Индивидуальный план развития ребенка с онр 3 уровня
год рождения ребёнка
Логопедическое заключение
ОНР 3 уровень
Актуальная проблема
Полиморфное нарушение звукопроизношения, слоговой структуры слова, фонематического слуха, связной речи, бедность словаря. Грубые нарушения предложно-падежных конструкций.
Цель
Устранение нарушений речи посредством специального обучения и воспитания.
Задачи.
Развитие общей и мелкой моторики.
Развитие мимики и эмоций.
Развитие слухового восприятия и фонематического слуха
Развитие артикуляционной моторики, просодии, коррекция звукопроизношения.
Развитие импрессивной речи.
Коррекция слоговой структуры слова.
Пополнение активного словаря.
Коррекция лексико-грамматического строя речи, логического мышления и связной речи.
Содержание
В соответствии с Рабочей программой учителя-логопеда и Адаптированной основной образовательнаой программой для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н.В. Нищевой
(указать пособия используемые в работе и методики)
Содержание работы
1. Развитие общей и мелкой моторики.
Логоритмические упражнения под музыку.
Упражнения на развитие общей и мелкой моторики.
«Су-Джок» гимнастика.
Использование кинетического песка для развития тактильных ощущений и развития мелкой моторики рук.
2. Развитие мимики и эмоций.
Формирование мимических поз по картинкам: радость, удивление, печаль, обида.
3. Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.
Узнавание и воспроизведение гласных звуков громко-тихо, близко-далеко, со сменой артикуляционных укладов.
Определение первого гласного звука в слове, , последнего звука (согласного, гласного), нахождение заданного звука (гласного в слове в ударной позиции); повторение звуковых рядов; различение слов со сходным звуковым составом.
Определение первого согласного звука в слове.
4. Развитие артикуляционной моторики, просодии, коррекция звукопроизношения.
Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков.
- Логопедический массаж с использованием логопедических зондов (по методике Новиковой), массаж языка и щек с помощью вибромассажёра «Z-Vibe»
- упражнения на развитие целенаправленной воздушной струи « Сдуй бабочку с цветка“, „Забей мяч в ворота“, „Подуй на ватку“, „Фокус», «Футбол», «Паровоз», «Летающий шарик»,
Артикуляционные упражнения для языка:
– язык широкий, узкий, чашечкой, трубочкой;
-упражнение, Лошадка, (присасывание языка к верхним альвеолам);
– Лопатка, (распластывание широкого языка и удержание его между зубами);
-Болтушка, (движение вперёд-назад при открытом рте);
– Кошечка, (попеременный захват языком то верхней, то нижней губы);
– Вкусное варенье, (движение языка по верхней губе, затем по нижней);
– Часики, (тянуться к ушам, на счёт);
– Качели, (движение вверх-вниз);
– Маляр, (движения от верхних зубов к горлу и обратно по нёбу).
- Постановка и автоматизация звуков: шипящих, соноров.
- Автоматизация звуков.
|
5. Развитие импрессивной речи.
Исправление семантической ошибки в предложении.
Понимание значения пространственных наречий.
Выполнение 3-х действий по одной инструкции.
Узнавание предмета по описанию.
Использование, чудесного мешочка,
6. Коррекция лексико-грамматического строя речи, логического мышления и связной речи.
Классификация предметов.
Образование прилагательных от существительных. Использование лото: Что из чего? Повар; Ателье,
Расширение словаря признаков, слов-действий: Подбери предмет к действию, Подбери признак к предмету.
Называние антонимов: высокий-низкий, широкий-узкий, длинный-короткий, толстый-тонкий.
Закрепление в речи грамматических конструкций со сложными предлогами, с употреблением существительных множественного числа в косвенных падежах.
Закрепление в словосочетаниях и предложениях существительных с числительными.
Составление предложений (сложносочинённых, сложноподчинённых).
Пересказ короткого текста с опорой (на картинку), составление рассказа по картинке, серии картин.
Сроки динамического контроля
Динамические показатели
Январь ______ г.
Динамика: (положительная, незначительная, нулевая, отрицательная)
Особенности речевого развития _______________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Причины отрицательной или нулевой динамики _________________________________ ___________________________________________________________________________
Май _______ г.
Динамика: (положительная, незначительная, нулевая, отрицательная)
Особенности речевого развития _______________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Причины отрицательной или нулевой динамики _________________________________
Источник
Ф.И. ребенка__________________________
Логопед. заключение: ОНР III ур. Стертая форма дизартрии.
МДОУ №____на 201_ — 201_ учебный год.
Краткая характеристика уровня речевого развития
Направления работы
Задачи коррекционной работы по периодам
Нарушение звукопроизношения; дифференциации звуков.Нарушено произношение свистящих, шипящих, звуков: Л-Ль, Р-Рь.
Гипотония мышц артикуляционного аппарата.
Формировать навык четкой артикуляции звуков.
1периодЛогопедический (тонизирующий массаж).
Автоматизация шипящих изолированно, в слогах; дифференциация шипящих: Ш – Ж- Ч; подготовительные упражнения для постановки свистящих;
2 период
Работа над четким произношением шипящих звуков; постановка свистящих; изолированная автоматизация;
3 период
Автоматизация свистящих в слогах, словах; постановка Л; подготовительные упражнения к постановке Р.
Понимание речи.Ребенок понимает обращенную речь.
Развитие понимания речи.
1 – 2 — 3 периодЗакреплять умение вслушиваться в речь взрослых, находить пропущенный элемент в автоматизированном речевом ряду;
Развивать умение внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных; различение на слух правильного и неправильного употребления личных окончаний глаголов; правильное и неправильное употребление времен глаголов; родовых окончаний прилагательных; понимание лексико-грамматических конструкций; закреплять умение отвечать на вопросы;
Развивать внимание к слову, к более точному пониманию его значения, умение выбрать из двух слов наиболее подходящее к данной ситуации (Девочка сломала или разбила стекло?; мама приклеивает или заклеивает конверт?) Определять правильность смысла предложенных предложений.
Решение логических задач. Развитие слухового внимания и логического мышления;
Состояние фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, слоговой структуры.Трудности в повторении сочетания гласных звуков, при их четкой артикуляции; цепочки слогов.
Не выделяет заданную произносительную единицу, среди других.
Навыки элементарного звукового анализа отсутствуют.
Дифференциация звуков затруднена.
Отмечаются нарушения слоговой структуры слова.
Формировать фонематический слух, фонематическое восприятие.
1 периодЗакреплять умение различать неречевые звуки и их направление: постукивание, похлопывание, шуршание бумаги, скрип двери, звуки бубна, металлофона и т п.
Подготовка к усвоению звуко-слогового ряда путем уточнения пространственно временных представлений.
Дифференциация существительных, отличающихся несколькими звуками, сходных по звуко-слоговой структуре (аналогично) осел-козел; ослик — козлик; газон — вагон и т п.
Тренировать умение удерживать в памяти и воспроизводить звуко-слоговой ряд из 3-4 элементов.
Формировать умение выделять элементы ритмического рисунка ударением.
Развитие интонационной выразительности.
Формирование слоговой структуры слова: типы 1, 2, 3, 4.
2 период
Дифференциация глаголов, сходных по звучанию (логопед задает вопросы к сюжетным картинкам): кто катает — кто купает; кто купает — кто покупает; кого пасут — кого несут и т п.
Тренировать умение дифференцировать правильное и неправильное произношение слов с опорой на наглядность.
Формировать умение находить в ряду слова отличающиеся от остальных по звуковому составу.
Развивать языковое чутье и чувство рифмы.
Формирование слоговой структуры слова: типы 5, 6, 7,8, 9,10.
3 период
Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.
Развивать звуко-слоговые представления ребенка.
Формирование слоговой структуры слова: типы 11, 12, 13.
Состояние мелкой моторики; ведущая рука.Правая рука ведущая.
Развитие мелкой моторики рук и совершенствование графических навыков.
1-2-3 периодыОсвоение различных движений пальцев рук. Сопровождать пальчиковые упражнения стихотворными текстами.
Уровень зрительного восприятия (по данным тифлопедагога).
Работа по предупреждению дисграфии.
1-2-3 периоды.Работа с графическими заданиями по рекомендациям тифлопедагога. Развитие пространственной ориентировки: в частях собственного тела, трехмерное пространство. Закрепление в речи названия цвета, формы, величины.
Состояние словарного запаса.Словарный запас ограничен пониманием обиходно-бытовой тематики.
Уточнение и расширение словарного запаса; усвоение первоначальных навыков словообразования (домик — лобик).
1 периодОпора на тематические циклы: «Игрушки»; «Фрукты»; «Овощи»; «Фрукты – овощи»; «Семья»; «Времена года Осень»; «Грибы»; «Домашние птицы»; « Дикие птицы»; «Дикие животные»; «Домашние животные»; «Одежда»; «Обувь»; «Времена года. Зима».
2 период
Опора на тематические циклы: «Город, транспорт»; «Мебель»; «Посуда»; «Человек, части тела»; «Продукты»; «Цветы, мамин праздник»; «Весна»; «Водоемы, рыбы»; «Дом и его части».
Формировать умение произносить имена друзей, кукол (двусложные слова с ударением на первом слоге Катя, Толя, Нина и т п); односложные слова, типа кот, нос, мяч и т п.
3 период
Опора на тематические циклы: «Профессии»; «Инструменты»; «Зоопарк»; «Деревья, кустарники»; «Цветы, травы»; «Ягоды»; «Насекомые»; «Лето».
Формировать умение произносить двусложные слова с ударением на первом слоге: санки, шуба, муха, ухо, каша и т п. Трехсложные слова с ударением на втором слоге (собака, панама, ворона. Машина, лопата), на последнем (голова, пароход, молоко, самолет, телефон). Различение на слух и самостоятельное употребление в речи хорошо знакомых слов с уменьшительным значением (домик, лобик, ручка, ножка).
Состояние грамматического строя речи.Грамматический строй сформирован на нижней границе нормы. Допускает ошибки в предложениях простых синтаксических конструкций; встречаются несогласования слов во фразе, аграмматизмы; не всегда правильно употребляет предлоги; падежи; имеются ошибки при преобразовании им сущ. во мн. ч.; ошибки в согласовании прилагат. и сущ. в косвенных падежах.
Формирование грамматических категорий.
1 – 2 – 3 периодУчить дифференцировать действия, выраженные глаголами ед. и мн. числа (плывет-плывут); действия, выраженные глаголами прошедшего времени ед. числа муж и жен рода (Валя пел — Валя пела, Валя мыл — Валя мыла) и т п.
Падежные формы (где малыш надевает шубу, где малышу надевают шубу); притяжательные местоимения (дай маме карандаш; дай мамин карандаш);
Глаголы, обозначающие голосовые реакции животных;
Усвоение уменьшительно-ласкательной формы слова.
Активизация использования простых форм предлогов ( в, на, под, за, над).
Продолжать работу по обучению изменению слов по падежам, согласование существительных и прилагательных в роде, числе. Активизация использования простых предлогов, подведение к употреблению падежных форм. Обучение разным способам словообразования(названия животных, посуды: заяц — зайчата; сахар — сахарница). Упражнять в назывании предмета, его признаков, подводить к его описанию. Учить отвечать на вопросы, не повторяя структуры вопроса. Обучение последовательному рассказу (игры-драматизации). Развивать умение строить разные типы предложений, используя картинки.
Состояние связной речи.Состояние связной речи.
Рассказ-описание:
Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями; Рассказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие смысловые замены. Рассказ производится после минимальной помощи.
Сюжетная серия:
Допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев. Рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление. Картинки разложены со стимулирующей
помощью, рассказ составлен самостоятельно.
Пересказ:
Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями. Пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие словесные замены.
Пересказ после минимальной помощи или после повторного прочтения.
Формирование связной речи.
1 периодСоставление предложений с заданным количеством слов с опорой на наглядность.
Составление предложений по картинке.
Составление рассказа-описания по схеме, плану.
2 период
Составление рассказа-описания по наглядному образцу. Составление рассказа по сюжетной картинке.
3 период
Составление рассказов по простой и сложной сериям сюжетных картинок. Пересказ простых текстов.
Источник
Фамилия, имя ребёнка: Иванов Дима, ОНР-III ур., 5 лет, старшая группа, 1 год обучения.
Направление коррекционной работы
Задачи по периодам
Сентябрь — ноябрь
Декабрь — февраль
Март — май
Удерживать губы и язык в заданном положении.
Мимические и артикуляционные упражнения.
Учить удерживать язык распластанным, широким.
Вырабатывать умение дуть по середине языка, спокойно лежащего на нижней губе.
Вырабатывать полноценные движения и определённые положения органов артикуляционного аппарата: точность движений, плавность и лёгкость, без подергивания, дрожания, плавного переключения с движения на другое.
Отрабатывать подъём языка а также загиб кончика вверх.
Вырабатывать полноценные движения и определённые положения органов артикуляционного аппарата: точность движений, плавность и лёгкость, без подергивания, дрожания, плавного переключения с движения на другое.
Работа над модуляцией голоса (повышение, понижение голоса).
Воспитание интонационной выразительности речи.
Дифференциация (С-Ш), (З-Ж).
Постановка фонем (Р), (РЬ).
Согласование прилагательных и существительных в роде, числе и падеже.
«Назови, что видишь» (серия зашумлённых картинок).
Игры и упражнения на развитие анализа и синтеза «Что за чем?»…
(пальчиковый игротренинг, шнуровка, мозаика, конструктор, обводка и штриховка фигур и т.д.).
Кремлёва Светлана Валентиновна,
учитель-логопед,
МБДОУ «Тотемский детский сад
общеразвивающего вида № 9 «Сказка»
Loading …
Источник
План индивидуальной логокоррекционной
работы на 2018-2019 учебный год
Смирнов Иван.
Логопедическое заключение: общее недоразвитие речи (3 – ий уровень речевого развития).
I
Подготови
тельный
Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.
Развитие слухового и зрительного внимания, памяти.
Развитие фонематического восприятия:
Узнавание неречевых звуков;
Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;
Различение слов, близких по звуковому составу;
Дифференциация слогов;
Дифференциация фонем;
Развитие навыков элементарного анализа и синтеза
Развитие общей и мелкой моторики;
Устранение недостаточности речевой моторики
Воспитание точных движений губ, языка;
Укрепление мышц языка;
Отработка новых упражнений к каждому новому звуку;
Работа над речевым дыханием.
II
Формирование первичных произносительных умений и навыков
Уточнение произносимых звуков.
Постановка звуков: Постановка свистящих [с], [з], [ц].
Постановка шипящих [ч], [щ], [ш], [ж].
Постановка сонор [л], [ль], [р], [рь].
Автоматизация навыка произношения звуков с, з, ц, ч, щ, ш, ж, л, ль, р, рь. на речевом материале (в слогах, словах, фразах, потешках, стихах, тексте).
Развитие умения дифференцировать произношение звуков, сходных по артикуляции или по звучанию: твердые-мягкие, глухие-звонкие, шипящие-свистящие,
III
Формирование коммуникативных умений и навыков
Введение поставленных звуков в самостоятельную речь (разучивание стихотворений, пересказ текстов, беседа на заданную тему и т.д.)
IV
Работа над лексико-грамматическим строем речи
Расширение и уточнение пассивного и активного словаря по темам, введение обобщающих понятий.
Подбор к словам синонимов и антонимов.
Падежные формы имен существительных (дифференциация И.п., ед. и мн.ч, отработка В.п., Р.п., Д.п., П.п., предложно падежные конструкции, падежные формы мн.ч.).
Согласование существительных и прилагательных (И.п., м.р., и ж.р., И.п. ср.р., косвенные падежи).
Работа над совершенствованием предикативной лексики (наст.вр. ед. и мн.ч., изменение по родам, лицам в прошлом вр., будущее время).
Расширение и уточнение словаря наречий.
Работа над словообразованием (уменьшительно-ласкательные формы существительных и прилагательных, образование прил. От сущ. (относит., притяжат.) образование приставочных глаголов, образование родственных слов).
V
Работа над слоговой структурой слова
Слова со стечением согласных.
Слова со сложными стечениями (три и более согласных рядом).
Предложения с использованием слов сложной слоговой структуры.
VI
Формирование связной речи
Работа над предложением (составление простых нераспространенных предложений, введение в речь распр. предложений, работа над сложными предложениями).
Составление рассказов-описаний, пересказ короткого и длинного текста с иллюстрациями, составление рассказа по серии картин, по сюжетной картине, самостоятельный рассказ на заданную тему.
VIII
Обучение грамоте
Формирование и закрепление представлений о звукобуквенном составе слова, навыка чтения, используя аналитико-синтетический метод.
IX
Совершенствование психологической базы речи
Расширение объема зрительной и слуховой памяти.
Развитие вербального мышления.
Учитель-логопед ______________________Сысоева Е.П.
Источник