Индивидуальный план развития ребенка с онр

Индивидуальный план развития ребенка с онр thumbnail

       Дети с ОНР III уровня зачисляются в группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на два года обучения, в течение которых учитель-логопед проводит с ними фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия на основе составленных планов фронтальной, подгрупповой и индивидуальной работы на учебный год. Планы индивидуальной работы учитель-логопед разрабатывает не реже одного раза в год. При этом необходимо учитывать уровень речевого и общего развития, индивидуальные особенности детей. Основная задача индивидуальных логопедических занятий – формирование звуковой стороны речи: постановка отсутствующих звуков, коррекция произношения искаженных и дифференциация смешиваемых звуков. При необходимости на индивидуальных занятиях проводится работа по формированию лексико-грамматического строя речи, связного высказывания. А также по развитию психологической базы речи.

   Планы индивидуальных занятий учитель-логопед составляет на основании индивидуального плана коррекционного развития ребенка. При планировании индивидуальных занятий учитываются структура речевого дефекта, возраст ребенка, его индивидуально-личностные особенности.

1. Формирование полноценной звуковой стороны речи.

2. Развитие фонематического восприятия, слуха и навыков звукового анализа.

3. Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи.

4. Развитие связной речи.

5. Развитие внимания, памяти, мышления.

Направления (вид) коррекционной работы

Содержание коррекционной работы

Развитие общей и мелкой моторики

Совершенствование статической и динамической организации движений.

Развитие артикуляционной моторики

Подготовка артикуляционных укладов нарушенных звуков через упражнения артикуляционной гимнастики.

Развитие мимической мускулатуры

Нормализация мышечного тонуса, формирование объема и дифференциации движений мышц лица.

Развитие просодической стороны речи

Развитие голоса, физиологического и речевого дыхания, темпа речи и мелодико-интонационной окраски.

Коррекция звукопроизношения

Постановка звуков   Ш, Ж,Ч, Щ;  С, Сь, З, Зь, Ц; Л, Ль; Р, Рь; Й; К, Кь; Г, Гь; Х, Хь; Т, Ть; Д, Дь.

Автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях, тексте;

Дифференциация поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, тексте со сходными по артикуляционным и акустическим признакам.

Коррекция слоговой структуры слова

1.Двухсложные слова из открытых слогов.

2.Трёхсложные слова из открытых слогов.

3.Односложные слова.

4.Двухсложные слова с закрытым слогом.

5.Двухсложные слова со стечением согласных             в середине слова.

6.Двухсложные слова из закрытых слогов.

7.Трёхсложные слова с закрытым слогом.

8.Трёхсложные слова со стечением согласных.

9.Трёхсложные слова со стечением согласных                       и закрытым слогом.

10.Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных.

11.Односложные слова со стечением согласных            в начале или середине слова.

12.Двухсложные слова с двумя стечениями согласных.

13.Трёхсложные слова со стечением согласных                       в начале и середине слова.

14.Многосложные слова из открытых слогов.                                                                            

Развитие фонематического слуха, восприятия  и навыков языкового анализа и синтеза

Обучение определению заданных звуков в ряду других звуков, слогов, слов; выделению ударного гласного в начале слова и согласного в конце слова; определению места звука в словах. Деление слов на слоги, предложений на слова. Звуковой анализ небольших слов; составление слов из заданных звуков; определение ударного слога.

Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи

Экспрессивная речь. Работа над обобщающими понятиями, называние времён года и профессий; подбор существительных по темам. Предметный словарь: называние детёнышей, малознакомых предметов. Частей тела и предметов. Словарь прилагательных: называние прилагательных по цвету, форме, качеству материала, подбор прилагательных к существительным, подбор синонимов, притяжательные прилагательные. Глагольный словарь: подбор глаголов к существительным, глаголы прошедшего времени, совершенный вид глагола, возвратные глаголы. Подбор антонимов. Импрессивная речь. Различение уменьшительно-ласкательных форм слова, приставочных глаголов, предложно-падежных конструкций. Грамматический строй речи. Образование множественного числа существительных, существительных с уменьшительно-ласкательным значением, употребление существительных в косвенных падежах, согласование прилагательных с существительными, существительных с числительными, образование глаголов множественного числа и приставочных глаголов, употребление предложно-падежных конструкций.

Развитие связной речи

Обучение составлению предложений, пересказу, составлению описательных рассказов, по серии сюжетных  картин и по сюжетным картинам.

Развитие внимания и памяти, мышления

Развитие свойств  произвольного внимания: объёма, устойчивости, распределения, переключаемости.

Читайте также:  Развитие ребенка реферат по медицине

Развитие памяти: зрительной, слуховой, двигательной; объёма и долговременности.  

Развитие мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, абстрактно-логического.

1. Гомзяк О.С.  Организация логопедической работы с детьми 5-7 лет с ОНР III уровня. –  М.: изд-во ГНОМ, 2013

Источник

Индивидуальный план коррекционно – логопедического развития ребенка с ОНР

Фамилия, имя ребенка: ___Х__

Год рождения: 12 декабря 2011 год

Период обучения: 1 год

Название учреждения: Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Медведевский детский сад №3 «Золотой ключик»

Группа: средняя

Заключение ЦПМПк: Гиперметропия высокой степени, амблиопия высокой степени, ОНР-III уровень со вторичным снижением в развитии ВПФ на фоне РОП ЦНС. Оперированный врожденный порог сердца. (ЗПР?)

Задачи:

1. Формировать полноценную звуковую сторону речи.

2. Развивать фонематическое восприятие, слух и навыки звукового анализа.

3. Развивать и совершенствовать лексико-грамматическую сторону речи.

4. Развивать связную речь.

5. Развивать внимание, память, мышление.

Направление (вид)

коррекционной работы

Содержание коррекционной работы

Медицинская коррекция (по назначению врача-невролога, психоневролога)

Медикаментозное воздействие, физиотерапевтическое воздействие (электрофорез, УФО, шерстяные обертывания, электросон), массаж, ЛФК, витаминотерапия.

Развитие общей и мелкой моторики

Совершенствование статической и динамической организации движений.

Развитие артикуляционной моторики

Подготовка артикуляционных укладов нарушенных звуков через упражнения артикуляционной гимнастики

Развитие мимической мускулатуры

Нормализация мышечного тонуса, формирование объема и дифференциации движений мышц лица.

Развитие просодической стороны речи

Развитие голоса, физиологического и речевого дыхания, темпа речи и мелодико-интонационной окраски.

Коррекция звукопроизношения

Постановка звуков: Ш, Ж,Ч,Щ; С,СЬ,З,ЗЬ,Ц; Л,ЛЬ; Р,РЬ; Й; К,КЬ; Г,ГЬ; Х,ХЬ; Т,ТЬ; Д,ДЬ.

Автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях, тексте; дифференциация поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, тексте со сходными звуками по артикуляционным и акустическим признакам.

Коррекция слоговой структуры слова

1. Двусложные слова из открытых слогов.

2. Трехсложные слова из открытых слогов.

3. Односложные слова.

4. Двусложные слова с закрытым слогом.

5. Двусложные слова со стечением согласных в середине слова.

6. Двусложные слова из закрытых слогов.

7. Трехсложные слова с закрытым слогом.

8. Трехсложные слова со стечением согласных.

9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом.

10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных.

11. Односложные слова со стечением согласных в начале и середине слова.

12. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных в начале и середине слова.

13. Трехсложные слова со стечением согласных в начале и середине слова.

14. Многосложные слова.

Развитие фонематического слуха, восприятия навыков звукового анализа

Обучение определению заданных звуков в ряд других звуков, слогов, слов; выделение ударного гласного в начале слова и согласного в конце слова; определению места звука в словах. Деление слов на слоги, предложений на слова. Звуковой анализ небольших слов; составление слов из заданных звуков; определение ударного слога.

Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи

Экспрессивная речь. Работа над обобщающими понятиями, названиями времен года и профессий; подбор существительных по темам.

Предметный словарь: называние детенышей, малознакомых предметов, частей тела и предметов.

Словарь прилагательных: называние прилагательных по цвету, форме, качеству материала, подбор прилагательных к существительным, подбор синонимов, притяжательные прилагательные.

Глагольный словарь: подбор глаголов к существительным, глаголы прошедшего времени, совершенный вид глагола, возвратные глаголы. Подбор антонимов.

Импрессивная речь. Различение уменьшительно-ласкательных форм слова, приставочных глаголов, предложно-падежных конструкций.

Грамматический строй речи. Образование множественного числа существительных, существительных с уменьшительно-ласкательным значением, потребление существительных в косвенных падежах, согласование прилагательных с существительными, существительных с числительными, образование глаголов множественного числа и приставочных глаголов, употребление предложно-падежных конструкций.

Развитие связной речи

Обучение составлению предложений, пересказу, составлению описательных рассказов, по серии сюжетных картин и по сюжетным картинам.

Развитие внимания, памяти и мышления

Развитие свойств произвольного внимания: объема, устойчивости, распределения, переключаемости. Развитие памяти: зрительной, слуховой, двигательной; объема и долговременности. Развитие мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, абстрактно-логического.

Источник

 год рождения ребёнка

Логопедическое заключение

ОНР 3 уровень

Актуальная проблема

 Полиморфное нарушение звукопроизношения, слоговой структуры слова, фонематического слуха, связной речи, бедность словаря. Грубые нарушения предложно-падежных конструкций.

Цель

Устранение нарушений речи посредством специального обучения и воспитания.

Задачи.

Развитие общей и мелкой моторики.

Развитие мимики и эмоций.

Развитие слухового восприятия и фонематического слуха

Развитие артикуляционной моторики, просодии, коррекция звукопроизношения.

Развитие импрессивной речи.

Коррекция слоговой структуры слова.

Пополнение активного словаря.

Коррекция лексико-грамматического строя речи, логического мышления и связной речи.

Читайте также:  Книга развитие ребенка от рождения до года скачать бесплатно

Содержание

 В соответствии с Рабочей программой учителя-логопеда и Адаптированной основной  образовательнаой программой для детей  с тяжелыми нарушениями речи  (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет  Н.В. Нищевой

(указать пособия используемые в работе и методики)

Содержание работы

1. Развитие общей и мелкой моторики.

Логоритмические упражнения под музыку.

Упражнения на развитие общей и мелкой моторики.

«Су-Джок» гимнастика.

Использование  кинетического песка для развития тактильных ощущений и развития мелкой моторики рук.

2. Развитие мимики и эмоций.

Формирование мимических поз по картинкам: радость, удивление, печаль, обида.

3. Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.

Узнавание и воспроизведение гласных звуков громко-тихо, близко-далеко, со сменой артикуляционных укладов.

Определение первого гласного звука в слове, , последнего звука (согласного, гласного), нахождение заданного звука (гласного в слове в ударной позиции); повторение звуковых рядов; различение слов со сходным звуковым составом.

Определение первого согласного звука в слове.

4. Развитие артикуляционной моторики, просодии, коррекция звукопроизношения.

Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков.

  • Логопедический массаж с использованием логопедических зондов (по методике Новиковой), массаж языка и щек  с помощью вибромассажёра «Z-Vibe»
  • упражнения на развитие целенаправленной воздушной струи « Сдуй бабочку с цветка“, „Забей мяч в ворота“, „Подуй на ватку“, „Фокус», «Футбол», «Паровоз», «Летающий шарик»,

Артикуляционные упражнения для языка:

– язык широкий, узкий, чашечкой, трубочкой;

-упражнение, Лошадка, (присасывание языка к верхним альвеолам);

– Лопатка, (распластывание широкого языка и удержание его между зубами);

-Болтушка, (движение вперёд-назад при открытом рте);

– Кошечка, (попеременный захват языком то верхней, то нижней губы);

– Вкусное варенье, (движение языка по верхней губе, затем по нижней);

– Часики, (тянуться к ушам, на счёт);

– Качели, (движение вверх-вниз);

– Маляр, (движения от верхних зубов к горлу и обратно по нёбу).

  • Постановка и автоматизация звуков: шипящих, соноров.
  • Автоматизация звуков.
  • Дифференциация звуков: [с]- [ш], [з]- [ж], [р]-[л],[ш]- [ж]

5. Развитие импрессивной речи.

Исправление семантической ошибки в предложении.

Понимание значения пространственных наречий.

Выполнение 3-х действий по одной инструкции.

Узнавание предмета по описанию.

Использование, чудесного мешочка,

6. Коррекция лексико-грамматического строя речи, логического мышления и связной речи.

Классификация предметов.

Образование прилагательных от существительных. Использование лото: Что из чего? Повар; Ателье,

Расширение словаря признаков, слов-действий: Подбери предмет к действию, Подбери признак к предмету.

Называние антонимов: высокий-низкий, широкий-узкий, длинный-короткий, толстый-тонкий.

Закрепление в речи грамматических конструкций со сложными предлогами, с употреблением существительных множественного числа в косвенных падежах.

 Закрепление в словосочетаниях и предложениях существительных с числительными.

Составление предложений (сложносочинённых, сложноподчинённых).

Пересказ короткого текста с опорой (на картинку), составление рассказа по картинке, серии картин.

Сроки динамического контроля

Динамические показатели

Январь ______ г.

Динамика: (положительная, незначительная, нулевая, отрицательная)

Особенности речевого развития _______________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Причины отрицательной или нулевой динамики _________________________________ ___________________________________________________________________________

Май _______ г.

Динамика: (положительная, незначительная, нулевая, отрицательная)

Особенности речевого развития _______________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Причины отрицательной или нулевой динамики _________________________________

Источник

Месяц

Образовательная область

Направление развития

Задачи

Содержание

работы

Тема

октябрь

Речевое развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое

развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Развитие словаря.

Фонематическое

восприятие

Сенсорное развитие. Развитие психических функций

Изобразительная деятельность

Формирование гендерных и гражданских чувств

Совместная трудовая деятельность.

Физическая культура.

Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.

Расширять представления об осенней одежде и обуви, активизировать предметный словарь по теме. Учить образовывать множественное число имен существительных. Развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.

Учит различать и называть цвета, развивать мелкую моторику рук. Развитие классификации по различным признакам.

Развитие способности удерживать в памяти заданные инструкции, развитие наблюдательности, концентрации и распределения внимания.

Развитие продуктивной деятельности и творческого потенциала. Учить создавать образ из округлых форм и цветовых пятен.

Формировать представления о росте и развитии ребенка, его прошлом, настоящем и будущем. Углублять представления детей о семье. Закреплять представления ребенка о себе как о члене коллектива, развивать чувство общности с другими детьми, формирование положительного отношения к труду.

Совершенствовать координацию движений, равновесия, умение следить за положением своего тела в разнообразных упражнениях.

Обобщение элементарных валеологических знаний детей о строении, жизнедеятельности, возможности человеческого организма.

Д. И.

Закончи предложение.

Один – много.

Читайте также:  Сексуальное развитие у ребенка в каком возрасте

Кто   больше?

Угадай-ка.

Один и много

Чьи эти вещи?

Найди такой же листок.

Продай то, что назову.

Четвертый лишний.

Будь внимательным.

Найди на ощупь.

Волшебный мешочек.

Рисование

Фрукты на тарелке.

Зайцы на полянке.

Запасы на зиму.

Осенний лес.

Лепка.

«Овощи для магазина.»

Грибы в корзинках.

Аппликация.

Поспели яблоки в саду.

Осенний ковер

Путешествие в страну здоровья.

П. игры.

Пилоты.

Зайка серый умывается.

Гуси-гуси.

Мыши.

Прокати мяч.

Ровным кругом.

Мир осенней одежды и обуви.

Падают листья.

Что нам осень подарила: попробуем осень на вкус.

Что мы знаем о России.

Мой организм.

ноябрь

Речевое развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое

Развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Формирование грамматического строя речи.

Развитие связной речи.

Формирование целостной картины мира.

Познавательно-исследовательская деятельность.

Восприятие художественной литературы.

Музыкальное развитие

Формирование общепринятых норм поведения.

Физическая культура.

Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.

Упражнять  в образовании множественного числа) существительных в именительном и родительном падежах. Активизация глагольного словаря.

Продолжать знакомить  с трудом взрослых. Воспитание уважения к людям разных профессий. Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебания предмета.

Воспитывать эмоционально-образное восприятие содержание сказки. Учить понимать и оценивать характер и поступки героев. Развития ладового чувства, звуковысотного слуха, чувства ритма, определение характера музыки.

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Развитие ловкости и выносливости в играх и упражнениях. Закрепить знания детей о соблюдении режима дня в укреплении здоровья каждого человека.

Разноцветные вагончики.

Найди на ощупь

Что изменилось?

Цепочка действий.

Найди ошибку.

Кукольный детский сад

Кому что нужно для работы .

Вам письмо.

Тик-так –это не так.

Узнай по звуку.

Почему все звучит?

Рассказывание русской народной сказки «Лисичка со скалочкой»

Игра-драматизация «Наша Маша маленькая»

Ласковое имя

Передай другому.

Распорядок дня.

П. игры

Из кружка в кружок.

Обезьянки.

Такси.

Детский сад в нашем городе.

Мои любимые игрушки.

Мальчики и девочки.

Мой домашний любимец.

                                                                                      декабрь

Речевое развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое

развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Формирование коммуникативных навыков.

Обучение элементам грамоты.

Развитие математических представлений

Конструктивно – модельная деятельность.

Изобразительная деятельность

Развитие игровой и театрализованной

деятельности

Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе

Физическая культура.

Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.

деятельности

Учить  взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребенка.

Развивать уважение в общении, привычку пользоваться вежливыми словами.

Продолжать учить  определять первый звук в слове, называть его.

Учить порядковому счету (до 5), продолжать учить сравнивать предметы по высоте, находить и называть предметы круглой, различать лево, право, расширять представление о временах суток, закреплять знание цифр от 1 до 5.

Учить планировать свою деятельность, закреплять умения замещать предметы деталями конструктора, закреплять знания о геометрических телах, умение выстраивать из них образы похожие на реальные.

Развивать умение классифицировать и объяснять опасные и безопасные ситуации, изображённые на картинках, закрепить представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми.

Формирование умений и навыков в ловле и подбрасывании мяча по-разному, подскоках, координации движения. Дать детям представления о том, что глаза, являются одним из основных органов чувств человека.

Какое время года.

Отгадай загадки.

Выше – ниже

Где левая, где правая?

Не ошибись.

Веселый счет.

Как попасть в парк?

Отбери фигуры.

Птицы на кормушке.

Назови птицу.

Лепка.

Птицы на кормушке.

Рисование.

В лесу родилась елочка.

Аппликация.

Новогодняя открытка

Как избежать неприятностей?

Наша улица.

Телевизор.

Сложи такой же предмет.

Так – не так.

Мой портрет.

Моя семья.

Назови своих друзей.

Послушай и запомни.

Смотри во все глаза

П. и.

Танцоры и музыканты.

По узенькой дорожке.

Не забегай в круг.

Новогодний хоровод.

Что зима нам подарила.

Как помочь птицам зимой.

Мастерская Деда Мороза.

Новый год.

Источник