Индивидуальный план развития ребенка с овз в доу
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» №17
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА
И РЕБЕНКА С ОВЗ В ДОУ
на 2020-2021 учебный год
________________________________________________________________
Ф.И ребенка, год рождения
Воспитатель _____________________________
Педагог- психолог________________________
Логопед_________________________________
Инструктор по ФК________________________
Музыкальный руководитель________________
Заведующий МКДОУ _____________________
Ст.воспитатель___________________________
Согласие
Я, _______________________________________________________
(Ф.И.О. родителя)
даю согласие на организацию индивидуального образовательного сопровождения моего ребенка_____________________________
(Ф.И.О. ребенка)
«_____»________ 20______г.р., группы №_______________ специалистами МКДОУ _____________________________________________________________________
Обязуюсь выполнять рекомендации специалистов (педагога, учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре).
Дата____________ Подпись родителя_______
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЁНКЕ
Ф.И.О. ребёнка________________________________________________________
Дата рождения ________________________________________________________
Дата поступления в учреждение _________________________________________
Диагноз по инвалидности:
Заключение специалистов:
логопед_____________________________________________________________
окулист_____________________________________________________________
сурдолог____________________________________________________________
психиатр____________________________________________________________
невролог_____________________________________________________________
другие специалисты____________________________________________________
Группа здоровья ______________________________________________________
Режим пребывания ребёнка в ДОУ_______________________________________
Заключение и рекомендации ПМПК (при наличии)_________________________
Образовательная программа ___________________________
Сведения о семье: полная, неполная, малообеспеченная
Мать (ФИО, образование, место работы, доп. сведения)
_____________________________________________________________________
Отец (ФИО, образование, место работы, доп. сведения)
_____________________________________________________________________
Дом.адрес____________________________________________________________
Телефон _____________________________________________________________
Воспитатели (ФИО):___________________________________________________
_____________________________________________________________________
Специалисты сопровождения(ФИО):
Логопед ______________________________________________________________
Педагог-психолог _____________________________________________________
Музыкальный руководитель _____________________________________________
Инструктор по физ. культуре ____________________________________________
Педагог дополнительного образования ____________________________________
Старшая медицинская сестра ___________________________________________
Характеристика
на воспитанника (ребёнка-инвалида, ребенка ОВЗ)
Дата рождения ____________________________Группа__________________________
Домашний адрес ___________________________________________________________
Заключение ПМПК ( ЦПМПК) от ____________________________________________
С какого возраста посещает данную группу ____________________________________
Сведения о семье: полная, неполная, малообеспеченная
Мать (ФИО, образование, место работы, дополнительные сведения)
_________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
Отец (ФИО, образование, место работы, дополнительные сведения)
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Физическое развитие (группа здоровья, как часто болеет, аппетит, сон и т.д.)
__________________________________________________________________________
Поведение в группе и общение с взрослыми (понимание требований воспитателя, поведение на занятиях, и в играх с детьми) ______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Игра (сюжет, роли, содержание, длительность, предпочтения, играет один, в паре, коллективно)
________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Состояние знаний ребенка по разделам программы (познавательное развитие, ФЭМП, Речевое развитие, художественное развитие и т.д.), какие затруднения испытывает в обучении) ______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Отношение к занятиям (какие занятия предпочитает, устойчивость внимания, нуждается ли в помощи, заинтересованность в выполнении заданий, понимание сложных многоступенчатых инструкций, отношение к неудачам) _________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Работоспособность (как включается в работу, переключаемость с одного вида деятельности на другой, темп работы, когда наблюдается спад работоспособности) ____________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Социально-бытовые навыки (самообслуживание, помощь воспитателю и детям, опрятность) ___________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Состояние общей и мелкой моторики (координация движений, ведущая рука, владение ножницами, карандашом, кисточкой) ______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Эмоциональное состояние в различных ситуациях (раздражение, агрессия, испуг, истерики, заторможенность) ______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Индивидуальные особенности ребенка ______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Дата «_____» ______________ 20_____г.
Воспитатель ___________________________/_________________________/
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО ПСИХОЛОГО–ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
РЕБЁНКА-ИНВАЛИДА, РЕБЕНКА ОВЗ
(заключение на ребенка дошкольного возраста с 3-х до 7-х лет
составляется в свободной форме в соответствии с данными рекомендациями)
ФИО ребенка_______________________________________________________________
Возраст______________________ Возрастная группа_____________________________
Эмоционально-волевая сфера: ______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Развитие познавательной сферы (чувственное познание).
Обучаемость ______________________________________________________________________
Способы выполнения ______________________________________________________________________
Отношение к неудаче ______________________________________________________________________
Характер деятельности ______________________________________________________________________
Восприятие ______________________________________________________________________
Внимание ______________________________________________________________________
Память ______________________________________________________________________
Мышление:
- Наглядно-действенное ________________________________________________________________
- Наглядно-образное (основное) _________________________________________________________________
- Наглядно-логическое ________________________________________________________________
Развитие крупной и мелкой моторики______________________________________________________________
Развитие речи ______________________________________________________________________
Заключение педагога-психолога : ______________________________________________________________________
Рекомендации: ______________________________________________________________________
Дата « _______» __________20_____г. Педагог-психолог ____________/__________________/
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛОГОПЕДА,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО ПСИХОЛОГО–ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЁНКА-ИНВАЛИДА, РЕБЕНКА ОВЗ
ФИО ребенка_______________________________________________________________
Возраст______________________ Возрастная группа____________________________
Речевое окружение (недостатки речи у взрослых членов семьи, двуязычие) ______________________________________________________________________
Раннее речевое развитие (гуление, лепет, первые слова, фразы, ЗРР, прерывалось ли речевое развитие)
__________________________________________________________________________
Оказывалась ли логопедическая помощь ребенку (где, когда, их результативность)
__________________________________________________________________________
Особенности строения и подвижности артикуляционного аппарата
__________________________________________________________________________
Состояние дыхательной и голосовой функции ______________________________________________________________________
Звукопроизношение (изолированное произнесение, в словах, фразах; замены, смешение, пропуски, искажения звуков – примеры речи) ______________________________________________________________________
Фонематическое восприятие (какие звуки не дифференцирует по акустическим признакам, на уровне слога, слова; состояние фонематического анализа и синтеза) _____________________________________________________________________
Состояние словаря (понимание обращенной речи, соответствует ли возрасту пассивный и активный словарный запас, нет точного значения слов, мало употребляются прилагательные, местоимения и т.д.) _____________________________________________________________________
Грамматический строй речи (как владеет функцией словоизменения, словообразования – примеры речи) _____________________________________________________________________
Связная речь (какие фразы использует, владение пересказом, наличие языковых и выразительных средств) ____________________________________________________________________
Симптоматика заикания _____________________________________________________________________
Логопедическое заключение: _____________________________________________________________________
Рекомендации ______________________________________________________________________
Дата « _______» __________20_____г. Учитель-логопед ______________/_____________________/
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
(ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ)
(РЕКОМЕНДАЦИИ)
ФИО ребенка________________________________________________________
Дата рождения ________________________________ Возраст___________________
Воспитатель __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Педагог-психолог___________________________________________________________
__________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Логопед___________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Инструктор по ФК__________________________________________________________
__________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Музыкальный руководитель__________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА
В МКДОУ «Детский сад № 17»
№_______ от «_____» ___________ 20____г.
ФИО ребенка_______________________________________________________________
Дата рождения ___________________ Домашний адрес _________________________
Соматическое состояние (физическое развитие, группа здоровья, «Д» – учет) ______________________________________________________________________
Усвоение программы _____________________________________________________________________
Особенности поведения, общения ______________________________________________________________________
Заключение Логопеда________________________________________________________ _____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Заключение педагога-психолога______________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Коллегиальное заключение _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заведующий МКДОУ______________________/________________________/
Председатель ПМП консилиум_________________________/______________
Члены ПМП консилиума:
Воспитатель ______________________________________/_________________
Педагог- психолог_________________________________/_________________
Логопед__________________________________/_________________
Инструктор по ФК________________________________/_________________
МП
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ
РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА, РЕБЕНКА ОВЗ
на 20__ – 20__ учебный год
ФИО ребенка________________________________________________________
Дата рождения ________________________Возраст____________Возрастная группа ______________
Направление работы (специалист) | Количество занятий в неделю | Сроки проведения | Используемые программы и технологии | Формы проведения занятий | ФИО специалиста,воспитателя |
Педагогическая помощь (воспитатель) | |||||
Психологическая помочь (пед.психолог) | |||||
Логопедическая помощь (логопед) | |||||
Инструктор по физ.воспитанию | |||||
Музыкальный руководитель. | |||||
Педагог доп.образования |
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Срок реализации:2020/2021 учебный год
Имя, фамилия ребенка: _________________________________________________________________
Дата рождения: _______ Фактический возраст: _________ Психический возраст: ________________
Психо-неврологический статус: ___________________________________________________________
Посещает группу комбинирующей направленности с _________________________________________
Цель образовательной программы: развитие базовых познавательных функций
Задачи:
- Развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи;
- Развитие и коррекция нарушений сенсорных функций;
- Развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов логического);
- Формирование математических представлений, развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом;
- Подготовка к обучению в школе.
Программно-методическое обеспечение: «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта», авторы: Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева
Краткая характеристика ребенка:
В.К. ласковый, доброжелательный, спокойный ребенок. Охотно вступает в контакт с детьми и взрослыми. Занятия посещает с желанием, помощь принимает. Поведение и реакция на одобрение адекватные. Неудачу самостоятельно не оценивает. Внимание неустойчивое. Стихи не заучивает. Преобладает зрительная память.
Запас представлений об окружающем низкий. Понимание обращенной речи недостаточное. Словарный запас ниже возрастной нормы. В активной речи – отдельные слова, формируется простая фраза. Связная речь не развита. Формируются простые обобщающие понятия, исключение лишнего предмета пока недоступно. Называет и дифференцирует основные цвета и оттенки, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), группирует предметы по величине (большой-маленький), знает цифры 1-10, счет до 10 механический. Формируются временные и пространственные представления. В.К. складывает разрезные картинки из 3-х частей, конструирование по образцу вызывает затруднение.
ЛИТЕРАТУРА И ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ В ПРОЦЕССЕ СОСТАВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА
- Федина Н.В. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в Российской Федерации// Образование старших дошкольников в преемственности с начальной школой как стратегическое направление развития образования России: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 4-5 июня 2008 года, Москва/Сост.Н.А.Песняева. – М.: АПКиПРО, 2008.
- Индивидуализация образования – правильный старт: учебно-методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений/Л.В.Свирская. – М.: Обруч, 2011.
- Ильясова О.А. Выбор образовательных маршрутов в педагогической практике ДОУ. Интернет-ресурсы.
- Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С.В. Алехина. — М.: МГППУ, 2012. — 92 с.
- Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012. — 84 с.
- Инклюзивное образование. Выпуск 2. «Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья». Н.Я.Семаго — М, «МИРОС», 2010.
- «Проектирование индивидуального образовательного маршрута». Творческая группа г.Элиста, 2017г.
Источник
Лаврикова Светлана
Индивидуальная программа сопровождения ребенка с ОВЗ
Индивидуальная программа сопровождения ребенка с ОВЗ
Перспективный план реализации программы сопровождения
ребенка с ОВЗ
Цель: компенсация и коррекция недостатков в развитии, подготовка к обучению в школе.
Задачи:
— развитие познавательного интереса и познавательной активности;
— формирование социальных представлений («Я среди взрослых и сверстников», «Я среди детей»);
— развитие коммуникативного поведения;
— развитие словесной регуляции (в форме словесного отчета) поведения и деятельности;
— развитие коммуникативной функции речи (диалогической с использованием речевых и неречевых средств коммуникации, монологической — рассказ из собственного жизненного опыта, пересказ сказок, коротких рассказов);
— коррекция звукопроизношения и других речевых нарушений;
— развитие сенсорно-перцептивной способности (преимущественно в различных видах деятельности);
— формирование познавательной направленности на установление функциональных связей между объектами и явлениями («Что это?», «Что делает?», «Почему он такой?»);
— развитие способности к замещению, воображению (в игре, в рисовании, в речи);
— формирование пространственных, временных и количественных представлений;
— формирование эстетических предпочтений;
— формирование произвольных движений;
— формирование операционально-технической стороны деятельности (культурно-гигиенических, трудовых, конструктивных и графомоторных навыков, зрительно-двигательной координации, опережающих движений глаз и т. п.);
— формирование игровых навыков в процессе сюжетно-ролевых, театрализованных игр и игр с правилами;
— формирование готовности к обучению в школе.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Ведущий вид деятельности на занятиях: игра
Содержание работы:
РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ И ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ
– формирование познавательных установок «Что это такое?», «Что с ним можно делать?», «Зачем он нужен?», «Почему он такой?», (акцент делается на последней из них).
– знакомство с функциональными, пространственными и качественными признаками объектов.
– обучение анализу, сравнению, классификации, выполнение элементарных обобщений.
– создание партнерских отношений в игре, (социальная сфера «ребенок среди сверстников» становится предметом особого внимания педагогов).
– развитие интереса к собственной жизни во временном аспекте (что было? что будет? каким он будет? и т. д.).
– выполнение элементарных опытов, упражнений, практически ориентировочно-исследовательских действий с предметами, наблюдений, показа натуральных предметов и их моделей, показа видеоматериалов, кинофильмов, диафильмов, фотографий, иллюстраций, картин и картинок, которые сочетаются со словесными объяснениями, рассказом педагога или беседой, чтением художественной литературы.
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
– проведение специальных занятий по физическому воспитанию.
– проведение лечебной физкультуры и массажа.
– проведение коррекционной гимнастики, утренней зарядки, подвижных игр.
– организация спортивного досуга, праздников и развлечений.
– Длительность занятий и физические нагрузки строго индивидуальны и меняются в зависимости от особенностей психофизического состояния ребенка, метеоусловий, времени года и т. п.
ИГРА
Основное внимание обращается на совершенствование игровых действий ребенка с природными, строительными и бросовыми материалами.
– продолжение обучения ребенка сюжетно-ролевым играм
– уточнение и закрепление навыков сюжетно-ролевой игры
– использование сюжетно-ролевой игры в сочетании с сюжетно-дидактической.
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
– совершенствование навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков,
– дальнейшее развитие навыков хозяйственно-бытового труда,
– труда в природе и ручного труда,
– активное вовлечение ребенка в посильный повседневный самообслуживающий и хозяйственно- бытовой труд.
КОНСТРУИРОВАНИЕ
– выполнения построек по собственному замыслу,
– совместное конструирование,
– создание графических моделей,
работа с простейшими схемами-планами,
– использование символических средств, предварительного планирования,
– усиление межпредметных связей.
– продолжение формирования у ребенка полных и устойчивых представлений об окружающей действительности, о пространственных свойствах объектов.
– совершенствование сенсорно-перцептивных способностей ребенка, его наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, функции речи, операционально-технических умений, системы «глаз — рука (руки)».
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
– формирования элементарных математических представлений
– расширение, уточнение и закрепление полученных ребенком математических представлений.
– активное использование и закрепление математических представлений на занятиях по конструированию, рисованию, лепке, аппликации и др.
– накопление чувственного и информативного опыта.
–проведение дидактических игр и разнообразных игровых упражнений с математическим содержанием: игр с водой, песком, различными сыпучими материалами, бумагой, предметами, плоскостными и объемными моделями, многофункциональным дидактическим оборудованием.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
– уделение большего внимания развитию самостоятельности ребенка в процессе деятельности, которая не только приносит ребенку удовольствие, удовлетворяет его потребности в активности, творчестве, но и приобретает социальную мотивацию (нарисовать открытку для мамы, сделать альбом для малышей и т. п.).
– создание условий для самостоятельных занятий ребенка изобразительной деятельностью в свободное время.
– поощрение даже слабых попыток ребенка к созданию изображений.
– помощь ребенку в определении содержания будущего рисунка, реализации задуманного.
– расширение тематики изобразительной деятельности ребенка и накопление им изобразительного опыта.
– способствование развитию общения между детьми, умению налаживать деловые отношения друг с другом, действовать сообща и добиваться общего результата.
– расширение и обогащение содержания детских работ.
– совершенствование умений ребенка передавать связное содержание изобразительными средствами.
– совместная деятельность педагога и ребенка, а также деятельность ребенка под руководством педагога.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
– совершенствование способности эмоционально, адекватно воспринимать музыку различного характера,
– дальнейшее развитие его слухового внимания, музыкального слуха (звуко-высотного, ритмического, динамического, тембрового,
– развитие умения участвовать в различных видах музыкальной деятельности (пении, танцах, музыкально-дидактических и хороводных играх, игре на детских музыкальных инструментах).
– организация работы по следующим направлениям: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах.
– осваивание навыков звукообразования, дыхания, дикции, чистоты интонирования, элементы ансамбля.
– развитие музыкально-ритмических движений, пантомимики, театрально-игровой деятельности.
– использование элементов музыкально-ритмических движений разными специалистами в процессе групповых и индивидуальных коррекционных занятий с детьми.
– обучение дошкольника играм с музыкальными игрушками и инструментами.
– применение музыкальных инструментов на других занятиях: во время рисования, конструирования, аппликации, игр, направленных на развитие координации движений и т. д.
Календарный план индивидуально ориентированной коррекционной работы с ребенком с ОВЗ
На основании диагностики (наблюдения) было выявлено недоразвитие словарного запаса и общей осведомленности, низкий уровень восприятия, нарушение памяти, недоразвитие пространственных отношений, недостаточный уровень логического мышления.
Занятие 1
Цель:
– содействовать развитию интеллектуальных способностей: активного словарного запаса и общей осведомленности.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Дидактическая игра «Знание названий предметов».
Перед ребенкомраскладывается 9 картинок: яблоко, морковь, роза, груша, тюльпан, капуста, подсолнух, вишня, гвоздика. Потом просят назвать каждый предмет. При ответе, например, «Это цветок», просят уточнить, какой именно. Если ребенок называет предмет неверно, то педагог в конце задания должен исправить его ошибки.
2. Словесная игра «Угадай по описанию».
Педагог описывает предмет, находящийся в комнате, обращая внимание на его отличительные свойства и признаки. Ребенок угадывает. Затем ребенок загадывает свой предмет
Занятие 2
Цель:
– развивать такие свойства внимания, как направленность, распределение и переключение.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Словесная игра «Угадай по описанию».
Усложнение: загадывается предмет, не находящийся в комнате.
2. Дидактическая игра «Найди одинаковые предметы».
Ребенку раздаются картинки с пятью предметами, два из них одинаковые. Их и нужно отыскать.
3. Игра «Делай по заданию».
Педагог называет различные слова: стол, чашка, банан, змея, ручка и т. д. Ребенок должен, по договоренности, отреагировать на определенные слова. Например, хлопнуть, когда встретится слово, обозначающее растение.
Занятие 3
Цель:
– развивать основные свойства внимания (сосредоточенность, устойчивость, переключение).
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Игра «Делай по заданию».
Другой список слов. Другое задание, например, когда названо животное, надо топнуть.
2. Дидактическая игра «Найди отличия».
Даются две одинаковые на первый взгляд картинки. Надо найти 10 различий между ними.
3. Настольная игра «Лабиринты».
Дается карточка с изображением лабиринта. Необходимо выполнить задание.
Занятие 4.
Цель:
– развивать распределение внимания, его объем, переключение.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Настольная игра «Лабиринты».
2. Игра «Делай по заданию».
Усложнение: объединяются два задания (растение – хлопнуть, животное – топнуть).
3. Дидактическая игра «Что изменилось?».
Ребенок должен внимательно посмотреть на ряд предметов на картинке, рассказать, что за предметы он видит, назвать каждый предмет.Затем ему предъявляется другая картинка с изображением тех же предметов плюс еще один и предлагается ответить на вопрос: «Что появилось?».Можно предъявлять картинки наоборот и спрашивать: «Чего не стало?».
4. Дидактическая игра «Что не дорисовано?».
Ребенку даются картинки и достаточное время (1-2 минуты) для того, чтобы ребенок смог найти недостающую деталь.
Занятие 5.
Цель:
– развивать зрительное и слуховое восприятие.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Дидактическая игра «Разложи по порядку».
Раздаются серии карточек с рисунками. Надо выложить их перед собой в заданной логической последовательности.
2. Задание в тетрадях «Дорисуй до образа».
В тетради или на отдельной карточке простым карандашом нарисованы контуры. Ребенок должен придумать, кто или что из этого может получиться и дорисовать.
3. Слушаем музыку.
Ребенок прослушивает запись музыкального отрывка (Чайковский П. И. «Времена года») и рассказывает о своих впечатлениях. Можно зарисовать.
Занятие 6.
Цель:
– развивать основные виды восприятия.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Приметы времен года.
Дошкольник рассказывает о приметах всех времен года. Зарисовывает в тетрадях приметы осени (ранней и поздней) – включена музыка.
2. Дидактическая игра «Зашиваем ковер».
У ребенка карточка-коврик с дырками и несколько «заплаток». Надо выбрать только те заплатки, которые могут закрыть дырки на ковре.
Занятие 7.
Цель:
– развивать двигательную, зрительную, словесно-логическую память.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Упражнение «Воспроизведи по памяти».
Последовательно показываются карточки с изображением геометрических фигур (время предъявления – 10 секунд). После демонстрации каждой карточки ребенок зарисовывают в тетрадь увиденные геометрические фигуры в том же порядке. Карточки предъявляются от простого к сложному.
2. Игра «Кто больше запомнит».
Педагог и ребенок садятся напротив друг друга. Первый называет любое слово. Следующий участник игры повторяет названное слово и произносит любое свое. Первый участник игры повторяет уже два предыдущих слова и добавляет свое и т. д. Победителем становится тот, кто сможет воспроизвести большее количество слов.
3. Игра «Двигательная память».
Взрослый в течение 15 секунд должен показывать танцевальные движения. Затем ребенок повторяет их как можно точнее.
Занятие 8.
Цель:
– развивать зрительную, долговременную и словесно-логическую память.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Словесная игра «Цвета».
Ведущий предлагает назвать пять предметов одного цвета. Если ребенок за одну минуту не сможет припомнить пять предметов названного цвета, выбывает из игры.
2. Игра «Рисуем по памяти узоры».
На листе бумаги нарисован узор. Ребенок две минуты смотрит на этот узор. После этого рисунок убирается, и дошкольник воспроизводит его по памяти в тетрадях.
3. Игра-соревнование «Слова».
Надо вспомнить как можно больше слов,относящихся к заданной теме: школа, математика, музыка, книга, искусство, зима, лето и т. д. На каждую тему дается 5-10 минут. На одном занятии дается 2-3 темы.
Занятие 9.
Цель:
– развивать основные виды памяти.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Воспроизведение рассказа.
Ребенку читается короткий текст. Затем он пересказывает текст.
2. Игра-соревнование «Чей предмет?».
Игра заключается в том, что на глазах у ребенка педагог кладет на стол по одному предмету. Ребенок смотрит и старается запомнить, в какой последовательности были положены предметы. Оцениваются ответы дошкольника. В роли водящего должен выступить и сам ребенок.
Занятие 10.
Цель:
– развивать восприятие пространственных соотношений.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Игра «Большой – маленький».
Ребенок рассматривает различные предметы, плоские фигуры, изображения на картинках и определяет, какие из них большие, какие маленькие.
То же – высокий – низкий, длинный – короткий, широкий – узкий, толстый – тонкий.
2. Игра «Сравни предмет».
Ребенку дается карточка с заданием,направленным на развитие понятий: больше, меньше, короче, длиннее, шире, уже, выше, ниже. Можно менять карточки и задания к ним.
3. Подвижная игра «Стань по заданию».
Дошкольник выполняет команды ведущего: встать слева от стола, стула и т. д., сзади, спереди и т. п. Педагог и ребенок все время меняются. Обучается и тот, кто выполняет команды и тот, кто подает их.
Занятие 11.
Цель:
– развивать восприятие пространственных отношений, умение ориентироваться на листе бумаги.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Игра «Большой – маленький».
Другие варианты.
2. Дидактическая игра «Составь картинку».
Ребенку дается цветная предметная картинка, разрезанная на 4-6 частей. Он должен узнать изображение и составить целую картинку.
Усложнение – использовать картинки с изображением 2-3 предметов, сюжетные картинки, пазлы.
3. Подвижная игра «Стань по заданию».
4. Дидактическая игра-рисование «Разноцветный коврик».
У ребенка белый альбомный лист бумаги и набор цветных карандашей, где обязательно есть красный, синий, зеленый и желтый.
Педагог диктует задание: «Нарисуй в центре листа большой желтый круг и закрась его. В правом верхнем углу – красный квадрат. В левом нижнем углу – желтый квадрат. По левой стороне – длинный синий прямоугольник. В правом нижнем углу – большой зеленый треугольник и закрась его. Под большим желтым кругом – маленький красный круг и закрась его. В верхнем левом углу – красный овал. Слева от красного квадрата – маленький зеленый треугольник. Слева от большого зеленого закрашенного треугольника – маленький красный квадрат».
Задания могут быть любые, но у педагога обязательно должен быть образец для проверки.
Занятие 12.
Цель:
– развивать логическое мышление.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Дидактическая игра «Классификация предметов».
Ребенку дается набор картинок с изображением цветов (3, овощей (3, фруктов (3). Нужно разложить их на три части и объяснить, почему именно так разложил.
Можно использовать и другие картинки – мебель, посуда, одежда, транспорт, дикие и домашние животные и т. д.
2. Дидактическое задание «История в картинках».
При первом проведении игры ребенку дается 3-4 картинки, а он должен разложить их так, чтобы получился связный рассказ.
3. Игра «Как это можно использовать?».
Задание: как можно использовать…карандаш (кирпич, бумагу и т. п.). За правильный ответ – фишка.
Источник