Беседы на общие темы:
– о человеческом организме
– об отношениях между людьми
– совместное изучение научно-популярной литературы
Зрительное восприятие
Знает и называет основные цвета, соотносит предметы по величине, различает геометрические формы, дифференцирует их между собой
Продолжать работу по изучению промежуточного цветого спектра. Продолжить изучение геометрических фигур.
Артему помогут:
– арттерапия
– лепка
– склеивание из цветной бумаги разных фигур
– оригами
– упражнения «Продолжи узор», «Графический диктант», «Платочек».
Восприятие пространственных отношений:
Знает значение частей тела и лица, ориентируется в сторонах собственного тела. Целостный образ предмета не нарушен – собирает разрезные картинки из 3 частей.
Конструирование
Выполняет по представлению (домик). Затруднена дифференциация пространственных ориентаций.
Временные представления
Части суток называет, времена года, месяцы и дни недели немного путает.
Продолжать коррекционную работу в развитии восприятия пространственных отношений своего тела в зеркальном отображении. Продолжать выполнять конструирование по представлению через усложнение заданий. Дифференцировать пространственные понятия можно через уроки рисования, труда и физкультуры. Работа по развитию временных представлений должна проводиться на каждом уроке.
Для развития этих критериев можно использовать:
– пазлы
– конструктор
– собирание разрезных картинок
– упражнения «Разноцветные точки», «Копирование точек», «Составление узоров из геометрических фигур», «Лабиринты».
Количественные представления
Порядковый счет в пределах 20 и обратный. Счетные операции на сложение и вычитание выполняет, при работе с задачами иногда требуется наводящая помощь взрослого
Продолжать работу над прямым и обратным счетом, постепенно увеличивая объемы. Продолжать работу в развитии умения составлять схемы к задачам, мотивировать на конечный результат.
Игры, в которых можно усваивать колличественные понятия:
– запретный номер
– много-мало
Навыки чтения и письма
Читает бегло. Самостоятельно списывает. Письмо под диктовку выполняет, редко с ошибками.
– чтение небольших текстов с разъяснением смысла каждого слова
– продолжать развивать навык письма через списывание небольших текстов
Необходимы упражнения на развитие звуко-буквенного анализа «Хлоп-хлоп», «Играем со словом», «Придумай новое слово», «Игра в слова», «Признак», «Закончи слово», «Объясни слово», «Составь фразу», «Пропавшие слова»
Мышление
Наглядно-образное. Процессы обобщения сформированы, выполняет задания «Четвертый лишний. Не всегда умеет дифференцировать существенные и несущественные признаки. Скрытый смысл картин улавливает, последовательность событий устанавливает по картинкам не более трех, а дальше только с помощью взрослого.
Продолжать работу по установлению причинно-следственных связей через составление сюжета по серии картинок с разъяснением смысла каждой картинки, по классифицированию предметов по основным признакам. Развивать процессы обобщения через другие группы предметов. Работать с простейшими картинками-нелепицами (учить видеть неправильное)
Составление рассказов по картинкам. Беседы на разные темы с целью выработать навыки логического рассуждения. Упражнения «Бег ассоциаций», «Продолжи фразу», «Загадай предмет», «Придумай слова», «Как использовать слова», «классификация предметов», «Сравнение понятий».
Внимание
Нарушение внимания. Не устойчивое, поверхностное, быстро истощаемое внимание, требующее частое переключение с одного вида деятельности на другой
Использовать частую смену видов деятельности на уроках. Использовать физминутки, отдых от основного вида деятельности. Обязателен зрительный контакт с ним для эмоционального реагирования ребенка с обязательным настроем на хорошее внимание.
Развитие внимания через введение «корректурных проб», игры «Чего не стало», «Что лишнее», таблицы Шульте в пределах 5, 10, «Найди цветную полоску по образцу на время», «Найди слова».
Моторика кистей и пальцев рук
Ведущая рука – правая. Нарушена моторика пальцев рук, несогласованность кистей.
Продолжать занятия по развитию моторики рук через
– разучивание гимнастики для пальцев рук, пуговиц, заплетание лент.
Упражнения:
– обучение самомассажа с использованием ребристого карандаша или резиновых шаров
– шнуровка различных предметов
– штриховка и обводка по трафарету
– закрашивание предметов не выходя за линию с использованием только карандашей
– эспандер для укрепления мышц кистей рук
– застегивание и растегивание пуговиц
– нанизывание бусин
Навыки самообслуживания, санитарно-гигиенических норм
Самостоятельно одевается, раздевается, чистит зубы и умывается
Совершенствовать навыки самообслуживания через подготовку и уборку рабочего места на уроках
Развитие речи
Системное недоразвитие речи II – III уровня. Словарь ограничен, на уровне обиходно-бытовой речи. Связная речь – преобладают в речи простые двусоставные предложения. Составляет рассказ по очень простому сюжету.
Обогащать словарь прилагательными, наречиями, существительными и вводить в активную речь. Учиться распространять предложения до 3-4-5 слов через описательные рассказы, составление рассказа по сюжету. Развитие артикуляционной моторики через специальные игры, упражнения (артикуляционная гимнастика). Закреплять умение правильно согласовывать слова в словосочетаниях и предложениях. Осуществлять формирование функций словоизменения и словообразования как в устной, так и в письменной речи.
– Упражнения «Подбери противоположное слово», «Сюжетные картинки», «Разучивание стихотворений», «Пересказ сказки»
– игры в слова
– придумывать короткие рассказы о школе, друзьях, семье, животных
1. Инклюзивное образование. Выпуск №1 / Фадина А.К., Семаго Н.Я., Алехина С.В. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – С.132
2. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов. – М.: ВЛАДОС, 2004. – С. 126
3. Сорокоумова С.Н. Психологические особенности инклюзивного обучения. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12. – №3. – 2010. – С.136.
4. Шипицина Л.М. Интеграция и инклюзия: проблемы и перспективы // Материалы российского форума «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения» 20-21 сентября 2010 г. – СПб, 2010. – С. 200
Источник
Принято на заседании методического объединения классных руководителей Протокол от 23.08.2014 №1 Руководитель __________/Г.И. Манычева/ | Утверждаю Директор МБОУ Петровской СОШ ___________А.В.Буланова Приказ от 28 . 08.2014г. № 130 |
Индивидуальная программа развития ребёнка с ОВЗ
в процессе организации внеурочной деятельности
« Мы вместе »
Уровни образования:
Основное общее образование
Предмет (ы): география, краеведение
Автор-составитель:
Тицкая Людмила Ильинична
Учитель географии
МБОУ Петровская СОШ
х.Нижнепетровский, Милютинский район
e-mail:tli_140262@mail.ru
2014 г.
Пояснительная записка
Одной из важнейших задач образования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, является обеспечение условий, для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, детей с ограниченными возможностями здоровья, учёт образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные, этнические, социальные и иные особенности, должны быть включены в общую систему образования, воспитываться вместе со своими сверстниками по месту жительства. Инклюзивное образование не только повышает статус ребенка с особыми образовательными потребностями и его семьи, но и способствует развитию толерантности и социального равенства в обществе.
Инклюзия, являясь ведущей тенденцией современного этапа развития системы образования, не должна подменять собой систему специального обучения в целом. Это лишь одна из форм, которой предстоит существовать не монопольно, а наряду с другими – традиционными и инновационными. Совместное обучение не противопоставляется специальному образованию, а выступает как одна из его форм. Ребенок-инвалид должен иметь возможность реализовывать свое право на образование в любом типе образовательного учреждения и получить при этом необходимую ему специализированную помощь.
Цель программы: развитие творческой, самостоятельной, уверенной в своих силах, личности и раскрытие её индивидуальных особенностей, создавая условия для самоопределения и самореализации.
Задачи программы:
1). Выявить индивидуально-психологические особенности школьницы;
2). Определить уровень познавательной активности по предметам;
3). Расширять образовательное пространство обучающегося посредством применения информационно-коммуникационных технологий;
4).Поддерживать и координировать социально-педагогическую активность родителей;
5).Организовывать творческую и досуговую деятельность обучающейся;
6.Расширять социализирующее пространство через знакомство с работой краеведческого кружка «Истоки»;
7). Помочь личности познать себя, самоопределиться;
8). Отслеживать достижения в развитии ребёнка.
Основные методы работы по реализации программы:
- Анкетирование;
- Диагностирование;
- Психологические тренинги;
- Индивидуальные занятия;
- Беседы;
- Тестирование;
- Портфолио ученицы;
- Анализ участия школьницы в классных и общешкольных мероприятиях.
Срок реализации программа: 2014-2019 гг.
Участник программы – ученица МБОУ Петровская СОШ, Милютинского района, Ростовской области ( ФИО ).
Данная программа разработана в результате социального заказа родителей и составлена с целью комплексного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и комплексной помощи её родителям.
Этапы реализации программы:
I этап – организационно-подготовительный (сентябрь – декабрь, 2014г.)
II этап – диагностический (январь – май, 2015 г.)
III этап – коррекционно-развивающий (сентябрь 2015г.- март 2019г.)
IV этап – заключительный: рефлексивный и аналитический (апрель, 2019г. )
Ожидаемый результат:
Модель личности, способной грамотно адаптироваться в современной жизни и уверенно достигать своих целей.
Формирование познавательного интереса
• Развитие способностей к учебным предметам
• Развитие коммуникативных умений
• Формирование толерантности
• Воспитание коллективизма
• Воспитание трудолюбия
• Формирование собственной внутренней позиции
• Сохранение здоровья учащейся и максимальный учет индивидуальных образовательных потребностей школьника.
Деятельность по реализации программы
1) Подготовительный этап.
Цель: выявление особенностей развития и самооценки обучающегося.
Мероприятия по реализации подготовительного этапа:
- Изучение документации (классный журнал, личное дело, медицинская карта и т.д.).
- Посещение ребёнка на дому, беседа с родителями.
- Наблюдение за ребёнком на уроках, во время перемен и внеклассных мероприятий
Ожидаемый результат:
Полное представление о личности ребёнка
2) Этап реализации проекта (диагностический).
Цель: углубленное психолого–педагогическое изучение ребёнка, выявление его индивидуальных особенностей.
Мероприятия по реализации данного этапа:
Диагностика развития личности ученицы путем анкетирования, тестирования, наблюдения по следующим направлениям:
· диагностика психологического здоровья;
· исследование эмоционально-личностной сферы, интересов и склонностей;
· исследование в области профориентации
· диагностика познавательной деятельности;
· диагностика межличностных отношений;
Психологическую диагностику желательно проводить совместно с психологом школы.
3) Этап коррекционно-развивающий
На основе диагностических данных, ученицей были определены цели собственного развития на предстоящий год.
Учитывая диагностические данные и целевые установки самой ученицы, я составила Индивидуальную программу развития ребёнка. Работа, которая сопровождает создание программы, включает в себя планирование общешкольных и классных мероприятий. На основе и в соответствии с результатами диагностики, определения уровня развития и интересов учащихся, выявления проблем в личностном развитии и межличностных отношениях я выбрала следующие направления индивидуальной программы:
· Здоровье
· Ценности
· Учение
· Образ жизни
· Самопознание
Каждое направление имеет свои цели, задачи, мероприятия и ожидаемые результаты.
4) Этап – заключительный: рефлексивный и аналитический
Цель: обобщить результаты, продемонстрированные ребёнком в рамках реализации программы его индивидуального развития.
Задачи:
- Определение тех мероприятий и занятий, которые способствуют достижению поставленных ранее целей собственного развития;
- Постоянное взаимодействие классного руководителя, социального педагога, родителей по повышению социального статуса школьницы, помощи в реализации её способностей;
- Самостоятельное включение ученицы во все внеклассные мероприятия согласно её интересам и желанию
Ожидаемый результат:
– Индивидуальная программа развития ребенка должна способствовать его самореализации, найти свое место в жизни.
Обработка результатов
Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:
• математика и техника
• гуманитарная сфера
• художественная деятельность;
• физкультура и спорт;
• коммуникативные интересы;
• природа и естествознание;
• домашние обязанности, труд по самообслуживанию.
Направления реализации программы:
Основные направления совместной деятельности | Цель совместной деятельности | Формы совместной деятельности |
1. Саморазвитие | Вызвать желание, стремление ребёнка к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию. | – тренинг «Как научиться управлять собой»; – беседа;- «Что такое скромность?» – тренинг «Будь уверен в себе!»; -игра «Дарите людям доброту!»; – беседа «Права ребёнка в новом веке; – классный час «Учиться – всегда пригодится»; -участие в конкурсе творческих работ, посвященного дню пожилого человека. |
2. Творческая деятельность | Развитие творческих способностей и интересов ребёнка. | – участие в выставке «Дары осени» – оформление классного уголка – оформление кабинета к Новому году; – участие в новогоднем мероприятии«У ёлки»; |
3. Работа в семье | Формирование педагогической культуры семьи. | – посещение ребёнка на дому; – беседа «Я и мои родители»; – индивидуальные беседы с родителями и родительские собрания. собрание на тему: « Папа, мама, я – читающая семья». – « Школьные трудности у учащихся» – родительское собрание: « Телевизор в жизни семьи и ученика». – итоговые родительские собрания. – «Роль семьи в развитии творческих способностей ребёнка», – «Родитель – ученик – учитель»; – классный час «Моя семья – мое богатство»; – конференция родителей «Роль семьи в формировании здорового образа жизни»; |
4. Здоровье | Развивать стремление к познанию и совершенствованию своего организма, сохраняя и укрепляя здоровье. Воспитать у учащихся любовь к спорту и здоровому образу жизни. Показать учащимся значимость их физического и психического здоровья для будущего самоутверждения. | Ежедневные прогулки, утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультминутки на уроках, гимнастика для глаз, рациональное питание. Еженедельно – Гигиена -классные часы на тему «Здоровье», где обязательно присутствует ученица: «Утомление и отдых»; «Режим питания»; «Гигиена жилища, одежды»; «Правила закаливания»; «Правила дорожного движения»; «Правила ППБ (противопожарной безопасности)»; «Безопасные каникулы»; «Бытовые приборы и правила обращения с ними». – осенние, весенние походы; – беседа «Твоё здоровье – в твоих руках!»; – весёлые старты; – беседа: «Правильная посадка за партой. Хорошая осанка». |
5.Трудовая деятельность | Формировать позитивное отношение к труду, научить понимать общественную ценность труда, побуждая к труду других. | – уборка классной комнаты; – контроль за дежурством в классе (староста класса); – само-презентация «Мои любимые дела»; – акция «Зелёный лук»; – акция «Берегите книги!»; – участие в ярмарке «Дары природы» – круглый стол: « Как провести праздник в доме?» – мультимедийная презентация: «Все профессии хороши – выбирай на вкус»; |
6. Взаимоотно шения в коллективе | Научить ребёнка определять свою роль в коллективе и работать для достижения общей цели, наполнить работу ребёнка интересной разно-образной творческой деятельностью, развивающей инди- видуальные качества личности. | – занятие «Друг в беде не бросит»; – беседа: «О товариществе дружбе и коллективизме»; – театрализованная игра «В царстве вежливости и доброты» – классный час «Что такое настоящая дружба»; – конкурсная программа «В гостях у улыбки и смеха»; – игровая программа «Мы – друзья природы»; – «На чём основано взаимопонимание»; классные часы: – «Зависть»; – «О лени и лентяях»; – «Как быть прилежным и старательным»; – «В дружбе сила»; – «Школьные друзья. Взаимоуважение и взаимовыручка» |
7. Научная деятельность | Развитие интеллектуальных способностей ребёнка . | – беседа «Встречают по одёжке, провожают по уму»; – классный час «Успехи и неудачи учёбы»; – – викторина «литературная гостиная»; – викторина «Лесные тайны»; – проект «Уголок живой природы»; – участие в дистанционных интеллектуальных играх Центра развития молодёжи – классный час «Я ученица, а это значит…» – экскурсия в сельскую библиотеку; |
Ожидаемые результаты:
– повышение активности ребёнка в жизнедеятельности класса и школы;
– участие в школьных, районных, всероссийских мероприятиях и конкурсах;
– проявление инициативы в организации внеклассной работы;
– формирование уверенности в себе путём вовлечении ребёнка в различные сферы деятельности.
IV этап – заключительный: рефлексивный и аналитический (апрель, 2019 )
Цель: обобщить результаты, продемонстрированные ребёнком в рамках
реализации программы его индивидуального развития.
Мероприятия | Специалисты Учителя-предметники | Сроки |
1. Отслеживание достижений в развитии ребёнка. Сравнительный анализ. | Школьный психолог, классный руководитель | Апрель, 2019 г. |
2. Совет – конференция с привлечением всех специалистов, участвующих в реализации программы. | Школьный психолог, классный руководитель, Учителя-предметники, родители | Апрель, 2019 г. |
3. Само-презентация ребёнка «Мои достижения и результаты». Защита портфолио. | Классный руководитель, родители | Апрель, 2019 г. |
Ожидаемый результат:
– анализ полученных достижений, выделение наиболее успешных и интересных форм работы;
– составление графиков динамики развития личности.
Источник